Борис семенович якоби физик и изобретатель

Мориц Герман фон Якоби родился в состоятельной еврейской семье [2] . Отец будущего физика, Симон Якоби, был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III; мать, Рахель Леман, была домохозяйкой [3] . Свою учёбу он начинает в Берлинском университете, затем переходит в Гёттингенский университет. По окончании курса в Гёттингене до 1833 года работал архитектором в строительном департаменте Пруссии.

Изобретение электродвигателя

В 1834 году переезжает в Кёнигсберг, где в университете преподавал его младший брат Карл. Увлечения физикой приводят Якоби к серьёзному изобретению — первому в мире электродвигателю с непосредственным вращением рабочего вала. До изобретения Якоби существовали электротехнические устройства с возвратно-поступательным или качательным движением якоря. Якоби отозвался об одном из них [4] :

такой прибор будет не больше, чем забавной игрушкой для обогащения физических кабинетов, его нельзя будет применять в большом масштабе с какой-нибудь экономической выгодой.

Целью учёного становится создание более мощного электродвигателя с возможностью его практического применения. В 1834 году Якоби строит электродвигатель, основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами.

Двигатель состоял из двух групп магнитов: четыре неподвижных были установлены на раме, а остальные — на вращающемся роторе. Для попеременного изменения полярности подвижных электромагнитов служил придуманный учёным коммутатор, принцип устройства которого используется до настоящего времени в тяговых электродвигателях. Двигатель работал от гальванических батарей и на момент создания был самым совершенным электротехническим устройством [5] . Двигатель поднимал груз массой 10—12 фунтов (примерно 4—5 кг) на высоту 1 фут (примерно 30 см) в секунду [6] . Мощность двигателя была около 15 Вт, частота вращения ротора 80-120 оборотов в минуту [7] . В этом же году Якоби направляет рукопись с описанием своей работы в Парижскую академию наук. Изобретение рассматривается на заседании Академии и практически сразу работа публикуется [8] . Таким образом, о построенном в мае 1834 года в Кёнигсберге двигателе становится широко известно в декабре 1834 года [9] .

Российский период

Работы Якоби были высоко оценены В. Я. Струве, П. Л. Шиллингом и по их рекомендации Якоби в 1835 году был приглашён на должность профессора в Дерптский университет на кафедру гражданской архитектуры. В этом же году Якоби публикует «Мемуар о применении электромагнетизма для движения машин», вызвавший большой интерес в академических кругах.

В 1837 году по рекомендации нескольких членов Петербургской академии наук, Якоби составляет докладную записку с предложением о практическом применении своего электродвигателя «для приведения в действие мельницы, лодки или локомотива» и подаёт её Министру народного просвещения и президенту Академии графу С. С. Уварову [10] . Предложение Якоби было доведено до сведения Николая I, который даёт распоряжение о создании «Комиссии для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби». Комиссию поручено возглавить адмиралу И. Ф. Крузенштерну, в состав входят академики Э. Х. Ленц, П. Л. Шиллинг и другие известные учёные. На проведение работ выделяется баснословная по тем временам сумма в 50 тысяч рублей [11] . Якоби навсегда переезжает в Россию, принимает российское подданство и до конца жизни считает Россию своей второй родиной:

Культурно-историческое значение и развитие наций оцениваются по достоинству того вклада, который каждая из них вносит в общую сокровищницу человеческой мысли и деятельности. Поэтому я обращаюсь с чувством удовлетворенного сознания к своей тридцатисемилетней ученой деятельности, посвященной всецело стране, которую привык считать вторым отечеством, будучи связан с нею не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина. Я горжусь этой деятельностью потому, что она, оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем принесла непосредственную и существенную пользу России.

Научно-техническое творчество учёного было многообразным. Якоби изобрёл ряд приборов для измерения электрического сопротивления, названных им вольтагометром. В 1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, а именно открыл гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии. Он сконструировал телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв и цифр и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, руководил строительством первых кабельных линий в Санкт-Петербурге и между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Разрабатывал гальванические батареи, много работал над созданием противокорабельных мин нового типа, в том числе самовоспламеняющихся (гальваноударных) мин, мин с запалом от индукционного аппарата; был инициатором формирования гальванических команд в сапёрных частях русской армии.

Работы Якоби получили заслуженное признание, в 1839 году он был утверждён в звании адъюнкта Императорской Академии Наук, в 1842 году стал экстраординарным, а в 1847 году — ординарным академиком. За изобретение гальванопластики Б. С. Якоби в 1840 году удостоен Демидовской премии в размере 25000 рублей, в 1867 году награжден Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже [1] . Жалован дипломом на потомственное дворянское достоинство 04.12.1864 [12] .

Последние годы жизни заведовал Физическим кабинетом Петербургской академии наук. Умер Борис Семёнович Якоби в Санкт-Петербурге от сердечного приступа. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище на Васильевском острове.

Научное наследие

Совместно с академиком Ленцем Якоби исследовал электромагнитные притяжения и законы намагничивания железа. Для этой цели он построил особый реостат, названный им вольт-агометром. В 1839 г. Якоби построил лодку с электромагнитным двигателем, который от 69 элементов Грове развивал 1 лошадиную силу и двигал лодку с 14 пассажирами по Неве против течения. Это было первое применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах. В 1838 г. Якоби сделал свое самое замечательное открытие, а именно гальванопластику. В 1840 г. Якоби был утвержден в звании адъюнкта Императорской Академии Наук, в 1842 г. экстраординарным, а в 1847 г. ординарным академиком. Оценка работ Якоби была дана академиком Вильдом в речи, произнесенной 29 декабря 1874 г. в годичном заседании Академии Наук (см. "Bulletin de l’Academie" декабрь 29, 1876). Якоби продолжительное время нес еще обязанности члена мануфактурного совета при Министерстве финансов. В 1867 г., во время всемирной выставки в Париже, Якоби был делегатом от России в международной комиссии для выработки общих единиц мер, весов и монет; здесь Якоби явился горячим поборником метрической системы. В 1842 — 1845 гг. Якоби построил телеграф с подземными проводами между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Якоби построил также по этой линии несколько телеграфных аппаратов новой весьма остроумной конструкции, которые хранятся в физическом кабинете Академии Наук.

Основные научные труды Б.С. Якоби

Гальванопластика или способ по данным образцам производить медные изделия из медных растворов помощью гальванизма, Спб., 1840.

Адреса в Санкт-Петербурге

См. также

Примечания

  1. 12Кузнецов И. В. Борис Семёнович Якоби (1801 — 1874) // Люди русской науки / Кузнецов И. В.. — М., — Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948. — Т. 2. — 554 с.
  2. Луцкий Марк.Евреи-изобретатели. Борис Семёнович Якоби (1801-1874) (рус.) // Евгений Беркович Сетевой журнал «Заметки по еврейской истории». — 2009. — В. февраль. — № 3 (106).
  3. Якоби Борис Семенович (Мориц Герман) (1801—1874) Инженер, учёный (рус.) . Кто есть кто. Музей Энергии. Архивировано из первоисточника 2 июня 2012.Проверено 12 марта 2010.
  4. Белкинд Л. Д., Веселовский О. Н., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А. Первые конструкции электродвигателей постоянного тока // История энергетической техники. — 2-е, переаб. и доп. — М — Л: Госэнергоиздат, 1960. — С. 230. — 664 с.
  5. ЭЛКОМИстория изобретения электродвигателя (рус.) . Электрическая машина (25 декабря 2009). (недоступная ссылка — история) Проверено 12 марта 2010.
  6. Открытие явления электромагнитной индукции и развитие электрических машин до 70-х годов XIX в. (рус.) . История развития техники. (недоступная ссылка — история) Проверено 12 марта 2010.
  7. История изобретения электродвигателя (рус.) . НПО ЭЛЕКТРОСИЛА. Архивировано из первоисточника 2 июня 2012.Проверено 12 марта 2010.
  8. Авт.-сост. Истомин С. В.Самые знаменитые изобретатели России. — М .: Вече, 2002. — С. 115. — 479 с. — (Самые знаменитые). — ISBN 5-7838-0621-8
  9. Белкинд Л. Д., Веселовский О. Н., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А. Первые конструкции электродвигателей постоянного тока // История энергетической техники. — 2-е, переаб. и доп. — М — Л: Госэнергоиздат, 1960. — С. 233. — 664 с.
  10. Белкинд Л. Д., Веселовский О. Н., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А. Первые конструкции электродвигателей постоянного тока // История энергетической техники. — 2-е, переаб. и доп. — М — Л: Госэнергоиздат, 1960. — С. 234. — 664 с.
  11. Касаткин Г. С.Изобретатели двигателей (рус.) // Журнал «Железнодорожный транспорт». — М, 2008. — № 12. — С. 80.
  12. ДС-XX-070

Литература

  • Борис Семёнович Якоби: библиогр. указатель / Сост. М. Г. Новлянская; Под ред. К. И. Шафрановского; Вступит. статья чл.-кор. АН СССР Т. П. Кравца.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. — 320 с.

Ссылки

Якоби, Борис Семёнович на Викискладе ?
  • Биография Якоби Б. С. на сайте Физика в России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Якоби, Борис Семёнович" в других словарях:

Якоби Борис Семёнович — (Jacoby) (Мориц Герман) (1801 1874), физик и электротехник, академик Петербургской АН (1842). Родился в Германии. Учился в Берлинском и Гёттингенском университетах. В 1829 получил диплом архитектора. В 1834 переехал в Кенигсберг, где начал… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Якоби Борис Семёнович — Борис Семёнович Якоби, 1870 Борис Семёнович (Мориц Герман фон) Якоби (нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам 11 марта 1874, Санкт Петербург) русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847). Является родным братом… … Википедия

Якоби, Борис Семёнович — ЯКО/БИ Борис Семёнович, Мориц Герман (1801 1874) российский физик и изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1842). Родился в Германии. Окончил Гётингенский университет (1823). С 1835 г. в России, работал профессором в… … Морской биографический словарь

Якоби, Борис Семёнович — Якоби, Борис Семенович ЯКОБИ Борис Семенович (Мориц Герман) (1801 74), российский физик и электротехник. Родился в Германии, с 1835 в России. Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838); создал гальванотехнику (1838) … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЯКОБИ Борис Семёнович — (Мориц Герман, 1801 74), рос. ученый физик и изобретатель в области электротехники, акад. Петерб. АН (1847). Род. в Германии. Окончил Геттингенский ун т (1829). С 1835 в России, проф. Дерптского (Тартуского) ун та, затем с 1837 работал в… … Энциклопедия РВСН

ЯКОБИ Борис Семёнович — (Мориц Герман, 1801 74), рос. ученый физик и изобретатель в области электротехники, акад. Петерб. АН (1847). Род. в Германии. Окончил Геттингенский ун т (1829). С 1835 в России, проф. Дерптского (Тартуского) ун та, затем с 1837 работал в… … Военный энциклопедический словарь

Борис Семёнович Якоби — см. Якоби, Борис Семёнович … Морской биографический словарь

Борис Семёнович Якоби — Борис Семёнович Якоби, 1870 Борис Семёнович (Мориц Герман фон) Якоби (нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам 11 марта 1874, Санкт Петербург) русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847). Является родным братом… … Википедия

Якоби, Борис — Борис Семёнович Якоби, 1870 Борис Семёнович (Мориц Герман фон) Якоби (нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам 11 марта 1874, Санкт Петербург) русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847). Является родным братом… … Википедия

Якоби, Борис Семенович — Борис Семёнович Якоби, 1870 Борис Семёнович (Мориц Герман фон) Якоби (нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам 11 марта 1874, Санкт Петербург) русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847). Является родным братом… … Википедия

Русский ученый физик

Борис Семенович Якоби (Мориц-Герман фон Якоби, 9.IX.1801, Потсдам, Пруссия —11.III.1874, Санкт-Петербург). В 1823 г. окончил Геттингенский университет, получив специальность архитектора. Однако его привлекала научная деятельность, в особенности области физики и механики, касавшиеся практического применения электричества. В 1834 г. Якоби переехал в Кёнигсберг. Как указывал ученый, одной из главных причин переезда было существование в России передового научного направления, которое "показало миру и жизни, как нужно использовать достижения науки". Здесь он предложил более совершенную, по сравнению с известными, конструкцию "магнитного аппарата" — электродвигателя.

Двигатель Якоби состоял из двух частей — вращающейся и неподвижной. Каждая из них имела свою группу П-образных электромагнитов. Питание неподвижной группы электромагнитов осуществлялось от гальванических элементов — батарей; подвижная подключалась к батарее через коммутатор — специальный прибор, с помощью которого направление тока в каждом из электромагнитов менялось восемь раз за один оборот диска. Попеременное притяжение и отталкивание электромагнитов подвижной группы электромагнитами неподвижной группы заставляло вращаться диск и соединенный с ним вал двигателя. Мощность "магнитного аппарата" составляла около 15 Вт.

В 1835 г. Якоби был приглашен в один из крупнейших научных центров России — Дерптский (ныне Тартусский) университет. В 1837 г. он переехал в Петербург, где в последующие 20 лет выполнил важнейшие работы по электрическим машинам, электрическим телеграфам, минной электротехнике, электрохимии и электрическим измерениям.

В 1837 г. по ходатайству Министра просвещения и президента Российской академии наук С.С. Уварова была создана включавшая известнейших ученых того времени "Комиссия для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби". Работая в ней, он создал несколько конструкций электродвигателя. Один из них был установлен на судне — "электроходе", совершившем в сентябре 1838 г. первое плавание по р. Неве. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" писала по этому поводу: "…России принадлежит слава первого применения энергии на практике". Опыты над электроприводом судна продолжались вплоть до 1840 г., пока они не привели ученого к выводу, что решение вопроса о широком применении электродвигателя зависит от создания более экономичного и удобного источника тока, чем гальванические батареи.

В 1837 г., Б.С. Якоби, работая над усовершенствованием элемента Даниеля, который он намеревался применить для электродвигателя, обнаружил полное сходство поверхности медного катода и снятого с него кусочка восстановленной меди. Предложенный им "простой гальванопластический аппарат" представлял собой деревянный ящик, гуммированный асфальтовым цементом. В середину ящика вставлялась "скважистая перегородка", разделявшая его на две части. В левой помещалась цинковая пластинка — анод,— и заливался слабый раствор серной кислоты или поваренной соли. В правую вставлялась медная пластинка — катод, — и заливался раствор медного купороса. Пластинки соединялись проводником; при этом на катоде осаждалась медь. Если медная пластинка имела на поверхности какие-либо неровности, то осажденная медь давала их зеркальное отображение.

Анализ исторических источников показывает, что Б. С. Якоби не не только первым изобрел гальванопластику, но и предсказал две другие области применения электроосаждения металлов — гальваностегию и гидроэлектрометаллургию. В известном письме Непременному секретарю Петербургской академии наук П. Н. Фуссу (1838 г.), к которому был приложен оттиск гравированной медной пластинки, выполненный электрохимическим способом, Якоби писал, что существовал и второй оттиск — неудачный. Он указывал, что результат опыта, в котором этот оттиск был получен, "оказался благоприятным в смысле резкости и точности воспроизводимых черт, но … неблагоприятным в том смысле, что не удалось полностью отделить восстановленную медь от гравированной медной пластинки". Но "возможно, — отмечал он далее, — что эта пластинка представляет еще больший научный интерес, чем иная удавшаяся". Позже в письме к А.Н. Демидову, датированном январем 1840 г., он писал: "Я не сомневаюсь, что если продвинуть эти исследования дальше и распространить их еще на другие вещества, то можно прийти к результатам, не менее плодотворным для науки, чем для металлургических процессов большого масштаба". Очевидно, что здесь речь идет о гидроэлектрометаллургии. Наконец, в своей знаменитой книге "Гальванопластика или Способ по данным образцам производить медные изделия помощию гальванизма" Якоби писал: "…предметы менее важные, как для защиты их от непогоды, так и для многих других причин, можно покрывать тонким слоем восстановленной меди", — прямое указание на возможность использования медных покрытий с защитной целью — гальваностегию.

В октябре 1838 г. Якоби сообщил Петербургской академии наук о разработанном им гальванопластическом процессе, а в 1840 г. опубликовал его полное описание в опубликованной в Санкт-Петербурге на русском и немецком языках книге "Гальванопластика или Способ по данным образцам производить медные изделия помощию гальванизма". В предисловии к этой работе учёный писал: "Гальванопластика исключительно принадлежит России: здесь она получила своё начало и своё образование".

Свое изобретение Якоби передал для всеобщего использования. Он "с редкой готовностью показывал всякому любопытствующему приборы свои, и множество изящных произведений нового искусства переходило из рук в руки и возбуждало в публике общее удивление".

Гальванопластика была высоко оценена в России. В мае 1840 г. газета "Санкт-Петербургские ведомости" писала: "Для нас, русских, это открытие, кроме материальных выгод, имеет другую прекрасную сторону, – оно произведено в России, усовершенствовано, сделано общим достоянием".

В 1840 г. Б.С. Якоби была присуждена полная Демидовская премия (девятое присуждение) за работу "Гальванопластика или Способ по данным образцам производить медные изделия помощию гальванизма". Эту премию он "пожелал употребить на дальнейшие исследования и опыты по части электромагнетизма и гальванизма и усовершенствование теории сих загадочных сил природы". Кроме того, за изобретение гальванопластики "за оказанные наукам, художествам и вообще отечественной промышленности услугу" Якоби получил, по представлению Министерства финансов, вознаграждение, которое, по одним источникам составило 2 500, по другим – 25 000 рублей.

Гальванопластика сразу же получила широкое практическое применение. Ученый много сделал для внедрения ее в типографское и монетное дело, а также для производства художественных изделий.

Якоби изобрел около 10 разновидностей телеграфных аппаратов. Одним из первых в мире он построил кабельные телеграфные линии, в том числе линию Петербург — Царское Село протяженностью около 25 км (1843 г.). С 1839 г. он работал в "Комитете о подводных опытах", где под его руководством в течение 15 лет проводилась разработка минного оружия для русского флота и армии. Продолжая работы П. Л. Шиллинга, Якоби предпринял попытку создать, используя явление электромагнитной индукции, незадолго перед тем открытое Фарадеем, новый источник тока, лишенный недостатков вольтова столба и гальванических батарей. Предложенная им "электромагнитная батарея" состояла из магнитоэлектрической машины (генератора) и "индукционного катка" и представляла собой первую искровую генераторную систему зажигания высокого напряжения с индукционной катушкой.

Таким образом, наиболее важными достижениями многогранной и плодотворной научной и изобретательской деятельности Якоби явились создание первого практически применимого электродвигателя, электромагнитного генератора и индукционной катушки, разработка различных систем электрического телеграфа, изобретение гальванопластики. Говоря о большом значении, которое он придавал работам по гальванизму, ученый писал: "…в данном случае гальванизм в первый раз выйдет из рук физиков и из их кабинетов с тем, чтобы проникнуть в мастерские ремесленников и художников".

Деятельность Якоби высоко ценили его современники. Вот как отозвалась Академия наук на его смерть: "…можем мы пытаться умерить скорбь этой потери воспоминанием о пользе, принесенной покойным науке, искусству, промышленности, и об уважении, которым его имя пользуется как в нашем отечестве, так и во всех образованных странах земли. …безраздельна была…его любовь к науке. Он жил ею и для нее. Того, что он сделал в жизни, достаточно для его бессмертия в науке".

1. Радовский М.И. Борис Семенович Якоби. М.-Л. 1953.

2. Лукьянов П.М. История химических промыслов и химической промышленности России. Т.6. М. 1965.

Б. С. Якоби выдающийся физик, пионер электротехники. Уроженец Германии, Борис Семенович в полной мере смог реализовать свои таланты в России, куда переехал в 1835 г. Он известен не только как исследователь теории электромагнетизма, гальванопластики, но и как создатель ряда телеграфных аппаратов, каждый из которых был шагом вперед в развитии электротелеграфии.

Оглавление документа

Биография

Мориц Герман фон Якоби родился в состоятельной еврейской семье. Отец будущего физика, Симон Якоби, был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Мать, Рахель Леман, была домохозяйкой. Свою учёбу он начинает в Берлинском университете, затем переходит в Гёттингенский университет. По окончании курса в Гёттингене до 1833 года работал архитектором в строительном департаменте Пруссии.

Изобретение электродвигателя

В 1834 году переезжает в Кёнигсберг, где в университете преподавал его младший брат Карл. Увлечения физикой приводят Якоби к серьёзному изобретению–первому в мире электродвигателю с непосредственным вращением рабочего вала. До изобретения Якоби существовали электротехнические устройства с возвратно–поступательным или качательным движением якоря. Якоби отозвался об одном из них: такой прибор будет не больше, чем забавной игрушкой для обогащения физических кабинетов, его нельзя будет применять в большом масштабе с какой–нибудь экономической выгодой.

Целью учёного становиться создание более мощного электродвигателя с возможностью его практического применения. В 1834 году Якоби строит электродвигатель основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами.

Действующая модель электродвигателя Б.С. Якоби–Политехнический музей.

Двигатель состоял из двух групп магнитов: четыре неподвижных были установлены на раме, а остальные на вращающемся роторе. Для попеременного изменения полярности подвижных электромагнитов служил придуманный учёным коммутатор, принцип устройства которого, используется до настоящего времени в тяговых электродвигателях. Двигатель работал от гальванических батарей и на момент создания был самым совершенным электротехническим устройством. Двигатель поднимал груз массой 10–12 фунтов (примерно 4–5 кг) на высоту 1 фут (примерно 30 см) в секунду. Мощность двигателя была около 15 Вт, частота вращения ротора 80–120 оборотов в минуту. В этом же году Якоби направляет рукопись с описанием своей работы в Парижскую академию наук. Изобретение рассматривается на заседани Академи и практически сразу работа публикуется. Таким образом, о построенном в мае 1834 года в Кенисберге двигателе становится широко известно в декабре 1834 года.

Российский период

Работы Якоби были высоко оценены В.Я. Струве, П.Л. Шиллингом и по их рекомендации Якоби в 1835 году был приглашён на должность профессора в Дерптский университет на кафедру гражданской архитектуры. В этом же году Якоби публикует «Мемуар о применении электромагнетизма для движения машин«, вызвавший большой интерес в академических кругах.

В 1837 году по рекомендации нескольких членов Петербургской академии наук, Якоби составляет докладную записку с предложением о практическом применении своего электродвигателя «для приведения в действие мельницы, лодки или локомотива« и подаёт её Министру народного просвещения и президенту Академии графу С.С. Уварову. Предложение Якоби было доведено до сведения Николая I, который даёт распоряжение о создании «Комиссии для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби«. Комиссию пручено возглавить адмиралу И.Ф. Крузенштерну, в состав входят академики Э.Х. Ленц, П.Л. Шиллинг и другие известные учёные. На проведение работ выделяется баснословная по тем временам сумма в 50 тысяч рублей. Якоби навсегда переезжает в Россию, принимает российское подданство и до конца жизни считает Россию своей второй родиной. Культурно–историческое значение и развитие наций оцениваются по достоинству того вклада, который каждая из них вносит в общую сокровищницу человеческой мысли и деятельности. Поэтому я обращаюсь с чувством удовлетворенного сознания к своей тридцатисемилетней ученой деятельности, посвященной всецело стране, которую привык считать вторым отечеством, будучи связан с нею не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина. Я горжусь этой деятельностью потому, что она, оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем принесла непосредственную и существенную пользу России.

Научно–техническое творчество учёного было многообразным. Якоби изобрёл ряд приборов для измерения электрического сопротивления, названных им вольтагометром. В 1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, а именно открыл гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии. Он сконструировал телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв и цифр и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, руководил строительством первых кабельных линий в Санкт–Петербурге и между Санкт–Петербургом и Царским Селом. Разрабатывал гальванические батареи, много работал над созданием противокорабельных мин нового типа, в том числе самовоспламеняющихся (гальваноударных) мин, мин с запалом от индукционного аппарата; был инициатором формирования гальванических команд в сапёрных частях русской армии.

Работы Якоби получили заслуженное признание, в 1839 году он был утверждён в звании адъюнкта Императорской Академии Наук, в 1842 году стал экстраординарным, а в 1847 году–ординарным академиком. За изобретение гальванопластики Б.С. Якоби в 1840 году удостоен Демидовской премии в размере 25000 рублей, в 1840 году награжден Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Последние годы жизни заведовал Физическим кабинетом Петербургской академии наук. Умер Борис Семёнович Якоби в Санкт–Петербурге от сердечного приступа. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище на Васильевском острове.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector