Чем смазать пластиковые детали

Крупные производители пластиковых окон дают на свою продукцию расширенную гарантию в 20-30 лет. Однако никакая гарантия не освобождает владельцев от ухода за ними: постоянной смазки и регулировки (вопросы регулировки подробно рассмотрены в работе «Как отрегулировать пластиковое окно»).

При установке окон из ПВХ, специалисты-монтажники не объясняют хозяевам о необходимости профилактической смазки рабочих механизмов и уплотнительных резинок или же предлагают свои услуги с момента установки, что в большинстве случаев не устраивает заказчиков. Поэтому хозяева квартиры (дома) часто не знают где, когда и чем смазывать запорные механизмы, фурнитуру и резиновые уплотнители.

Восполним пробел в знаниях владельцев металлопластиковых окон и рассмотрим, как смазать пластиковые окна самостоятельно. Процесс несложный, его можно выполнить в домашних условиях своими руками.

Зачем смазывать окна

Простые домохозяйки знают, что трущиеся части узлов и деталей необходимо регулярно смазывать. Например, швейные машинки или петли двери они, при необходимости, и без участия сильной половины человечества обрабатывают машинным маслом. Окна смазывать почему-то никто сильно не спешит, хотя у них ситуация хуже, чем у дверей.

Даже кратковременное открытие створки ведет к оседанию уличной пыли на всех металлических деталях, в том числе и на смазке. С каждым годом количество грязи в масле растет, затрудняя работу запорных устройств и фурнитуры — проявляется абразивный эффект от посторонних примесей. Если не принимать мер, может произойти ускоренный износ трущихся узлов и ответных планок, которые не всегда можно найти в продаже.

Внимание: утеря слоя масла ведет к чрезмерному трению в сопряженных деталях, что проявляется в появлении посторонних звуков: щелчков, скрежета или скрипа (часто все вместе) — их появление требует немедленной обработки всех трущихся деталей смазочным маслом.

Производители механизмов и фурнитуры не выпускают взаимозаменяемых деталей, что ведет к дорогостоящей замене всей запорной системы при отсутствии малюсенькой детальки другой фирмы. Смазывание пластиковых окон решает сразу несколько задач:

  • повышает износостойкость трущихся деталей;
  • делает работу запорного механизма бесшумной;
  • облегчает процесс открытия (закрытия) створок;
  • защищает металл от ржавчины;
  • позволяет уплотнителю сохранять эластичность, предохраняя его от растягивания или растрескивания.

Если профилактика игнорируется или производится неправильно, владельцев окон поджидает несколько неприятных сюрпризов:

  • появляются неприятные посторонние звуки при открытии/закрытии створок;
  • из-за трения металла о металл, между трущимися поверхностями появляется металлическая пыль, ускоряющая износ деталей;
  • резина под слоем пыли быстро теряет эластичность, что ведет к проникновению холодного воздуха в квартиру в зимний период;
  • замена изношенных деталей не всегда возможна — фирмы-производители запорных механизмов и фурнитуры часто меняют модельный ряд своих комплектов, а найти замену детали, выпускавшейся 5-6 лет назад, очень сложно.

Как часто смазывать и в какое время года

Специалисты говорят, что постоянная смазка для пластиковых окон нужна раз в год, желательно весной или в начале лета. Однако с этим сложно согласиться. Периодичность профилактических работ зависит от нескольких факторов:

  • наличия рядом с домом пылеобразующих объектов: автомобильных дорог, строительных площадок и т.д.;
  • климатической зоны проживания, где пыльные бури частое явление из-за эрозии почвы;
  • частоты открывания окон.

Если в наличии имеется хотя бы один фактор, смазывать уплотнители и шарнирные соединения окон необходимо 2-3 раза в год, но обязательно в теплое время года. Уплотнители желательно смазывать также и после каждого мытья стеклопакетов и пластика (створок, рамы), что позволяет продлить срок службы резинкам.

Чем лучше смазывать пластиковые окна

Во время проведения профилактических работ встает вопрос: чем смазать механизм пластиковых окон, фурнитуру и уплотнители. Давайте разбираться.

Механизм

Для смазывания запорных механизмов подходят практически все известные смазки:

  • Смазки на основе силикона — выпускаются специально для запорных устройств пластиковых, деревянных и алюминиевых окон. Можно купить в тубах или в баллончиках с распылителем;
  • Универсальные силиконовые смазки — используются для любых механизмов;

Смазка для пластиковых окон.

  • Машинное масло для швейных машинок — просто наносится и долго держится на смазываемых деталях;
  • Все виды нейтральных к резине и пластику (напечатано на упаковке) минеральных, полусинтетических и синтетических смазочных масел (исключается веретенка и масло для дизельных двигателей — слишком текучие).

Важно: часть специалистов считает смазку WD-40 идеальной для оконного механизма — создает на его поверхности защитную водонепроницаемую пленку. Вторая часть категорически против ее применения — при низких температурах плохо работает в качестве смазывающего вещества, густеет. Редакция портала StroyGuru не нашла веских аргументов ни за ее применение, ни против. Поэтому лучше воздержаться от такой покупки и приобрести специальные средства, где представлено 3 вида смазки: для трущихся деталей, фурнитуры и уплотнителей.

Нельзя пытаться найти замену перечисленным выше маслам. Использование некоторых домашних или подручных средств запрещено в категорической форме:

  • масла растительного и животного происхождения (подсолнечное, рапсовое, сливочное и т.д.);
  • вазелина;
  • средства для чистки обуви (гель, вакса, спрей);
  • масла для 2-хтактных двигателей внутреннего сгорания;
  • маргарина.
Читайте также:  Как настроить спутниковую антенну самостоятельно в беларуси

Перечисленные средства на холоде густеют, что затрудняет работу всех систем окна, а также хорошо собирают пыль.

Уплотнительные резинки

Немного сложнее разобраться в вопросе, чем смазать уплотнительные резинки на пластиковых окнах. Профильные сайты рекомендуют несколько профессиональных и домашних средств. К профессиональным отнесены:

  • «Fenoflex» — продукт немецкой фирмы «Fenosol», специально созданный для оконных уплотнителей (по утверждению создателей увеличивает их ресурс на 20-25%);
  • Смазка для уплотнительных резинок из наборов для ухода за окнами фирм КВЕ, «Kaleva» и др. В продажу поступают в баллончиках или флаконах из пластика со специальными насадками для выдавливания смазки;
  • Технический силикон — наиболее доступное средство для ухода за любыми резиновыми изделиями, при этом лучшее. Его легко наносить, не пахнет, прозрачен. Сохраняет свойства при диапазоне температур от -50 до +230 o С.

Так же к профессиональным средствам отнесен растворитель WD40, с чем мы категорически не согласны. Любой растворитель должен быть текучим. Текучесть обеспечивает или керосин или спирт (могут быть его производные) — сказать точно нет возможности, так как производитель засекретил состав средства.

Все знают о результатах взаимодействия обоих перечисленных веществ с натуральным каучуком или искусственной резиной — со временем молекулы материала утрачивают способность перемещаться относительно друг друга (теряется эластичность), изделие становится хрупким и трескается или же растягивается.

Практика подтверждает: разовое воздействие WD40 на уплотнители не приносить им вреда. Длительное ведет к тому, что уплотнители буквально выпрыгивают из пазов.

Среди домашних средств необходимо отметить:

  • Глицерин — бесцветная вязкая жидкость, продукт омыления жиров. Хорошо выполняет свои функции внутри помещения. Однако снаружи начинаются проблемы: растворяется в воде (под дождем), что требует частой смазки уплотнителей со стороны улицы;
  • Вазелин — великолепно смягчает резину. Не растворяется в воде, что защищает уплотнитель от воздействия дождя. Проблемы лежат в области температурного режима: выдерживает мороз всего до -25 o С, а при жаре (свыше +27 o С) начинает плавиться. Поэтому при значительных перепадах температур требуется повторное нанесение защитного слоя.

Инструкция по смазке простая:

  1. резинки протираются мыльным раствором мягкой тряпкой или губкой, после чего салфеткой вытираются насухо;
  2. если у уплотнителя два лепестка, вначале смазывается поверхность между ними, а затем наружная;
  3. жидкие средства (глицерин) наносятся ватным тампоном или распыляются, если продаются в баллончиках;
  4. вязкие вещества наносятся руками (силикон, вазелин) или кисточкой;
  5. правильный уход за резинками предусматривает 2-хразовое смазывание: весной и осенью.

Чем смазывать фурнитуру пластиковых окон

Ответ простой и лаконичный: тем же самым средством, что и запорные механизмы.

Инструкция по смазыванию пластиковых окон. Производители оконной фурнитуры и механизмов открытия/закрытия створок иногда указывают место смазки. Для остальных владельцев приведем схему (см. фото ниже), где показано, в каких точках точка смазывания.

Места смазки окон.

Смазка окна начинается с мойки специальными средствами стеклопакета и профилей (рамы и створок) и последующей очистки всех элементов створки и рамы от грязи, пыли и старой смазки. Для этого створка поочередно открывается в разных плоскостях, чтобы можно было вначале почистить, а затем смазать запорные устройства для разных режимов открывания.

Губкой, щеткой или влажной тканью все металлические детали протираются, после чего сухой салфеткой или тканью вытираются насухо. При этом необходимо выполнять два простых правила:

  • никаких моющих средств для металлических деталей;
  • погода должна быть безветренной — с ветром на очищенную поверхность может попасть пыль, сажа, летучие жиры и т.д.

Нанесение смазки происходит по простому алгоритму:

  • после мойки и очистки окно проветривается (досушивается);
  • все подвижные детали, кронштейны крепления, засовы и защелки смазываются (методы нанесения смазки приведены на фото);

Трубчатый носик помогает добраться до самых труднодоступных точек. Смазка окон аэрозолем.

  • после смазки окно несколько раз закрывается и открывается в каждой плоскости — таким образом, смазка разносится по всей поверхности смазываемых частей.

  • Удобнее всего смазывать с помощью шприца.

Смазка окон с помощью шприца.

  • Баллончики с распылителем загрязняют пластик и уплотнители рядом с деталью, на которую наносился спрей (даже при наличии трубочки-носика) — придется по-новому протирать. Поэтому лучше их избегать.
  • Из пластиковых флакончиков достаточно выдавить 1-3 капли в точку смазывания.

Смазывание деталей с использованием пластикового флакона.

  • Смазка всех частей одного окна должна проводиться в одно время.

Если все процедуры выполнены правильно, окно продлит срок своей службы на несколько лет. Но не стоит рисковать и профилактику следует повторять регулярно.

Прочие профилактические меры с пластиковыми окнами

Во время смазки окон, вернее, до ее начала, пластиковые профили желательно обработать антистатическими средствами. Результат скажется сразу — на раме и створках будет меньше пыли и грязи.

Заключение

Выполнение нескольких простых правил позволит окнам из ПВХ служить долго:

  • смазывать все трущиеся детали и фурнитуру не менее 2-х раз в год;
  • своевременно ухаживать за уплотнительными резинками;
  • регулировать окна на зиму и лето;
  • осуществлять все процедуры в теплое время года в безветренную погоду.
Читайте также:  Светодиодная лента 220в подключение своими руками

Современные виды пластика и полимеров позволяют использовать не только в качестве уплотнителей, но и изготавливать из них шестеренки. Это открывает перед инженерами множество возможностей, но и множество проблем. Главной проблемой стало отсутствие подходящих смазок. Обычные средства, предназначенные для металла, не подходят, так как могут разъедать пластик, изменять его структуру и физические свойства. Поэтому были разработаны специальные типы средств. Смазка для пластиковых шестеренок позволяет добиться необходимых смазочных свойств, защищают материал от внешних факторов и обеспечивают минимальное трение.

Особенности применения смазки для пластиковых шестерен

Многие считают, что, если зубчатые передачи изготовлены из пластика, они не требуют смазки. К сожалению, это часто приводит к повреждениям и преждевременному износу механизмов. Смазку для пластика стоит использовать практических для всех типов пластиковых шестеренок, так как она обеспечивает следующие функции:

  • обеспечивает длительный ресурс работы шестерен из пластика и предупреждает преждевременный износ;
  • обеспечивает стабильную работу механизмов без перебоев;
  • препятствует возникновению неприятных шумов и скрипов, обеспечивая практически бесшумную работу;
  • сохраняет рабочую поверхность трущихся деталей целостной, без шероховатостей и потертостей;
  • препятствует деформации рабочих элементов редукторов и возникновению трещин;
  • защищает узлы от влияния внешних факторов, особенно высоких и низких температур.

Существует ошибочное мнение, что пластиковые передачи можно смазывать обычными смазками. Делать это категорически нельзя, так как возможны негативные последствия.

Даже универсальные составы не могут гарантировать высокую эффективности. Воздействие обычных смесей на пластмассы может иметь следующие последствия:

  1. Под воздействием обычной смазки пластик теряет прочность, и на его поверхности возникают маленькие трещины. Это быстро приводит к повреждению зубьев шестерен, что становиться причиной выхода из строя всего механизма. Потом сделать восстановление зубчатых пар с помощью смазки не получится.
  2. Некоторые типы могут стать причиной набухания поверхности пластиковых деталей. Это приводит к заклиниванию шестерен, что может привести к поломке зубьев и всего узла в целом.
  3. Пластиковые поверхности обладают плохой адгезии. Из-за этого классическая смазка не держится на шестернях и разлетается в стороны во время быстрого вращения.
  4. Некоторые типы, например, солидол, выступают в качестве абразива. Во время работы зубья шестерен могут на глазах стереться. Это обычно приводит детали к полной непригодности.
  5. Классические смазки не могут обеспечить необходимую теплоотдачу. Пластиковые редукторы отличаются от металлических тем, что сильно нагреваются во время работы. Обычное масло тает и теряет нужную консистенцию, что приводит к перегреву пластика и изменения его формы и физических свойств.

На сегодняшний день пластиковые шестеренки используются в различных сферах:

  • компьютерная техника, в особенности серверы;
  • офисное оборудование, в том числе принтеры и сканеры.
  • мультимедийное оборудование, работа которых основана на вращательных механизмах;
  • типографическое оборудование, копировальная техника и устройства для широкоформатной печати;
  • в некоторых узлах автомобилей;
  • кассовые аппараты;
  • пищевое оборудование, в том числе конвейеры, смесительное и перевалочное оборудование.
  • кухонная техника;
  • медицинское оборудование;
  • детские игрушки, радиоуправляемые модельки самолетов и автомобилей.

Особое внимание требуют смазки для пластиковых шестерен, предназначенные для медицинского и пищевого оборудования, так как к ним выставляются не только механические требования, но и гигиенические.

Как выбрать?

Перед покупкой масла нужно изучить все разновидности, определить для чего она нужна и убедиться, что она соответствует следующим требованиям:

  1. Инертности к полимерам (смазка не должна вступать в реакцию с пластиком, чтобы не навредить движущим деталям, даже универсальные смеси могут повредить пластиковую поверхность).
  2. Стабильность состава (смазка для пластмассовых шестеренок должна хорошо удерживаться на пластиковой поверхности и не менять вязкость и густоту при низких и высоких температурах).
  3. Универсальность (очень часто в движущих механизмах используются элементы не только из пластмассы, но и металла с резиной, поэтому средство должно подходить к разным материалам).
  4. Совместимость с фторопластом (из этого материала изготавливается большинство пластиковых шестеренчатых механизмов, поэтому если нет информации о материале, такая смазка практически точно подойдет).
  5. Неподверженность к воспламенению (пластиковые редукторы сильно греются, поэтому смазка не должна самовоспламеняться от высокой температуры).
  6. Экологичность (она должна быть безопасной для человека, так как пластиковые пары трения часто встречаются в кухонной и другой технике, с которой человек вступает в непосредственный контакт).
  7. Противодействие влаги (она должна защищать механизм от воды и не смываться ей).
  8. Хорошая сцепляемость (пластиковая поверхность очень гладка, поэтому обычные масла плохо удерживаются на деталях).

При выборе смазки важно учитывать тип рабочих механизмов и условия, при которых они работают. Учитывая это, можно выделить несколько типов:

  1. Для механизмов с пластиковыми и металлическими деталями (смазка должна отлично удерживаться на поверхности различных материалов, защищать металл от коррозии и хорошо отводить тепло).
  2. Для механизмов, работающих при высоких температурах (смазка должна сохранять свои свойства и структура при экстремальных температурах)
  3. Для механизмов, которые эксплуатируются при низких температурах (обычные масла зимой или холодильном оборудовании застывают, потому следует подбирать смазку способную сохранять базовую вязкость, не зависимо от температуры).
  4. Для шестеренных передач, работающих при повышенных нагрузках (обычная смазка под высокой нагрузкой выдавливается из рабочей зоны, вследствие чего разрушается защитная пленка и срок эксплуатации механизмов значительно уменьшается).
  5. Для оборудования пищевой промышленности и для пластиковых деталей бытовой техники (производство пищевых продуктов предусматривает непосредственный контакт рабочих механизмов с едой, поэтому обычные смазки не подходят для таких целей, потому что содержат вредные для человека вещества).
Читайте также:  Набор шуруповерт и лобзик

Распространенные составы

Для смазки пластиковых зубчатых передач луче выбирать составы от мировых брендов, которые специализируются на разработки составов множество десятилетий. Среди наиболее распространенных можно выделить следующие:

  1. Silicon Fett. Универсальная смазка для пластика, которая обладает отличной адгезией и водоотталкивающими свойствами. Может работать в широком диапазоне температур, как при низких, так и при высоких. При работе на высоких скоростях она не разлетается, а хорошо удерживается на поверхности пластика.Она отличается длительным сроком службы, она не требует замены, пока практически не высохнет, что происходит через несколько лет эксплуатации. Ее можно использовать в механизмах, сочетающих пластик с металлом или резиной.Нельзя использовать для пищевого оборудования и в открытых редукторах. Аналогом является силиконовая смазка Silicot.
  2. Thermoflex Spezialfett. Она также относится к универсальным, которые можно равноценно использовать не только в пластиковых механизмах, но и металлических. Отличается тем, что сохраняет свойства и структуру при низких температурах. Но не подходит для высоких, так как начинает плавиться и растекаться, вследствие чего защитная пленка разрушается и повышается трение. Также нельзя использовать для пищевого оборудования.
  3. СИ-180. Отечественная силиконовая смазка. Продается в шприцах небольшого объема, так как применяется для смазки небольших механизмов. Белая смазка отлично удерживается на пластиковой поверхность, не изменяя свойства при высоких температурах. Она не относится к группе пищевых.
  4. Смазки для пищевого оборудования. Это отдельная группа, цена на которые значительно выше обычных, применяется в бытовом оборудовании и на производстве. Наиболее популярной является OKS 1110, которая используется не только для смазки, но и для уплотнения. Также можно выделить пищевую смазку Loctite для пластика и резины, изготовлена на основе силикона.Срок эксплуатации пластиковых механизмов напрямую зависит от ухода за ними. Выбор качественной смазки позволит добить оптимальной, бесперебойной работы и сэкономить деньги на ремонтах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Уже не помню сколько времени назад, но возникла у меня проблема, с подбором смазки пластиковых механизмов используемой в автотранспорте. А это в свою очередь механизм переключения передач, механизмы климатической системы, печки, направляющие люков и т.д.

В чем сложность?! Соль в том, что сегодня найти смазку которую использует завод, в рознице за вменяемые деньги, в принципе не реально. А подобрать альтернативу еще сложнее. Специфика подобных смазок заключается в следующем:
1. Смазка должна быть инертна к различным полимерам, а большинство пластичных смазок не дружат с пластиком;
2. Смазка должна одновременно "дружить" с резиной, металлами, ну и конечно пластиком;
3. Очень часто в механизмах используют фторопласт! Очень хороший материал, но в плане смазок вообще "не дружит" с смазками. Т.к. в них, особо не нуждается и зачастую смазка на него просто не ложится.
4. Смазка должна сохранять реологическую стабильность в широком диапазоне температур.

По данные требования, конечно же попадает только силикон! Но, тут есть большое НО! Тот, силикон который имеется в продаже, очень текучий, и если при "минусе" все гуд, то при нагреве до банальных +30, резко увеличивается текучесть.

Потратил кучу денег, на покупки различных смазок и их испытания, достойной альтернативы, оригиналу я не нашел. Вернее, нашел я эту смазку, даже больше, ту которую используют при сборке, но вот ее цена 5000-7000кг. меня как то не вдохновила.

Было принято решение попробовать сотворить смазку самому. Не буду описывать все опыты проделанные мной, остановлюсь только на двух последних — удачных.

Так как я писал, выше, что столь специфическим требованиям соответствует только силикон. То именно силиконовое масло и было взято за основу. Причем чем выше будет вязкость базового масла, тем лучше. Я использовал масло 60тыс. Но так как, нам по сути нужна смазка типа "паста", то самой вязкости базы мало, нужен загуститель.

В качестве загустителя сначала пытался использовать различные смеси с глицерином, но его гигроскопичность и добавки, работали не совсем правильно, хотя контактное пятно получалось таким, что хрен наждачкой смоешь, зато при попадании воды, он сам становился как СМС. Вообще ушел от него.

В качестве загустителя я все же выбрал простой и доступный — парафин. Он отлично вписался в требуемые свойства.

Фторопласт — с целью подружить смазку с этим вредным пластиком, в состав пасты, добавил масло на основе фторопласта, что полностью закрыло требуемую спецификацию.

Испытано зимой до минус 25 и сейчас за окном +32, все ок.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector