Чем залить шаровую опору

Каждый владелец собственного авто мечтает сэкономить на его обслуживании. Замена шаровых опор — одна из статей расхода, особенно с учётом наших дорог. А если конструкция подвески предполагает одновременную замену шаровой и рычага — вопрос встаёт в копеечку. В помощь водителям изобретена технология SJR — восстановление (ремонт) шаровых опор полимером.

Почему нужен ремонт шаровых опор

Рычаги подвески с помощью шаровых опор удерживают поворотный кулак со ступицей. Фактически это ось поворота колеса. Узел испытывает нагрузки со всех сторон и достаточно быстро изнашивается на неровной дороге. Люфт в шаровой опоре приводит к разболтанности подвески, и что более опасно — к неточностям в рулевом управлении. Критический износ может привести к разрушению опоры — и тогда у автомобиля банально отвалится колесо. Наверное, многие наблюдали подобную картину.

Конечно, колесо не всегда заваливается, особенно на иномарках, но ВАЗы этим страдают

Хорошо, если подобное случится на незагруженной дороге и малой скорости. А если на трассе и с высокой? Последствия могут быть печальными. Поэтому при появлении минимального люфта следует попытаться определить возможные неисправности шаровых опор.

Восстановление полимером по технологии SJR

Диагностика выявила опасный зазор между шаром и вкладышем опоры? Возникает дилемма: менять или восстанавливать. Опишем вкратце устройство шаровой опоры.

В зонах, отмеченных красным, износ максимален

Узел состоит из двух частей, обоймы и поворотного шара. Между ними находится полимер, который демпфирует жёсткие удары и снижает трение между металлическими частями. Система работает по принципу суставной сумки в ногах человека. Именно этот полимер со временем изнашивается, и появляется опасный люфт.

Поскольку разобрать шаровую опору для замены вкладыша невозможно, остаётся одно — расплавить полимер и залить его внутрь. Это и есть суть метода sjr.

Полимеры для заливки могут быть разных видов

  1. Во внешнем корпусе (обойме) шаровой опоры проделывается отверстие. Можно использовать готовый штуцер для пресс-маслёнки, если таковой имеется.
  2. С помощью газовой горелки шаровая опора прогревается до температуры плавления полиамида.
  3. Одновременно в специальном экструдере разогреваются заготовки (картриджи) из полиамида, аналогичного штатному.
  4. С помощью экструдера под высоким давлением расплав впрыскивается в полость между обоймой и подвижным шаром. Причём заполняются все трещины, щели и выработки штатного вкладыша.
  5. Полимер застывает, принимая форму зазора. Люфт устранён, шаровая опора восстановлена.

Преимущества данного способа:

  • Универсальность и ценовая доступность.
  • Компактность и мобильность оборудования.
  • Возможность применения как на небольшой СТО, так и в условиях собственного гаража.
  • Доступные расходные материалы.

Существуют ещё способы с применением стационарного оборудования. Технология ремонта близка к заводской, используемой при изготовлении новых шаровых опор. Стоимость ремонта приближается к цене нового узла, что делает процесс нерентабельным.

Что необходимо для проведения работ

Комплект эконом-класса изображён на фото:

Стоимость комплекта отобьётся лишь спустя время. На один раз его редко кто покупает — невыгодно

  1. Самая важная часть комплекта — это экструдер. В нём происходит нагрев и формирование консистенции полиамида.
  2. Переходные штуцеры, с помощью которых расплав под давлением заливается в шаровую опору.
  3. Газовая горелка или строительный фен для разогрева шаровой опоры (если этого не сделать, полимер будет застывать при заливке, и 100% заполнения не будет).
  4. Дистанционный термометр для контроля за нагревом.
  5. Воздушный компрессор, создающий давление подпора воздуха для экструдера.

Более продвинутый вариант имеет поршень, создающий давление для экструдера без применения сжатого воздуха.

Как видно, разновидностей оборудования тоже множество

Нет необходимости покупать компрессор, но и сам комплект стоит дороже. Зато можно контролировать температуру нагрева с помощью собственного термометра (опять же, отпадает необходимость его приобретения). Газовая горелка или фен по-прежнему нужны для прогрева шаровой опоры перед заполнением.

Важно! Мобильный комплект позволяет выполнять работы прямо под днищем автомобиля, не снимая шаровой опоры. Однако делать это не рекомендуется, поскольку локальный нагрев с помощью горелки невозможен, есть опасность повредить тормозные шланги или резиновые пыльники. Поэтому не поленитесь демонтировать шаровую опору и проводите работы на верстаке.

Верстак обеспечит удобство и безопасность

Читайте также:  Вакуум формовочный автомат vf1010

Изготовление экструдера своими руками: подробно о сложном

При наличии домашней слесарной мастерской можно изготовить прибор самостоятельно, в крайнем случае стоит воспользоваться услугами токаря.

    Необходимо сделать плотно подогнанные поршень и цилиндр. Диаметр 10–15 см, длины 20–30 см.

Деталь не должна быть слишком громоздкой

Изготовьте уплотнительные кольца из качественной резины

Подцепите штуцер для нагнетения воздуха

Оборудуйте приспособление переходником

Обратите внимание на пропорции цилиндра для полимера и самого корпуса экструдера

Иногда экструдер называют станком или стендом для восстановления.

Схема работы оборудования на видео

Восстановление шаровых с помощью самодельного экструдера

После сборки экструдера вам достаточно просто загрузить полимерный картридж в цилиндр и соединить его с подготовленным отверстием в шаровой опоре. Одновременно прогревая корпус шаровой и цилиндр с полиамидом, вы покачиваете палец шаровой опоры для равномерного проникновения расплава. После того как воздушный цилиндр в экструдере остановится, процесс считается оконченным. Дайте возможность застыть полимеру внутри детали, и можно устанавливать шаровую на автомобиль.

Заливка шаровых на Тойоте Королле: видео

Извлекать полиамид из цилиндра после проведения работ не требуется. Он снова расплавится при восстановлении следующей детали.

Изготовив такое приспособление, вы не только сможете экономить на обслуживании подвески, но и зарабатывать, предоставляя подобные услуги знакомым. Затраты на приобретение компонентов для экструдера окупаются после восстановления пары шаровых опор.

Опции темы

Восстановление шаровых опор.

Кто нибудь восстанавливал шаровые опоры полимером? Поделись опытом 🙂

Ответ: Восстановление шаровых опор.

и ето правда.после востонавления не могли мост отрегулировать руль нормально не крутится.потом разрабатывали но всёравно нето.

Ответ: Восстановление шаровых опор.

можно сделать шаровую, которая отходит 200. 300 тыс.км.
можно .
. но зачем . 😀

Ответ: Восстановление шаровых опор.

и ето правда.после востонавления не могли мост отрегулировать руль нормально не крутится.потом разрабатывали но всёравно нето.

У тебя были шары убитые, вот почему они и не крутились. Убитые шары нужно проточить а потом уже полимером заливать.

Ответ: Восстановление шаровых опор.

Неужели этим кто-то занимается? Я бы понял когда у меня в 92-м был "запор" ине было этих запчастей. А теперь когда у всех иномарки.

Ответ: Восстановление шаровых опор.

В том -то и дело что иномарки. А денег на запчасти нет 🙂 Или запчастей нет.

Ответ: Восстановление шаровых опор.

Я сам недавно заинтересовался этой темой. И вот что разузнал:
Все (или подавляющее большинство) новые продаваемые неразборные шаровые опоры (ШО) залиты внутри полимером не полностью, т.е. есть небольшой "пузырек" под вкладышем. И он способствует ускоренному износу этого самого вкладыша, от чего, потом, и начинает стучать ШО. Официально производители открещиваются, мол, это издержки технологии производства и ничего тут "не попишешь". Сие утверждение легко опровергается тем, что, почти, на коленке народ заливает шар полимером по самое "не хочу". На заводе это, тем более, должно быть доступно, но. Продажа запчастей и новых авто — это бизнес, потому и выпускают чуть-чуть "недоделанные" шаровые, чтобы срубить с владельца авто дополнительно или за запчасти, или склонить его к покупке нового авто.
Для восстановления ШО есть несколько вариантов:
1) По-сути — повторение заводского процесса: развальцовка опоры — полировка шара/чистка полости корпуса — отливка или вытачивание (из прутка) нового вкладыша — сборка/смазка — завальцовка. В разговоре с одним из ремонтников услышал о таком рекорде: восстановленная таким образом ШО на Audi A6 C5 (какой именно был рычаг — х/з — может все) отходила после восстановления 120 000 км, потом машина была продана и ее история не известна. Но описанным в этом пункте способом на Audi A6 C5 передний поперечный рычаг либо не восстанавливают совсем, либо восстанавливают не более одного раза, хотя иные ремонтники на повторное восстановление не идут совсем — думаю — это характеризует их уровень качества.
2) Сверление в корпусе шаровой опоры дополнительного отверстия с нарезанием в нем резьбы под будущую пробку. После этого шарнир греют, например, горелкой, чтобы удалить оттуда старую смазку и старый вкладыш. После этого в новое отверстие под давлением, порядка 100 атм, впрыскивают расплавленный капролон (полиамид). При таком давлении полимера центровка пальца происходит автоматически, а вновь залитый полимер, на ряду с высокой прочностью, имеет очень низкий коэффициент скольжения по металлу, потому доп. смазка там не нужна.
3) Уже описанный выше вариант переделки неразборного шарнира в разборный. При этом сохраняется заводская завальцовка, но задняя стенка, может стать менее прочной — смотря какая реализация. Зато тут можно еще и пресс-масленку прикрутить (можно и дешевую от УАЗика) и регулярно спринцевать ШО, как на джипе.
PS "восстановление" ШО кувалдометром я не считаю восстановлением.

Еще один ремонтник утверждал, что если сразу восстановить все рычаги спереди на уже упомянутой Audi A6 C5 — после выхода из поворота руль может и не возвращаться сам в среднее положение, мол лучше раз в 5 000 км восстанавливать по паре рычагов. На вопрос как именно они восстанавливают — описал п.1, но я, все же склонен, думать, что описанное поведение более вероятно для п. 2.

Читайте также:  Редуктор для пропанового баллона с манометром

Противникам восстановления ШО предлагаю поразмыслить еще над тем, что на фурах этим занимаются особенно массово, а ведь там и машины в лизинге, и на гарантии, и т.д. и т.п. + нагрузки на ШО фуры несопоставимы с оными для легковых авто.

Хотите брать оригинал с заводским пузырьком — ради Бога, но и на сторонников восстановления не кивайте, что те купили авто не по средствам.

Шаровая опора устанавливается на рычагах автомобиля и необходима для обеспечения перемещения закрепленных на ней элементов в нескольких плоскостях. Резьбовая часть шаровой опоры закрепляется жестко, а сам шарик имеет возможность перемещения. Данный узел является крайне ответственным, и его выход из строя может привести к самым печальным последствиям. В данной статье рассмотрим, как выполняется восстановление шаровой опоры, когда это имеет смысл, а когда лучше просто выполнить замену.

О признаках неисправности

Прежде чем разбираться с восстановлением, необходимо понять, из-за чего выходят из строя шаровые опоры и как это проявляется во время движения. Во-первых, необходимо принять во внимание срок службы — он составляет от 20 000 до 150 000 тысяч километров. Все зависит от стиля езды и конструктивных особенностей автомобиля. Основной недостаток заключается в пыльнике, а точнее, в низком качестве резины. Если он повреждается, то на шарнир попадает пыль, грязь и т. п. Вымывается смазка и появляется закусывание и износ. В дальнейшем ситуация только ухудшается.

Не стоит затягивать с ремонтом

Первая и основная причина задуматься — стук. Возникает он, как правило, на небольших скоростях при наезде на неровности (ямы, лежачие полицейские). Это свидетельствует о наличии люфта пальца в корпусе, что является следствием износа или отсутствия смазочного материала. Но стучать могут не только шаровые, а и износившиеся сайлентблоки, стойки стабилизатора и т. п. Поэтому в данном случае нужна тщательная диагностика на наличие люфта шаровой в рычаге. Если он имеется, пускай даже небольшой, то нужно готовиться к ремонтным работам.

Восстановление шаровой опоры: за и против

Даже сегодня далеко не все согласны с тем, что имеет смысл восстанавливать шаровые, особенно в конструкции некоторых рычагов, куда они, собственно, запрессовываются и выполняются необслуживаемыми. Зачастую стоимость восстановления составляет 70 % цены от новой шаровой. Тут тоже имеет смысл задуматься о целесообразности.

Но все же в некоторых случаях это стоит делать. К примеру, как было отмечено выше, на некоторых марках авто шаровые запрессовываются в рычаг. Это приводит к тому, что нужно менять весь узел. Зачастую это весьма затратная процедура. К примеру, на "Шевроле Орландо" оригинальный рычаг стоит 15 000 рублей, а восстановление шаровой опоры со снятием и установкой детали — 5 000. Тут налицо финансовая выгода. Другое дело, насколько это эффективно. Если конструкция выйдет из строя через 10-15 тысяч километров, то это пустая трата денег. Поэтому многие дают гарантию на восстановленные шаровые.

Способы ремонта

В настоящее время есть несколько методов восстановления, которые пользуются популярностью. Один из них заключается в том, что демонтируется рычаг, снимается завальцовка. Дальше разбирается непосредственно шаровая. При визуальном осмотре пальца возможно два варианта: шлифовка или замена на новый. Также нужно выточить вкладыш. Для этого обычно используется капролон или фторопласт. На этом восстановление шаровых опор завершается. Смазывается рычаг, и все устанавливается на автомобиль.

Читайте также:  Угловая шлифовальная машина применение

Стоит заметить, что во многом ресурс зависит от состояния вкладыша. Если капролон изнашивается, то появляется люфт. Биение приводит к полному износу пластика, и палец в корпусе начинает сильно болтаться. В результате этого он бьет о посадочное отверстие рычага, и шар постепенно изнашивается, уменьшаясь в размере. В конечном итоге это может привести к тому, что шаровую вырвет, и машина уже никуда не поедет.

Технология восстановления шаровых опор

Суть второго метода заключается в том, что шаровая изготавливается разборной. В этом случае необходимо разобрать конструкцию и выбросить старый вкладыш. Палец, в зависимости от состояния, шлифуется или меняется на новый. В месте завальцовки наваривается специальная втулка с внутренней резьбой. Вкладыш делится на кольцо, устанавливаемое сверху, и тарелку, нижнюю часть. Для надежной фиксации узла используется поджимная гайка, которая снизу фиксируется с помощью резьбовой втулки. Также можно врезать тавотницу для дальнейшего обслуживания узла.

Для проведения таких работ понадобится станок для восстановления шаровых опор. Стоит он не дешево, поэтому приобретать его для единичного ремонта не имеет смысла. Зачастую на восстановленные таким методом шаровые дают гарантию в виде пробега. Вполне нормальным сроком службы можно считать примерно 50 000 километров.

Можно ли справиться своими силами?

Самостоятельно ремонтировать шаровые достаточно сложно. Обусловлено это несколькими факторами. Во-первых, необходимо изготовить экструдер для восстановления шаровых опор. Во-вторых, процесс достаточно трудоемкий.

Экструдер можно сделать, если имеется старый главный тормозной цилиндр (ГТЦ). В него вставляется специальный рычаг, который давит на поршень. Конструкция достаточно простая и надежная, что самое главное — эффективная. Процесс восстановления выглядит следующим образом. В корпусе посадочного места шаровой опоры просверливается отверстие небольшого диаметра. Сжатым воздухом очищается пространство между пальцем и корпусом. Дальше с помощью экструдера закладывается пластмасса. Восстановление шаровых опор своими руками имеет несколько однозначных преимуществ:

  • решение проблем с люфтом;
  • низкая стоимость ремонта.

Но тут же есть и недостатки:

  • состояние шара остается неизвестным;
  • не удаляется коррозия.

В общем и целом это довольно интересный метод, позволяющий без лишних затрат отремонтировать узел. Но иногда требуется его замена. К примеру, если шаровая не держится в посадочном месте из-за износа шарнира. Тут уже восстановление не поможет, нужна замена.

Ремонтировать или менять?

Обычно восстановление шаровой опоры своими руками не дает должного результата. Эффект, конечно, есть, но кратковременный. Хорошо, если такой конструкции хватит на 20 000 километров. Потом придется все повторить. Если же этим занимаются профессионалы, то ресурс узла существенно увеличивается, а стоимость работ становится гораздо меньше. При таком подходе можно экономить до 70 %. Но все же в некоторых случаях восстановление невозможно. Одна из причин — износ посадочного места непосредственно на рычаге. Особенно это касается такого металла, как чугун. Он имеет свойство крошится, и при каждом разборном обслуживании ситуация только ухудшается.

Но все же перед заменой рычага можно выполнить 2-3 восстановительных работы, а это уже существенная экономия средств. Кроме того, если СТО дает гарантию 50 000 километров, то это вовсе не означает выход из строя узла ровно через такой пробег. При должной смазке и манере езды шаровая может работать гораздо дольше.

В заключение

Сегодня многие СТО закупают оборудование для восстановления шаровых опор. Обусловлено это высоким спросом на данный вид работ. Каждый раз покупать рычаги в сборе достаточно дорого. В это же время низкое качество дорожного полотна приводит к тому, что шаровая изнашивается гораздо быстрее положенного срока. Влияют и погодные условия. Резкие перепады температур приводят к растрескиванию резины пыльника. Если он рвется, то шаровая довольно быстро изнашивается, а это не приводит ни к чему хорошему. Поэтому при самостоятельной установке опоры имеет смысл обратить внимание на качество пыльника. Иногда лучше купить защитную резинку отдельно и установить её. Так можно существенно продлить срок эксплуатации узла. Помните о том, что критический износ шаровой опоры очень опасен. Обрыв зачастую происходит на небольшой скорости, но возможна аварийная ситуация и на трассе.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector