Диаметр впадин зубчатого колеса формула
Содержание:
Зубча́тое колесо́ или шестерня́ [1] , зубчатка [2] — основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса.
Обычно термины зубчатое колесо, шестерня, зубчатка являются синонимами, но некоторые авторы называют ведущее зубчатое колесо шестернёй, а ведомое — колесом [2] . Происхождение слова «шестерня́» доподлинно неизвестно, хотя встречаются предположения о связи с числом «шесть». Л. В. Куркина, однако, выводит термин из слова «шест» (в смысле «ось») [3] .
Зубчатые колёса обычно используются па́рами с разным числом зубьев с целью преобразования крутящего момента и числа оборотов валов на входе и выходе. Колесо, к которому крутящий момент подводится извне, называется ведущим, а колесо, с которого момент снимается — ведомым. Если диаметр ведущего колеса меньше, то крутящий момент ведомого колеса увеличивается за счёт пропорционального уменьшения скорости вращения, и наоборот. В соответствии с передаточным отношением, увеличение крутящего момента будет вызывать пропорциональное уменьшение угловой скорости вращения ведомой шестерни, а их произведение — механическая мощность — останется неизменным. Данное соотношение справедливо лишь для идеального случая, не учитывающего потери на трение и другие эффекты, характерные для реальных устройств.
Содержание
Цилиндрические зубчатые колёса [ править | править код ]
Профиль зубьев колёс как правило имеет эвольвентную боковую форму. Однако существуют передачи с круговой формой профиля зубьев (передача Новикова с одной и двумя линиями зацепления) и с циклоидальной. Кроме того, в храповых механизмах применяются зубчатые колёса с несимметричным профилем зуба.
Параметры эвольвентного зубчатого колеса:
- m — модуль колеса. Модулем зацепления называется линейная величина в π раз меньшая окружного шага P или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π, то есть модуль — число миллиметров диаметра делительной окружности приходящееся на один зуб. Тёмное и светлое колёсо имеют одинаковый модуль. Самый главный параметр, стандартизирован, определяется из прочностного расчёта зубчатых передач. Чем больше нагружена передача, тем выше значение модуля. Через него выражаются все остальные параметры. Модуль измеряется в миллиметрах, вычисляется по формуле:
m = d z = p π <displaystyle mathbf
<pi >>> >
- z — число зубьев колеса
- p — шаг зубьев (отмечен сиреневым цветом)
- d — диаметр делительной окружности (отмечена жёлтым цветом)
- da — диаметр окружности вершин тёмного колеса (отмечена красным цветом)
- db — диаметр основной окружности — эвольвенты (отмечена зелёным цветом)
- df — диаметр окружности впадин тёмного колеса (отмечена синим цветом)
- haP+hfP — высота зуба тёмного колеса, x+haP+hfP — высота зуба светлого колеса
В машиностроении приняты определённые значение модуля зубчатого колеса m для удобства изготовления и замены зубчатых колёс, представляющие собой целые числа или числа с десятичной дробью: 0,5; 0,7; 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5 и так далее до 50. (подробнее см. ГОСТ 9563-60 Колеса зубчатые. Модули)
Высота головки зуба — haP и высота ножки зуба — hfP — в случае т. н. нулевого зубчатого колеса (изготовленного без смещения, зубчатое колесо с «нулевыми» зубцами) (смещение режущей рейки, нарезающей зубцы, ближе или дальше к заготовке, причем смещение ближе к заготовке наз. отрицательным смещением, а смещение дальше от заготовки наз. положительным) соотносятся с модулем m следующим образом: haP = m; hfP = 1,25 m, то есть:
h f P h a P = 1 , 25 <displaystyle mathbf <<frac
Отсюда получаем, что высота зуба h (на рисунке не обозначена):
h = h f P + h a P = 2 , 25 m <displaystyle mathbf
Вообще из рисунка ясно, что диаметр окружности вершин da больше диаметра окружности впадин df на двойную высоту зуба h. Исходя из всего этого, если требуется практически определить модуль m зубчатого колеса, не имея нужных данных для вычислений (кроме числа зубьев z), то необходимо точно измерить его наружный диаметр da и результат разделить на число зубьев z плюс 2:
m = d a z + 2 <displaystyle mathbf
Продольная линия зуба [ править | править код ]
Зубчатые колеса классифицируются в зависимости от формы продольной линии зуба на:
Длина всякой окружности равна ΠD ; следовательно, длина начальной окружности зубчатого колеса будет выражена формулой Πd ,. Шагом t зацепления называется длина дуги начальной окружности между обращенными в одну сторону (левыми или правыми) профилями двух смежных зубьев см 517, б .
Если размер этой дуги взять столько раз, сколько имеется зубьев у колеса, т. е. z раз, то также получим длину начальной окружности; следовательно,
Отношение шага t зацепления к числу Π называется модулем зацепления, который обозначают буквой m , т. е.
Модуль выражается в миллиметрах. Подставив это обозначение в формулу для d , получим.
d = mz
откуда
m = d / z
Следовательно, модуль можно назвать длиной, приходящейся по диаметру начальной окружности на один зуб колеса. Диаметр выступов равен диаметру начальной окружности плюс две высоты головки зуба (фиг. 517, б) т.е.
Высоту h’ головки зуба принимают равной модулю, т. е. h’ = m .
Выразим через модуль правую часть формулы:
De = mz + 2m = m (z + 2)
следовательно
m = De : (z +2)
Из фиг. 517,б видно также, что диаметр окружности впадин равен диаметру начальной окружности минус две высоты ножки зуба, т. е.
Высоту h" ножки зуба для цилиндрических зубчатых колес принимают равной 1,25 модуля: h’ = 1,25m . Выразив через модуль правую часть формулы для Di получим
Di = mz — 2 × 1,25m = mz — 2,5m
или
Di = m (z — 2,5m)
Вся высота зуба h = h’ + h" т.е
h = 1m + 1,25m = 2,25m
Следовательно, высота головки зуба относится к высоте ножки зуба как 1 : 1,25 или как 4 : 5 .
Толщину зуба s для необработанных литых зубьев принимают приблизительно равной 1,53m , а для обработанных на станках зубьев (например, фрезерованных) — равной приблизительно половине шага t зацепления, т. е. 1,57m . Зная, что шаг t зацепления равен толщине s зуба плюс ширина sв впадины ( t = s + sв ) (Величину шага t определяем по формуле t/Π = m или t = Πm ), заключаем, что ширина впадины для колес с литыми необработанными зубьями .
sв = 3,14m — 1,53m = 1,61m
A для колес с обработанными зубьями.
sв = 3,14m — 1,57m = 1,57m
Конструктивное оформление остальной части колеса зависит от усилий, которые испытывает колесо во время работы, от формы деталей, соприкасающихся с данным колесом, и др. Подробные расчеты размеров всех элементов зубчатого колеса даются в курсе «Детали машин». Для выполнения графического изображения зубчатых колес можно принять следующие приблизительные соотношения между их элементами:
Толщина обода e = t/2
Диаметр отверстия для вала Dв ≈ 1 /в De
Диаметр ступицы Dcm = 2Dв
Длина зуба (т. е. толщина зубчатого венца колеса) b = (2 ÷ 3) t
Толщина диска К = 1/3b
Длина ступицы L = 1,5Dв : 2,5Dв
Размеры t1 и b шпоночного паза берутся из таблицы №26 . После определения числовых величин модуля зацепления и диаметра отверстия для вала необходимо полученные размеры согласовать с ГОСТ 9563-60 (см таблицу №42) на модули и на нормальные линейные размеры по ГОСТ 6636-60 (таблица №43).
Модули (согласно ГОСТ 9563-60) Таблица №42.
Нормальные линейные размеры. Таблица №43.
(Выдержка из ГОСТ 6636-60)
Если они отличаются от табличных значений, надо взять ближайшие большие табличные значения и пересчитать все величины, зависящие от вновь выбранного модуля или диаметра отверстия.
17. Длина общей нормали цилиндрических прямозубых колес
Измерение толщины зубьев при длине общей нормали W имеет то преимущество перед измерением по постоянной хорде, что не требуется более точного изготовления зубчатых колес по наружному диаметру.
Для прямозубых колес без смещения
для колес со смешением (при коэффициенте смещения х)
здесь W’ — длина общей нормали цилиндрических прямозубых колес при mn = 1.
Значения W’ в зависимости от числа зубьев колеса и числа зубьев, охватываемых при измерении, указаны в таблице, приведенной ниже.
Дайна общей нормали W’ цилиндрических прямозубых колес при mn = 1 мм
Число зубьев колеса |
Число зубьев, охватываемых при измерении zn |
W’ | Число зубьев колеса |
Число зубьев, охватываемых при измерении zn |
W’ | Число зубьев колеса |
Число зубьев, охватываемых при измерении zn |
W’ |
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
2 | 73 74 75 76 77 78 79 80 81 |
9 | 136 137 138 139 140 141 142 143 144 |
16 | 47,6628 47,6768 47,6908 47,7010 47,7180 47,7320 47,7460 47,7600 47,7740 | ||
19 20 21 22 23 24 25 26 27 |
3 | 82 83 84 85 86 87 88 89 90 |
10 | 145 146 147 148 149 150 151 152 153 |
17 | 50,7410 50,7550 50,7690 50,7830 50,7970 50,8110 50,8250 50,8390 50,8530 | ||
28 29 30 31 32 33 34 35 36 |
4 | 91 92 93 94 95 96 97 98 99 |
11 | 32,2719 32,2859 32,2999 32,3139 32,3279 32,3420 32,3560 32,3700 32,3840 | 154 155 156 157 158 159 160 161 162 |
18 | 53,8192 53,8332 53,8470 53,8610 53,8750 53,8890 53,9030 53,9170 53,9310 | |
37 38 39 40 41 42 43 44 45 |
5 | 100 101 102 103 104 105 106 107 108 |
12 | 35,3501 35,3641 35,3781 35,3921 35,4060 35,4200 35,4340 35,4480 35,4620 | 163 164 165 166 167 168 169 170 171 |
19 | 56,8973 56,9113 56,9250 56,9390 56,9530 56,9670 56,9810 56,9950 57,0090 | |
46 47 48 49 50 51 52 53 54 |
6 | 109 110 111 112 113 114 115 116 117 |
13 | 38,4283 38,4423 38,4563 38,4703 38,4840 38,4980 38,5120 38,5260 38,5400 | 172 173 174 175 176 177 178 179 180 |
20 | 56,8973 56,9113 56,9250 56,9390 56,9530 56,9670 56,9810 56,9950 57,0090 | |
55 56 57 58 59 60 61 62 63 |
7 | 118 119 120 121 122 123 124 125 126 |
14 | 41,5064 41,5204 41,5344 41,5485 41,5620 41,5766 41,5900 41,6040 41,6180 |
181 182 183 184 185 186 187 188 189 |
21 | 63,0537 63,0677 63,0810 63,0950 63,1090 63,1230 63,1370 63,1510 63,1650 | |
64 65 66 67 68 69 70 71 72 |
8 | 127 128 129 130 131 132 133 134 135 |
15 | 44,5846 44,59.85. 44,6126 44,6260 44,6400 44,6540 44,6680 44,6820 44,6950 | 190 191 192 193 194 195 196 197 198 |
22 | 66,1319 66,1450 66,1590 66,1730 66,1870 66,2010 66,2150 66,2290 66,2430 | |
199 200 |
23 | 69,2100 69,2240 |
Цилиндрические винтовые зубчатые передачи
Винтовые передачи применяют при перекрещивающихся валах.
Для винтового цилиндрического колеса сохраняют силу все зависимости, связывающие между собой основные размеры цилиндрического косозубого колеса.
Зацепление двух винтовых колес с односторонним наклоном линии зубьев и углами ß1 и ß2 происходит с межосевым углом Σ (рис. 17).
Возможно сцепление винтовых колес и при наклоне зубьев в противоположные стороны; в этом случае
Однако такое сцепление следует по возможности не применять, так как при этом получается меньший КПД.
Рис. 17. Винтовые передачи, зацепляющиеся под углом
Максимальный КПД пары будет при
где р — угол трения, равный 4-8°. Передаточное отношение обычно принимают u =1 ÷ 4 .
Цилиндрические эвольвентные зубчатые передачи внутреннего зацепления
Основные элементы и параметры зубчатых колес показаны на рис. 18 и 19. Формулы расчета приведены в табл. 18.
Рис. 18. Элементы зубчатого колеса:
a—с внешними зубьями;
б—с внутренними зубьями;
1 — зуб; 2 — впадина; 3 — зубчатый венец;
4 — поверхность вершин;
5 — поверхность впадин
Рис. 19. К определению параметров во внутреннем зацеплении
Рис. 20. Основные элементы при определении положения ролика (шарика) во впадине колеса с внутренними зубьями
Рис. 21. Измерение длины общей нормали колеса с внутренними зубьями
18. Формулы для расчета прямозубых передач с внутренним зацеплением без смещения
Параметры и обозначения | Расчетные формулы и указания |
Исходные данные | |
z1, z2, m, a, c | |
Расчет постоянной хорды и высоты до постоянной хорды | |
ŝ * c1— по табл. 11 (при х = 0 , ŝ * c1 равно 1,387) ŝ * c2— по табл. 19 (при х = 0 , ŝ * c2 равно 1,387) ŝc1 = ŝ * c1m=1,387m; ŝc2 = ŝ * c2m ĥ*Δ1= 0,2524; ĥ*Δ2= 0,2524 |
|
Расчет длины общей нормали по табл.15 (рис.21) Расчет размера по роликам (шарикам) (рис.20) |
|
D m |
|
19. Значение постоянной хорды зуба колеса ŝ * c2 и расстояния ее от делительной окружности ĥ*Δ2,
выраженное в долях модуля (а = 20°)
ŝ * c2 = π /2сов 2 а — х2sin2а; ĥ*Δ2= 0,5 ŝ * c2tda
Отправить ответ