Коллекторный мотор в стиральной машине

Существует 3 основных типа двигателей, используемых в стиральных машинах: коллекторный, инверторный (или двигатель с прямым приводом), асинхронный.

Эти виды двигателей отличаются по устройству и принципу работы. Они имеют свои особенности, преимущества и недостатки, а также разные типы приводов. Чтобы определиться, какой двигатель лучше в стиральной машине, изучите все «за» и «против» для каждого из их типов.

В этой статье мы дадим подробную информацию о каждом виде двигателя, что поможет вам при выборе стиральной машины и ее ремонте.

Коллекторный двигатель

Стиральные машины с коллекторным двигателем составляют большую часть рынка.

Этот двигатель состоит из алюминиевого корпуса, ротора, статора и 2 щеток, которые обеспечивают контакт мотора и ротора.

Наличие таких щеток – отличительная особенность коллекторного двигателя. Во время работы стиральной машины можно слышать, как они движутся внутри. Звук от их работы похож на шорох или шелест.

С двигателями коллекторного типа используется ременной тип передачи крутящего момента. Двигатель располагается в нижней части машинки и с помощью ремня соединен со шкивом барабана.

Стиральная машина с коллекторным двигателем имеет такие преимущества:

  • Может работать и от переменного, и от постоянного тока;
  • Небольшой размер;
  • Доступная цена, более простой ремонт в случае поломки;
  • Простая управляющая электросхема;

Среди недостатков коллекторного двигателя:

  • Машинки с коллекторным двигателем чаще выходят из строя: ремень для передачи крутящего момента растягивается и изнашивается, а щетки – истираются.
  • Сравнительно высокий уровень шума за счет работы щеток, обеспечивающих контакт мотора и ротора.
  • Ниже КПД: часть энергии расходуется на преодоление силы трения ремня для передачи крутящего момента. Это ведет к высокому потреблению электричества.

Инверторный двигатель

Инверторный двигатель в стиральной машине – двигатель нового поколения. Он появился в 2005 году в технике компании LG и долгое время обеспечивал ей преимущество на рынке. Сейчас этот тип двигателя распространяется шире – его начали использовать марки Samsung, Whirlpool, AEG, Haier, Bosch.

Этот двигатель, так же, как и коллекторный, включает в себя статор, но коллекторно-щеточный узел в нем отсутствует. Поэтому инверторный двигатель называется двигателем с прямым приводом.

Что значит прямой привод в стиральной машине? Инверторный двигатель крепится непосредственно к барабану и не нуждается в ремне для передачи крутящего момента.

Стиральная машина с прямым приводом имеет такие преимущества:

  • Сравнительно простая конструкция;
  • Компактность;
  • Высокий КПД за счет того, что не нужно преодолевать силу трения мотора и щеток. Это обеспечивает меньшее потребление электричества;
  • Служит дольше за счет того, что нет быстро изнашивающихся деталей (ремня и коллекторно-щеточного узла);
  • Меньший уровень шума;
  • Более низкий уровень колебания и вибраций машинки при стирке и отжиме;
  • Возможность отжимать белье на больших скоростях;
  • Возможность настраивать различные режимы вращения барабана (на этом преимуществе построена технология 6 Motion в машинках LG).

Недостатки инверторного двигателя:

  • Более высокая стоимость по сравнению с другими типами двигателей;
  • Для ремонта такого двигателя нужны более дорогие комплектующие, поэтому стоимость его починки будет выше.

Асинхронный двигатель

Асинхронный двигатель в стиральной машине бывает двух- и трехфазным. Однако двухфазные двигатели – это сильно устаревшая технология, и с 2000-х годов ее практически не используют.

Асинхронный двигатель состоит из 2 основных частей: ротора, который вращает барабан, и неподвижного статора. Для передачи крутящего момента от ротора к барабану, как и в случае коллекторного двигателя, используется ремень. Ротор располагается внизу машинки, соединен с барабаном ремнем, поэтому при вращении ротора начинает вращаться барабан.

Стиральная машина с асинхронным двигателем имеет следующие преимущества:

  • Легко обслуживать (нужно только менять подшипники и смазывать мотор);
  • Работает сравнительно тихо;
  • Невысокая стоимость;
  • Простая конструкция, что является преимуществом при ремонте.

Недостатками асинхронных двигателей являются:

  • Низкая мощность;
  • Вероятность ослабления вращающего момента. Из-за этого барабан не выполняет полных оборотов, и качество стирки ухудшается;
  • Сложность управления электросхемами.

Машинки с каждым типом двигателя можно найти в магазинах.

Как узнать, какой тип двигателя и привод у машины? Информация о типе двигателя указывается в паспорте устройства. Также вы можете получить ее у продавца-консультанта.

Каждый из двигателей имеет свои преимущества, но не один из них не застрахован от сбоев в работе. Поэтому нужно проводить регулярную диагностику его работы и своевременный ремонт при необходимости.

Наш сервис справится с любыми проблемами в работе двигателя независимо от его типа. Обращайтесь к нам, если вы заметили сбои в его работе.

Заказать ремонт стиральных машин на дому в Харькове:

(093) 082-96-14 | (095) 067-69-33 | (097) 042-13-44

Многие из нас наверняка слышали о том, что на рынке появились инверторные стиральные машины. Благодаря усовершенствованному мотору процесс стирки происходит намного быстрее и комфортнее, кроме того изобретение даёт возможность минимизировать шумы, издаваемые устройством во время отжима. Так ли это? Давайте разберёмся вместе с вами.

Стиралка с инвертором

Как работает инверторный двигатель?

Инверторные двигатели – это новейшая разработка корейцев. Ранее они использовались в кондиционерах и микроволновках. Но теперь с подачи таких брендов, как Самсунг и LG, стали внедряться в современные устройства для стирки белья, повышая их класс энергоэффективности.

Впервые мотор инверторного типа увидел свет в 2005 году благодаря талантливому учёному из корейского концерна LG.

Суть инверторного движка заключается в том, что его обороты формирует частотный преобразователь, называемый физиками инвертором. Действие последнего направлено на переформатирование переменного тока в постоянный, — на выходе получаем новый переменный ток требуемой частоты. Подобные манипуляции дают возможность точно отрегулировать скорость вращения агрегата и поддерживать частоту оборотов на нужном уровне.

Инверторный движок не имеет щёточек Обычный двигатель

Так чем же отличаются инверторные стиральные машины от обычных? Внутренним строением двигателя, который не имеет трущихся щеток. Ротор таких устройство осуществляет вращение, как и любой другой электрический двигатель – при помощи электромагнитного поля.

Преимущества инверторного мотора

Инверторные стиральные машины могут похвастать:

  • меньшим расходом энергии и лучшим КПД (это происходит за счёт того, что в конструктиве было уменьшено количество трущихся частей);
  • высокой долговечностью (вам не придётся время от времени менять щётки движка);
  • низким уровнем шума (достигается, опять же, за счёт ликвидации трущихся друг об друга частей);
  • уменьшением вибраций в процессе стирки, что способствует лучшему распределению белья в барабане;
  • моментальным выходом на нужные обороты и их поддержкой;
  • более плавным стартом, что меньше изнашивает движок;
  • отжимом на высокой скорости;
  • практически сухим бельём на выходе за счёт большого количества оборотов за минуту (до 2000).
Читайте также:  Как пользоваться аэрографом для моделей

Сухое бельё на выходе

Машинки «Самсунг» и LG с инверторным движком

Стиральные машинки именитого бренда Самсунг серии Crystal Standard могут похвастать не только современным инверторным двигателем, но и технологией стирки с пузырьками, которая обеспечивает надлежащий процесс даже при температуре в 15 градусов. Деликатная стирка и наличие режима , направленного на ликвидацию самых частых пятен, существенно экономят ваше время и деньги. Помимо богатого функционала, техника имеет шикарный футуристический дизайн.

Стиральная машина Самсунг с двигателем инверторного типа

Линейка машин серии Yukon с инверторными двигателями также имеет технологию Eco Bubble. Стиральное устройство способно проводить очистку вещей при помощи пара (так называемая «сухая стирка»), что особенно актуально для костюмов, холлофайберов, шерстяных изделий.

Производитель LG пошёл ещё дальше. Он оснастил свои модели инверторным двигателем, работающим по принципу прямого привода (серия «Direct Drive»). Таким образом, агрегат издаёт минимальное количество шума, обеспечивая комфортные условия для вас и вашей семьи.

Машинки LG: инвертор + прямой привод обеспечат бесшумную работу

Примечательной моделью является 6 Motion, предусматривающая разное движение барабана. Всего насчитывается 6-ть вариантов вращения:

  1. Стандартное.
  2. Реверсионное, главная задача которого – лучше расщепить моющее средство;
  3. Покачивание. Применяется на стадии замачивания вещей.
  4. Кручение. Подходит для режима стирки.
  5. Насыщение. Равномерно распределяет моющее средство на загруженной одежде.
  6. Разглаживание. Обеспечивает правильное растягивание вещей, что уменьшает усилия пользователя во время глажки.

Представленные на нашем рынке модели давно доказали свою эффективность.

Именитые европейские бренды Electrolux, Candy, Bosch, Whirlpool стали оснащать выпускаемые автоматы подобным движком. А известная марка AEG на столько уверена в долговечности своих изделий, что поставила 10-ти-летнюю гарантию на стиралки с инверторным мотором.

Если у вас в почёте отечественные производители, не обходите стороной белорусскую марку «Атлант».

Белорусская стиральная машина Атлант с инвертором

Инверторные стиральные машины: стоит ли покупать?

Всем известно, стиральные машины инверторного типа нельзя назвать доступными. А теперь давайте разберёмся, стоит ли платить за стиралку с усовершенствованным движком баснословные деньги.

Бесспорным преимуществом инверторных машинок является энергоэффективность. По сравнению с обычными стиралками, усовершенствованные модели потребляют на 20% меньше электричества (по крайней мере, так заявлено в рекламе).

Давайте разберёмся на примере. Вы загрузили в барабан стиралки 2 кг грязного белья. Если у вас обычная стиральное приспособление, — барабан будет работать на максимальной скорости. Выбирая машинку инверторного типа, вы обеспечите «разумную» работу движка: за счёт регулировки оборотов мотор не будет раскручен максимально. Таким образом, благодаря стабилизации скорости вращения устройство будет потреблять меньше электроэнергии.

Учитывая то, что основная масса энергии идёт на подогрев воды, используя подобные агрегаты, реально удастся сэкономить 2-6% , если не будете загружать барабан на полную катушку.

Разберём такой критерий, как «бесшумность». Стиральные устройства с прямым приводом (к примеру, LG Direct Drive) работают намного тише, поскольку барабан вращается без использования ремня. Кроме того, возможно вам не понравятся завывания и свист, издающиеся инверторными моторами.

Система Директ Драйв — прямой привод

Отжим на высокой скорости – это весьма хороший аргумент в пользу быстрой стирки. Но вам следует знать, что обороты 1600-2000 за минуту могут пагубно сказаться на целостности вашей одежды. Иногда получается, что вы достаёте не хорошо отжатую вещь, а её отдельные кусочки.

Разработчики инверторных двигателей заявляют, что их детище обеспечит долголетие стиральной машине. Напрашивается вполне закономерный вопрос: «А сколько вы готовы эксплуатировать свою стиралку?» Возможно, 10-15 лет. С этим показателем вполне справится практически каждая стиральная машина среднего ценового сегмента. К тому же ничто не стоит на месте, тем более научный прогресс. Через десяток лет стиральные машины будут более совершенны, и вы 100% захотите приобрести какую-нибудь современную модель. А теперь подумайте, нужна ли вам долговечность за бешеные деньги.

Машины с инверторами: поломки случаются редко

Что касается точности оборотов, то это достоинство весьма сомнительно. Купленный вами агрегат должен попросту хорошо стирать и качественно отжимать бельё. И какая разница, с какой точностью это будет происходить.

Инверторные стиральные машины – это устройства с современным двигателем. В случае поломки его составляющих вам нужно будет выложить кругленькую сумму за замену отдельных деталей.

Какими же критериями руководствоваться при покупке?

Покупаете машину инверторного типа, обращайте внимание на следующие показатели:

    Класс энергоэффективности. Он должен обозначаться буквой «А» с последующими плюсами. Чем больше плюсов, тем экономичнее будет работать стиралка.

Классы энергоэффективности

  • Скорость отжима. Как правило, модели с инверторными движками обеспечивают 1600 оборотов в минуту. Но не стоит гнаться за подобным показателем, ведь некоторые вещи могут повредиться при отжиме 1000 оборотов.
  • Вес. В данном случае ориентируйтесь на потребности семьи. Если у вас 3-4 человека, то приобретайте устройство, барабан которого рассчитан минимум на6 кг.
  • Выбирайте стиральную машинку нужной вместительности

  • Уровень шума.Измеряется в децибелах ( дБ). Шум при отжиме не должен превышать 75 дБ.
  • Функционал автомата. Желательно, чтобы были функции «Контроль чрезмерного пенообразования», «Стирка паром», «Защита от детей», «Без глажки», «Ночная сушка», «Отложенный старт».
  • Также выбирайте устройства, которые имеют защиту от протечек – специальные клапаны и поддон.

    Таким образом, наличие инверторного двигателя нового поколения абсолютно не говорит о качестве стирки. Когда вы собираетесь купить стиральную машину, не стоит руководствоваться всего одним критерием – «чтобы был индукционный движок». Лучше выбирайте устройство на основе главных показателей работы, удобства в использовании программного обеспечения и режимов стирки, а инверторный мотор пускай станет приятным бонусом.

    5 мысли о “Стоит ли покупать инверторные стиральные машины для дома?”

    Пингбэк: Стиральная машина Samsung AddWash: добавляй в процессе стирки

    Пингбэк: Стиральная машина LG TWIN Wash: стирка в две руки

    Ремонт и проверка работоспособности коллекторных электродвигателей стиральных машин.

    В современных стиральных машинах используются несколько типов приводных двигателей: коллекторные, асинхронные, а также с прямым приводом барабана — они отличаются по принципу работы и по конструкции. Для обеспечения работы асинхронного двигателя требуется фазосдвигающий конденсатор — подобная схема включения двигателя используется в большинстве старых моделей СМ.

    В современных машинках для управления асинхронным двигателем используется сложная электронная система управления, поэтому его проверка без специального стенда (или «тестовой» СМ) вызывает определенные затруднения. Еще большие проблемы вызывает проверка двигателей с прямым приводом (например, они используются в машинах LG DirectDrive). Их трудно проверить отдельно, так как они являются частью конструкции бака. К тому же, для этих двигателей также необходима сложная система управления.

    Наиболее просто (в том числе и в домашних условиях) можно проверить коллекторные двигатели, на этом мы остановимся более подробно.

    В большинстве современных СМ приводные коллекторные двигатели включены по схеме, показанной на рис. 1.

    Читайте также:  Способы определения преждевременного износа деталей

    Рис. 1. Схема включения коллекторного двигателя в СМ

    Из рисунка видно, что цепь питания двигателя происходит по следующей цепи: 220 В — управляющий симистор (регулирует скорость вращения двигателя) — контакты реле реверса (I или II) — обмотка статора — обмотка ротора — 220 В.

    Переключение обмотки статора в стиральных машинах производится как с помощью контактных групп командоаппарата, так и с помощью реле, расположенных в электронном модуле.

    Примечание.

    На самом деле обмотка статора имеет две секции, включенные согласованно. Подобное решение позволяет уменьшить проникновение помех (создаваемых искрами на коллекторе) в питающую сеть, — то есть получается своеобразный помехоподавляющий фильтр.

    Изменение направление вращения вала двигателя производится изменением полярности включения обмотки статора. В некоторых моделях стиральных машин обмотка статора имеет отвод. Он используется в режиме отжима. В этом случае питание подается на один из крайних выводов обмотки и упомянутый отвод. Если же обмотка статора подключена через крайние выводы, СМ работает в режиме обычной стирки мотор работает на малых оборотах.

    В простейшем случае для проверки работоспособности двигателя многие ремонтники соединяют последовательно обмотки статора и ротора (якоря) и подают на них сетевое напряжение (рис. П1.2).

    Рис. 2. Схема проверки коллекторного двигателя

    Указанная схема имеет свои недостатки, один из которых заключается в том, что работоспособность двигателя с помощью нее полностью проверить все равно не удастся. Даже если вал двигателя и будет вращаться, подобная проверка все равно не выявит скрытых дефектов, проявляющихся, когда он работает в реальных режимах эксплуатации СМ, например, под нагрузкой.

    К тому же эта схема включения не имеет никакой защиты: если в обмотках двигателя имеются короткие замыкания, он будет работать что называется «вразнос». Чтобы избежать возможных неприятных последствий при проверке двигателя, в его схему питания устанавливают дополнительный балласт. В качестве последнего, например, можно использовать любой ТЭН от стиральной машины (см. рис. 3) или мощную осветительную лампу (500 Вт и выше).

    Рис. 3. Схема проверки коллекторного двигателя с балластом

    Если в обмотках двигателя есть короткое замыкание и через них протекает повышенный ток, ТЭН будет заметно нагреваться.

    Можно иным способом проверить в динамике работоспособность двигателя: соединить его обмотки, как на рис. 2, но питать через лабораторный автотрансформатор мощностью не менее 500 Вт.

    Подобное включение позволяет плавно регулировать обороты двигателя и легко контролировать любые нештатные ситуации в его работе. В качестве защиты подобной схемы можно использовать обычный плавкий предохранитель номиналом 5—10 А).

    Если ЛАТР найти не удалось, можно вместо него использовать электронный (симисторный) регулятор, рассчитанный на управление нагрузкой соответствующей мощности. Регулятор можно изготовить самостоятельно, найдя подходящую схему в радиолюбительской литературе или в Интернете.

    Есть еще один способ проверки работоспособности коллекторного двигателя — по интенсивности искрения между коллектором ротора и щетками. Возникновение сильных искр в месте контакта щеток и коллектора указывает на то, что двигатель неисправен. Подробнее на этом мы остановимся ниже.

    Неисправности коллекторных двигателей могут быть вызваны следующими причинами:

    • износ щеток;
    • межвитковые замыкания или обрывы в обмотках статора или ротора;
    • дефекты ламелей коллектора, например, их отслоение.

    Примечание.

    Как правило, дефекты ламелей являются следствием короткого замыкания в обмотках двигателя.

    На самом деле причин может больше, но мы остановимся подробно только на перечисленных выше, как наиболее характерных.

    Типовые неисправности коллекторных двигателей

    Износ щеток

    Износившиеся щетки на коллекторном двигателе необходимо своевременно заменять (лучше всего на оригинальные). Но как быть в случае, если нет возможности заменить щетки на оригинальные?

    Примечание.

    Износ щеток во многих случаях можно определить внешним осмотром или по интенсивности искрения на коллекторе двигателя: как под нагрузкой (в баке машинки есть белье), так и без нее — в этом случае, возникают обильные искры (не по всему периметру коллектора). Следует учесть, что подобное обильное искрение появляется и в том случае, если новые щетки не притерты к коллектору.

    Также возможны случаи, когда при значительном износе щеток наблюдается потеря мощности двигателя — например, если барабан стиральной машины не «проворачивается» с загруженным в него бельем (за исключением случаев, когда щетки заклинивают в щеткодержателе — «зависают»).

    Отметим, что замена щеток аналогами от других коллекторных двигателей достаточно сложна по нескольким причинам. Перечислим некоторые из них, а также рассмотрим рекомендации по замене щеток аналогами.

    Щетки от другого двигателя, как правило, имеют другую форму и размеры — поэтому перед установкой их необходимо соответствующим образом обработать (обточить). Одной особенностью щеток моторов для стиральных машин является их значительная длина — это затрудняет подбор аналогов от других коллекторных двигателей, например, электроинструмента (на рис. 4. слева доказаны щетки с щеткодержателями от двигателя стиральной машины, а справа — от электроинструмента).

    При установке «самодельной» щетки в щеткодержатель следует проверить ее свободное движение (без зацепов) по всей длине рабочего хода без бокового люфта. Упомянутый люфт может привести к перекосу щетки в щеткодержателе и ее возможному «зависанию» (то есть заклиниванию в щеткодержателе и вследствие этого — возможной потере контакта с коллектором).

    Щетки должны быть выполнены из так называемого электрографита (смесь сажи, чистого графита и специального связующего вещества, прошедшая отжиг при температуре около 2500 °С). Этот материал (на примере отечественных электрографитовых щеток ЭГ-74) имеет твердость (15—50) х 10 7 Па и удельное сопротивление 35—75 мкОм х м.

    Дополнительную информацию на эту тему можно найти в ГОСТ 21888-82. В крайнем случае, при выборе материала щеток можно использовать обычный мягкий графит — только в этом случае срок службы щеток будет значительно меньше.

    Примечание.

    В настоящее время большинство стиральных машин в России — зарубежного производства. Поэтому выяснить, какой материал (и его параметры) для щеток используют зарубежные производители, в полной мере не представляется возможным.

    Известно, что чем выше твердость щеток, тем они долговечнее (медленнее изнашиваются). В этом случае следует учесть, что чересчур «твердые» щетки быстро изнашивают коллектор. Наверно, истина где-то посередине. Поэтому будем условно считать, материал щеток коллекторных моторов зарубежных стиральных машин имеет параметры, соответствующие приведенным выше.

    При подборе аналогов щеток следует также обратить внимание на наличие медного хвостика (если он есть в оригинальных щетках). В щетках, самостоятельно обточенных под требуемые размеры (в соответствии с оригиналом) рекомендуется использовать прижимную пружину от старых щеток.

    Не стоит использовать аналоги щеток, выполненных из графита с внешним медным покрытием (такие щетки предназначены для электрических машин, рассчитанных на низкое рабочее напряжение). Это вызвано тем, что медная пыль, попав в промежутки между ламелями коллектора, может привести к коротким замыканиям между ними, и, в конечном счете — к выходу из строя ротора.

    Читайте также:  Нарисовать чертеж программа бесплатно

    Отметим, что после самостоятельного изготовления щеток, необходимо в нижней их части сделать фаски и при необходимости выполнить косой срез (если щетки «косые», или, если правильно, говорить «реактивные» — то есть соприкасаются с коллектором под определенным углом).

    Установка аналогов щеток также предусматривает так называемую «притирку» последних.

    Она имеет следующие особенности:

    • устанавливают мотор на стенде (на изолированной плите или на полу) и подключают его по известной схеме (см. выше) через ЛАТР или электронный регулятор;
    • запускают мотор на низких оборотах в течение нескольких минут;
    • вынимают щетки и проверяют в их нижней части ширину «проточки» коллектором: если она в поперечном направлении составляет около 5 мм — процесс «притирки» закончен;
    • если «проточка» на щетках составляет менее 5 мм, устанавливают их на место и вновь включают мотор на несколько минут (на малых оборотах);
    • по достижении нужной ширины «проточки», поэтапно проверяют работу двигателя на повышенных оборотах, вплоть до максимальных («проточку» щеток уже не проверяют). Следует отметить, что работа двигателя на повышенных оборотах может сопровождаться вибрацией, поэтому его необходимо надежно закрепить;
    • снимают двигатель со стенда и устанавливают его в стиральную машину;
    • на СМ запускают режим короткой программы стирки (белье в барабан и моющие средства не загружают). По окончании этой программы ограничений по использованию СМ больше нет.

    Межвитковые замыкания (или обрыв) в обмотках статора или ротора

    При обрывах или межвитковых замыканиях обмоток возможны следующие характерные дефекты:

    1. Двигатель не работает (обрыв в обмотках статора).

    Подобный дефект также возможен по причине перегрева корпуса двигателя вследствие межвитковых замыканий в обмотках. При значительной температуре корпуса (обычно, более 90 °С) должен сработать защитный термостат (он разрывает цепь питания двигателя). Нормой считается температура корпуса двигателя не выше 70. 80 °С — подобная температура может быть достигнута при выполнении так называемых «длинных» циклов стирки стиральной машины;

    2. Потеря мощности двигателя (межвитковые замыкания в его обмотках).

    Этот дефект может проявляться, например, если мотор не может «провернуть» барабан с загруженным в него бельем (без белья барабан вращается). Следует отметить, что аналогичный дефект может наблюдаться при износе щеток мотора, а также при неисправности фазосдвигающего конденсатора, стоящего в цепи питания мотора (в устаревших моделях стиральных машин) — поэтому при поиске причин потери мощности мотора следует учесть и эти факты;

    3. Отслоение ламелей ротора.

    При значительном увеличении тока через обмотки двигателя (вследствие межвитковых замыканий в обмотках или при «заклинивании» вала двигателя), ламели на коллекторе нагреваются и отслаиваются (подробно об этом мы остановимся ниже).

    Примечание.

    При межвитковых замыканиях в секциях обмотки ротора обычно появляются сильные искры вокруг коллектора. Также, если короткое замыкание имеется в одной из секций обмотки якоря, ламели, подключенные к ее выводам, будут иметь сильный характерный нагар.

    Обрыв обмоток ротора легко выявить с помощью омметра, подключив последний к любым соседним ламелям коллектора. Вращая вручную ротор, контролируют сопротивление его секций — во всех положениях вала сопротивление между соседними ламелями должно быть одинаковым (0,1—0,4 Ом). Если сопротивление между одними из соседних ламелей возрастает до 5. 9 Ом (или более) — возможно, в этой секции имеется обрыв обмотки.

    Но не стоит отчаиваться — часто подобное проявление бывает вызвано неконтактом одной из ламелей в месте соединения ее с обмоткой (на краю каждой ламели есть специальный крючок, который обеспечивает соединение с соответствующей, секцией обмотки ротора). Если неконтакт вызван именно по этой причине, можно аккуратно «проклепать» проблемный крючок.

    Хочется отметить, что в подобных случаях использование пайки недопустимо, так как это не принесет ожидаемого эффекта — при работе мотора ламели коллектора сильно нагреваются, пайка разрушается (соответственно, электрическая цепь вновь разорвется), а центробежная сила может разнести остатки олова куда угодно (с самыми непредсказуемыми последствиями). Кстати, пайка ламелей может нарушить балансировку ротора, что также может привести к повышенной вибрации в его работе.

    Также возможны замыкания в обмотках двигателя (межвитковые замыкания, например, вызванные пробоями в изоляции), но здесь уже помочь нечем — двигатель нужно менять или заново перематывать его обмотки. Самостоятельная перемотка, например, обмоток якоря в большинстве случаев дает отрицательный результат.

    Для выполнения подобных работ нужна специальная технология, которую можно соблюсти только в заводских условиях.

    Отметим, что замыкания в обмотках двигателя могут повлечь за собой выход из строя уже целого ряда компонентов в составе стиральной машины — подгорание (или полное разрушение) контактов на разъемах электронного модуля и соединительного шлейфа, отказ элементов силовых цепей в составе самого модуля (реле реверса, силовой симистор, контактные группы командоаппарата и др.).

    Дефекты ламелей коллектора

    Дефекты коллекторных двигателей, вследствие неисправности ламелей на самом деле немного — это неконтакты ламелей и секций обмотки ротора, а также перегрев и возможное последующее отслоение ламелей.

    Ламели крепятся на коллекторе с помощью клея, а электрическое соединение их с секциями обмотки ротора обеспечивают специальные «закусывающие» крючки.

    Самый распространенный дефект ламелей — это обрыв провода секции ротора в месте соединения с той или иной ламелью (об этом мы подробно останавливались выше).

    Гораздо худший случай, когда по разным причинам ламели перегреваются и отслаиваются (см. рис. 5).

    Рис. 5. Перегрев и отслоение ротора

    Подобный дефект обычно бывает вызван короткими замыканиями в промежутках между ламелями, замыканиями в секциях якорной обмотки или вследствие механического торможения (заклинивания) ротора — в любом случае ламели сильно нагреваются (и отслаиваются), вследствие прохождения через них тока, значительно превышающего номинальный уровень.

    Торможение якоря двигателя возможно, например, при заклинивании подшипников мотора или барабана СМ. Также подобный дефект возникает, если в машинках с вертикальной загрузкой потребители забывают закрыть створки барабана — раскрытые створки блокируют вращение барабана, а вследствие этого — и якоря мотора.

    В подавляющем большинстве случаев дефекты ламелей (перегрев, отслоение и др.) являются следствием других неисправностей двигателя, элементов стиральной машины или вследствие некорректных действий пользователей.

    Если отслоение ламелей на коллекторе незначительное (менее 0,5 мм), подобный дефект устраняется проточкой самого коллектора на станке (не всегда, правда, с положительным эффектом). Не следует забывать, что после подобной операции в промежутках между ламелями может оставаться медная стружка (или пыль), поэтому необходимо тщательно очистить эти промежутки. Кроме того, на ламелях после проточки коллектора могут остаться заусеницы — их также необходимо удалить.

    Сам факт отслоения ламелей на коллекторе легко выявить как визуально — так, если вручную вращать ротор двигателя, щетки в этом случае будут издавать сильный характерный треск.

    Отправить ответ

      Подписаться  
    Уведомление о
    Adblock
    detector