Принцип работы толщиномера лкп

Зачем он нужен, как помогает при осмотре автомобиля и в каких случаях окажется бесполезным. Давайте разбираться.

Что это и зачем нужен

Толщиномер — это небольшой прибор, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия (ЛКП). На заводе автомобиль окрашивают в один тонкий слой, в среднем около 0,1 мм, или 100 микрон.

Если автомобиль попал в ДТП, то повреждённую деталь ремонтируют, при необходимости наносят специальные материалы (шпаклёвку) и повторно красят. Это увеличивает общую толщину слоя. О таких случаях и сообщит толщиномер. На этом его возможности заканчиваются.

Толщиномер не определяет скрученный пробег, «уставший» двигатель или поддельные документы. Это всего лишь удобный прибор, который поможет осмотреть кузов автомобиля и выявить перекрашенные элементы.

Как пользоваться

Очень просто: прикладываете толщиномер максимально перпендикулярно к нужной поверхности и оцениваете получившееся значение. Современный прибор не нужно калибровать, он работает со всеми необходимыми металлами и практически в любых условиях: ему не страшны ни мороз или жара, ни грязь, дождь или снег.

Пластик — это единственное, с чем не справится толщиномер. Из пластика, например, сделаны бамперы, в некоторых случаях передние крылья у определённых марок.

Не торопитесь при проверке кузова толщиномером. Промерять нужно последовательно каждую деталь и сразу в нескольких местах. Выберите как минимум 3—5 точек на элементе, так вы сможете заметить перекрас, даже если этот элемент ремонтировали частично. В качестве отправной точки можно взять крышу — она реже перекрашивается и по ней можно определить заводские значения толщины краски.

Стандартные значения толщиномера

Толщина ЛКП зависит от марки и модели. Перед тем как поехать на осмотр, рекомендуем узнать заводские значения краски в интернете.

Ещё нужно держать в голове важное правило: толщина всех элементов кузова должна быть примерно одинакова. Например, если все двери и крылья показывают 100 мкм, а капот — 150, это повод насторожиться. Иногда можно услышать объяснение, что такие цифры находятся «в пределах допуска» и так сделано на заводе, но в большинстве случаев это неправда.

Европейские автомобили. У большинства из них толщина краски находится в пределах 110—130 мкм. Отдельные элементы, например стойки лобового стекла, могут иметь слегка увеличенные значения, в среднем на 10—30 мкм. Верный способ убедиться, что это норма, — проверить значения с противоположной стороны.

Специализированный измерительный инструмент в основном ассоциируется с профессиональными сферами применения. Метрологические приборы используют в производстве, в строительстве, в инженерных и геодезических задачах. При этом некоторые устройства можно назвать универсальными – они также находят применение и в бытовых условиях. К таким относится и толщиномер. Как пользоваться этим прибором без специальной подготовки? В основном такие аппараты имеют простое управление с интуитивно понятным интерфейсом. Тем не менее для получения точных результатов следует учитывать нюансы эксплуатации, тонкости фиксации данных и условия применения. Но для начала следует разобраться с конструкцией и принципом работы данного прибора – это поможет освоить технику практического использования.

Устройство и принцип работы толщиномера

Большинство моделей толщиномеров представляют собой компактные ручные аппараты с внешними органами управления, выносными чувствительными элементами для замера и дисплеем для вывода информации. Способ фиксации толщины материала определяется типом зонда – то есть катушки, которая позволяет определять расстояние между крайними точками исследуемого материала. Например, для измерения покрытий, выполненных лаком или краской, рекомендуется применять магнитные модели.

Как пользоваться толщиномером лакокрасочных слоев с помощью магнитного аппарата? Для этого достаточно поднести чувствительный элемент к покрытию и активировать рабочий режим. Такие приборы называются магнитными, однако они предназначены именно для немагнитных покрытий, которые были нанесены на металлические поверхности.

Вихретоковые модели используются для поверхностей, которые могут проводить ток. Опять же, это поверхность не должна намагничиваться, поскольку прибор будет оценивать толщину, исходя из характеристик собственного магнитного поля с токами высокой частоты. Наиболее развитая аппаратура в этом сегменте представлена ультразвуковыми моделями – это универсальные устройства, позволяющие определять толщину и покрытия, и основы.

Читайте также:  Мебельные струбцины своими руками

Что можно проверять с помощью толщиномера?

Спектр направлений, в которых используют толщиномеры, практически не ограничен. Все зависит лишь от возможностей конкретного аппарата. Однако наиболее распространенные задачи давно сформировались и на них преимущественно ориентируются производители инструмента. В частности, проверка лакокрасочных покрытий считается если не самым, то одним из самых востребованных типов задач такого рода. Проверяются покрытия автомобильных кузовов, краска в фасадной облицовке, грунтовка, шпаклевка и т.д. В сфере коммунального хозяйства прибор используется для оценки состояния водо- или газопроводных труб. Причем в данном случае оценивается не лакокрасочное покрытие, а специальные антикоррозийные напыления. Для этого часто задействуют контактный толщиномер.

Как пользоваться такой моделью? В процессе работы оператор должен плотно приложить чувствительный элемент датчика к анализируемой поверхности. Причем опытные сотрудники коммунальных хозяйств рекомендуют поддерживать сенсор второй рукой, чтобы мелкие вибрации не отражались на полученных данных.

Подготовка инструмента к работе

Как и любое высокоточное устройство, толщиномер требует тщательной проверки чувствительных элементов (в данном случае – щупа), корпуса и дисплея. Тестовые замеры позволят оценить, насколько корректно работает внутренняя начинка прибора. На этот случай надо иметь уже подготовленный набор шаблонных заготовок, данные о характеристиках которых известны. Зачастую подобные образцы содержатся в комплектах с аппаратами – их выполняют из алюминия и стали.

В вопросе о том, как пользоваться толщиномером, немалую роль играет и способ зарядки. Еще до начала работы необходимо проверить, достаточно ли наполнен энергией аккумуляторный блок – чаще всего применяется именно этот тип элемента питания. Желательно, чтобы уровень был не менее 60-70%, поскольку в ином случае возможен некорректный замер. Если все условия подготовки прибора соблюдены, можно приступать к следующему этапу – подготовки поверхности.

Подготовка целевой поверхности к измерению

Близкие к фактическим значениям толщины покрытия можно получить только на ровной поверхности. Во всяком случае, она должна быть очищена от грязи, мусора, жирных пятен и посторонних предметов. В качестве оптимального средства очистки можно применять глицерин или машинное масло. Как показывает практика, следы от этих средств не оказывают влияние на качество данных, которые отражает толщиномер. Как пользоваться устройством, если поверхность по текстуре шероховатая? С такими ситуациями в основном сталкиваются работники металлургической промышленности, которым нужно зафиксировать параметры обработки корродированного основания.

Никаких ограничений по замерам такого рода нет, однако важно иметь в виду большую погрешность. Неровность структуры в любом случае обусловит отклонение от расчетного значения, поэтому объект контроля должен быть предварительно соотнесен с паспортными данными, в которых фиксируются конкретные величины отклонения. Такие паспорта для разных типов металлов также прилагаются в спецификации к приборам, не говоря о документации к шероховатой заготовке.

Инструкция по работе с толщиномером

Работа начинается с запуска прибора соответствующей кнопкой OFF/ON. Чувствительный элемент в это время должен быть направлен в воздух. В этот же момент активируется дисплей, на котором загорится индикатор, свидетельствующий о готовности к проведению замера. Далее чувствительный элемент прикладывается к целевому участку.

Как пользоваться толщиномером, если планируется измерение большой площадки? Для этого производится серийное исследование в нескольких точках. Максимальный отступ должен составлять 20 см. В подобных измерениях важно учитывать, что в качестве итоговых данных будет получено усредненное значение, в то время как на разных участках разброс в данных может быть существенным. На каждой точке в процессе регистрации показаний прибор должен задерживаться несколько секунд, находясь в неподвижном состоянии. После фиксации данных в зависимости от модели аппарат предложит последующую обработку полученных сведений – эти возможности определяются набором программных функций.

Как правильно пользоваться толщиномером ЛКП?

Исследование ЛКП автомобилей является наиболее деликатным, так как работать приходится с тонкими слоями. Например, заводское красочное покрытие может иметь толщину в 100-150 мкм. Участки, прежде подвергавшиеся ремонту, зачастую имеют покрытия в 1000 мкм. Поэтому может потребоваться специальная калибровка аппарата.

Как пользоваться толщиномером ЛКП? Алгоритм действий также предполагает поднесение чувствительного датчика к рабочей поверхности, но большее значение будет иметь тип прибора. Обычно для исследования толщины кузовного покрытия применяют магнитные устройства. Если речь идет об алюминиевых основах, то лучше использовать вихретоковый толщиномер. Самой проблемной поверхностью считается пластик. Он составляет незначительную часть площади в виде отдельных деталей, присутствующих в составе кузова. Для работы с такими основами не рекомендуется применять вихретоковые и магнитные приборы. Лучше всего подойдет ультразвуковой аппарат, механика действия которого универсальна в плане взаимодействия с разными материалами.

Читайте также:  Режимы аргонодуговой сварки неплавящимся электродом

Особенности работы с популярными моделями

Начать обзор стоит с ультразвуковой модели PosiTector 200. Это одно из самых эффективных решений в своем сегменте. Аппарат хорош тем, что практически не требует предварительной калибровки – она выполняется автоматически. Пользователю остается лишь поднести чувствительный элемент (может сменяться в зависимости от типа материала) и в течение нескольких секунд получить данные на дисплее.

Интересен и магнитный толщиномер ЕТ-10Р. Как пользоваться данным устройством? В отличие от предыдущей модели, этот прибор требует калибровки по комплектным образцам. После этого аппарат необходимо перевести в режим исследования и поднести к целевой поверхности. Особенностью этого прибора является возможность непрерывного измерения в движении. То есть пользователь может удерживать рукоятку и перемещать чувствительный орган по направлению изучаемой площади, параллельно с этим регистрируя сведения в электронном блоке.

Как можно «обмануть» толщиномер?

Знание методов «обмана» может пригодиться рядовому автолюбителю в тех случаях, когда приходится обращаться за перекраской в автосервис. Недобросовестные мастера часто прибегают к хитростям, которые позволяют им скрыть некачественно нанесенное покрытие от владельца машины. В этом деле помогают специальные виды шлифования полиролями. Они формируют особую текстуру основы, которая корректирует данные измерительных аппаратов.

Как правильно пользоваться толщиномером, чтобы получить корректные данные вопреки хитростям с шлифовкой? Как правило, достаточно использовать электронный ультразвуковой прибор, точность которого достигает примерно 1,0 мм.

Общие рекомендации по работе с прибором

Перед первым сеансом эксплуатации следует снять все защитные заводские оболочки, так как они могут повлиять на качество замера. Уже в процессе измерения нельзя отключать прибор, который производит рабочие операции. Особенно это касается случаев, когда применяется магнитный толщиномер краски. Как пользоваться приборами в условиях повышенной влажности и температуры – тоже немаловажный вопрос. Рекомендуется в таких ситуациях или вовсе не использовать аппарат, или же делать скидки на погрешности, допускаемые инструкцией.

Заключение

Насколько качественной будет операция измерения, зависит даже не столько от подготовки и соблюдения инструкции измерения, сколько от выбора подходящей модели. Ведь если изначально используется прибор с неподходящим принципом действия, то и все остальное не будет иметь значения. Правда, в бытовых задачах часто оправдывает себя универсальный комбинированный толщиномер.

Как пользоваться подобными устройствами? Они действуют по общим правилам с установкой чувствительного элемента и считыванием данных на дисплее. От оператора требуется лишь перевести прибор в нужный режим использования – магнитный или вихретоковый. Ультразвуковые модели поддерживают только один режим, который и сам по себе является универсальным.

При покупке автомобиля с пробегом важно знать, побывал ли он до этого в ДТП. Часто продавцы, особенно перекупщики, чтобы получить максимальную прибыль, пытаются скрыть факт аварии при помощи косметического ремонта. На первый взгляд транспортное средство выглядит как новое, однако за презентабельным внешним видом могут скрываться серьезные повреждения. Во многих случаях для того, чтобы раскрыть обман – достаточно проверить машину толщиномером.

Виды толщиномеров

Толщиномер – это специальный прибор, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия, нанесенного на детали кузова. Существует несколько видов подобных приборов. Они различаются принципом своего действия. Прибор может быть:

  • магнитным;
  • ультразвуковым;
  • электромагнитным;
  • вихретоковым.

Магнитные толщиномеры имеют достаточно примитивную конструкцию. В корпусе прибора расположен небольшой магнит, сила притяжения которого к металлическим элементам кузова меняется в зависимости от толщины лакокрасочного покрытия. Показания передаются на стрелку, по углу отклонения которой и определяются, сколько краски наложено на кузов авто в том или ином месте. К плюсам таких устройств относят небольшую стоимость, простоту использования и способность работать без батареек. К минусам – низкую точность показаний.

Электромагнитные толщиномеры стоят дороже, однако они более точны. Главным недостатком таких устройств является то, что использовать их можно только чтобы измерить параметры ЛКП на железе. Проверить качество покраски детали из цветного металла или пластика не получится.

Вихретоковые приборы обладают отличной точностью измерений. Стоят они дороже электромагнитных. Главный недостаток – зависимость от токопроводящих свойств материала. Например, при замерах на алюминиевых или медных деталях они выдают очень точные данные, а на обычном металле работают с погрешностями.

Читайте также:  Отличие полуавтомата от инвертора

Ультразвуковые устройства – самые точные и универсальные. Их можно использовать при работе с металлом, пластиком, композитными и другими материалами. Единственным недостатком таких приборов является высокая стоимость. Обычно они используются для проверки ЛКП автомобилей на фирменных станциях технического обслуживания.

В зависимости от принципа действия и точности показаний цена толщиномера может составлять от 2 до 30 тыс. руб. Если вы хотите измерить толщину краски на авто, а средств на покупку хорошего прибора для проверки авто недостаточно, подобное устройство можно арендовать. Стоимость аренды варьируется от 500 до 600 руб. в сутки.

Как проверить авто толщиномером ЛКП: инструкция

Чтобы правильно пользоваться толщиномером, важно знать, что новый прибор обязательно нуждается в калибровке. Даже если в магазине продавец поклялся, что устройство полностью готово к эксплуатации, важно проверить правильность его показаний. Для этого используются так называемые эталонные пластины из металла и пластика. На каждую из них нанесен слой краски определенной толщины. Если показания прибора не совпадают с данными, указанными на эталонной пластине, в настройки вносятся необходимые изменения. Далее рассмотрим, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобиля.

Определить, был ли автомобиль в ДТП, и насколько серьезной была авария, можно, проверив толщину ЛКП на различных элементах кузова. Начинать проверку эксперты советуют с переднего крыла и далее двигаться по периметру авто, тщательно фиксируя все показатели. Для получения наиболее точных результатов лучше всего каждый из элементов проверить трижды, после чего вычислить среднее арифметическое.

При заводской покраске толщина лакокрасочного покрытия варьируется от 90 до 160 микрон (0,09-0,16 мм). У разных моделей авто этот показатель может отличаться. Например, у Фольскваген Джетта он составляет 0,12-0,15 мм, а у Мазда 3 – 0,08-0,1 мм. Допустимая разница между верхним и нижним значениями не должна превышать 0,03-0,04 мм.

Если в результате проверки выяснилось, что слой краски на одном или нескольких элементах кузова больше положенного – скорее всего машина побывала в аварии и перекрашивалась. Покупать битые авто нужно с осторожностью. По степени отклонения от нормы можно судить о том, насколько серьезные повреждения получил кузов. В частности:

    • если при проверке максимальный показатель на каком-либо кузовном элементе (крыле, капоте и т. д.) превышен на 50 микрон, особых поводов для переживаний нет: скорее всего, речь идет о ремонте небольшой царапины (после восстановления поверхность элемента покрывается лаком, который и увеличивает слой краски на 0,05 мм). Такой битый автомобиль можно смело покупать;
    • если проверка засвидетельствовала превышение нормы на 300-500 микрон – самое время задуматься: возможно, машина побывала в достаточно серьезном ДТП, после которого некоторые элементы кузова потребовали рихтовки и шпаклевки;
    • показатели, превышающие среднее значение на 1000 и больше микрон, говорят о том, авария была очень серьезной. Некоторые детали нуждались в замене, однако продавец решил сэкономить и наложить большой слой шпаклевки. В дальнейшем это может привести к появлению трещин на ЛКП и многим другим проблемам. Подобные битые авто лучше не покупать.

    Проверка авто толщиномером – процесс небыстрый и требующий внимания. Если вы не уверены, что сможете правильно проверить автомобиль самостоятельно – пригласите опытного специалиста. Нужно понимать, что лучше потратить перед покупкой относительно небольшую сумму денег и пару часов своего времени на проверку машины, чем выкинуть на ветер несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей.

    Более простой и дешевый способ проверки авто на участие в ДТП предлагает Автокод. Чтобы узнать автоисторию, достаточно указать номер машины. В течение 5 минут система выдаст всю информацию об автомобиле: количество владельцев, пробег, участие в авариях, расчет страховых ремонтных работ, наличие ограничений и штрафов и многое другое. Проверить машину онлайн в один клик!

    Узнав полную историю автомобиля, ознакомьтесь получше с его техническим состоянием. Если у вас нет возможности лично присутствовать на осмотре авто, или вы сомневаетесь в своих знаниях, закажите выездную проверку Автокод. Мастер выезжает в кратчайшие сроки, проверяет машину спец. приборами и выдаёт точное заключение.

    Отправить ответ

      Подписаться  
    Уведомление о
    Adblock
    detector