Схема подключения электронного зажигания на буран

Для быстрого передвижения и перевозки грузов по снегу служит неприхотливый и надежный снегоход ?Буран?. Обладая хорошей маневренностью, он может без труда преодолевать как заснеженную целину, так и лесные участки. За счет простоты устройства эта машина отличается легкостью эксплуатации и непритязательностью обслуживания. Одним из надежных узлов данного снегохода является его система зажигания.

Разновидности систем зажигания

До девяностых годов снегоходы марки ?Буран? были оборудованы простым контактным зажиганием, которое в начале 90-х заменило электронное шестиконтактное. В его состав, кроме кнопок и проводов, входили такие основные элементы:

  • коммутатор, имеющий шесть выводов с разъемами или клеммами на концах проводов;
  • основание (магдино) с двумя управляющими катушками;
  • маховик с магнитами;
  • бобина (высоковольтный трансформатор), из которой идут провода на свечи. Их существует два вида: двойная и одинарная бобина, что соответствует подключению необходимого числа свечей. В случае использования одинарного трансформатора на ?Буране? подключения устанавливается два.

Особенностью данного зажигания являлась передача двух управляющих сигналов, благодаря которым образовывалась искра на свечах и более точно формировался угол опережения зажигания.

Но со временем самым распространенным вариантом для данных снегоходов стало пяти контактное зажигание. Оно получило популярность благодаря тому, что требуемые характеристики стало возможным добиться с помощью одного управляющего импульса и соответственно ? одной катушки. Поэтому в нем коммутатор имеет пять проводов (на один вывод меньше).

Благодаря уменьшению составляющих (исключения из схемы одной катушки) пятиконтактное устройство стало более простым и надежным, соответственно, этому варианту при выборе стали отдавать предпочтение.

Установка и регулировка зажигания

На снегоходе ?Буран? пятиконтактное зажигание монтируется согласно схеме. Его подключение и установка проходит в таком порядке:

  • в коммутаторе белый провод замыкают на корпус (массу). Это следует сделать качественно, иначе работа данного устройства станет невозможной;
  • на трансформатор подводится синий провод коммутатора, включив в цепь замок зажигания. Второй провод трансформатора заземляется;
  • на зарядную катушку (через аварийный выключатель и кнопку ?стоп?) идут два провода ? черный и красный;
  • последний, желтый (иногда ? зеленый), провод крепится к управляющей катушке на магдино.

После монтажа следует установка УОЗ с помощью стробоскопа, для каждого мотора и коммутатора эти значения индивидуальны. Как пример возьмем 34-сильный мотор и коммутатор 453631.006-01 и рассмотрим, какой будет заводская установка данного угла при разном количестве оборотов.

Изначально выкрутив левую свечу, выставляем данный поршень в ВМТ (верхнюю мертвую точку). Самому это можно сделать с помощью шила или отвертки, которые вставляются в отверстие от свечи. После чего нужно поставить метку (краской или лаком для ногтей) на шкиве вариатора, а напротив нее еще одну на кожухе охлаждения. Запитав стробоскоп и подсоединив провод сигнала к высоковольтному проводу свечи, следует завести снегоход. Заводская установка угла выглядит так:

  • минус 1,5C? с погрешностью +/- 0,5 при оборотах в минуту 400;
  • 9C? с погрешностью +/- 2 при оборотах в минуту 3000;
  • 11C? с погрешностью +/- 2 при оборотах в минуту 5500.

Производители систем зажигания и примерные цены

Для снегохода ?Буран? пятиконтактное зажигание, в основном, выпускают отечественные производители:

  • уфимское предприятие ФГУП ?УАПО?;
  • рыбинский завод ОАО ?РЗП?;
  • московское предприятие ООО ?Компания Флэймз?.

В продаже можно найти:

  • коммутатор стоимостью от 900 до 1400 рублей;
  • маховик в пределах от 1700 до 2100 рублей;
  • основание (магдино) колеблется от 1100 до 1400 рублей;
  • трансформатор можно подыскать в пределах от 600 до 900 рублей.

Корзина

Рейтинг: / 272
Подробности Создано 19.08.2010 18:41 Автор: Алексей Колода Просмотров: 152355

Взаимозаменяемость зажигания снегохода, замена коммутатора, магдино или маховика, процедура не сложная. Несмотря на простоту замены элементов зажигания или её частей, в этой операции не мало "подводных камней" связанных с обилием рынка и отсутствием информации по взаимозаменяемости систем зажигания снегоходной техники, что вызывает затруднения у большинства пользователей.

А вдруг случилось так, что вышел из строя коммутатор или основание магдино, или просто необходим запасной вариант? Конечно, мы идем в торговую точку. Выбор коммутаторов зачастую значителен. Но ведь всего два элемента — коммутатор и основание магдино, которые соединяются электрическими разъёмами. Пуск! Работает! Так ли работает как надо? Бывает и вовсе не работает. Другая ситуация. Снегоход после замены элемента зажигания вдруг работает не так — теряет тягу, греется, увеличивается расход топлива, появляются посторонние звуки, плохой запуск, хлопки. Частой причиной этих изменений, является ЗАЖИГАНИЕ. Дело в том, что за годы выпуска снегоходов Буран, Тайга, Рысь, МВП, Икар — электроника не стояла на месте. Производители модернизировали свои системы. В результате, на рынке скопилось значительное количество вариантов, установленных на снегоходы, различных годов выпуска. К сожалению, далеко не все элементы зажигания взаимозаменяемы между собой. Проведем краткий обзор рынка, в части совместимости коммутаторов и магдино.

Системы электронного зажигания снегоходов, можно разбить на две группы:

— шести-проводное зажигание — соединительные колодки насчитывают 6 контактов — имело распространение в самом начале внедрения электронных систем зажигания и постепенно было вытеснено пяти-проводным.

— пяти-проводное — соединительные колодки имеют 5 контактов — массово устанавливается в наше время.

Читайте также:  Лодочные электромоторы топ 10

Коммутаторы 84.3734 или 84.3734 — 00 — (аналогичный коммутатор по параметрам К1-Б) устанавливались на снегоход Буран

и работают с основаниями магдино 15.3749 — (выпускалось 1996 года),

так же с основаниями магдино 45.3786 (Рыбинск) и МД4Б (Уфа).

Шести-проводной коммутатор под номером 84.3734-01, применяется на снегоходах Буран и Рысь,

корректно работает с магдино 26.3749 (устанавливается на снегоходы Буран, Рысь с 2009 года)

также с магдино 1111.3749 — (выпуск до 2001 года) и с МД — 4

Коммутаторы 84.3734-02 (выпускался с 1997 г.) и его аналог 4411.3734 (выпускался до 1997 года) работают — с магдино 1111.3749; 14.3749

Коммутатор К — 1Б (г. Уфа) аналогичен по параметрам 84.3734-00

и рыбинскому аналогу — ИБТС 453631.005-02


работают с основанием магдино МД — 4Б

С этим основанием магдино, возможно применение коммутатора ИБТС 453631.006-01, который имеет такие же характеристики, как и ИБТС 453631.005-02 и К — 1Б, но отличные крепления и эл. разъёмы.

Коммутатор ИБТС 453631.006-01 работает с основаниями 453876.002-01 и 453876.001-02. Устанавливался на снегоход Буран в двух случаях: на двигатель РМЗ-640-34 (34 л.с.) или на двигатель прежней модификации — 28 л/с, на который были установлены "подрезанные" головки — от двигателя 34 л/с, за счет чего степень сжатия увеличивалась до 9,2+-0,2).

Следует так же сказать, что для двигателей снегохода Буран, имеющих 28 л/с, устанавливался коммутатор 453631.006, который имеет одинаковые характеристики с коммутатором 453631.005, но различен по креплению и применяемым разъёмам проводки.

Официальные данные ОАО "Русская механика" о комплектации снегоходов Буран системами зажигания в период:

с 1999 по 2003г. комплектно устанавливалась система зажигания производства ОАО "РЗП" Рыбинск, состоящая: маховик 110900470 (пр-ва ОАО «РМ»); основание магдино ИБТС.453786.001-01 или ИБТС.453786.001ТУ; коммутатор ИБТС.453631.006 или ИБТС.453631.005ТУ; трансформатор ИБТС.67.1155.004.

с 2003 по 2005г. комплектно устанавливалась система зажигания производства ОАО "РЗП" Рыбинск, состоящая: маховик 110900470 (пр-ва ОАО «РМ»); основание магдино ИБТС.453786.001-03 ИБТС.453786.001ТУ; коммутатор ИБТС.453631.006-01(усиленный) или ИБТС.453631.005ТУ; катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва).

с 2005 по 2007г. комплектно устанавливалась система зажигания производства ОАО "РЗП" Рыбинск, состоящая: маховик 110900470-02 пр-ва ОАО «РМ» с более мощными магнитами (Чехия). Маховик 110900470 стал использоваться для отправки в запчасти; основание магдино ИБТС.453786.001-03 ИБТС.453786.001ТУ; Коммутатор ИБТС.453631.006-01 ИБТС.453631.005ТУ; Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва).

с 2007-2009г. комплектно устанавливалась система зажигания производства ОАО "РЗП" Рыбинск, состоящая: маховик 110900470 (пр-ва ОАО «РМ»); основание магдино ИБТС.453786.001-03 ИБТС.453786.001ТУ; коммутатор ИБТС.453631.006-01 ИБТС.453631.005ТУ; катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва). В этот период маховик 110900470-02 аннулирован, а маховик 110900470 получил чешские магниты.

с 2005-2009г. комплектно устанавливалась система зажигания производства ФГУП «УАПО», г. Уфа, состоящая: маховик М-2 ИЮМА.304517.003ГЧ; статор МД-4Б ТУ 4573-011-07510218-2002 (ИЮМА.525699.004ГЧ); коммутатор К-1Б ТУ 4573-012-07510218-2002; катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва. Система устанавливается параллельно с системами РЗП.

Общее примечание по системе зажигания «Буран»: маховики 110900470, 110900470-02 и М-2 взаимозаменяемы, но может возникнуть необходимость в повороте основания магдино (статора) в пределах крепежного паза на угол (до 7°), т.к. в процессе производства усовершенствовалась конструкция маховиков (положение шпоночного паза, материал магнитов, расточка и др).

Все вышеперечисленные варианты обеспечивают правильную работу двигателя.

Тем не менее, практика показывает, что существуют варианты иных подключений коммутаторов и оснований магдино, не перечисленных производителями. Как правило, при таких подключениях снегоход работает, но происходит существенное смещение угла опережения зажигания, который отвечает за такие важные параметры, как: тяга, температура двигателя, запуск, расход топлива, моторесурс. Поэтому, главным условием этой практики, является проверка УОЗ снегохода с помощью стробоскопа. Эту же процедуру настоятельно рекомендуем проводить на новых двигателях, поскольку при заводской сборке снегохода, зажигание выставляется по шаблону и известны частые случаи несвоевременной подачи искры. Так и в случае замены, вышедших из строя элементов зажигания, на аналогичные, ведь вероятность приобрести контрафактную продукцию крайне велика. Для нештатных замен элементов зажигания, ВАЖНО ЗНАТЬ, что коммутаторы, предназначенные для работы с магдино, имеющих встроенный датчик, нельзя использовать с коммутаторами, предназначенными для работы с магдино, имеющих выносной датчик. О том как проверить и установить зажигание на снегоходе.

В заключение о высоковольтной катушке зажигания 4412.3705 которой комплектовались Российские снегоходы

Эта катушка зажигания широко используется на автомобиле Ока — катушки полностью взаимозаменяемы. Также, взамен 4412.3705 возможно, установить высоковольтную катушку зажигания от автомобиля Волга с инжекторным двигателем, под номером 3012.3705.

Все ли так просто в высоковольтных колпачках и проводе свечи зажигания — для многих они кажутся одинаковыми — ведь назначение одно! Поэтому, не задумываясь ставим что есть под рукой. Эти замены састо становятся причиной выхода из строя коммутатора. Все очень просто и связанно с внутренним сопротивлением свечей, колпачков и проводов. Дело в том, что общий расчетный параметр допустимого сопротивления (высоковольтный провод + свечной наконечник + свеча зажигания) не должен превышать 5,6 кОм и быть менее 4.5 кОм. Между тем, различные высоковольтные провода, свечные колпачки и свечи зажигания обладают различными свойствами. К примеру, автомобильный провод взятый наугад, имел сопротивление 8.34 кОм, при этом штатный провод нового снегохода Буран, имел значение 0.0 кОм. Свеча зажигания А17ДВ имеет нулевое сопротивление, а свеча А17ДВРМ сопротивление 5,6 кОм. Свечные наконечники также могут иметь различное сопротивление. Выводы делайте сами.

Читайте также:  Что можно сделать бормашиной

Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместив ссылку на статью в сети интернет. Спасибо

1. Маховик 110900470 (пр-ва ОАО «РМ»);

2. Основание магдино ИБТС.453786.001-02 ИБТС.453786.001ТУ;

3. Коммутатор ИБТС.453631.006 ИБТС.453631.005ТУ;

4. Трансформатор ИБТС.67.1155.004 ИБТС.67.1155.004ТУ

на все комплектации снегоходов

1. Маховик 110900470-01 (пр-ва ОАО «РМ»);

2. Основание магдино ИБТС.453786.002-01 ИБТС.453786.001ТУ;

3. Коммутатор ИБТС.453631.005-02 ИБТС.453631.005ТУ;

4. Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва)

2003-2009 г. устанавливались только на базовую комплектацию

1. Маховичное магнето фирмы «DUCATI» Flywheel Magneto 431 71 25 20;

3. Коммутатор со встроенным трансформатором фирмы «DUCATI» C.D.I. UNIT WITH BOOSTER INTEGRATER

Устанавливалась на все комплектации, кроме базовой

1. Маховичное магнето MAGNETO ALTERN. A VOLANO

Устанавливается на все комплектации, кроме базовой

Как работает электронное зажигание «Бурана»

Прежде чем начать говорить о том, почему выходит из строя электронное зажигание на Буране, неплохо бы разобраться, из чего же это самое зажигание состоит, и как все эти элементы взаимодействуют между собой.
Сразу оговоримся, вариантов исполнения электрооборудования на Буран выпущено немало. Кроме этих основных составляющих, в системе зажигания есть еще провода, разъемы, кнопки и разные другие элементы. , Итак… Система электронного зажигания включает в себя:
1 – Маховик с магнитами.

2- Основание. В общем случае это круглый алюминиевый корпус, на которой смонтированы катушки с проводами и клеммами. Основания бывают разные, на сегодняшний день их каких только не встретишь. На фото моя коллекция, и поверьте, это далеко не все что может быть:

3 – Коммутатор. Этих тоже существует много разновидностей, за что большое и отдельное «спасибо» как официальным производителям, так и изготовителям контрафакта. Конструктивно коммутаторы представляют собой либо закрепляемую на раме снегохода пластмассовую коробочку с проводами, либо металлическую коробочку с клеммами для установки на двигатель. Хотя возможны и другие варианты. Вот моя коллекция, и это тоже далеко не все что может быть:

4 – Высоковольтный трансформатор.

Или, как его часто именуют в народе – «бобина». Это та самая штука, к которой подключаются высоковольтные провода свечей. Трансформаторы бывают одинарные, т.е. рассчитанные на одну свечу, в этом случае их применяется два: Либо сдвоенные, имеющие сразу два выхода на две свечи. Такой трансформатор применяется один. Последнее время завод ставит именно такие, видимо это дешевле. Один из вариантов выглядит так:

Кроме этих основных составляющих, в системе зажигания есть еще провода, разъемы, кнопки и разные другие элементы.

Как все детали зажигания соединяется между собой? Самый логичный ответ – нужно взять схему электропроводки снегохода и по ней все посмотреть. Но… В разное время на снегоходы устанавливались разные модификации систем с различными компонентами, поэтому этих схем много, и они отличаются друг от друга. К тому же, на всех схемах кроме зажигания прорисована еще и вся остальная электрика снегохода, не имеющая к зажиганию никакого отношения. В нашем случае хотелось бы иметь схему, которая описывает наиболее распространенный вариант, и при этом не содержит лишних элементов.
Какой вариант зажигания самый распространенный? Я отвечу однозначно – пятивыводный, или пятипроводный, кому как нравится. Что это значит? Первые электронные комплекты стали ставиться на Буран в начале 90-х годов и практически все они были шестивыводные: коммутаторы имели шесть выводов –проводов с клеммами или разъемами на концах, основания так же имели шесть проводов. Из этих шести, два провода отводились на передачу двух сигналов управления, благодаря которым возникала искра. Соответственно, основания имели по две управляющие катушки, и с каждой шел свой провод (желтого, реже зеленого цвета). Коммутаторы так же имели два входа, на которые подавались сигналы с катушек (тоже два провода желтого, реже зеленого цвета). Два управляющих сигнала требовались для более точного формирования характеристики угла опережения зажигания от оборотов коленчатого вала. Однако, как показала последующая практика, нужная характеристика хорошо формировалась и от одного сигнала, поэтому было решено исключить из основания одну управляющую катушку, а у коммутатора убрать один вход. Так и появились пятипроводные системы, которые и применяются по сегодняшний день. В общем случае, пятипроводный комплект – это основание с пятью проводами и коммутатор с пятью проводами или клеммами. Один из проводов коммутатора (белый) всегда соединяется с «массой» снегохода, поэтому на некоторых версиях коммутаторов с металлическим корпусом, особенно которые устанавливаются на двигатель, можно увидеть только четыре контакта. На самом деле это такой же пятивыводный коммутатор, просто один из его выводов сразу соединен с корпусом. Это обязательно нужно учитывать при монтаже – без хорошего соединения корпуса с «массой» снегохода такой коммутатор работать не будет. Еще встречаются варианты коммутаторов с шестью проводами и импортными разъемами. Здесь может возникнуть заблуждение, поскольку проводов вроде шесть, но если приглядеться, два из них окажутся одного цвета – белые. Т.е. по сути это тоже пятипроводный коммутатор, только с двумя белыми проводами, соединенными между собой. Таким образом, самый распространенный вариант – пятивыводный, его я и решил разрисовать на такой схеме – анимашке:

Читайте также:  Какая цепь лучше орегон или штиль

L1 и L2 – катушки, смонтированные на основании. L1 –зарядная катушка, L2- катушка управления. На самом деле, на основании есть еще одна катушка – катушка освещения, которая заряжает аккумулятор и питает лампочки, но к зажиганию она никакого отношения не имеет, поэтому на схеме не показана. Выводы L1 выполнены в виде проводов черного и красного цвета. Один из выводов L2 – провод желтого, реже зеленого цвета, второй всегда соединен с «массой» двигателя через корпус основания.

SB1 – кнопка «Стоп», это та самая кнопка, которая смонтирована на приборном щитке, и которой мы чаще всего глушим снегоход. Контакты нормально разомкнутые, т.е. они все время разомкнуты и замыкаются только при нажатии на кнопку. В последних модификациях Буранов ставится еще одна «кнопка» – «аварийный выключатель зажигания» SB2. Это специальный выключатель с колпачком, удавкой и прищепкой, который должен вырубать двигатель, если водитель вдруг свалился со снегохода. Чтобы это произошло, прищепка должна быть пристегнута к одежде водителя, но, сколько я видел буранов с этим выключателем, никто из владельцев этой штуковиной никогда не пользовался. Тем не менее, этот выключатель есть, его контакты разомкнуты, когда колпачок одет, и замыкаются, если колпачок слетает.

Коммутатор изображен схематично и имеет пять проводов. Белый – общий провод или «масса». Красный и черный – входы зарядного напряжения. Желтый (реже – зеленый) – управляющий вход. Синий – выход на «бобину».

SA1 –контакты замка зажигания. То еще «счастье», но об этом позже. На старых моделях снегоходов этих контактов в цепи зажигания не было, на всех новых они есть. Если ключ вставлен в замок и повернут в режим «зажигание включено», то контакты замкнуты, если ключа нет или он не повернут – контакты разомкнуты.

T1 –высоковольтный трансформатор, или «бобина». На схеме показан сдвоенный вариант. Если применяются два одинарных (например ТЛМ-3), то их первичные обмотки соединяются параллельно, а высоковольтные провода свечей подключаются к каждому по отдельности.

Как все это работает? Если убрать научные термины, и попытаться объяснить все это понятным языком, то получится примерно следующее:

Перед пуском двигателя контакты SB1 и SB2 разомкнуты (кнопка «Стоп» не нажата, колпачок на месте), контакты SA1 замкнуты (ключ вставлен и повернут). При проворачивании коленчатого вала ручным или электрическим стартером начинает вращаться маховик с магнитами. Магниты маховика создают изменяющееся магнитное поле, которое пересекает витки катушек и создает на их выводах переменное напряжение.

Напряжение, вырабатываемое зарядной катушкой L1, поступает на выпрямительный мост коммутатора, собранного на диодах VD1…VD4. Выпрямленное напряжение, через диод VD5 и первичную обмотку Т1, заряжает накопительный конденсатор C1.

Выход управляющей катушки L2 подключен к управляющему электроду тиристора VS1. В реальной схеме он подключен не напрямую, там присутствуют еще элементы, но суть та же. Напряжение управляющей катушки L2 сдвинуто во времени относительно напряжения L1 так, что сначала заряжается C1 и только после этого на управляющий электрод тиристора поступает управляющий импульс. Тиристор открывается, напряжение конденсатора прикладывается к первичной обмотке Т1 (диод VD5 при этом включен обратно и не мешает), в результате чего в свечах возникает искра. Конденсатор при этом разряжается, отдавая накопленную энергию искре.

Искра возникает одновременно в обеих свечах, а за один оборот коленчатого вала всегда формируется две искры. В одном из цилиндров она является рабочей, во втором – холостой. Толку от холостой искры никакого, но и вреда тоже нет, просто такое решение позволяет упростить систему, поскольку не надо делать два отдельных канала зажигания на каждый цилиндр со своими катушками, коммутаторами, «бобинами» и прочим.

После разряда конденсатора все процессы повторяются снова, двигатель заводится, и начинает работать.

Чтобы заглушить двигатель, нажимают кнопку SB1, в результате чего закорачивается зарядная катушка L1, зарядное напряжение пропадает, конденсатор перестает заряжаться, вместе с этим пропадает искра и двигатель глохнет. Точно таким же образом работает аварийный выключатель SB2.

Теоретически, двигатель так же можно заглушить замком зажигания, повернув ключ и разорвав контакты SA1. Теоретически то можно, но практически подобные действия почти всегда заканчиваются походом в магазин за новым коммутатором. Почему? Об этом дальше. Вот, в целом, и все об основных принципах работы. Все остальное – детали, и о них далее.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector