Страховочные узлы для работы на высоте

Очень часто при проведении строительных или ремонтных работ как внутри, так и вне помещений требуется нахождение работника на высоте или на определенной глубине (в колодцах или шахтах).

  • В таких случаях работа, согласно существующим нормативным актам, считается высотной если проводится более чем 180 см над поверхностью.
  • Если высота меньше 180 см , но работник находится над механизмами, водой или чем-то другим, могущим нанести ему вред при падении — то и эта работа считается высотной.

При проведении высотных работ согласно утвержденным правилам обязательным является использование систем обеспечивающих защиту работника от падения или неблагоприятных последствий приостановки падения. Эти системы делятся на 3 вида:

  1. Позиционирующие
  2. Удерживающие
  3. Страхующие

Первые два вида из перечисленных, не допускают падение с высоты работающего человека. А третий вид систем безопасности позволяет сделать случившиеся падение более безопасным, минимизировать травмы или же вовсе не допустить их возникновение.

Страхующие системы используются при проведении работ, требующих значительной подвижности, перемещения рабочего по большим площадям. Эти системы выполняют свою функцию благодаря устройству амортизации. Оно бывает двух типов:

  • ползунковое (как для жесткой, так и для гибкой линии анкеров);
  • самовтягивающееся .

В реальной практике описанные системы безопасности воплощены в виде монтажного пояса и страховочной привязи (СП). Первый проще по своему устройству, сейчас считается вспомогательным устройством, не являющимся полноценным аналогом привязи.

Страховочная привязь — что это?

Согласно правилом безопасности, утвержденным приказом Минтруда России, страховочная привязь (СП), иначе называемая лямочным страховочным поясом для высотных работ, это обязательное СИЗ при работах на высоте.

  • СИЗ — средства индивидуальной защиты

По своему устройству можно утверждать, что страховочные привязи для работы на высоте — развитие монтажного пояса. Но СП избавлена от ряда важных недостатков. Например, от неизбежных травм позвоночника при резком рывке во время падения.

Конструктивно страховочные привязи для работы на высоте представляет собой систему гибких и прочных лент, обхватывающих плечи пояс и ноги человека.

Между собой эти ленты соединяются прочными регулируемыми пряжками. На спине, боках, в местах пересечения лент, устроены особые анкерные точки с металлическими кольцами. К ним крепится страховочный фал, собственно удерживающий от падения, или же замедляющий его.

Требования

Требования, предъявляемые к страховочным привязям для работы на высоте подробно излагаются в ГОСТах «РЕН 361-2008» и «РЕН 358-2008». В этих документах излагаются как общетехнические требования, так и сроки, методы проверки прочности СП. Кратко все изложенное в этих документах сводится к семи пунктам:

1. Используемые материалы (ткань лент, материал нитей, пряжек) должны быть совместимы.

2. Цвет нитей, лент должен быть выделяющимся на фоне рабочих поверхностей, контрастировать друг с другом. Это нужно для легкой идентификации работающего на высоте человека с одной стороны, для контроля качества соединения самих лент с другой стороны (в том смысле, что легко будут видны обрывы, потертости или размочаливания нитей).

3. В конструкции СП должна быть возможность подгонки к конкретному человеку. Это с одной стороны гарантирует невозможность выпадения тела человека из системы, а с другой — отсутствие у него травм при падении.

  • Во время примерки, подгонки СП концы лент должны выступать из пряжек не менее, чем на 10-15 см. Если это не так, то данный комплект использовать нельзя.

4. Страховочные привязи для работы на высоте обязательно предполагают крепление особыми лямками в области плеч, ног человека. Кроме этого на поясе есть особый широкий кушак, снимающий как статическую, так и динамическую нагрузку на позвоночник.

  • Не нужно путать СП с монтажным поясом. Оба эти устройства имеют пояс с кушаком, но СП более продвинут и обеспечивает как большую безопасность, так и удобство в работе, в том числе связанной с активным перемещением на высоте. Монтажный пояс этого дать не может.

5. Фиксирующие ленты элементы (пряжки и застежки) должны полностью исключать ослабление или саморасстегивание.

6. Ленты несущие основную нагрузку не должны быть уже 4 см , а вспомогательные — уже 2 см . Это требование объясняется тем, что более узкие ленты могут при рывке серьезно травмировать конечности человека.

7. СП должна быть способна выдержать вес многократно превышающий вес работника, но сама должна быть легка и не громоздка.

  • Противоречивое требование к СП — высокая прочность с одновременной легкостью объясняет то, что наиболее распространенным материалом для СП является такое синтетическое волокно как полиамид.

Стандартная конфигурация

Конструктивно любая модель СП состоит из четырех частей:

  1. Пояс со встроенным кушаком (он снимает нагрузку с поясницы и защищает при рывках).
  2. Спинные соединительные тяги.
  3. Плечевые крепления (в виде ленточных петель, куда продеваются предплечья).
  4. Ножные крепления (аналогично плечевым, с той лишь разницей, что продеваются ноги).
  • К поясу может крепиться особая мягкая седушка. Ее использование делает возможными длительные работы на высоте.

К поясу с правого и левого бока, а также на спине в месте пересечения спинных тяг пришиты кольца из металла для крепления карабинов страховочного фала. Последний может быть как в виде ленты из того же полиамида, либо же из гибкого металлического троса. Иногда он соединяется с устройством амортизации (ползунковым или самозатягивающимся).

Читайте также:  Самодельный дисковый плуг для минитрактора своими руками

Испытание страховочных привязей

СП перед каждым использованием должны тщательно осматриваться, а работа крепежей, застежек и пряжек — проверяться. В случае обнаружения потертостей, надрезов, оборванных нитей или непрочной фиксации, такая СП не допускается к эксплуатации.

Вообще же время плановые испытания и проверка страховочных привязей для работы на высоте регламентируются назваными ранее ГОСТами. В них приводится инструкция, которая прописывает порядок утилизации негодных страховочных привязей для работы на высоте. Все они должны обязательно уничтожаться. Так как в противном случае не исключено их случайное применение.

К каждой СП прилагается инструкция. В ней содержатся рекомендованные условия хранения и эксплуатации СП. В общих чертах, не зависимо от конкретной модели, все эти правила можно свести к следующим пунктам:

  • Хранение в сухих помещениях.
  • Защита СП от огня или едких химикатов.
  • Мытье от загрязнений теплой водой и естественная сушка.
  • Использование только в течении положенного срока. По истечении его — обязательная утилизация независимо от состояния СП.

Как выбрать страховочную привязь

Выбирая СП нужно руководствоваться следующими факторами:

  • Назначение — будут ли вестись работы с использованием открытого огня, если да, то материал для СП должен быть сертифицирован на не горючесть.
  • Частота использования — предполагается ли длительное использование или кратковременное. В первом случае нужно выбирать модели с интегрированной седушкой и дополнительными петлями для фиксации инструмента или расходных материалов. Это позволит сделать труд на высоте более качественным и быстрым.
  • Место проведения работ — на какой высоте и в помещении или же на открытом воздухе. От этого зависит длина страховочного фала, наличие дополнительных лямок для вспомогательного инструмента и дополнительных амортизаторов.
  • Бюджет — стоимость СП при наличии у всех моделей сертификатов безопасности и качества колеблется от 5 до 25 тысяч рублей. В каждом конкретном случае все зависит от комплектации и дополнительных функций (например не горючесть или интегрированное сиденье).

Хорошо взвесив каждый из четырех факторов и нужно принимать решение о покупке определенной модели СП. Но, в любом случае, она должна быть сертифицирована, так как сохранение здоровья и жизни работника всегда на первом месте.

Чтобы соответствовать требованиям техники безопасности, все виды узлов должны быть:

  • завязаны с соблюдением всех правил;
  • устойчивыми к разрыву и развязыванию;
  • подобраны с учетом цели использования;
  • способны легко и без усилий развязываться при любом состоянии веревки.

Виды узлов

1. Узлы для фиксации к открывающемуся оборудованию и открытым опорам:

Рис. 1: а – узел "восьмерка"; б – узел "девятка"

— "восьмерка" (рис. 1 а);

Данный вид узла чаще используется для крепежа к устройствам толщиной 10-11 мм. Его прочность составляет около 55 % и зависит от крепости веревки. Если узел проверяется для привязывания, то его вяжут петлей на двух концах веревки, а если для связывания, то помимо восьмерки на концах веревки завязываются другие узлы. Причем конец, подвергающийся нагрузке, должен быть на верхней стороне узла, а витки уложены параллельно друг на друга, но не крест-накрест. Это повышает устойчивость данного узла на 10%.

— "девятка" (рис. 1 б);

Промышленный альпинизм стал использовать тот вид узла сравнительно недавно, но становится популярным, так как из всех использовавшихся ранее узлов он имеет наибольшую прочность — 70-74%. Поэтому "девяткой" возможно связывать менее прочные веревки толщиной 9 мм.

Рис. 2: а – одиночный булинь; б – двойной булинь

— одинарный и двойной булинь (рис. 2);

Прочность этих узлов составляет 52–53%. Важно: при завязывании одинарного булиня со свободным концом необходимо делать контрольный узел! — "бабочка" (рис. 3); Прочность узла составляет 51%. Данный вид крепежа чаще используется для привязывания веревки к основным и промежуточным креплениям (крепления горизонтальных перил, V–образные крепления.) "Бабочка" позволяет не снимать навеску после каждого прохождения. Для предотвращения перетирания оплетки и сминания веревки в петле узла устанавливают специальную прокладку. Узел "бабочка" удобен еще тем, что петли в нем затягиваются и контролируются легко и точно.

Рис. 3. Узел "бабочка"

2. Узлы для фиксации веревки к неоткрывающимся устройствам и закрытым опорам:

— "восьмерка" (рис. 4а); Вяжется следующим образом: из одиночной веревки делается восьмерка и свободный конец пропускается параллельно ей, причем витки не должны находить друг на друга.

— одинарный и двойной булинь; Одинарным булинем (рис. 4б) чаще всего пользуются при закреплении веревки в начале спуска (например, при помощи такого крепежа производится мойка окон на высоте, спуск к объектам). Также при необходимости (нехватка крючьев, неотложная помощь) одиночный булинь методом сдавливания веревки превращается в устройство промежуточного крепления. Двойной булинь (рис. 4в) предназначен для фиксации веревки к кольцам ("рингам"), не имеющим карабины.

Рис. 4: а – восьмерка; б – одиночный булинь на сдвоенной веревке; в– двойной булинь

3. Узлы для фиксации веревок и петель :

— двойной ткацкий (рис. 5а); Этот узел является самым прочным узлом при связывании веревок ( прочность до 56%). Двойным ткацким узлом вяжутся веревочные петли и связываются веревки разных диаметров. — встречная восьмерка (рис. 5б); Прочность такого узла до 47 %. Применяется при вязке петель и для связывания веревок только одинаковой толщины. — встречный проводник или ленточный узел (рис 5 в, г); Его используют для вязки петель из ленты, стропы, веревки (толщина веревки от 9 мм).

Читайте также:  Как нарезать модульную резьбу

Рис. 5: а – двойной ткацкий узел; б – встречная восьмерка; в – встречный проводник; г – ленточный узел.

4. Узлы для особых целей :

— самозатягивающиеся узлы (рис. 6); Всего их 18 видов, используются в экстренных случаях: при поломке, перетирании самохватов либо если самохват не может "закусить" веревку с загрязнениями. Их отличает высокая прочность, так как здесь применяется двойная веревка, что позволяет использовать шнуры диаметром 5 — 6 мм, не опасаясь их разрыва.

В технике одной веревки используют только четыре вида самозатягивающихся узлов: классический самозатягивающийся узел "прусик", перекрестный самозатягивающийся узел, его карабинная разновидность "арб" и карабинный узел "бахман". В случае необходимости количество витков во всех узлах можно увеличить.

Рис. 6: а – пруссик; б – перекрестный; в – арб; г – бахман

— амортизирующие узлы (рис. 7); Вяжутся на тонких (до 9 мм) и изношенных веревках. Используются при связке крепления с основным при его дублировании и тогда, когда при разрушении основного крепления идет большая нагрузка на дополнительное. Амортизирующими являются узлы "бабочка" (рис. 3) и проводник (рис. 7).

Рис. 7. Проводник

5. Узлы для перемещения груза и спасательных работ:

— тормозящий узел (рис. 8); Контроль за движением веревки при спуске груза или человека осуществляется за счет трения витков.

Рис. 8. Тормозящий узел

— узел "реми" (рис. 9); Узел "реми" получается из тормозящего узла посредством установки второго карабина в его витки. В случае нехватки самохватов с его помощью можно сделать блок-тормоз для подъема груза или человека.

Рис. 9. Узел "реми"

— узел "маринер" (рис. 10); При помощи данного узла делается оттяжка с петлей и блоком, чтобы извлечь пострадавшего или поднять груз большой массы. Особенностью узла "маринер" является возможность его развязывания и снятия при нагрузке отклоняемой веревки.

Рис. 10. Узел маринер

6. Вспомогательные узлы (рис 11):

— стремя; Такой узел вяжется для вспомогательного промежуточного крепежа, если веревка слишком туго натянута и нет возможности завязать "девятку" или "восьмерку". А также для фиксации педали с карабином ведущего захвата.

— якорная петля; С его помощью осуществляется вязка петли "восьмерки" или "девятки" к "рингам", а также петли к отклоняющему креплению, если можно не применять карабин.

Рис. 11. Вспомогательные узлы: а – стремя; б – якорная петля

Важно знать и помнить:

  1. при вязке одинарного булиня из двойной или одиночной веревки всегда производится страховка посредством дополнительного контрольного узла;
  2. при завязывании самозатягивающегося узла применяется веревка меньшей толщины, чем толщина основной веревки;
  3. длина свободного конца веревки всегда должна быть больше 5 см, это относится к вязке узла на конце веревки, связывании нескольких веревок или петель.

Высотные работы выполняются в различных отраслях производства и сферах деятельности человека: от строительства до науки и развлечений. Но, несмотря на разнообразие задач и условий, существует ряд общих методов обеспечения безопасности при работе на высоте.

Системы обеспечения безопасности работ на высоте можно разделить на несколько типов:

  • удерживающие системы;
  • страховочные системы;
  • системы позиционирования;
  • системы канатного доступа;
  • системы эвакуации и спасения.

Выбор применяемой системы или систем осуществляется исходя из поставленной задачи, конфигурации строительных конструкций, архитектуры здания, доступных опор для установки анкерных устройств, продолжительности работ и т.д.

Удерживающие системы

Удерживающие системы ограничивают область свободного перемещения работника, не позволяя ему оказаться в зоне риска падения. При правильном применении удерживающей системы, работник просто физически не может попасть за перепад высот.

Состав:

  • анкерное устройство, горизонтальная анкерная линия;
  • удерживающий строп или вытяжной канат, карабины (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • удерживающая или страховочная привязь.

В удерживающих системах не возникает больших нагрузок на тело работника, поэтому может использоваться как страховочная привязь, так и привязь для удержания и позиционирования. Привязь работника соединяется с анкерным устройством при помощи удерживающего или страховочного стропа. Допускается использование стропов с устройством регулировки длины. Для организации удерживающих систем подходят стропы Petzl JANE, Petzl GRILLON.

Для расширения области возможного перемещения работника могут использоваться гибкие или жесткие горизонтальные анкерные линии. В этом случае работник будет перемещаться вдоль анкерной линии.

Необходимо понимать, что удерживающая система в принципе не предназначена для остановки падения, а только для его предотвращения. Поэтому в области возможного перемещения работника не должно быть непрочных поверхностей, проемов, открытых люков и т.п. Также опасность падения может возникать при приближении к углам зданий.


Недопустимое применение удерживающих систем

Страховочные системы

Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.

При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.

В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.

Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.

Страховочная система с использованием страховочного стропа

Состав:

  • анкерное устройство, горизонтальная анкерная линия;
  • страховочный строп с амортизатором , карабины (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • страховочная привязь.
Читайте также:  Сверло по бетону для шуруповерта

Привязь работника присоединяется к анкерному устройству или горизонтальной анкерной линии при помощи страховочного стропа. Строп должен быть оснащен амортизатором рывка, снижающим силу динамического воздействия на работника в случае падения. Используя двуплечевой страховочный строп, можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой.


Используя двуплечевой страховочный строп можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой


Применение горизонтальной анкерной линии

Страховочная система с использованием страховочного устройства ползункового типа

Состав:

  • анкерное устройство, вертикальная или наклонная анкерная линия;
  • страховочное устройство ползункового типа, амортизатор (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • страховочная привязь.

Страховочное устройство (например, Petzl ASAP) свободно перемещается по анкерной линии вслед за движением работника, но, в случае падения работника, автоматически фиксируется и останавливает падение. Страховочные системы с использованием СИЗ ползункового типа и вертикальных анкерных линий применяются при кровельных работах, при подъемах по лестнице на опору, при работе на наклонных поверхностях.


Применение страховочного устройства на наклонных и вертикальных анкерных линиях

Страховочная система с использованием СИЗ втягивающего типа

Состав:

  • анкерное устройство;
  • СИЗ втягивающего типа;
  • страховочная привязь.

СИЗ втягивающего типа крепится к опоре, а выходящий из него трос или стропа — к привязи работника. При перемещении работника трос автоматически выдается из блока или втягивается в него в зависимости от направления движения. В случае срыва система автоматического торможения останавливает падение. В некоторых моделях СИЗ втягивающего типа предусмотрена система плавного снижения для спуска рабочего на землю с безопасной скоростью.

Системы позиционирования

Состав:

  • анкерное устройство;
  • строп для позиционирования, карабины (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • привязь для удержания и позиционирования.

Системы позиционирования используются для фиксации работника на высоте и обеспечения работы в подпоре, при этом сводится к минимуму риск падения ниже точки опоры путем принятия рабочим определенной рабочей позы. Такие системы используются в случае, когда у работника есть опора под ногами, но для сохранения устойчивого положения требуется держаться руками. Ярким примером является работа на вышках, мачтах сотовой связи. Система позиционирования позволяет освободить руки для работы.

Использование системы позиционирования требует обязательного наличия страховочной системы.

Для позиционирования используются стропы регулируемой и фиксированной длины.

Строп для позиционирования может крепиться к опоре в обхват, либо с использованием анкерного устройства.


Позиционирование работника при помощи стропа Petzl GRILLON,
страховочная система представлена гибкой анкерной линией и страховочным устройством Petzl ASAP

Системы канатного доступа

Системы канатного доступа позволяют достигать места выполнения работ путем подъема или спуска по канату — гибкой вертикальной или наклонной анкерной линии. Такие системы являются крайним решением, когда применение других методов доступа, например, строительных лесов, люлек или подъемных вышек не целесообразно.

Для подъема и спуска работника по вертикальной (более 70º к горизонту) и наклонной (более 30º к горизонту) плоскостям, а также выполнения работ в состоянии подвеса в безопорном пространстве применяется система канатного доступа, состоящая из анкерных устройств и соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, стропы, канаты, карабины, устройство для спуска, устройство для подъема).

Работы с использованием систем канатного доступа производятся с обязательным использованием страховочной системы, состоящей из анкерного устройства, соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, амортизатор, стропы, канаты, карабины, ловитель, страховочная привязь).

Не допускается использование одного каната одновременно для страховочной системы и для системы канатного доступа.

В системах канатного доступа применяется страховочная привязь, совмещенная с привязью для положения сидя. Средства остановки падения присоединяются к грудной или спинной точке крепления, маркированной буквой А. Устройства для подъема (зажимы) и устройства для спуска — к точке крепления, расположенной в районе живота.

При длительной работе в состоянии подвеса необходимо использовать рабочее сидение для предотвращения нарушения кровообращения.

Системы эвакуации и спасения

Перед выполнением каких-либо работ на высоте должен быть разработан план эвакуации в случае возникновения опасности. План эвакуации должен обеспечивать спуск пострадавшего на землю в течение 10 минут для предотвращения травмы подвешенного состояния. При отсутствии простого, быстрого и безопасного пути эвакуации, могут использоваться индивидуальные спасательные устройства, позволяющие работнику самостоятельно спуститься с высоты.

Также должен быть разработан план спасения в случае падения работника и повисания на страховочной системе, либо в случае невозможности самостоятельного спуска с высоты по причине травмы или плохого самочувствия. Для этого используются спасательные комплекты, в состав которых могут входить анкерные устройства, веревки, спусковые устройства, специальные лебедки, полиспастные системы (например, Petzl JAG RESCUE KIT).


Спасательный комплект Petzl JAG RESCUE KIT

Весьма эффективны предустановленные спасательные системы — в этом случае устройства для спуска заранее встраиваются в страховочную систему или в систему канатного доступа таким образом, что при необходимости работник может быть эвакуирован в любой момент. Анкерные линии закрепляются с использованием устройств для спуска, а их длина выбирается с таким запасом, чтобы ее хватило для спуска рабочего на землю. Такой метод требует большей длины анкерных линий, но при несчастном случае позволяет спустить рабочего в считанные минуты. Эвакуация может быть проведена из безопасного места, без подъема к рабочему месту на высоте.


Предустановленная система спасения

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector