Учебники по кузнечному делу

Практическое руководство по химическому окрашиванию железного металла. 64 рецепта. Изд. "Красной газеты", Ленинград, 1929 г.

П.А.Петров, Е.В. Крутина, Ю.Г. Калпин. Московский Государственный Технический Университет 2010 г.

В учебном пособии, представленном в форме конспекта лекций, рассмотрены современные технологии нагрева металла под обработку давлением.

Материл книги подан просто и в доступной форме, что позволяет без труда понять азы этого ремесла, даже человеку, который далек от кузнечного дела. В книге рассказано об оборудовании и рабочем месте кузнеца.

Учеб. пособие для учащихся средних профессионально-технических училищ. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1982. — 288 с., ил.
В книге даны понятия о формовочных материалах; литейных сплавах, приспособлениях н инструментах, применяемых в производстве художественного и архитектурного литья. Рассмотрены способы изготовления литейных форм по-сырому, по-сухому, по металлическим» гипсовым и выплавляемым моделям.

Издательство: Машиностроение, 1988 — 480 с: ил.
Изложены сведения об абразивных материалах, инструментах, шлифовальных станках и приспособлениях для них. Рассмотрены различные виды шлифования и особенности шлифования сталей и сплавов. Приведены режимы резания, рекомендации по выбору оптимальных условий шлифования и эксплуатации шлифовальных кругов, а также данные по контролю деталей

В справочном издании даны практические советы по изготовлению из металла в домашних условиях предметов утилитарно-бытового и художественного назначения. Приведены технологии ковки, чеканки, литья, работы с листовым материалом. Особое внимание уделено нанесению декоративно-защитных покрытий на металла, их термической и химико-термической обработке.

Издательство "Мир", перевод с немецкого
О многовековой истории развития металлургии и металлообработки, об удивительных свойствах металлов, о фантастических перспективах космической металлургии будущего рассказывает книга ученого Манфреда Беккета.

Перевод со шведского: Лидия Стародубцева
Кузнецы предприятия «Гренсфорс» в сотрудничестве с дизайнером Хансом Эриком Персоном создают топоры, которые приспосабливают старые, зачастую забытые функции, форму и технику к сегодняшним потребностям мелкомасштабной рубки.

Обложка книги Кованые изделия в оформлении дома. Каталог

Существует несколько способов обучению кузнечному делу:

  • получить образование в учебном заведении;
  • устроиться учеником кузнеца (можно найти через наш каталог в своем регионе);
  • приобрести знания самостоятельно посредством изучения книг и материалов из интернета (например, этот раздел).

Каким образом можно научиться кузнечному делу, художественной ковке? Лучше, если вы постигнете мастерство под руководством учителя, однако освоить данное ремесло можно и с помощью книг. Обзор некоторых из них представлены в данной статье.

Издания о художественной ковке

Современная книжная индустрия предлагает широкий выбор изданий по любым видам художественной обработки металла. Одними из довольно обширно востребованных в этой области являются книги о художественной ковке, которые могут послужить отличным подспорьем для различного вида специалистов.

Будь то кузнец или художник по металлу, дизайнер или архитектор – любой может найти в них полезную информацию в своей области. В этих книгах также содержится большое количество материала по истории кузнечного дела. Все издания имеют огромное количество иллюстраций и фотографий, как разнообразных, уже готовых кованных изделий, так и фаз их изготовления, с пошаговыми и подробными описаниями.

Во многих из них можно увидеть шедевры кованого искусства, изготовленные нашими предками много веков назад, на основе которых легко можно создавать свои ворота, козырьки, навесы и скульптуры.

Используя книги о художественной ковке можно стать если не экспертом, то, как минимум, специалистом в области разных направлений и стилей в архитектуре. И тогда, благодаря вашей фантазии, вы сможете оформить коваными изделиями свой приусадебный участок в стиле барокко или классицизм, ампир или рококо.

Кроме того издания расскажут о новых технологиях в области кузнечного дела, научат приемам и способам правильной обработки металла и ознакомят с творчеством зарубежных кузнецов.

Кованые изделия в оформлении дома. Каталог

Издательство «Аделант» порадовало выпуском нового каталога кузнечного дела! Вашему вниманию представлены кованые изделия, которые способны украсить внешность любого дома. Балконные ограждения, кованые дверные и вентиляционные решетки, а также лестничные перила и многое другое. Кузнечное дело для вас превратится в нечто, без чего ваш дом просто не сможет существовать

Работа с металлами, пластмассами и стеклом

Вы опытный кузнец или только хотите им стать? Книга написана для широкого круга читателей, в которой автор и по совместительству народный мастер-кузнец, делится с нами секретами изготовления необыкновенных и оригинальных изделий из металлов при помощи ковки.

Секреты кузнечного мастерства

Авторы этой книги буквально вложили в нее душу раскрыв то необыкновенное разнообразие стилей и множества направлений в художественной ковке. Огромным достоинством книги также является большое количество иллюстраций позволяющих читателю направить свою фантазию в нужном направлении. Теперь ковка в домашних условиях стала еще доступнее.

Художественная ковка. Дизайн

Книга о кузнечном искусстве с фотографиями множества работ по ковке о разных направлениях кузнечного мастерства.

Издание представляет историю от начала зарождения кузнечного дела до сегодняшнего дня. В прошлом сложно было представить быт человека без изделий этого промысла. В наше время кузнечное искусство развивается и особенно его художественное направление.

Представленные этой книгой работы, наглядно показывают направления нынешней моды, капризной и непостоянной, ещё раз подтверждая, что кузнечное искусство было всегда востребовано и шло в ногу со временем.

В старые времена кованые изделия составляли значительную часть крестьянского хозяйства и быта. С развитием технического прогресса, кузнечное дело перестало передаваться по наследству. Чтобы обучиться ремеслу, теперь не надо передавать секреты от отца к сыну, и работа в кузнице стала более доступной.

В издании собраны образцы творчества мастеров из разных концов света, продемонстрированы современные направления ремесла. Проведённое сравнение позволяет определить тенденции развития не только маленьких мастерских, но и промышленных цехов.

Книга наглядно и доступно представляет творчество мастерских из Мексики, Чили, Коста-Рики, США и Канады. Широко представлены и произведения из Европы — Carlos Sevilla Munoz, Forja Real, Seno & Siffredi, Bethan Griffiths и другие.

Читатель получит чёткое представление об основных направлениях художественной ковки, идеях для украшения зданий и фасадов, ландшафтов и помещений, современных технологиях.

Книга содержит эскизы кованых изделий.

Двери, ворота, калитки

Книга с фотографиями ковки, фрагментов, изделий. Отличное пособие для кузнецов и их заказчиков

Данная книга о кузнечном деле, о таком важном разделе современного кузнечного ремесла как художественная ковка металла. О производстве в кузнице таких изделий из кованого железа, как красивые и прочные двери, ворота, которые являются произведениями искусства, всевозможные калитки, а также особенностям их изготовления.

Издание прекрасно иллюстрировано: сфотографирована кузница, горн, процесс производства изделий, рисунки фрагментов и успешных изделий. Хорошо представлены в книге такие процессы, как ковка и сварка метала.

Книга предназначена для архитекторов, дизайнеров, декораторов, художников по металлу.

Чтобы создать такую книгу необходимо глубокое знание предмета. Во все времена памятники архитектуры старались украсить произведениями искусства художественной ковки. Такие изделия служат как для наружной отделки, так и для внутреннего оформления, делая дом красивым, удобным и пригодным для жизни.

Сейчас художественная ковка снова попадает в модный тренд, отвечая на запросы заказчиков, которые основываются на эстетике современного искусства. Можно смело говорить, о том, что мода на кованые изделия никогда и не проходила, она только менялась с течением времени.

Приобрести книгу можно здесь.

Художественная ковка и литье Москвы

В наше время кузнечное ремесло, опираясь на достижения современных технологий обработки металла, сделало большой шаг вперёд. Художественная обработка металла ковкой оттачивалась столетиями и сегодня получает новый мощный импульс к развитию. Перечень художественных произведений широк и разнообразен, они гармонично вписываются в интерьеры, придавая им особую неповторимость.

Читайте также:  Шпатель с закругленными краями

Изданная в содружестве авторов, объединивших свои знания и опыт в различных направлениях обработки материалов, книга о художественной ковке и литье так же объединяет и обобщает богатый опыт поколений, от кузнецов и ремесленников 17-го века до искусства художественной ковки и литья в Москве конца 20-го столетия.

Основное внимание уделено построению перечня произведений искусства столицы. Книга раскрывает схемы и технологию изготовления оград, ворот и других изделий, с указанием их размеров, основных узлов и технологии соединения заготовок. В издании подробно изложены принципы технологии обработки заготовок и литье в условиях кузнечной мастерской.
Изложение материала сопровождается подробными фотографиями, схемами, чертежами и рисунками, поясняющими особенности технологии, приёмов и методов художественной обработки металла.

Ковка. чеканка, инкрустация, эмаль

Сегодня, когда художественная ковка металла переживает эпоху возрождения, молодые мастера нуждаются в практических руководствах, которые помогут в освоении приемов обработки, расскажут о необходимых инструментах, предоставят подробные чертежи и схемы, рисунки и иллюстрации оригинальных декоративных работ.

К сожалению, таких книг не так много, а тираж существующих до обидного мал. Поэтому хочется обратить внимание на книгу Л.Ф.Борисовой «Ковка, чеканка, инкрустация, эмаль», выпущенную издательством «Аделант» в серии «Своими руками».
Начинающие мастера кузнечного дела найдут в ней сведения об основных приемах ручной ковки, а также описание оборудования (горн, наковальня), инструментов и приспособлений для сварки и резки металла.

Книга написана профессиональным языком. Автор дает практические рекомендации по работе с металлом в кузнице, наглядно раскрывает различные техники ковки, чеканки, инкрустации.

В ней также можно найти информацию о декоративном покрытии изделий из металла, познакомиться с техникой художественной эмали.

Ценностью книги Л.Ф.Борисовой можно считать и хороший иллюстративный материал, благодаря которому развивается фантазия мастера, создающего эксклюзивные металлические изделия.

Балконы, окна, решетки

Всем, кто интересуется таким видом декоративно-прикладного искусства, как художественная ковка металла, интересно будет познакомиться с книгой «Балконы. Окна. Решетки», выпущенной издательством «Ниола – Пресс» в 2008 году в серии «Художественный металл».

Прежде всего хочется отметить высокий профессиональный уровень книги. В ней не только рассматриваются разнообразные стили художественной ковки, но и предлагается многообразие видов этого искусства, ставшего особенно популярным в начале 21 столетия.

Архитекторам и ландшафтным дизайнерам интересно будет прочитать об использовании декоративных кованых изделий в оформлении коттеджей и загородных домов.

Цветные иллюстрации помогут мастерам кузнечного дела в создании решеток и балконных ограждений с отделкой из завитков, листьев, цветочных накладок, волют, а также помогут развивать фантазию и креативное мышление всех, кто работает в кузнице.

Книга стала востребованной и благодаря высокому эстетическому оформлению. Она выполнена на мелованной бумаге, прекрасно иллюстрирована, написана профессиональным языком.

Художественная ковка и слесарное искусство

Исторически так сложилось, что кузнечное дело пользовалось повышенным спросом у населения любой эпохи. Многие мастера достигали порой высочайшего искусства и творили практически уникальные изделия, которые сохранились до наших дней.

Кузнечное ремесло передавалось из поколения в поколение, и каждый мастер добавлял в него что-то свое, обогащая и совершенствуя технологии изготовления.

Художественная ковка металла — это сложная и тяжелая работа, итогом которой являются неповторимые авторские изделия, которые даже в наш век высоких технологий очень сложно повторить. А в прошлые века в старой кузнице, при помощи грубых инструментов, создавались шедевры, которые пережили и увековечили своих творцов.

Книга «Художественная ковка и слесарное искусство» от авторов Г. Семерак, К. Богман показывает читателям уникальный материал, который удалось собрать и систематизировать. В качестве учебника она будет интересна и специалистам, и начинающим осваивать кузнечное искусство.

Произведение было издано в 1982 году. В его разделах авторы показали исторический путь кузнечного ремесла, как происходит ковка изделий и их сварка. Как выглядел горн в прошлом и современное его устройство.

Каждый прочитавший откроет для себя новый мир кузнечного искусства Европы и почерпнет для себя что-то полезное.

Лестничные перила

Данное произведение о кузнечном деле и об очень важной части современного ремесла кузнеца, такой как художественная ковка метала. Книга о производстве в кузнице таких различных изделий из кованого железа, как декоративные перила для лестниц из кованого железа (с разной отделкой из волют, пальметт, листьев, «соломоновых спиралей» и т.д.), для обычных маршей внутри зданий или уличных (в т.ч. пожарных) лестниц — и простых, и парадных. Кроме этого представлены кованые лестницы для частных интерьеров (винтовые и витые), которые, несомненно, будут произведениями искусства.

Это издание отлично проиллюстрировано: сфотографирована не один раз кузница, также горн, вся схема процесса производства изделий, чертежи и рисунки фрагментов успешных изделий. Также неплохо представлены в книге такие, достаточно сложные, процессы, как ковка и сварка метала.

Книга предназначена для разных специальностей: архитекторы, свободные дизайнеры, декораторы интерьера, художники, работающие с металлом.

Для создания подобного произведения надо глубоко знать предмет. Во все времена старались украсить престижные здания произведениями «железного» искусства художественной ковки. Эти изделия (лестницы в том числе) служат как для наружного украшения, так и для оформления внутри. Дом становится красивым, индивидуальным, удобным и приносящим радость в жизни. В наше время художественная ковка снова попала в модный тренд. Современные заказчики, постепенно осваивают эстетику современного искусства. Абсолютно точно, можно утверждать, о том, что кованые изделия из моды никогда и не выходили — это она только менялась с течением времени.

. . . все ваши любимые книги онлайн

Кузнечное ремесло было известно на Руси уже в глубокой древности. Из-под молота кузнеца выходили самые разнообразные поковки — от небольшого рыболовного крючка до многопудового плуга. Без кузнечных поковок нельзя было обойтись ни плотнику, ни столяру, ни резчику по дереву или камню. Топор и тесло, стамески и долота, сверла и железки рубанков — все эти и многие другие необходимые инструменты изготовлялись в кузнице. Во времена лихолетья ковал кузнец рогатины и мечи, щиты и шлемы. Но все же постоянными заказчиками его были крестьяне. Кузнец изготовлял подковы и сам подковывал лошадей, ковал серпы и косы, мотыги, вилы, лемехи для плугов, всевозможную домашнюю утварь.

Если от лемеха и серпа требовались прежде всего прочность и удобная рациональная форма, то к изделиям для дома заказчики — и сельские и городские — предъявляли дополнительные требования: они хотели видеть заказанные предметы не только удобными, но и красивыми. Оконные решетки старинных зданий нередко напоминали тонкие кружева. Очень красивы кованые ограды, ворота, фонарные столбы. Светцы и подсвечники, вышедшие из-под молота художника-кузнеца, напоминали сказочные растения.

Кованые изделия могут украсить и современную жилую комнату, и класс, и помещение школьного музея. Небольшие кованые вещи, такие, как светильники, подставки для книг, ручки для дверей, можно изготавливать в школьной мастерской. Материалом могут служить отобранные в металлоломе всевозможные прутки, полоски, уголки, трубы. Нужно подбирать металл, содержащий как можно меньше углерода, то есть мягкий, ковкий. Обычно при ударе молотком на его поверхности возникает хорошо заметная вмятина.

Для занятий художественной ковкой потребуется специальное кузнечное оборудование.

Для нагрева металла до температуры 800-900+С кузнецы применяют горн. Но для разогрева небольших заготовок в школьной мастерской можно использовать муфельную печь. Если нет фабричной муфельной печи, ее можно сделать по описаниям, напечатанным в 9-м номере "Юного техника" за 1982 год и в 4-м за 1983 год. В печи с габаритами рабочей камеры 190х120х300 мм удобно разогревать заготовки для подсвечников, книжных подставок, дверных ручек. Нужно иметь в виду, что и из небольших деталей можно собрать, например, большую декоративную решетку.

Инструментов у кузнеца обычно много, несколько десятков. Но не пугайтесь: на первых порах можно обойтись, кроме наковальни, всего четырьмя инструментами: молотком-подручником, зубилом, пробойником и клещами. Кузнечное зубило и пробойник снабжены деревянными ручками. Если собираетесь работать вдвоем, придется обзавестись еще и кувалдой для молотобойца. А потом, если ковка увлечет вас по-настоящему, вы постепенно сможете выковать для себя и другие инструменты — их форму подскажет вам сама работа.

Читайте также:  Зар устройство для авто

Наковальню устанавливают на толстой деревянной колоде. В кузнечной наковальне есть специальное отверстие, в которое вставляют оправки, подсечки и другие дополнительные инструменты. С противоположных сторон наковальни расположены два рога, один из которых имеет форму пирамиды, а другой конуса. На них сгибают заготовку, выковывают спирали и выполняют множество других операций. Если кузнец работает не один, а вместе с подручным-молотобойцем, то молотобоец проковывает заготовку в тех местах, которые ему указывает кузнец молотком-подручником. Вес подручника и кувалды подбирается с таким расчетом, чтобы руки не уставали при длительной работе. Кувалда может весить от З до 10 кг, а подручник от 1 до 1.5 кг.

Раскаленную заготовку вынимают из горна или муфельной печи и держат во время ковки клещами с длинными ручками. Обычно у кузнеца имеется несколько клещей, которые отличаются друг от друга только формой губок. Например, цилиндрические заготовки удобно брать клещами с губками в виде колец, а плоские — в виде пластинок. Если же приходится ковать много совершенно одинаковых деталей необычной формы, то кузнец сам расковывает губки клещей с таким расчетом, чтобы они надежно и прочно удерживали обрабатываемую заготовку.

В свободной ковке наиболее часто встречаются следующие операции: вытяжка, осадка, высадка, рубка, гибка, скручивание, прошивка, рассекание. Сегодня мы расскажем подробно о первых четырех из них, а в одном из последующих номеров опишем остальные операции, а также дадим образцы конкретных деталей и изделий, которые вы сможете выковать сами.

Вытяжку применяют в тех случаях, когда надо удлинить заготовку. Для этого используют специальный молоток со скругленным клиновидным бойком. Молотобоец ударяет по ударной части молотка кувалдой. После каждого удара кузнец перемещает молоток. При этом на заготовке остаются поперечные желобчатые вмятины. При нанесении каждого такого углубления заготовка становится на несколько миллиметров длиннее. Чем мощнее удары кувалды, тем глубже будут канавки, тем сильнее будет вытягиваться заготовка. В этом вы легко убедитесь, если проделаете эксперимент с бруском пластилина, нанося поперечные углубления закругленной деревянной палочкой или стекой. Если приходится ковать без молотобойца, то протяжку можно выполнить иными способами. Первый: удерживаемую клещами заготовку проковывают на наковальне клиновидной частью подручника. Другой способ заключается в том, что заготовку укладывают на ребро наковальни и после каждого удара плоским бойком подручника постепенно передвигают ее вверх или вниз.

После окончания вытяжки на заготовке остаются продольные углубления. Чтобы выровнять поверхность заготовки, или, как говорят кузнецы, выгладить, применяют гладилку — молоток с широким, плоским, хорошо отполированным и закаленным бойком. Ударяя кувалдой по ударной части, гладилку постепенно перемещают вдоль заготовки до тех пор, пока ее поверхность не станет гладкой. Окончательное выглаживание производят при остывшей заготовке. Небольшую заготовку можно выглаживать подручником, ударяя по ней равномерно и часто плоским бойком.

Если необходимо заготовке с квадратным сечением придать цилиндрическую форму, её располагают так, чтобы она касалась наковальни одним из ребер. Затем по противоположному ребру ударяют подручником или кувалдой. Закончив проковку, поворачивают заготовку на соседнее ребро и так же проковывают вдоль всей ее длины. Получается восьмигранник, который при дальнейшей ковке постепенно превращают в цилиндр.

Если нужно получить много одинаковых деталей с правильной цилиндрической поверхностью, прибегают к помощи оправки. Оправка состоит из нижней и верхней частей, имеющих полуцилиндрические углубления. Нижнюю часть оправки вставляют в отверстие наковальни, а верхнюю держат за рукоятку. Раскаленную заготовку в виде восьмигранника проковывают в оправках участок за участком, ударяя по верхней части кувалдой.

Осадку применяют в тех случаях, когда, наоборот, возникает необходимость уменьшить длину заготовки и увеличить ее поперечное сечение. Заготовку полностью нагревают докрасна и располагают на наковальне вертикально. Затем равномерными ударами кувалды или подручника ее осаживают. Если необходимо получить более плоскую деталь, дальнейшую осадку можно производить молотком с шарообразным бойком. В завершение поверхность выглаживается гладилкой.

Если нужно осадить металл только в какой-то определенной части заготовки, такую операцию называют высадкой. Перед высадкой заготовка нагревается только в том участке, где необходимо увеличить ее сечение. Если это сделать трудно, то заготовку нагревают полностью, а участки, не подлежащие высадке, охлаждают водой. Заготовку устанавливают на наковальне вертикально. Кувалдой или подручником ритмично и сильно ударяют по торцу заготовки до тех пор, пока не будет получена необходимая толщина высаживаемого участка. Высадку в зависимости от назначения детали выполняют в средней части заготовки или же на ее конце. Если высаженную часть на конце заготовки хотят сделать более вытянутой, то заготовку перед ковкой ставят раскаленной частью вниз. Если же, наоборот, нужно добиться большего диаметра высаженной части при меньшей высоте, заготовку устанавливают раскаленным участком вверх. Обычно эта операция применяется при ковке заклепок.

Рубку заготовок выполняют кузнечным топором или зубилом и на подсечке. Подсечку вставляют в отверстие наковальни и кладут на ее острие заготовку, к заготовке приставляют острие топора с таким расчетом, чтобы оно было несколько смещено по отношению к острию подсечки. Это необходимо, чтобы инструменты не затупились. Затем по обуху кузнечного топора ударяют кувалдой и отрубают заготовку.

Можно отрубить заготовку одним топором на наковальне. Прорубив с одной стороны примерно две трети толщины заготовки, переворачивают ее и отрубают с другой стороны окончательно. Чтобы не повредить поверхность наковальни, под заготовку перед рубкой нужно положить лист толстой жести.

Если заготовку нужно отрубить без подручного, то это удобнее сделать на подсечке. Заготовку кладут на острие подсечки и ударяют по ней подручником с таким расчетом, чтобы она прорубилась чуть больше чем наполовину. Перевернув и положив обратной стороной на острие подсечки, заготовку перерубают окончательно.

основные кузнечные инструменты: наковальня, подручник, кувалда и клещи.

различные приемы вытяжки заготовки:

б). клиновидным бойком подручника,

в). специальным молотком.

выглаживание поверхности заготовки гладилкой и подручником.

последовательность скругления заготовки подручником и обжимками.

последовательность выполнения осадки.

выполнение высадки в средней части заготовки и на конце.

рубка заготовки кузнечным топором (зубилом) на подсечке и на наковальне.

Заготовки изгибают на наковальне, в тисках или на специальной оправке. Чтобы согнуть заготовку под прямым углом, ее укладывают на наковальню, прижимают сверху кувалдой и загибают выступающий конец ударами подручника. Если нужно придать заготовке плавные изгибы, операцию выполняют на коническом роге наковальни. Например, на нем выгибают завитки и спирали. Очень удобно сгибать спирали на специальной оправке, которую вставляют в отверстие наковальни. Спирали из тонкого прутка или толстой проволоки сгибают в холодном состоянии в тисках, плотно укладывая виток к витку. Этот прием применяют при изготовлении декоративных деталей — так называемых шишек. Свернутые с двух сторон спирали выколачивают на конической оправке, а затем совмещают основания полученных спиральных конусов.

В кузнечных изделиях старые мастера нередко применяли оригинальный способ декорирования — скручивание. Стержни толщиной не более 10 мм скручивали обычно в холодном состоянии, но предварительно их отжигали и постепенно охлаждали на воздухе или в древесной золе. Обычно скручиваемые стержни имеют прямоугольное или квадратное сечение. Перед началом скручивания один конец стержня зажимают в тисках и надевают на стержень металлическую трубку — она необходима для того, чтобы воображаемая ось стержня оставалась во время скручивания прямой. Скручивают стержень воротком, надетым на свободный конец. Скрученные детали будут более выразительными, если стержни предварительно насечь зубилом или же на противоположных гранях выбить продольные углубления.

Отверстия в заготовках прошивают (пробивают) бородками — специальными кузнечными пробойниками, укрепленными на деревянных ручках. Бородки могут иметь круглое, овальное, квадратное или прямоугольное сечение. Пробивают отверстия в несколько приемов на пробойной плите, которую укрепляют в наковальне. Вначале заготовку пробивают примерно на три четверти ее толщины. Затем, перевернув ее на 180+, окончательно пробивают сквозное отверстие. Если нужно увеличить диаметр отверстия, то в него вбивают оправку с соответствующим сечением. Примерно так же прошивают отверстие в узком бруске, но вместо пробойника используют зубило. Вначале зубилом пробивают продольное отверстие, которое затем расширяют оправками круглого или квадратного сечения. Так пробивают отверстия, необходимые при соединении деталей подсвечника, решеток и т.п.

Читайте также:  Какой угол должен быть у канализационной трубы

Часто декоративными элементами кованого изделия служат всевозможные завитки. При этом заготовку зажимают в тисках и частично рассекают металл зубилом под острым углом к продольной оси заготовки. Полученный длинный клинообразный шип отгибают и затем на коническом роге наковальни скручивают в виде завитка.

Выразительные декоративные детали получают путем рассекания прямоугольного стержня посередине. Просеченное отверстие расширяют на роге наковальни, а затем поворачивают концы стержня по обе стороны отверстия на 180+ или 360+ относительно друг друга.

Чтобы не портилась наковальня, под заготовку подкладывают лист железа. На плоской заготовке прорубают примерные контуры листьев и завитков. Затем вырубленные элементы разводят, вытягивают, придают листьям определенную форму и закручивают завитки. В заключение на листья наносятся условные изображения прожилок в виде продолговатых углублений.

ХОЛОДНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Кованые детали перед сборкой часто бывает необходимо обработать обычными слесарными инструментами. Напильниками с различными сечениями опиливают острые кромки и заусенцы, образующиеся при рубке и прошивке металла. Ими же растачивают и придают необходимую конфигурацию сквозным отверстиям. Если необходимо получить ровную и блестящую поверхность, ее выравнивают шаберами, а потом зачищают наждачной бумагой. Матовую поверхность создают с помощью чеканов — зернильников или канфарников (см. статью о чеканке в восьмом номере за 1982 г.). Ручную слесарную ножовку применяют не только для разрезания заготовок, но и для выполнения различных пропилов, отрезания лишнего металла. Некоторые детали, например листья, тарелочки для подсвечников, вырезаются из листового металла ручными или рычажными слесарными ножницами. Вырезанные из жести детали формуют в холодном состоянии на опорном выколоточном инструменте, на свинцовой плите или на торце деревянной колоды выколоточным молотком или чеканом со сферическим бойком. Чтобы выколотить тарелочку для подсвечника, вырезанный жестяной кружок проковывают по спирали, начиная от центра и постепенно приближаясь к краям. Если глубина выколотки после первой проковки оказалась недостаточной, диск снова отжигают на огне до красного каления и в той же последовательности проковывают еще раз. Затем в центре прошивают или сверлят отверстие и оправкой с квадратным сечением формуют квадратное отверстие.

СОЕДИНЕНИЕ КОВАНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Соединять готовые детали можно скобами, обоймами и заклепками. Эти детали не только обеспечивают высокую прочность, но в то же время становятся выразительными декоративными элементами. Чтобы получить скобу, в заготовке зубилом пробивают два узких параллельных отверстия, затем выдавливают расположенную между ними полоску металла и оправкой придают ей форму полукольца или кольца. В образовавшуюся скобу при соединении вставляется стержень сопрягаемой детали.

Обоймы представляют собой узкие полоски металла, которыми обжимают соединяемые детали.

Заклепки куют из прутка с квадратным сечением. Соответственно заклепкам в соединяемых деталях пробиваются прямоугольные отверстия.

Освоив приемы ковки, можно приступить к изготовлению небольших кованых вещей, которые не только украсят современное жилище, но и будут полезными в быту. Кованые изделия отличаются выразительностью силуэта, простотой и целесообразностью конструкции. Кузнец-художник часто намеренно не сглаживает следы от кузнечных инструментов — они подчеркивают рукотворность поковки и пластичность металла.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДСТАВКИ ДЛЯ КНИГ

Подставка для книг относится к наиболее простым кованым изделиям и состоит всего из одной детали. Такую подставку обычно ставят на письменный стол. Она рассчитана на небольшое количество книг — тех, которые всегда нужны для занятий. Это могут быть, например, учебники или справочники. Выполняют подставку из прямоугольной пластины, которую осаживают постепенным расковыванием с двух противоположных концов. Затем пластину вырубают по контуру, рассекают и выгибают декоративные завитки. Потом сгибают так, чтобы образовались две боковые стенки.

ДВЕРНАЯ РУЧКА С ЛИЧИНОЙ

Для дверной ручки также желательно подобрать заготовку в виде толстой пластины. Постепенно проковывая пластину, осаживают одну ее половину с таким расчетом, чтобы она стала в два раза тоньше. Затем заготовку вырубают по контуру и прошивают отверстия для заклепок и замочной скважины. Затем с одной стороны заготовку сгибают в виде скобы, а с другой — рассекают и формуют небольшой декоративный завиток. После охлаждения точно по размерам растачивают отверстие замочной скважины и опиливают острые ребра. Особенно тщательно нужно обработать скобу. На ней не должно быть заусенцев, острых углов и кромок, которые могут поранить руку.

Наиболее распространены кованые подсвечники для одной и трех свечей, так называемые односвечники и трехсвечники. При их изготовлении можно применять самые разнообразные технические приемы: рассекание, гибку, скручивание, соединение обоймами, скобами и заклепками.

Наиболее простой односвечник состоит всего из двух деталей подставки-треножника и тарелочки для отекания расплавленного воска. Чтобы изготовить подставку, один конец прутка с квадратным сечением проковывают до образования остроугольной вытянутой пирамиды. В середине пруток рассекают, формуют шишку или же скручивают. Затем утолщенный конец прутка рассекают на три части. Их проковывают так, чтобы они представляли собой усеченные пирамиды, и разводят в стороны, чтобы образовался устойчивый треножник. Сверху насаживается заранее выколоченная тарелочка с квадратным отверстием в центре.

При изготовлении трехсвечника на подставку-треножник дополнительно насаживается поперечник с острыми концами, согнутыми под прямым углом. На концы насаживаются тарелочки.

Кованое изделие после сборки, а иногда и до нее покрывают тонким защитным слоем патины, которая одновременно имеет декоративное значение. Темные тона патины подчеркивают пластику кованых деталей, зрительно усиливают весомость металлических конструкций.

Перед патинированием образовавшуюся на поверхности поковки окалину удаляют наждачной бумагой. Затем зачищают поверхность металлической щеткой и шлифуют пастой из пемзового порошка, разведенного водой.

Один из наиболее древних способов чернения железа заключается в том, что на детали поковок наносится тампоном тонкий слой льняного или любого растительного масла. Затем поковку устанавливают на асбестовую плиту или подставку из кирпичей и обжигают паяльной лампой, газовой или керосиновой горелкой. Обжигают поковку постепенно, нагревая до тех пор, пока на ее поверхности не появится глубокая темно-коричневая или черная окраска. Конечно же, работать с огнем нужно не в комнате, а во дворе, и чтобы поблизости не было легковоспламеняющихся материалов.

Патину почти любого цвета можно получить и другим способом — нагреванием поковок до появления нужного цвета побежалости — от соломенно-желтого до иссиня-черного. Тонкий слой патины следует закрепить восковой мастикой. Расплавленный на водной бане воск или парафин смешивают со скипидаром (на две части воска одну часть скипидара). Остывшую мастику наносят на поковку тряпичным тампоном и после высыхания натирают войлоком до появления мягкого блеска.

гибка заготовки на ребре и на роге наковальни.

последовательность гибки декоративной шишки.

гибка завитка на роге наковальни и оправке.

скручивание стержней, имеющих различное сечение.

последовательность прошивки заготовки пробойниками (бородками).

прошивка отверстий зубилом и формовка круглой и четырехгранной оправками.

рассекание металла зубилом и различные виды кованых завитков.

рассекание заготовки и последовательность получения крученых шишек.

последовательность изготовления кованой ветки.

приемы формовки скобы и соединение деталей с ее помощью.

примеры соединения деталей обоймами и заклепками.

формовка деталей на выколоточном опорном инструменте и молотком на свинцовой плите.

Образцы кованых изделий.

последовательность изготовления стойки трехсвечника:

б). вытягивание части заготовки;

в). скручивание средней части;

г). рассечение заготовки и ковка наконечника.

поперечная перекладина трехсвечника.

собранный трехсвечник, подсвечник и подставка для книг.

замочная личина с ручкой и ее заготовка.

Копирование материалов сайта www.bookol.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Информационная продукция сайта
запрещена для детей (18+).
© 2010 -2019 «Книги онлайн»

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector