Винтовой домкрат принцип работы

Неизменным атрибутом современного автомобиля, наряду с огнетушителем и аптечкой, выступает домкрат. Причём, индустрия сопутствующего оборудования для автотранспорта предусматривает широкий ассортимент подобной продукции, различающейся по многим параметрам.

Домкраты на любой вкус

Отличительные характеристики домкратов

Все типы домкратов различаются по показателям:

  1. грузоподъемности, характеризующейся максимальными возможностями механизма в подъеме определённого веса;
  2. высоты подъема, показывающей разницу между точкой подхвата и максимальным уровнем подъема;
  3. высоты подхвата, заключающейся в минимальном уровне расстояния между опорой и подхватом домкрата;
  4. рабочего хода, состоящему из разницы между положениями под охвата в верхнем и нижнем положении;
  5. устойчивости, демонстрирующей возможность домкрата сохранять стабильность под действием нагрузки;
  6. усилия проводной ручки, характеризующегося физической силой, прикладываемой для поднятия груза на необходимую высоту;
  7. универсальности — возможностям домкрата поднимать разные типы автомобилей в разных положениях.

Большое значение, также, имеет вес и габариты домкрата, особенно, когда речь идет о легковой автомобиле с ограниченным багажным пространством.

В багажнике должно быть место и для домкрата

Наибольшей популярностью для легковых и внедорожных версий авто пользуются домкраты автомобильные винтовые, отличающиеся рядом позитивных характеристик и поставляемых большинством автопроизводителей в штатной комплектации автомобилей.

Особенности винтовых домкратов

Винтовые домкраты относятся к механическому типу агрегатов и характеризуются следующими показателями:

  • компактностью, позволяющей легко разместить их в ограниченном багажном пространстве;
  • эффективностью, обеспечивающей, в зависимости от модели, минимальный подхват и подъем на необходимую высоту;
  • устойчивостью, гарантирующей сохранение стабильного положения под нагрузкой;
  • надежностью, заключающейся в простоте и прочности конструкции.

Среди недостатков домкратов винтового типа стоит отметить незначительную грузоподъемность, ограничение по высоте подъема, небольшую площадь опоры и необходимость контроля состояния резьбового соединения. Но большинство автолюбителей предпочитает именно модели с подобным типом механизма и не последнюю роль в этом случае играет цена автомобильного винтового домкрата.

При этом, стоимость похожих моделей может существенно различаться (даже в 2 и более раза) в зависимости от производителя, качества материала и грузоподъемности.

Цена домкрата зависит от многих факторов

  1. Например, цена на ромбический домкрат стартует с отметки в 450 рублей и может достигать 1,5 тысячи рублей.
  2. К более дешёвым относятся рычажно-винтовые домкраты, стоимость которых находится в пределах 350 рублей.
  3. Винтовые стоечные агрегаты стоят в пределах тысячи рублей за самые простые модели и их цена может многократно увеличиваться с ростом грузоподъемных возможностей.

Принцип работы винтовых домкратов

Домкраты винтового типа имеют механический принцип работы и приводятся в действие вращательным действием винтового механизма. При этом, одна из основных характеристик, грузоподъемность, зависит от шага нареза резьбы. Чем он больше, тем больше грузоподъемность домкрата.

Принцип работы домкрата

За счёт механического вращения винта происходит подъем или опускание автомобиля.

Типы винтовых домкратов

Одним из самых старых образцов домкратов винтового типа является, знакомый ещё с времён первых моделей Жигулей, Г-образный экземпляр с вертикальной штангой и шарнирно закрепленным подхватом.

Первые винтовые домкраты

Главным недостатком подобного механизма была необходимость в специальном пазе на днище автомобиля, при отсутствии которого его применение становилось невозможным, что послужило причиной отказа от подобной модели.

Домкраты автомобильные винтовые ромбические являются самыми популярными среди современных механизмов винтового типа.

Принцип их работы построен на изменении углов между четырьмя шарнирно закрепленными жесткими ребрами с помощью струбцины. За счёт этого происходит подъем и опускание груза. Среди их преимуществ стоит отметить компактность, простоту и дешевизну, а среди недостатков – иногда недостаточный минимальный подхват и большое усилие вначале подъема.

Рычажно-винтовой домкрат состоит из двух рычагов и силового винта.

На основном рычаге расположена пятка опоры с шарниром для винта, а на коротком — подхват и гайка винта. Этот агрегат предназначен для подъема веса в 700-800 кг и отличается компактностью.

Комбинированные рычажно-винтовые состоят из 4 шарнирных рычагов с винтовой струбциной, вращающейся с помощью ручки.

Комбинированный рычажно-винтовой домкрат

Среди их персональных достоинств стоит отметить минимальную высоту подхвата, позволяющую поднимать автомобиль с низким клиренсом и увеличенную грузоподъемность. К недостаткам этого типа относятся малая площадь опоры и низкая устойчивость.

Домкраты автомобильные винтовые бутылочные имеют повышенную грузоподъемность в пределах 1-3 тонн. Эти модели состоят из вертикального корпуса и винта большого сечения.

Домкрат винтовой бутылочный

Принцип работы основывается в выдвижении винта с опорной пяткой посредством вращения приводной рукоятки, передающем через пару шестерен вращение на опорную гайку.

К преимуществам этой системы относятся прочность конструкции и отличная устойчивость, а к недостаткам — увеличенные габариты и большой изначальный подхват. Предназначены эти домкраты автомобильные винтовые для внедорожников и автомобилей с высоким клиренсом.

Видео: тест механического домкрата.

В любом случае, подобрать идеальный вариант домкрата для конкретного автомобиля, подходящего под любую внештатную ситуацию вряд ли получится. Но определиться с «рабочим» экземпляром необходимо и одна из моделей винтового типа должна занять своё заслуженное место в багажнике автомобиля.

Винтовой домкрат — это механизм, чья основная задача заключается в поднятии груза и фиксировании его на высоте. От прочих подобных механизмов винтовой подъемник отличается тем, что механизм устанавливается непосредственно под грузом, благодаря чему отпадает необходимость использовать дополнительные инструменты — цепи и канаты. Груз поднимается посредством винта вручную.

Многие считают, что винтовой механический домкрат применяется лишь при смене колес автомобиля, хотя с помощью подобных механизмов перемещаются и пролетные строения мостов; удерживаются в нужном положении корпуса больших машин, сдавливаются мощные пружины, перемещаются сквозь почву стальные трубы. Конструкция винтового устройства незамысловата, и она отличается надежностью.

Конструкция и виды

По виду приложения усилий изделия делятся на:

По конструкции разделяют:

Винтовые домкраты — простые и мощные механизмы, а принцип действия их в преобразовании крутящего момента в поступательное движение. Главными элементами выступают червячный редуктор и пара «винт-гайка».

Редуктор подает на гайку крутящий момент, где тот преобразовывается в поступательное движение и поднимает груз. В усовершенствованных модификациях — домкратах с шариково-винтовой передачей — к паре «винт-гайка» добавлены дополнительные шарики или ролики. Эти дополнительные элементы позволяют увеличить КПД за счет снижения фрикционного сопротивления, увеличить срок эксплуатации и скорость поднятия груза. Стоит подобный механизм дороже обыкновенного.

Сначала разработали домкрат винтовой. Когда понадобилось поднимать грузы большей массы, изобрели устройства с электроприводом. Установка группы этих устройств, которые работают синхронно и одновременно, позволяет поднимать грузы большой массы, перемещая их симметричной трансмиссией.

Вертикальные устройства

Конструкцию винтовых вертикальных домкратов разработали 30 лет назад, и с того времени она практически не изменилась. Главные конструктивные элементы устройств — это винт и корпус из стали. Грузоподъемность — до 1 т.

Основные преимущества:

  • Незначительность усилия, прилагаемого на рукоятку.
  • Большой рабочий ход.
  • Стабильность нагрузки.
  • Большая высота поднятия.
  • Невысокая стоимость.
  • Небольшая масса.

Минусы:

  • Маленькая площадь опоры, невысокая устойчивость.
  • Возможность применения лишь для подъема автомобилей с особыми проушинами.
  • Большие габариты.

Во избежание «подлома» опытные автолюбители советуют дополнительно подкладывать под кузов поднятой машины бревна, кирпичи и т. п.

Стоечные механические

Стоечно-винтовые конструкции выпускаются с одним-двумя винтами и могут поднимать грузы массой до 3 т. Принцип работы одновинтовых устройств такой же, как у вертикальных. В двухвинтовых домкратах роль опорной гайки играет корпус. В первый винт с большим диаметром вкручен второй винт с крупной резьбой. При вращении ручки выносится винт большей окружности, из которого выходит винт с меньшим диаметром, за счет чего высота поднятия увеличивается.

Стоечные винтовые конструкции устойчивы и имеют жесткий каркас. К минусам можно отнести большой вес, а для домкратов с одним винтом — относительно малую высоту подъема.

Рычажно-винтовые

Многофункциональные устройства, применяющиеся для поднятия автомашин массой до тонны. Главными элементами являются винт, нижний и верхний рычаги. На верхнем рычаге имеются гайка и подхват, на нижнем — опорная площадка и винтовой упор. Угол между рычагом с подхватом и рычагом с площадкой изменяется вращением ручки.

Достоинства устройств:

  • Сравнительно небольшая масса.
  • Большой рабочий ход.
  • Низкая начальная высота.

К минусам можно причислить невысокую жесткость конструкции и слабую устойчивость.

У винтовых домкратов жесткая конструкция и большая поверхность опоры, в использовании они универсальны. Недостаток же в малом рабочем ходе.

Ромбические домкраты

С помощью винтовых механических ромбических устройств поднимаются машины массой до 2 т. В комплекте несущего компонента имеются четыре рычага, соединенных шарнирами, которые расположены ромбом. Опускание и поднятие осуществляются за счет изменения углов ромба.

Привод ромбических механизмов может быть:

  • механическим;
  • гидравлическим;
  • электрическим;
  • ручным.

С помощью этих устройств можно поднять груз весом до 1,5 т. Конструкция имеет небольшие размеры, надежна, позволяет поднимать грузы на значительную высоту. Недостаток в довольно большой цене.

Комбинированные рычажно-винтовые изделия представляют собой своеобразное соединение ромбического и рычажного домкрата. Они негабаритны и имеют малую стартовую высоту. Недостатки же заключаются в низкой устойчивости и недостаточной жесткости.

Описанные виды могут быть отнесены к устройствам для применения главным образом в быту. Каждая разновидность представлена разными по мощности моделями. Так, винтовой механизм, который применяется в строительстве, имеет большие габариты и может поднимать очень большой вес.

Выбор винтовых подъемников

Выбирается устройство с учетом планируемого объема работ и после проведения необходимых расчетов. Выбирая домкрат, определитесь сначала, хватит ли своих сил для использования механического приспособления или нужен электрический привод.

Если груз предполагается поднимать вручную, расчеты не проводятся, но когда предстоит выполнение более серьезных задач, производится расчет винтового устройства. Вычисления сводятся к определению требуемой мощности. С этой целью используются калькуляторы, предлагаемые рядом сайтов.

Еще при выборе домкрата нужно обратить внимание на его основные характеристики — рабочий ход и высоту подъема. Для гидравлических приспособлений важно передаточное число, от которого зависят усилие, передающееся на рукоятку, и мощность электромотора.

Наиболее распространенными среди автолюбителей домкратами являются механические устройства. Они имеют простую конструкцию, недорогие, нетребовательны к условиям хранения и перевозки, легко ремонтируются.

Тем не менее самые популярные — это ромбические домкраты, ведь подавляющее большинство автомашин российского производства оснащаются именно ими. Если нужно купить новое устройство, узнайте массу своего авто и подберите домкрат соответствующей грузоподъемности. Приобретайте устройство с небольшим запасом и не забывайте, что более мощные механизмы имеют большую массу и габариты, следовательно, им нужно больше места в гараже и багажнике.

Лучше покупать отечественные домкраты, так как в сравнении с зарубежными аналогами отличие в функциональности невелико, а стоимость гораздо меньшая. Вдобавок сервисные центры, ремонтирующие импортные устройства, есть не в каждом крупном городе.

Если под днищем авто имеется достаточно ровная площадка, подойдет в принципе любой домкрат, но когда предусмотрены выемки под конкретное устройство, придется искать его. Для подъема машины в гараже сгодится практически любая модель с гидравлическим, механическим или электроприводом. В полевых условиях рекомендуется использовать механический домкрат с ручным приводом.

Винтовой домкрат – механизм для поднятия и фиксации груза. От других грузоподъемных устройств он отличается тем, что помещается под грузом, это позволяет обходиться без вспомогательных канатов и цепей. А винтовой он потому, что плечо с грузом приводится в движение с помощью винта.

Домкрат механический винтовой у большинства людей ассоциируется со сменой колеса у автомобиля. Мало кто знает, что с помощью этого механизма можно переместить пролет моста, поднять и держать корпус машины в удобном для ремонта положении, сжимать мощные пружины, проталкивать через грунт водопроводные трубы и выполнять еще много различных сложных операций. Домкрат прост и надежен в обслуживании и эксплуатации.

По типам источника усилия бывают винтовые домкраты с электроприводом и ручные. А по конструктивным особенностям и принципу действия различают реечные, гидравлические, пневматические и винтовые. Винтовые регулируемые домкраты или подъемники – это относительно простые и одновременно мощные устройства. Принцип работы основан на преобразовании вращательного движения в поступательное. Использовать такие приспособления для поднятия грузов начали сразу после изобретения винта, т.е. более 2 тысяч лет назад.

Однако массово домкрат начал использоваться только в конце XVIII века. Устройство данного домкрата включает в себя рабочую пару «винт-гайка» и червячный редуктор. Крутящий момент от редуктора передается на гайку, преобразуется в поступательное движение, и таким образом груз поднимается. Инновационное решение – домкрат ШВП (шарико-винтовая передача). В пару винт-гайка помещаются промежуточные тела качения: ролики или шарики. Такая конструкция снижает потери на трение, значит, повышает КПД, скорость подъема и срок службы устройства. Но и цена в этом случае тоже повышается.

Домкраты винтовые и с ШВП используются в равной степени, т.к. у каждого типа есть свои преимущества. Вначале существовал только домкрат винтовой ручной, но со временем потребовалось поднимать более тяжелые грузы, для них стали изобретать специальные подъемники на нескольких домкратах, где рациональней было использовать электрический привод. При установке нескольких домкратов параллельно друг другу можно достичь абсолютной синхронности в пределах данной конструкции, если приводить в движение через симметричные трансмиссии.

На фото — домкрат рычажно-винтовой, tdseverspb.ru Фото винтового домкрата, kes-auto.ru На фото — ромбический домкрат, avtomotospec.ru Фото реечных домкратов, donmashpost.com На фото — винтовой домкрат периода СССР, acemodel.com.ua

Механический домкрат – вертикальные и стоечные варианты

Вертикальные винтовые домкраты, которые автомобилисты называют жигулевскими, уже больше 30 лет выпускаются без существенных изменений. Грузоподъемность их достигает 1 тонны, главные несущие элементы – стальной корпус и винт. К достоинствам вертикального домкрата следует отнести небольшие и стабильные усилия на рукоятке, сравнительно большой рабочий ход, значительную высоту подъема, небольшой вес и низкую цену.

Недостатки: маленькая площадь опоры и, следовательно, малая устойчивость, несколько великоваты габаритные размеры, а также их можно использовать только для автомобилей, которые оснащены специальными проушинами. Опытные автомобилисты советуют подкладывать под поднятый кузов бревно, камень или еще что-нибудь подходящее для подстраховки на тот случай, если домкрат «подломится».

Стоечно-винтовые домкраты бывают одновинтовыми и двухвинтовыми. Грузоподъемность их до 3 тонн. Одновинтовые работают так же, как вертикальные. А если глянуть на схему, которую имеет двухвинтовой домкрат, чертеж покажет нам, что у него опорной гайкой служит сам корпус. Внутри винта с большим диаметром вкручивается второй винт с более крупной резьбой. При вращении рукоятки выдвигается винт с большим диаметром, и одновременно из него выдвигается «напарник» с меньшим диаметром, тем самым увеличивая высоту подъема.

Этот тип домкратов (стоечный) имеет жесткую конструкцию и хорошую устойчивость. Недостатками является большой вес и большая начальная высота, для одновинтовых – малая высота подъема.

Ромбический и рычажно-винтовой домкрат

Рычажно-винтовые домкраты могут считаться универсальными, они пригодны для работы с любым автомобилем массой до 1 тонны. Несущими элементами являются силовой винт, нижний и верхний рычаги. На верхнем рычаге расположены гайка и подхват, на нижнем – опорная площадка и упор для винта. При вращении рукоятки увеличивается угол между рычагом с опорной площадкой и рычагом с подхватом, тогда и происходит подъем. Данные домкраты имеют небольшой вес и небольшую начальную высоту с большим рабочим ходом, но плохую устойчивость и маленькую жесткость конструкции.

Винтовые (механические) ромбические домкраты могут использоваться для поднятия автомобилей весом до 2 тонн. Несущий элемент состоит из четырех рычагов, шарнирно соединенных между собой и образующих ромб. Подъем (спуск) происходит при изменении углов ромба. Такие домкраты универсальны, имеют жесткую конструкцию и большую опорную поверхность. К недостаткам следует отнести маленький рабочий ход. Ромбические домкраты выпускаются также гидравлические с ручным и электрическим приводом. Грузоподъемность их до 1,5 тонн. Это надежный, малогабаритный агрегат с достаточно большой высотой подъема. Основной недостаток – высокая цена.

Комбинированные рычажно-винтовые – это симбиоз ромбического и рычажного домкратов. Они имеют немного большую грузоподъемность, чем рычажные. Эти устройства компактны, имеют малую начальную высоту. Недостатки: слабая конструкция и плохая устойчивость. Это все более бытовые модели, но во всех категориях данного устройства можно найти мощные модели, которые выполняют несколько другую функцию. Домкрат винтовой строительный имеет более внушительные размеры, поднимает в разы больший вес. Выбор устройства следует делать на основании предстоящих объемов работ, для этого нужно прибегнуть не только к маркетинговым изысканиям, но и математике.

Фото винтового домкрата для УАЗ, vmasshtabe.ru На фото — винтовой домкрат для ВАЗ, autocentre.ua Фото чертежа винтового домкрата, smm.com.ua На фото — система винтовых домкратов Zimm, servotechnica.spb.ru Фото устройства винтового домкрата, bergab.ru

Расчет винтового домкрата и другие условия покупки

Итак, вы запланировали купить себе помощника для работы с грузами. Сначала подумаем, справимся ли мы вручную или нужен электропривод. Для ручного варианта математика не потребуется, а вот для более сложных задач потребуется произвести расчет винтового домкрата. Суть математических изысканий в том, чтобы правильно рассчитать мощность устройства, не переплатить за ненужные показатели или не расстраиваться из-за неспособности домкрата осуществить ваши планы. В интернете можно найти специальные калькуляторы, в которые уже запрограммированы нужные формулы.

С другой, потребительской стороны при выборе домкрата следует учитывать основные технические характеристики: высоту подхвата, высоту подъема и рабочий ход. Для гидравлических домкратов имеет значение величина передаточного числа – от него зависит усилие на рукоятке или мощность электродвигателя. Наиболее распространенными у автомобилистов остаются механические (винтовые) домкраты. Они просты, надежны, недороги и не требуют особых условий для хранения и транспортировки (гидравлические необходимо перевозить в вертикальном положении). Также легко можно самому осуществить ремонт винтового домкрата, но в случае с гидравликой это довольно сложно.

Наибольшей популярностью пользуются ромбические домкраты. Большинство современных отечественных автомобилей комплектуются именно такими устройствами. Но бывает так, что возникает необходимость приобрести новый механизм. Для приобретения домкрата следует знать точный вес автомобиля и выбирать устройство с соответствующей грузоподъемностью. Брать устройство нужно с небольшим запасом, но следует помнить, что более сильные конструкции имеют большие габариты и занимают больше места.

Выбирать лучше отечественные домкраты, по сравнению с импортными разница по функциональности небольшая, но стоит импортный значительно дороже, а гарантийные сервисные центры встречаются гораздо реже. Если площадка под днищем автомобиля ровная, можно выбирать любой домкрат, если есть выемки под конкретный тип домкрата, тогда искать нужно только подходящую конструкцию. Для гаража подойдет любая механическая или гидравлическая модель с электроприводом. Для работы в полевых условиях лучше остановить выбор на механическом домкрате с ручным (как вариант – с ножным) приводом.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector