Запас прочности цепных стропов

Содержание:

1.Кем и в каких случаях подается команда экстренной остановки крана

Команда для экстренной остановки крана (команда «Стоп» — прекратить подъем или передвижение, а также в случае непредвиденной ситуации) подается стропальщиком и любым другим лицом. Выполнить команду стоп машинист обязан от любого лица.

2.Обязанности стропальщика перед подъемом груза

Получить задание на определенный вид работы от лица, ответственного за безопасное выполнение работ кранами

Подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза и проверить их исправность и наличие клейм и бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности.

Проверить исправность тары, наличие на ней маркировки и освещенность рабочей зоны.

Перед подъемом груза убедиться, что он ничем не укреплен, не защемлен, не завален, не примерз к земле.

Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза подавать соответствующий сигнал крановщику или сигнальщику. При обслуживании крана несколькими стропальщиками сигнал подает старший стропальщик (СИГНАЛЬЩИК).

Подъем груза производить в два приема. Сначала на высоту 200-300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, равномерности натяжения стропов, устойчивости крана, надежности действия тормозов. Затем подать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту и выйти из опасной зоны в сторону, противоположную направлению перемещения груза. При необходимости перестроповки груз должен быть опущен на землю.

Перед горизонтальным перемещением груза или стропов убедиться, что они подняты на высоту не менее 0,5 метра выше встречающихся на пути предметов.

3.Коэффициент запаса прочности каната

Коэффициентом запаса прочности называется отношение разрушающей нагрузки материала, применяемого для изготовления каната, к расчетной нагрузке каната.

Коэффициент запаса прочности определяется по формуле: К ,

где: К – коэффициент запаса прочности;

F– разрывное усилие каната,, принятое по сертификату;

S– натяжение каната

4.Стропы. Назначение, классификация

Стропы изготавливают из канатов, цепей и текстильных лент.

Изготовление стропов из стальных канатов и цепей регламентируется нормативным документом РД 10-33-93 (с изменениями) «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Изготовление стропов из текстильных лент осуществляется в соответствии с РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации».

Стропы из канатов искусственного и растительного происхождения изготавливают по разработанной технической документации.

По конструкции стропы подразделяют на ветвевые и универсальные. Универсальные стропы предназначены для обвязки грузов, а ветвевые – для их зацепки.

Универсальные канатные стропы изготавливают в двух исполнениях: УСК1 – двухпетлевые и УСК2 – кольцевые.

Ветвевые канатные стропы в зависимости от числа ветвей имеют четыре исполнения: 1СК; 2СК; 3СК; 4СК.

Цепные стропы изготавливают в следующих исполнениях: УСЦ-1; УСЦ-2; 1СЦ – 4СЦ.

Грузовые стропы на текстильной основе имеют следующие исполнения:

ветвевой строп СТП; кольцевой СТК; ветвевой петлевой с одним металлическим звеном СТ!1З; ветвевой петлевой с двумя металлическими звеньями СТ2З; одноветвевое строповочное устройство 1СТ; двухветвевое строповочное устройство 2СТ; треветвевое строповочное устройство 3СТ; четырехветвевое строповочное устройство 4СТ.

После изготовления каждый строп должен быть подвергнут испытаниям статической нагрузкой, на 25% превышающей расчетную грузоподъемность.

При испытаниях угол между ветвями стропов общего назначения принимают 90 º.

Строп считают выдержавшим испытания при отсутствии остаточных деформаций и трещин на внешних поверхностях элементов стропа, повреждений ветвей и креплений петель. После испытаний строп маркируют. На бирке стропа, выполненной в виде пластины или кольца, указывают: товарный знак завода-изготовителя, номер стропа, грузоподъемность, дату испытания.

Стропы испытывают только после изготовления. Стропы ремонту не подлежат. Их выбраковка производится визуальным осмотром.

Обозначение стропов указывают в паспорте на строп, который оформляет завод-изготовитель, и в технической документации.

1СК – 5,0/1800 – одноветвевой строп канатный грузоподъемностью 5 т с длиной ветви 1800 мм;

УСК1 – 3,2/3000 – универсальный строп канатный исполнения 1, грузоподъемностью 3,2 т, длиной 3000 мм.

Коэффициентом запаса прочности называется отношение разрушающей нагрузки материала, применяемого для изготовления каната, к расчетной нагрузке каната.

Коэффициент запаса прочности определяется по формуле: К ,

где: К – коэффициент запаса прочности;

F – разрывное усилие каната,, принятое по сертификату;

S – натяжение каната

Стропы. Назначение, классификация

Стропы изготавливают из канатов, цепей и текстильных лент.

Изготовление стропов из стальных канатов и цепей регламентируется нормативным документом РД 10-33-93 (с изменениями) «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Изготовление стропов из текстильных лент осуществляется в соответствии с РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации».

Читайте также:  Поделки с использованием клеевого пистолета

Стропы из канатов искусственного и растительного происхождения изготавливают по разработанной технической документации.

По конструкции стропы подразделяют на ветвевые и универсальные. Универсальные стропы предназначены для обвязки грузов, а ветвевые – для их зацепки.

Универсальные канатные стропы изготавливают в двух исполнениях: УСК1 – двухпетлевые и УСК2 – кольцевые.

Ветвевые канатные стропы в зависимости от числа ветвей имеют четыре исполнения: 1СК; 2СК; 3СК; 4СК.

Цепные стропы изготавливают в следующих исполнениях: УСЦ-1; УСЦ-2; 1СЦ – 4СЦ.

Грузовые стропы на текстильной основе имеют следующие исполнения:

ветвевой строп СТП; кольцевой СТК; ветвевой петлевой с одним металлическим звеном СТ!1З; ветвевой петлевой с двумя металлическими звеньями СТ2З; одноветвевое строповочное устройство 1СТ; двухветвевое строповочное устройство 2СТ; треветвевое строповочное устройство 3СТ; четырехветвевое строповочное устройство 4СТ.

После изготовления каждый строп должен быть подвергнут испытаниям статической нагрузкой, на 25% превышающей расчетную грузоподъемность.

При испытаниях угол между ветвями стропов общего назначения принимают 90 º.

Строп считают выдержавшим испытания при отсутствии остаточных деформаций и трещин на внешних поверхностях элементов стропа, повреждений ветвей и креплений петель. После испытаний строп маркируют. На бирке стропа, выполненной в виде пластины или кольца, указывают: товарный знак завода-изготовителя, номер стропа, грузоподъемность, дату испытания.

Стропы испытывают только после изготовления. Стропы ремонту не подлежат. Их выбраковка производится визуальным осмотром.

Обозначение стропов указывают в паспорте на строп, который оформляет завод-изготовитель, и в технической документации.

1СК – 5,0/1800 – одноветвевой строп канатный грузоподъемностью 5 т с длиной ветви 1800 мм;

УСК1 – 3,2/3000 – универсальный строп канатный исполнения 1, грузоподъемностью 3,2 т, длиной 3000 мм.

Погрузка и разгрузка полувагонов

Погрузка (разгрузка) полувагонов крюковыми кранами должна производиться по специально разработанной технологии (технологической карте), учитывающей тип применяемого крана и характер перемещаемого груза. В технологии должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов не допускается. Погрузка и разгрузка полувагонов должны выполняться без нарушения их равновесия.

Экзаменационный билет № 10

Правила транспортировки длинномерных грузов

При перемещении длинномерного груза необходимо использовать для разворота и сопровождения специальные оттяжки, багры и крючья. Строповку производить не менее чем в двух местах, а угол между ветвями стропов от 60 до 90 град. Правильность строповки, подъема, транспортирования описано в технологических картах. Для строповки применяют: торцевые захваты, балочные траверсы, клещевые захваты, кольцевые стропы. Подъем производят в два приема.

Назначение полиспастов

Полиспастом называется система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким органом (канатом), служащее для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст).

В кранах применяются силовые полиспасты. Полиспасты характеризуются кратностью. Кратность отношение числа ветвей каната, на которых подвешен груз к числу концов каната закрепленных на барабане. Кратность характеризует выигрыш в силе.

Браковка цепных стропов

при отсутствии или повреждении клейма (бирки);

при отсутствии на крюках предохранительных замков;

при неисправностях концевых элементов (наличии трещин, износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения более 10%);

На цепном гибком элементе цепного стропа недопустимы:

трещины в звеньях цепи;

удлинение звена цепи на 3% и более от первоначального размера; уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%.

Тара. Маркировка, браковка

Для перемещения сыпучих и мелкоштучных грузов, жидких, вязких материалов используют специальные емкости и средства пакетирования, называемые тарой.

Изготовление тары должно производиться по технологическим картам или индивидуальным чертежам. После изготовления тару подвергают техническому освидетельствованию путем осмотра. На тару должна быть нанесена маркировка, но которой обозначают порядковый номер тары, собственную массу, грузоподъемность и назначение.

В процессе эксплуатации тару осматривает стропальщик перед ее использованием и периодически каждый месяц должностное лицо, на которое возложена эта обязанность приказом по организации.

Осмотр производится по инструкции, разработанной специализированной организацией.

при отсутствии или нарушении маркировки;

при наличии значительных деформаций;

при наличии трещин в сварных швах или основном металле;

при повреждении петель или других приспособлений для зацепки;

при неисправности запорных или фиксирующих устройств;

при износе проушин на 10% и более от первоначального диаметра.

На таре должна быть нанесена черта заполнения. На таре, предназначенной для транспортировки сыпучих и мелкоштучных грузов, черту наносят на расстоянии 100 мм от уровня бортов; на таре для жидких материалов и мастик чертой обозначают ¾ объема этой тары.

Немаркированная, неисправная и не прошедшая технического освидетельствования тара не должна находиться в местах производства работ

1. Почему текстильные стропы разных цветов?

Согласно единому международному стандарту DIN, нормам ЕN, грузоподъемная полиэстеровая лента для текстильных стропов во всем мире маркируется единым цветом, в зависимости от своей грузоподъемности. Строп грузоподъемностью 1,0 тн — должен быть фиолетовым, г/п 2 тн. – зеленым, г/п 3,0 тн. – желтым и т.д. Стропы грузоподъемностью 10,0 тн. и выше – всегда оранжевые и никак иначе!

Белый цвет стропов означает, что стропы являются одноразовыми (one way sling), жизненный цикл которых рассчитан на 2 – 5 погрузочных операций. Такие стропы классифицируются как упаковочный материал, который сопровождает застропленный груз весь период его перевалки и транспортировки от Продавца к Покупателю. После выгрузки груза в конечном пункте, такие стропы должны быть изъяты и утилизированы.

Читайте также:  Классификация методов неразрушающего контроля гост

Поэтому, если Вам предлагают продать стропы каких-то других расцветок – хорошо задумайтесь!

2. Какая самая узкая/широкая лента используется для пошива стропов и какая максимальная грузоподъемность ленточных стропов?

Для пошива грузоподъемных ленточных стропов используются ленты шириной в диапазоне: 30 – 300 мм. Естественно, чем уже лента, тем грузоподъемность стропа будет меньше. Как правило, лента шириной 30 — 50 мм является однотонной и окрашивается в фиолетовый цвет, как указано в п.1 этого раздела. Соответственно, лента 60 — 65 мм является двухтонной и будет зеленого цвета, лента шириной 85 – 100 мм – трехтонная, желтая и т.д.

При использовании оранжевой ленты максимальной шириной 300 мм можно пошить строп грузоподъемностью 25,0 тонн.

3. Растягиваются ли текстильные стропы?

Да. Так как текстильные стропы являются синтетическими и изготовлены из волокон полиэстера – они поддаются небольшому растяжению. Вопрос: на сколько сильно? Растяжение можно считать минимальным, так как при рабочей нагрузке на строп его удлинение не превышает 3% и визуально не заметно.

4. Какой запас прочности у текстильного стропа?

Производители на ткацких станках могут изготавливать ленты различных ширин и разрывных нагрузок. Соответственно, в мире различают стропы с запасами прочности 5:1, 6:1, 7:1, 8:1. В Украине законодательно разрешено изготавливать и эксплуатировать стропы на синтетической основе с запасом прочности не ниже 7:1. В некоторых странах этот порог ниже.

По сути, запас прочности означает отношение разрывной нагрузки стропа к рабочей. Т.е. строп грузоподъемностью 3,0 тонны порвется при критической нагрузке не менее 21,0 тн.

Обязательно стоит отметить, что говоря в целом о ленточных текстильных стропах и разрывных нагрузках, мы всегда подразумеваем стропы, которые пошиты условным кольцом, т.е. в два слоя ленты по определенному алгоритму.

Внимание! Если Вам предлагают однослойных строп – Вас, мягко говоря, обманывают!

5. Какие есть ограничения по использованию текстильных стропов?

Текстильные стропы нельзя использовать на горячих производствах. Вблизи источников высоких температур стропы могут расплавиться. Однако такие стропы не поддаются воздействию ультрафиолета и попадания прямых солнечных лучей.

Также, текстильные стропы не рекомендуется использовать при строповке грузов с острыми кромками, поскольку под нагрузкой строп может быть серьезно деформирован, что может привести к полному разрыву стропа. В тоже время, существует масса защитных чехлов, накладок, уголков, которые защищают строп от порезов и при правильной их установке, существенно уберегут строп от повышенного износа.

6. Как понять, что строп пора изъять из эксплуатации? Расскажите о правилах/нормах выбраковки?

Согласно требованиям правил безопасности стропальщики должны проводить осмотр стропов перед их использованием. При постоянной эксплуатации выбраковка строп должна проводиться регулярно, а полученные результаты осмотра должны заноситься в журнал. Персонал ИТР, отвечающий за содержание грузоподъемных механизмов в рабочем состоянии, должны проводить осмотр грузоподъемных стропов каждые 10 дней. Когда стропы используются редко, осмотр проводится непосредственно перед его эксплуатацией.

При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние лент, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм карабинов и места их крепления.

При наличии любого из указанных ниже дефектов, текстильные стропы, изготовленные согласно норм ДСТУ-EN 1492-1:2014 или ТУУ 29.2-21674530:011-2006 должны быть незамедлительно изъяты из эксплуатации или заменены, т.к. их последующая эксплуатация небезопасна:

  • На стропе оборвана/отсутствует бирка с технической информацией;
  • На бирке не читается сведения/информация о стропе;
  • Наличие узлов на несущем теле стропа;
  • Наличие поперечных порезов или разрывов ленты;
  • Наличие продольных порезов или разрывов ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа;
  • Наличие единичных продольных разрывов/порезов длиной более 50 мм;
  • Наличие местных расслоений лент стропа суммарной длиной более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва);
  • Наличие местных расслоений лент стропа в местах заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва).
  • Наличие отслоения края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки (сшивки) концов лент;
  • Наличие поверхностных обрывов нитей общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) об острые кромки груза;
  • Наличие повреждений лент от воздействия химических веществ в виде кислот, щелочей, растворителей, нефтепродуктов и т.д. общей длиной более 10% от ширины и/или длины стропа.
  • Наличие единичных повреждений химическими веществами длиной более 50 мм;
  • Наличие выпучивания нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты;
  • Наличие сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
  • Наличие прожженных сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
  • Наличие загрязнений лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т.д. более 50% от длины стропа;
  • Наличие расслоений структурных нитей лент стропа.
Читайте также:  Бензопила stihl не развивает обороты

На такелажных элементах текстильного стропа (звенья, крюки, подвески) недопустимы:

  • Трещины любых размеров, расслоения, надрывы и волосовины;
  • Износ поверхности. Наличие вмятин, которые привели к уменьшению площади поперечного сечения элемента стропа на 10% и более;
  • Деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 3%;
  • Повреждение креплений такелажных элементов и резьбовых соединений;

Внимание! Ремонт текстильного стропа не возможен и строго запрещен.

7. Как можно защитить текстильные стропы и продлить их срок службы?

ООО «СКИФ ИНВЕСТ» предлагает ассортимент резиновых накладок, пластиковых угловых протекторов, ПВХ чехлы различных ширин, с помощью которых можно значительно продлить срок службы ваших текстильных стропов. Подходящие аксессуары Вам помогут подобрать менеджеры нашей компании. Однако, мы надеемся на Ваше понимание того, что стропы являются все-таки расходным материалом и вечными они быть не могут.

8. Как определить грузоподъемность текстильных стропов?

Грузоподъемность текстильных стропов можно определить несколькими способами:

  • По цвету грузоподъемной ленты, из которой они пошиты (более подробно мы об этом рассказывали в п.1 этого раздела);
  • По количеству черных полос на ленте, из которой они пошиты (1 строчка = 1 тонна);
  • По информации на бирке стропа, которая вшита в одну из петель стропа;
  • По маркировке грузоподъемности на теле самого стропа, которую компания «СКИФ ИНВЕСТ» , дополнительно наносит особым способом. К слову скажем, что именно эта дополнительная маркировка визуально отличает стропы, произведенные нашим предприятием от других производителей. Такую маркировку мы наносим единственные на рынке и делаем это бесплатно.
  • По ширине ленты, в случае если перед Вами достаточно изношенный строп, который давно потерял вышеперечисленные признаки идентификации.

9. Изменяется ли грузоподъемность текстильного стропа от метода строповки?

Да, конечно изменяется. При строповке грузов, стропальщику желательно знать и учитывать понижающие/повышающие коэффициенты изменения грузоподъемности стропов. К примеру, при строповке груза "в обхват", грузоподъемность стропа увеличивается вдвое, а при строповке "на удавку" уменьшается на 20%. Также, стоит отметить, что это все относиться в равной мере и к работе канатными стропами.

Более наглядно о зависимости грузоподъемности стропов от метода строповки, Вы можете ознакомиться в конце страницы Стропы текстильные ленточные нашего сайта.

10. Есть ли на текстильном стропе какая-то техническая информация?

Согласно международных стандартов EN 1492-1 и EN 1492-2 в каждый текстильный строп, будь-то ленточный или круглопрядный, в одну из его петель должна быть вшита ПВХ – бирка с технической информацией. На бирке должна быть указана следующая информация: тип (конструкция) стропа, его грузоподъемность, даты производства и испытаний, производитель или его торговый знак, порядковый номер по системе учета производителя, стандарт соответствия. Также, бирка может содержать дополнительную и не обязательную информацию: длину стропа, эскизы способов строповки с коэфициентами, материал, из которого изготовлен строп и т.д.

Акцентируем внимание на том, что согласно все тех же стандартов EN, цвет бирки также регламентирован. Каждому синтетическому материалу (полипропилену, полиэстеру, полиамиду) из которого разрешено изготавливать текстильные стропы, соответствует свой цвет бирки. В нашем случае, мы изготавливаем стропы из полиэстеровой ленты и вшиваем бирку соответствующего синего (blue) цвета . Компания «СКИФ ИНВЕСТ» , наверное, единственное предприятие в Украине, которое неукоснительно придерживается этого требования.

11. Как защищены петли стропа от повышенного износа?

В стандартном исполнении, мы дополнительно обшиваем петли (огоны) текстильных стропов специальной защитной тканью.

12. Возможно ли увеличить грузоподъемность текстильных стропов, не увеличивая при этом ширину ленты?

Да, возможно, но не более чем в 2 раза. Это достигается путем пошива стропа не в два слоя, а в четыре. Другими словами, в случае, если Вам необходим строп грузоподъемностью 4,0 тонны, но по каким-то причинам Вас не устраивает стандартная 120 мм ширина стропа, мы изготовим строп из 2-х тонной ленты шириной 60 мм, но пошит он будет в четыре слоя. Более подробно об этом Вас проконсультируют наши менеджеры.

13. Я боюсь покупать текстильные стропы. Переубедите меня в моих опасениях?

Ваши сомнения нам понятны. Действительно, глядя на текстильный строп, порой сложно поверить, что текстильная лента сможет выдерживать существенные нагрузки. Однако, хотим уверить Вас том, что стропы на синтетической основе гараздо эффективнее своего прямого конкурента – канатных стропов. Преимущества текстильных стропов очевидны:

  • стропы имеют малый собственный вес;
  • стропы компактны, легко складываются;
  • стойки к геометрическим деформациям, не имеют пружинных свойств;
  • устойчивы к большинству химических веществ, не ржавеют;
  • не травмоопасны в отличие от канатных стропов, поскольку не имеют торчащих острых концов;
  • имеют самый большой коэффициент запаса прочности 7:1 по сравнению с другими видами стропов.

Именно благодаря вышеописанным свойствам, текстильные стропы являются самым востребованным видом стропов во всем мире вот уже несколько десятилетий.

14. Является ли текстильный строп ремонтнопригодным?

Нет. Такие стропы имеют сшивную конструкцию из цельного куска ленты и, к сожалению, при ее повреждении (порез, прокол, расслоение и т.д.) ремонтировать и тем более работать таким стропом крайне не безопасно.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector