Зажимы для стальных канатов

При проведении такелажных, монтажных и строительных работ зачастую возникает необходимость в фиксации и удлинении используемых стальных канатов, а также создании на их концах петель и проушин. Для этих целей используются канатные зажимы (зажимы для троса).

Зажим канатный — это приспособление, применяемое для фиксации и закрепления стального каната.

Этот вид такелажа не предназначен для работ, связанных с подъемом, перемещением, удержанием на весу и опусканием грузов. Его главное предназначение — обеспечение прочного натяжения канатов и тросов при монтаже конструкций и закрепление объектов в неподвижном положении, например, на платформе транспортного средства при перевозке.

Зажимы (жимки канатные) используют совместно с грушевидным не симметричным коушем, для фиксации каната в устройстве для счаливания каната.

Размер зажима для стального троса определяется по диаметру используемого каната.

Типы канатных зажимов

Различают зажимы для канатов и тросов следующих типов:

1) U-образный зажим

Зажим представляет собой болт с резьбой. Резьбовые концы болта вставляются в зажимающий элемент. При затягивании гаек стального зажима элемент прижимает трос к болту.

2) Плоский тросовый зажим

Производится из углеродистой стали. Состоит из прижимного элемента, прижимающей пластины, винтов и гаек с метрической резьбой. В зависимости от числа винтов в конструкции плоский зажим под трос бывает одинарный (simplex), двойной (duplex) и тройной (triplex). Затягивание гаек зажимает трос между пластинами.

3) Трубчатый зажим

Алюминиевые применяются для обычных тросов, медные — для кислотостойких, для работы в агрессивных средах используются зажимы из нержавеющей стали. Трубчатый зажим представляет собой алюминиевый сплющенный полый цилиндр.

Рекомендуется для соединения тросов между собой, а также для изготовления петель на концах троса. Трубчатые зажимы для стальных канатов сдавливаются при помощи пресса или ручными щипцами. Являются разовыми несъёмными элементами.

В зависимости от конструкции и способа монтажа зажимы для металлического троса подразделяются на:

  • клиновые
  • болтовые
  • винтовые
  • заклинивающиеся
  • прессуемые
  • клыковые

Все канатные зажимы производятся согласно DIN и ГОСТ. В подъемных устройства для целей соединений концов канатов рекомендуется использовать дугообразные зажимы DIN 1142. Зажим для троса DIN 741 по сравнению с DIN 1142 имеет меньшую прочность, поэтому рекомендован к использованию работ, не связанных с перемещением и подъемом грузов.

Виды материалов и покрытий

Чаще всего тросовые зажимы используют в работах с большими весами и тяжелыми нагрузками, поэтому при их производстве действуют жёсткие стандарты проверки качества продукции. Зажимы для стальных тросов изготавливают исключительно из высококачественных и прочных материалов: сталь, медь, алюминий, нержавейка.

Кроме того, канатные зажимы могут быть подвергнуты гальванической оцинковке. Оцинкованные зажимы имеют дополнительную защиту от коррозии. При работе в неблагоприятных погодных условиях и агрессивных средах применяют нержавеющие зажимы троса.

Установка зажимов на канаты и крепление

При использовании дугообразных зажимов рекомендуется устанавливать не менее трех фиксаторов на одном канате. Если же нагрузка выше, чем способны выдержать данные виды зажимов, то нужно использовать другой тип этого фиксатора, а не увеличивать их количество.

Канатный зажим устанавливается на стальной трос так, чтобы перемычка зажима всегда находилась на стороне каната, несущей нагрузку. На хвостовой части каната или троса располагается болт зажима. Длинная часть троса загибается так, чтобы можно было расположить минимально требуемое количество зажимов для создания крепкой петли. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не меньше 6 диаметров каната.

Правила эксплуатации

Прежде чем приступать к работе, необходимо проверить прочность крепления каната зажимами. После первого приложения нагрузки на трос величина момента затяжки должна быть вновь проверена и при необходимости скорректирована. Необходимо, чтобы изделия регулярно проверялись и проходили проверки. Это нужно в связи с тем, что в процессе эксплуатации изделия подвергаются износу, перегрузкам, что будет приводить к деформациям и изменениям в структуре материала. Зажимы концов каната должны подвергаться проверке не реже одного раза в шесть месяцев и даже чаще, если изделия эксплуатируются в тяжелых рабочих условиях.

Читайте также:  Расчет параллельного соединения резисторов формула

Не допускается изгибать или корректировать форму зажима, поскольку это приведет к ухудшению качества изделия и снижению его предельной прочности.

На плотность посадки зажимов на тросе могут отрицательно влиять следующие факторы:

  • гайка плотно сидит на резьбе, но не плотно по отношению к перемычке;
  • резьба засорена грязью, маслом, продуктами коррозии, препятствующими нужной затяжке гайки.

Советы по выбору

Прежде чем выбрать определенную продукцию, необходимо убедиться в ее качестве. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты:

  • зажимы должны иметь разборчивую маркировку;
  • на поверхности не должно быть видимых заусенцев, трещин, бороздок и иного производственного брака;
  • зажимы должны быть выбраны в соответствии с характеристиками используемых тросов;
  • тип материала/ покрытия зажима должен соответствовать внешним факторам и условиям, в которых производится работа.

Все указанные виды канатных зажимов проектирует и изготавливает на заказ . Подобрать и заказать их вы можете в нашем каталоге такелажных изделий.

Купить ГОСТ 13186-67 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на винтовые зажимы, используемые для образования разъемных соединений стальных канатов грузоподъемных устройств, захватных приспособлений и монтажной оснастки.

  • Заменяет МИ 5651-65
  • Заменяет МН 5651-65 Сведения из перечня "Указатель государственных стандартов СССР 1970 г.", Издательство комитета стандартов 1970
  • Заменен на ОСТ 24.090.51-79 ИУС 5-80

Оглавление

1. Конструкция и размеры

2. Технические требования

3. Методы испытаний

4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

Приложение Указания по установке зажимов

Дата введения 01.01.1980
Добавлен в базу 01.09.2013
Завершение срока действия 01.01.1980
Актуализация 01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

  • Раздел Строительство
  • Раздел Стандарты
  • Раздел Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
  • Раздел 53 Подъемно-транспортное оборудование

Организации:

24.08.1967 Утвержден Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР
Издан Издательство стандартов 1967 г.
Разработан Министерство тяжелого энергетического и транспортного машиностроения СССР

Steel rope grips

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при

Совете Министров СССР

ЗАЖИМЫ ДЛЯ СТАЛЬНЫХ

Steel rope grips

Взамен МН 5651—65

Цена 3 коп. Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на винтовые зажимы, используемые для образования разъемных соединений стальных канатов грузоподъемных устройств, захватных приспособлений и монтажной оснастки.

1. КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ

1.1. Конструкция и размеры зажимов должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1.

Утвержден Комитетом стандартов,

мер и измерительных приборов

ского и транспортного

при Совете Министров СССР

ГОСТ 13186-67 Зажимы для стальных канатов

Гайка Шайба пружинная по ГОСТ 5915-62 | по ГОСТ 6402-61

, 52 , 62 имечание. П

М36—011 я гаек прим

36Н 65Г енять отгибные

1.2. Конструкция и размеры колодки (дет. /) должны соответствовать указанным на черт. 2 и в табл. 2.

наче-1 ние колодок

Пример зажима 23:

условного обозначения Колодка 2311 ГОСТ 13186-67

1.3. Конструкция я размеры скобы (дет. 2) должны соответствовать указанным на черт. 3 и в табл- 3.

Пример условного обозначения скобы для зажима 23:

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Винтовые зажимы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Детали зажимов должны изготовляться:

колодка — штамповкой из стали марки ВМ Ст. 3 кп по ГОСТ 380—’60. Припуски, допуски и штамповочные уклоны по второй группе ГОСТ 7605-55. Допускается изготовление колодки отливкой из стали марки 25Л-Н по ГОСТ 977-65. Предельные отклонения размеров отливок III класса точности по ГОСТ 2009-55;

скоба — из горячекатаной круглой стали. Круг

Ст. 30 ГОСТ Ш50—60

2.3. Предельные отклонения размеров, не ограниченных допусками: охватывающих — по А7, охватываемых — по В7,

прочих — ±-i- (.Ai — Bt) по ОСТ 1010.

2.4. В деталях зажимов не должно быть плен, трещин и расслоений. Поверхности должны быть чистыми, острые кромки притуплены.

Читайте также:  Алмазные круги для точильных станков

2.5. Резьба скобы должна выполняться по ГОСТ 9150-59, допуски — по 3-му классу точности (ГОСТ 9253-59), сбег резьбы и фаски — по ГОСТ 10549-63.

Проточки в резьбах не допускаются.

2.6. Вмятины и заусенцы на поверхности резьбы не допускаются.

2.7. Все детали должны иметь цинковое хроматированное покрытие (по ГОСТ 9791-61) толщиной не менее 21 мк для колодок и скоб и не менее 9 мк для гаек и шайб.

Покрытие должно быть сплошным и гладким, без пузырей и трещин.

2.8. Колодка должна перемещаться по стержням скобы свободно, без заеданий.

2.9. Готовая продукция должна быть принята техническим контролем предприятия-изготовителя. Изготовитель должен гарантировать соответствие всех выпускаемых зажимов требованиям, настоящего стандарта.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Качество обработки поверхностей должно быть проверено внешним осмотром. Осмотру подвергается каждый изготовленный зажим.

4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. На каждом зажиме в месте, (указанном на чертеже, должны быть выбиты или отштампованы обозначение зажима и товарный знак ‘предприятия-изготовителя.

4.2. Готовые зажимы упаковываются в тару, обеспечивающую их сохранность от повреждений при транспортировании и хранении.

4.3. Каждая поставляемая партия зажимов должна сопровождаться документом, в котором указываются:

а) товарный знак предприятия-изготовителя;

б) количество зажимов и их обозначение;

в) дата изготовления;

г) номер настоящего стандарта.

УКАЗАНИЯ ПО УСТАНОВКЕ ЗАЖИМОВ

!. Количество зажимов назначается в соответствии с данными таблицы.

2. Зажимы следует располагать колодками на рабочую ветвь каната в соответствии с приведенной схемой.

Схема установки зажимов

ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР

Член Коллегии министерства Щукин М. Н.

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением машиностроения Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР

Зам. начальника Управления машиностроения Костылев Ю. С. Начальник отдела Лесников М. В.

Инженер Бронвейберг А. Г.

Отделом Всесоюзного научно-исследовательского института по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

Начальник отдела Гринфельдт А. Г.

Гл. конструктор проекта Гольцов А. Ф.

УТВЕРЖДЕН Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР

Председатель научно-технической комиссии зам. председателе Комитета Дубовиков Б. А.

Члены комиссии — Ремизов Б. А., Темиров Ю. С., Златкович Л. А.

Издательство стандартов. Москва, К-1, ул. Щусева, 4 Сдано в наб. 13/IX 1967 г. Подп, в печ. 21 /XI 1967 г, 0,5 п. л. Тир. 6000

Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 1986

Ни одна стройка не обходится без транспортировки строительных материалов на территории объекта и погрузо-разгрузочных работ. Если длины каната не хватает, его можно удлинить. Если к грузу нужно прикрепить трос при помощи карабина, нужно сделать петлю. И сделать это помогут крепления и зажимы для тросов.

Типы креплений

Существует несколько типов креплений.

U-образный зажим

По конструкции напоминает латинскую букву «U». Имеет резьбовые шпильки, на которые надевается прижимная зубчатая планка-шайба. Гайки накручиваются на резьбу, сдвигая скобу крепления троса вверх, и она прижимает стальной канат к основанию зажима. Есть также U-образные скобы с отверстиями для крепежных валиков. Они изготавливаются из оцинкованной стали и выдерживают слабые и средние нагрузки при транспортировке грузов и техники.

Плоский тросовый зажим

Представляет собой металлическую пластину с двумя шпильками с резьбой. На них надевается другая прижимная пластина, которая сверху притягивается гайками. Есть разновидности с одной (simplex), двумя (duplex) и тремя (triplex) шпильками. Материал изготовления – углеродистая сталь.

Трубчатый зажим

Это пустой цилиндр, в который просовывают концы канатов и сплющивают их специальным прессом или ручным гидравлическим инструментом. Также с его помощью на концах канатов делают петли. Обычно зажимы изготавливаются из алюминия, но для работы в суровых условиях используют изделия из нержавеющей стали. Медные зажимы применяются для работы в агрессивных химических условиях.

По конструкции и заводскому исполнению зажимы делятся на:

  1. Клиновые. Подходят для такелажных работ и тросов большого диаметра. Они пользуются популярностью у электриков, которые закрепляют самонесущие изолированные провода (СИП) на столбе. Кроме металлических скоб конструкцией предусмотрено два рычага, которые обеспечивают высокопрочное соединение.
  2. Болтовые. Самое простое исполнение такого фиксатора можно увидеть при установке розетки или патрона с лампочкой. Жилы кабеля попадают между шляпкой болта и прижимной пластиной. Конструкция затягивается гайкой. В результате образуется достаточно прочное соединение.
  3. Винтовые. Такие зажимы в такелажных работах почти не используются, а применяются в электрике. Например, в клеммниках, в шинах заземления и нулевых шинах, где в отверстие вставляется кабель, и винт, закручиваясь, прижимает его своим концом к телу детали.
  4. Заклинивающие. Предназначены для крепления канатов и кабелей без изоляции на специальную анкерную опору.
  5. Прессуемые. Представляют собой две пластины, которые сжимают между собой трос. Есть и другая разновидность зажима: металлическая трубка, согнутая под углом. В нее просовываются концы канатов, а внутрь закручивается резьбовая шпилька, которая прессует их между собой. Такой крепеж для троса сверхпрочен и выдержит даже самые серьезные нагрузки.
  6. Клыковые. Главный представитель быстросъемных клыковых зажимов – тот же самый u-образный прижимной механизм с зубчатой планкой, надеваемой на шпильки, и двумя гайками.
Читайте также:  Температура плавления олова для пайки медных проводов

Виды материалов и покрытий

Так как работа с тросами и зажимами предполагает значительные нагрузки, материалы для изготовления должны использоваться очень прочные. Чаще всего это нержавеющая и обычная сталь, медь и алюминий, но бывают также зажимы повышенной прочности из углеродистой стали. Для работы в жестких погодных условиях используется зажим, который проходит гальваническую обработку цинком. Оцинкованная поверхность противостоит коррозии.

Установка зажимов на канаты и крепление

Суть сопряжения канатов проста. При построении канатной петли, нужно свободный конец троса приложить к его телу на такое расстояние, чтобы можно было установить минимум три зажима. Между ними должно быть расстояние не менее шести диаметров. От их правильного расположения зависит прочность соединения. Так, тело фиксатора должно находиться со стороны тела каната, а прижимная планка должна придавливать конец к его телу.

Как говорилось ранее, U-образные канатные зажимы выдерживают относительно слабые нагрузки, а рекомендуемое количество зажимов на одной петле – от трех. Если нагрузка превышает ожидаемую, нужно не увеличивать количество фиксаторов, а использовать другой их тип. В отдельных случаях необходимо крепление троса к плоскости с натяжителем. По сути, это крепление к стене при помощи специальной шайбы и самореза.

Как сделать зажимы для троса своими руками

Бывают ситуации, когда двигатель в автомобиле заглох и, несмотря на все усилия, не заводится. Тогда машину придется отбуксировать к ближайшей станции технического обслуживания. Качество тросов, которые продают на заправках, оставляет желать лучшего, поэтому в этой ситуации лучше всего изготовить его своими руками.

Для этого понадобится любая толстая веревка. Она должна быть достаточно большого диаметра, чтобы не порваться при буксировке, и хорошей гибкости, чтобы образовать петлю. Также нужна будет металлическая трубка, способная гнуться без разрывов, лучше, если она сделана из алюминия. Внутрь трубки просовывается веревка так, чтобы она выходила с другого конца примерно на 10-15 сантиметров. Далее трубку с веревкой гнут в дугу, концы сплющивают молотком или кувалдой и скрепляют саморезами по металлу по всей длине прилегания конца веревки к ее телу.

Подробнее о том, как правильно сплющить трубку, в этом видео:

Если необходимо разобраться, как закрепить тросик детских качелей, то можно действовать по приведенной выше инструкции, так как технология изготовления петли ничем не отличается от выполнения аналогичной для автомобильной оснастки.

Правила эксплуатации

Перед началом работы нужно проверить прочность соединений путем однократного приложения нагрузки на трос. Если после нескольких проверок трос и зажимы продолжают выполнять свои функции, то его можно эксплуатировать. Однако необходимо регулярно проверять состояние зажимов, так как со временем соединения могут разбалтываться, гайки раскручиваться, а металл подвергаться разрушению.

Максимальный срок службы фиксаторов зависит от условий работы. Если это стройка с регулярными транспортировками грузов по этажам строительным краном, то замена должна производиться раз в 4-6 месяцев. В бытовых условиях нужно смотреть на состояние износа, чтобы определить, нужно заменять зажим или нет.

В некоторых случаях правильная эксплуатация может спасти жизнь. Это относится к так называемому лееру. Это туго натянутый трос с закрепленными на бортах лодок и судов концами. Случайно выпавшему человек из лодки будет легче спасти свою жизнь, схватившись за него.

Требования безопасности транспортировки грузов определяют необходимость соблюдения техники крепления стальных тросов и канатов. Перед использованием крепления нужно проверить его на несущую способность. А если соединения активно эксплуатируются, следует контролировать степень износа.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector