Быстрые зажимы для проводов

Использование клеммных зажимов позволяет предотвратить преждевременное образование коррозии на проводах в результате контакта материалов друг с другом. Поговорим о том, что такое цанговый зажим для провода, в чем особенности его конструкции, а также рассмотрим основные широко используемые сегодня разновидности клеммных колодок.

Итак, чаще всего электромонтажные работы проводятся с использованием таких видов зажимов для соединения проводов:

Подавляющее большинство клеммников изготовлены из латуни, некоторые из них дополнительно заполняются гелем для предотвращения окисления проводников.

Что такое винтовые клеммники?

Винтовые зажимы подходят для соединения электрических проводников из разного материала с различным диаметром. Исключение — многопроволочные провода, которые обжимаются с помощью специальных наконечников из латуни.

Стоит также избегать сочетания с зажимами для кабелей и проводов винтового типа алюминиевых проводников из-за недостаточной механической прочности последних. Прижимной винт деформирует алюминиевую поверхность проводника, это нужно учитывать.

Продукция компании «Legrand»: преимущества и правила монтажа

Самые востребованные сегодня — винтовые клеммники «Legrand» французского производства. Они изготовлены из латуни, покрыты никелем. Использование их гарантирует, что соединяемый провод сохранит токопроводящие свойства.

В качестве изолятора выступает полипропилен, способный выдерживать температуры от минус 25 градусов и до плюс 100 градусов по Цельсию. Материал отличается устойчивостью к воздействию открытого огня. Особенности конструкции гарантируют стабильную работу изделия на протяжении заявленного производителем срока эксплуатации.

Преимущества клеммников «Legrand»:

  1. Конструкция отличается высокой механической прочностью.
  2. Расширенный ряд типоразмеров, что позволяет соединить провода с сечением до 25 мм2.
  3. Возможно использование в слаботочных и силовых цепях в помещениях любого назначения.
  4. Вариации цветовых решений в изоляции клеммников упрощают процесс различия проводов и соединений в зависимости от назначений.
  5. Контроль над качеством изделий в процессе производства с тестированием на каждом этапе, что подтверждают сертификаты на продукцию.

Стоит отметить, что надежным соединение проводов с помощью клеммников «Legrand» будет только при условии проведения грамотного электромонтажа. Важно учитывать следующие моменты:

  1. Во время соединения проводов из меди и алюминия с помощью клеммных изделий нужно исключить их контакт в полости.
  2. При монтаже соединения с использованием клеммника в коммутационную коробку нужно позаботиться об исключении напряжений и нагрузок механического характера, вызывающих ослабление контакта.
  3. Каждые 10-12 месяцев нужно проверять соединение, подтягивая его до нужного напряжения.

Монтировать соединительные изделия нужно по следующему алгоритму:

  1. Выполнить зачистку провода (длина должна быть равна половине длины металлической шины).
  2. Вывинтить прижимной винт и установить проводник в полость клеммника.
  3. Затянуть прижимной винт для надежного контакта шины клеммника с проводником.

Изделия «Legrand» реализуются в виде состоящего из 12 винтовых клемм блока с показателями тока и номинального напряжения, связанными с сечением коммутируемого провода. Для работы нужное число клемм легко можно отделить от основного блока с помощью ножа.

К минусу изделий можно отнести необходимость их ежегодного обслуживания.

Продукция компании «Wago»: достоинства и особенности

В отличие от изделий французской компании, описанных выше, продукция немецкого производителя — клеммники «Wago» – не требуют регулярного обслуживания. Пружинные безвинтовые клеммники этой компании позволяют добиться максимально надежного соединения проводов независимо от их типа и диаметра.

Наконечник «Wago» имеет ряд достоинств:

  1. Соединение отлично реагирует на проявление вибраций.
  2. За счет постоянного давления пружины на проводники удается добиться создания перманентного электрического сопротивления соединения.
  3. Устанавливать изделия просто и быстро, специальный инструмент не понадобится.
  4. В случае необходимости возможно многократное переподключение с сохранением токопроводящей жилы.
  5. Открытый доступ инструмента, снимающего измерения, к шине клеммника.

Клеммники «Wago» делают из меди, прошедшей обработку лужением. Такой подход позволяет добиться увеличения пятна контакта со снижением электрического сопротивления соединения и предотвращает окисление металлов проводников. Не исключается заполнение изделий антикоррозийной смазкой.

Конструкция изделий «Wago» может быть представлена в нескольких вариантах:

  1. PUSH WIRE — подходит для неразъемных соединений, отличается высоким уровнем жесткости пружины.
  2. CAGE CLAMP — подойдет для многократных коммутаций, идеальна для соединения гибких проводов.

Монтируют клеммники «Wago» на провод в следующем порядке:

  1. Провода зачищают с учетом углубления в корпусе клеммника. Это примерно 10-13 мм.
  2. Устанавливают проводник в полость клеммника, используя плоскогубцы.

Заканчивается монтаж, как правило, тестированием качества работ.

Что такое ножевые клеммники?

Ножевые клеммники используются для коммутации проводов в случаях, когда согласно нормативным документам монтаж цепи должен проводиться только с использованием неразрывной токопроводящей жилы. Обычно этим требованиям должны соответствовать цепи зануления и защитного заземления.

Монтаж изделий в этом случае возможен без зачистки проводов методом прямой установки их в полость клеммника с последующим обжатием для прочности. Ножевидные контакты прорезают слой изоляции, что гарантирует безопасный контакт.

Производителем таких изделий являются компании «Klemsan» и «Legrand». Их продукция наиболее востребована сегодня в странах СНГ.

Что такое цанговый зажим и как он работает?

Эта модель зажима позволяет избежать разрушения стыка проводов во время даже продолжительного использования. В основе конструкции корпус, две цанги и столько же гаек. Особенность корпуса — шестигранный упор в средней части с цилиндрическими концами для монтажа гаек.

Такой вариант зажима подходит для соединения многопроволочных проводов цангового типа. Минусом его является невозможность контролировать положение проводов в цанге, а также отсутствие крепления элементов лепестков цанг между собой, что провоцирует снижение уровня растягивающей нагрузки на стыке проводов.

Читайте также:  Самодельные подъемники для машин

Прокалывающие детали СИП — использование и состав

Прокалывающие зажимы для присоединения СИП к голым проводам позволяют не тратить время на работы по удалению изоляции. Процесс монтажа достаточно простой и безопасный. Изделия изготовлены из армированного стекловолокна и прочного полимера. Такой вариант выбора материалов позволяет повысить их устойчивость к УФ-лучам, повышает герметичные свойства корпуса. Влага не повредит устройство, даже если контакт будет неизбежен, и это огромное преимущество.

Выделяют несколько вариантов зажима, выполняющего прокол для провода СИП:

  • с одним болтом;
  • с двумя болтами.

Первый вариант также принято называть голый СИП. Он необходим для выведения неизолированного провода на СИП. К отличительным особенностям его можно отнести:

  • показатели сечения (от 16 до 95 мм2);
  • качество полимера корпуса, способного справиться с воздействием атмосферных явлений;
  • наличие стабильной планки.

Особенно востребованы зажимы алюминиевые, позволяющие предотвратить появление коррозии в процессе эксплуатации.

Прокалывающие зажимы с двумя болтами нужны для отвода неизолированных проводов к главной магистрали на СИП. Показатели сечения также могут достигать 95 мм2. Корпус изделий изготовлен из стойкого стеклоармированного полимера. Особенность конструкции — нижняя планка для крепления ключа в нужном положении. Изделие устойчиво к проявлениям погоды, поэтому не подведет в процессе эксплуатации.

Выбор зажима для СИП должен быть продиктован соответствием размеров головки болта ключу. Самой «ходовой» считается головка в 13 мм. По размеру сечения проводов можно судить о толщине магистральной линии. По нему же можно сделать выводы о размере ответвления, которое будет устанавливаться в зажиме.

Подключить самонесущий изолированный провод к голой магистрали можно, используя:

  • ответвительные зажимы;
  • поддерживающие;
  • соединительные;
  • натяжные (они же анкерные).

Правильным будет выбирать продукцию известных проверенных брендов для гарантии бесперебойной работы линий электропередач.

Как правильно выполнять коммутацию

Чтобы добиться высокого качества контактов, важно не только правильно подобрать зажимы, но и грамотно выполнить коммутацию. Следуйте рекомендациям ниже, чтобы избежать основных ошибок:

  1. Зачищайте провода с помощью специального инструмента, не способного повредить жилу.
  2. Не забывайте удалять с поверхности оксидную пленку.
  3. Правильно подбирайте гильзу, позволяющую выполнить качественный сжим.
  4. Следите за введением провода в клеммник — он должен входить до изоляционного слоя.
  5. Тестируйте соединение на прочность.
  6. Предусмотрите небольшой запас длины провода для удобного монтажа во избежание нагрузок механического характера на клеммник.
  7. Если используется коробка с зажимами, то обязательно соблюдайте дистанцию между ними — это поможет исключить короткое замыкание при их возможном нагреве.

Помните о том, что, несмотря на то, что коммутация — относительно безопасная и несложная операция, выполнять работы с использованием зажимов для проводов нужно точно согласно вышеназванным правилам. От надежности коммутации будет зависеть уровень характеристик электросети, которые, в свою очередь, оказывают влияние на стабильность работы электроприборов.

Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026

Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.

Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :

Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон

Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много "неправильных" скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем "веник" подключаемого провода в начало "веника" основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.

Читайте также:  Современные модели станков с чпу

Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места "скрещивания" до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.

Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.

Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:

И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:

Так или иначе, очевидно, что "на коленке" повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.

Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:

Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.

Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм

Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)

Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится:

В первую очередь вы должны понимать, что в разных условиях могут применяться различные типы соединений. И их выбор зависит от конкретно поставленной задачи.

Например, соединять провода малых сечений до 2,5мм2 в компактной распредкоробке, гораздо удобнее клеммниками или зажимами. А вот если речь идет о штробе или кабельном канале, то здесь уже на первое место выходят гильзы.

Рассмотрим три наиболее простых и одновременно надежных вида соединений.

Начнем с соединения типа СИЗ. Расшифровывается он как:

    Соединительный
    Изолирующий
    Зажим

По виду напоминает простой колпачок. Бывает разных цветов.

В этот колпачок вставляются жилы и скручиваются между собой.

Как делать правильно, сначала скрутить жилы и после этого одеть колпачок или закручивать их непосредственно самим СИЗом, подробно рассматривается в статье “Колпачок СИЗ для скрутки проводов.”

В итоге, благодаря СИЗу у вас получается старая добрая скрутка, только сразу же защищенная и изолированная.

Вдобавок ко всему, с подпружиненным контактом, который не дает ей ослабнуть.

Кроме того, этот процесс можно слегка автоматизировать, применив насадку под СИЗы для шуруповерта. Об этом также рассказывается в вышеприведенной статье.

Следующий вид – это клеммники Wago. Они также бывают разных размеров, и под разное количество соединяемых проводов – два, три, пять, восемь.

Ими можно стыковать между собой как моножилы, так и многопроволочные провода.

Для многопроволочных, у зажима должна быть защелка-флажок, которая в открытом состоянии без труда позволяет вставить провод и зажать его внутри после защелкивания.

Эти клеммники в домашней проводке по заявлению производителя спокойно выдерживают нагрузку до 24А (свет, розетки).

Попадаются отдельные компактные экземпляры и на 32А-41А.

Вот наиболее популярные типы зажимов Wago, их маркировка, характеристики и под какое сечение рассчитаны:

Есть еще и промышленная серия под сечения кабелей до 95мм2. Клеммы у них действительно большие, но принцип работы практически такой же, что и у маленьких.

Читайте также:  Приспособление для скручивания проволоки

Когда замеряешь нагрузку на таких зажимах, с величиной тока более 200А, и при этом видишь, что ничего не горит и не греется, у многих пропадают сомнения в продукции Wago.

Если у вас зажимы Ваго оригинальные, а не китайская подделка, и при этом линия защищена автоматическим выключателем с правильно подобранной уставкой, то такой вид соединения по праву можно назвать самым простым, современным и удобным в монтаже.

Нарушите какое-либо из вышеприведенных условий и результат будет вполне закономерным.

Поэтому не нужно ставить wago на 24А и при этом защищать такую проводку автоматом на 25А. Контакт в этом случае при перегрузке у вас выгорит.

Всегда правильно подбирайте именно клеммники ваго.

Также есть достаточно старый вид соединения, типа клеммных колодок. ЗВИ – зажим винтовой изолированный.

С виду это очень простое винтовое подключение проводов между собой. Опять же бывает под разные сечения и разнообразных форм.

Вот их технические характеристики (ток, сечение, размеры, крутящий момент винтов):

Однако ЗВИ имеет ряд существенных недостатков, из-за которых его нельзя назвать самым удачным и надежным соединением.

В основном таким способом можно соединить только два провода друг с другом. Если конечно специально не выбирать большие колодки и не пихать туда по несколько жил. Что делать не рекомендуется.

Такое винтовое подключение хорошо подходит для моножил, а вот для многопроволочных гибких проводов – нет.

Для гибких проводов вам придется их прессовать наконечниками НШВИ и нести дополнительные затраты.

В сети можно найти видеоролики, где в качестве эксперимента микроомметром замеряются переходные сопротивления на разных типах соединений.

Зачастую попадается ситуация, когда необходимо соединить медный проводник с алюминиевым. Так как химические свойства меди и алюминия разные, то прямой контакт между ними, при доступе кислорода приводит к окислению. Нередко даже медные контакты на автоматических выключателях подвержены такому явлению.

Образуется оксидная пленка, возрастает сопротивление, происходит нагрев. Здесь рекомендуется применять 3 варианта, чтобы этого избежать:

    болт + гайка со стальными шайбами

Они убирают прямой контакт между алюминием и медью. Связь происходит через сталь.

    специальные клеммники Wago с пастой

Контакты разведены между собой по отдельным ячейкам, плюс паста предотвращает доступ воздуха и не дает развиваться процессу окисления.

    использование медно-алюминиевых переходных гильз ГМА

Третий простой способ соединения проводников это опрессовка гильзами.

Для стыковки медных проводов чаще всего применяют гильзы ГМЛ. Расшифровывается как:

    Гильза
    Медная
    Луженная

Для соединения чисто алюминиевых – ГА (гильза алюминиевая):

Для перехода с меди на алюминий специальные переходные ГАМ:

Что из себя представляет способ опрессовки? Все достаточно просто. Берете два проводника, зачищаете на необходимое расстояние.

После этого с каждой стороны гильзы проводники вставляются во внутрь, и все это дело обжимается пресс-клещами.

При очевидной простоте, есть в этой процедуре несколько правил и нюансов, при не соблюдении которых можно легко испортить, казалось бы, надежный контакт. Читайте об этих ошибках и правилах как их избежать в статьях ”5 правил опрессовки” и ”Обжим изолированных наконечников, гильз и клемм”.

Для работы с проводниками больших сечений 35мм2-240мм2 используется гидравлический пресс.

До сечений 35мм2 можно применять и механический с большим размахом ручек.

Гильзу нужно обжимать от двух до четырех раз, в зависимости от сечения провода и длины трубки.

Самое важное в этой работе – это правильно подобрать размер гильзы.

А еще таким образом можно соединить в одной точке одновременно несколько проводников. При этом будет использована всего одна гильза.

Главное полностью заполнить ее внутренне пространство. Если вы обжимаете одновременно три проводника, и у вас внутри остались еще пустоты, то нужно это свободное пространство ”забить” дополнительными кусочками того же провода, либо проводниками меньшего сечения.

Только после этого можно прессовать.

После обжатия такое соединение требуется заизолировать. Удобнее всего это сделать термоусаживаемой трубкой ТУТ.

Есть трубки с клеевой основой. При нагреве такой клей вытекает наружу и обеспечивает герметичность соединения.

Изолирование при помощи термотрубки также довольно простой процесс. При отсутствии газовой горелки или фена, для малых сечений достаточно даже зажигалки.

Опрессовка гильзованием является одним из самых универсальных и надежных соединений, особенно при необходимости наращивания кабеля, в том числе вводного.

Изоляция при этом получается практически равноценной основной, при использовании еще и внешней трубки ТУТ в качестве кожуха.

Помимо всех вышеприведенных способов соединения есть еще два вида, которые опытные электрики по праву считают самыми надежными.

    электрическая сварка
    пайка проводов

Однако такой вид стыковки никак нельзя отнести к простым. Он требует наличия специального оборудования, которого даже у 90% электриков зачастую нет в наличии.

Да и не всегда даже с его помощью можно соединить алюминиевый моножильный провод с гибким медным многопроволочным. Кроме того, вы навсегда оказываетесь привязаны к розетке или удлинителю.

А если поблизости вообще нет ни напряжения, ни генератора? Подробнее

При этом элементарные пресс-клещи наоборот, у 90% эл.монтажников как раз таки присутствуют. Не обязательно для этого приобретать самые дорогие и навороченные.

Например, аккумуляторные. Удобно конечно, ходи и только кнопочку нажимай.

Со своей задачей опрессовки хорошо справляются и китайские собратья. Причем весь процесс по времени занимает не более 1 минуты.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector