Чем заменить циатим 221
Содержание:
ЦИАТИМ-221 — кальциевая многоцелевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла.
Содержание
Описание [ править | править код ]
Название происходит от аббревиатуры ЦИАТИМ — Центральный институт авиационных топлив и масел. Именно в этом научно-исследовательском институте была разработана эта смазка. С 1954 года ЦИАТИМ перестал существовать как отдельное учреждение, превратившись в структурное подразделение ВНИИ НП (Всероссийский научно-исследовательский институт переработки нефти). Тем не менее, название «Циатим» закреплено в нормативных документах и продолжает использоваться сегодня.
ЦИАТИМ 221 (ГОСТ 9433-80) термостойкая многоцелевая смазка. В её состав входит кремнийорганическая жидкость, загущённая комплексным мылом с добавлением антиокислительной присадки.
Технические условия [ править | править код ]
Смазка производится по ГОСТ 9433-80. Стандарт ГОСТ 9433-80 распространяется на пластичную смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл—металл» и «металл—резина», работающих при температуре от минус 60 до плюс 150 °С.
Область применения [ править | править код ]
ЦИАТИМ-221 применяется для смазывания различных подшипников качения в электрических машинах, в системах контроля и управления. Эффективно используется в приборах с частотой вращения до 10 000 об/мин. Изначально предназначалась в основном для подшипников, являющихся частью конструкции различных агрегатов и узлов в авиационной технике и для сопряжённых поверхностей «металл-резина», предназначенных для работы в вакууме.
Основные эксплуатационные характеристики:
Внешний вид: Однородная мазь, гладкой структуры от светло-жёлтого до светло-коричневого цвета
Предел прочности при 50 °С, Па, не менее 120
Смазка ЦИАТИМ-221 малоактивна, не оказывает токсического действия на организм, не раздражает кожу и слизистые oбoлочки.
Температура каплепадения, °С, не ниже 200 (По ГОСТ 6793-74)
- высокая гигроскопичность (7,1 % при выдержке в течение 16ч во влажном воздухе). При поглощении воды из влажного воздуха смазка уплотняется, и её эксплуатационные, в частности низкотемпературные свойства ухудшаются.
- водостойкость — смазка не растворяется в воде;
- сохраняет рабочие свойства даже при кипячении;
- низкая химическая стойкость — допустимо её применение лишь в среде с небольшими примесями агрессивных паров;
- инертна к полимерам и резине;
- сохраняет рабочие характеристики при остаточном давлении до 666,5 Па;
- температурный рабочий диапазон — от −60 до +150°С;
- допускает хранение без потери рабочих свойств в течение 40 лет.
ЦИАТИМ-221F [ править | править код ]
Высокотемпературная смазка ЦИАТИМ-221F является фторированным вариантом смазки ЦИАТИМ-221. Благодаря введению в состав смазки ЦИАТИМ-221F ультрадисперсного политетрафторэтилена (PTFE) значительно улучшены противозадирные и противоизносные свойства смазки, что в 3 и более раза повышает срок службы подшипников и других механизмов [ нет в источнике ] . Кроме того, смазка ЦИАТИМ-221F характеризуется лучшей термостойкостью, хорошей механической стабильностью и отсутствием гигроскопичности (не впитывает влагу). Особенно эффективно использовать смазку ЦИАТИМ-221F в подшипниках электромашин при работе в агрессивных средах при повышенных или переменных нагрузках. Кроме того, благодаря формирующейся на поверхности пар трения плёнке микронной толщины из фторопласта значительно снижается шум и вибрация.
Всем привет. Решил сделать небольшую заметку про вазелин. Систематизировать для себя, ну и думаю многим будет интересно.
Все мы пользуемся смазками, но не все задумываются какими именно. Если быть точным с какими свойствами.
Я хоть и по долгу службы работаю со смазками, но не особо заморачивался их свойствами. Всё по схеме: "Жёлтенькую на морозяку, зелёненькую на горячее". :))
Тут прочитал пост про смазку шестерней ДЗ литолом, сам год назад тоже перебирал и мазал трофейной Shell Retinax ER2, её используем на работе и проблем в мороз с ней не было. А тут советский литол… Я хоть и не из тех кто хаит всё русское (ну заметно, да, раз таз купил :)), но тем не менее был негативный опыт с отечественной смазкой. Какой именно она была, я к сожалению не знаю. Ну и начал гуглить что из себя представляет литол, а так же Shell Retinax ER2, он же Shell Gadus S2 V220 2 (жёлтенькая) и Mobil UNIREX N 3 (зелёненькая).
Литол — пластичная водостойкая смазка, получаемая загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты. Рабочая температура до 130 °C. Литол представляет собой антифрикционную многоцелевую водостойкую смазку, предназначенную для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения. В СССР разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ).
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки ЦИАТИМ-201:
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим 201:
Морозо- и водостойкая смазка;
Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
Производится по ГОСТ 6267-74
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки Циатим 202:
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим 202:
Морозо- и водостойкая смазка;
Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.
Область применения смазки Циатим 203:
Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим 203:
Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям, водостойкости и противоизносным характеристикам.
Представляет собой кальциевую смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл-металл» и «металл-резина», поэтому, строго говоря, Литолом не является. В качестве загустителя используется комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты.
Область применения смазки Циатим-221:
Подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 об/мин, агрегатные подшипники летательных аппаратов, узлы трения и сопряжённые поверхности «металл-резина», работающие в вакууме.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим-221:
Смазка нерастворима в воде;
Циатим-221 сохраняет стабильность даже при кипячении;
Является химически стойким смазочным материалом;
Циатим-221 инертна к резине и полимерным материалам;
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и в интервале температур от −60 до +150 °С;
Сохраняет рабочие свойства минимум в течение 40 лет
Производится по ГОСТ 9433-80
Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты; содержит антиокислительную и вязкостную присадки.
Область применения смазки Литол-24:
Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колесных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п.
Основные эксплуатационные характеристики:
Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности, водостойка даже в кипящей воде, при нагревании не упрочняется.
Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С.
Производится по ГОСТ 21150-87
Смазка графитная УСсА
Солидол С или УС с добавлением 10 % графитового порошка марки П (грубого помола).
Область применения смазки графитной:
Узлы трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов, особенно работающие во влажной среде: рессоры, подвески тракторов и машин, открытые зубчатые передачи, винтовые домкраты, опоры буровых долот, салазки, направляющие и т. п.
Основные эксплуатационные характеристики:
Обладает достаточными противозадирными свойствами при небольших скоростях;
Имеет очень хорошую водостойкость и высокие консервирующие свойства (как любой солидол);
Работоспособна при температуре −20…+70 °С, термостойкостью не обладает.
Допускается к применению при температуре ниже −20 °С в рессорах и любых тихоходных тяжелонагруженных устройствах.
Shell Retinax ER2 (Shell Gadus S2 V220 2):
Многоцелевая смазка с противозадирными свойствами на основе глубокоочищенного минерального масла, содержащая тщательно подобранные присадки, которые обеспечивают её эффективность в различных узлах трения автомобильной техники.
Область применения смазки Shell Retinax EP 2 (Shell Gadus S2 V220 2)
Подшипники колес (конические и роликовые)
Карданные шарниры
Агрегаты шасси
Подшипники водяного насоса
Подшипники генератора
Тросики управления дроссельной заслонкой
Серьги рессор
Шарниры рулевого управления и трансмиссии
Эксплуатационные свойства смазки Shell Retinax EP 2 (Shell Gadus S2 V220 2)
Хорошая механическая стабильность
Сохраняет консистенцию в рекомендованных интервалах между сменами смазки
Устойчивость к вымыванию водой
Хорошо выдерживает воздействие воды
Хорошие антикоррозионные свойства
Эффективная защита в агрессивных средах
Высокие противозадирные свойства
Может применяться для смазки высоко-нагруженных деталей
Диапазон рабочих температур смазки Shell Retinax EP 2 (Shell Gadus S2 V220 2)
От -30°С до + 120°С
Верхний температурный предел: + 130°С (кратковременно).
Ещё одна смазка, используемая на работе, это UNIREX N 3.
UNIREX N 2 и UNIREX N 3 — это окрашенные в зеленый цвет высокотемпературные универсальные пластичные смазки, предназначенные для смазывания подшипников качения различных типов.Они состоят из литиевого комплексного мыла в очищенном минеральном масле. В сочетании с избранной комбинацией присадок сорта UNIREX N являются высококачественными пластичными смазками новейшей технологии.
Пластичные смазки UNIREX N обладают следующими признаками качества:
Очень высокая термическая стабильность и устойчивость при перемешивании
Даже при рабочих температурах выше 150 °С и при длительной эксплуатации, а также при высокой нагрузке структура и консистенция сохраняются в течение длительного срока применения. Также при удлиненных периодах смены смазки эти пластичные смазки обеспечивают бесперебойную работу.
Стойкость к окислению
Для предупреждения окисления при высоких рабочих температурах сорта UNIREX N содержат эффективные ингибиторы.
Водостойкость и защита от коррозии
UNIREX N 2 и UNIREX N 3 являются водостойкими смазками. Одновременно смазанные детали машин благодаря содержащимся в смазках ингибиторам коррозии оптимально защищены от коррозионных воздействий.
Области применения
Диапазоны рабочих температур:
UNIREX N 2: от -30 °С до +155°С
UNIREX N 3: от -20 °С до +165°С
Пластичные смазки UNIREX N 2 и UNIREX N 3 применяются предпочтительно для смазывания подшипников качения с повышенными нагрузками и частотами вращения, например, в
— осветительных генераторах, электродвигателях, нормальных генераторах,
— центрифугах, велосипедных ступицах, подшипниках отводки механизмов замыкания муфты,
— подшипниках качения, подвергающихся воздействию высоких температур, в воздуходувках, вентиляторах, печных вагонетках, установках, работающих на отходящих газах, и в сушильных установках.
Собственно говоря я удивлён! Литол, мягко говоря, не так уж плох. Меня даже заело его потестить и сравнить воочию. Куплю тюбик и забью в подшипник. Заморожу в морозилке вместе с родным Shell`ом. :)) Вот единственный раз жалею, что сейчас не зима. Думаю я к этому ещё вернусь. :))
Если есть у кого-нибудь адекватный опыт использования разных смазок, с интересом выслушаю.
Всем мир и чтоб всё как по маслу. :))
Всем доброго дня. Кто, что скажет про смазку Циатим 221. Можно ли ей прошприцевать кардан (шлифецвое и крестовины)? И все остальное)
Comments 30
А вот описание и цена этой смазки на экзисте.
Работает до -60 мороза
Типа Немчуровская смазка для ШРУСов и т.п. от MANNOL.
Артикул для поиска: 8107
Цена за 800гр. не более 400 рубэл.
Водостойкая смазка для водного транспорта Ravenol Marinefett Артикул: 4014835831698
3ачем что изобретать?
когда всё уже есть готовое!
Шприц и спец. смазка артикул: 7562 и игла для маслёнок.
Можно
смазать петли.
Для кардана 158 / мобил/маннол
Шрусы надо мазать шрус4. Остальное просто регулярно, не важно чем. Ещё мотор просит хорошего масла, и желательно маслорадиатор
Работаю на оборонной заводе и космос тоже обслуживаем, все подшипники мажим им и все летает
Я беру 158 пополам с нигролом мешаю и все шприцую. Нормально все ходит
Шприцевать можно, но он очень быстро вымывается
Циатим 221 — это технический вазелин для подшипников малонагруженных кинематических передач.
У него очень низкая температура застывания.
При сильном нагреве очень быстро разлагается на составляющие и забивает шкварками смазочные каналы.
Лучше прокачивать синтетическими Unocal76 или красным Mobil.
…
Консистентные смазки — это разогретое жидкое масло, кинутый в него загуститель в виде мыла и модификаторы.
В высокотемпературных консистентных смазках мыло литиевое или калийное, чтобы смазка не высыхала масло основы синтетическое, для снижения трения добавки дисульфида молибдена/графита/тефлона.
Отправить ответ