Что такое стд 120

Для комплектации большинства небольших школьных или домашних мастерских применялся токарный станок по обработке дерева СТД-120М. В отличие от своих более мощных «собратьев» он имеет оптимальные технические и эксплуатационные характеристики обработки деревянных заготовок. Но не только этим он отличается от аналогичных моделей.

Конструкция станка

Токарный станок для обработки древесины СТД-120 М был разработан на базе предыдущей модели серии – 120. Он отличается от предшественника дополнительными защитными компонентами в устройстве – кожухами, ограждениями и т.д. Также модернизации подверглась электрическая схема, значительно понижены уровень шума при работе на оборудовании.

Для анализа характеристик оборудования стоит подробнее ознакомиться со спецификой его конструкции. Также как и модель серии 120 он состоит из станины с направляющими, которая установлена на опорных элементах. Для большей устойчивости они крепятся к деревянной основе.

Привод СТД-120М осуществляется за счет движения электродвигателя. Он расположен в левой части схемы. Передача крутящего момента происходит с помощью ременной передачи. Для этого есть два шкива, один из которых монтируется на вал электродвигателя, а второй – на шпиндель передней бабки.

Устройство станка имеет следующие характерные особенности:

  • скорость вращения изменяется путем переброски ремня на определенный ручей валов;
  • кнопочный блок располагается на передней бабке. Это обусловлено оптимальным доступом к механизму включения/выключения во время работы;
  • сменные шпиндельные насадки входят в стандартную комплектацию оборудования;
  • зона токарной обработки имеет дополнительные защитные шторки с прозрачными окошками;
  • для удаления стружки и пыли может быть подключен дополнительный блок.

Для увеличения точности выполняемых операций на станке СТД-120м есть цепь местного освещения. Для ее работы предусмотрен понижающий трансформатор.

С целью увеличения безопасности эксплуатации в конструкции есть электрическая блокировка для оградительной конструкции ременной передачи. Для этого предусмотрен выключатель В2.

Технические параметры оборудования

Прежде чем приступать к работе на станке СТД-120 следует ознакомиться с его техническими и эксплуатационными характеристиками. Для подключения оборудования понадобится линия электропередач 380 В. Мощность силовой установки составляет 0,4 кВт.

Марка установленного электродвигателя – АОЛ 21-2. В случае поломки он может быть заменен на аналогичный. Важно, чтобы помимо мощности и частоты вращения (2800 об/мин) совпадал диаметр вала для установки передаточных ручьев.

Также необходимо ознакомиться с устройством и характеристиками передачи привода:

  • тип – клиноременной;
  • приводной ремень марки Это обозначение взято из ГОСТ 1284-68;
  • два ручья в конструкции шкивов;
  • максимальное число скоростей составляет 2;
  • номинальная частота оборотов шпинделя может быть от 1100 до 2150 об/мин;

На станке СТД -120 можно обрабатывать деревянные заготовки с длиной до 450 мм. При этом диаметр не должен превышать 190 мм.

Немаловажным моментом являются габаритные размеры токарного оборудования. Они составляют 125*57,5*55 см при массе 100 кг. Для нормальной работы станок необходимо установить на основание-платформу. Оно предназначено не только для выравнивания уровня, но и будет гасить колебания, которые неизбежно появятся во время работы.

При выборе заготовки следует учитывать расстояние между центрами, которое равно 50 см. Их высота 12 см.

Рекомендации по эксплуатации

Так как станок СТД-12М не относится к разряду профессиональных, к нему предъявляются особые требования по обслуживанию и эксплуатации. Его главное назначение – ознакомление учащихся с основами токарной обработки. Поэтому требования к технике безопасности повышены.

Для повышения устойчивости оборудования основание лучше всего делать из стальных конструкций или бетона. Его высота должна составлять от 600 до 800 мм. Пол на рабочем месте не должен быть скользким. Его устройство не должно включать в себя элементов, мешающих выполнению операций.

Дополнительно следует учитывать такие особенности эксплуатации:

  • деревянная заготовка не должна содержать сучков и трещин. Ее влажность не может превышать 20%;
  • большие детали следует обрабатывать на минимальной скорости;
  • как минимум 1 раз в год или после 500 часов эксплуатации необходимо сделать смазку движущихся элементов. При этом проверяется его устройство, отсутствие повреждений и дефектов.

Конструкция рассчитана для выполнения небольшого самостоятельного ремонта. Зачастую это относится к восстановлению работоспособности задней и передней бабки. Перед выполнением этих работ следует ознакомиться с устройством станка, а также изучить инструкцию по его эксплуатации.

В видеоматериале подробно описаны приемы точения на токарном оборудовании СТД-120:

Технология 6 кл 21-22 урок

Раздел программы: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов .

Тема урока: Устройство токарного станка СТД -120М по обработке древесины.

Тип урока: Комбинированный .

Цель урока : изучить устройство моделей токарного станка по дереву СТД-120М;

рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке.

Задачи: а) Обучающая: познакомить с устройством и назначением токарного станка по дереву СТД-120М, правилами техники безопасности при работе на станке СТД-120М.

Читайте также:  Как отличить лампу дрл от дрв

б) Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

в) Коррекционно — развивающая: развивать у учащихся профессиональные интересы, память, мышление, воображение.

Демонстрационный материал и оборудование : токарный станок по дереву

СТД-120, заготовки и готовые изделия из древесины, резцы, технологические карты, интерактивная доска, компьютер, мультипроектор, диски с презентацией.

Раздаточный материал: Задания для проверки знаний, учебники.

Рабочие инструменты: набор токарных резцов: желобчатая выпуклая, желобчатая вогнутая, косая.

Измерительные инструменты: линейка, угольник, штангенциркуль.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к уроку.

3. Назначение дежурных.

4. Проверка готовности класса к уроку.

5. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Сформировать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе

— Ребята, сейчас я вам покажу образцы готовых изделий, изготовленных на станке ТСД-120М, вы внимательно посмотрите, и ответьте на вопросы:

1. Вам понравились эти изделия?

2. Как вы думаете, эти изделия можно использовать в виде подарка? А ещё что сними можно сделать?

3. А вы на данном этапе сможете изготовить такие изделия?

4. Хотели бы вы научиться работать на станке СТ Д-120М?

Чтобы научиться работать на станке и делать такие изделия, скажите, что вам для этого нужно знать?

Обобщающий опрос по материалу предыдущей темы:

— Как подготовить заготовку для получения цилиндрической детали?

— Какие приспособления нужны для обработки цилиндрической детали ручным инструментом?

— Как замерить диаметр цилиндрической детали?

— В чем различия между разметочным циркулем и кронциркулем??

Сообщение темы и цели урока.

Изложение программного материала.

Учитель. На предыдущих уроках вы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную — довольно сложная задача.

Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.

Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения. Этот станок предназначен для обработки заготовок из древесины путем точения. Главное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) — режущим инструментом.

История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода.

Различают следующие токарные станки:

— с ручным приводом ,

— с ножным приводом.

На coвpeмeнных промышленных предприятиях применяются

станки различных конструкций и назначений, в том числе: — станки-автоматы;

— станки с программным управление (ПУ).

Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промышленности, смогут ознакомиться в колледже или техникуме.

Школьные мастерские обычно оборудованы токарными станками моделей СТД-120М. Далее учитель рассказывает об основных узлах станка СТД-120

Внешний вид станка и его устройство выводится на экран интерактивной доски (презентация с флешки).

Токарный станок по обработке древесины:

1 – основание; 2 – электродвигатель; 3 – станина; 4 – ограждение ремённой передачи; 5 – магнитный пускатель; 6 – светильник; 7 – передняя бабка; 8 – шпиндель; 9 – подручник; 10 – задняя бабка; 11 – защитный экран.

Токарный станок по обработке древесины: 1 — ременная передача; 2 — электродвигатель; 3шпиндель; 4 — передняя бабка; 5 — подручник; 6 — задняя бабка; 7 — кнопочная станция; 8 — станина; б — кинематическая схема

1) На направляющих станины установлена каретка с подручником и задняя бабка.

2) Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой передачи, маховика и центра задней бабки (ПИНОЛИ).

3) Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.

4) Включение и выключение осуществляется кнопками «пуск» и «стоп».

Рассмотрим устройство СТД-120.

Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали :

— патрон — применяемый для крепления коротких заготовок;

— трезубец — применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки

— планшайба — применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.

Приспособления для закрепления заготовки при точении: а — патрон; б — планшайба;

Учитель показывает образцы крепления.

а — в патроне винтом; б — трезубцем с поджатием центром задней бабки

Крепление (а) и точение (6) заготовки на планшайбе

Вращательное движение заготовки при точении называется главным.

Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным.

Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин.

Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке и ставится вопрос:

Каким образом осуществляется процесс резания (обработки ) заготовки? Используя свои знания по физике, учащиеся доказывают, что в основе принципа работы резца лежит принцип действия клина, аналогично принципу работы ножниц, рубанка, пилы, напильника.

Читайте также:  Оборудование для изготовления бумажных пакетов

Регулировка частоты вращения осуществляется установкой

ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров.

Учитель демонстрирует смену скорости вращения шпинделя. Обратимся к кинематической схеме станка.

2. Объяснение схемы:

1) Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачу.

2) Винтовой механизм задней бабки преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.

3. Инструктирование по правилам безопасности на токарном станке перед работой.

Учитель. Запомните правила безопасной работы на токарном станке:

1) Не включать станок без разрешения учителя.

2) Не включать станок без огражденной ременной передачи.

3) Не опираться на части токарного станка.

4) Не класть инструменты и другие предметы на стеллаж.

5) Обо всех неисправностях в станке и электропроводке немедленно сообщать учителю.

III . Практическая работа.

1. Ознакомьтесь с устройством станка.

2. Убедившись, что станок отключен:

1) переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;

а) расстояние между центрами;

б) расстояние от линии центров до станины; в) величина вылета патрона.

3. Заполните таблицу.

линии центров до

4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).

Повторение и закрепление материала

А сейчас я раздам заданиями, в которых вы должны назвать основные части станка (Задание №1) и приспособления, которые применяются для закрепления заготовок (Задание №2) при помощи учебника и записать названия в тетрадь.

Для того чтобы работать на станке, каждый рабочий должен знать и неукоснительно соблюдать технику безопасности. Наша задача изучить по плакату техники безопасности при работе на станке СТД-120М и обсудить каждый пункт. (Приложение №2).

1. К каким машинам относится СТД-120?

2. Приведите примеры рабочих и энергетических машин.

З. Каково назначение рабочего органа? двигателя? передаточного механизма?

4. Назовите основные части токарного станка по обработке древесины.

5. Какие приспособления применяются для закрепления заготовки? Чем определяется их выбор?

6. Как осуществляется подача вращения к заготовке?

Оценка практической работы.

Общий итог урока:

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе.

1. Как вы думаете, вам пригодится в жизни то, что вы сегодня изучили?

2. Понравился ли вам урок. Что особенно понравилось, а что не очень?

А сейчас каждый из вас поставит себе оценку и объяснит, почему.

Происходит самоконтроль и самооценка результатов работы. Обсуждение, выявление общих и индивидуальных ошибок.

Выставление оценок учителем с аргументацией.

Домашнее задание. Ребята, я предлагаю дома подумать и попробовать составить дома у себя в тетрадях технологическую карту на изготовление картофелемялки. Продумать форму будущего изделия.

Рассмотрите рисунок. Напишите названия элементов и узлов токарного станка для обработки древесины СТД — 120 М.

________________________ 8. ________________________

________________________ 9. ________________________

________________________ 10. ________________________

________________________ 11. ________________________

________________________ 12. ________________________

________________________ 13. ________________________

Рассмотрите рисунок. Напишите названия приспособлений для закрепления заготовок при точении.

1. Не включать станок без разрешения учителя.

2. Надежно крепить заднюю бабку станка.

3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

4. Надежно крепить заготовку.

5. Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

6. Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены.

7. Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет.

8. Перед пуском станка надеть защитные очки.

9. В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки, устраняя зазоры.

10. Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2. 3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2. 3 оборота и надежно крепить подручник.

11. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка.

12. Все настроечные операции проводить только при отключенном и остановленном станке.

13. Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.

14. Не останавливать заготовку руками.

15. О всех неисправностях сообщать учителю.

У многих любителей мастерить имеется настольный токарный деревообрабатывающий станок СТД-120 или его модификации. Есть такие станки и в школьных мастерских. Наличие подобного оборудования дает возможность как юному са-модельщику, так и поднаторелому умельцу создавать из дерева оригинальные, красивые точеные изделия декоративного и утилитарного назначения.

Согласно паспортным данным станок рассчитан на обработку заготовок длиной до 450 мм и диаметром до 240 мм. Однако на практике бывает необходимо изготовить детали, имеющие большие размеры (например, балясины для лестницы, ножки для стола, декоративные тарелки-блюда и т.д.).

Читайте также:  Чертежи изделий из фанеры лобзиком с размерами

токарный деревообрабатывающий станок СТД-120 или его модификации. Есть такие станки и в школьных мастерских. Наличие подобного оборудования дает возможность как юному са-модельщику, так и поднаторелому умельцу создавать из дерева оригинальные, красивые точеные изделия декоративного и утилитарного назначения.

Согласно паспортным данным станок рассчитан на обработку заготовок длиной до 450 мм и диаметром до 240 мм. Однако на практике бывает необходимо изготовить детали, имеющие большие размеры (например, балясины для лестницы, ножки для стола, декоративные тарелки-блюда и т.д.).
И тогда возможностей станка для воплощения задумок не хватает и возникает проблема модернизации оборудования.

С этой целью я внес ряд изменений в конструкцию станка, которые позволили обрабатывать на нем детали вдвое длиннее или в два раза больше диаметром.

Модернизацию указанного оборудования в школьной мастерской проводил по двум вариантам.

Работу по первому варианту преобразования начал с того, что отсоединил деревянное основание от опор станка и, сняв фабричные окантовочные рейки, удлинил его на 600 мм (хотя можно было бы изготовить и новое — цельное), оставив ширину и толщину без изменения Части основания состыковал с помощью фанерного шипа на клею, промазав им и торцы досок. Для более надежной стыковки частей основания к его подошве по краям на всю длину (1850 мм) приклеил и привернул шурупами бруски сечением 50×20 мм.

Еще снизу к брускам для гашения вибрации прикрепил шесть резиновых амортизаторов 50x50x5 мм (по углам и два в месте стыка частей основания).

Далее распилил на две части направляющие станка (на расстоянии 15 мм левее торца шпинделя, опустив из него перпендикуляр на направляющие).

Левую часть станка с передней бабкой установил на прежнее место, закрепив один ее конец (левый) на штатной опоре. Под правый же конец этой части подставил дополнительную самодельную деревянную опору, приклеив ее подошву к основанию и закрепив по середине еще длинной шпилькой М12 длиной 170 мм.

Правую часть станка (с задней бабкой) сдвинул почти до противоположного конца удлиненного основания и закрепил ее здесь точно так же, как и левую часть: один конец (задний) на штатной опоре, другой (передний) на самодельной деревянной подставке. Но перед закреплением тщательно выверил взаимное положение обеих частей: чтобы направляющие находились на одной прямой, а соответственно и центры — на одной оси Иначе возможны значительные биения заготовок при их обработке.

Второй вариант модернизации осуществлен с использованием еще одного станка СТД-120 (пусть он будет даже неисправным, лишь бы были целы направляющие да хоть одна опора).

Основание станка удлинено точно так же, как было рассказано ранее (или берется цельное).

Направляющие же (станина) разрезаются только у одного станка и в дело используется лишь правая его часть вместе со штатной опорой. При этом она (правая часть) разворачивается на 180° и опоры обоих станков через имеющиеся в них отверстия стягиваются болтами М8. Правые концы пристыкованных направляющих устанавливаются на опоре, взятой из-под передней бабки второго станка (при отсутствии таковой изготавливается новая по приведенному для первого варианта модернизации станка рисунку).

Наладка станка — выставление направляющих и обеспечение соосности центров передней и задней бабок — производится так же, как и при первом варианте модернизации.

Для модернизированного станка как первого, так и второго варианта может потребоваться другой подручник. Его можно сделать самому. Консоли нового подручника выполняются подобные, но более длинные. Взамен регулятора высоты с обеих сторон подручника устанавливаются стойки со скобами, а вместо упора — длинная деревянная планка. Высота планки (а следовательно, и точка опоры инструмента) регулируется с помощью нескольких парных установочных отверстий, просверленных на ее концах. Консоли нового подручника крепятся не к направляющим станины, а к деревянному основанию болтами М12.

При обработке коротких заготовок большого диаметра (например, при изготовлении чашек, подносов и т.п.) штатный подручник монтируется поперек направляющих.

Материальные и временные затраты на переделку станка незначительны, а его возможности после модернизации становятся почти такими же, как и у стационарных напольных станков.

Если такая переделка станка заинтересует и будет использована кем-то из читателей, то автор сочтет свою задачу выполненной

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector