Износ и его виды

3 Износ, его виды

Особенностью основных фондов является их многократное использование в процессе производства. Но время их функционирования все же имеет определенные границы, обусловленные их износом.

Основные фонды, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают полезные свойства в процессе эксплуатации или бездействия.

Рассмотрим факторы, определяющие износ основных фондов, представленные на рис. 3.1 /6, с. 87-88/.

Рис. 3.1 – Факторы, определяющие износ основных фондов.

Износ — обесценивание долгосрочных материальных производственных активов (основных средств), таких как здания, оборудование, транспорт, сопровождающееся потерей их технико-экономических характеристик.

Различают физический и моральный износ.

Физический износ – это потеря средствами труда своих первоначальных качеств. Он может быть эксплуатационным и естественным.

Эксплуатационный физический износ связан с производственным потреблением основных фондов в процессе эксплуатации.

Естественный физический износ обычно не связан с производственным использованием основных фондов, а происходит под воздействием различного рода внешних природных факторов (время, влажность и т.п.), т.е. основные фонды изнашиваются даже при условии их бездействия.

Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных фондов. Различают полный и частичный износ основных фондов. При полном износе действующие фонды ликвидируются и заменяются новыми (капитальное строительство или текущая замена изношенных основных фондов). Частичный износ возмещается путем ремонта.

Физический износ основных фондов может быть исчислен отношением фактического срока службы к нормативному, умноженному на 100. Наиболее правильный метод — это обследование состояния объекта в натуре /3, с. 135-136/.

Степень физического износа основных производственных фондов определяется интенсивностью и сроком эксплуатации, условиями их содержания и качеством, классификацией обслуживающего персонала.

Моральный износ основных производственных фондов обусловлен научно-техническим прогрессом: совершенствование и обновление методов, технологии и организации производства, внедрение прогрессивной техники.

Моральный износ — это уменьшение стоимости машин и оборудования под влиянием сокращения общественно необходимых затрат на их воспроизводство (моральный износ первой формы) или уменьшение их стоимости в результате внедрения новых, более прогрессивных и экономически эффективных машин и оборудования (моральный износ второй формы). Под влиянием этих форм морального износа основные фонды становятся отсталыми по своим техническим характеристикам и экономической эффективности.

Моральный износ второй формы можно рассматривать как частичный и полный износ, а также как его скрытую форму.

При частичном моральном износе происходит частичная потеря потребительной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличивающиеся его размеры на отдельных операциях в конце концов достигают таких значений, когда целесообразным становится использовать ее на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной.

Полный моральный износ означает полное обесценение машины, когда ее дальнейшая эксплуатация становится убыточной. Устаревшую машину либо разбирают на запасные части, либо списывают в металлолом.

Читайте также:  Размер сверл по бетону

Скрытая форма морального износа подразумевает угрозу обесценения машины вследствие того, что имеется задание на разработку новой, более производительной и экономичной техники.

В современных условиях все большее значение приобретает учет морального износа. Появление новых, более совершенных видов оборудования с повышенной производительностью, лучшими условиями обслуживания и эксплуатации часто делает экономически целесообразным замену старых основных фондов еще до их физического износа. Несвоевременная замена морально устаревшей техники приводит к тому, что на ней производится более дорогая и худшего качества продукция по сравнению с изготовляемой на более совершенных машинах и оборудовании. А это совершенно недопустимо в условиях рыночной конкуренции.

При совершенствовании техники и технологии удешевляется воспроизводство средств труда. В связи с этим применявшиеся ранее средства труда как бы обесцениваются и их применение становится экономически неэффективным. Их замена должна быть осуществлена до наступления срока физического износа. При наступлении морального износа необходимо проводить в каждом конкретном случае расчет экономической эффективности замены.

Моральный износ происходит вследствие сокращения общественно необходимого труда на создание новых моделей машин и механизмов или частичной потребительной стоимости, т.е. появления новых более прогрессивных машин и оборудования.

Чем быстрее внедряются достижения науки и техники в производство, тем быстрее нарастает степень морального износа средств труда. Противостоять этому можно путем современного обновления действующих основных производственных фондов. Важным источником финансирования процесса их обновления являются собственные средства предприятия в виде амортизационных отчислений /8, с. 29-30/

Износ характеризует процесс старения действующих основных фондов, как в физическом, так и в экономическом отношении (постепенная утрата средствами труда их стоимости).

Износ основных фондов определяется и учитывается по зданиям и сооружениям, передаточным устройствам, машинам и оборудованию, транспортным средствам, производственному и хозяйственному инвентарю, рабочему скоту, многолетним насаждениям, достигшим эксплуатационного возраста, нематериальным активам.

Износ списывается на издержки производства в течение нормативного срока службы по нормам, утвержденным законодательством Российской Федерации.

Износ основных средств определяется за полный календарный год (независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены) в соответствии с установленными нормами. Начисление износа не производится свыше 100% стоимости основных средств. Начисленный износ в размере 100% стоимости на объекты (предметы), которые годны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине износа(средства продолжают использоваться в производстве продукции. Износ измеряют в процентах или стоимостном выражении. Процент износа определяют как произведение нормы амортизации на срок эксплуатации объекта основных средств.

Различают следующие виды износа: физический, моральный, социальный и экологический.

Физический износ – это изменение механических, физических, химических и других свойств материальных объектов под воздействием процессов труда, сил природы и других факторов.

В экономическом отношении физический износ представляет собой утрату первоначальной потребительской стоимости вследствие снашивания, ветхости и устаревания.

Моральный износ проявляется в потере экономической эффективности и целесообразности использования основных фондов до истечения срока полного физического износа.

Моральный износ бывает двух видов.

Первый вид – уменьшение стоимости машин или оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.

Читайте также:  Виды бит для отверток

Моральный износ второго вида обусловлен созданием и внедрением в производство более производительных и экономичных машин и оборудования. Моральный износ второго вида может быть частичным и полным, а также иметь скрытую форму.

Частичный моральный износ – это частичная потеря потребительской стоимости и стоимости машины.

Полный моральный износ представляет собой полное обесценивание машины, при котором дальнейшее её использование становится убыточным.

Скрытая форма морального износа подразумевает угрозу обесценивания машины вследствие того, что подтверждено задание на разработку новой, более производительной и экономичной техники.

Социальный износ основных средств наступает в случае использования техники, не соответствующей современным социальным требованиям ( вызывающей профессиональные заболевания, имеющей высокий уровень ручного труда и т. д. ).

Экологический износ связан с нарушением возросших требований по охране окружающей среды, рационального природопользования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9589 — | 7565 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Изно́с, эро́зия (от лат. erosio — разъедание) — изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия или инструмента вследствие разрушения (изнашивания) поверхностного слоя изделия при трении.

Износ приводит к снижению функциональных качеств изделий и к потере их потребительской ценности. Увеличению износостойкости изделий способствуют как применение материалов с высокой износостойкостью, так и конструктивные решения, обеспечивающие компенсацию износа, резервирование износостойкости, общее улучшение условий трения (применение высококачественных смазочных материалов, защиты от абразивного воздействия, например, наплавка, газотермическое напыление, металлизация).

Содержание

Виды износа [ править | править код ]

Износ деталей машин зависит от:

  • условий трения
  • свойств материалов
  • конструкции

Износ можно рассматривать как механический процесс, осложнённый действием физических и химических факторов, вызывающих снижение прочности микрообъёмов поверхностного слоя.

По условиям внешнего воздействия на поверхностный слой различают износ:

  • абразивный (закреплённым или незакреплённым абразивом, газоабразивный, гидроабразивный)
  • кавитационный
  • адгезионный
  • окислительный
  • тепловой
  • усталостный

Абразивный [ править | править код ]

Сущность абразивного износа заключается в разрушении металла твердыми зернами абразива при пластическом деформировании и микрорезании трущихся поверхностей. Абразивный износ является ведущим для машин и оборудования горно-рудного производства, строительной, дорожной, почвообрабатывающей техники, инструмента производства кирпича, бетона и других строительных материалов.

Газоабразивный [ править | править код ]

Вызывается механическим действием твердых частиц, перемещаемых потоком газа. В этом случае разрушение металла происходит в результате срезания, выкрашивания, выбивания и многократного пластического деформирования его поверхностных микрообъёмов. Этому виду износа подвержены детали трасс пневмотранспорта, лопатки пылевых вентиляторов и насосов, клапаны, корпусы и чаши загрузочных устройств доменных печей, сопла реактивных двигателей, работающих на твердом топливе и т. д.

Гидроабразивный [ править | править код ]

Гидроабразивный износ во многом сходен с газоабразивным, но носителем абразивных частиц является не газ, а жидкость. Гидроабразивному износу подвергаются рабочие колеса и улитки земснарядов и песковых насосов, лопасти и камеры гидротурбин, работающие на реках, несущих большое количество абразивных частиц, а также пульпопроводы гидротранспорта.

Читайте также:  Обдирочный круг для болгарки по металлу

Кавитационный [ править | править код ]

Этот вид износа заключается в разрушении поверхности металла под действием ударов газовых пузырьков, образующихся в обтекающем изделие высокоскоростном потоке жидкости при перепадах давления. Кавитации подвержены гребные винты, лопасти и камеры проточного тракта гидротурбин, рабочие колеса и камеры различных гидромашин. Наличие коррозионной среды и абразивных частиц ускоряет процесс кавитационного изнашивания.

Адгезионный [ править | править код ]

Адгезионный износ при трении двух металлических поверхностей под нагрузкой происходит в условиях пластической деформации металла в точках контакта. Развитие деформации сопровождается сближением поверхностей вплоть до активизации сил сцепления между атомами контактирующих металлов и возникновением адгезии на ограниченных участках. Многократное повторение адгезионных связей с последующим их разрушением и отделением частиц металла составляет сущность адгезионного изнашивания. Этот вид износа происходит в подшипниках скольжения (коленчатые валы, оси, пальцы ковшевых цепей, ходовые части различных машин).

Тепловой [ править | править код ]

Тепловым износом называется процесс разрушения поверхностей деталей машин вследствие нагрева зоны трения до температуры размягчения металла. Разрушение при этом виде износа является следствием образования металлических связей: между контактирующими поверхностями, смятия, налипания и оплавления металла. Этот вид износа распространён в деталях тяжело нагруженных быстроходных машин, валки горячей прокатки, ножи для горячей резки проката, штампы для горячей штамповки, пресс-формы для литья под давлением, прошивной инструмент горячей прокатки труб, а также стволов огнестрельного оружия, ракетных сопел и других деталей, работающих в среде горячих газов.

Фреттинговый [ править | править код ]

Фреттинговый износ — механический износ тел, пребывающих в контакте, в условиях малых колебательных перемещений. Достаточны относительные перемещения поверхностей с амплитудой от 0,025 мкм. Микросмещения соединённых поверхностей происходят вследствие деформаций деталей в условиях нагружения и вибраций, сопровождающих работу машин и оборудования. Фреттинговый износ возникает, например, в заклёпочных, резьбовых, шлицевых, шпоночных и штифтовых соединениях.

Окислительный [ править | править код ]

Окислительный износ — процесс коррозионного износа, при котором доминирует химическая реакция с кислородом или окислительной окружающей средой. Тип износа в результате скольжения между двумя металлическими компонентами, при котором образуется оксидная плёнка на металлических поверхностях. Эта оксидная плёнка предотвращает металлическое сцепление между поверхностями скольжения, что приводит к формированию продуктов износа и снижению уровня сцепления.

Усталостный [ править | править код ]

Усталостный износ — износ вследствие усталостного разрушения поверхностного слоя материала при многократном действии нагрузки, приводящем к зарождению и распространению внутри сильно деформированного слоя трещин, преимущественно параллельных поверхности, которые вызывают отделение в форме тонких чешуек материала. Усталостный износ характерен для роликов (шариков) в подшипниках качения, железнодорожных колёс и рельсов и т. п. Усталостный износ часто называют контактно-усталостным износом.

Фотографии износа техники [ править | править код ]

Износ лопаток ротора вентилятора

Замена лопаток ротор вентилятора изготовленных из биметалла

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector