К 63968 тайфун к

В первых числах мая в Астане прошла выставка военно-технических средств KADEX-2012. Среди прочих новинок особое внимание общественности привлекла продукция завода КАМАЗ. По сложившейся традиции, Камский автозавод представил технику как гражданского, так и военного назначения. Причем наибольшее внимание публики привлек автомобиль, представляющий именно вторую категорию. Дело в том, что на салоне KADEX-2012 широкая общественность впервые смогла увидеть воочию новую разработку КАМАЗа, о которой было столько разговоров – КАМАЗ-63968 «Тайфун».

История этого проекта уходит корнями в 2009 год. Тогда Военно-научный комитет Генштаба ВС России выпустил документ с названием «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Согласно этой концепции, дальнейшее развитие автомобилей для армии должно было идти по модульной схеме. Подразумевалось, что в самое ближайшее время будут созданы несколько перспективных колесных платформ, на которых можно будет монтировать любое целевое оборудование.

В самом начале следующего 2010 года министр обороны А. Сердюков утвердил «Концепцию» и вскоре была начата программа «Тайфун». В ходе программы требовалось создать новое поколение грузовых автомобилей для вооруженных сил, имеющих противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. В качестве участников программы были выбраны автозаводы «Урал» и КАМАЗ. Фактически программа «Тайфун» является дальнейшим развитием программы «Гараж», которая, по некоторым сведениям, была начата чуть ли не в конце восьмидесятых.

Целью «Гаража» было создание унифицированной грузовой колесной платформы, которую можно было бы запустить в производство на «Урале» и на КАМАЗе одновременно. Очевидно, что девяностые годы прошлого века были далеко не самым лучшим временем для создания таких проектов, поэтому «Гараж» канул в Лету, не оставив о себе почти никакой открытой информации. Тем не менее, армия требовала грузовик и тут полезными оказались «побочные продукты» темы «Гараж» – семейства «Мустанг» и «Мотовоз» КАМАЗа и «Урала» соответственно.

Заказ машин этих семейств помог на время закрыть вопрос перспективного армейского грузовика. Но лишь на время, ведь основная задача программы «Гараж» – унификация автомобилей производства двух заводов – так и не была достигнута. В 2010 году началась активная фаза работ по программе «Тайфун» В качестве головных разработчиков конкурсных машин, как уже говорилось, были привлечены заводы «Урал» и КАМАЗ, а в качестве «дополнительной силы» в программу были приглашены несколько предприятий и научных учреждений.

В частности, МГТУ им. Баумана занимался разработкой гидропневматической подвески, а Саровскому ядерному центру поручили расчет защищенности бронекорпуса. Об этих моментах конструкции стоит рассказать подробнее. Гидропневматическая система независимой подвески позволяет буквально на ходу изменять ее параметры. Для этого у водителя имеется специальный пульт, с которого можно, например, изменять клиренс в пределах 400 мм. Кроме того, пневматическая система обеспечивает автоматическую подкачку шин в зависимости от выбранного водителем давления от одной до 4,5 атмосфер. Бронирование «Тайфунов» делалось в НИИ Стали и имеет в своей основе специальную керамику.

По утверждениям представителей института, керамическая броня при равных характеристиках весит ощутимо меньше стальной. Работы по обеспечению защиты автомобиля от мин проводятся в нашей стране впервые, да и соответствующего стандарта, классифицирующего подрывы под днищем, у нас пока нет. Поэтому НИИ Стали и заводы-участники программы были вынуждены воспользоваться натовской классификацией, предусмотренной стандартом STANAG 4569. В итоге такого «заимствования» опытные образцы бронирования для перспективных машин отвечают уровню защиты 3b – 8 килограмм тротила под любой частью днища.

Естественно, грузовик в таком случае получит очень и очень серьезные повреждения, но экипаж останется жив. Что касается требований к защите от пуль, то кабина и бронированный модуль для перевозки личного состава на 16 человек со всех ракурсов выдерживают попадание 14,5-мм бронебойной пули пулемета КПВ с расстояния не менее 200 метров, что соответствует 4 уровню STANAG 4569. Будучи «собранными» руками инженеров и рабочих КАМАЗа, все эти новшества и элементы выглядят следующим образом. «Тайфун» с индексом КАМАЗ-63968, представленный на KADEX-2012 представляет собой классический для Камского автозавода бескапотный грузовик с колесной формулой 6х6.

Шести цилиндровый дизель ЯМЗ-5367 мощностью 450 лошадиных сил передает усилие на шести ступенчатую коробку передач и двухступенчатую «раздатку», которые, в свою очередь, обеспечивают работу планетарных редукторов на всех осях. На всех дифференциалах имеется автоматическая блокировка, а торможение осуществляется при помощи дисковых тормозов, взаимодействующих с противобуксовочной и анти блокировочной системами. Все колеса КАМАЗ-63968 имеют специальные шины с противовзрывными вставками.

На авиасалоне МАКС-2015, проходившем в Жуковском с 25 по 30 августа, на открытой площадке можно было видеть КАМАЗ-53949 – самый малый «тайфунёнок» в семействе «Тайфун-К». Эта машина дебютировала год назад на «Интерполитех-2014». Но теперь её представили не как защищённый автомобиль, а как разведывательную машину.

Изготовитель конечного изделия – ОАО «НПО «Стрела» из Тулы на рекламном штендере, открыто указал, что это инициативная разработка. Интрига заключается в том, что КАМАЗ-53949 «Тайфун» к моменту заводской презентации в июне 2013 году тоже был плодом чужих инициатив.

Исторический реализм

О защищённых автомобилях «Тайфун» впервые заговорили летом 2011 года, когда прошёл полузакрытый показ этой техники тогдашнему Министру обороны РФ Анатолию Сердюкову. В частности, были показаны макетные образцы КАМАЗ-63968, «Урал-63099» и «Урал-63095». По телевизору технику показали лишь мельком, и грядущий размах модернизации парка военной техники можно было понять только из специализированных федеральных СМИ (см. «ГП» № 8, 2011 г.).

Читайте также:  Смазка для редукторов болгарок

Обнародованные данные гласили: ОАО «КАМАЗ» и АЗ «Урал» создают семейства защищённых автомобилей с колёсными формулами 4х4, 6х6, 8х8. Предыстория их появления терниста и витиевата.

С начала 2000-х активно раскручивалась тема мирового разделения труда и участия в нём России. В этом был резон, как подтверждал научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: «Мы не можем выпускать конкурентоспособную продукцию во всех отраслях экономики. Что-то придётся закупать на стороне».

К этому нужно добавить высокие издержки на производство одной единицы продукции. Производительность труда в машиностроении СССР, РФ и ряде стран СНГ с 1960-х редко поднималась выше 40% по сравнению с американской или немецкой.

Именно поэтому в 2008 году был выбран курс на закупки за рубежом продукции военного назначения, в том числе военной автомобильной техники и автокомпонентов к ней.

Автомобильную промышленность, в которой важнейшей составляющей является производство автокомпонентов, предполагалось перевести на сборку импорта. Но правильность выбранного курса не была очевидной: ведь более 95% наземного подвижного вооружения и военной техники ВС РФ монтируется на автомобильных базовых шасси.

Понимание, что в случае любых трений с ЕС, НАТО и другими блоками и альянсами возможен системный кризис, пришло позже, когда в экспортные интересы России стала вмешиваться глобальная политика: войны и государственные перевороты в Ливии, Египте, Иране, Сирии повлекли за собой потерю экономических контрактов и утрату выгодных сделок.

Упреждающий ход

В этих условиях отечественная промышленность сделала грамотный шаг – была начата инициативная разработка семейств защищённых автомобилей «Тайфун-К» (КАМАЗ) и «Тайфун-У» («Урал»). Этому способствовала и смена в июле 2009 г. руководства ГАБТУ, которое активно начало проталкивать данную работу на всех уровнях. Но это ещё не означало, что техника будет востребована в войсках (научное обоснование затормозилось, поскольку летом–осенью 2010 года произошла реорганизация и переподчинение 21 НИИИ).

С осени 2011 года макетные образцы, которые даже обкатать не успели, начали показывать на международных выставках, в том числе и за рубежом. В итоге планы руководства МО РФ по закупке иностранных защищённых автомобилей (Mine Resistant Ambush Protected – MRAP по зарубежной классификации) в классе грузоподъёмности «Тайфунов» так и не были озвучены публично.

В ноябре 2012 года Анатолий Сердюков был отправлен в отставку. Назначенный Министр обороны Сергей Шойгу и Начальник Генерального штаба Валерий Герасимов плавно развернули курс на закупку преимущественно отечественной техники, попутно пытаясь разобраться с доставшимся им наследством, в том числе компаниями-посредниками импортного оборудования, систем и узлов.

Лоббирование «Тайфунов» всеми возможными способами, в том числе подключение СМИ, сделали своё дело: ещё при прежнем руководстве МО РФ были заключены государственные контракты на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) с шифрами «Тайфун-К» и «Тайфун-У» (исполнители – ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АЗ «Урал» соответственно). Заводы получили заказы от МО РФ на изготовление опытно-промышленных партий по 30 единиц автомобилей с колёсной формулой 6х6 в вариантах, которые условно можно назвать «бронированные такси» («Урал-63095У» и КАМАЗ-63968).

Побочный продукт

Широкой публике боевую бронированную машину (ББМ) КАМАЗ-53949 «Тайфун» челнинцы показали на московской выставке «Интерполитех-2014». Из разговора со специалистами выяснилось, что на тот момент это был единственный образец их «Тайфуна» 4х4 и его разработка шла в инициативном порядке. Машина оказалась более компактной, чем «Тайфун-У» – «Урал-53099»: длина 6374 мм против 7810 мм у «Урала» в первую очередь за счёт короткой колёсной базы (3800 мм против 4860 мм). За счёт высокой защищённости снаряжённая масса машины составила 12 т, что на 0,8 т меньше, чем у более компактного ВПК-3924 «Медведь» (см. «ГП» № 8, 2011 г.). Габариты и вес машины сформированы с учётом требований ВДВ к грузам, перевозимым военно-транспортными самолетами Ил-76, Ан-124 и вертолётами Ми-26.

Машина относится к классу MRAP и обеспечивает противоминную защиту личного состава по требованиям STANAG-4569 уровня III-b и IV-a. Он предполагает выдерживать подрыв противотанковой мины фугасного действия с массой заряда в тротиловом эквиваленте (ТЭ) 10 кг – под колесом, 8 кг – под днищем.

Бронирование корпуса, рассчитанного на двух членов экипажа и восемь десантников с полной боевой выкладкой, соответствует уровню III стандарта НАТО. Израильская броня Plasan Sasa предполагает защиту экипажа от поражения боеприпасами калибра 14,5 мм, бронебойными пулями типа Б-32, бронебойно-зажигательными пулями 7,62 мм х 54R используемыми в винтовках СВД.

В конструкции машины несколько смущали топливные баки, расположенные в корме, и доступ в задний десантный отсек через дверь в кормовом листе: чтобы её открыть, нужно сначала откинуть лестницу.

Учитывая, что премьера прошла в 2014 году, стало настораживать широкое применение импортных автокомпонентов, причём в более широком ассортименте, чем на «Тайфун-К» 6х6. Дизельный 350-сильный двигатель Cummins 6ISBe агрегатировали с 6-ступенчатой автоматической КП Allison, раздаточная коробка и мосты Timoney, колёса Hutchinson, голландская независимая гидропневматическая подвеска (ГПП) с автоматической подкачкой шин. И это не считая импортных кондиционеров и светотехники Hella. По сравнению с автомобилями старшего семейства боестойкие бескамерные шины Michelin имеют меньшую размерность (на 1 ступень) – 14.00 R20 и обеспечивают движение (повреждённой шины) при скорости до 50 км/ч на дальность до 50 км.

Читайте также:  Замыкание земли и нуля

В оснащение вошла автоматическая блокировка межколёсного и межосевого дифференциалов. Следить за состоянием всех систем и наличием неполадок должна специализированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС). В её основные функции вошли расчёт оптимальных параметров движения (клиренс, режим работы подвески и т.п.) и передача соответствующих команд на управление системами и механизмами бронеавтомобиля.

При осмотре первого КАМАЗ-53949 изумление вызвали несколько отверстий в нишах крыльев. Выяснилось, что после испытаний для проведения ревизии образец разобрали. А на обратной сборке оказалось, что во время испытаний отдельные детали получили деформацию, и крепёжные болты в отверстия уже без значительного усилия не всунуть. Бывает, случается. Но собранный заново «тайфунёнок» не потерял работоспособности. Практика показывает, что на макетных образцах часто бывает намного хуже – некоторые образцы потом даже ездить не могут.

В общем, образец КАМАЗ-53949 покатали в прошлом году весьма хорошо! Испытатели отметили надёжность АКП Allison и недостаточную надёжность «раздаток» Timoney.

Тактико-технические характеристики
опытного экземпляра «Тайфун-К» 4х4 КАМАЗ-53949

Снаряжённая масса, кг 12 000
Полная масса, кг 14 000
Грузоподъёмность, кг 2000
Вместимость, чел. 10
Двигатель
рабочий объём, cм 3
Cummins 6ISBe 350, турбодизель, I-6
6690
Мощность, л.с. 350
Крутящий момент, Н∙м 1090
Угол преодолеваемого подъёма, % 60
Максимальная скорость, км/ч 105
Запас хода, км 850
Глубина преодолеваемого брода, мм 1750
Колёса 10.00 20
Шины Michelin XZL+, 14.00 R20
Уровень баллистической защиты, калибр пуль STANAG-4569 уровень III,
7,62 мм х 54R СВД
Уровень защиты противоминный STANAG-4569 уровень III-b и IV-a,
10 кг в ТЭ под колесом
и 8 кг в ТЭ под днищем

Новая модификация

Автомобиль КАМАЗ-53949, представленный на «Интерполитех-2014», впечатлял. А вот форум «Армия-2015» прогулял по уважительной причине: в это время он проходил переоборудование в разведывательную машину для показа на авиасалоне «МАКС-2015».

К этому времени КАМАЗ дистанцировался от производства Завода специальных автомобилей, которое вошло в состав ОАО «Ремдизель». Машиной заинтересовалось тульское ОАО «НПО «Стрела». Ранее оно выпустило подобную служебно-боевую разведывательную машину СБРМ на шасси «Тигра» (см. «ГП», № 9, 2012 г.). Но с двигателем ЯМЗ она оказалась тесной и тяжелее.

Назначение новой разведывательной машины, в которой число мест сокращено до 4 членов экипажа, включает поиск, обнаружение и идентификацию наземных, надводных неподвижных и движущихся целей в дневное и ночное время, а также решение задач подавления обнаруженных целей. В этот же перечень входит и защита экипажа. В оборудование входит подъёмно-мачтовое устройство с оптико-электронной системой и РЛС, дистанционно управляемое вооружение с пулемётом калибра 12,7 мм, ДПЛА со сменной оптической нагрузкой и гексакоптер со сменной оптической или радиолокационной нагрузкой.

Характеристики размещённого оборудования позволяют обнаружить фигуру человека на расстоянии 6 км, а танка – 15 км. В автоматическом режиме система «цель–танк» распознаёт на дистанции 4–6 км.

Гексокоптер, занимающий половину пространства в кузове, может парить над землёй целый час на высоте до 500 м в автономном режиме. При питании от кабеля летательный аппарат поднимается на 50 м, поскольку ему приходится ещё тянуть с земли и провода.

Кроме того, в разработке нового образца разведывательной машины участвовали ЗАО «НТЦ «Элинс», ЗАО «ЦНИИ «Буревестник», ЗАО «ТПК «Линкос» и ЗАО «НПО «НЕЛК». Что будет с этой машиной и «Тайфун-К», в частности, ещё не определено, но в числе первых задач, конечно, машина нуждается в отечественной моторно-трансмиссионной группе.

Новейшая платформа грузового автомобиля КамАЗ 63968 Тайфун появилась для армии России по заказу Министерства обороны РФ от 2010 года, где были указаны требования скорости 110 км/ч, проходимости по бездорожью и высокой защищённости от мин, осколков снарядов и крупнокалиберных пулемётов. В данном случае Россия старается не отставать в перевооружении от НАТО, где на 5 лет раньше стали массово производиться колёсные бронемашины MRAP по обновлённым в 2005 г стандартам НАТО. Абсолютно ясно, что невозможно получить новую армию к 2020 г, если продолжать ездить на платформе разработанной ещё в 1961 г.

Причины возникновения машин типа MRAP и Тайфун

Конфликты в Ираке и Афганистане наглядно продемонстрировали высокую уязвимость США, ведь одних ракет, танков и авиации недостаточно, чтобы присвоить чужую экономику себе. Больше всего наёмников НАТО гибнет на дорогах в партизанской войне, машины с пехотинцами подрываются на минах, попадают в засады под обстрел крупнокалиберных пулемётов. Не лучше ситуация и для армии РФ, на Кавказе много банд, вооружённых ручными пулемётами, гранатомётами, минами, постоянно совершающих диверсионные вылазки. Поэтому очень нужным является заказ правительства на противоминную платформу, модульную, когда разные грузовики Урал и КамАЗ из одного семейства Тайфун сменяют модуль и превращаются в средство связи, в установку залпового огня или машину для транспортировки десантников.

История КамАЗ 63968 Тайфун-К

Вопросы по созданию надёжно защищённых машин возникли ещё в 1980-х гг. Секретная разработка под кодовым наименованием «Гараж» подразумевала создание линии унифицированных грузовых бронемашин для специальных родов войск. Ставка делалась на три союзных предприятия, МАЗ, Урал и КамАЗ, которые должны были разработать взаимозаменяемые узлы. Распад СССР положил конец созданию машин тех лет. А вот наработки пригодились уже при создании платформы Тайфун, начавшейся с 2010 года.

Читайте также:  Приспособление для косого шурупа

Пришлось оглядываться уже на стандарты НАТО STANAG 4569, получившие опыт войн в Ираке и Афганистане, т.к. своих машин такого рода в собственной армии до реформирования не было. В результате старая теория требуемых характеристик претерпела существенных изменений в мобильности и защищённости. Полученной уникальной платформой можно гордиться, она превзошла натовские разработки, поставленные на вооружение.

Первый образец КамАЗ 63968 Тайфун-К (К – значит КамАЗ, У – значит Урал) был предоставлен в 2011 году в Астане (Казахстан), ещё не готовая к выпуску модификация положительно продемонстрировала себя на выставке, после сравнения её с аналогичными характеристиками MRAP IVEKO, Тайфуну-К отдали предпочтение военные. В 2013 году, после трёхгодичной работы 120-ти предприятий, куда вошли заводские КБ и научные институты страны, был показан готовый проект, доработанный к 2015 году.

Броня КамАЗ 63968 Тайфун-К

Самое важное – это защищённость машины. Институт Стали разработал секретную керамическую броню, выдерживающую стальные пули крупного калибра 14,5 мм от пулемёта Владимирова КПВ. Многослойная керамическая броня получилась лёгкой, по классификации НАТО относится к 4-му уровню. Многослойное и закалённое бронестекло весом 300 кг/м2, толщиной 128 мм – выдерживает тот же калибр 14,5 мм. Эти характеристики не меняются на расстоянии выстрелов с 200 м.

Для V-образного днища, рассекающего в стороны взрывную волну, грузовику КамАЗ 63968 Тайфун предназначено выдерживать заряд 8 кг тротилового эквивалента, что и подтвердили результаты испытания. После подрыва на противотанковой мине неповреждённые десантники и механик-водитель могут продолжить движение. Двигатель и трансмиссия находятся в своём бронеотсеке, удалённом от передней и задней частей корпуса.

Бензобаки по 300 л, оба установлены по бокам за керамобронёй, внутри них резиновая броня и свинцовые шарики, если бак пробит, то отверстие от пули изнутри самозатягивается, бензин не растекается и не происходит возгорания. В зависимости от манеры вождения водителя и условий трассы на 100 км тратится 30-40 л дизтоплива, в режиме бездорожья на низких передачах 60 л.

От кумулятивных снарядов на корпус навешиваются маты, рассеивающие поражающую струю. Колёса пулестойкие с системой подкачки, при повреждении могут пройти 50 км. Сближенные 20-ти дюймовые колёса Тайфун-К в отличие от Тайфуна-У расположены в передней части автомобиля, оба ряда колёс поворотные, где стоящие позади доворачивают, уменьшая радиус поворота до 10 м. На скользкой дороге можно по-каскадёрски развернуться юзом на 180 град.

На крыше капсулы для десантников есть два ряда люков, по 3 справа и слева, при опрокидывании машины они служат выходом. В отличие от БТР-82А, где также днище выдерживает аналогичную по заряду мину, здесь пехотинцы остаются без травм. В модуле вмещается 12 человек, в корпусной модификации 18 чел. Есть климат контроль. Они могут видеть на ЖК-мониторах всё, что происходит вокруг, есть и радиосвязь с водителем и по 2 бронеокна с каждой стороны для десантников. Высадиться можно через заднюю аппарель, опускаемую гидравликой за 8 сек, а поднимаемую за 20 сек.

Технические характеристики

Уникальное только в русских машинах шасси, с очень мощным сопротивлением к нагрузкам пневмогидравлической подвеской, специально создано для Тайфунов. Бескапотный Тайфун-К не станет таранить кирпичную стену, его удел скоростной и маневренный, он, прежде всего покоритель твёрдой трассы. На ухабинах и ямах внутри потряхивает, но машина идёт без остановки. Двигатель ЯМЗ ярославского завода установлен сзади кабины, из которой можно починить его. Силовая установка с 6-ти ступенчатой АКП моментально разгоняет с места и быстро тормозит пневмотормозами.

  • Длина — 9000
  • Высота — 3300
  • Ширина — 2000
  • Масса — 24 т
  • Клиренс регулируется в зависимости от условий до 450 мм.
  • Максимальная скорость — 120 км/ч
  • Двигатель — ЯМЗ 5367
  • Мощность двигателя — 450 л.с.
  • Коробка передач — 6-ти ступенчатая, автоматическая
  • Максимальная дальность без дозаправки — 1200 км

БИУС КамАЗа 63968 Тайфун

Боевая информационно-управляющая система Тайфуна-К именуется «Галдс-Д1М» – отвечает за работу всех узлов машины и выводит на мониторы все данные о состоянии. Она получает информацию от датчиков, установленных в ходовой, двигателе и коробке передач и в других местах. Помимо этого система контроля и управления процессами сама решает отдельные задачи в автоматическом режиме.

КамАЗ 63968 оборудован системой видеонаблюдения, камеры установлены по корпусу. Если стекло поражено осколками или пулями, тогда видимость пути будет осуществляться при помощи изображения на цифровом экране. БИУС Тайфун-К способна на обработку любой нужной информации, т.к. предусматривается установка боевого и радиолокационного модуля, стрельба залпом ракетами.

Эксплуатация и модификации

С 2015 года КамАЗ 63968 Тайфун начали поступать в армию РФ. Модули меняются, десантные могут стать боевыми (с дистанционным пулемётом) или ремонтными, на новой базе выпускаются теперь и пожарные машины, и тральщики, и понтоновозы, и тягачи. Не всегда нужны дорогостоящие машины. Линейка КамАЗ состоит из 6 типов шасси разного назначения:

КамАЗ 5388 – 4х4, бортовой модуль, кран, мультилифт, что-нибудь не требующее защиты.

КамАЗ 53888 – бронирование КамАЗ 5388.

КамАЗ 6396 – трёхосное, без возможности бронировать кузов.

КамАЗ 63968 – бронирование КамАЗ 6396.

КамАЗ 6398 – 4-х осный КамАЗ 63968 без брони.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector