Как припаять провод если нет паяльника

Пайка — дело нехитрое, поэтому многие могут ее сделать, даже ни разу не держав паяльник в руках. Но бывают такие моменты, когда этого приспособления рядом нет, а припаять что-либо нужно. Вот здесь и встаёт дилемма, как спаять без паяльника, да и можно ли вообще осуществить подобную процедуру, не имея в наличии нужного инструмента или возможности им воспользоваться.

Спаивание без помощи паяльника

У многих в жизни случались моменты, когда обрывался или переламывался провод в зарядке, наушниках, блоке питания от ноутбука или где-либо ещё. Что же в таком случае можно сделать? Как помочь самому себе устранить неисправность хотя бы временно, пока не получится решить проблему более рациональным и надёжным способом?

Как оказывается, нет ничего невозможного. Запаять без паяльника можно. В самых непредсказуемых ситуациях всегда есть возможность решить возникшую проблему подручными способами.

Необходимые приспособления

Безусловно, пайка без паяльника подразумевает наличие самого примитивного инструмента и припоя. Хорошо, если при этом есть ещё канифоль либо кислота, хотя в крайнем случае подойдёт просто таблетка аспирина. Из инструментов можно выделить:

  • плоскогубцы;
  • нож;
  • фольгу;
  • ткань;
  • паяльную пасту;
  • напильник или крупную наждачную бумагу;
  • источник огня.

Всё это вместе иметь совсем необязательно. Некоторые инструменты вполне можно заменить тем, что есть под рукой. Вместо напильника разрешается взять нож, а палочки нужной формы с успехом помогут заменить плоскогубцы. Главное здесь — включить фантазию.

Лужение деталей

Какая бы поверхность ни предлагалась для пайки, необходимо её подготовить, то есть залудить. Это позволит надёжнее соединить между собой детали, а также сильно упростит сам процесс. Для работы понадобятся канифоль (или паяльная кислота) и олово.

Чтобы провести процесс лужения, понадобится ёмкость, где будут расплавлены припой и канифоль. В качестве неё можно использовать крышку от железных банок, металлическую маленькую коробочку или что-то похожее на корытце. Сюда с помощью напильника или наждачной бумаги натирают стружку олова. Хорошо, если имеется оловянно-свинцовый припой — с ним работать удобнее. Если же его нет, то придётся использовать канифоль или кислоту.

С кислотой всё понятно, достаточно просто погрузить в неё зачищенный край провода, после чего продолжать действия по пайке. С канифолью придётся проделать то же, что и с оловом, только стачивать напильником её совсем необязательно. Её куски могут быть крупными, так как температура плавления канифоли значительно меньше, чем у олова, поэтому даже большие кусочки успеют расплавиться до момента плавления металла.

Ёмкость нужно держать над источником огня до тех пор, пока олово полностью не расплавится. Далее оголённые или зачищенные концы провода помещаются сначала в канифоль, а после этого — в расплавленное олово. Когда результат будет удовлетворительным, то есть оголённый провод хорошо покроется слоем металла, ёмкость можно отставить в сторонку.

Если же необходимо залудить деталь плоской формы, то алгоритм действий будет немного другим. Здесь мелкую стружку олова и канифоль насыпают непосредственно на поверхность детали. Далее производится разогрев этой детали, в результате чего расплавленное олово равномерно её покроет. Лишнее убирается тряпкой или наждачной бумагой.

Не стоит забывать, что при работе с огнём железные детали будут разогреваться, поэтому брать их нужно плоскогубцами или тряпкой, чтобы не получить ожоги. Элементарную технику безопасности никто не отменял.

Паяние проводов

Чтобы спаять медные провода небольшого сечения без паяльника, никаких сложных действий проводить не потребуется. Достаточно просто скрутить уже залуженные концы провода между собой, после чего спичкой, зажигалкой или другим направленным пламенем их хорошо разогреть. Припоя, оставшегося на волосках при залуживании, вполне хватит, чтобы они намертво соединились между собой. После этого важно не забыть заизолировать оголённые участки изолентой, горячим клеем или другим доступным способом.

Провода большего сечения (до 2 мм) можно припаять аналогичным способом. Если припоя от лужения недостаточно, тогда стружку олова аккуратно располагают на скрутке, после чего также разогревают спаиваемый участок. Когда олово расплавится и заполнит собой все пустоты между волосками провода, пайку можно прекращать. Но не нужно забывать оголённое место заизолировать.

Если необходимо припаять провод к плоской детали или соединить между собой две части плоской формы, то на залуженное место нужно насыпать измельчённый припой, после чего приложить провод и разогреть детали до полного расплавления олова. В случае с двумя плоскими деталями залуженную поверхность также покрывают кусочками олова, приставляют другую плоскую деталь, сжимают их и разогревают.

Соединение с помощью желобка

Можно паять без паяльника ещё одним интересным способом. Для его осуществления необходим небольшой кусочек плотной фольги. Такой метод позволяет спаивать довольно толстые провода сечением до 3 миллиметров. Интересен этот способ и тем, что не требует предварительного залуживания.

Для начала необходимо зачистить концы проводов примерно на 30 мм, оголённые части надёжно между собой скрутить. Теперь из фольги вырезается небольшой прямоугольник такого размера, чтобы подготовленные кончики могли полностью быть покрыты ею. На провода фольгу накручивают в виде воронки, в которую засыпают мелкие кусочки канифоли и стружку олова. Концы желобка закручиваются, чтобы содержимое не высыпалось.

Теперь полученную конструкцию предстоит нагреть, пока олово и канифоль не расплавятся. После этого останется лишь подождать, когда спаянные детали остынут. Остатки фольги снимают, при необходимости обрабатывают место спая напильником, надфилем или наждачной шкуркой. Такой способ отлично подойдёт, когда необходимо быстро и без инструментов спаять провода в полевых условиях.

Приготовление пасты

Паять без паяльника можно с помощью паяльной пасты. Подготовив такой раствор, можно соединять не только провода и плоские элементы, но и некоторые радиодетали, а также припаять провод к плате без паяльника.

Чтобы сделать паяльную пасту, понадобится 32 мл соляной кислоты смешать с 12 мл воды. В полученный раствор добавляется 8,1 г цинка, а после его растворения ещё 7,8 г олова. Всё это делают в стеклянной или эмалированной посуде. Когда реакция закончится, останется выпарить воду, чтобы получилась пастообразная смесь.

Теперь в пасту следует добавить ещё 7,4 г свинца, 14,8 г олова, 10 мл глицерина, 7,5 г сухого нашатыря, 29,6 г порошкообразного цинка и 9,4 г канифоли. Все компоненты предварительно необходимо разогреть и довести до пылеобразного состояния.

Когда состав готов, его можно всегда применить по назначению. Хранить пасту предпочтительнее в плотно закрытой стеклянной таре. Пайка подобным составом происходит крайне просто:

Читайте также:  Свет на улицу своими руками

  1. Места спаиваемых деталей зачищаются.
  2. Щёточкой наносится тонким слоем паста на места спаев.
  3. Участок, на котором должны спаяться или припаяться детали, разогревается свечой, зажигалкой или иным способом. Крайне предпочтительно использовать зажигалку с турбонаддувом или газовую горелку с направленным пламенем. Однако при их отсутствии подойдёт любой источник открытого огня.

Таким способом вполне можно паять без паяльника в домашних условиях почти любые детали и провода, однако процесс изготовления самой паяльной пасты может пугать. Но существует куда более привлекательная альтернатива — паяльную пасту можно купить в готовом виде.

Для спаивания очень мелких деталей и тонких проводков предпочтительнее сделать паяльную пасту с немного другим составом. В него войдут следующие ингредиенты:

  • 7,4 г свинцового порошка;
  • 7,3 г цинка в пылеобразном состоянии;
  • 14 г глицерина;
  • 4 г канифоли;
  • 14,8 г порошкообразного олова;
  • 10 мл диэтилового эфира.

Все компоненты смешиваются до пастообразного состояния. Вместо диэтилового эфира можно использовать 10 мл канифоли, растворённой в глицерине. С помощью этого средства появляется возможность припаять провод или деталь на плату.

Самодельное паяльное приспособление

Сделать паяльник можно из свечи или зажигалки. Правда, последнюю брать лучше из хорошего теплостойкого пластика, так как одноразовое китайское устройство не проработает и минуты, а металлическое приспособление может сильно нагреться. Ещё понадобятся кусок толстой медной проволоки диаметром от 3 до 5 миллиметров и немного тонкой проволоки для примотки к зажигалке.

Толстую проволоку нужно полностью очистить от изоляции, после чего согнуть таким образом, чтобы одну часть можно было примотать к зажигалке или свече, а противоположный конец находился над пламенем для постоянного нагрева. Такое импровизированное жало способно паять даже мелкие детали (вплоть до самых крошечных резисторов). Правда, без олова и канифоли не обойтись. Чтобы работать было удобнее, рабочую область жала предпочтительнее заточить.

Альтернативные методы ремонта

Если переломился провод и нужно срочно его восстановить хотя бы на непродолжительное время, тогда есть более быстрые альтернативы. Правда, без пайки, но вполне способны помочь в экстренных ситуациях.

Так, переломанный провод можно просто разрезать в месте обрыва и банально скрутить между собой. Здесь важно не перепутать полярность, так как у зарядных устройств напряжение постоянное. Заизолировать места скруток тоже не помешает.

Временно можно присоединить провод с плоской поверхностью. Для этого достаточно плотно приложить одну часть к другой и залить расплавленной пластмассой. Подобного восстановления хватит, если аккуратно и недолго пользоваться получившимся соединением.

Что бы ни случилось, всегда можно найти выход из сложившейся ситуации, если включить фантазию и воображение. Порой починить прибор это не поможет, но экстренно восстановить его работоспособность на короткое время позволит.

у гирлянды оторвался проводок, который был припаян, можно ли ее отремонтировать без паяльника, как еще можно этот проводок прикрепить?

Обычно разорванный проводок можно вернуть в рабочее состояние, если просто соединить между собой два его конца в месте разрыва — по идее для электрического тока даже не обязательно, чтобы провод был единым целым и он будет течь, даже если проводки будут просто плотно прилегать друг к другу. Поэтому для возобновления рабочего состояния нашего устройства, достаточно просто, например, перекрутить проводки между собой (только при отключенном электроприборе, конечно. Для особой безопасности можно даже надеть резиновые перчатки), а потом обмотать место скрепления изолентой.

Если же спаять провода все-таки необходимо, то в отсутствие паяльника можно воспользоваться паяльной пастой.

Не имея паяльника можно крепко прикрепить проводок к проводку, чтобы его дальше использовать по назначению.

Никому не новость, что проводки можно скручивать руками, отключив их предварительно от электрической сети. Скрученные проводки надо хорошо заизолировать изоляционной лентой.

Но есть и лучшее решение. Скрученные в единое целое электрические кабеля (их место соединения) надо покрыть сверху расплавленной пластмассой. На рынке можно купить специальный пальчиковый пластмасс, который с помощью специального пистолета расплавляется и им обмазывают место скрутки. Этот пластмасс можно и спичкой разогреть или зажигалкой.

А еще можно в магазине электрических деталей купить соединитель для провода. Вставить в него с обеих сторон по проводку и зажать поджимными болтиками, а дальше заизолировать это соединение.

Доброго дня всем!
Многим знакома ситуация, когда надо соединить пару проводов, паяльник с розеткой далеко, на скрутку не хочется и ненадежно. А клемников и соединителей нет под рукой.
В таком случае можно воспользоваться паяльной пастой, но и ее может не быть.
Самый простой способ — использовать тонкий припой 0,5-0,7 мм ПОС-61 (ПОС-60) с флюсом на катушке.
Два провода зачищаем, скручиваем и обматываем поверх виток к витку отрезком припоя. Затем нагреваем зажигалкой с турбопламенем или минигорелкой. Припой плавится и обволакивает провода, а флюс защищает от окисления место пайки. После пайки флюс можно смыть.
При небольшом навыке пайка получается не хуже, чем паяльником — скелетная и блестящая ).
Способ лучше всего работает на луженых проводах типа МГШВ.

Метки: пайка, припой, провода, зажигалка

Комментарии 126

В автомобиле, если спарка двух проводов — никаких спаек! Отвалится или сгниёт один хрен. Только качественная скрутка и изолента ЗМ) Проверено автоспортом на протяжении многих лет)

спайка никогда не сгниет, а вот скрутка окисляется и ростет сопротивление

угу, только обламывается возле пайки.
все нормальные автоэлектрики всегда советовали скрутка + обжим, или просто скрутка если гильз нет.
И да, хорошая скрутка служит дольше пайки.

ничего она не обломится, проверенно, все что паял ничего, а вот обжимаю, всегда гниет и окисляется, так что не надо тут мне

отваливается не пайка, а провод рядом с ней, т.к. имеет место банальный перегрев.
ну и пайка делает провод жестким, в итоге вибрация работает над местами рядом с пайкой.
если скрутка хорошо изолированна — не будет никакого ухудшения контакта много лет.
в технике, где вибрация — норма, вообще пайка часто запрещена.

Читайте также:  Трубопровод из стальных электросварных труб

какая там вибрация :))) не на бурильной установке…как она отвалится от вибрации :))? это литой узел:), блин я хз что вы там курите, какой еще перегрев пайки?, на военных обьектах везде пайка проводов с руку, ч то вы мне рассказываете…на тополях все контакты паянные в разьем, которые закручиваются…похожи на …хз на алике такие продаются для авг2 проводов

Ах…ть новость, я такой способ по работе 20 лет назад начал пользовать.

Уже лет пять в своей машине проводку зажигалкой паяю)))

Пол года валялся, вчера впервые опробовал. Работает! ))

работать работает, но 100000% говно редкостное)

Ха, ну это же из серии, — "на безрыбье и рак рыба" ))

Ясен хрен, что жала этого паяльника надолго не хватит. Но разогревается он не хуже бытового 220 вольтового. Вы бы ещё сравнили его с паяльной станцией ))

я вооообще не с чем не сравнивал его)

и станции есть разные)

Ну как же? Вы сравнили этот паяльник с редкостным г****м. Но я не смею вам возражать, полагаю что вы большой специалист, раз даёте такую высокоинтеллектуальную оценку ))

Странно это всё.
Паяльника с розеткой нет под рукой.
Скрутка долго не протянет.
Клеммника и клемм тоже нет.
А вот тонкий припой 0.5-0.7 мм ПОС-61 с флюсом на катушке и зажигалка чисто английская ВСЕГДА в кармане лежат.

там нейтральный флюс…не зачем его счищать…не путайте людей

Это для перфекционистов и эстетов )

если нормальный флюс, его не видно вопще, и он защищают от коррозии если что.

У меня в машине 12 В паяльник всегда с собой.Несколько машин сменил, а он так и кочует уже почти 30 лет со мной. Часто бывает востребован!

Гораздо проще и надёжней, в гаражных условиях если нет паяльника или в полевых условиях когда рядом только автомобиль, — скручиваем пассатижами или могучими пальцами провода, только без всяких там дополнительных мотнин вокруг, потом тупо провариваем конец скрутки с помощью аккумулятора, там ткнуть надо кончик на доли секунды и получится аккуратный медный шарик на конце скрутки. В идеале "тыкать" в кончик скрутки надо при помощи графитовой щётки, придерживая саму скрутку пассатижами или "крокодилом".
как правильно сваривать скрутки инфы полно в нете.

А как же ЭБУ? Ну нафиг такие сварки.

А при чём здесь ЭБУ? вы же не собираетесь варить провода самого эбу или провода электропроводки самого авто, так конечно можно ушатать что угодно в машине. Таким способом можно варить просто сторонние провода. А бортсеть не просядет, если конечно скрутки будут не в палец диаметром.
В крайнем случае можно вообще откинуть клеммы с авто.

В гараже год живёт газовый паяльник. Ни каких вопросов. Заправка на пол часа. Брал с Китая 270 р.

а у меня в машине инвертор 12-220, самодельный из компьютерного ИБП. можно любой стандартный паяльник подключить.

А у меня… а у меня… паяльник —
дома есть,
в гараже есть,
на работе есть,
в машине есть,
на даче есть,
У соседки… есть

и, и, и… сварочный аппарат есть.
а вот Спичек нет …для газового…()
Воот!
Это правда! (так что я спаиваю провода где необходимо)

а електричество для них есь ?

Ну что вы на человека напали ведь он 2й Колумб -Америку "открыл":^D

Тоже пользуются пасту китайскую. Всегда выручает. Маленькая баночка всегда в бардачке

паяльная паста китайская — лучше и удобнее.

Я в машине вожу всегда паяльник на 5v маленький удобный включил в зарядку телефона и готово можно паять)))) на всякий случай в путешествия беру с собой повербанк и от него тоже работает паяльник)))

а у меня паяльник на =12в. Тупо втыкаю его в прикуриватель

А нахрена паяльник в машине?

у человека у которого есть жигули(как и у меня) нужно с собой возить все!
вдруг апокалипсис

Мда. Была у меня "дивяткабля") тож половину машины в виде запчастей возил и инструментов кучу.)

у человека у которого есть жигули(как и у меня) нужно с собой возить все!
вдруг апокалипсис

Проще прицеп с собой везти-запасные двигатель, КПП, мост, кардан, подвеску всю, ну и по мелочи дофига чего)))))
А так все верно-у кого Жигули или еще какой автомобиль производства СССР(не в обиду продукции, тогда все делали с гигантским запасом, но при условиях и состоянии, в каком эти машины обычно нам достаются…), да даже старая иномарка-лучше возить с собой кучу запчастей, при длинной поездке особенно

А нахрена паяльник в машине?

ну малоли едешь и спаять захотелось кит из китая))

Друг, да ты чёртов гений! Прям вижу рекламную кампанию по продаже 12-ти вольтовых паяльников "Нечем занять себя в пробке? Ждёшь жену в машине? Бухаешь с друзьями у дома в авто и нечем себя занять? ПАЯЙ! Паяльник и кусок припоя — лучшиие друзья в борьбе со скукой!" ))

Если припой без флюса, и нет под рукой канифоли, то можно использовать Аспирин (ацетилсалициловую кислоту). С ним даже сталь неплохо лудится.
Воняет страшно, но в полевых условиях вполне применимо.

А и еще, как тут писали, а вот вдруг нет света, как соединить, а что у кого то дома проводка сделана на пайке? И второй момент, антена все на туже рацию, кабель один конец на массу, так вот пока я на него не поставил клемму под болт, при чем просто обжав её плоскогубцами, я каждую неделю его паял, а он от вибрации отваливался

Вот этой обжатой и пропаянной клемме на проводе 11 лет — и ничего не отвалилось, и таких там десятки. Стояла на автотранспорте.

Я Вам могу сфоткать кучу проводов, которые на клемме как новые, а вот под клеммой и оплеткой рыже сине окисленые, и это заводские провода с машины которая 2007 года выпуска

Читайте также:  Как точить дисковую пилу с напайками

Лудили кислотой и не промыли. И кислота сожрала металл.

Кто, кого и за чем? Если Вы говорите за те провода что я писал, так это заводской провод, и там нет следов пайки, там обжимка, а окисленый провод под оплеткой начиная от наклемника

кислотный флюс юзали при пайке, вот оно и жрёт всё вокруг

Я уже запутался, Вы о чем говорите?

Да уж, флюс и припой есть а вот с паяльником беда, а что у каждого в машине или дома есть мини горелка? Или я допустим не курю, где взять зажигалку? Я вот специально решил по пробовать нагреть такой припой, и он начал капать, мини горелка да штука хорошая, но есть вероятность по плавить оплетку кабеля, и опять таки припой по течет, хорошо можно прокручивать провода, а если нет такой возможности? И как говорит автор при не большом навыке можно упеть нагреть паяльник и об паять провод, и с чего Вы взяли что скрутка, плохое дело? У меня на машине стоит радио станция, за лет 5 — 7 скрутка менялась три раза, это было когда менял рацию, когда решил поставить кабель большего сечения и вот не давно когда машину поменял, и то последний раз не в счет, по тому что соединение с акб идет через клемму под болт, а вот дальше идет скрутка которую я не трогал

Хорошая скрутка тоже вариант. Как и клемники, и сварка и обжимка и т.п.

В том та и дело, и проще и ддешевле и быстрее

По мне уж лучше хорошая скрутка, чем убогая пайка. А ещё лучше обжимка, недаром же автопроизводители пайку не используют

производители пайку не использую не потому, что она плохая. А потому, что долго, дорого, и не технологично. А для себя любимого, можно и пропаять.

ЗЫ. если что, паянная скрутка — единственный допустимый метод ремонта жгутов на летательных аппаратах и подводных лодках. Если невозможно — замена жгута.

На границе пайки провод становится ломким + присутствующая в авто вибрация и как результат — обрыв. Не сразу конечно, но гарантировано

ну так и нефиг жёсткую границу пайки делать. делаем скрутку подлиннее и пропаиваем только середину. или делать хороший жёсткий бандаж соединения, чтобы пайка была целиком внутри него. "клеевая" термоусадка обычно сама по себе даёт хорошую жёсткую втулку, можно поверх ещё изолентой укрепить.

"Многим знакома ситуация, когда надо соединить пару проводов, паяльник с розеткой далеко, на скрутку не хочется и ненадежно. А клемников и соединителей нет под рукой.
В таком случае можно воспользоваться паяльной пастой, но и ее может не быть.
Самый простой способ — использовать тонкий припой 0,5-0,7 мм ПОС-61 (ПОС-60) с флюсом на катушке"

Абалдеть! Ничего нет, а что-то просто не хочется и тут из ниоткуда "тонкий припой"…

Скрутка — рулит! Вся страна на скрутке была и не парилась. Пара стран на скрутках в космос слетали много раз и не имели проблем.

регулярно ремонтирую авто после скруток по силовым проводам… такая скрутка должна быть либо обжата втулкой, либо грамотно пропаяна.

китайская же паста есть специальная вроде для этого?

Вообще то применение такой скрутки в авто противопоказано + припой тоже не всякий подойдёт! Особенно, если авто трудится в странах с холодным климатом.
Поэтому запасайтесь гильзами и обжимайте ими.
Практично, надёжно и долговечно!

точно, оловянная чума в -50С все осыпится 🙁

Вообще то применение такой скрутки в авто противопоказано + припой тоже не всякий подойдёт! Особенно, если авто трудится в странах с холодным климатом.
Поэтому запасайтесь гильзами и обжимайте ими.
Практично, надёжно и долговечно!

обжать тоже не каждый сможет, да и гильзы нормальные должны быть, а так пайка и термоусадка сверху, на жд провода в релейных шкафах сцб до сих пор пайкой соединяются, хоть и стоят на путях

Вообще то применение такой скрутки в авто противопоказано + припой тоже не всякий подойдёт! Особенно, если авто трудится в странах с холодным климатом.
Поэтому запасайтесь гильзами и обжимайте ими.
Практично, надёжно и долговечно!

Сейчас уже трудно найти припой, который рассыпается на холоде

Да легко!
Их сейчас столько в продаже, что глаза разбегаются.
От тугоплавких, до мягких (для печатных плат).

У меня последний раз рассыпался только ПОС-61, 80-х годов выпуска. Было это лет 10 назад. И то, потому что это отбраковка была из-за пересыпки свинца, а я набрал домой от жадности =))

Напомнило анек, как однажды в дождь, продвинутые связисты, что бы не мокнуть на улице завели концы кабелей через переднюю и заднюю дверь рабочего ПАЗика. И соединяли кабель внутри салона автобуса. Около 400 проводков. А когда закончили — чуть не набили морду автору идеи.

пришлось резать пазик)))

можно было "выдернуть шнур — выдавить стекло"
и перемычки у рам всего то порезать 🙂

И ПАЗик остался почти целый

Любой многожильный кабель имеет в конечном итоге некий разъем на конце. Через ПАЗик можно было даже телефонный шкаф пропихнуть, лишь бы доехать =)))

Скрутка не так уж плоха, если провода не работают в качестве струны

Открытый огонь в авто… Сами понимаете.

Никто и не говорит про автомобиль, и не забывайте про ТБ.

Так, напоминание всем!

Можно подробнее расписать, как " флюс защищает от окисления место пайки" ?

Флюс (лат. Fluxus — поток, течение) — вещества (чаще смесь) органического и неорганического происхождения, предназначенные для удаления оксидов с поверхности под пайку, снижения поверхностного натяжения, улучшения растекания жидкого припоя и/или защиты от действия окружающей среды.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector