Как проверить заправку газового баллона

Как узнать наполненность баллона. Какое давление газа при замене гарантировано. Как связано давление в пропановом баллоне и количество оставшегося газа? Как определить, полностью ли заправили баллон или обманули? (10+)

Как узнать, сколько газа в баллоне? Давление после заправки и в процессе эксплуатации

Материал является пояснением и дополнением к статье:
Газовые баллоны бытовые.
Безопасная эксплуатация бытовых газовых баллонов.

Мне нередко по статьям ‘Применение бытовых газовых баллонов’ и ‘Опыт отопления бытовыми пропановыми баллонами’ задают такие вопросы: Как определить, сколько газа осталось в баллоне? Какое давление должно быть, когда баллон полностью заполнен, когда заполнен наполовину, когда почти пустой? Как проверить, не обманули ли при заправке? Можно ли по давлению определить, правильное ли количество пропана заправщик залил?

Постараюсь ответить на эти вопросы. В баллоне находится пропаново-бутановая смесь в жидком состоянии. Так что давление в баллоне не зависит от количества смеси. Оно зависит от состава газа и температуры окружающей среды. Если в баллоне чистый пропан, то давление при температуре 40 градусов Цельсия будет около 14 атмосфер. Именно при таком давлении пропан начинает кипеть при температуре 40 градусов. То есть, если давление понижается, то пропан начинает быстро испаряться (кипеть), и давление снова увеличивается. С другой стороны, если давление слишком увеличивается, то пропан сжижается, и давление падает.

Так что если в баллоне есть хоть немного сжиженного пропана, то давление все равно будет около 14 атмосфер при указанной температуре. Снижение температуры приводит к снижению давления.

Вашему вниманию подборка материалов:

Все, что нужно знать об отоплении и климат-контроле Особенности выбора и обслуживания котлов и горелок. Сравнение топлива (газ, дизель, масло, уголь, дрова, электричество). Печи своими руками. Теплоноситель, радиаторы, трубы, теплый пол, циркуляцинные насосы. Чистка дымоходов. Кондиционирование

Так как в баллоне присутствует не только пропан, но и бутан, то их смесь кипит при более высокой температуре. Причем эта температура, а значит давление в баллоне, зависит от пропорций пропана и бутана. Так чистый бутан при атмосферном давлении кипит при -0.5 градусах. То есть при -20 в баллоне с бутаном вообще не будет давления, а сам этот газ при такой температуре можно разливать стаканами.

По мере расходования газа сначала испаряется пропан, так что пропорции в смеси меняются. Постепенно остается все больше бутана. Давление падает. Это мы наблюдаем на манометре.

Когда газ расходуется, то давление довольно быстро падает. Это вызвано тем, что газ при испарении охлаждается. Температура смеси падает. Сжиженный газ не успевает отобрать нужное тепло из окружающей среды. Когда потребление газа приостанавливается, давление тоже довольно быстро восстанавливается, но не до конца. Это газ нагревается опять до температуры окружающей среды. А не до конца потому, что по мере уменьшения остатка газа остается все больше бутана и все меньше пропана. Точно по этому давлению сказать, сколько осталось газа, невозможно, так как мы не знаем начального состава смеси и скорости испарения того и другого газа. Но можно очень приблизительно определить, полон ли баллон, на половину пуст, уже почти совсем пустой. Если давление при комнатной температуре составляет меньше трех атмосфер, то можно считать, что баллон практически пустой.

Читайте также:  Насадка на перфоратор для бурения земли

Точно определить, сколько газа в баллоне, можно с помощью весов. Я купил напольные весы для определения веса человека. Ими пользуюсь для взвешивания баллона. Нужно взвесить пустой баллон, записать его вес. Далее взвешиваем баллон с газом. Плотность жидкого газа составляет около 0.5 кг/литр. Так что, если разница в весе между пустым и заполненным баллоном (вес газа), составляет Х кг, то его объем в баллоне равен 2X литров.

Помните, что баллоны заполняются не до самого верха. Из соображений безопасности должно остаться немного свободного места. Например, в 50 литровый баллон, наливают около 42 литров газа.

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Редуктор газовый. Принцип действия. Как отрегулировать выходное давлен.
Как устроен газовый редуктор. Принцип действия. Как отрегулировать давление на в.

Автономная газификация жидким пропан-бутаном. Отзыв. Личный опыт.
Обзор опыта автономной газификации, установки газгольдера для сжиженного газа. Т.

Горелка плиты гаснет, горит слабо или слишком сильно. Причины.
Обзор неисправностей кухонной газовой плиты. Слабое или слишком сильное горение.

Газовая отопительная горелка — регулировка, перевод (метан / пропан).
Регулировка газовой отопительной турбо-горелки. Как перевести на другой тип газа.

Утепление водопроводных труб. Защита от замерзания.
Водопровод своими руками. Внешний, незамерзающий. Прокладка водопроводных труб з.

Газовая плита. Перевод на природный / сжиженный, баллонный газ. Перест.
Как перевести кухонную газовую плиту на другой газ, поменять местами горелки, за.

Почему коптит котел.
Котел коптит. Из трубы идет черный дым. Копоть оседает в котле, в трубе, вылетае.

Если указатель уровня бензина – обязательный атрибут на панели приборов в салоне любого авто, то следить за наличием топлива в машине с газовым оборудованием не всегда имеется возможность. К примеру, электромеханический датчик уровня газа ГБО 4 поколения, предусмотрен стандартной комплектацией пропанового оборудования. 2-е поколение комплектуется только механическим стрелочным указателем на мультиклапане баллона, однако он не отличается большой точностью. Да и контролировать уровень газа удобней, глядя на индикатор в салоне машины, а не в багажнике. Проверять остаток метана, ввиду его газообразного состояния, возможно лишь по давлению, которое показывает штатный манометр.

Как проверить, сколько газа осталось в баке?

Без специальных приборов, приблизительный остаток газа (метан или пропан-бутан), можно узнать только опытным путём (по пробегу). После полной заправки баллона счётчик спидометра (одометр) сбрасывается на ноль, а авто эксплуатируется исключительно на газовом топливе до его полной выработки. После этого засекается пройденное расстояние и определяется удельный расход газа, который будет служить индикатором при дальнейших поездках.

Читайте также:  Солнечные батареи для освещения улиц

Очевидно, что точность и удобство применения приведённого выше способа оставляет желать лучшего, по нескольким причинам:

  • добросовестность заправщиков не всегда соответствует ожиданиям;
  • влияние климатических условий при передвижении;
  • манера эксплуатации транспорта.

Поэтому, чтобы узнать, сколько газа осталось в баллоне, разумней воспользоваться плодами технического прогресса.

Виды датчиков

Классифицировать датчики уровня газа четвёртого поколения пропановых газовых систем (их ещё называют датчиками уровня топлива – ДУТ) можно по двум основным параметрам:

  1. по сопротивлению (у большинства моделей оно составляет 50 кОм либо 90 Ом);
  2. по количеству контактов (их может быть два или три).

ДУТ ГБО 4 поколения снабжён стрелкой и устанавливается на мультиклапан газового баллона. Этот прибор является самостоятельным указателем, также он передаёт показания на переключатель (кнопку) газ/бензин со светодиодной индикацией. На кнопке расположены 4 (реже 3) зелёные и одна красная лампочка, которая загорается при снижении уровня газа до 5-10% от объёма, при этом пищит тройной звуковой сигнал и система переходит на бензин. Шаг отображения составляет порядка 10 л. Не то чтобы очень информативно, но ведь и бензиновый датчик далеко не идеален в этом отношении.

Самым «продвинутым считается » решение, вывести индикацию уровня газа на штатном топливном указателе, когда бензиновый индикатор, расположенный на приборной доске, работает в двух режимах. То есть, если двигатель работает на бензине, прибор показывает остаток именно бензина, а при переключении на газовую смесь датчик соответственно «переориентируется». Такой метод возможен только при вмешательстве в приборную панель автомобиля и переделке ДУТ ГБО. К тому же осуществить данную затею можно не на всех машинах.

Видео материал о внедрении датчика уровня газа ГБО 4 поколения на панель приборов:

Также, не так давно в продаже появились электронно цифровые (сенсорные) указатели количества газа. Такой датчик работает автономно, не имея связи с элементами газового оборудования. Специальный излучатель подсоединяется снизу баллона, где он, выполняя расчёт уровня топлива, проецирует показания на индикатор в салоне авто.

Для метанового газобаллонного оборудования также существует манометр с выводом индикации давления газа в салон авто.

Устройство и принцип работы газовых датчиков

Уровень находящейся в баллоне жидкой фракции пропанобутановой смеси фиксирует поплавок, такой же как и в бензиновом баке. Однако газовый баллон, в отличие от бензобака, герметичен и находится под высоким давлением, поэтому связка «поплавок-датчик» работает с учётом этой особенности. А именно, перемещение поплавка вызывает вращение подвижного магнита, расположенного в корпусе мультиклапана, который передаёт вращение на магниты стрелочного указателя.

Механическая часть у датчиков идентична, но ДУТ четвёртого поколения, ещё передаёт сигнал на кнопку ГБО с помощью встроенных последовательно соединённых резисторов или микросхемы. Где дорожка из светодиодов показывает остаток топлива.

Как вывести индикацию уровня газа в салон авто с ГБО 2 поколения?

Владельцы 2-го поколения ГБО могут самостоятельно присоединить датчик уровня газа и вывести его показания на кнопку в салоне авто. Для того чтобы осуществить возможность контроля остатка топлива в машине с газовым оборудованием второго поколения, достаточно всего лишь подобрать нужную клавишу выбора топлива с индикацией и датчик/указатель к ней. При этом важно помнить о соблюдении как минимум двух условий:

  • мультиклапан должен быть класса А (иметь внутреннюю полость для установки датчика);
  • сопротивление датчика должно быть идентичным сопротивлению переключателя.
Читайте также:  Где используется графитовая смазка

Подбор клавиши с индикацией и датчика к ГБО 2 поколения:

Подключение и настройка датчика ГБО 4 поколения

Для оборудования четвёртого поколения самостоятельно докупать ничего не нужно: как уже отмечалось выше, электронный указатель (чаще всего это WPG, WPGH (HALLA), WPGH-1 или Stag WPG-4) и кнопка-индикатор включены в комплект поставки. А вот настройка и калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения потребуется.

В первую очередь, для того чтобы корректно откалибровать датчик, нужно убедиться, что установка/настройка мультиклапана и поплавка выполнена правильно.

Затем установить указатель и произвести его первичные настройки (позиционирование). Для этого в корпусе многофункционального клапана имеются по три отверстия с каждой стороны ушка датчика. Далее согласно схеме по подключению ДУТ (идёт в комплекте), соединить разъёмы на ЭБУ оборудования с датчиком.

Начальная тарировка датчика производится по ходу установки ГБО и в процессе первой заправки (то есть при пустом баллоне). После чего можно применить несколько методов регулировки. Но в любом случае понадобятся:

  • ноутбук со специальным программным обеспечением (в частности, для STAG это AC GAS SYNCHRO);
  • соединительный шнур с USB-разъёмом для подсоединения к диагностической колодке ГБО.

Первый метод заключается в подгонке, т.е. заправить 10 литров пропан-бутана на заправке. Установить данное значение в программе, затем израсходовать топливо. Потом опят заправиться, но уже 20 л., выставить параметры и т.д.

Следующие способы – это ручная калибровка и автонастройка.

Опыт настройки и эксплуатации датчиков уровня газа говорит о том, что, несмотря на все усилия, точной калибровки всё равно не получается. Связывают это с овальной формой газового баллона, несовершенством конструкции поплавка и специфическими свойствами жидкой газовой фракции. Так что дорога для дальнейшей модернизации ГБО остаётся открытой.

Более подробно о том, как выполняется автоматическая настройка и ручная калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения можно узнать из видео:

Так как узнать, что мы сможем пройти еще один «сеанс гриля» ?!

Сколько газа в баллоне / image credit: FIX IT Home I.Channel

Ну, не переживайте, что снова не хватит пропана, потому что с помощью этого простого трюка, на который мы наткнулись, вы сможете узнать, сколько пропана у вас осталось без датчика!

Полезный совет для любителей гриля или отдыха на природе:

Если вы хотите узнать, сколько пропана находится в вашем резервуаре, и у вас нет шкалы на гриле, у нас есть легкий тест.

Просто наберите горячей воды из крана и вылейте по одной стороне вашего бака. Проведите рукой вниз по резервуару, чтобы проверить уровень пропана. Пропан поглотит тепло, и вы почувствуете уровень пропана в баке. Если у вас есть еще 30 000 BTU то газа хватит на 8 — 10 часов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector