Как установить механическую лебедку

Лебёдка — это древнее изобретение, которое появилось до изучения человеком физических законов. Работает устройство по принципу рычага — к рукоятке оператор прикладывает незначительные усилия, а устройство передвигает тяжёлые предметы. Незаменимая вещь для автолюбителей или дачников, но дорогая. Изготовление ручной самодельной лебёдки решает проблему высокой цены. За небольшие деньги можно сделать конструкцию любой сложности.

Предназначение аппарата

Водитель при езде по бездорожью может столкнуться с непреодолимым препятствием. Тогда автомобиль придётся чем-то вытаскивать из грязи или песка. Лебёдка — идеальный для этого инструмент. Некоторые автомобили имеют заводское устройство на переднем бампере. Приобретение готовой лебёдки может "влететь" в круглую сумму, поэтому есть смысл её самостоятельного изготовления из подручных средств.

Заводская или самодельная лебёдка с ручным приводом (или с электроприводом от стартера) позволяет вытащить автомобиль без буксира. Опытные автолюбители предпочитают как раз устройства собственного изготовления, полностью соответствующие их запросам. Заводские лебёдки часто отказывают или стоят больших денег.

Существуют разные виды конструкций. Однозначно сказать о том, какая из них лучше — нельзя. Различные типы применяют для разных ситуаций и целей.

Типы устройства

Классификация — это первое, что необходимо знать об устройстве тяги. Их делят в зависимости от типа конструкции, привода и технических особенностей. Некоторые типы лебёдок легко выполнить самостоятельно — это простейший механизм с ручным приводом. А сложные конструкции будут надёжно работать только при заводском изготовлении.

Эту специфику нужно учитывать при выборе типа для самостоятельного изготовления. Существуют съёмные и стационарные лебёдки. Первый вариант можно демонтировать с автомобиля, провести обслуживание или использовать для иных хозяйственных целей.

Классификация в зависимости от типа привода:

  1. Ручной. Его преимущества — малый размер и относительно лёгкий вес. Работа идёт по принципу барабана. Трос натягивается на отдельную катушку, и её вращают ручным приводом. Недостаток кроется в ограничении массы, с которой возможна работа — не более 1 тонны.
  2. Механический. Барабан с тросом вращается двигателем машины. Конструкция отличается большой массой, поэтому автолюбители её редко используют.
  3. Электрический. Оптимальный вариант — барабан приводит во вращение электродвигатель. Последний питается от аккумулятора или электросистемы автомобиля. Грузоподъёмность в этом варианте — 4 тонны.
  4. Гидравлический. Конструкция сложная, но работает бесшумно и с большим тяговым усилием. Но такие системы ненадёжны и имеют высокую стоимость. Ещё один недостаток — самостоятельно изготовить гидравлическую систему привода невозможно.

Ручная лебёдка идеально подходит для изготовления своими руками. Система имеет простую конструкцию, которую легко выполнить из подручных материалов. Сложные движущиеся части отсутствуют. Нужно лишь определиться с параметрами. При желании на такое устройство можно поставить электромотор, который избавит от физического труда.

Простой вариант из подручных материалов

Некоторые автомобилисты часто выезжают в поле или лес, в результате чего могут возникнуть проблемы с преодолением сложных участков — грязи и песка. Машина застревает, и приходится ломать голову над тем, как её вытащить. Простейшую ручную самодельную лебёдку можно сделать в полевых условиях.

Материалы:

  • Лом и обрезок трубы.
  • Трос.
  • Отрезок трубы для рычага.

Вряд ли в дороге материалы будут с собой. Но всё необходимое можно найти в ближайшем селении. Вместо троса подойдёт прочный канат.

Порядок изготовления:

  1. Вбивают лом или трубку небольшого диаметра в землю, чтобы получить ось.
  2. На ось надевают трубку большего диаметра, к которой прикрепляют трос.
  3. Под нижний виток троса подсовывают рычаг. Это может быть ещё одна трубка, черенок от лопаты, жердь. Главное — чтобы материал был прочным.

Подобным устройством, которое собирается за десять минут, можно сдвинуть любую тяжесть с места, а не только автомобиль. Рычаг вращают так, чтобы трос наматывался на трубу. Такая ручная лебёдка поможет оперативно решить проблемы передвижения тяжёлого груза. Это не полноценное устройство, но с задачей справится.

Изготовление системы с универсальным приводом

Система с ручным приводом проста в изготовлении. Из особых навыков от мастера требуется только владение сварочным аппаратом. Для работы подойдёт любой металл. Внешний вид устройства не столь важен, главное — это работоспособность и устойчивость к большой нагрузке. Рама не должна деформироваться.

Материалы и инструменты:

  • Прямоугольная труба для рамы.
  • Вал для барабана, можно использовать трубку круглого сечения.
  • Лист металла толщиной не менее 3 мм для изготовления дисков барабана.
  • Шпильки с резьбой М10-М12 длиной 24 см – 6 штук, гайки.
  • Трубка диаметров 14 мм – 6 одинаковых отрезков 20 см.
  • Звёздочки — большая и малая. Цепь.
  • Ступицы, чтобы закрепить барабан на валу, а вал закрепить на раме.
  • Рычаг для привода.
  • Трос с карабином.
  • Сварка и электроды.
  • Болгарка и шлифовальный диск к ней.
  • Краска и грунтовка.
  • Гаечные ключи в наборе.

Некоторые материалы лучше приобрести — например, трубки для шпилек и вала. Остальное можно подобрать со старых механизмов — автомобилей или мотоциклов. Металл сгодится любой, даже бывший в употреблении.

Порядок изготовления:

Читайте также:  В каких радиодеталях содержится серебро

  1. Набрасывают чертёж, поскольку так будет проще ориентироваться при сборке — не нужно будет стоять в догадках над полуготовым изделием и думать о том, как поступить дальше.
  2. Вырезают детали рамы из трубы сечением 2 на 2 см. Соединяют между собой части рамы строго перпендикулярно. Срез на заготовках выполняют под углом в 45 градусов.
  3. Укладывают заготовки рамы на ровной поверхности. Места соединений точечно прихватывают сваркой, после чего проверяют, правильно ли всё установлено. Углы соединений должны быть строго 90 градусов. При отсутствии точности делают поправки, а затем приваривают детали.
  4. Окалину удаляют болгаркой со шлифовальным кругом. Готовую раму зашкуривают, а затем покрывают грунтовкой. После высыхания последней металл красят эмалью в 2 слоя. Можно использовать обычную краску. Цель — защитить металл от коррозии, поскольку условия эксплуатации будут непростыми, с грязью и влагой.
  5. Создание барабана. Берут лист металла и вырезают 2 круга, их диаметр около 30 см. На каждом круге необходимо делать 7 отверстий:
    • Одно в центре. Диаметр должен соответствовать размеру вала.
    • 6 отверстий на расстоянии 7 см.
    • Скрепляют диски между собой при помощи шпилек. Шпильку просовывают в отверстие одного диска в вертикальном положении. На шпильки надевают трубки диаметром 14 см, а на них устанавливают второй диск. Шпильки необходимо не просто закрепить гайками, а дополнительно усилить контргайками — для надёжности соединений.
    • Барабан готов, теперь монтируют вал. Его делают из металлической трубы, но можно взять готовое изделие от любого механизма. Последний вариант предпочтительнее: поскольку точность заводской детали выше, вибрации барабана будут маленькими или отсутствовать вовсе.
    • С внешней стороны барабана на вал монтируют звёздочку большого диаметра. Подойдёт звёздочка из КПП мотоцикла. Чтобы закрепить барабан на раме, внешние стороны вала должны быть со ступицами.
    • Барабан в сборе с валом монтируют через ступицы на раму. Закрепляют конструкцию болтами. Перед монтажом барабана следует подготовить на раме площадку. На неё будет установлен привод — ручной или электрический. При использовании электропривода на площадку ставят двигатель, на валу которого закреплена малая звёздочка.
    • Часто ставят универсальный привод: с обратной стороны выходного вала электромотора ставят рукоятку. При отсутствии электричества лебёдку можно будет крутить вручную.
    • Важно правильно натянуть цепь. Провисать она не должна, но и сильное натяжение недопустимо — так звёздочки будут быстрее изнашиваться, а возможен и разрыв цепи. Проверяют натяжение цепи прокруткой барабана — цепь не должна сдерживать его вращение, когда разматывают трос.
    • Закрепляют конец троса на валу и наматывают его на барабан. На другой, свободный конец троса, вешают карабин.
    • На один из концов рамы крепят хвостовик. С его помощью лебёдку закрепляют на раме автомобиля.

    Лебёдка создаётся за день. Поскольку она будет установлена на внедорожник, то и условия эксплуатации будут соответствующие. Чтобы на барабан не попала грязь и осадки, его закрывают кожухом. Так механизм дольше прослужит, а трос не будет изнашиваться.

    Конструкция простая, надёжная, её легко сделать самостоятельно. Да, в ней отсутствует возможность изменения передаточного числа, нет реверса и иных дополнительных функций. Созданная своими руками электролебёдка способна перетащить тяжёлый груз по местности, будь то автомобиль или иная тяжесть.

    Советы по сборке

    ​Разработку конструкции выполняют внимательно, равно как и сборку. Задача — к каждой операции относиться максимально ответственно. Цель — выполнить сборку с высоким качеством. Это позволит избежать неприятностей при эксплуатации в экстремальных условиях. Поэтому форсировать работы не стоит, даже если очень нужно.

    Действия для достижения высокого качества сборки:

    • Работу делают не спеша, осмысленно. Сырой, недоработанный агрегат нельзя использовать.
    • Следуют чертежу.
    • Сварные швы обрабатывают антикоррозийным составом. Сварку делают в углекислоте, чтобы получить шов высокого качества.
    • Пульт управления электроприводом выносят на максимально удалённое место от вращающихся деталей.
    • Электропроводку тщательно изолируют. Контакты защищают дополнительной изоляцией от воздействия влаги и грязи.

    Негативный результат часто возникает по причине поспешных действий. Вопрос перемещения грузов в горизонтальной плоскости со своим устройством будет успешно решён. Чтобы поднимать грузы над землёй, следует перетянуть трос через прочную опору.

    Лебедка установлена, КОМ установлен. Осталось все это соединить карданом! Изначально, еще до установки лебедки для себя решил максимально использовать штатные имеющиеся крепления, минимально использовать сварку на деталях машины.
    Карданный вал лебедки тлк 60 длиннее чем необходимо на 40 см. Здесь мы пойдем по пути наименьшего сопротивления–резать вал будем только в одном месте, а именно среднюю секцию.

    Читайте также:  Паяльные станции своими руками на микроконтроллерах

    Крайние секции оказались разные по длине. Длинную секцию установим первой от КОМ. Причина простая– подвесной подшипник в таком случае будет расположен прямо возле кронштейна линки переднего стабилизатора. Откручиваем кронштейн, между рамой и кронштейном устанавливаем уголок, к уголку крепим подвесной подшипник. Второй подвесной крепим к опоре двигателя, кронштейн там получился причудливой формы, на фото жаль не видно. Соединяем вал, завариваем. Ну, а дальше соединяем все воедино. Кардан проходит очень близко в радиатору и раме, защиту пришлось слегка подогнуть руками.
    Набравшись различного рода информации по мех лебедкам тлк 60, пришел к выводу:
    1. Ближний к лебедке шарнир–слабое место. Разбивает посадочное место, в итоге из–за люфта на раз рвет штифт ("шпонку")
    2. Само по себе отверстие под штифт тоже подвержено износу.
    3. Не претендую на истину, 4 мм штифт для данной конструкции– маловато будет. Плюс ко всему, материал для штифта 4 мм, сыскать тяжеловато будет. Я решил не пытать судьбу и рассверлил отверстие на 5 мм, установив болт.

    Ближний к лебедке шарнир мне достался в очень плачевном состоянии: шлицевая часть распилена вдоль, а внутри кусок кардана, который предыдущий хозяин сам вынуть не смог. Т.е. все это на столько "прилипло", что распиленный вдоль шлицов шарнир я грел горелкой и мучился часа полтора, что бы все это разъединить. Чудо свершилось. Крестовина нуждалась в замене. А крестовин этих днем с огнем не сыщешь. Узнал, что подойдет аналог–заменитель GMB GUT-11.
    Пару слов о Почте России. Заказал 3 крестовины, уже 45 дней жду. Оказывается заслали не туда. Таким образом, посылка долетела до Северо–Курильска. Сейчас, наверное, назад в Москву летит. Короче, заказал крестовину во Владивостоке.

    Решил, что куда надежнее будет изготовить часть шарнира, которая контактирует с шестерней лебедки заново, при этом увеличив площадь контакта путем удлинения. Заказал токарю.
    Фото уже собранного шарнира:

    Всем привет! Меня в последнее время очень заинтересовала лебедка для прицепа. Активно раздумываю над вопросом ее покупки, поскольку сам автоприцеп имеется, пользуюсь им довольно часто, а вот вручную загружать некоторые вещи крайне тяжело.

    Потому проанализировал рынок, сделал некоторые заключения и выводы, которыми решил поделиться с вами. Надеюсь, вы будете не против.

    Если у вас уже есть опыт эксплуатации прицепных лебедок, с удовольствием почитаю ваши мнения и впечатления в комментариях. Потому обязательно пишите.

    Функции

    Лебедки для прицепов являются вспомогательным оборудованием, которым может оснащаться автомобильный прицеп. Их ставят в один ряд с опорными колесами, специальными тентами и пр. То есть обязательными не считаются, но с ними намного проще в некоторых ситуациях.

    Лично я считаю, что лебедки следует покупать всем, кто активно эксплуатирует автоприцеп, путешествует с ним и часто перевозит тяжелые грузы.

    Основной функцией устройства является упрощение погрузки и выгрузки. Вам не нужно своими руками затаскивать на борт нечто тяжелое и крупногабаритное. Потому в основном такие девайсы используются для:

    • лодочного прицепа, чтобы загружать и выгружать лодки;
    • снегохода;
    • гидроцикла;
    • квадроцикла;
    • прицепов-дачи или трейлера;
    • мотоциклов и пр.

    Даже наклонная площадка для загрузки не всегда позволяет самостоятельно закатить колесный транспорт. Что уж говорить про лодку или снегоход. Потому, установив на прицеп лебедку, вы без проблем справитесь с поставленной задачей.

    Дополнительно я бы отметил, что такие устройства помогают:

    • буксировать;
    • волочить груз;
    • выбираться из тяжелых дорожных условий;
    • помогать застрявшему в снегу или грязи транспорту;
    • сокращать время, затрачиваемое на погрузо-разгрузочные работы.

    А вот была бы ледебка.

    То есть устройство многофункциональное. Главное, чтобы была соответствующая зацепка между тросом лебедки и объектом, который требуется погрузить или выгрузить, вытянуть, поволочь за собой и пр. Собственные эвакуаторы в вашем распоряжении.

    Начнем с того, где купить подобные устройства. Это можно сделать в обычных магазинах автомобильных аксессуаров, на рынке автозапчастей или через Интернет-магазины.

    Скажу сразу, что самодельная лебедка у меня не вызывает доверия. Я бы не стал доверять такому устройству ни свой прицеп, ни груз, который мне требуется погрузить или выгрузить. Но это сугубо мое мнение.

    Потому, имея в распоряжении целый трейлер, прицепы МЗСА для легкового автомобиля, модели Крепыш, Кремень, Спутник или УАЗ, к ним не составит труда подобрать уже готовый аксессуар.

    Востребованными являются такие производители:

    • Al-Ko;
    • Knott;
    • Dragon Winch;
    • Fulton;
    • МЗСА (лебедка доступна в комплектации к одноименному прицепу) и пр.
    Читайте также:  Угловой редуктор для шуруповерта

    Если мы говорим про эксплуатацию на легковых машинах, а не грузовиках или какой-то спецтехнике, то все доступные для этих целей лебедки под прицепы бывают 2 видов.

    • Электрическая. Это устройства повышенной мощности, которые оснащены электроприводом. Но требуют наличия источника питания, потому в экстремальных условиях ими не всегда удается воспользоваться. Еще одним минусом можно назвать высокую стоимость. Минимально обойдутся в 20-30 тысяч рублей, а самые дорогие модели стоят далеко за 100 тысяч рублей. На многих моделях есть пульт дистанционного управления;

    • Механическая. Простое устройство, которая работает от прикладываемого усилия. Ручная лебедка обладает преимуществами в виде компактных размеров, отсутствия необходимости источника питания, простой конструкции и доступной стоимости. Цена на них начинается от 2-3 тысяч рублей, но может составлять и около 30-50 тысяч. Но возможности грузоподъемности зависят от физических усилий. Чем длиннее будет рукоятка, тем проще затянуть тяжелый груз.

    Я бы сказал, что для бытовых и повседневных целей у ручной лебедки объективно больше преимуществ. Если же вы регулярно пользуетесь устройством, к примеру, для спуска на воду и подъема маломерного судна, то тогда лучше отдать предпочтение электрическому типу.

    Выбор напрямую зависит от условий эксплуатации. Так что отталкивайтесь от собственных потребностей.

    Особенности конструкции

    Что касается конструкции, то стандартное ручное устройство состоит из:

    • шестерней;
    • фалового ремня (за него затягивают груз);
    • рукоятки;
    • кронштейна (для установки на сам прицеп);
    • носового упора (если лебедка предназначена для лодок, водного транспорта).

    В электрических версиях все несколько иначе, но основным элементом выступает электропривод.

    Я думаю, что возьму себе ручную модель. Хотя еще есть время для размышлений. Напишите свои варианты или дайте какие-то советы из личного опыта использования прицепных лебедок. Буду благодарен за ваши рекомендации.

    Установка

    Теперь к вопросу о том, как установить себе на автомобильный прицеп выбранную лебедку. В этом нет ничего сложного. Конструкция максимально простая и не предусматривает особо трудных манипуляций.

    Возьмите из своего чемодана с инструментами набор ключей. Можно воспользоваться и динамометрическим ключом, если в инструкции производителя буксировочного устройства прописан момент затяжки.

    Установка осуществляется через предусмотренный конструкцией кронштейн устройства. Вам нужно сделать следующее:

    • На основании аксессуара ослабить или снять все гайки. Обычно их четыре и они располагаются на концах длинных и мощных болтов;
    • Поставить на удлинитель для дышла прицепа новое устройство. Располагать лебедку нужно так, чтобы она смотрела в сторону для приема загружаемого в прицеп груза. То есть направьте внутрь автоприцепа;
    • Теперь снизу возвращаем гайки на место, затягиваем болтовое соединение с достаточным усилием, чтобы не возникало люфта и крепление оказалось максимально надежным.

    Предварительно убедитесь, что конструктивные части лебедки или ее рукоятка не будут мешать вращению ручки подкатного колеса, если таковое предусмотрено на вашем прицепе.

    Монтаж может отличаться в зависимости от конкретной модели устройства и используемого прицепа. Отталкивайтесь от инструкции производителя лебедок.

    Собственно, на этом все работы завершены. Ничего сложного тут нет абсолютно.

    Хотя есть еще один нюанс. Использование погрузо-разгрузочных устройств на некоторых прицепах требует их монтажа не на дышле, а внутри самого автоприцепа. Ярким примером можно назвать модель Тайга и подобные ему. Тут уже исходите из того, с каким прицепом вы имеете дело.

    Критерии выбора

    Главной характеристикой любой прицепной лебедки выступает тяговое усилие. Но когда вы выбираете ручную модель, дополнительно обратите внимание на:

    • номинальную нагрузку на крюк;
    • максимальное усилие, оказываемое на крюк;
    • длину и диаметр идущего в комплекте троса;
    • нагрузку на рычаг;
    • длину ручки.

    Длинный трос позволяет затягивать груз с большого расстояния, а более длинные рукоятки позволяют работать с крупными и тяжелыми объектами, прикладывая меньше физических усилий. Если ручка короткая, лучше присмотритесь к другой модели.

    Ассортимент лебедок достаточно обширный, хотя есть на рынке свои лидеры. Советую читать отзывы, узнавать мнение других автовладельцев и отталкиваться от чужого опыта. Собрав воедино всю информацию, можно сделать выводы и принять правильное решение.

    Всем спасибо за внимание! Не забывайте подписываться, приглашать к нам своих друзей, оставлять комментарии и задавать актуальные вопросы!

    (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)

    Понравилась статья?

    Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!

    Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!

    Отправить ответ

      Подписаться  
    Уведомление о
    Adblock
    detector