Какие механизмы передачи движения вы знаете

Раздел 3. Основы техники, технологий и проектирования

Тема 3.1. Механизмы и машины. Сверлильный станок

§ 16. МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕДАЧИ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ. ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО

1. Какая передача применяется в велосипеде?

2. Как называется деталь, передающая движение?

3. Как называется деталь, воспринимающая движение?

Из предыдущего параграфа тебе уже известно, что механизмы предназначены для передачи и преобразования движения. Все механизмы состоят из деталей.

Детали делятся на несколько видов.

Крепежные (винты, гайки,

Валы применяют для передачи движения закрепленным на них деталям (шкивам, зубчатым колесам, звездочкам и т. п.).

Оси выполняют функции поддержания деталей, вращающихся на них.

Опоры, (подшипники) – это детали, предназначенные для поддерживания валов.

Детали механизмов, передающие движение, называются ведущими, а детали, воспринимающие это движение, – ведомыми. В разнообразных механизмах широко используется вращательное движение. Это движение можно передавать с ведущей детали на ведомую с помощью соединений, которые называются передачами.

Таблица 2. Механизмы передачи вращательного движения

Рис. 180. Кинематическая схема: 1 – двигатель; 2 – передаточный механизм; 3 – рабочий орган

Составляющие механизма, их связь, в том числе и механизм передачи движения, можно показать с помощью условных обозначений на кинематических схемах.

Кинематическая схема (рис. 180) – это графический документ, на котором с помощью условных обозначений деталей показана последовательность передачи движения от двигателя 1 через передаточный механизм 2 к рабочему органу машины 3 и их взаимосвязь.

На кинематических схемах изображают только те элементы (звенья) машины или механизма, которые участвуют в передаче движения (зубчатые колеса, ходовые винты, валы, шкивы и др.), без соблюдения размеров и пропорций.

Пасовая передача, с помощью которой можно передать вращательное движение на значительное расстояние, состоит из ведущего вала, ведущего шкива, приводного паса, ведомого шкива, ведомого вала. Шкив, закрепленный на валу электродвигателя сверлильного станка, является ведущим, а шкив, соединенный пасом с ведущим шкивом, получает от него вращательное движение и является ведомым. Соответствующие названия имеют и валы, на которых закреплены шкивы.

Ведущие и ведомые элементы пасовой и зубчатой передач всегда находятся в определенной зависимости один от другого. Для количественной оценки изменения скорости вращения, происходящего в передаче, введено понятие передаточного числа (и). Передаточное число пасовой передачи зависит от соотношения диаметров шкивов и выражается формулой:

Где n – частота вращения (количество оборотов в секунду) ведущего вала; n2 – частота вращения (количество оборотов в секунду) ведомого вала.

Ведущее колесо первым в передаче воспринимает движение (от двигателя, другой передачи) и передает его другому – ведомому колесу.

Если и = 1, это значит, что скорость вращения ведущего и ведомого колес одинакова. Если и > 1, то ведущее звено вращается быстрее, чем ведомое. Если и

материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Механическая передача – механизм, превращающий кинематические и энергетические параметры двигателя в необходимые параметры движения рабочих органов машин и предназначенный для согласования режима работы двигателя с режимом работы исполнительных органов. [1]

Типы механических передач:

  • зубчатые (цилиндрические, конические);
  • винтовые (винтовые, червячные, гипоидные);
  • с гибкими элементами (ременные, цепные);
  • фрикционные (за счёт трения, применяются при плохих условиях работы).

В зависимости от соотношения параметров входного и выходного валов передачи разделяют на:

  • редукторы (понижающие передачи) – от входного вала к выходному уменьшают частоту вращения и увеличивают крутящий момент;
  • мультипликаторы (повышающие передачи) – от входного вала к выходному увеличивают частоту вращения и уменьшают крутящий момент.

Зубчатая передача – это механизм или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса. При этом усилие от одного элемента к другому передаётся с помощью зубьев. [2]

Зубчатые передачи предназначены для:

  • передачи вращательного движения между валами, которые могут иметь параллельные, пересекающиеся или скрещивающиеся оси;
  • преобразования вращательного движения в поступательное, и наоборот (передача “рейка-шестерня”).

Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев называется шестернёй, второе колесо с большим числом зубьев называется колесом.

Зубчатые передачи классифицируют по расположению валов:

  • с параллельными осями (цилиндрические с внутренним и внешним зацеплениями);
  • с пересекающимися осями (конические);
  • с перекрестными осями (рейка-шестерня).

Цилиндрические зубчатые передачи (рисунок 1) бывают с внешним и внутренним зацеплением. В зависимости от угла наклона зубьев выполняют прямозубые и косозубые колёса. С увеличением угла повышается прочность косозубых передач (за счёт наклона увеличивается площадь контакта зубьев, уменьшаются габариты передачи). Однако в косозубых передачах появляется дополнительная осевая сила, направленная вдоль оси вала и создающая дополнительную нагрузку на опоры. Для уменьшения этой силы угол наклона ограничивают 8-20°. Этот недостаток исключён в шевронной передаче.

Рисунок 1 – Основные виды цилиндрических зубчатых передач

Конические зубчатые передачи (рисунок 2) применяют в тех случаях, когда оси валов пересекаются под некоторым углом, чаще всего 90°. Конические передачи более сложны в изготовлении и монтаже, чем цилиндрические. Нагрузочная способность конической прямозубой передачи составляет приблизительно 85% цилиндрической. Для повышения нагрузочной способности конических колёс применяют колёса с непрямыми (тангенциальными, круговыми) зубьями.

Читайте также:  Какие электроды нужны для инверторной сварки

Рисунок 2 – Конические зубчатые передачи

Достоинства зубчатых передач:

  • компактность;
  • возможность передавать большие мощности;
  • большие скорости вращения;
  • постоянство передаточного отношения;
  • высокий КПД.

Недостатки зубчатых передач:

  • сложность передачи движения на значительные расстояния;
  • жёсткость передачи;
  • шум во время работы;
  • необходимость в смазке.

Червячные передачи (рисунок 3) применяют для передачи движения между перекрещивающимися осями, угол между которыми, как правило, составляет 90°. Движение в червячных передачах передается по принципу винтовой пары.

Рисунок 3 – Червячная передача

В отличие от большинства разновидностей зубчатых в червячной передаче окружные скорости на червяке и на колесе не совпадают. Они направлены под углом и отличаются по значению. При относительном движении начальные цилиндры скользят. Большое скольжение является причиной низкого КПД, повышенного износа и заедания. Для снижения износа применяют специальные антифрикционные пары материалов: червяк – сталь, венец червячного колеса – бронза (реже – латунь, чугун).

Достоинства червячных передач:

  • большие передаточные отношения;
  • плавность и бесшумность работы;
  • высокая кинематическая точность;
  • самоторможение.

Недостатки червячных передач:

  • низкий КПД;
  • высокий износ, заедание;
  • использование дорогих материалов;
  • высокие требования к точности сборки.

Для передачи движения между сравнительно далеко расположенными друг от друга валами применяют механизмы, в которых усилие от ведущего звена к ведомому передаётся с помощью гибких звеньев. В качестве гибких звеньев применяются: ремни, шнуры, канаты разных профилей, провода, стальную ленту, цепи различных конструкций.

Передачи с гибкими звеньями могут обеспечивать постоянное и переменное передаточное отношения со ступенчатым или плавным изменением его величины.

Для сохранности постоянства натяжения гибких звеньев в механизмах применяются натяжные устройства: ролики, пружины, противовесы и т.п.

Различают следующие разновидности передач с гибкими звеньями:

  • по способу соединения гибкого звена с остальными:
  • фрикционные;
  • с непосредственным соединением;
  • с зацеплением;
  • по взаимному расположению валов и направлению их вращения:
    • открытые;
    • перекрёстные;
    • полуперекрёстные;
    • Ременная передача (рисунок 4) состоит из двух шкивов, закреплённых на валах, и ремня, охватывающего эти шкивы. Нагрузки передается за счёт сил трения, возникающих между шкивами и ремнём вследствие натяжения последнего.

      В зависимости от формы поперечного перереза ремня различают передачи:

      • плоскоременную;
      • клиноременную (получили наиболее широкое применение);
      • круглоременную.

      Рисунок 4 – Ременная передача

      Наибольшие преимущества наблюдаются в передачах с зубчатыми (поликлиновыми) ремнями.

      Достоинства ременных передач:

      • возможность передачи движения на значительные расстояния;
      • плавность и бесшумность работы;
      • защита механизмов от колебаний нагрузки вследствие упругости ремня;
      • защита механизмов от перегрузки за счёт возможного проскальзывания ремня;
      • простота конструкции и эксплуатации (не требует смазки).

      Недостатки ременных передач:

      • повышенные габариты (при равных условиях диаметры шкивов в 5 раз больше диаметров зубчатых колёс);
      • непостоянство передаточного отношения вследствие проскальзывания ремня;
      • повышенная нагрузка на валы и их опоры, связанная с большим предварительным натяжением ремня (в 2-3 раза больше, чем у зубчатых передач);
      • низкая долговечность ремней (1000-5000 часов).

      Цепная передача (рисунок 5) основана на принципе зацепления цепи и звёздочек. Цепная передача состоит из:

      • ведущей звёздочки;
      • ведомой звёздочки;
      • цепи, которая охватывает звёздочки и зацепляется за них зубьями;
      • натяжных устройств;
      • смазывающих устройств;
      • ограждения.

      Рисунок 5 – Цепные передачи: а) с роликовой цепью; б) с зубчатой пластинчатой цепью

      Область применения цепных передач:

      • при значительных межосевых расстояниях;
      • при передаче от одного ведущего вала нескольким ведомым;
      • когда зубчатые передачи неприменимы, а ременные недостаточно надёжны.

      По типу применяемых цепей бывают:

      • роликовые;
      • втулочные (лёгкие, но большой износ);
      • роликовтулочные (тяжёлые, но низкий износ);
      • зубчатые пластинчатые (обеспечивают плавность работы).

      Достоинства цепных передач (по сравнению с ременной передачей):

      • большая нагрузочная способность;
      • отсутствие скольжения и буксования, что обеспечивает постоянство передаточного отношения и возможность работы при кратковременных перегрузках;
      • принцип зацепления не требует предварительного натяжения цепи;
      • могут работать при меньших межосевых расстояниях и при больших передаточных отношениях.

      Недостатки цепных передач связаны с тем, что звенья располагаются на звёздочке не по окружности, а по многоугольнику, что влечёт:

      • износ шарниров цепи;
      • шум и дополнительные динамические нагрузки;
      • необходимость обеспечения смазки.

      Фрикционная передача – кинематическая пара, использующая силу трения для передачи механической энергии (рисунок 6). [3]

      Рисунок 6 – Фрикционные передачи

      Трение между элементами может быть сухое, граничное, жидкостное. Жидкостное трение наиболее предпочтительно, так как значительно увеличивает долговечность фрикционной передачи.

      Фрикционные передачи делятся:

      • по расположению валов:
      • с параллельными валами;
      • с пересекающимися валами;
    • по характеру контакта:
      • с внешним контактом;
      • с внутренним контактом;
      • по возможности варьирования передаточного отношения:
        • нерегулируемые;
        • регулируемые (фрикционный вариатор);
        • при наличии промежуточных тел в передаче по форме контактирующих тел:
          • цилиндрические;
          • конические;
          • сферические;
          • плоские.
          • Передачей называют техническое приспособление для передачи того или иного вида движения от одной части механизма к другой. Передача происходит от источника энергии к месту ее потребления или преобразования. Первые передаточные механизмы были разработаны в античном мире и использовались в системах орошения Древнего Египта, Междуречья и Китая. Средневековые механики значительно усовершенствовали устройства, передающие движение, и разработали множество новых видов, используя и в прялках и гончарном деле. Подлинный же расцвет начался в Новое время, с внедрением технологий производства и точной обработки стальных сплавов.

            Читайте также:  Браширование древесины инструмент интерскол

            Виды передачи движения

            В различных станках, бытовых приборах, транспортных средствах и других механизмах используют разнообразные виды передач.

            Обычно различают следующие виды передачи:

            • вращательного движения;
            • прямолинейного или возвратно-поступательного;
            • движения по определенной траектории.

            Самым широко применяемым типом механических передач являются вращательные.

            Особенности зубчатого механизма

            Такие механизмы предназначены для того, чтобы передавать вращение от одного зубчатого колеса к другому, используя зацепление зубцов. У них относительно малые потери на трение по сравнению с фрикционами, поскольку плотный прижим колесной пары друг к другу не нужен.

            Пара шестерен преобразует скорость вращения вала обратно пропорционально соотношению числа зубцов. Это соотношение называют передаточным числом. Так, колесо с пятью зубьями будет вращаться в 4 раза быстрее, чем состоящее с ним в зацеплении 20-зубое колесо. Крутящий момент в такой паре уменьшится также в 4 раза. Это свойство используют для создания редукторов, понижающих скорость вращения с возрастанием крутящего момента (или наоборот).

            Если необходимо получить большое передаточное число, то одной пары шестерен может быть недостаточно: редуктор получится очень больших размеров. Тогда применяют несколько последовательных пар шестерен, каждую с относительно небольшим передаточным числом. Характерным примером такого вида является автомобильная коробка передач или механические часы.

            Зубчатый механизм способен также изменять направление вращения приводного вала. Если оси лежат в одной плоскости — применяют конические шестерни, если в разных- то передачу червячного или планетарного вида.

            Для реализации движение с определенным периодом на одной из шестерен оставляют один (или несколько) зубец. Тогда вторичный вал будет перемещаться на заданный угол только каждый полный оборот ведущего вала.

            Если развернуть одну из шестерен на плоскость – получится зубчатая рейка. Такая пара может преобразовывать вращательное движение в прямолинейное.

            Параметры зубчатой передачи

            Для того чтобы шестерни входили в зацепление и эффективно передавали движение, необходимо, чтобы зубья точно совпадали между собой по профилю. Регламентированы основные параметры, используемые при расчете:

            • Диаметр начальной окружности.
            • Шаг зацепления — расстояние между соседними зубцами, определенное вдоль линии начальной окружности.
            • Модуль. – Отношение шага к константе π. Шестерни с равным модулем всегда входят в зацепление, независимо от количества зубцов. Стандартом предписывается допустимый ряд значение модулей. Через модуль выражаются все основные параметры шестерни.
            • Высота зуба.

            Важными параметрами также являются высота головки и основания зуба, диаметр окружности выступов, угол контура и другие.

            Преимущества

            Передачи зубчатого вида обладают рядом очевидных достоинств. Это:

            • преобразование параметров движения (число оборотов и крутящий момент) в широких пределах;
            • высокая отказоустойчивость и ресурс работы;
            • компактность;
            • малые потери и большой коэффициент полезного действия;
            • небольшие нагрузки на оси;
            • стабильность передаточного числа;
            • несложное обслуживание и ремонт.

            Недостатки

            Зубчатым механизмам свойственны и определенные минусы:

            • При изготовлении и сборке требуется высокая точность и специальная обработка поверхностей.
            • Неизбежный шум и вибрация, особенно при высоких оборотах или больших усилиях
            • Жесткость конструкции приводит к поломкам при стопорении ведомого вала.

            При выборе вида передачи конструктор сопоставляет преимущества и недостатки для каждого конкретного случая.

            Механические передачи

            Механические передачи служит для того, чтобы передать вращение от ведущего вала к ведомому, от места генерации механической энергии (обычно — двигатель того или иного типа) к месту ее потребления или преобразования.

            Как правило, двигатели вращают свой вал с ограниченным пределом изменения числа оборотов и крутящего момента. Потребителям же требуются более широкие диапазоны.

            По методу передачи механической энергии среди передач различают следующие виды:

            Зубчатые передающие механизмы, в свою очередь, подразделяются на такие виды, как:

            • цилиндрические;
            • конические;
            • профиль Новикова.

            По соотношению скорости вращения ведущего и ведомого валов различают редукторы (снижающие обороты) и мультипликаторы (увеличивающие обороты). Современная механическая коробка передач для автомобиля объединяет в себе оба вида, являясь одновременно и редуктором, и мультипликатором.

            Функции механических передач

            Главная функция механических передач — это предать кинетическую энергию от ее источника к потребителям, рабочим органам. Помимо главной, передаточные механизмы выполняют и дополнительные функции:

            • Изменение числа оборотов и крутящего момента. При постоянном количестве движения изменения этих величин обратно пропорциональны. Для ступенчатого изменения применяют сменные зубчатые пары, для плавного подходят ременные или торсионные вариаторы.
            • Изменение направления вращения. Включает как обычный реверс, так и изменение направления оси вращения с помощью конических, планетарных или карданных механизмов.
            • Преобразование видов движения. Вращательного в прямолинейное, непрерывного в циклическое.
            • Раздача крутящего момента между несколькими потребителями.

            Механические» передачи выполняют и другие вспомогательные функции.

            Классификация механических передач

            Машиностроителями принято несколько классификаций в зависимости от классифицирующего фактора.

            По принципу действия различают следующие виды механических передач:

            • зацеплением;
            • трением качения;
            • гибкими звеньями.

            По направлению изменения числа оборотов выделяют редукторы (снижение) и мультипликаторы (повышение). Каждый из них соответственно изменяет и крутящий момент (в обратную сторону).

            По числу потребителей передаваемой энергии вращения вид может быть:

            • однопотоковый;
            • многопотоковый.

            По числу этапов преобразования – одноступенчатые и многоступенчатые.

            По признаку преобразования видов движения выделяют такие типы механических передач, как

            • Вращательно-поступательные. Червячные, реечные и винтовые.
            • Вращательно-качательные. Рычажные пары.
            • Поступательно-вращательные. Кривошипно-шатунные широко применяются в двигателях внутреннего сгорания и паровых машинах.
            Читайте также:  Чертеж для изготовления гриндера

            Для обеспечения движения по сложным заданным траекториям используют системы рычагов, кулачков и клапанов.

            Основные показатели для выбора механических передач

            Выбор типа передачи — сложная конструкторская задача. Нужно подобрать вид и спроектировать механизм, наиболее полно удовлетворяющий техническим требованиям, сформулированным для данного узла.

            При выборе конструктор сопоставляет следующие основные факторы:

            • опыт предшествующих аналогичных конструкций;
            • мощность и момент на валу ;
            • число оборотов на входе и на выходе;
            • требуемый К.П.Д.;
            • массогабаритные характеристики;
            • доступность регулировок;
            • плановый эксплуатационный ресурс;
            • себестоимость производства;
            • стоимость обслуживания.

            При высоких передаваемых мощностях обычно выбирают многопоточный зубчатый вид. При необходимости регулировки числа оборотов в широком диапазоне разумно будет выбрать клиноременной вариатор. Конечное решение остается за конструктором.

            Цилиндрические передачи

            Механизмы такого вида выполняют с внутренним или с внешним зацеплением. Если зубья расположены под углом к продольной оси, шестерню называют косозубой. По мере увеличения угла наклона зубцов прочность пары повышается. Зацепление косозубого вида также отличается лучшей износостойкостью, плавностью хода и низким уровнем шума и вибраций.

            Недостатком этого типа является возникновение паразитной силы, действующей вдоль оси колеса. Это создает лишнюю нагрузку на опорные подшипники.

            Коническая передача

            Если необходимо изменить направление вращения, а оси валов лежат в одной плоскости, применяют конический тип передачи. Наиболее распространенный угол изменения – 90°.

            Такой тип механизма более сложен в изготовлении и монтаже и, также как и косозубый, требует укрепления опорных конструкций.

            Конический механизм может передать до 80% мощности по сравнению с цилиндрическим.

            Реечная и ременная зубчатая передача

            Реечная передача преобразует вращательное движение в поступательное. Одно из зубчатых колес пары как бы развернуто в линию и представляет собой зубчатую рейку. Такой способ используется в рулевом управлений автомобиля, в других исполнительных механизмах.

            Ременная передача была изобретена в доисторические времена и с тех пор заметно видоизменилась и усовершенствовалась.

            Она состоит из двух закрепленных на входном и выходном валу колес-шкивов, охваченных кольцевым приводным ремнем. Вращение передается за счет сил трения, возникающих на шкивах.

            Плоские и круглые ремни используются при небольших нагрузках. Широкое распространение получил ремень в форме клина, шкив при этом выполняется со щечками, и зацепление осуществляется одной нижней и двумя боковыми поверхностями ремня.

            Ремни также снабжаются зубчатыми фрагментами. Поликлиновые передачи широко применяются в современных автомобильных и мотоциклетных вариаторах. Они позволяют передавать значительный крутящий момент и плавно регулировать скорость вращения ведомого вала.

            Достоинства и недостатки ременных передач

            • передача вращения на большие дистанции (до 20 метров);
            • низкий уровень шума и вибраций;
            • демпфирование динамических нагрузок упругим материалом ремня;
            • простое устройство и эксплуатация, смазка ремня не требуется).
            • большие размеры (при равной мощности шестерня в 5-6 раз меньше шкива);
            • переменное передаточное число из-за проскальзывания;
            • малая долговечность по сравнению с зубчатыми колесами.

            Чтобы обеспечить тяговую способность, ремень приходится подвергать большому предварительному натяжению. Это ускоряет износ подшипников и валов шкивов.

            Применение

            Из всех типов передач наиболее широко применяются зубчатые. Практически любой механизм, бытовой прибор, станок, механические часы, транспортное средство включает в себя зубчатые пары.

            В последнее время, с прогрессом электротехники, разработкой новых материалов и отходом двигателей внутреннего сгорания на второй план, использование зубчатых механизмов приобрело тенденцию к сокращению.

            Все чаще вместо редуктора используют электронную схему регулировки момента и числа оборотов электродвигателя. В электромобиле из нескольких тысяч движущихся частей, 30% из которых составляли разного вида шестерни, осталось несколько сотен.

            Тяговые электродвигатели размещены непосредственно в колесе, необходимость в сложной трансмиссии отпадает.

            Похожие тенденции намечаются и в бытовой технике.

            Свои позиции зубчатые редукторы и трансмиссии сохраняют там, где требуется передача очень больших мощностей и крутящих моментов. Это промышленные установки, горная техника, некоторые виды транспортных систем.

            Обслуживание

            Своевременное обслуживание любой техники в соответствии с рекомендациями ее производителя обеспечит ее нормальное функционирование, паспортную производительность и выработку планового ресурса.

            Обслуживание разбивается на несколько видов

            • текущее обслуживание;
            • диагностика;
            • планово-предупредительный ремонт;
            • внеплановый ремонт;
            • аварийный ремонт.

            При условии проведения текущего обслуживания и планово-предупредительных ремонтов в соответствии с графиками удается значительно снизить риски выхода оборудования из строя.

            Диагностика проводится с заданной периодичностью и призвана выявить негативные изменения в работе оборудования на ранней стадии и минимизировать потери времени и средств на внеплановые ремонты.

            Обслуживание зубчатых передач заключается в их своевременной смазке.

            Для ременных необходимо периодическое восстановление силы натяжения ремня.

            Диагностика проводится как методом визуального осмотра, таки измерением температуры, уровня шума и вибрации, ультразвуковым и рентгеновским просвечиванием механизма без его разборки.

            Стандарты

            Основные параметры различных видов передач нормируются соответствующими ГОСТами:

            • Зубчатые цилиндрические: 16531-83.
            • Червячные 2144-76.
            • Эвольвентные 19274-73.

            Дополнительные параметры, методы расчета и особенности эксплуатации описаны в других государственных стандартах.

            Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

            >

            Отправить ответ

              Подписаться  
            Уведомление о
            Adblock
            detector