Когда появилось электрическое освещение в россии

Содержание:

Великая страна нуждалась в крепкой основе, и экономика России не могла развиваться без энергетики. История отрасли прочно переплетена с историей всей страны, и в музейных экспонатах — фотографиях и артефактах — отражается каждая ступень развития отечественной энергетики.

В начале XIX века в области электротехники Россия занимает ведущие позиции, и Санкт-Петербург, столица царской империи, первым примеряет на себя все новинки. А. Н. Лодыгин изобретает лампу накаливания, П. Н. Яблочков — электрическую свечу, а Ф. А. Пироцкий доказывает возможность передачи электроэнергии на большие расстояния. «Свечу Яблочкова» используют для уличного освещения по всему миру, называют «русский свет», а Россию — «родиной электричества».

В 1879 году электрические фонари появились в Петербурге на мосту Александра II (ныне Литейном), а спустя четыре года — на Невском проспекте. Тогда же заработала первая электростанция общего пользования, а Царское Село стало первым европейским городом, полностью освещенным электричеством. Вскоре в городском транспорте происходит настоящая революция: привычные конки заменяет трамвай. Еще в 1895 году по льду Невы проложили первые трамвайные линии, а первый трамвай начал ходить по Петербургу в 1907-м. Развитие электроэнергетической отрасли набирает обороты: в 1880 году проводится первая в мире электротехническая выставка, создаются товарищество «Электротехник», «Общество электрического освещения 1886 г.», Кельнское общество «Гелиос», «Бельгийское анонимное общество электрического освещения Санкт-Петербурга», запускаются турбины первых электростанций. Каждая из этих исторических вех прослеживается в коллекции экспонатов и фото-свидетельств времени Музея истории энергетики Северо-Запада.

Изобретена электродуга Петрова

У истоков электрического освещения стоял Василий Владимирович Петров, профессор Императорской Медицинско-хирургической Академии в Петербурге. Свое знаменитое открытие — электрическую дугу, сопровождающуюся появлением яркого свечения и высокой температуры, — Василий Петров сделал в 1802 году. При проведении экспериментов ученый себя не жалел: качество работы батарей он проверял по ощущениям от электрического тока в пальцах.

Первые опыты электрического освещения в Петербурге

На надвратной башне Адмиралтейства был установлен фонарь с электрической дугой, предназначенный для освещения Адмиралтейской площади.

11 июля 1874

Запатентована лампа Лодыгина

Российский ученый Александр Николаевич Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания.

Павел Яблочков построил первую дифференциальную лампу конструкции Чиколева

Лампа Чиколева действовала с первого момента без ручной регулировки, требовала сравнительно небольшого тока и допускала последовательное включение в цепь произвольного числа ламп. Начиная с 1879 г. идея дифференциального регулятора Владимира Николаевича Чиколева получила широкое применение в прожекторостроении.

Инженер Пироцкий провел опыты по передаче энергии на расстоянии

Русский инженер и изобретатель Федор Аполлонович Пироцкий на Волковом поле в Петербурге провел опыты по передаче электроэнергии на расстоянии.

23 марта 1876

Свеча Яблочкова получила французский патент

Павел Николаевич Яблочков завершил разработку конструкции электрической свечи и получил французский патент № 112024, содержащий краткое описание свечи в её первоначальных формах.

Литейный мост стал первым в мире электро-освещенным мостом

Мост Александра II (Литейный) стал первым — и долгое время единственным — в мире мостом постоянного типа, на котором было установлено электрическое освещение. Вскоре после открытия моста на нём поставили электрические фонари со “свечами Яблочкова”.

30 января 1880

Создан Особый Электротехнический отдел Русского технического общества

Для содействия развития электротехники русские электротехники и ученые-изобретатели организовали в составе Русского технического общества Особый Электротехнический отдел.

Июнь 1880

Основан журнал «Электричество»

По инициативе Яблочкова, Чиколева, Лачинова и Лодыгина был основан старейший российский технический журнал «Электричество».

Март 1880 года

В Санкт-Петербурге открылась первая в мире электротехническая выставка

Выставка прошла в помещении Русского технического общества в Соляном городке в Санкт-Петербурге. Задачей выставки было «показать обществу современное состояние развития различных отраслей электротехники».

Организовано Товарищество «Электротехник»

Товарищество устраивало дуговое электрическое освещение в садах и общественных учреждениях, применяя главным образом дифференциальные лампы Чиколева, строило мелкие частные электростанции.

Читайте также:  Монтаж узо в щитке

Инженер Бенардос изобрел дуговую сварку

Инженер Бенардос изобрел «способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока», т. е. дуговую сварку.

Карл Сименс начал освещение центра Петербурга

В 1880 г. Товарищество «Электротехник» обратилось в Санкт-Петербургскую городскую думу с предложением осветить Невский проспект электричеством, а спустя три года начала действовать «Контора освещения Невского проспекта электричеством»

В Петербурге заработали первые электростанции общего пользования

Заработали две первые электростанции: одна на деревянной барже на реке Мойке у Полицейского моста, другая – у Казанской площади.

1885-1886

Электрический двор Эрмитажа обеспечил светом дворец

Крупнейшая для своего времени электростанция заработала в зимней резиденции царской семьи в Петербурге.

16 июля 1886 года

Основано и зарегистрировано промышленно-коммерческое «Общество электрического освещения».

Среди учредителей были «Сименс и Гальске», «Дойче Банк» и русские банкиры. С 1900 г. компания носит имя «Общество электрического освещения 1886 г.». Цель компании обозначалась согласно интересам главного учредителя Карла Федоровича Сименса: «Для освещения электричеством улиц, фабрик, заводов, магазинов и всякого рода других мест и помещений». Общество имело несколько отделений в разных городах страны и внесло очень большой вклад в развитие электрической сферы.

25 августа 1890

Царское село освещено полностью

Пущена центральная электростанция переменного тока с сетями на напряжение 2400 В. К 1894 году Царское село стало первым городом Европы, который был целиком освещен электричеством.

Представлена первая в мире трехфазная система передачи электроэнергии на расстояние

На Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне М.О. Доливо-Добровольский продемонстрировал первую в мире трехфазную систему передачи электроэнергии на расстояние около 170 км.

Станция инженера Смирнова заработала на Васильевском острове

В 1893 г. отставной полковник – инженер Н.В. Смирнов обратился к петербургскому градоначальнику с просьбой разрешить ему устройство на Васильевском острове Центральной электрической станции (ЦЭС) «с правом проводить от нее по улицам воздушные кабели и употреблять электрические токи напряжением до 2000 В». ЦЭС с расчетной мощностью 800 кВт, была пущена 21 декабря 1894 г. и располагалась на 12 линии В.О. (д. 15).

В Петербурге ввели в строй первую промышленную гидросиловую установку

Под руководством инженеров В.Н. Чиколева и Р.Э. Классона для электроснабжения Охтенского порохового завода в Петербурге пущена первая промышленная гидросиловая установка в России мощностью около 300 кВт.

Фирма «Подобедов и Ко» проложила первые трамвайные линии по льду Невы

Зимой 1895 г. в Санкт-Петербурге впервые начала функционировать электрическая железная дорога – маршрут от Зимнего дворца до Мытнинской набережной был проложен по льду через Неву.

Заключены договоры на строительство городских электростанций Петербурга

Санкт-Петербургское Городское самоуправление заключило концессионные договоры с тремя фирмами: «Обществом электрического освещения 1886 г.», Обществом «Гелиос» и Акционерным Анонимным Бельгийским Обществом на постройку и эксплуатацию электрических станций и сетевых сооружений.

27 апреля 1897 года

Кельнское общество «Гелиос» пускает в эксплуатацию первую стационарную городскую ЭС на Новгородской улице

Центральная электростанция Акционерного Общества «Гелиос» из Кельна построена в Рождественской части Санкт-Петербурга (Новгородская ул., д. 12-14).

22 мая 1898 года

Пущена первая паровая машина «Бельгийского анонимного общества электрического освещения»

Центральная электрическая станция «Бельгийского анонимного общества электрического освещения» (набережная реки Фонтанки, д. 104) построена в 1897 – 1898 гг.

16 ноября 1898 года

Введена в строй Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 г.»

В 1897 – 1898 гг. построена Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 г.» (Обводный канал, д. 76). 16 ноября 1898 г. в торжественной обстановке был осуществлен пуск станции в эксплуатацию.

Поиск товара

Поиск товара
Расширенный поиск
Появление электричества в России

В Москве электрическое освещение впервые появилось в 1881 году, а уже в 1883 году электрические светильники иллюминировали Кремль. Специально для этого была сооружена передвижная электростанция, которую обслуживали 18 локомобилей и 40 динамо-машин. Первая стационарная городская электростанция появилась в Москве в 1888 году.

В Санкт-Петербурге электрическое освещение появилось в апреле 1879 года, когда электрические фонари осветили Литейный мост. А первая электростанция постоянного тока заработала в 1883 году, на барже на реке Мойке, у Полицейского (ныне Народного) моста. С ее помощью 30 декабря того же года зажглись 32 фонаря на Невском проспекте на участке от Адмиралтейства до Аничкова моста. К 1898 году Петербург обслуживали уже три крупные центральные электростанции – ЦЭС.

Датой основания первой энергосистемы России принято считать 4 июля 1886 года. В этот день император Александр III подписал Устав «Общества электрического освещения 1886 года», которое было учреждено в Санкт-Петербурге Карлом Фридрихом Сименсом, братом основателя концерна Siemens.

Есть в Москве на Мясницкой, 24 дом, построенный по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, в нем в 1920 году заседала комиссия по разработке плана электрификации Советской России, о чем имеется памятная доска. Но то, что написано на доске — мягко говоря, далеко не вся правда, ведь коммунистическая пропаганда наплодила множество исторических мифов. На самом деле знаменитую фразу про "электрификацию всей страны" придумал вовсе не Ленин, и не кто-то из других большевиков. Да и гордость большевистского плана ГОЭЛРО — Днепрогэс, — спроектировали задолго до октябрьского переворота. Большевистская революция и Гражданская война лишь надолго отсрочили электрификацию России. По версии коммунистической пропаганды «гнилое самодержавие» не имело собственной энергетики, и только большевики ее стали развивать. Теперь разберемся, как было на самом деле.

В 1880 году на Литейном мосту в Петербурге появились доселе невиданные электросветильники. Всего через три года после этого в Петербурге была открыта первая электростанция мощностью 35 киловатт — она размещалась на барже, пришвартованной у набережной Мойки. Там было установлено 12 динамо-машин, ток от которых по проводам передавался на Невский проспект и зажигал 32 уличных фонаря. Станцию оборудовала немецкая фирма "Сименс и Гальске", на первых порах она играла главную роль в электрификации России.

Датой основания Ленэнерго считается 16 июля 1886 года, когда императором Александром III был утверждён устав «Общества электрического освещения 1886 года» Карла Сименса, объединившее ученых и коммерсантов в деле "электрификации всей страны" (эти якобы "ленинские" слова были уже тогда записаны в Уставе). Большую часть акционеров общества составляли иностранцы — в первую очередь тот же концерн "Сименс", — а вот технические кадры были российскими. Здесь работали все будущие создатели плана ГОЭЛРО — Глеб Кржижановский, Леонид Красин, Роберт Классон и другие. Уже тогда разрабатывались первые проекты масштабного строительства электростанций и линий электропередачи.

Хотя в области энергетики Российская империя отставала от самых развитых стран, развитие отрасли на рубеже ХIХ и ХХ веков шло семимильными шагами. В конце столетия были построены первые ТЭЦ мощностью более 5 мегаватт — Раушская в Москве и Охтенская в Петербурге. Но столицами дело не ограничивалось — первая в стране электростанция трехфазного тока появилась в 1893 году в Новороссийске. Трехфазный ток, впервые примененный русским инженером Михаилом Доливо-Добровольским, сделал гораздо дешевле как выработку электроэнергии, так и ее передачу на большие расстояния.

К 1896 году количество электростанций выросло до 35. КПД таких станций приближался к 25% (у современных парогазовых электростанций он достигает 60%). Все они принадлежали частным владельцам, в том числе 12 — Обществу электрического освещения. В 1899 году фирмы — участники Общества привлекли к финансированию работ по электрификации ведущие банки, основав Большой русский банковский синдикат. В основном синдикат занимался проведением трамвайных маршрутов и электрификацией железных дорог. Первый российский трамвай был пущен в 1892 году в Киеве, а в Москве он появился через семь лет. Позже городская Дума одобрила план строительства метро. Постепенно один российский город за другим переходил на электрическое освещение. Русские корабли активно оснащались электросиловым оборудованием.

Отдельно стоит сказать про научное обеспечение электрификации дореволюционной России. Финансируемые из казны высшие учебные заведения выпускали инженерные кадры для отрасли. При поддержке императорской Академии наук регулярно проходили электротехнические съезды — с 1900-го по 1913 год их состоялось восемь. На съездах обсуждались как конкретные планы строительства отдельных объектов, так и стратегические перспективы. Среди последних наиболее масштабным был проект, разработанный в начале ХХ века великим ученым Владимиром Вернадским. Он предусматривал создание к 1920 году на всей территории страны широкой сети электростанций, энергия которых могла питать новые промышленные районы. Собственно, именно эти идеи и легли в основу будущего "ленинского" плана ГОЭЛРО.

Отечественная наука опиралась на развитие российского предпринимательства. Постепенно российские предприниматели теснили иностранцев — особенно после начала Первой мировой войны, когда немцы покинули российский рынок. Наиболее бурную деятельность развил бакинский нефтепромышленник Абрам Гукасов, ставший ведущим производителем электрического кабеля и главой АО "Рускабель". На его деньги в Москве был построен крупный завод "Динамо", производивший электромоторы и генераторы по западным технологиям, но из местных деталей. Тогда же открылась фабрика "Светлана" — первый в стране производитель электрических ламп по патентам Эдисона.

Если в 1909 году доля российских капиталов в электротехнической отрасли составляла 16,2%, то к 1914-му она достигла 30%. Во многом это было связано с таможенно-тарифной войной, которую тогдашний министр финансов Витте развязал в 1890-х годах с Германией. Итогом этой войны стало создание таких условий, когда германским (а именно они лидировали в то время в энергетическом машиностроении) фирмам оказалось выгоднее создавать производства в России, чем ввозить сюда уже готовую продукцию. В целом за годы предвоенного промышленного подъема приращение иностранных инвестиций в энергетическую отрасль составило 63%, тогда как российских — 176%. Энергетика в стране развивалась темпами, постоянно опережающими рост экономики в целом — по 20-25% в год.

В 1912-м году сотрудники «Общества электрического освещения» взялись за создание крупных электростанций, которые могли бы снабжать энергией целые районы. Первой такой станцией стала «Электропередача» мощностью 9 мегаватт в Московской области, вокруг которой сейчас раскинулся городок Электрогорск. Эта станция до сих пор является местом проведения многочисленных экспериментов в области тепловой энергетики. На седьмом Всероссийском электротехническом съезде в 1913-м году инженеры договорились, что самый перспективный способ передачи энергии на большие расстояния – воздушные высоковольтные линии. Кабельный завод в Москве работал уже почти полвека, меди хватало, дерева для постройки опор – тоже. К 1914-му году постройка ЛЭП была завершена и Москва получила своё электричество.

Русские изобретатели еще в 19 веке думали над освоением громадных ресурсов гидроэнергии. Первая ГЭС (тогда ее называли "водоэнергетической установкой") мощностью 700 киловатт была построена на кавказской речке Подкумок у города Ессентуки в 1903 году. Вторую построили монахи на Соловецких островах. В 1910 году по соглашению с американским концерном "Вестингауз" началось строительство Волховской ГЭС, мощность которой должна была достичь уже 20 мегаватт. А в 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах — будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта провели немецкие специалисты; они же предложили проложить в обход будущей ГЭС канал, который сделал бы Днепр судоходным. Строительство примерной стоимостью 600 млн золотых рублей должно было начаться в 1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война.

В 1913-м году на российских речках насчитывались уже тысячи небольших электростанций. К 1917-му году суммарная мощность гидроэлектростанций России достигала 19 МВт. Самая крупная из них вырабатывала 1350 кВт электричества – эта Гиндукушская ГЭС работает до сих пор.

В турбинном зале Гиндукушской ГЭС

Еще раз напомним, что производство электричества в России росло быстрее, чем во всех других странах, кроме Штатов, — на 20-25% в год. Подсчитано, что если бы эти темпы сохранились, при к 1925 году наша страна стала бы первой в мире в этой области. По производству электроэнергии Россия в 1913 г. занимала 5-е место мире (1,88 млрд кВт*час), уступая США (26,3 млрд кВт/час), Германии (8 млрд кВт/час, 4040 электростанций), Великобритании (2,5 млрд кВт/час) и Италии (2,2 кВт/час) и опережая Францию (1,8 млрд кВт/час) и Японию (1,5 млрд кВт/час). На 1913 г. в империи имелось 9 537 электростанций , отпустивших потребителям примерно 1,876 млрд кВт/час энергии. Из них 1,283 млрд (68,4%) отпущено на «технические нужды и для движения»; 385 млн (20,5%) на освещение всех видов и 205 млн для трамваев. 316 центральных станций отпустили потребителям 620,3 млн кВт/час, из них 240 млн. на технические нужды; 175,5 млн на освещение всех типов (в т. ч. 32,1 млн на уличное) и 205 млн на трамваи. 9221 частная станция отпустила 1,255 млрд кВт/час, из них св. 1,046 млрд на технические нужды и 209 млн на освещение. Теперь на центральные станции приходилась уже 1/3 производства, на них опять полностью ложилось обеспечение трамвайных линий и освещения улиц.

Ещё более интересно обстоит дело непосредственно с набившим оскомину «планом ГОЭЛРО». По тем же официальным советским данным СССР выработал в 1928 году лишь 5 млрд кВт*час. То есть, по сути, в том году лишь удалось выйти на дореволюционный уровень. Обойти достижения 1916 года Советскому Союзу удалось лишь 13 лет спустя – в 1929 году производство электроэнергии достигло 6,2 млрд кВт*час. Стоит упомянуть и о том, что такие показательные примеры электрификации просторов России, как электрическое освещение городов и трамвайный транспорт, тоже до революции находились на довольно приличном уровне. Первый трамвай на электрическом ходу появился в 1891 году в Киеве, последний – в 1916 году в Архангельске. За 1916 год трамваи Москвы перевезли 395 млн пассажиров, Петрограда – 383 млн, Киева – 108 млн, Одессы -55 млн, Самары – 38 млн, Ростова-на-Дону – 38 млн, Харькова – 35 млн, Екатеринослава – 27 млн. Четверть трамвайных предприятий были казенными (муниципальными), остальные – частные. Электрифицированные железные дороги использовались и для перевозки товарных грузов. Электрические фонари к 1916 году давно уже перестали быть диковинкой, и освещали улицы не только «двух столиц», но и многих других городов империи. Среди них Оренбург, Ярославль, Смоленск, Рига, Уфа, Барнаул, Вятка, Калуга, Красноярск, Омск, Хабаровск, Благовещенск, Владивосток, и это далеко не весь список.

Придя к власти и победив собственный народ в Гражданской войне, большевики тоже принялись развивать энергетику. В реализации большевистского плана электрификации тоже активно участвовали западные компании: в годы первых пятилеток до 70% электротехнического оборудования поступало из-за границы. Кстати, до революции эта доля была меньше — примерно 50%. Лишь к середине 30-х годов в СССР был налажен выпуск собственных турбин, генераторов и всего необходимого для отрасли.

Западные специалисты получали от Советского правительства высокие зарплаты и трудились на совесть. Шеф-консультант Днепростроя полковник Купер за успехи в коммунистическом строительстве был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Не так благополучно, как у западных специалистов, сложились судьбы крупнейших советских энергетиков. Из одного только руководящего ядра Комиссии ГОЭЛРО пять человек были репрессированы: Н. Н. Вашков, Г. Д. Дубеллир, Г. К. Ризенкамф, Б. Э. Стюнкель и Б. И. Угримов.

Источники:
Монография доктора исторических наук Николая Симонова «Развитие электроэнергетики Российской империи: предыстория ГОЭЛРО»

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector