Компрессор низкого давления для покраски
Содержание:
- 1 Чем отличается краскопульт от малярного пистолета?
- 2 Принцип работы краскораспылителя – разбираемся с аббревиатурами!
- 3 Краскопульт – преимущества низкого давления
- 4 Параметры и характеристики компрессора
- 5 Масляные или безмасляные компрессоры?
- 6 Компрессоры с прямым или с ременным приводом?
- 7 Какой размер ресивера выбрать?
- 8 Какой компрессор для покраски выбрать?
- 9 Можно ли красить машину компрессором с маленькой производительностью?
- 10 Какой шланг для подключения краскопульта выбрать?
- 11 220 или 380 вольт?
- 12 Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…
- 13 Система окрасочного пистолета
- 14 Настройка входного давления
- 15 Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
- 16 Размер факела при окраске
- 17 Подача краски
- 18 Диаметр сопла
- 19 Тестируем краскопульт
- 20 Резюме
Никакой инструмент не справится с покраской лучше, чем краскопульт низкого или высокого давления! Пока что это высшая ступень эволюции покрасочных инструментов, и это не предел! Краскопульты совершенствуются с каждым годом.
Чем отличается краскопульт от малярного пистолета?
Краскопульт для профессионального маляра – то же самое, что скальпель для хирурга, важнейший инструмент, без которого нужный результат не получить. Работают они, благодаря сжатому воздуху, который под давлением распыляет мелкие капельки краски – это если совсем коротко описать принцип работы, но на рынке вы найдете огромное разнообразие устройств, отличающихся как функционалом, так и особенностями распыления.
Внешне практически все краскораспылители схожи, новичок вряд ли отличит краскопульт для водоэмульсионной краски от аппарата для лакокрасочных материалов. Отличия кроются внутри, в строении воздушных насадок, в конструкциях внутренних каналов, по которым проходит воздух. Эти особенности влияют как на скорость выполнения задач, так и на удобство при эксплуатации. Мы коснулись темы устройства аппарата, рассмотрим же его более детально.
Электрический краскопульт (так его называют, поскольку он работает от компрессора, подключенного к сети) состоит из корпуса, насоса, шланга, регулятора расхода смеси, бачка, пускового курка и кнопки выключателя – такое описание натолкнет вас на мысль, что перед вами обычный малярный пистолет. Но краскопульт делают краскопультом те самые нюансы, например, регулятор подачи воздуха, который служит для тонкой настройки давления на выходе. Профессиональные инструменты оборудованы регулятором формы «факела» – выходной струи краски. За количество подаваемой краски отвечает регулятор открытия форсунки.
Принцип работы краскораспылителя – разбираемся с аббревиатурами!
Краскопульт работает от пневматической энергии, которая конвертируется компрессором из электрической. Под каждый инструмент профессионалы подбирают компрессоры, исходя из нужного давления и расхода воздуха. Чем меньше давление для краскопульта, тем экономичнее будет инструмент, зачастую именно таким и отдают предпочтение потребители. Для удобства выбора все устройства имеют маркировку, зная расшифровку которой вы поймете, что именно за инструмент у вас в руках. Так, инструмент с высокой эффективностью подачи обозначается как High Transfer Efficiency или HTE, если же устройство с низким давлением и небольшим объемом воздуха, то маркировка будет следующей – Low Volume Low Pressure (LVLP).
Пониженное давление маркируется как RP – Reduced Pressure, а низкое давление с высоким объемом воздуха – HVLP (High Volume Low Pressure). Существуют аппараты и со средним давлением – MP (Middle Pressure), а также LVMP (Low Volume Middle Pressure) – краскопульты с низким объемом и средним давлением. И, наконец, краскопульт высокого давления – это НР (High Pressure). Запоминать их все нет никакой необходимости, достаточно выбрать оптимальный вариант и определиться с инструментом из этой категории, а знание аббревиатуры позволит вам не быть обманутым.
Краскопульт – преимущества низкого давления
Краскопульты высокого давления относятся к проверенным инструментам. Их справедливо можно назвать ветеранами среди всех покрасочных устройств, хотя у них есть, помимо преимуществ, и весомые недостатки. Особенность таких устройств – высокое давление лакокрасочных материалов на выходе. Если на входе рекомендуемое давление должно составлять около 5 атмосфер, то на выходе вы получите приблизительно полторы атмосферы. При этом расход воздуха небольшой – в некоторых моделях достаточно и ста литров в минуту.
К достоинствам систем НР (High Pressure) относится широкий угол распространения краски по поверхности, а также достаточно высокая скорость нанесения. А вот с минусами посложнее – чаще всего, такие системы критикуют за низкий процент попадания покрасочного материала на целевую поверхность, поскольку большая часть краски просто улетает из-за слишком высокого давления. Разлетевшаяся краска ровным слоем оседает на всех поверхностях, которые есть рядом, поэтому красить в закрытых помещениях, где есть другие инструменты, не рекомендуется.
Помимо этого, высокое давление способствует завихрению воздуха, потоки которого привлекают много пыли и мусора.
Все это липнет к поверхности, и единственным выходом после покраски является шлифовка и полировка. Другое дело системы HVLP. Изначально они создавались под эгидой природоохранных движений, которых заботил вопрос высокого уровня загрязнений среды краскопультами высокого давления. Конструкция краскопультов низкого давления основана на особом строении воздушных каналов, благодаря которым на обрабатываемую поверхность попадает больше половины материала и в два раза больше, чем при покраске системами высокого давления. Давление на выходе у систем низкого давления составляет порядка 0,7 атмосфер, тогда как на входе – около 3. В результате разработчики убили двух зайцев – получили экономичный инструмент, который в два раза меньше, по сравнению с предыдущим, вредит окружающей среде.
Минус такой системы – в ее невысокой скорости работы, поскольку наносить ЛКМ нужно с достаточно близкого расстояния, что уменьшает охват площади за отрезок времени. Кроме того, HVLP потребляют много воздуха, поэтому в комплекте к ним должен идти мощный компрессор, выдающий от 350 литров воздуха в минуту. И инструменты такого рода нуждаются в установке дополнительных фильтров, очищающих воздух от влаги и масла, которые в избытке вырабатывает агрегат, отвечающий за нагнетание воздуха. Помимо прочего, с такими инструментами будет достаточно тяжело работать новичкам – стоит на миг задержать руку на одном месте, как тут же возникнут подтеки краски, да и красить не во всех местах удобно, поскольку у аппарата малая дистанция.
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
В этой статье рассмотрим какие компрессоры бывают, их характеристики, на что стоит обратить внимание при выборе компрессора для покраски автомобиля.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Компрессор представляет собой устройство, которое сжимает и потом выдаёт воздух под давлением.
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
Для использования в мастерских распространены два типа компрессоров:
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
- ротационные винтовые
- поршневые
Другие типы компрессоров имеют специфическое применение.
p, blockquote 5,0,1,0,0 —> Винтовой компрессор
Винтовые компрессоры сжимают воздух двумя роторами-винтами. Они могут без перерыва работать и не перегреваться. Имеют высокую производительность и надёжность, но дорого стоят, что ограничивает их применение. Винтовой компрессор подойдёт для большой мастерской, где он будет работать постоянно.
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
Поршневые компрессоры сжимают воздух при помощи одного или нескольких цилиндров. Такой компрессор при работе нагревается и требует периодической остановки и охлаждения. Это определяет его рабочий цикл. Кроме того, одним из недостатков поршневых компрессоров является повышенный уровень шума, который они создают во время работы.
p, blockquote 7,0,0,0,0 —> Поршневой компрессор
В целом, компрессоры являются достаточно износостойкими устройствами. К примеру, ротационный компрессор может проработать от 40000 до 60000 часов. Это эквивалент беспрерывной работы в течение 20–30 лет. При регулярном обслуживании, поршневые масляные компрессоры могут прослужить от 10 до 15 лет.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Поршневые компрессоры наиболее популярны для применения в мастерских и в быту. Они имеют доступную стоимость. Даже высокопроизводительные модели стоят сравнительно недорого. Именно этот тип компрессора мы будем рассматривать в этой статье.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
Параметры и характеристики компрессора
Масляные или безмасляные компрессоры?
Поршневые компрессоры бывают: смазываемые маслом (используют масло, чтобы смягчить работу цилиндров, поршней и поршневых колец). Воздух на выходе в таких компрессорах требует обязательной фильтрации (устанавливается влагомаслоотделитель), чтобы масло не попало в воздух при распылении и не испортило покраску.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Не смазываемые – используют тефлоновые (и другие) поршневые кольца. Такие компрессоры не требуют смазки и обычно имеют более лёгкий вес, так как в них используются алюминиевые компоненты, вместо чугунных. Тефлоновые кольца также требуют периодической замены. Безмасляные компрессоры не требуют фильтрации воздуха от масла, но требуют установки влагоотделителя. Они более просты в обслуживании, так как не требуют доливки и замены масла.
p, blockquote 11,1,0,0,0 —>
Безмасленные компрессоры работают громче, греются и изнашиваются быстрее.
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
Масленые компрессоры могут использоваться более интенсивно и более долговечны.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Компрессоры с прямым или с ременным приводом?
В компрессорах с прямым коаксиальным приводом шкив электродвигателя соединён с коленвалом напрямую. Такие компрессоры имеют более низкую стоимость, чем компрессоры с ременным приводом. Они подойдут для периодического, не интенсивного использования.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —> Ременный привод
В компрессорах с ременным приводом энергия двигателя передаётся с помощью ремня. Они надёжнее и долговечнее, чем компрессоры с прямым приводом, потому что диаметр маховика блока цилиндров больше, чем диаметр шкива двигателя, происходит снижение числа оборотов коленвала, уменьшается трение и износ движущихся частей. Ременные компрессоры обладают более низким уровнем шума, рассчитаны на более длительную эксплуатацию, имеют лучшее КПД. Для профессионального использования лучше покупать компрессор с ременным приводом.
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
Какой размер ресивера выбрать?
Какой компрессор для покраски выбрать?
Выбирайте компрессор, который сможет удовлетворить потребности вашего краскопульта. Большинство современных краскопультов требуют много воздуха для распыления (200–400 литров в минуту) и низкое давление. Это означает, что распыляемый материал имеет меньшую скорость, поэтому меньше вероятность скачков при распылении. HVLP производит более мягкое распыление, сокращает потерю материала и увеличивает эффективность передачи материала. Для краскопультов указывается расход воздуха, при котором они будут нормально работать. Выходная производительность компрессора является решающим параметром для нормального функционирования покрасочного пистолета. Этот параметр указывает, сможет ли компрессор достаточно быстро сжать воздух, чтобы поспеть за краскопультом.
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
Существуют также краскопульты LVLP , которые подобны краскопультам HVLP , но требуют меньший объём воздуха для распыления ( LVLP – Low Volume Low Pressure, низкий объём и низкое давление). Такие краскопульты могут требовать менее 200 литров воздуха в минуту для работы. Выбирая такой краскопульт нужно учитывать его недостатки. Они имеют низкую скорость распыления и факел меньшего размера. Более подробно о краскопультах можете прочитать в статье “как выбрать краскопульт”.
p, blockquote 17,0,0,1,0 —>
Компрессор лучше брать с запасом производительности (на 20–40%), чтобы он не работал на пределе и не грелся. Таким образом, компрессор будет запускаться реже, и не будет нагреваться, что сохранит воздух более холодным и сухим. Если постоянно собираетесь заниматься покраской, то лучше брать масляный компрессор с ременным приводом, с ресивером 100 литров и производительностью 440–650 литров в минуту. Или же, учитывайте все вышеприведённые сведения, и выбирайте самый дорогой и производительный компрессор, который можете себе позволить.
p, blockquote 18,0,0,0,0 —>
Можно ли красить машину компрессором с маленькой производительностью?
При недостаточной производительности компрессора, давление воздуха будет падать после короткого промежутка времени распыления краски. Из-за этого меняется факел краскопульта, и нанесение краски становится неравномерным. Чтобы продолжить нормально красить, приходится ждать некоторое время, когда нормальное давление восстановится. При нанесении обычной краски (не «металлик» или «перламутр») таким компрессором возможно красить панель за панелью, но с большими панелями (капот, крыша) может возникнуть проблема. При нанесении краски с эффектом «металлик» скачки в давлении могут стать причиной неравномерного распределения алюминиевых частичек, что станет причиной дефектов покраски. Маломощный компрессор придётся ждать, когда он восстановит нужное давление, пока краска сохнет, что не очень хорошо.
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
Лучше, чтобы компрессор имел запас, иначе он будет постоянно работать на пределе, создавая много тепла и влаги, либо придётся периодически останавливаться и ждать, когда восстановится запас сжатого воздуха.
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
Какой шланг для подключения краскопульта выбрать?
Шланг между краскопультом и компрессором может сокращать давление, если он слишком маленького диаметра. Краскопульты HVLP имеют более высокие требования к объёму воздуха, поэтому шланг должен быть не менее 8 мм внутреннего диаметра. Также, длина шланга не должна быть излишней, так как это приводит к падению давления.
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
220 или 380 вольт?
Нужно учитывать, сможет ли выбранный вами компрессор нормально запуститься с учётом электроснабжения в вашей мастерской. Какое выбрать питание 220 или 380 вольт? Если есть возможность подключения, то лучше выбрать 380 вольт. Компрессоры, подключённые к однофазной сети более чувствительны к пониженному напряжению. Можете перейти по ссылке и изучить огромный ассортимент компрессоров.
p, blockquote 22,0,0,0,0 —> p, blockquote 23,0,0,0,1 —>
В борьбе за безупречный внешний вид автомобиля главным «личным оружием» маляра является покрасочный пистолет — по-научному краскопульт. В отличие от «рыцарей плаща и кинжала», маляры применяют свои пистолеты в сугубо мирных целях (и слава Богу!), хотя привязаны они к ним не меньше, чем агент 007 к своей «беретте». О настройке краскопульта, его подготовке к «покрасочному бою», мы и расскажем на этот раз.
Сегодня вы узнаете
Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…
Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки.
В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.
Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов
Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:
- корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
- спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
- выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
- резервуар (бачок) для краски,
- регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.
Устройство краскопульта SATA
К особенностям конструкции можно, пожалуй, еще отнести механизм спускового рычага. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.
Функции и расположение регуляторов
Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.
- Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
- Второй ответственен за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
- На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.
Регуляторы на корпусе краскопульта SATA
Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух — материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.
Система окрасочного пистолета
В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:
- конвенциональные (высокое давление);
- HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
- LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).
Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. “Изюминка” скрыта внутри конструкции
На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).
Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт.
Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.
Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами
К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.
Настройка входного давления
Давление на входе в краскопульт — параметр нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.
Сразу оговоримся, что настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукояти пульверизатора. Ибо на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке краскопульта позволит настроить давление более точно.
Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора
Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.
1. Откройте (отверните) до максимальных значений винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет никакой роли.
2. Затем нажмите на спусковой рычаг пистолета так, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.
Напоминаем, что для конвенциональных пистолетов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).
Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.
3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.
Если пистолет оборудован встроенным манометром
Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.
SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром
Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.
Если манометр без регулятора
Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ
Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.
Выбирая давление в этом случае важно помнить о том, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.
Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
Допустим, вы купили на рынке недорогой окрасочный пистолет с единственной «маркой» «Professional» во всю рукоять, и больше никаких данных об этом краскопульте вам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже имени производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.
Залейте в бачок краскопульта эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регуляторы и, вращая регулировочный винт на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пульверизатора.
Должны предупредить, что прибегнув к этим рекомендациям, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Основная проблема настройки дешевых покрасочных пистолетов заключается в том, что для достижения равномерного факела требуется либо огромное количество воздуха, что требует применения более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно раскладывать базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.
Качественный профессиональный краскопульт отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от ширпотреба «мэйд ин чайна».
SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.
Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и выйдет недурно. Покрасит и вторую — тоже хорошо. А на третьей, например, возникнут проблемы… Поэтому виртуозам малярки жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех. Но эта проблема выходит за рамки нашей сегодняшней статьи, поэтому рассуждать на эту тему мы дальше не станем.
Размер факела при окраске
Практика показывает, что наибольшая эффективность окраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.
Конечно, в определенных случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно варьировать исходя из необходимости на ваше усмотрение. Но в общем и целом, повторяем: регулировочный винт размера окрасочного факела должен быть открыт «на всю катушку».
Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.
Подача краски
Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу лакокрасочного материала рекомендуется открывать полностью. На большинстве краскопультов максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.
При полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.
Диаметр сопла
Немаловажен для маляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.
Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):
- базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
- акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
- жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
- грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм;
- жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
- антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов).
Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.
Разбег в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».
Тестируем краскопульт
Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:
- тест правильности формы отпечатка факела;
- тест на равномерность распределения краски в факеле;
- тест на качество распыления.
Основным из них является первый, с него и начнем.
Тест правильности формы отпечатка факела
Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.
- Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
- Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
- Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
- Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.
Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контороль формы пятна распыла. Процедуру необходимо выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально
При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.
Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.
Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте здесь.
Для опытного мастера важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). На основании этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.
Следует иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.
Тест на качество распыления
Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.
Тест на качество распыления
Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.
Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.
Резюме
- При полной окраске кузова, окраске отдельных деталей и прочих значительных поверхностей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений.
- При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела.
- Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,5-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту.
- Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта).
- Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.
И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.
Отправить ответ