Место где работает кузнец

Кузница. Это место, где мастер выполняет все кузнечные работы. Оптимально, когда кузница представляет собой отдельное просторное помещение, на 10-15 метров удаленное от жилища. Но если такого помещения нет, то для начала можно устроить крытый навес во дворе и оснастить его самыми необходимыми приспособлениями.

Самые необходимые приспособления включают в себя кузнечный горн, наковальню, стол для выполнения кузнечных работ, слесарный верстак, подставка или стеллаж для кузнечного и слесарного инструмента, равно как и сам кузнечный и слесарный инструмент, бак с холодной водой. Пригодиться в кузнице могут точило, сварочный аппарат, давильные прессы.

Основа оснащения кузницы — горн. По сути дела, горн — это простейшая печь для нагрева кузнечных заготовок и прогрева поковок в процессе работы. Топливом для гона является каменный или древесный уголь. В отличие от обычной печи горн имеет открытую топку и принудительную подачу воздуха, осуществляемую при помощи разных приспособлений.

В старинных кузницах устанавливали монументальные сооружения — стационарные горны. Вначале ставили деревянный сруб высотой по пояс и плотно набивали его горелой землей, песком, битым мелким камнем или глиной. В середине сруба делали углубление (горнило) и сбоку подводили к нему толстую чугунную или медную трубу (фурму). Другой конец фурмы соединяли с мехами (рис.81). Воздух из мехов подавался через фурму в горнило к горящим в нем углям. Этот процесс и есть дутье. Чем сильнее поток воздуха, тем выше становилась температура в горниле. Выкладывали классические кузнечные горны и из кирпича.

Если у вас есть возможность, постройте горн. Он прослужит очень долго. Конечно современный горн, даже если он построен по принципу классического, будет выглядеть немного иначе.

Горн в кузнице устанавливают по центру стены, противоположной входу. Постамент стола выполняется так же, как у классического горна. Это может быть и деревянный сруб, и кирпичный постамент, заполненный изнутри песком, глиной и пр. Оптимальная высота стола — 7 0 -80 см., а размеры сторон достигают 1,5-2 метров и даже больше, если стол устанавливается с расчетом на изготовление крупных изделий вроде оград. Поверхность стола горна выкладывают из огнеупорного кирпича, железобетона, пиленого камня. В центре стола располагают очаг или так называемое горновое гнездо. Оно может иметь круглую или квадратную форму размером 20х20 или 40х40 см при глубине 10-15 см. В это отверстие вставляется фурма. Она представляет собой толстостенный резервуар, сверху накрытый подовой доской. Сбоку к фурме приваривают патрубок — отрезок трубы из тугоплавкой стали. Противоположный конец патрубка соединяют с нагнетающим устройством (вентилятором, нагнетающим гнездом пылесоса, компрессора или мехами). Воздух от нагнетающего устройства через патрубок подводится в корпус фурмы, а затем через подовую доску попадает в зону горения. От конфигурации отверстий подовой доски зависит вид пламени. Так, равномерно расположенные круглые отверстия дают цилиндрическое факельное пламя, а щелевые отверстия (в том числе и обычная печная колосниковая решетка) — узкое и удлиненное пламя.

Разжигают кузнечный горн следующим образом. В горнило на подовую доску насыпают тонкий слой угля, сверху кладут слой стружек и мелких древесных щепок, смоченных керосином. Сверху укладывают немного сухих дров. На горящие дрова насыпают еще один слой угля и начинают дутье. Как только угль раскалится докрасна, можно начинать нагрев заготовок. Периодически уголь сбрызгивают водой, чтобы сверху образовалась корочка, удерживающая внутри горящей массы высокую температуру. Зола от перегоревших дров и угля просыпается в фурму. Периодически фурму очищают от золы. Для этого дно фурмы оснащают так называемой донной крышкой.

Постамент кузнечного стола можно собрать из стальных уголков, соединив их сваркой или болтами так, чтобы верхние уголки для плоскости стола были развернуты ребрами вверх. В образовавшуюся раму укладывают толстый железный лист с отверстием для фурмы. Остальное пространство стола закладывают кирпичом или другим материалом, как и в первом случае.

Для нагрева заготовок можно использовать и паяльную лампу. Ее устанавливают в заранее приготовленную ямку, а рядом складывают небольшую печь из огнеупорного кирпича. Можно соорудить конструкцию, в которой паяльная лампа будет располагаться под печью, давая кузнецу больше свободы в перемещениях. Для этого кирпичи ставят на торец, укладывают на них колосниковую решетку, а на нее устанавливают в виде печи четыре кирпича. В это углубление засыпают уголь. Паяльную лампу с помощью патрубка подводят под колосниковую решетку. Заготовки в этом случае закладывают в щель между кирпичами. Использовать такую печь можно лишь для заготовок небольшого размера .

Над горном надо обязательно сделать горновой кожух. Это обычная вытяжка для отвода образующихся во время работы вредных газов. Размеры нижнего входного отверстия кожуха соответствуют размерам кузнечного стола. Укрепляют вытяжку на высоте 50-60 см от рабочей поверхности стола. Вообще, чем ниже установлена вытяжка, тем эффективней она работает. Если в соответствии с вашим ростом можно понизить уровень входного отверстия вытяжки, сделайте это. Лучший вариант горнового кожуха — закрепленная металлической рамой вытяжка, выполненная из огнеупорного кирпича. Можно сделать кожух из листового железа толщиной 0,5-1,5 мм. Главный недостаток металлических кожухов — быстрое прогорание (окисление под воздействием высокой температуры и газов с последующим разрушением).

Оптимальный вариант — устройство кузницы в отдельном помещении. Как уже говорилось, горн устанавливают в центре стены, противоположной входу. Наковальню размещают на расстоянии 1-2 метра от горна, чтобы ее конический рог находился слева от кузнеца, стоящего спиной к горну. Вокруг наковальни должно быть достаточно пространства для свободных перемещений кузнеца и, при необходимости, работы молотобойца. Между наковальней и горном располагают бочку с водой для охлаждения поковок и инструмента. Вода пригодится и в момент пожарной опасности. Чтобы вода в бочке была постоянно холодной, ее на 2/3 зарывают в землю. Рядом с наковальней должен быть столик для кузнечного инструмента. Чтобы он занимал меньше места, его можно сделать двухъярусным — на верхней плоскости размещают инструмент, которым пользуются часто, на нижней полке менее ходовой. У соседней стены размещают кузнечные тиски, на которых производят высадку, гибку, скручивание. Рядом с тисками — слесарный верстак. В углах располагают ящики с углем, дровами, песком.

Читайте также:  Шлифмашинки для авто какую выбрать

Материалы. Основной материал, который используют в своем деле кузнецы — сталь. Общеизвестно, что сталь — это сплав железа с углеродом. По доле углерода в сплаве стали делятся на низкоуглеродистые (до 0,25% углерода), среднеуглеродистые (0,25-0,6%) и высокоуглеродистые (0,6-2%). Повышение содержания углерода в стали увеличивает ее твердость и закаливаемость, но снижает пластичность и ковкость. Для улучшения физико-механических свойств сталей в них вводят различные добавки. Это могут быть никель, мышьяк, медь, фосфор, сера и др. Причем содержание добавок в сплаве четко контролируется, ведь при превышении некоторого порога вместо улучшения качества можно получить обратный эффект. Особенно важно не допустить превышения содержания в сплаве серы и фосфора. Чем меньше в стали этих примесей, тем выше ее качество.

В зависимости от химического состава стали делят на углеродистые и легированные. Углеродистые в свою очередь подразделяются на стали обыкновенного качества, качественные углеродистые стали и стали специального назначения. Благодаря своей пластичности, для кузнечных работ хорошо подходят стали обычного качества с содержанием углерода от 0,1 до 0,3%. Эти стали хорошо свариваются, легко режутся. Маркировки таких сталей Ст0, Ст1, Ст2. В принципе, вполне удовлетворительно и качество сталей Ст3-Ст6. Чаще всего они встречаются в виде проволоки, прутков, полос и листов. Наиболее доступным источником нужной стали является металлолом. При этом имейте в виду, что из стали Ст0 чаще всего изготовляют строительную арматуру, из стали Ст1 — сварочные конструкции, из стали Ст2 и Ст3 — железнодорожные костыли, болты, гайки, гвозди.

Название "углеродистые качественные стали" подразумевает пониженное содержание вредных примесей и, как следствие, повышение качества и улучшение механических свойств. Лучше всего для ковки подходят качественные стали марок Ст10 и Ст15 (0,10 и 0,15% углерода соответственно).

Из углеродистых инструментальных сталей изготавливают различные инструменты. Маркировка этих сталей начинается с буквы "У", после которой цифрами проставляют содержание углерода в десятых долях процента. Например, стали марки У9 содержит 0,9% углерода. Инструментальную сталь также можно использовать в изделиях, материалом для которых послужит какой-нибудь пришедший в негодность инструмент.

Легированные стали в обязательном порядке содержат добавки, нацеленные на придание стали тех или иных качеств. Например, уже упоминавшийся никель придает стали прочность и твердость, повышает устойчивость к коррозии. Вольфрам и ванадий увеличивают жаропрочность и притормаживают образование окалины при нагреве стали до высоких температур. Кремний придает упругость. Легированные стали, в зависимости от приобретенных в результате легирования свойств, применяются в конструкциях, которые должны выдерживать серьезные физико-механические или физико-химические нагрузки. Изготавливают из них и разнообразные инструменты. Из цветных металлов в кузнечном деле используют в основном медь и ее сплавы (латунь, бронзу), а также алюминий и его сплавы.

Хорошо, если в руки попадают заводские материалы с проставленной маркировкой. А если работать придется с металлом, переработанным из металлолома? Как определить его марку? Все, что вам потребуется, — это точильный круг. Дело в том, что мелкая металлическая стружка, образующаяся при обработке металла на точильном круге, дает сноп искр, совершенно уникальный для каждого металла (сплава). По характерным особенностям искр и определяют, с каким металлом имеют дело. Поскольку внешний вид меди, латуни, бронзы, алюминия и его сплавов узнаваем достаточно легко, затруднения может вызвать лишь определение марки стали.

Низкоуглеродистая сталь, содержащая приблизительно 0,1-0,2% углерода, выбрасывает из-под точильного круга искры, расходящиеся веером в виде слегка изогнутых черточек желто-соломенного цвета с утолщением в середине и на конце. С повышением содержания углерода, основной рисунок искр остается прежним, но вокруг веера возникает все больше ярких звездочек. Например, сноп искр стали с содержанием углерода 0,5% имеет вид такого же веера из слегка изогнутых черточек, но в районе среднего утолщения от снопа отделяется небольшое количество искорок, которые сверкают отдельными звездочками. Высокоуглеродистая сталь, в том числе и инструментальная, дает искры с обильными звездочками.

В таблице, помещенной ниже, сведены характеристики искр и звездочек наиболее употребляемых в кузнечном деле марок стали.

Цвета искр углеродистых сталей меняются в гамме оттенков соломенно-желтого и светло-желтого. У хромистой стали искры длинные. От основной ветки в разных направлениях отлетают короткие тонкие веточки искр со звездочками на конце. Цвет искр хромистой стали оранжево-красный. Искры вольфрамовой стали прерывистые, с небольшими утолщениями на конце.

Определение марки стали по искре

Формы искр и звездочек

Нити искр тонкие, с утолщениями в середине и на конце, разветвлений практически нет

Кузнец – это специалист-мастер, занимающийся обработкой металла. Труда кузнеца – это важное звено в цепи металлообработки.

Читайте также:  Механический домкрат своими руками

Еще несколько столетий назад кузнецы работали в кузницах. Сегодня основное место работы – промышленные предприятия и металлургические заводы. Хотя и по сей день остались мастера, которые занимаются ручным делом: художественной ковкой и литьем.

Что делает кузнец

Что делает и чем занимается кузнец? Рассмотрим основные обязанности специалиста:

  • ковка деталей и заготовок небольшой массы на прессах, молотах и завивочных машинах;
  • разогрев печи, нагревание в ней заготовки;
  • протяжка и гибка изделий из листового металла;
  • контроль за качеством заготовки и последовательностью выполнения всех операций согласно чертежам и эскизам;
  • соблюдение техники безопасности.

Без специальных профессиональных навыков в кузнецком деле не обойтись. Пригодятся базовые знания в области черчения, физики и химии.

Кузнец должен знать:

  • устройство молотов, прессов, горизонтально-ковочных машин и нагревательных печей различных типов;
  • режим нагрева, охлаждения и штамповки металлов;
  • устройство, схемы оборудования и работу механизмов автоматических и полуавтоматических линий.

Качества кузнеца

В работе нужны не только профессиональные знания и навыки, но хорошая физическая подготовка, ведь работать приходится с тяжелыми рессорными листами. Их нужно нагреть в специально печи, а затем придать необходимую форму с помощью оборудования: завивочных машин и прессов.

За двенадцатичасовую схему кузнец-штамповщик обрабатывает около 800 листов.

Для выполнения своих обязанностей кузнецу необходимо:

  • хорошие физические данные;
  • выносливость;
  • хорошее зрение;
  • идеальный глазомер;
  • зрительная память;
  • способность переносить высокие температуры.

Профессия кузнец относится к специальностям с вредными и опасными условиями труда. Пройти путь от ученика до руководителя среднего звена есть возможность у каждого специалиста. При наличии высшего образования открываются двери на руководящие должности: мастер на участке кузнечно-прессового производства, мастер на участке рессорной заготовки.

Профессиональная болезнь специалиста – проблемы со спиной. Это связано со спецификой профессии, львиная доля рабочего времени проходит в наклонном положении. Так же у бывалых специалистов наблюдается ухудшение слуха, проблемы с суставами из-за постоянной вибрации рук.

Зарплата кузнеца

Не пропустите:

Как стать кузнецом

Освоить профессию предлагает масса учебных заведений. Достаточно выбрать одну из специальностей:

  • начальное профессиональное образование по специальности «кузнец на молотах и прессах»;
  • среднее профессиональное образование по специальности «технология обработки металлов давлением»;
  • высшее образование по специальности «обработка металлов давлением».

Коллаж © «Московская газета»

В прошлом актер драматического театра и программист преуспевающей столичной компании Глеб Дегтярев оставил признание зрителей, высокий оклад IT-специалиста и основал собственную кузницу в Москве, следуя крылатой фразе: лучшая профессия – это высокооплачиваемое хобби.

Кузница расположена на территории завода «Москабельмет» в Лефортово, практически в центре города. О том, что это не обычное производственное помещение, на входе говорит вывеска «Нинтера», так называется мастерская, с прибитой к двери металлической подковой. Внутри — раздаются удары молота, а в стеклах отражаются искры пламени растопленного на угле горна. Мастера кузницы работают над коваными перилами, выполняя новый заказ.

Более шести лет назад кузница в корне изменила привычную жизнь ее хозяина, прошлого программиста. О том, как хобби стало профессией, «Московская газета» выяснила у самого мастера.

— Глеб, часто ты следовал «зову сердца» и готов был полностью поменять свою жизнь?

— Наверное, так было всегда. С третьего класса я увлекся театром. В итоге на протяжении 15 лет выступал на сцене муниципального драматического театра в подмосковной Ивантеевке, где родился. Играл городничего из «Ревизора» Гоголя и других героев русской классики. Где-то с 8-го класса увлекся компьютерами и всем, что с ними связано. После школы осознанно поступил в Московский институт электроники и математики (МИЭМ) на факультет «управление и автоматика в технических системах», а в преддипломный год устроился программистом в крупную компанию, занимающуюся логистикой. Так и жил — учился, работал, играл в театре.

— Каким образом в твоем плотном графике появилось место для кузнечного ремесла?

— Получилось так, что вуз я закончил, а театр пришлось оставить. К тому времени я уже переехал в Москву и регулярно ездить на репетиции не получалось. Как-то с ребятами стояли, шутили, кто бы чем хотел заняться, чтобы не было только «дом-работа».Так в голову неожиданно и пришло — кузнец! Вообще, в кузнице на тот момент я ни разу не был. Но мысль не давала покоя где-то с полгода. Потом я понял, что надо с этим что-то делать, и начал мысль прорабатывать. Узнал, что в Измайловском Кремле проводятся мастер-классы, где можно поближе познакомиться с народным промыслом и посмотреть, как работают настоящие кузнецы. Пошел и в результате стал постоянным посетителем. А несколько лет назад сам стал учить всех желающих.

— Трудно далось решение оставить престижную, высоко оплачиваемую работу ради нового дела?

— Особых мук я по этому поводу не испытывал. Несмотря на прошлую актерскую деятельность, по натуре я типичный технарь. Мне всегда хотелось что-то делать своими руками. Может, еще сказались гены. По рассказам бабушки, ее отец, мой прадед, был кузнецом в деревне Родники в Воронежской области. Помимо этого он еще и врачевал. Правда, не могу сказать, что этот факт сильно повлиял на мой выбор. Скорее, влияние оказало то, что моя мама была сотрудницей научно-внедренческого предприятия диагностики и металлоконструкций (НВП «Диамет»). Я часто приходил к ней и всегда, идя в офис, мы проходили через производственный цех. Вот этот вид агрегатов, станков, запах раскаленного металла, масел у меня остались на всю жизнь. А когда я поработал молотом, то пути назад уже не было.

Читайте также:  Отличие солевых батареек от алкалиновых

— Сколько времени прошло с первого удара молота о наковальню до создания своей кузницы?

— Думаю, не более года. В один прекрасный день я проснулся и понял, что мне не хочется идти в офис. А хочется — в кузницу! Обошел вокруг дома все заводы, спрашивал, есть ли свободное помещение для мастерской. Везде получал ответ: «Нет». Подумал, зайду еще в одно место и поеду на работу. Последним местом оказался завод «Москабельмет», на территории которого мы сейчас работаем. Ответ отдела аренды был весьма оригинальный: «Помещения для кузницы у нас нет, но есть кузница!». То есть готовая мастерская с необходимым оборудованием. Как мне рассказали, она уже полгода ждала своего арендатора. Не долго думая, я встретился с арендодателем и заключил договор. Первыми нашими клиентами стали рабочие завода, которые пришли к нам, когда узнали, что кузница заработала.

— Что чаще всего заказывают москвичи в кузнице?

— В основном это предметы интерьера с художественной ковкой — кованная мебель для дома и сада, ограды, решетки и ворота для загородных домов. Кому-то больше нравится кованные работы в исконно русском стиле, кто-то приносит свои чертежи и фотографии с просьбой выполнить, например, ограду в западноевропейском стиле с растительными орнаментами, языками пламени или фигурками насекомых. Мы плотно сотрудничаем с дизайнерами, с кожевниками, резчиками, витражистами, которые добавляют в нашу кузнечную работу те или иные декоративные элементы. Эти изделия тоже пользуются большим спросом. Также к нам обращаются реставраторы. Недавно, например, мы создавали ряд аппликационных кованых элементов для дома Мамонтова на Садовом кольце. По сохранившимся чертежам делали ковку, которая была утеряна. Ранее делали фурнитуру и металлические ворота с элементами ковки для Новоспасского монастыря в районе «Пролетарской».

— И кто создает всю эту красоту?

— Наша команда кузнецов. Правда, должен сказать, сложилась она не без проб и ошибок. С первыми мастерами мне пришлось попрощаться. Зато сейчас в кузнице работают люди, в которых я уверен. Один из наших мастеров Алексей Хлапушин — специалист по ручной ковке. Он начал работать 20 лет назад в Оренбурге, откуда он родом, под руководством монастырских кузнецов, которые его обучали ремеслу. Кстати, у него есть еще одно «хобби» — в свободное время он играет на басу в рок-группе. Кузнец Сергей Цаплин работает больше 20 лет, его «конек» — кованый декор. Благодаря Сергею мы узнали о некоторых местных традициях ковки, которые существуют в разных регионах.

— И, как ты уже сказал, вы готовы делиться опытом. Не боитесь конкурентов?

— Нет. На мастер-классах мы не готовим и не ищем сотрудников. Наша задача — дать людям попробовать себя в кузнечном ремесле, поработать с металлом на настоящей наковальне, увлечь. За время мастер-класса можно познакомиться с азами, узнать, что металл может быть мягким и податливым, воплотить свои идеи, сковать свои изделия и забрать домой. Одну из оригинальных идей нам подкинули московские молодожены, которые пришли в кузницу, чтобы сковать себе подкову на счастье. Так что, хочу сказать, что многие хотят попробовать, реализовать свои идеи, но не имеют такой возможности, потому что попасть в настоящую кузницу практически невозможно. Мы проводим мастер-классы четыре года, и желающих только прибавляется. Кто-то потом возвращается, для них это становится хобби и они проявляют уже больший интерес.

— Чем, на твой взгляд, вызван этот интерес к кузнечному делу в Москве?

— Как я уже говорил, люди просто хотят встряхнуться от повседневности и найти себе занятие по душе. Другая причина, я думаю, в том, что в последнее время интерес к ремеслам возрастает в целом. Появилось много тематических передач на телевидении, мастера ведут свои видеоблоги на YouTube, имея много подписчиков. Есть городские ярмарки и праздники, где можно посмотреть, как работают кузнецы или гончары. К тому же, ручной труд всегда был в цене. Еще не в таком далеком прошлом кованая продукция не отличалась особой оригинальностью, так как практически полностью перешла в промышленное производство. Потом наш рынок заполонили китайские, польские и болгарские штамповки. Между тем, есть такие декоративные элементы, которые никогда не повторишь на станке, их можно создать только при живой «горячей» ковке. Несложные изделия можно научиться делать во время одного мастер-класса.

На сайте кузницы указано, что вы также проводите выездные мероприятия. Где они проходят?

— Недавно мы сделали выездное кузнечное оборудование. Это позволяет нам выезжать на открытые площадки и принимать участие в городских мероприятиях. Осенью мы побывали на ярмарке ремёсел в Измайловском Кремле, на Рождество проводили мастер-класс в парке «Медведково». Одно из ближайших мероприятий пройдет в начале марта в Измайловском Кремле в рамках фестиваля «Московская масленица». Такие встречи интересны и нам самим, и москвичам. Они в очередной раз показывают, что сегодня кузнечное дело — это не страницы прошлого, а живое ремесло, которое органично вписывается в нашу современную жизнь.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector