Методы сводки и обработки результатов исследований

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

студентка 1с курса ОЗО

1. Понятие "метод"

2. Обработка результатов психологического исследования

3. Характеристика шкал измерения

4. Табулирование и представление диагностических данных

Прежде чем ответить на вопрос контрольной работы "Методы обработки результатов психологических исследований ", определимся с понятием "Метод".

В "Толковом словаре" С.И. Ожегова под методом понимается:

1) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь[7]; 2) способ действовать, поступать каким-либо образом; 3) прием.

Метод также может рассматриваться в разных смыслах. Метод в широком смысле – всякое понятие, регулирующие постановку и осуществление задач, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта. В узком смысле метод – регулятор сбора данных, построение выбора. [8].

Понятие "метод" шире понятия "методика", поэтому разберемся, какие основные функции являются характерными для методики, чтобы правильно определить виды методик и отобрать те, которые предназначены для обработки результатов психологического исследования.

Методика используется в зависимости от применяемого метода, выступает конкретным способом фиксации эмпирических данных. Методики используют в том отношении, которое определяет метод. По сути, иногда методику включают в метод как один из уровней изучения.

Эксперимент выступает методом, методики измерения подбираются так, как это определяет сам метод эксперимента. Метод отражает структуру исследования, это более обширный инструмент. Методика – операция обобщения, способ сбора информации. Метод как обобщенно-познавательное отношение исследователя к изучаемому объекту может реализоваться конкретными эмпирическими средствами познания. Методики в основном подбираются в соответствии с используемым методом. Одна и та же исследовательская задача решается различными средствами операционализации.

Один и тот же метод может быть применен для изучения разных базисных процессов. Методики представляют собой процедуры, техники сбора денных и используются в разных исследованиях.

Основное назначение методик – проверка полученных в результате эксперимента данных, сравнение достижений изучаемого объекта за определенный период времени.[8].

Психологические исследования, направленные на изучение личности, используют большое количество методов, выбор которых зависит от целей, поставленных исследователем.

Наша задача – дать характеристику методов обработки результатов психологического исследования, используя различную литературу по психологии.

2. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических качеств, происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимо измерять, как изменились свойства и качества личности. Эти измерения подвергаются специальной обработке, по результатам которых судят об изменениях в объекте исследования.

В психологии широко применяются различные способы и приемы обработки результатов психологических исследований, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики , без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а так же методы качественного анализа .

Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего значения, связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявления факторов и т. п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде.

Важную роль играют методы интерпретации , которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным.[9]. Другими словами это методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерностях) с языка математики на язык психологии, т. е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

Комментируя полученные обследования, диагност не всегда четко учитывает специфику использованного метода, не глубоко вникает в смысл полученных данных, не имеет четкого плана их интерпретации. По существу, он накладывает на такие данные свое видение процессов и явлений, которые исследовались или измерялись. Хотя не существует факторов вне некоторых теоретических посылок (концепций), тем не менее, результаты интерпретаций почти всегда являются объектом острой критики и дискуссии.

Обычно интерпретация понимается как совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.). Другими славами, интерпретировать что-то – значит приписать (присвоить) этому содержанию смысл.

Б.Г.Ананьев выделял два метода интерпретации данных, полученных в исследовании: генетический, предлагающий выделение фаз, стадий, критических моментов развития, и структурный, определяющий структурные связи между характеристиками личности.

Анализ взаимосвязи между большим количеством переменных осуществляется путем использования многомерных методов статистической обработки вручную или с применением компьютера. Цель применения подобных методов – сделать наглядными скрытые закономерности, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными. Перечислим многомерные статистические методы:

Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами, описываемые большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.

Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов.

Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, то есть, представить ее в удобообозримом виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.

Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.

Латентно-структурный анализ представляет совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а так же внутренней структуры связей между этими признаками. Он дает возможность исследования проявления сложных взаимосвязей непосредственно наблюдаемых характеристик психосоциальных явлений. Латентный анализ может являться основой для моделирования указанных взаимосвязей.

Радикальной разницы между перечисленными методами многомерного анализа данных, в первом приближении, нет. Преимущество заключается лишь в удобстве представления тех или иных данных или в личностных предпочтениях исследователей.

Психологическое исследование ставит вопрос об измеряемости изучаемых явлений. Использование понятий больше или меньше , интенсивнее , лучше , сложнее ставит проблему поиска некоторой точки отчета для сравнения двух или нескольких явлений.

Измерить мы можем, только сравнив полученный результат в виде числа с другим результатом, измеренным этим же способом, поэтому выявление внутренних закономерностей воспитательного процесса происходит путем сравнения результатов измерения.

Проводя анализ полученных данных, недостаточно иметь эталон для сравнения. Помимо этого необходимо знать, в каком порядке располагаются изучаемые явления, как они соотносятся друг с другом, насколько или во сколько раз одно явление отличается от другого, что помогает выявлять причинно-следственную зависимость в структуре воспитательного процесса.

Решение этой проблемы приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, граф, схем, формул. Использование таких знаковых заменителей определяет возможности оперировать понятиями, сравнивать между собой такие, которые в данной психологической ситуации взаимодействуют, и на этом уровне строить модель изучаемого процесса.[5].

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ШКАЛ ИЗМЕРЕНИЯ

Любое психологическое исследование подразумевает действия по психологическому измерению. Психологическое измерение – это метод, который имеет определенные задачи, не совпадающие с другими методами. Измерение – это приписывание чисел объектам или их свойствам в соответствии с определенными правилами. Эти правила устанавливают соответствие между некоторыми свойствами чисел и свойствами объектов.

Как справедливо заметил Э.Торндайк, "то, что существует, существует в каком-то количестве и, следовательно, может быть измерено". В психологии измерение служит для изучения, определения индивидуальных особенностей поведения субъекта и отражения, а также для изучения адекватности отражения и индивидуального опыта (психофизика).

Измерение может проводиться в эксперименте как установление состояний объекта исследования и динамики. Когда измеряют особенности поведения через промежутки времени, то время понимается как единственная переменная, воздействующая на объект.

В зависимости от характера сопоставления или соответствия выделяют разные уровни измерения: номинальный, ординальный, интервальный, отношений и абсолютный.

В учебнике по психологии под редакцией Е.Н. Рогова выделены номинальное, ординальное, интервальное измерение и измерение отношений.[8].

Номинальное измерение представляет обозначение числом определенной общности объектов, имеющих общий признак. Часто в этом случае выполняет роль имени. После именования объектов можно подсчитать их количество в каждом классе и значения коэффициента ассоциации, который характеризует степень сходства классов. Допускается замена одного числа-наименования другим при соблюдении условия – различные группы объектов должны иметь разные имена.

Ординальное измерение состоит в упорядочении объектов в соответствии с нарастанием или убыванием значения общего для всех объектов признака (ранжирование). Такое измерение позволяет определить объект, занимающий среднее положение в ряду объектов (медиана), подсчитать число объектов с меньшим или большим значением признаков (процентиль). При этом измерении допустима замена чисел, описывающих значения измеряемого признака, любыми другими числами, не изменяющими ранговый порядок объектов.

При интервальном измерении различия между объектами оцениваются определенным интервалом (эталоном). В случае значений, полученных при таком измерении, допустимы вычисления средне арифметических значений, стандартных отклонений и коэффициентов корреляций (а также вышеперечисленные операции для значений номинальных и ординальных измерений).

Измерение отношений допускает сравнение отношений двух величин, т. к. подразумевает наличие абсолютного нуля (т. е. полного отсутствия значения какого-либо признака). [8].

Кроме перечисленных уровней Ф.Лорд и М.Новик выделяют уровень абсолютного измерения, предполагающий наличие не только абсолютного нуля, но и фиксированной единицы измерения. Данный уровень измерения не допускает никаких преобразований шкалы.

Процедура приписывания чисел объектам создает шкалу. Это возможно потому, что существует соответствие формальных систем и таких систем действий, которые выполняются с реальными объектами. В данном случае числовая система выступает как модель для всего множество измеряемых объектов.

Поэтому собственно измерение – это шкалирование поведенческих и психических характеристик испытуемого. Понятие измерительной шкалы введено в 1950 г. С.Стивенсоном. Шкала – это инструмент для измерения. Измерение – это установление соответствия объектов и символов (чисел).

Перечисленным уровням измерения соответствуют различные типы шкал измерений.По предложению американского психолога С. С. Стивенса в математической прикладной статистике выделяют четыре типа возможных шкал измерений:

· Измерение по шкале отношений.[5].

Номинальная шкала измерений . По этой шкале процесс измерения осуществляется группированием предметов в классы, когда объекты, принадлежащие к одному классу, идентичны в отношении некоторого признака или свойства. Далее классам даются обозначения; вместо обозначений классов могут так же принимать и часто принимают для идентификации числа, что может служить объяснением заголовка "номинальное измерение".

Порядковая шкала измерений . Порядковое измерение возможно тогда, когда измеряющий может обнаружить в предметах различие степеней признака или свойства. В этом случае используется свойство упорядоченности чисел и числа прописываются предметам таким образом, что если число, присвоенное предмету А , больше числа, присвоенного предмету В, то это значит ,что в А содержится больше данного свойства, чем в В.

Интервальная шкала измерений . Интервальное измерение возможно, когда измеритель способен определить не только количество свойства в предметах ( характеристика порядкового измерения ), но также фиксировать данные различия между предметами. Для интервального измерения устанавливается единица измерения. Таким образом, существует единица измерения, при помощи которой предметы можно не только упорядочить, но и приписать им числа так, чтобы раньше разности чисел, присвоенных предметам, отражали равные различия в количествах измеряемого свойства. Нулевая точка интервальной шкалы произвольная и не указывает на отсутствие свойства. Интервальное измерение – это такое присвоение чисел предметам, когда равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого признака или свойство предметов.

Измерение по шкале отношений . Измерение отношений отличается от интервального только тем, что нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Измеритель может измерить отсутствие свойства и имеет единицу измерения, позволяющего регистрировать различающиеся значения признака. Равные различия чисел, присвоенные при измерении, отражают равные различия в количестве свойства, которыми обладают оцениваемые предметы. Числа, присвоенные предметам, обладают всеми свойствами объектов интервальной шкалы, но помимо этого на шкале существует абсолютный ноль. Значение "ноль" свидетельствует об отсутствии оцениваемого свойства. Отношения чисел, присвоенных в измерении, отражают количественные отношения измеряемого свойства.

4. ТАБУЛИРОВАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Воспользуемся учебным пособием Максимова В.Г. и кратко изложим, какие методы существуют для представления диагностических данных.

Табулирование – составление математических таблиц, задание функций в виде таблиц.[9].

Для анализа и интерпретации количественных данных, полученных в результате проведенных диагностических процедур, необходимо их обобщить. То есть, эти данные представить так, чтобы можно было проследить логику и закономерность как в числовом ряде, так и в процессе психологических исследований. Для этого в прикладной математической диагностике существуют четко разработанные правила обработки и представления конечного результата.

Первый этап представления данных – это их ранжирование, т. е. упорядочивание по величине от максимальной до минимальной.

Второй этап – выявления распределения частот. Количественные данные размещают по величине, а рядом с каждым показателем показывают число его повторений. Каждое число рядом называется частотой и обозначается f, а сумма частот обозначается n.

Третий этап – распределение сгруппированных частот. Для большого числа данных на этом этапе имеет смысл обобщение данных. Как правило, существует широкий диапазон данных, что целесообразнее сгруппировать их по величинам. Каждая такая группа называется разрядом данных. В случае полного размещения по группам обычно говорят о распределении сгруппированных частот. Хотя и не существует четкого правила выбора количества разрядов, предпочтительнее образовывать не менее 12 и не более 15 разрядов. Иметь менее 12 разрядов рискованно из-за возможного искажения результатов, в то время как наличие более 15 разрядов затрудняет работу с таблицей.

Четвертый этап – построение распределения сгруппированных данных. Этот процесс обычного построения сгруппированных частот складывается, в свою очередь, еще из четырех этапов.

1. Определение общего размаха внутри всей выборки, который равен разности между максимальным и минимальным показателем плюс единица.

2. Выбор интервала группирования разрядов, представляющего собой ширину разрядов, по которым должны быть классифицированы данные, должен производиться таким образом свойства и качества личности. Эти измерения подвергаются специальной, чтобы разрядов было не менее 12, но и не более 15. Для этого разделим диапазон на 12 и найдем наибольший возможный класс или интервал разряда данных. Разделим диапазон на 15 и найдем наименьший возможный интервал разряда.

3. Определение границ разрядов. Разумеется, надо образовать достаточное количество разрядов для включения самого высокого и самого низкого показателя.

4. Табулирование. Подсчет ведется для каждого показателя против разряда, в который он попадает. Для табулирования нет необходимости для упорядочивания показателей, так как последнее может потребовать больше времени, чем табулирование.

Графическое представление распределения частот . Обычное распределение частот не дает вполне ясной картины. Существует три общих метода графического представления распределения результатов психологических исследований: гистограмма, или столбиковая диаграмма, полигон распределения и сглаженная кривая.

Гистограмма – это последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев, или частоту в этом разряде.

Полигон распределения . Построение полигона распределения во многом напоминает построение гистограммы. В гистограмме каждый столбец заканчивается горизонтальной линией, причем на высоте, соответствующей частоте в этом разряде. А в полигоне он заканчивается точкой над серединой своего разрядного интервала на той же высоте. Далее точки соединяются отрезками прямых линий.

Сглаженная кривая . Иногда вместо гистограммы или полигона распределения строят сглаженную кривую. Единственная разница состоит в том, что сглаженная линия проводится по точкам настолько близко, насколько это возможно, а для других фигур используются линии с острыми углами или зубцами.

Как правило, особенно для малых групп, чаще всего встречаются неравномерности, лучше пропустить некоторые точки, чтобы получить плавную и правильную кривую; но следует позаботиться о том, чтобы оставить приблизительно одинаковое количество точек по обе стороны кривой. Тогда линия будет как можно лучше сглаживать отклонения точек.

Нет сомнения в том, что графическое представление психологических данных является ценным дополнением к статистическому анализу и обобщению. График или диаграмма имеет целью привлечь внимание, потому что этот способ показывает процесс и динамике. Один маленький график порой больше проясняет суть дела, чем дюжина таблиц или написанных параграфов. Действительно, статистики части немы, таблицы нередко молчаливы и только график громко заявляет о своей миссии. Обычно количественные данные совершенно абстрактны. Рисунок или график дает более конкретное представление о существе вопроса.[5].

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2. Зазвягинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психологического исследования. – М., 2001.

3. Кочетов А.И. Педагогическое исследование. – Рязань, 1975.

4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1994.

5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

8. Психология для студентов вузов. – Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004.

9. Словарь иностранных слов. – 7-е изд., перераб. – М.: Русский язык, 1980.

10. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: Издательство "Феникс", 2002.

Количественный (математико-статистический) анализ – совокупность процедур, методов описания и преобразования исследовательских данных на основе использования математико-статического аппарата.

Количественный анализ подразумевает возможность обращения с результатами как с числами – применение методов вычислений.

На этапе первичной обработки решаются две основные задачи: представить полученные данные в наглядной, удобной для предварительного качественного анализа форме в виде упорядоченных рядов, таблиц и гистограмм и подготовить данные для применения специфических методов вторичной обработки.

Упорядочивание (расположение чисел в порядке убывания или возрастания) позволяет выделить максимальное и минимальное количественное значение результатов, оценить, какие результаты встречаются особенно часто и т.д. Набор показателей различных психодиагностических методик, полученных по группе представляют в виде таблицы, в строках которой располагают данные обследования одного испытуемого, а в столбцах – распределение значений одного показателя по выборке. Гистограмма – это частотное распределение результатов в диапазоне изменения значений.

На этапе вторичной обработки вычисляются характеристики предмета исследования. Анализ результатов вторичной обработки позволяет нам предпочесть тот набор количественных характеристик, который будет наиболее информативен. Цель этапа вторичной обработки состоит не только в получении информации, но и в подготовке данных к возможной оценке достоверности сведений. В последнем случае мы обращаемся к помощи параметрической статистики.

Типы методов математико-статического анализа:

— Методы описательной статистики направлены на описание характеристик исследуемого явления: распределения, особенностей связи и пр.

— Методы статического вывода служат для установления статистической значимости данных, полученных в ходе экспериментов.

— Методы преобразования данных направлены на преобразование данных с целью оптимизации их представления и анализа.

К количественным методам анализа и интерпретации (преобразования) данных относятся следующие:

1. Дисперсионный анализ позволяет выявить, насколько дисперсия зависимой переменной соотносится с дисперсией независимой переменной

2. Корреляционный анализ выявляет связь и направление изменений зависимой и независимой переменных.

3. Факторный анализ выявляет влияние факторов, т.е. совокупности коррелирующих между собой независимых переменных на зависимые переменные.

4. Регрессионный анализ заключается в моделировании системы связей нескольких зависимых переменных в единый психометрический фактор, отражающий влияние независимой переменной на исследуемый психологический объект.

5. Кластерный анализ позволяет выявить связь или степени подобия поведенческих реакций различных объектов по «подобию» их переменных (характеристик).

Качественный анализ результатов – совокупность процедур и методов описания исследовательских данных на основе теоретических умовыводов и обобщений, индивидуального опыта, интуиции, методов логического вывода.

Выделяют следующие приемы качественного анализа: классификация, типологизация, систематизация, периодизация, категоризация, казуистика.

Категоризация – систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантам, построение схем, структур.

Казуистика – системное описание типичных и уникальных случаев, тех, которые представляют типологию, и тех, которые являются исключением.

Методы качественного анализа разделены на две группы:

— анализ по аналогии (при этом используются такие приемы, как обращение к личному опыту, интуиции исследователя, к ссылкам на авторитет, на результаты аналогичных исследований) и

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9825 — | 7406 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

В зависимости от уровня познания в научной среде выделяют методы метатеоретического, теоретического и эмпирического уровней. Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Российские ученые применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления.

К методам теоретического уровняпричисляют: аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), исторический, формализацию, абстрагирование, идеализацию, а также общелогические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию).

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств, из которых затем все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета. Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит: выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов; отбор из множества догадок наиболее вероятной; выведение из отобранного предположения следствия с помощью дедукции; экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата – абстракции (знание о некоторых сторонах объектов). С помощью абстракции возникли все логические понятия. Это различного рода “абстрактные предметы”, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории (“развитие”, “мышление” и т. п.), так и их системы (математика, логика, философия)

Идеализация как метод научного познания рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Идеализированный объект представляет в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым жестко фиксированным признакам. Он представляет собой упрощенный и схематизированный образ реального предмета. К идеализированным объектам относят, как правило, теоретические утверждения.

Анализкак метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) с целью их самостоятельного изучения. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенденции. Метод системного анализа заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.

Синтез – это реальное или мысленноесоединение ранее выделенных элементов (признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования. Синтез – это не произвольное соединение “кусочков” целого, а диалектическое целое с выделением сущности объекта. Результатом синтеза является совершенно новое образование. Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны.

Сравнение — это сопоставление предметов по однородным, но существенным для данного рассмотрения признакам. С помощью сравнения можно установить сходство и различие (как в качественном, так и количественном плане) изучаемых объектов, явлений, идей и теорий, выделить их общие и отличительные признаки. Сравниваться могут только такие явления, между которыми существует объективная общность, сравнение должно проводиться по наиболее существенным, а не второстепенным признакам. Выделяются метод сходства, метод различия, метод контрольной группы.

Под обобщениемкак методом научного познания понимается, во-первых, процесс перехода от единичного к общему, установления общих свойств и признаков предметов, во-вторых, – результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность.

Индукция— метод познания, когда на основе частных фактов, отдельных случаев делается обобщение (общий вывод, правило, положение),В индукции результаты опыта “наводят” на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер.

Дедукция — это метод познания, состоящий в выведении заключений единичного, частного характера из какого-либо общего положения; движение познания от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.

Аналогия – метод научного познания, при котором устанавливается сходство в определенных признаках (свойствах, качествах, отношениях) и делается предположение об их сходстве и в других признаках. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.

К общенаучным методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование и т.д.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь не является участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в деятельность группы в качестве участника. Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным.

Описание – это метод исследования, состоящий в фиксации признаков исследуемого объекта, результатов наблюдения или измерения средствами естественного или искусственного языка. Описание бывает непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта. Описание может быть опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.

Измерение – это установление количественных характеристик объектов на основе сравнение их по каким-либо сходным свойствам, признакам, отношениям с неким эталоном.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных контролируемых условиях или целенаправленное вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений. Экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования. Обязательным свойством научного эксперимента является его повторяемость.

Моделирование— метод исследования, состоящий в воспроизведении определенных признаков конкретного объекта в специально созданной тождественной или близкой ему модели, и ее изучение. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. Полученная при ее изучении информация в дальнейшем переносится на оригинал, по аналогии с которым эта модель была создана. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно. Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство: физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта; структуры и др. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование. Материальные модели являются природными объектами. При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул.

Специфика проблем конкретных наук и отдельных этапов научной деятельности требуют применения специальных методов их решения. В социальной работе, помимо общенаучных методов, применяются специальные методы исследования. К ним относятся: документальный метод (изучение документов); опросы (интервью, анкетирование), метод экспертных оценок, социометрия, тест и др.

При изучении документов может быть использован количественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определенных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления таких признаков в общем объеме имеющейся информации или в общем количестве изученных документов.

Под опросом в целом понимается метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения с респондентом (опрашиваемым). Опросы бывают двух основных типов: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентом, который знает, что становится объектом исследования. Ответы опрашиваемого на заранее намеченные исследователем вопросы открыто фиксируются. Под анкетированием принято понимать письменный опрос респондентов с помощью вопросника анкеты. В этом случае общение носит опосредованный характер (через анкету). Как правило, анкетирование используется при изучении групповых мнений и мнений больших социальных групп.

Метод экспертных оценок заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 – 30 человек).

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. По результатам социометрического исследования составляется социограмма, являющаяся графическим изображением эмоциональной структуры группы.

Под тестированием принято понимать кратковременное испытание, с помощью которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом. Тест – это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств. Использование тестирования требует специальной подготовки и соблюдения норм профессиональной этики.

В процессе работы над курсовым и дипломным исследованием чаще всего используются следующие методы:

анализ нормативно-правовой базы по теме исследования; изучение монографий, научных публикаций в периодических изданиях, сборниках, электронных ресурсах; сопоставление и систематизация статистических данных по проблеме, методы системного анализа, исследование факторных детерминант; социологический опрос (анкетирование),, методыописания и классификации, типологизации, экспертных оценок, наблюдения, измерения,проективных методик,научного моделирования, формализации, подтверждения и опровержения математические методы обработки данных, корреляционный анализ, изучение регионального опыта работы.

Для повышения наглядности собранных данных используют такие методы и способы, как группировка, классификация, «сжатие» путем вычисления средних и других удобных для анализа величин, что позволяет выделить наиболее типичные, характерные для исследуемых явлений результаты; применяются графические изображения информации (диаграммы).

При обработке результатов эмпирических исследований используются методы математической статистики: Программа SPSS, корреляционный анализ парной связи ранговой корреляции Ч. Спирмена.Определение достоверности различий выборочных средних проводят по t-критерию Стьюдента. Полученные в процессе математической обработки эмпирического материала статистические данные имеют графическую интерпретацию. Она осуществляется посредством статистических таблиц, диаграмм, гистограмм и других графических изображений.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 277 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Название: Методы обработки результатов психологического исследования
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат Добавлен 11:18:22 26 января 2011 Похожие работы
Просмотров: 5112 Комментариев: 9 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector