Применение геркона в автомобиле

Введение

Поговорим мы в этой статье про герконы, слово геркон расшифровывается как: герметичный магнитоуправляемый контакт. Геркон представляет собой небольшую вытянутую колбу с откачанным воздухом, внутри которого содержится пара гибких металлических ферромагнитных контактов. Контакты по длине перекрываются, но находятся на небольшом расстоянии друг от друга, этих контактов может быть несколько, на разные включения (замыкание или размыкание). При поднесении магнита к геркону контакты замыкаются (или размыкаются).

Герконы могут использоваться в датчиках (например датчик скорости на велосипеде), выключателях и пр… Раньше герконы использовались в реле, поверх геркона наматывалась катушка в несколько сотен витков (сопротивление обмотки может достигать 500-1500 Ом) и при подаче напряжения контакты геркона замыкались, сейчас реле с герконами редко где используются.

Достоинства герконовых реле:
Полная герметизация контакта позволяет их использовать герконовые реле в различных условиях влажности, запыленности и т. д.
Высокое быстродействие, что позволяет использовать герконовые реле при высокой частоте коммутаций.
Гальваническая развязка коммутируемых цепей и цепей управления герконовых реле.6. Расширенные функциональные области применения герконовых реле.
Надежная работа в широком диапазоне температур

Недостатки герконовых реле:
Восприимчивость к внешним магнитным полям, что требует специальных мер по защите от внешних воздействий.
Хрупкий корпус герконов, чувствительный к ударам.
Малая мощность коммутируемых цепей у герконов.
Возможность самопроизвольного размыкания контактов герконовых реле при больших токах.

Герконы на схемах обозначаются следующим образом:

Особенности и преимущества герконов:
Как уже говорил, контакты геркона находятся в вакууме или в инертном газе и как следствие при работе они слабо обгорают, даже если при замыкании или размыкании между контактами возникает искра.
Герконы достаточно долговечные, если не бить геркон и не пропускать очень большие токи, то срок службы геркона бесконечен.
Герконы в работе почти бесшумны, слышно только цоканье контактов.
Относительно высокое быстродействие.

Недостатки герконов:
Герконы очень хрупкие, корпус герконов как правило изготовлен из хрупкого стекла, следовательно их нельзя использовать в условиях сильных вибраций и ударов.
Для их срабатывания нужно создать или приложить магнитное поле.
Иногда контакты герконов залипают, такое происходит после прохождения больших токов и проскакивания искры при срабатывании контактов, такой геркон необходимо заменить, герконы в основном служат для коммутации небольших токов. Ниже на рисунке Вы можете увидеть фотографию геркона с обгоревшими контактами.

Применение герконов

Как уже говорилось, чаще всего герконы применяются в системах охранной сигнализации, ставят их на дверь, окна… при открывании двери мимо геркона проходит магнит (который расположен на двери) и замыкает геркон. Можно сделать включение какого либо устройства при поднесении магнита к геркону, например включение компьютера, или сделать так чтобы двигатель скутера заводился только после того как поднесут к датчику магнит, ставить в качестве датчиков контроля положения, сделать так чтобы при поднятии какого либо предмета сработала сирена, или прикрепить геркон на колесо велосипеда для контроля скорости, давайте рассмотрим такую схему ниже!

Батарейку можно использовать и на 1.5 вольт, все зависит от типа прибора индикатора, который вы будете использовать, номинал резистора R1 подбирается экспериментально так, чтобы при максимальной скорости стрелка прибора была почти на максимуме. Конденсатор С1 задает время спада стрелки прибора. Геркон крепится на вилке велосипеда, а магнит на спицу колеса. Расстояние от геркона до магнита должно быть минимальным. При вращении колеса магнит периодически будет проходить мимо геркона и замыкать его контакты.

Читайте также:  1N4007 datasheet на русском

Что это такое?

Сегодня герконы практически не используют, так как появились датчики Холла. Но все же в некоторых случаях данные изделия незаменимы. Они просты в использовании, и это служит тем, что их еще используют в различном типе схем или же устройств.

Если нужны надежность и долговечность, то эта деталь незаменима ничем. Где применяется выключатель? Он может входить в конструкцию датчика, электронных реле и других устройств.

Герконы, как и другие аппараты или их детали делятся на различные виды.

По функциям:

Конструктивные и технические признаки:

  1. Сухой контакт (без каких бы то ни было секретов, работает по принципу описанном чуть ниже).
  2. Ртутный контакт (в стеклянном корпусе к контакту добавлены ртутные капли, которые их смачивают, когда срабатывает геркон, что улучшает качество контакта. Также это позволяет избежать контактного дребезга (вибрации), что увеличивает время срабатывания.

Исходя из этого, лучше в использование взять ртутный контакт, но и это не во всех моментах.

Конструктивные особенности

Конструкция геркона представляет собой герметичный баллон из стекла, внутри которого находятся контакты. Эти контакты – это сердечники из магнита, которые приварены с торцевых сторон колбы. Внешние части этих сердечников подключаются к электросети. На схеме ниже демонстрируется устройство изделий:
где:

  1. Колба из стекла.
  2. Переключающийся контакт.
  3. Неподвижный контакт.

Самыми распространенными являются герконовые датчики на замыкание. Контакты из ферромагнитной проволоки прямоугольного вида. В зависимости от мощности и размера геркона, сердечники изготовляют из пермаллоевой проволоки. Также покрытие можно заменить и другими металлами (золото, серебро, родий и другие).

В колбу запускают инертный газ или вакуумируют, что не дает возможности развития коррозии в герконовом выключателе. При изготовлении детали также учитывается то, что между сердечниками есть зазор определенного размера.

Как работает герконновый датчик?

Контактные группа придет в действие только в том случае, если вокруг герконового выключателя будет определенное напряжение магнитного поля, которое создано любым способом, будь оно постоянным или же электромагнитным. Принцип действия заключается в том, что сердечники внутри колбы намагничиваются, притягиваются один к другому и этим замыкают цепь. Все это будет находиться в действии до исчезновения магнитного поля. Дальнейшие срабатывания тоже зависят от наличия магнитного поля вокруг геркона.

Принцип работы магнитного датчика на размыкание работает немного по-другому. При наличии магнитного поля контакты намагничиваются одинаковым наименованием и отталкиваются друг от друга, чем цепь размыкается.

Переключающийся герконовый выключатель при магнитном поле: замыкает разомкнутые контакты, а немагнитный контакт остается таким, как и был до этого.

Наглядно увидеть, как работают герконы, вы можете на видео ниже:

Пробивное напряжение устройств может вырастать до 5 кВ. Срабатывает датчик в 0,5-2 мс, а выключается в 0,1-0,7 мс, а это значительно меньше нежели, к примеру, срабатывание электромагнитного реле.

Читайте также:  Как подключить регулятор оборотов к электродвигателю

Назначение и область применения

Используют герконовые выключатели и по сей день в:

  • клавиатуры и синтезаторы;
  • оборудование для безопасности и автоматики;
  • оборудование для подводного плавания;
  • оборудование для тестирования и снятия замеров;
  • аппаратура в медучреждениях и коммуникационные аппараты.

К примеру, в системах охраны геркон используют как реле. Также устройства используются и в охранном датчике. Из себя это представляет: геркон плюс магнит. Если рассматривать герконовое реле, то оно представляет собой: геркон и обмотка из проволоки. Плюсами такого реле, являются:

  • маленький размер и простота конструкции;
  • не поддается влиянию влаги и обгоранию контактов;
  • нет подвижных элементов.

Применять такие детали можно много в чем и где. Но одним существенным недостатком является низкая ударостойкость, а это уж немаловажно для различного рода систем, датчиков и т.д.

Плюсы и минусы приспособления

Использование герконовых датчиков дало как положительные, так и отрицательные моменты:

  • конструкция, позволяющая уменьшать размеры;
  • быстрое срабатывание и отключение;
  • полностью герметизированы сердцевины;
  • электрическая прочность между контактами;
  • долгое время служения (за исключением ударов);
  • геркон работает в любых погодных условиях от -60 до +120 градусов.
  • низкая ударостойкость;
  • восприятие внешних магнитных полей;
  • низкая мощность при коммутации цепи;
  • произвольное размыкание при высоком токе;
  • иногда могут возникать замыкания и размыкания произвольно.

Советы по применению

Если вам нужно использовать герконы, то учитывайте следующие нюансы применения:

  1. Обязательно нужно избегать ультразвука, так как он может воздействовать и изменить электрические характеристики.
  2. При установке следует помнить о том, что магнитное поле может изменить характеристики выключателя.
  3. Запрещается ударять и ронять герконовые выключатели, т.к. из-за инертного газа, который при ударе разбалтывается, баллон может лопнуть, что выведет устройство из строя.
  4. Следует придерживаться рекомендациям от производителя при паянии.

Технические характеристики

Все технические характеристики основных типов герконовых выключателей приведены в таблице ниже:

Маркировка герконов зависит от области, в которой они действуют. Каждая из существующих аббревиатур что-то обозначает (например, КЭМ – коммутация электрических механизмов, А – работа в любых климатических условиях, В – работа только в помещении). При выборе необходимо учитывать эти нюансы.

Найти выключатели можно в электротехнических магазинах, на радиорынках или же заказать в интернете. Если вам нужен геркон для автомобиля, то приобрести его можно в автосервисе. Также есть возможность сделать герконовый выключатель самому, но для этого нужно дорогое оборудование.

Вот мы и рассмотрели технические характеристики герконов, а также их принцип работы и область применения. Надеемся, теперь вам стало понятно, что собой представляют данные выключатели и для чего они используются.

Будет полезно прочитать:

Выношу на рассмотрение полезную, на мой взгляд разработку: замена механического концевика задней двери (крышки багажника) 2111 на геркон и установка дополнительного освещения в багажник.

Итак по существу. Самое распространенный вариант установки концевика — кронштейн с концевиком, собственно, закрепленный к кузову.

Классическая установка концевика фото взято с форумов

Основной недостаток данной конструкции для универсала 2111 – ломкость концевика и кронштейна при активном пользовании багажником (коробки, инструмент). За пол года был сломано 2 концевика, потому задался целью решить эту проблему на корню. Варианты со сверлением кузова под концевик не впечатляли ни на новой машинке, ни сейчас, по прошествии 7 лет эксплуатации.

Читайте также:  Как называются саморезы по бетону

Потому выбор пал на герконы, используемые повсеместно в охранных системах, автоматике и др. Размыкаемых герконов я не встречал да и под рукой не было (верятно существуют), герконы с переключающей группой были отвергнуты вследствие низкой чувствительности. Потому использован обычный геркон с нормально-разомкнутым контактом – найти его совсем не проблема, стоимость минимальная.

Классический концевик и герконы

Как известно, автосигнализации реагируют на размыкание контакта (тревога). Потому пришлось собрать простенький ключик, инвертирующий сигнал с геркона. А раз есть ключ, то почему бы на него не повесить дополнительное освещение багажника, независимое от габаритных огней! Схема приведена ниже.

Итак о деталях, сборке, монтаже. Устройство работает предельно просто: багажник закрыт — геркон замкнут — транзистор закрыт — вход сигнализации НЕ ЗАМКНУТ на массу. Багажник открыт — геркон разомкнут — транзистор открыт через резистор R1. Вход сигнализации замкнут на массу через диод VD1 (падение напряжения порядка 0,6В некритично для сигнализации).

Одновременно, на массу садится линия доп. плафона освещения.

  1. 1. Геркон — обычный, используемый в охранных системах (СОМК-хх, Satel и аналогичные). Выбрал из нескольких вариантов по чувствительности — со стандартным магнитом из комплекта СОМК – получил надежное срабатывание с 30мм (вполне достаточно), если использовать магниты от компьютерных жестких дисков – получится еще больше (до 50-60 мм).
  2. 2. Полевой транзистор – любой силовой низковольтный MOSFET с N-каналом. Такие широко применяются на материнских платах в стабилизаторах питания процессора и чипов. Все типы перечислить невозможно, Параметры практич. не критичны для данной схемы.
  3. 3. Диод любой маломощный – на случай, если концевики багажника и капота включены параллельно к единственному входу автосигнализации (капот_багажник).

Т.к. используемый транзистор достаточно мощный (токи коммутации от 15А и выше, минимальное падение напряжения)– доп. освещение багажника может быть любой мощности.
Все собрано на макетной плате, поверх надета термоусадочная трубка.

На геркон надел жесткую оболочку (подошла от кабеля RG58), поверх – термоусадка. Длина проводов к геркону – достаточно 20-25см. Плата закреплена в задней нише к жгуту проводов. Там же взята и «масса» со шпильки. Геркон закреплен стяжками к обивке багажника под уплотнителем.

Особенность схемы, не назвал бы ее недостатком – необходимость постоянного питания +12В. Протянут доп. провод по левой стороне и подключен параллельно выв. 7 разъема жгута проводов заднего (питание плафона освещения салона) либо к Ш4.14 ЧЯ. Цепь защищена предохранителем. Потребляемый ток не более 0,8 мА, что не существенно.

В итоге — одним устройством решены две задачи:

— сигнализация четко реагирует на открытие, геркон запрятан под резиновый уплотнитель и не подвержен механическому воздействию, магнит в нише фонаря (задн. хода + ПТФ);
— свет в багажнике включается при открывании (можно отключить клавишей на плафоне если не нужен).

Автор; Секлицкий Максим г.Николаев, Украина

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector