Примус бензиновый своими руками

Походный примус своими руками. Бензиновый дорожный

Керосиновый примус «Рекорд» долгое время лежал у меня в садовом домике без дела. Сначала хотел его выбросить, ведь керосин нынче даже в деревне редко сыщешь, но потом передумал, решил перевести на более доступное топливо — на бензин.

Однако просто так заменить керосин бензином нельзя. Первый имеет высокую температуру парообразования, поэтому горелка у «Рекорда» устроена так, что топливо к форсунке подается из бачка не напрямую, а по трубке, проходящей над пламенем примуса. Здесь оно испаряется и, смешавшись с воздухом на выходе из форсунки, воспламеняется.

Бензин же, с его низкой температурой парообразования, в раскаленной трубке мгновенно вскипит, что чревато повышением давления в бачке, взрывом и пожаром.

Чтобы «Рекорд» работал надежно и безопасно, требовалась новая горелка. Ее детали я выточил из стали (но можно и из латуни). Колпачок и отражатель в раструбе корпуса лежат свободно, без крепления; их легко снять, если необходимо прочистить форсунку. Последнюю предохраняет от засорения скрученная в рулончик мелкоячеистая металлическая сетка (крепление — каплей припоя ПОС-60).

Горелка работает примерно так же, как паяльная лампа. Под давлением закачиваемого насосом воздуха бензин поднимается к форсунке и впрыскивается в пространство между колпачком и отражателем. Здесь он испаряется, смешивается с воздухом, нагревается и, выходя через мелкие отверстия отражателя, воспламеняется.

1 — корпус, 2 — форсунка, 3 — колпачок, 4 — отражатель.

Для эксплуатации примуса на открытом воздухе я изготовил из стального листа толщиной 0,5 мм ветрозащитный кожух, надеваемый поверх горелки. (В крайнем случае можно воспользоваться подходящей консервной банкой, аккуратно вырезав у нее крышку и дно.) Высота кожуха примерно равна высоте корпуса горелки в рабочем положении, диаметр — несколько больше; края перфорированы отверстиями Ø 8 мм с шагом 15 мм.

Прогревают такой примус так же, как и керосиновый, применяя спирт, денатурат, бензин или сухое топливо. В ненастную погоду лучше брать последнее, измельчив и смочив в бензине.

Пламя горелки должно быть бледно-синим. Если оно образует факел, примус немедленно гасят и повторяют прогрев. То же самое делают, когда пламя гудит и накаляет отражатель. Это значит, что детали горелки в раструбе установлены неправильно.

Кроме того, следует дополнить правила техники безопасности, указанные в инструкции по эксплуатации керосинового примуса: не использовать бензин с октановым числом больше 93; не заливать его в неостывший или работающий примус; не смешивать со смазочными маслами — это не снижает его пожароопасность. Наконец, не применять этилированные сорта топлива — они токсичны.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Эта статья — не о том, как что-либо сделать.
Эта статья — просто информация о недавнем времени, уже основательно забытом. И о вещах, основательно забытых, но до боли знакомых обитателям того недавнего прошлого.

Конечно, попав во времена Ильфа и Петрова, попаданец через три минуты разговора выдаст себя как агента Чемберлена. Проколется на бытовых мелочах. Эта статья не поможет ему стать для окружающие своим в период между Мировыми Войнами, но, возможно, ему удастся продержаться в разговоре до четырех минут. Или даже пяти.

Итак — вопрос про то, что тогда даже знали малые дети: чем отличается примус, керосинка и керогаз…

Итак, главное — все три прибора работают на керосине. И только на керосине. Если поднять инструкции ко всем трем — категорически запрещается заливать бензин, да и что-либо иное горючее тоже.

Примус — единственный из всех приборов, который работает на избыточном давлении, механически создаваемом в резервуаре.
Давление по тонким трубкам прогоняет керосин около горящей горелки, там керосин превращается в пары и на выходе пары горят в этой же горелке. То есть в примусе горит не керосин — горят пары керосина, выходящие под давлением полторы-две атмосферы.
Как результат — примус шумит . Шумит очень даже знатно, не так громко, как пылесос, но разбудит точно.

Но при этом — хоть жиклер в горелке и очень узкий (постоянно приходится прочищать специальной игрой), но скорость выхода керосина дает значительный объем газа и греет примус хорошо. То есть примус компактные размеры сочетает с большой тепловой мощностью, именно поэтому полно переносных туристских примусов.
Но избыточное давление не только создает достаточный объем газа, но и взрывоопасность — если резервуар разгерметизируется, то керосин оттуда хлещет сильной тонкой струей и, как правило, сразу загорается.
И поэтому же потушить примус просто задув огонь нельзя. Нужно стравить давление и подождать, пока он сам погаснет.

Читайте также:  Анкерные болты правила монтажа

Ну и возни при запуске примуса много. Ведь нужно разогреть систему трубок, чтобы керосин там испарялся — а уже потом примус разжигать. То есть для этого нужно иметь еще и спирт (жидкий или кусочек сухого спирта для туристов).
Примусы работают с 1892 года.

Теперь про керосинку.

Керосинка по устройству — та же керосиновая лампа. Тут тоже есть фитиль, который погружен в банку с керосином и поджигается сверху. Поэтому в керосинке, в отличии от примуса, горят не пары керосина, а сам керосин. Конечно, в жидком состоянии он гореть не будет, но керосиновые пары образуются непосредственно в нижней части пламени — в фитиле, который капиллярами поднимает керосин из бака.

Из всех трех устройств керосинка — самая безопасная. Не опаснее керосиновой лампы, гасить можно просто задуванием, а зажигание не требует танцев с прогревом.

Однако, не все так радужно.
Во-первых — чтобы это все работало, требуется фитиль — расходный материал. И чтобы обеспечить нужный объем тепла — фитиль должен быть очень широкий. И как правило — фитиль не один, а два-три. И за всеми тремя нужно следить, чтобы не погасли и не коптили, это куча органов управления. Но все равно — готовит керосинка медленнее всех остальных. При этом по теории она должна быть более экономичной (теплота сгорания керосина не тратится на его предварительно испарение), но на практике все наоборот. Из-за медленного нагрева очень много уходит просто в воздух, и чтобы вскипятить чайник, керосина понадобится поболее, чем для примуса.

Керосинка — самая старая конструкция, она базируется на конструкции керосиновой лампы 1853 года.

И последнее — про керогаз.

Керогаз — это некий гибрид керосинки и примуса. Он сочетает преимущества как примуса, так и керосинки. И недостатки обоих он тоже собрал.

Принцип действия керогаза в том, что он берет керосин так же через фитиль, но фитиль сам при этом не горит (только во время розжига), а горят пары керосина, получаемые в специальном резервуаре с двойными перфорированными стенками.
Вот на картинке снизу видно, как выглядит современный керогаз изнутри.

Белая полоска в нижней части — это фитиль.
Двойные перфорированные стенки резервуара видны сверху.
Старинные керогазы были посложнее конструкцией, они так не открывались, а внутренний сосуд заталкивали вверх дном в неподвижно закрытый нижний. То есть сначала керогаз нужно было разобрать, открыть кран подачи керосина, подождать пока керосин пропитает фитиль, поджечь фитиль в нескольких местах — и только потом вставлять внутренний сосуд.

Вот на этой схеме конструкция отечественного керогаза более-менее понятна, но конструктивно это могло выглядеть очень по разному.
Главное же — наличие испарительной камеры — газосмесителя, внутри которой и происходит горение. Как видно из фотографии — отверстия для доступа воздуха расположены выше фитиля, поэтому кислород до фитиля не доходит и фитиль, фактически, не расходуется.

Когда был придуман керогаз я не нашел. Но в СССР он появился в 30-х годах прошлого века и поначалу стал очень популярен.
Он расходовал немного керосина, а тепла давал много. Разжигать его было легче чем примус и он не взрывался.
Но потом выяснились и недостатки.
Керогаз для запуска нужно было разбирать. А внутри он был весь в керосиновой копоти.
То есть описываю ситуацию по-другому: При использовании примуса руки пачкаются только когда доливается керосин (это можно и аккуратно) и когда прочищается жиклер, ну и изредка — глобальная чистка. Когда используется керосинка (в которой тоже немало копоти), то эту копоть постоянно очищать не надо, а в большинстве случаев — и касаться руками при розжиге. Когда же используется керогаз, то при каждом запуске его нужно было наполовину разобрать — при этом разбирать и вынимать самые закопченные части (и очень желательно еще и почистить). Руки гарантировано будут грязные и вонять керосином. А вымывать такую копоть сложно (да и мыло денег стоит). Ну и советский человек в состоянии «и так сойдет». Поэтому там, где использовался керогаз, еда постоянно попахивала керосином.

Читайте также:  Как собрать однофазный электрощиток

Кроме того — на практике керогазы часто становились очагами пожаров. Уж слишком большой объем керосиновых паров был внутри почти замкнутого объема в керогазе.

Поэтому такой популярности, как примус, керогаз не получил. А там и газовые печи подоспели.
Однако, это в СССР. Но ведь я не зря дал картинку с подписью «современный керогаз», именно такими уставлены многие страны в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд). Желающие могут купить керогаз в Америке , цены вменяемые, да и выбор большой.
Видно, что там конструкция немного иная, чем в СССР, все-таки 50 лет прошло, усовершенствовали.

Сейчас эти все перечисленные тонкости уже забылись.
И «примусом» называют все компактное, в котором горит керосин. И если посмотреть предложения туристических магазинов, то зачастую на керосинках висит бирочка «примус». Увы и ах — нет насоса — нет примуса, принцип действия иной.

Если попаданец оказался во времени, когда уже появились керосиновые лампы (то есть в продаже уже есть керосин для населения), но еще нет примуса — то примус можно было бы придумать.
Однако, примус достаточно сложное устройство, а ведь чтобы получать прибыль, оно должно быть еще и технологичным в производстве. Я не верю, что обыкновенный попаданец сможет освоить такое производство на местных технологиях, это задача не на один год.
Что же касается керогазов, которые по конструкции слегка проще примусов, то тут вопрос другой — а когда они в реальности появились? Я подозреваю, что временной зазор тут был крайне мал, просто слишком долго они набирали популярность.

Примусом называют небольшой прибор, использующийся для нагрева маленьких предметов или приготовления еды, который является просто незаменимой вещью на даче. Кстати, изготовленный примус своими руками практически ничем не отличается от своего заводского прототипа – на нем также можно готовить и осуществлять разнообразные процессы накаливания деталей. Зачастую такие самодельные примусы пользуются огромной популярностью среди заядлых рыболовов, которые просто не представляют свою рыбалку без вкусной и ароматной ухи на природе. Также не стоит забывать о любителях туристических походов, для которых данное приспособление является просто незаменимой вещью, помогающей выжить даже в самых экстремальных условиях отдыха. Итак, обзаведясь всем необходимым, можно смело приступать к рабочему процессу по созданию примуса.

Изначально нужно подготовить пивные банки, тщательно обработав их при помощи наждачной бумаги таким образом, чтобы с них сошел весь рисунок и краска. После чего, сделав от края каждой банки отступ в 2 сантиметра, необходимо отрезать донышки. В донышко банки помещают стекловату, а затем накрывают вторым дном банки. Делается это таким образом, чтобы кромки донышка, которое расположится сверху, как можно плотнее поместились внутрь нижнего. Теперь их нужно хорошо сжать между собой. В итоге они должны обязательно очень плотно соединиться. Для дополнительной фиксации можно воспользоваться обычной изолентой. Если изоленты под рукой не окажется, ее можно заменить с помощью скотча. Взяв канцелярскую кнопку, имеющую длинное жало, в средине верхней части получившейся конструкции проделывают пять отверстий. Также дополнительные дырочки делаются по всему периметру круга за ободком, на который обычно ставят пивную банку.

Заранее подготовленный бензин или керосин медленно и осторожно наливают наверх так, чтобы он попал внутрь приспособления через пять проделанных в центре отверстий. В процессе надо следить за струей – она должна быть медленной и равномерной. Кроме того, лить горючее лучше всего в виде небольших порций до тех пор, пока внутри изготовленного прибора не начнет ощущаться болтающаяся жидкость. Из проволоки делается специальная конструкция, на которую потом можно будет ставить, например, подходящий по размерам казан. Для этого на проволоке, имеющей длину около 60 сантиметров, от конца одной и второй стороны делают отметки по 25 сантиметров. После чего ее загибают вниз так, чтобы она напоминала букву «П». Ее переворачивают вниз спинкой и еще раз сгибают вперед, сделав с двух сторон имеющихся изгибов отступы по 10 сантиметров.

Теперь кончики усиков, которые торчат прямо вниз, необходимо опустить, благодаря чему приспособление станет более устойчивым. Использовав зажигалку, рекомендовано обязательно хорошо прогреть донышко прибора. Как правило, делать это лучше всего, когда примус установлен на земле или металлическом листе. Зажигалка подносится сверху, а затем поджигается. Над примусом устанавливается конструкция из проволоки. Для проверки сверху можно, к примеру, поставить кастрюлю с обычной водой и посмотреть, как быстро она закипит. Конечно же, данный примус нуждается в постоянном наличии керосина или бензина, поэтому отправляясь в поход на длительный срок, необходимо позаботиться, чтобы с собой была дополнительная емкость с топливом. В ином случае, выгоревшее топливо может не только оставить всю команду без еды, но и сильно испортить весь боевой настрой.

Читайте также:  Алмазное полотно для ножовки по плитке

Кстати, если в хозяйстве нет пивных банок, можно собрать так называемый дровяной примус. Чтобы его сделать, берется большая чурка, в которой проделывается сквозной канал. Для облегчения процесса древесину рекомендовано расколоть на несколько частей. Уже расколотые половинки слаживаются вместе и плотно стягиваются при помощи прочной проволоки. Далее чурка устанавливается на костровище. А вот чтобы обеспечить нормальный поток воздуха, ее необходимо поместить на камни, а под низ настелить солому и ветки. Теперь можно смело разжигать огонь и пользоваться самодельным примусом, который по своей функциональности практически ничем не уступает своей предыдущей самодельной версии, и уж тем более примусу фабричной сборки. Так что, потратив немного времени и сил, можно обзавестись этим нужным для хозяйства и выездов на природу прибором.

Разместил 29.05.2013 popov
nik34 прислал:

Давненько мы не вспоминали про такой вид энергии, как тепло. Компенсируем этот пробел — представляем простейший самодельный примус, который может работать практически на любом виде жидкого топлива. А сделать его можно буквально в течение десятка минут.

Итак: когда-то давно, лет так дцать назад, попала мне в руки прелюбопытнейшая статья по изготовлению примуса. Первый опытный образец был изготовлен и подарен соседу по столу во время распития сами знаете чего. Далее было изготовлены другие образцы и тоже подарены или про…, ну вы поняли. Статья взята из журнала «Моделист конструктор» №5 за 1991 год.


Из статьи в журнале почти все понятно. От себя могу добавить то, что длинна медной трубки (я брал и от холодильника, та что теплообменник), и от тракторов (не знаю откуда). Длинна около 40 сантиметров. В нее вставлен асбестовый шнур, с запасом по краям около 10 см. Далее трубку аккуратно огибаем вокруг куска трубы или деревяшки.

Отверстие под форсунку я делал сверлом или тонким шилом. Диаметр на глаз, начиная с маленького подбирается экспериментально. Поддон делал раза два, потом просто немного наклонял примус, обливал змеевик горючим и поджигал.

Заправочную горловину делал сбоку вверху бака — обычная гайка, в нее вкручивается болт с прокладкой из бензостойкой резины или паронита. Во время работы болт чуть ослаблял, вроде как для подсоса воздуха, но работало и без этого. Тушится — гасится пламя и конструкция охлаждается, чтобы прекратить испарение горючки. Выходят из сопла без огня горючие газы и с сигаретой в это время лучше не подходить, пока не остынет, так как были прецеденты. Я обычно тушил в реке или водой (по этой причине последний образец находится на дне реки Десна и показать его вживую не могу, извините).

Примус небольшой, жрет не много (зависит от сопла, время года и горючки). Если класть в рюкзак просто так, может вонять горючкой. Советую сделать из какой-то банки из жести для него коробку с крышкой. Из топлива — всё кроме дров. На соляре не пробовал.

Видео: пример изготовления подобной горелки

О сервисе MosCatalogue.net

MosCatalogue.net — это сервис, который предоставляет вам возможность быстро, бесплатно и без регистрации скачать видео с YouTube в хорошем качестве. Вы можете скачать видео в форматах MP4 и 3GP, кроме того можно скачать видео любого типа.

Ищите, смотрите, скачивайте видео — все это бесплатно и на большой скорости. Вы даже можете найти фильмы и скачать их. Результаты поиска можно сортировать, что упрощает поиск нужного видео.

Скачать бесплатно можно фильмы, клипы, эпизоды, трейлеры, при этом вам не нужно посещать сам сайт Youtube.

Скачивайте и смотрите океан бесконечного видео в хорошем качестве. Все бесплатно и без регистрации!

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector