Разборка и сборка системы охлаждения

Показателем нормальной работы системы охлаждения двигателя является поддержание температуры охлаждения в пределах 75—95 °С. Отклонения от указанного температурного режима в процессе эксплуатации могут быть вызваны следующими причинами: недостаточным количеством охлаждающей жидкости из-за утечек через радиатор, в местах соединения трубопроводов, через водяной насос; большими отложениями накипи в системе; загрязнением наружной поверхности радиаторов; неисправностью термостатов, привода вентиляторов, привода жалюзи, водяного насоса.

Для снятия блока радиаторов с автомобиля необходимо отсоединить планки крепления капота и опрокинуть капот на подставки, слить охлаждающую жидкость и масло из двигателя, а также масло из гидравлической системы гидромеханической передачи. Отсоединить трубопроводы и шланги от блока радиаторов, крана отключения масляного радиатора двигателя и фильтра гидромеханической передачи. Отпустить пружины тяг рычагов натяжных роликов и снять ремни привода вентиляторов; отвернуть гайкч нижних опор блока, отсоединить тяги бокового крепления и снять блок радиаторов с вентиляторами и жалюзи в сборе с автомобиля.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Разборку блока радиаторов следует производить в последовательности: вывернуть болты крепления кронштейнов вентиляторов и снять кронштейны в” сборе с крыльчаткой и приводом вентиляторов; отсоединить и снять кожухи правого и левого вентиляторов, жалюзи радиаторов, масляные фильтры гидромеханической передачи, кронштейны крепления радиаторов, нижние опоры радиаторов; рассоединить радиаторы.

Основными дефектами радиаторов являются течи в местах пайки, течи и засорение трубок, повреждения бачков и охлаждающих пластин.

Рис. 88. Разжимные резиновые пробки для патрубков радиатора:
а —с трубкой для подачи воздуха, б — глухая с эксцентриковым зажимом

Для определения мест течи радиатора следует проверить его герметичность воздухом в ванне с теплой водой. Водяные радиаторы нужно испытывать сжатым воздухом при давлении 2 даН/см2, масляные радиаторы двигателя и гидромеханической передачи — 5 даН/смг. Места течи определяются по выделяющимся пузырькам воздуха при погружении радиатора в воду. Отверстия подводящих и отводящих патрубков предварительно закрываются резиновыми пробками (рис. 88), через одну из которых подается воздух от ресивера.

Рис. 89. Приспособление для проверки трубок на герметичность:
1 — испытываемая трубка, 2 — наконечник, 3 — резиновая пробка, 4 — шланг для подачи воздуха

Для выявления дефектных трубок следует проверить герметичность каждой (рис. 89). Для этого снять верхний и нижний бачки, поместить сердцевину радиатора в ванну с водой и, заглушив один конец проверяемой трубки пробкой, к другому концу при помощи специального наконечника подвести сжатый воздух.

Течи радиатора устраняются пайкой трубок оловянно-свинцовистым припоем ПОС-40 или ПОС-30. Допускается до 3% испорченных трубок заглушить. При сильном повреждении трубки заменяют. После ремонта радиатор испытывают в течение 5 мин промывают места пайки содовым раствором.

Сборка радиаторов производится в обратной последовательности.

Ремонт привода вентиляторов. Разборку привода вентиляторов следует производить в последовательности: отвернуть болты крепления крыльчатки вентилятора и снять ее; отвернуть гайки крепления корпуса привода крыльчатки к кронштейну вентилятора и снять привод крыльчатки; расшплинтовать оси рычагов натяжных роликов и снять рычаги с роликами в сборе; разобрать привод крыльчатки вентилятора, для чего отвернуть гайку и спрессовать шкив с вала вентилятора, отвернуть гайку крепления подшипникоз и болты крепления крышки сальника и спрессовать корпус с вала вентилятора; выпрессовать из корпуса и спрессовать с вала подшипники; таким же образом разобрать натяжные ролики.

Читайте также:  Чем разрезать защитное стекло

Сборка привода вентиляторов производится в последовательности, обратной разборке. При установке натяжного ролика с рычагом в сборе на кронштейн вентилятора необходимо отрегулировать совпадение ручьев шкива вентилятора и шкива натяжного ролика путем установки на ось рычага регулировочных шайб. Несовпадение Ручьев должно быть не более 1 мм.

При установке блока радиаторов также нужно отрегулировать совпадение ручьев ведомого и ведущего шкивов привода вентиляторов путем изменения наклона блока радиаторов при помощи тяг бокового крепления блока. Несовпадение ручьев шкивов должно быть не более 1 мм.

Натяжение ремней привода вентиляторов проверить по величине прогиба ремней в средней части между ведущим и ведомым шкивами, которая должна быть 8—14 мм при нажатии на ремень привода с усилием 4 даН.

Ремонт водяного насоса. Основным дефектом водяного насоса может быть нарушение уплотнения торцового сальника, состоящего из резиновой манжеты с латунными обоймами, графито-металлического кольца и поджимной пружины. Для уменьшения износа торца корпуса, соприкасающегося с уплотнительным кольцом, в корпус запрессована стальная втулка с буртом. Рабочий торец втулки обрабатывается с высокой точностью и полируется, поэтому при ремонте его также следует полировать. Для отвода проникающей через торцовый сальник жидкости в корпусе насоса выполнено дренажное отверстие, через которое просочившаяся жидкость вытекает наружу. Выделение отдельных капель жидкости через дренажное отверстие при работе двигателя не является признаком ненормальной работы уплотнения.

Если нарушено торцовое уплотнение и появилась течь воды из дренажного отверстия корпуса, необходимо снять штампованную крышку, закрывающую передний фланец корпуса, расконтрить и отвернуть колпачковую гайку, снять крыльчатку с сальником, изношенные или разрушившиеся детали уплотнения заменить новыми и установить крыльчатку на место. Подшипники заполнить наполовину тугоплавкой смазкой.

При наличии обломов или трещин любого расположения и размера на деталях масляного насоса, а также при повреждении резьбы в корпусах нагнетающей и радиаторной секций детали ремонту не подлежат и заменяются.

Для обеспечения необходимого зазора в зацеплении шестерни-масляного насоса с промежуточной шестерней привода регулируются по высоте прокладками толщиной 0,1 мм. Число прокладок,, устанавливаемых между корпусом насоса и блоком, должно быть не более трех, при этом зазор между зубьями шестерен 0,15— 0,37 мм.

Производительность нагнетающей секции масляного насоса при-противодавлении, равном 4—7 даН/см2, температуре масла 75— 95° С на номинальном скоростном режиме двигателя 130 л/мин,, производительность радиаторной секции на том же режиме при противодавлении, не превышающем 0,8 даН/см2, равна 39 л/мин.

Для разборки насоса сделайте следующее:

  • Снятие зубчатого шкива привода насоса
  • 1 – корпус насоса
  • 2 – зубчатый шкив
  • 3 – съемник

– спрессуйте съемником 3, закрепленным в тисках, шкив 2;

– выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67.7853.9569 валик в сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником. Усилие прикладывайте к обойме подшипника;

– осторожно спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса ваз 2115. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новыми.

Читайте также:  Наружное освещение деревянного дома

Сальник насоса и прокладку между насосом лада самара 2 и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми.

Трещины и деформации корпуса не допускаются.

Сборку выполняйте в следующем порядке:

– с помощью оправки 67.7853.9568 установите в корпус сальник, не допуская его перекоса;

  • Насос охлаждающей жидкости ваз 2114 с контрольными размерами для сборки
  • 1 – стопорный винт подшипника
  • 2 – корпус насоса
  • 3 – блок цилиндров
  • 4 – крыльчатка
  • 5 – валик подшипника
  • 6 – упорное уплотнительное кольцо сальника
  • 7 – резиновая манжета сальника
  • 8 – подшипник
  • 9 – зубчатый шкив

– запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 1;

– заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания;

Повторное использование зубчатого шкива насоса ваз 2113 не допускается.

– приспособлением 67.7820.9527 напрессуйте крыльчатку, а затем новый зубчатый шкив 9, выдержав размеры (52 ±0,5) мм и (39,8 ±0,1) мм

– проверьте надежность соединения шкива на валике, приложив к шкиву момент 24,5 Н·м (2,5 кгс·м). Шкив не должен провернуться.

Проверка исправности функционирования, снятие, установка, разборка и сборка вентилятора системы охлаждения

Схема установки вентилятора системы охлаждения

1 — Радиатор
2 — Верхний шланг радиатора
3 — Болт
4 — Монтажная скоба
5 — Уплотнительная шайба
6 — Термочувствительный датчик-выключатель
7 — Нижний шланг радиатора
8 — Кожух (диффузор) вентилятора

9 — Приводной электромотор
10 — Шланг для выпуска воздушных пробок
11 — Расширительный бачок
12 — Крепежная гайка
13 — Крышка расширительного бачка
14 — Крыльчатка вентилятора
15 — Резиновая подушка опоры

Не забывайте, что при горячем двигателе вентилятор системы охлаждения может срабатывать даже после выключения зажигания. Соблюдайте осторожность!
Общие сведения

Вентилятор системы охлаждения предназначен для создания принудительного потока воздуха через теплообменник радиатора с целью обеспечения необходимой интенсивности теплоотвода.

Вентилятор размещен позади радиатора. Для его привода используется электромотор типа PAL 443 132 166 010 мощностью 55 Вт.

На вал двигателя надета 4-лопастная пластмассовая крыльчатка. Электромотор помещен в диффузор, закрепляемый на верхней и нижней стенках теплообменника радиатора посредством четырех болтов М6х10. Для крепления электромотора в кожухе диффузора использованы три болта.

Включение вентилятора производится при температуре охлаждающей жидкости 97 ± 2°С, выключение — при 88°С (модели без К/В).

Модели 1.6 л без К/В

Вентилятор имеет увеличенный диаметр (280 мм). Для привода используется электромотор изготовления компании Bosch мощностью 130 Вт.

Такой же вентилятор, но меньшего размера (250 мм) используется на моделях 1.3 л, оборудованных К/В.
Включение вентилятора производится при температуре 95 ± 2°С. выключение — при 88°С.

Дизельные модели без К/В и бензиновые модели 1.6 л с К/В

Электрическая цепь электромотора скомпонована таким образом, что вентилятор может продолжать функционировать даже после выключения зажигания — соблюдайте осторожность!

Диффузор вентилятора смещен влево и крепится двумя болтами слева и одним справа. Крыльчатка вентилятора — 6-лопастная диаметром 300 мм.

Вентилятор производства компании Gate крепится на диффузоре тремя болтами.

Читайте также:  Сила тока в домашней сети 220 в

Включение первого скоростного режима вентилятора производится при температуре 95 ±2°С, выключение — при 84°С. торой скоростной режим включается при температуре 102 ± 3°С. выключение — при 91°С.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Подача питания на вентилятор системы охлаждения осуществляется через выключатель зажигания и предохранитель (см. Главу Бортовое электрооборудование). В контур входит также термочувствительный датчик-выключатель вентилятора, ввернутый в стенку радиатора.
2. В случае отказа вентилятора в первую всегда следует проверить состояние предохранителей. При отсутствии признаков выхода их из строя, запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры, оставив затем работающим на холостых оборотах. Если вентилятор не сработает в течение нескольких минут (или раньше чем измеритель температуры зафиксирует перегрев), выключите зажигание и отсоедините электропроводку датчика-выключателя. Соедините перемычкой два контакта электрического разъема и вновь включите зажигание. Если теперь вентилятор начинает функционировать, следует заменить неисправный датчик-выключатель.
3. Если вентилятор по-прежнему не срабатывает, удостоверьтесь, что на разъем датчика-выключателя исправно подается питание батареи (12 В). Если питание отсутствует, проверьте состояние соответствующей электропроводки (возможно, вышел из строя электромотор вентилятора, либо перегорел предохранитель). Если никаких неполадок выявить не удается, удостоверьтесь в наличии проводимости между клеммой заземления датчика-выключателя и массой. Если проводимость отсутствует, следовательно заземление нарушено и необходимо произвести соответствующий ремонт.
4. Если выполнение всех перечисленных проверок не позволяет выявить причину отказа вентилятора, следует проверить состояние электромотора привода крыльчатки. Рассоедините электрический разъем и подайте питание от батареи непосредственно на клеммы мотора. Если мотор не сработает и на этот раз, замените его в сборе.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.

2. Отсоедините электропроводку от электромотора вентилятора,

затем высвободите провода из промежуточных фиксаторов на кожухе,

выверните крепежные болты

и снимите кожух вентиляторной сборки с задней части радиатора.

3. В случае необходимости отдайте крепежные гайки, снимите шайбы и отделите мотор от кожуха сборки. Теперь крыльчатка может быть снята с мотора после отпускания крепежного фиксатора.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите сборку мотора на кожух, наденьте шайбы, затем наверните крепежные гайки и прочно затяните их. Если снимали, посадите крыльчатку на шпиндель мотора и закрепите ее фиксатором.
2. Установите сборку на радиатор и закрепите ее болтами.
3. Восстановите исходное подсоединение электропроводки (не забудьте подключить батарею).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Слейте охлаждающая жидкость.
2. Отсоедините от радиатора шланги охлаждающей жидкости.
3. Отсоедините электропроводку от термочувствительного датчика-выключателя и электромотора привода вентилятора.
4. Демонтируйте монтажную скобу.
5. Выверните крепежные винты. И снимите радиатор в сборке с вентилятором.
6. Отдайте крепеж диффузора к радиатору.

7. Выверните крепежные винты и снимите крыльчатку при помощи специального приспособления (МР8-102).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа. Особое внимание уделите следующим моментам:

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector