Ремонт радиатора системы охлаждения

Даже незначительная течь в радиаторе – настоящая головная боль любого автовладельца. На первых порах большинство из них пытается решить проблему с помощью различных химических средств, добавляемых в охлаждающую жидкость. Но такие действия приводят лишь к временному самоуспокоению. Даже если течь исчезнет, нет никакой гарантии, что она не появится в будущем. Поэтому приходиться возить с собой ёмкости с антифризом, и гадать: «потечет, не потечет», что никому не интересно. В итоге приходит понимание: нужен ремонт радиатора или его покупка. Если отказаться от второго варианта в виду дороговизны запчасти, можно обратиться в автомастерскую. Есть и иной выход из положения: сделать всё самостоятельно. О том, как отремонтировать радиатор автомобиля своими руками и как это делают в специализированных сервисных центрах, описывается далее.

Конструкция

В основе этого элемента системы охлаждения — множество плоских алюминиевых, медных или латунных трубок, соединенных между собой. Между ними располагаются теплоотводящие элементы в виде тонких пластин из тех же материалов. Сверху и снизу этой системы находится по бачку, к которым подходят патрубки. Теоретически, если говорить коротко, конструкция несложная.

Где появляется течь

Обычно это нижний или верхний радиаторный бачок: особенно там, где прикреплена заливная горловина (если она есть, как например, у всех классических «Жигулей»). Либо течь появляется из-за поломки трубок внутри радиатора. Подобные проблемы возникают «благодаря»:

  • естественному старению, износу деталей;
  • коррозии, вызванной низкокачественной охлаждающей жидкостью;
  • механическому воздействию (ДТП, злоумышленники и т. д.).

Ремонт радиатора охлаждения пайкой

Эту операцию можно осуществить в домашних условиях. Достаточно иметь паяльник, припой, флюс. Однако пайка конструкций, изготовленных из различных материалов, производится по своим технологиям.

Ремонт латунного радиатора

Снимите изделие с машины, и, если ранее вы не смогли найти дефектное место, залейте в конструкцию воду, предварительно закрыв выходное отверстие. Найденные изъяны пометьте (можно маркером или спичкой, воткнув ее в отверстие, трещину). Можно использовать другой способ: погружайте изделие в воду частично, одновременно подавая внутрь сжатый воздух – пузырьки покажут повреждения. Если течь из-за трубок, придется разжать тонкие теплоотводные листы, чтобы добраться до проблемного места. Приготовьте инструменты:

  • электрический паяльник мощностью от 0,5 кВт;
  • флюс, буру или паяльную кислоту;
  • оловянный припой;
  • мелкозернистую наждачную бумагу;
  • небольшую металлическую щетку.

Очистите радиатор, найдите помеченные места повреждений. Заранее включите паяльник, чтобы он разогрелся. Небольшие трещины или отверстия на бачках зачистите металлической щеткой, наждачкой до появления металлического блеска. Это нужно для ликвидации оксидной пленки и создания шершавой поверхности, чтобы металл радиатора лучше сцепился с припоем. Теперь нанесите кислоту на дефектное место, паяльником возьмите припой и приложите его к повреждению.

Работать нужно быстро и аккуратно, особенно если рядом имеются заводские швы, которые могут «поплыть»: тогда у вас работы прибавится.

Пайка медного радиатора охлаждения

Она почти ничем не отличается от восстановления латунной конструкции. Вся разница в том, что здесь можно ремонтировать изделие с помощью менее мощного паяльника (150-200 Вт), благодаря большей теплоёмкости меди по сравнению с латунью.

Ремонт радиатора своими руками из алюминия

Такие конструкции значительно дешевле своих медных или латунных «собратьев». Однако тот, кто разбирал подобные изделия, знает: ремонт алюминиевого радиатора будет более сложным из-за моментального образования на воздухе окислов, мешающих пайке. Понадобится электрический паяльник мощностью не менее 250 Вт, но лучше использовать компактную газовую горелку. А вот с остальными «участниками» процесса стоит разобраться подробнее.

В его «зоне ответственности» — надежность соединения алюминиевой поверхности и припоя. Флюс можно приобрести в торговой точке, продающей радиодетали: из российских это Ф34А, Ф59А, Ф61А (т. е. должна быть в маркировке буква «А») или сделать самому. Есть два способа:

  1. Смешайте канифоль и железные опилки, обработав какую-либо деталь. Затем в подходящую посудину сложите ингредиенты и разогрейте на открытом пламени. После застывания смеси у вас будет флюс для пайки алюминия.
  2. Если вы любитель химии, то можно приготовить и более качественный продукт, позволяющий произвести ремонт алюминиевых радиаторов — плавень. Просто возьмите нижеследующие вещества и смешайте их в указанной пропорции: сернокислый натрий (4%), криолит (10%), хлористый калий (56%) и такой же литий (23%), обычная крупная соль NaCl (7%). Все компоненты сначала измельчите. Храните состав подальше от солнца.

Припой

Традиционный оловянно-свинцовый продукт не подойдет, т. к. не гарантирует надежную защиту от коррозии. Если все же принято решение использовать обычный припой, после выполнения паяльных работ восстановленное место защитите специальным лаком. Но целесообразнее купить припой, предназначенный для пайки алюминия: из российских продуктов недорогого ценового сегмента это 34А или ЦОП40. В этих средствах кроме олова есть медь, кремний, цинк. Последний как раз обеспечивает антикоррозийную устойчивость восстановленного участка. Припой лучше покупайте в виде прутка, чтобы удобнее было пользоваться. Если говорить о процессе, ремонт радиатора охлаждения из алюминия при помощи пайки ничем не отличается от восстановления латунной конструкции.

Читайте также:  Ареометр инструкция по эксплуатации

Ремонт при помощи холодной сварки

Таким методом заклеивают небольшие повреждения. Но если дефект объемный, можно заделать дыру заплаткой из жестянки. Суть способа – в использовании одно- или двухкомпонентного специального клея, затвердевающего на поврежденном месте. В первом случае от кусочка отрезают нужное количество «пластилина», разминают в руках и расплющивают на дефектном участке. Во втором — смешивают два компонента и с полученным средством проделывают то же самое. Подобным образом можно использовать всем хорошо известную эпоксидную смолу. Только помните, что время ее окончательно затвердевания составляет 24 часа.

Аргоновая сварка

При ее помощи можно залатать дырки и трещины только на толстостенных бачках. Пробитые соты-трубки таким способом не восстановишь. Плюс, нужно громоздкое оборудование и опытный сварщик, способный выполнить тонкую работу. Хорошо, если у вас есть такой знакомый, а если нет, то для самостоятельного использования такой вариант не подойдет.

Механический метод

Если повреждена только одна или две-три трубки в одной зоне радиатора, то их нужно раскусить пассатижами полностью. Потом каждый конец завернуть и сильно зажать этим инструментом. Данный метод зачастую является единственным выходом из положения в экстремальной дорожной ситуации, когда под рукой нет иных способов остановить течь.

Высокотехнологичные способы восстановления

Далее речь пойдет о методах, недоступных для применения в «гаражных» условиях. Однако описанными ниже способами стоит воспользоваться при реставрации дорогих изделий или тех, что сложно найти на автомобильном рынке. Например, если речь идет о раритетных радиаторах. Поэтому прежде чем отдать в ремонт свою конструкцию, стоит знать о самых современных методах ее восстановления, больше доступных для тех, кто проживает в Москве или ином крупном городе.

Брейзинг

Это относительное новый метод, используемый только в стационарных условиях с использованием профессионального оборудования. В этом случае применяется твердосплавные медные припои. Процесс осуществляется в температурном диапазоне 500-1000 градусов: расплав подают в проблемную зону в среде буры, защищающей поверхность от окисления. Качество получается очень высоким: прочность соединений отремонтированного изделия сравнима с заводской.

Газодинамическое напыление

Тоже применимо только в условиях оборудованного автосервиса. Суть способа заключается в распылении внутри поврежденного изделия особого разогретого порошка, на высокой скорости влетающего внутрь трубок и бачков. После охлаждения образуется слой толщиной до 1,5 мм.

Выводы

Восстановление этой важной детали системы охлаждения двигателя возможно в большинстве случаев. Предварительно необходимо решить: производить ремонт радиатора автомобиля своими руками или обратиться к специалистам. В последнем случае, нужно определиться и с методом восстановления, который может быть как традиционным, так и высокотехнологичным.

Система охлаждения двигателя автомобиля состоит из ряда элементов, которые могут неожиданно выйти из строя в процессе эксплуатации. К таким элементам следует отнести водяной насос (помпу), термостат, вентилятор или радиатор охлаждения. Отметим, что одной из наиболее частых и серьезных проблем являются течи радиатора, а также закупорка его каналов. Подобные неисправности приводят к тому, что система охлаждения теряет способность эффективно поддерживать рабочую температуру силового агрегата в заданных рамках.

В результате возникает необходимость постоянно контролировать уровень антифриза в расширительном бачке и доливать ОЖ при небольших течах, водителю все время нужно следить за температурой ДВС и т.п. Если же утечки через радиатор более существенные, тогда движение на автомобиле своим ходом крайне нежелательно, так как значительно возрастает риск перегрева мотора, который сопровождается серьезными последствиями для ДВС. По этой причине в данной статье мы рассмотрим, как осуществить ремонт радиатора охлаждения своими руками. Такой ремонт может быть особо полезен в аварийных ситуациях, когда, например, радиатор потек во время езды по трассе вдали от автомастерских.

Читайте в этой статье

Ремонт радиаторов охлаждения автомобилей: локальный ремонт и ремонт со снятием

Причин, по которым потек радиатор или система охлаждения не работает должным образом, существует несколько. Обычно радиатор течет в результате естественного износа или механических повреждений, так как на многих автомобилях данный элемент максимально открыт для эффективного обдува встречным потоком воздуха. В результате его повреждают летящие камни и т.п.

Также проблемы могут возникать в результате того, что владелец не уделял должного внимания состоянию и обслуживанию системы охлаждения двигателя. В такой ситуации часто происходит закоксовка радиатора. Если трубки радиатора забиваются, тогда жидкость намного хуже циркулирует. В результате начинается остывание нижней части теплообменника, затем радиатор остывает по всей площади. Параллельно с этим ОЖ в системе сильно нагревается, теплоотвод ухудшается, значительно возрастает термонагруженность элементов системы и риск перегрева мотора.

Отметим, что данная проблема обычно устраняется качественной промывкой радиатора изнутри. Дело в том, что радиатор забивается по причине скопления накипи в системе. Чаще всего это происходит у тех водителей, которые используют проточную воду в системе охлаждения, долго не меняют антифриз, смешивают различные охлаждающие жидкости и т.д. К закупорке радиатора приводят также неисправности агрегата, в результате которых наблюдается попадание моторного масла и отработавших газов в антифриз.

Итак, вернемся к системе охлаждения и радиатору. Как уже было сказано, при его поломке дальше ехать на автомобиле крайне не желательно. Следовательно, возникает острая необходимость провести ремонтные работы прямо на месте. Отметим, что радиатор является деталью, которую сложно ремонтировать, а также значительно снижается надежность устройства после ремонта. По этой причине даже ранее отремонтированный радиатор многие автолюбители предпочитают менять на новый при первой такой возможности.

Читайте также:  Марки арматуры и их характеристики таблица

После остывания можно открыть расширительный бачок и оценить уровень ОЖ. В норме такой уровень должен быть на отметке между «мин» и «макс». Если уровень упал, тогда следует осмотреть подкапотное пространство, радиатор, сам бачок и патрубки на предмет подтеков. Если таковых не обнаружено, тогда далее следует долить антифриз, дистиллированную воду или обычную проточную воду (в крайних случаях) до нужного уровня. Обратите внимание, во время долива антифриза следует учитывать, что не все жидкости можно смешивать в системе между собой. Например, тосол и антифриз смешивать нельзя.

После доливки по уровню двигатель можно запускать, после чего проводится диагностика работоспособности помпы (путем прощупывания патрубка к радиатору) на предмет пульсации. Подробнее о проверке помпы без снятия с двигателя можно прочитать в нашей отдельной статье.

Также анализируется работа термостата (открытие большого круга для ОЖ) и вентилятора охлаждения, проверяется состояние патрубков, исключается возможность течей радиатора отопителя салона и т.д. Другими словами, перед началом работ с радиатором охлаждения нужно убедиться в отсутствии других возможных причин неисправности.

В том случае, если явно видно, что течет или является проблемным участком именно радиатор, необходимо приступать к его ремонту. Сложность и сама возможность ремонта будет зависеть от характера неисправности. Давайте посмотрим, что можно сделать прямо в дороге, то есть без снятия радиатора с авто. Чаще всего проблема обнаруживается в верхней части радиатора. Также может появиться микротрещина, через которую ОЖ постепенно выпаривается из системы. Добавим, что обнаружить подобный дефект визуально бывает затруднительно, но сама проблема устраняется достаточно просто.

Если произошла закупорка, устройство промывают. Мелкие трещины заделываются при помощи специальных добавок в антифриз, которые продаются в автомагазинах. Также простым и доступным способом можно считать обычную горчицу, которую засыпают в систему охлаждения для устранения течей через небольшие трещины в радиаторе. Герметик для системы охлаждения добавляется в охлаждающую жидкость, после чего средство «затягивает» трещины. Похожий принцип демонстрирует и горчица в радиаторе. Порошок разводят с водой и заливают в радиатор, после чего через несколько км. пробега течь устраняется. Такие меры можно считать временными, но они позволяют добраться до автосервиса своим ходом.

В ряде случаев протечки могут возникнуть в области стыков резиновых или пластиковых элементов с металлическими. В подобной ситуации используется герметик для ремонта радиатора. Также можно применить эпоксидный клей. Иногда удается избавиться от течи или уменьшить интенсивность протечки при помощи изоленты, которой обматывается проблемный участок. В случае с пробитыми патрубками можно разрезать имеющийся под рукой резиновый шланг подходящего диаметра, который затем надевается на поврежденный участок и обжимается проволокой, изолентой и т.п.

Добавим, что если оказались повреждены несколько трубок радиатора, указанные трубки можно заглушить. Такая манипуляция не способна нанести значительного вреда системе охлаждения или существенно снизить ее эффективность работы при учете того, что будет заглушено не более 1/10 от общего количества всех трубок. При этом процедура позволяет устранить течь и добраться на машине до места ремонта. Для решения задачи поврежденные трубки нужно перекусить кусачками или другим подручным инструментом возле того места, откуда видна течь антифриза. Далее нужно завернуть часть трубки и расплющить ее, то есть заглушить. Операция достаточно легко осуществляется при помощи небольших плоскогубцев.

Промывка и пайка радиатора охлаждения двигателя

Такой ремонт радиатора применяется в том случае, если трещины серьезные. Для устранения потребуется снять элемент с авто. Перед снятием понадобится слить охлаждающую жидкость через сливные отверстия. Такие отверстия имеются в нижней части радиатора, а также могут присутствовать в блоке цилиндров ДВС. Также с радиатора для слива ОЖ нужно снять нижний патрубок. В ряде случаев перед извлечением радиатора может понадобиться также отключение и снятие вентилятора охлаждения.

Далее необходимо промыть внутренние каналы и полости на снятом элементе. Для промывки от грязи и различных отложений подойдет обычная вода, которая подается под небольшим давлением. В том случае, если имеет место закупорка, для отмывания накипи можно использовать спецсредство, которое растворяет отложения. Указанный состав заливается в радиатор после того, как закручиваются все сливные пробки и перекрываются другие отверстия. Затем следует выждать рекомендуемое время, после чего промывка сливается, радиатор тщательно промывается проточной водой.

Чтобы отремонтировать неисправный радиатор понадобится подготовить соответствующие инструменты. Начнем с того, что радиатор может быть латунным и алюминиевым. Что касается латунных радиаторов, различные повреждения на таких изделиях устраняются при помощи пайки.

  • паяльник (возможно использование электрического паяльника с мощностью не ниже 500Вт);
  • специальный флюс, бур;
  • хлористый цинк (кислота для пайки);
  • припой, щетка с металлической щетиной, наждачная бумага;

Далее снятый и очищенный от различных загрязнений радиатор осматривают, после чего щеткой зачищают участки в местах повреждений. Затем необходимо произвести шлифовку при помощи наждачной бумаги. Хорошо отшлифованное место имеет однородный металлический блеск. Такая шлифовка позволяет снять лишние окислы и обеспечить должное сцепление припоя с основной поверхностью. Теперь на указанную поверхность из латуни следует нанести кислоту, бур, флюс. Далее паяльник разогревается, после чего припой расплавляют горячим паяльником, распределяя материал в области повреждения.

Читайте также:  Самодельная траворезка своими руками видео

Обратите внимание, что такой способ подойдет в том случае, если дефектный участок находится достаточно далеко от стандартных швов латунного радиатора, которые выполнены на заводе. Дело в том, что если нагретым паяльником работать возле шва, тогда сам шов может оплавиться и потечь, так как латунь имеет высокую теплопроводность. В подобной ситуации (трещина или пробой возле заводского шва) лучше использовать другие способы ремонта, которые активно применяются для радиаторов из алюминиевых сплавов.

Пайка алюминиевого радиатора охлаждения

Сразу отметим, что большая часть радиаторов на современных авто изготовлена из сплавов алюминия. По этой причине ремонт алюминиевого радиатора охлаждения при помощи сварки или пайки в домашних условиях очень сложно реализовать. С учетом вышесказанного, для ремонта оптимально использование герметика или различных видов клея, так называемой «жидкой сварки».

Предварительная очистка и подготовка поврежденных участков на изделиях из алюминия аналогична процедуре подготовки радиатора из латуни. Производится промывка, удаление грязи из сот, после чего происходит очистка поврежденных участков щеткой и наждачной бумагой. Что касается подбора герметика или клея, тогда следует учитывать некоторые особенности.

Для заделывания трещин и пробоев не более 10 мм. подходит «холодная сварка». Такая «сварка» представляет собой два бруска, которые фактически являются клеевой основой и катализатором. Принцип действия похож на эпоксидный или полиэфирный клей.

Если необходимо убрать трещину радиатора в области основания входных/выходных трубок, а также трубок решетки, тогда для решения задачи хорошо подходит эпоксидный клей или его аналоги. Также дополнительно рекомендуется добавить в готовый клей немного алюминиевой пудры, не превышая соотношения 1/10, где первое число и есть 10% такого наполнителя. Место заклеивания хорошо зачищается, обрабатывается обезжиривателем, после наносится сам клей. Во время ремонта также можно намотать несколько слоев стекловолокна, которое пропитано в клею. Это позволит повысить жесткость и прочность ремонтируемого участка. Затем потребуется высушить эпоксидный клей не менее 24 часов, после чего можно устанавливать радиатор, заливать антифриз и проверять систему охлаждения на герметичность.

Описанный выше способ ремонта также подходит для заделывания обширных повреждений, например, после ДТП. Основные компоненты остаются такими же. Главным отличием является только способ нанесения стеклоткани. Необходимо несколько слоев волокна, отличающихся по размеру от меньшего к большему. На начальном этапе приклеивается самый маленький слой, затем производится сушка. После наклеивается немного больший слой и так далее. Во время ремонта важно соблюдать сушку каждого слоя перед нанесением следующего. Добавим, что радиаторы с поврежденным бачком из пластика ремонтируются как при помощи заклеивания, так и посредством пайки пластмассы. Пайка пластмассы напоминает пайку изделий из металла. Главное, для заделывания использовать такую пластмассу, которая идентична или похожа по своим свойствам на материал, применяемый в устройстве радиатора.

Что в итоге

Как видите, существует целый ряд способов, которые позволяют отремонтировать радиатор как прямо на автомобиле, так и после снятия детали. Минусом можно считать то, что даже пайка радиатора или его сварка вовсе не означает, что устройство сможет дальше работать безотказно долгие годы.

Также следует учитывать, что на срок службы радиатора сильно влияет качество антифриза. Необходимо осуществлять контроль состояния и своевременной менять антифриз или тосол, рекомендуется промывка системы охлаждения спецсредствами перед каждой заменой ОЖ. Напоследок добавим, что правильным решением будет полный отказ от использования проточной воды и замена на дистиллят.

Принцип действия герметика для системы охлаждения двигателя. Когда использовать герметик, на какие результаты рассчитывать. Возможные последствия, советы.

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт

Промывка радиатора системы охлаждения двигателя своими руками. Как и чем лучше промывать радиатор самому изнутри без снятия с машины.Рекомендации.

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Причины и результаты перегрева дизельного двигателя. Что делать, если дизель греется: диагностика и устранение неисправностей. Важные рекомендации.

Радиатор охлаждения – это основная часть системы охлаждения двигателя машины. Его главной задачей является поддерживать оптимальную температуру для работы двигателя и не дать ему перегреться. Нормальное функционирование системы охлаждения просто необходимо автомобилю. Так, почти у всех владельцев автомобилей, рано или поздно, при выходе из строя радиатора охлаждения возникает вопрос: нужно ли делать ремонт радиатора охлаждения или заменить его на новый.

Разумеется, замена старого радиатора на новый это идеальный выход из сложившейся ситуации,с точки зрения надежности,но учитывая то обстоятельство,что можно решить эту проблему сэкономив почти на 50 процентов и больше – мы рекомендуем Вам сделать ремонт в нашей компании «SS SERVICE». После ремонта наши опытные специалисты полностью восстановят все свойства радиатора.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector