Схема тележки для мотоблока

Тележка для мотоблока конструкционно очень проста: для ее изготовления необходимо запастись болгаркой, дрелью и электросваркой. Каждый владелец небольшого ручного трактора без особых проблем может сделать такую тележку — для незаменимой в огородных работах сельскохозяйственной техники. Единственная трудность, с которой придется столкнуться — это составление чертежа.

Разновидности мотоблоков

Если на раннем этапе изготовления телеги для мотоблока чертежи будут верными, в дальнейшем все будет очень просто, и в результате получится надежная и долговечная конструкция. Но для того чтобы при составлении схемы не допустить ошибок, необходимо сразу определиться с размерами будущей тележки, ее грузоподъемностью, а также с другими характеристиками.

Для упрощения процедуры можно ориентироваться на модели промышленного производства. Все мотоблоки, как заводские, так и самодельные, можно разделить на три большие группы. В одну из них попадают небольшие по размерам конструкции, в другую — средней величины, а в третью группу входят самые большие и тяжелые мотоблоки.

Модели можно также классифицировать по мощности и по наличию или отсутствию определенных функций.

Например:

  • оснащенные плугом;
  • имеющие грунтозацеп;
  • конструкции со встроенными граблями;
  • с косилкой;
  • с картофелесажалкой.

Не стоит путать мотоблоки с тележками для мотокультиватора. Последние предназначены исключительно для обработки почвы и лишь изредка встречаются модели, которые могут выполнять еще одну или несколько дополнительных функций.

Достоинства тележки

У устройства имеется много достоинств. К основным из них относится наличие дополнительных элементов, которые действительно необходимы, и экономия денег. При самостоятельном изготовлении тележки владелец приусадебного участка сам может решить, что следует присоединять к ней, а без чего можно обойтись. Конструкция не будет загромождаться бесполезными элементами, и в то же время у тележки будет все необходимое для выполнения сельскохозяйственных работ.

Самодельные телеги для мотоблока изготавливаются из подручных материалов по простой технологии, поэтому много денег на это тратить не придется. Возможно, их совсем не придется тратить, так как все необходимое для изготовления будет под рукой.

Если же выбрать альтернативный вариант — покупку готового прицепа для мотоблока, нужно быть готовым к тому, что придется потратить не меньше 10 тысяч рублей.

Что нужно знать о проектировании

Самодельная тележка для мотоблока обычно рассчитывается на груз массой около 0,5 тонны, при этом масса самого водителя в расчет не берется. С такой грузоподъемностью конструкция способна с легкостью вместить в себя до 10 мешков картофеля.

При составлении чертежа нужно обозначить места расположения следующих деталей:

  • колес;
  • упорной конструкции;
  • крепежных элементов (болтов);
  • трех опорных балок;
  • водительского сиденья;
  • подножки;
  • кузова.

В передней части должны располагаться такие элементы, как водило, консоль и опора для навесных участков.

Подготовка к работе

Перед тем, как сделать тележку для мотоблока своими руками, необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы. Следует обязательно составить список того, что уже имеется в наличии, и что еще только предстоит приобрести.

Нужно учитывать несколько нюансов:

  1. Рама тележки изготавливается из профтрубы, сечение которой может быть как круглой, так и квадратной формы.
  2. Для соединения труб используются болты.
  3. Для изготовления колесной оси понадобится стальной штырь диаметром около 3 см и длиной около 100 см.
  4. Сам кузов можно сделать металлическим или деревянным.
  5. В любом случае конструкция должна быть усилена стальными уголками.
  6. Дно лучше изготовить из листового металла. В этом случае оно будет более прочным. Можно сделать его и из досок, но деревянная конструкция значительно уступает металлической по прочности.
  7. Водительское кресло изготавливается из мягких материалов.
  8. Колеса можно взять от старой техники.

Из инструментов потребуются болгарка, дрель, электросварка, строительный уровень.

Основные этапы

Согласно чертежу, самосвальная тележка для мотоблока имеет 4 главных узла, соединенных друг с другом посредством сварки. Первый узел — кузов, второй — водило, третий — рама и четвертый — колеса.

Каждый из этих узлов необходимо собрать отдельно — и уже только потом, когда все они будут готовы, можно приступать к их соединению воедино.

Работа над рамой и створками

Важно установить раму с максимальной точностью. В этом поможет обычный строительный уровень. Следует помнить о таком свойстве металла, как расширение при нагревании. Именно из-за расширения материала раму придется устанавливать повторно.

После установки все стыки следует обварить с обеих сторон. Затем можно переходить к присоединению поперечин и лонжеронов. Из них будет образована сетчатая конструкция, на которую в последующем будет прикрепляться дно кузова.

Створки можно сделать так, чтобы они откидывались или раздвигались. Трудно сказать, какому из этих двух вариантов следует отдавать предпочтение: у каждого из них имеются свои преимущества и недостатки. Независимо от того, какой способ открывания и закрывания створок будет выбран, к бортам обязательно следует приделать крепления, которые будут использоваться для надежной фиксации перевозимого на телеге груза.

Изготовление водила и установка колес

Только после создания рамы и кузова можно переходить к узлу. Для этого потребуются швеллеры или трубы с сечением в виде круга. Стенки трубы должны быть толстыми: только в этом случае конструкция получится прочной и пригодной для перевозки тяжелых грузов. Усилить ее по длине сложно, так как она надежно соединяется с осью посредством балок и угольников.

Читайте также:  Циркульное приспособление для болгарки чертежи

Мотоблок – один из агрегатов в сельском хозяйстве, пользующийся повышенным спросом. С его помощью на приусадебном участке или небольшой ферме можно производить практически все работы. Одной из самых необходимых функций является транспортировка всевозможных грузов и материалов. На мотоблоке можно выполнять такие действия только при наличии прицепного оборудования в виде небольшой тележки.

Что это такое?

Тележка для мотоблока – это прицепное устройство, которое оснащено прочной рамой и бортами. Используется для транспортировки различных грузов. Использование этой конструкции не предполагает поездок по дорогам общего пользования и наличия водительских прав, поэтому не имеет особенных эстетических или технических требований. Все критерии по внешнему виду относятся к удобству эксплуатации.

Прицепные тележки могут иметь различную конструкцию, однако, существует и общая схема. Прицепное для мотоблока состоит:

  • из рамы;
  • кузова;
  • дышла (сцепного устройства);
  • сиденья для водителя;
  • рулевого механизма;
  • ходовой части.

Если предполагается использовать конструкцию для перевозки габаритных грузов, то её борта могут быть усилены дополнительными рёбрами жёсткости. При отсутствии их в заводской конструкции недостаток можно легко исправить самостоятельно.

Кроме того, большегрузные конструкции должны быть оснащены тормозами. Это правило относится к тележке грузоподъёмностью более 350 кг. Если пренебречь данным правилом, то прицепное может перевернуться на ходу.

В заводских комплектациях, так же, как и в самодельных, должны быть упоры, которые помогут отсоединённой от мотоблока конструкции сохранить первоначальное положение.

Прицепное оборудование в зависимости от размера, комплектации и области эксплуатации делят на виды. В зависимости от размера тележки бывают:

Легковесными конструкциями оснащают маломощные машины, которые могут перемещать до 3 центнеров груза. Габариты такого изделия составляют до 1 м в ширину и до 1, 15 – в длину. Высота бортиков зависит от того, какие грузы будут перевозиться на ней.

Тележки средней весовой категории крепят к мотоблокам мощностью до 8–9 л. с. При этом длина изделия может быть больше, чем в предыдущей вариации (до 1,5 м).

Что же касается большегрузных конструкций, то транспортировать их в гружёном виде могут только тяжёлые мотоблоки, мощность которых доходит до 15–17 л. с. Размерность изделия в таком случае будет 1,2 м в ширину и до 3 м – в длину. Данные габариты предполагают транспортировку не только сельскохозяйственной продукции (садовая), но и любых материалов для стройки (строительная) или поднятия участка. Такая модификация считается многофункциональной.

Также прицепы делят:

  • на конструкции с одной осью или двумя;
  • двух- и четырёхколёсные;
  • стандартные и с откидывающимися бортиками.

Двухосные тележки имеют маленькие габариты, четыре колеса и рассчитаны на небольшие грузы. Четырёхосные вариации в основном встречаются среди большегрузных прицепов большой длины. За счёт такого числа осей большая нагрузка распределяется более равномерно, прицепное сохраняет равновесие и хорошо держит дорогу.

Двух- или четырёхколёсным является прицеп, зависит от его габаритов. Ведущей в обоих случаях является передняя ось. В небольших конструкциях достаточно двух колёс и опор, чтобы груз не падал при отсоединении от транспорта. Кроме того, меньшее число колёс облегчает прицепное.

Стандартная прицепная тележка имеет глухие боковые борта и задний открывающийся. Это необходимо для удобства погрузочных работ. Тележки с откидывающимися бортами рассчитаны на перевозку как обычных, так и сыпучих грузов. Именно для насыпных материалов и разработаны откидывающиеся боковые бортики. Необходимо отметить, что такая конструкция, чаще всего, бывает дополнена возможностью самосвальной выгрузки (как в модели ТМ-500).

Но существует и ещё несколько разновидностей прицепов для мотоблока, обзор которых необходимо сделать. Так, существуют самоходные тележки с рулевым управлением. Такая конструкция напоминает первые автомобили, где двигатель ставится под сиденьем. Манёвренность такого агрегата объясняется наличием ступицы на подшипниках.

Также есть и зимние варианты прицепного. Они создаются на базе обычной тележки при помощи установки всесезонной или зимней резины. Такие модификации могут быть использованы для уборки снега с приусадебной территории.

Размеры и материалы

Габариты прицепного прямо пропорционально зависят от лошадиных сил мотоблока. Также при выборе размерности тележки нужно определить спектр перевозимых грузов. Если не предполагается использовать конструкцию для транспортировки строительных материалов, то лучше не покупать большое прицепное. Это будет стоить дороже и создавать дополнительную нагрузку на мотоблок. Садовая тележка со стандартными размерами 120х115 будет оптимальным вариантом.

Чаще всего материалом для кузова телег является листовой стальной металлопрокат, а для каркаса – швеллер или уголок. Но на рынке есть и оцинкованные варианты. Их стоимость может быть выше, но и преимущества очевидны. Оцинковочное покрытие сохраняет металл от коррозии. Такая конструкция прослужит значительно дольше, чем просто окрашенный металл.

Комплектующие

Одной из наиболее важных деталей тележки является сцепное устройство. Оно бывает трёх видов:

Но встречаются и другие деления данных устройств. Так, некоторые производители выпускают специальный вид креплений, которые подходят только к определённым моделям мотоблоков. Такие конструкции выпускают в виде двух креплений в форме буквы «П», которые соединяются профилем с квадратным сечением.

А есть универсальные. С их помощью можно закрепить прицеп на мотоблоке любой марки, будь то «Зубр» или «Форза». Выглядят такие модификации, как две небольшие рамы, соединённые при помощи шариков. Этот вид сцепки считается наиболее надёжным.

Отличительными чертами заводских сцепных механизмов является маленький вес. И высоту вылета в них можно отрегулировать при необходимости. Однако если монтаж сцепки по любым причинам невозможен, то отличным решением может стать переходник с зацепом.

Важной деталью в конструкции прицепного являются тормоза. Ими укомплектовывают тележки с большой грузоподъёмностью. Лучшим вариантом являются дисковые конструкции со ступицей, которые приводятся в рабочее состояние от двигателя мотоблока.

Однако, простая тележка может быть оснащена и стоячим ручным тормозом.

Как выбрать?

Для того чтобы выбрать прицепное к мотоблоку, необходимо проанализировать совокупность качеств всех его составляющих, а также его сочетаемость с мотоблоком.

Читайте также:  Шабрение и притирка слесарное дело

Первое, на что необходимо обратить пристальное внимание, это рабочая часть прицепа – кузов. Он может быть выполнен из стали или оцинкованного металла. Первый вариант считается более надёжным, а второй — более долговечным. Но при выборе оцинкованного кузова необходимо оценить толщину металла. Если она небольшая, то не сможет выдержать больших нагрузок. Допустимый тоннаж можно узнать, обратив внимание на цифры в названии прицепного.

При покупке данного оборудования на рынке могут встретиться и пластиковые модели, однако, на низкую цену лучше не обращать внимания. Такой прицеп не сможет прослужить долго ввиду низких прочностных качеств материала. Придётся постоянно думать о том, чтобы бортики при погрузке остались целы или как не переборщить с весом груза.

Также необходимо подумать и о частоте использования данной конструкции. От этого зависит необходимая конструкция бортов. Если прицеп предполагается использовать постоянно, то откидные борта с самосвальной системой выгрузки могут значительно сэкономить время работы.

Следует узнать и о качестве ступиц на колёсах, так как от них зависит исправность тормозной системы. Чаще всего их выпускают из двух видов материала. Это чугун и сталь. Первый вариант намного быстрее выйдет из строя, чего не скажешь о втором. Прочные сплавы стали достаточно выносливы, долговечны и надёжны.

И последнее, чему стоит уделить некоторое внимание, это дорожный просвет. При езде по полям и пахоте этот критерий особенно важен. Расстояние от земли до тележки не должно быть слишком маленьким, иначе в нагруженном состоянии конструкция может задевать поверхность земли. Но и большая высота недопустима, так как осуществлять загрузку будет намного тяжелее.

Учитывая все параметры, можно сказать, что оптимальным вариантом полногабаритной тележки может служить бюджетный вариант под названием ТМ–360 отечественного производства. Грузоподъёмность этого прицепного составляет 360 кг. Одним из его главных преимуществ, помимо общих удовлетворительных характеристик, является температурная терпимость. Данное устройство может легко эксплуатироваться практически в любой части России. Конструкция выдерживает температурные перепады от -30 до +40 градусов.

Известные производители

Большую часть прицепного оборудования, которая представлена на современном рынке, собирают в России. И такие прицепы пользуются спросом, так как устройства разработаны с учётом местных климатических условий, а также типов почвы и её рельефа. Кроме того, такие модели имеют более низкую стоимость по сравнению с зарубежными аналогами. Это же утверждение верно и для запчастей, которые намного проще и дешевле приобретать в стране-производителе. Из российских фирм по производству прицепного можно выделить «Красный октябрь», «Зубр», «МТЗ».

Что же касается зарубежных производителей, одним из лучших представителей является Hyundai. Модель тележки от этой фирмы TR 1200 получила просто всеобщее признание в силу своей скромной цены и отличного качества. Это тележка средней грузоподъёмности в 300 кг, имеет максимальную скорость езды 15 км/ч., есть механические тормоза. Длина кузова данного изделия составляет 240 см, высота – 69 см, а ширина – 23 см. Направление погрузки и выгрузки — только назад. Этот экземпляр не только может перемещать тяжёлые грузы, но и соответствует всем нормам безопасности.

Как соединить?

Покупной мотоблочный прицеп находится, как правило, в разобранном и запакованном виде. Для эксплуатации данную конструкцию необходимо собрать. В магазине могут предложить услуги специального сотрудника по сборке агрегатов с выездом на дом, но за приличную плату. В то же время с данным процессом можно легко справиться самостоятельно. Главное, соблюсти правильный порядок сборки, для чего можно воспользоваться прилагающейся инструкцией.

Вначале необходимо перевернуть кузов и установить ступицы. При этом необходимо знать, что в большинстве конструкций они разные и должны монтироваться в строгом соответствии со схемой. Затем устанавливают упор тормозного троса, который должен направляться к передней части тележки. Потом идёт установка дышла прицепа в двух местах. После ставится в прямой последовательности тормозная лента, тормозной трос. Его необходимо натянуть. Затем ставят колёса и закрепляют их диски уплотнительными кольцами. В конце нужно прицепить на колёса колпаки. Прицеп переворачивают и устанавливают крылья, если таковые имеются. Чаще всего, у каждой детали есть два крепления. В конце скручивают и крепят шурупами к кузову сиденье. Мотоблочный прицеп готов к работе.

О том, как сделать тележку для мотоблока, смотрите в следующем видео.

Тележка для мотоблока — прицепное оборудование к универсальной сельскохозяйственной мототехнике для транспортировки грузов на приусадебных и земельных участках. С помощью такого механизма перевозят мусор, корм для животных, строительные материалы, удобрение, зерно, инвентарь.

Прицеп и адаптер для мотоблока — это разновидности самоделок, выполненные умельцами-механиками. Адаптер представляет собой продольную балку с собственной ходовой частью, водительским сидением и площадкой для ног. Данный модуль дает возможность обрабатывать почву в положении сидя, а также прикреплять сразу 2 оборудования — спереди и сзади.

Тележка — это разновидность адаптера с отличием в конструкции ходовой части.

Покупная телега для мотоблока стоит дорого. Для экономии финансовых средств мастера-умельцы изготавливают ее самостоятельно, проектируют чертежи конструкции, подбирают необходимые материалы. Процесс создания такого полезного транспортного средства не занимает много времени и не составляет большого труда. С ним может справиться даже новичок, хотя бы немного разбирающийся в технике.

Краткий обзор поможет разобраться с вопросом, как сделать тележку для мотоблока самостоятельно с хорошими эксплуатационными характеристиками.

Основные сведения

Перед проведением работ по изготовлению прицепа необходимо разработать подробный план действий и придерживаться его.

Читайте также:  Что такое шлифование металла

План проведения работ по изготовлению прицепа на мотоблок имеет такой вид:

  1. На подготовительном этапе необходимо ознакомиться с устройством механизма, проанализировать его функционал в зависимости от мощности мотоблока.
  2. Сделать эскиз конструкции. Составленная самостоятельно схема прицепа намного упростит работу.
  3. Рассчитать размеры телеги для мотоблока.
  4. Спроектировать чертеж тележки, на котором вынести основные узлы, параметры и размеры деталей.
  5. Спланировать принцип работы основных и дополнительных механизмов, продумать способы соединения всех узлов и деталей, их функционирование.
  6. Подготовить список необходимых материалов и инструментов.
  7. Приступить к процессу сборки и отделки.

В зависимости от способности к транспортировке груза прицепы подразделяют на 3 вида:

  1. Простое 1-осное приспособление для мотоблоков грузоподъемностью до 70 кг. Его конструкция простая и недорогая.
  2. Универсальная телега грузоподъемностью до 110-120 кг. Применяется часто в домашнем хозяйстве.
  3. Тележки для мотоблока грузоподъемностью свыше 120 кг. Такие механизмы предназначены для перемещения тяжелых грузов, поэтому имеют более сложное устройство, соответственно, увеличиваются затраты на материалы для рамы и облицовки. Функциональные возможности такой техники расширяются.

Исходя из данных параметров, выбирают материал по прочности для каркаса и отделки механизма.

Устройство тележки

Мотоблоки и мотокультиваторы на прицепах состоят из таких основных элементов:

  • рама;
  • кузов;
  • сцепное устройство или дышло;
  • водительское сидение;
  • рулевой механизм;
  • ходовая часть.

Для выдерживания больших нагрузок самодельную телегу для мотоблока усиливают специальными ребрами жесткости.

Для 1-осного прицепа достаточно устройства ручного типа. Самосвальная 2-осная телега с большой грузоподъемностью должна оборудоваться от опрокидывания гидравлическим приводом.

При грузоподъемности свыше 350 кг для безопасности самоходную телегу комплектуют деталями торможения. Механические тормоза можно сделать самому. Если эти детали не учитывать, то при перегрузе во время спуска с возвышенности тележка для мотоблока своими руками не сможет остановиться и опрокинется. Для того чтобы она оставалась в рабочем положении после отсоединения от мотоблока, устанавливают упоры.

Материалы и инструменты

Для работы необходимы такие инструменты:

  • болгарка для резки деталей;
  • сварочный аппарат;
  • сварочные электроды;
  • электролобзик;
  • шуруповерт;
  • обычный строительный угольник для замера углов.

При изготовлении прицепной конструкции понадобятся следующие материалы и детали:

  • металлические профильные трубы квадратного или прямоугольного сечения;
  • колеса и рессоры;
  • дюралюминиевые листы толщиной 2 мм;
  • стальные листы;
  • швеллер №5;
  • металлические уголки;
  • металлический прут;
  • крепежи.

Все детали, особенно если это остатки старых металлических изделий, тщательно осматриваются на наличие повреждений, трещин, очищаются от ржавчины, обрезаются.

Изготовление тележки

Для того чтобы понять, как сделать телегу к мотоблоку своими руками, необходимо выполнить такой алгоритм операций:

  1. Для изготовления несущей сварной жесткой рамы взять 5 заготовок труб, обрезать концы болгаркой.
  2. Прижать струбцинами к листу ДСП и прихватить сваркой места соединения 3 продольных заготовок с 2 перпендикулярными так, чтобы они создавали решетчатый каркас.
  3. Проверить геометрию конструкции с помощью обычного строительного угольника. Углы соединенных ребер должны быть 90°.
  4. Установить распорки между прихваченными заготовками в углах днища и по центру, прихватить сваркой.
  5. К продольным трубам днища сделать прихватки сварочным электродом 4 вертикальных стоек по углам.
  6. Проверить перпендикулярность углов, сверить размеры сторон конструкции с размерами на чертеже телеги для мотоблока.
  7. Окончательно приварить все заготовки друг к другу, отшлифуйте сварочные швы, очистить их от наплывов и образований.
  8. Кузов можно сделать из фанеры или деревянных досок, угловые соединения при этом закрепляют стальными уголками.
  9. Доски устанавливаются на раму и прикрепляются при помощи болтовых соединений.
  10. Более прочные борта мастера выполняют из стальных листов. Борта могут быть откидными и фиксированными. Откидные борта кузова считаются более рациональными, т.к. выгрузка грузов больших объемов осуществляется легче. Борта делают также из металлических труб квадратного или прямоугольного сечения. Их выполняют, как и раму, прихватывают, проверяют геометрию для прочности и избежания раскосов и отклонений, окончательно сваривают, жестко прикрепляют к раме. Задний откидной борт крепится обыкновенными дверными петлями и оборудуется шпингалетами.
  11. Взять металлический прут диаметром 30 мм и длиной около 1050 мм для изготовления оси для колес, соединить с продольным шарниром и угловыми опорами. Длина должна выбираться так, чтобы ось не выходила за пределы колес. Подточить ее под необходимые диаметры подшипников в ступицах.
  12. В качестве ходовой части можно взять колесную базу от мотороллера, коляски, тачки или другой сельхозтехники. Тяжелые колеса от автомобильного прицепа со ступицами не рекомендуют устанавливать.
  13. Для изготовления дышла берут 2 профильные трубы диаметром 25х50 мм длиной около 1,85 м, приваривают их к балке рамы так, чтобы получилась треугольная конструкция. Для усиления по углам прикрепляют сваркой металлические косынки толщиной 4 мм, спереди тележки прикрепляют пластину толщиной 8 мм.
  14. Самосвальная технология предусматривает установку дверных шарниров, прикрепляемых внизу на балке и к распоркам днища.
  15. Каркас сделанной конструкции обшить деревянными досками, пластиком или металлом.
  16. Водительское сидение на мотоблок с тележкой устанавливают в готовом виде или в виде ящиков-самоделок из куска ДСП и поролона, обшитого дермантином. Такие ящики необходимы для укрытия инвентаря и материалов.
  17. В качестве тормоза можно использовать стояночный тормозной привод агрегата. Тормозную педаль, сделанную из пластины толщиной 6 мм, закрепить на подставке для ног под сидением, приварить 2 уголка. В передней части установить педаль, в задней — пластину с 2 отверстиями для крепления тросов тормозов, концы которых соединены с Т-образной пластиной с тягой.

Таким способом можно изготовить тележку для мотоблока своими руками.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector