Узор на рукоять ножа

Любой нож состоит из двух элементов: клинка и рукояти. Качество ножа и удобство его эксплуатации зависят от материала для изготовления клинка, его термообработки и заточки. Форма ручки для ножа влияет на функциональное назначение инструмента и его маневренность. В открытом доступе в сети Интернет имеются эскизы и чертежи рукоятей для ножей из дерева, однако варианты крепления не блещут разнообразием.

Всадной способ крепления

Методы крепления ручки к клинку:

При всадном способе формирования рукояти ножа массив из цельного материала или набор пластин насаживается на хвостовую часть клинка. Если рукоятка состоит из набора листового материала, она называется наборной. В некоторых конструкциях хвостовая часть клинка снабжена резьбой для дополнительной фиксации пластин гайкой.

Чтобы рукоятка не раскололась в процессе эксплуатации, с обеих сторон материал фиксируется обоймицами. Наборная рукоять располагается всегда параллельно клинку. Всадной способ изготовления ручки имеет свои преимущества:

  1. возможность придания любой формы влияет на эстетические качества;
  2. малая масса и низкий коэффициент теплопроводности;
  3. ремонтопригодность.

Главным недостатком такой конструкции является низкая прочность соединения рукояти с клинком.

Накладной клепаный вариант

При изготовлении клепаного варианта ручки применяются накладки, располагаемые на широком хвостовике ножа, который повторяет форму рукояти. Накладки крепятся на хвостовике при помощи заклепок или винтов. Последние для этих целей применяются достаточно редко.

Широкое распространение для фиксации накладок получили медные или стальные заклепки. Ножи в таком исполнении можно встретить на любой кухне. Многие задаются вопросом, как в домашних условиях сделать рукоятку для ножа. Преимущества накладного варианта крепления: легкость в изготовлении и простота крепления.

Среди недостатков можно выделить:

  1. ограниченность формы;
  2. большой вес;
  3. высокий коэффициент теплопроводности.

Формы рукояток

Различают пять основных форм рукояток ножей:

  1. Овальная. Самая распространённая. Такая форма рукояток удобна для большинства пользователей ножей. Обтекаемые формы удобно лежат в руке и являются максимально эргономичными. Скругленный прямоугольник или квадрат являются паллиативными вариантами овала. Однако при такой форме сложно определить положение клинка, что особенно усложняет использование ножа в темноте;
  2. Прямая. Присуща по большей части кухонным ножам. Сечение представляет собой квадрат, прямоугольник или различные многоугольники. По всей длине отсутствуют расширения или сужения. Недостатки такой формы аналогичны овальной, а также возможно выскальзывание ножа из руки;
  3. Конусная. Бывает с уклоном назад или вперед. Нож, имеющий конусную форму рукояти с уклоном назад, встречается достаточно редко. При сужении рукояти вперед, кинжал имеет высокие эргономичные характеристики. Именно поэтому на протяжении многих лет в арабских странах использовались такие клинки. Для удобства использования хирургические инструменты имеют коническую рукоятку с уклоном вперед;
  4. Вогнутая. Различаются рукоятки глубиной выпуклости, а также асимметричностью расположения впадины. Отдельным вариантом асимметричного расположения впадины можно выделить рукоять с вырезом под пальцы. Такая форма выглядит достаточно эффектно и своими контурами напоминает кастет;
  5. Выпуклая. Большинство охотничьих и боевых ножей имеют выпуклую рукоятку. Ножи с «брюшком» имеют выпуклую форму ручки только с одной стороны. Классическим представителем таких изделий является финский нож. Профессионалы утверждают, что наиболее удобной формой рукояти соответствует соосная с клинком ручка.

Виды и преимущества древесины

К выбору материала для будущей рукоятки следует подходить очень ответственно. От исходного сырья зависят следующие характеристики: прочность, эргономичность, баланс и устойчивость к загрязнению. Нож с деревянной рукояткой отлично подойдет начинающему охотнику.

Древесина получила широкое распространение в качестве основного материала для изготовления рукояток. Обычно применяют сорта с плотной структурой: дуб, ясень, орех, клен, яблоня, вишня. Экзотические породы древесины имеют более красивый вид, но могут быть сложными в обработке или плохо влиять на баланс ножа. Самодельный резной нож всегда украсит коллекцию любого охотника. Среди отечественных сортов древесины, подходящих для изготовления рукояток, можно выделить карельскую березу, бук, граб и орех. К экзотическим относят эбен, венге, омбойну и бубингу.

Карельская береза используется во многих странах мира наравне с редкими экзотическими экземплярами. Структура ее древесины напоминает мрамор. Твердость этого вида может достигать до 3,5 единиц по шкале твердости Бринелля, плотность — до 770 кг/м3. Внутри материал имеет уникальные утолщения — капы, которые и придают карельской березе мраморную текстуру. Цвет варьируется от светло-золотистого до темно-янтарного. Такая древесина трудно обрабатывается, поэтому требуются особые навыки при изготовлении рукоятки.

Граб — вид лиственных деревьев, относящихся к семейству Березовых. Древесина имеет наибольшую твердость (порядка 3,7 ед. по Бринеллю) и плотность около 800 кг/м3. Специалистами высоко ценится износостойкость этого дерева, поэтому оно применяется в ответственных узлах, к которым предъявляют повышенные требования к вязкости и ударной прочности.

Грецкий орех достаточно часто используется для изготовления пропеллеров для легких самолетов. Минимальная склонность к растрескиванию обуславливает применение древесины для изготовления рукояток. В высушенном состоянии такая ручка сохраняет форму, не подвержена гниению. По Бринеллю твердость составляет порядка 3,7 ед.

Для изготовления рукоятки черного цвета используют эбеновое дерево или эбен. Произрастает оно в тропических джунглях и имеет плотность 1300 кг/м3, поэтому древесина этого дерева тонет в воде. Маслянистая структура делает материал устойчивым к атмосферным воздействиям.

Стабильность структуры позволяет использовать эбен при низких температурах в условиях Крайнего Севера. Этот материал также служит сырьем для изготовления музыкальных инструментов, сувениров, фигурок и статуэток.

Дерево венге — редкая порода экваториальной древесины. Шоколадный цвет материала с прожилками придает фактуре готового изделия незабываемый вид. По твердости венге превосходит дуб и ясень. По шкале Бринелля твердость может достигать до 4,2 ед. Плотность составляет 890 кг/м3. Наличие маслянистых отложений в структуре древесины усложняет механическую обработку и шлифовку. В качестве финальной доводки рекомендуется вощение.

Красно-коричневый цвет имеет древесина дерева амбойны. Плотность материала достаточно невысокая — порядка 670 кг/м3. Легко переносит механическую обработку и полировку. На финальной стадии изготовления может потребоваться дополнительное заполнение пор вязкими составами.

Древесина дерева бубинга имеет явно выраженные годичные кольца, что делает ее структуру яркой и привлекательной. Имеет среднюю плотность порядка 900 кг/м3. Применяется в декоративных целях, так как легко подвергается механической обработке. При полировке можно достичь зеркального блеска. Высокая склеиваемость делает ее пригодной для изготовления музыкальных инструментов, декоративных панелей и для украшения внутреннего пространства автомобилей.

Другие материалы

Наборная рукоять для ножа своими руками изготавливается достаточно просто. Довольно часто применяется кожа. Использование этого материала получило широкое распространение благодаря положительным качествам исходного сырья.

Качественно изготовленная рукоятка имеет хороший внешний вид, низкую теплопроводность. Ножка ножа выполняется с резьбой, поэтому не боится ударов и лучше переносит падения. Рукоять из козьей шкуры особо ценится среди любителей.

Также часто применяются пластик или оргстекло. Среди основных достоинств можно выделить высокое сопротивление ударам, малую массу, устойчивость к воздействию воды и влаги, морозостойкость и диэлектрические свойства. Клинок, изготовленный из пластика, будет холодным на ощупь.

Читайте также:  Как определить частоту вращения шпинделя

Необходимо учитывать, что бывает статическая балансировка и динамическая. Выбрать оптимальную достаточно трудно. Если статическая балансировка характеризует весовые качества оружия, то динамическая учитывает момент инерции. Оптимальным для бытового использования считается вариант, когда центр массы находится на уровне указательного пальца.

Если у домашнего мастера завалялся клинок от старого ножа, он точно не поторопится его выбрасывать. Первым делом вопрос о том, как сделать ручку для ножа, следует решить подбором подходящих инструментов и средств. Изделие, выполненное вручную, может стать настоящим художественным произведением.

Подходящие материалы и необходимые инструменты

Подбирать материал для изготовления рукояти нужно исходя из предназначения ножа и специфики выполняемых им работ. Натуральный материал выигрывает перед синтетическим. Дерево поддается простой обработке, отличается красивой текстурой и обеспечивает надежное сцепление с ладонью. Только дерево поддержит комфортную работу в холодную погоду. Деревянная ручка для ножа может быть выполнена из разной породы древесины. Мягкая порода подойдет только тем изделиям, которые не будут подвергаться большим нагрузкам. Обычно это кухонные модели. Туристические, охотничьи варианты, ножи для выживания требуют более прочную рукоять. Лучшими и доступными породами признаны:

Лучшими по-прежнему остаются орех и клен. Более «экзотические» варианты – самшит, палисандр, венге, лайсвуд, падук, амарант, граб. Они имеют уникальную текстуру. Для обработки древесины необходим следующий перечень инструментов:

  • Материал для рукоятки;
  • Клинок без рукояти;
  • Шлифовальный инструмент: машинка угловая со шлифовальным среднезернистым кругом;
  • Тиски столярные;
  • Прочный клей.

Самым доступным и недорогим материалом для выполнения ручки считается береста. Это измельченный верхний слой березовой коры, который прессуется в брикет, обрабатывается эпоксидной смолой. Березовый деготь, который входит в состав, обеспечит водоотталкивающий эффект, защитит рукоять от гниения.

Изготовление ручки

Когда все материалы подобраны, нужно подумать о том, как делается ручка для ножа. Существует несколько способов производства. В подавляющем большинстве случаев процесс начинается с выпиливания деревянных брусков ножовкой, толщиной до 1 см.

При подборе сырья особое внимание уделяется наличию раковин, влажности – пересушенная древесина в дальнейшем даст трещины, а слишком сырая разложится на куски. Необходимая влажность колеблется в пределах 15%.

На металлический клинок могут быть насажены и несколько разных брусков – это разнообразит рисунок ручки ножа на выходе. После придания формы рукояти она тщательно шлифуется, пропитывается специальным маслом и покрывается воском. В качестве пропитки используется льняная олифа. Применяют также посудный лак, чистое минеральное масло. Таким образом подчеркивается особенность текстуры дерева и эксклюзивность изделия.

Пропитка также призвана защитить изделие от влаги. Хорошая полировка придаст изящный блеск рукояти ножа. Для завершения производства необходимы:

Наборная

Чтобы изготовить наборную ручку, потребуется подготовка кленовой доски, латунных колец, ножовки по дереву, напильника и наждачки. Можно также выполнить изделие из бересты. Во всех выбранных пластинах древесины проделывается отверстие для вставки клинка. Пластины нанизываются, смазываются эпоксидным клеем. После этого получившийся брусок снимают и спрессовывают в тисках.

После высыхания брусок снова надевается на клинок. Пластинам придается форма рукояти с помощью шлифовки напильником и надфилями. Рукоять для ножа своими руками, выполненная по наборной технологии крепления, после шлифовки пару раз пропитывается маслом олифы, сушится на солнце. После этого изделие покрывается корабельным лаком или полируется восковым покрытием.

Резная

Резной нож обычно изготовляется для охоты. Сначала подготавливается нижний и верхний упор с прорезью по размеру хвостика клинка. Следующий этап – обработка деревянного бруска. Древесина делится на две симметричные половины. Внутри заготовки обрабатываются наждачной бумагой.

По периметру хвостика с внутренней стороны бруском сооружается небольшое углубление, и отмечается точка выхода хвоста. С помощью напильника бруску придается желаемая форма. Необходимо сделать черновую сборку, убедиться, что все детали подогнаны правильно. Затем следует собрать детали и герметизировать зазоры между ними с помощью эпоксидной смолы. В отверстия верхнего упора помещаются заклепки. Фиксируется набалдашник так, чтобы шляпки заклепок совпадали с ним. Далее изделие шлифуется, пропитывается, полируется в традиционном режиме.

Плетеная

Оплетка ножа с деревянной ручкой производится с использованием паракорда. В хвостовике лезвия ножа проделываются отверстия с разных концов – с одного из них начнется плетение. Нити продеваются и их концы приклеиваются к металлу с внутренней стороны. Так они не будут мешать во время работы. Дальнейшая техника плетения соответствует оформлению узлов, подобному при зашнуровывании туфлей. Главное, чтобы стежки были плотно затянуты.

По окончании плетения шнур выводится в отверстии и завязывается на узел. На остатки шнура можно одеть какой-нибудь элемент декора – к примеру, декоративную бусину. По завершении плетения изделие аккуратно покрывается стекловолокнистой смолой.

Резиновая

В качестве резиновой рукояти для ножа подойдет техпластина. Технология схожа с работой по древесине, производится всадным и накладным методами. Форма рукояти вытачивается ножом или лезвием. Шлифовка производится наждачкой или шлифмашинкой.

Крепление с учетом вида

Существует несколько вариантов крепления рукояти к клинку ножа. Самые популярные – всадная и накладная рукоять. Каждая из них предназначена для определенных ножей.

Всадная

Всадная технология крепления предусматривает узкий хвостовик ножа. Рукоятка будет выполнена цельной. Такой механизм обеспечивает устойчивость к повреждениям. Конструкцию будет отличать легкий вес в сравнении с клепанной технологией. Это предопределяет при использовании в длительных и объемных работах. Если изготовитель выбрал всадную технологию, понадобится эпоксидная смола, опилки дерева для отличного сцепления. Работа производится по следующей схеме:

  • Выбранные виды древесины обрабатываются антисептиком;
  • Из бруска выполняется заготовка с подходящими пропорциями. Учитывается угол распила для того чтобы довести красивый срез;
  • Осуществляется разметка и высверливается отверстие подходящего диаметра;
  • Следует развести эпоксидку, соединить с опилками, залить в отверстие;
  • Одновременно следует вставить клинок, который предварительно был обмотан скотчем для защиты от грязи;
  • Полуготовое изделие вставить в тиски или пресс, прождать до полного высыхания (сутки-двое).

Можно выполнить такую рукоятку с выемками для пальцев. Для этого следует выполнить углубление под указательный палец. Потренироваться выполнять правильную форму можно на пластилине, только после него перейти на дерево. После этого следует использовать резак, рашпиль и наждачку для того чтобы заготовку отшлифовать. Пропитать изделие разогретым маслом олифы, просушить его на солнце. После этого снова обработать рукоять «нулевкой». Завершить изготовление покрытием из канифоли, скипидара и воска, растопленных на водяной бане, которыми следует отполировать рукоять.

Накладная

Такая рукоять предусматривает присутствие широкого хвостовика, который необходим для определения контура создаваемой рукояти. Она собирается из двух деревянных брусков, объединённых металлическими заклепками. Такой способ крепления никак не влияет на размеры изделия, благодаря этому удается сбалансировать широкое или удлиненное лезвие. Накладной вариант крепления популярен среди изготовления кухонных ножей. Основные этапы работ:

  • Подготовленная древесина обрабатывается антисептиком и помещается в тиски, где ровно делится на две симметричные части;
  • Поверхность у хвостовика тщательно зачищается и полируется во избежание возникновения зазоров;
  • Производится разметка будущих креплений для соединения двух частей;
  • Необходимо подготовить прут из меди или латуни и высверлить отверстия в разметках в соответствии с диаметром прута;
  • Выполнить заклепки, их длина должна быть больше толщины готовой рукояти.

Перед тем, как выполнять работу, можно потренироваться в черновой сборке деталей. После завершения сборки следует обработать рукоять при помощи резака и наждачки. Половинки должны быть прикреплены симметрично. Также нужно пропитать деревянные половинки по стороне, прилегающей к хвостовику, эпоксидным клеем или смолой, добавить тонер, чтобы придать необходимый оттенок изделию. Далее нужно обмотать скотчем клинок ножа и соединить заготовку, куски прута, выступающие заклепки срезать. Готовый нож снова зажать в тиски, предварительно замотав ручку в промасленную резину. Дать готовому изделию высохнуть (сутки-двое).

Читайте также:  Подсоединение выключателя света с двумя клавишами

Пропитать рукоять разогретым маслом олифы, просушить на солнце. После этого обработать ее «нулевкой». Отполировать изделие смесью из канифоли, скипидара, воска, растопленных на водяной бане. Вместо этого средства можно воспользоваться корабельным лаком.

Декор рукояти

Декорирование рукояти ножа – отдельная специфика работы. Украсить ручку ножа из дерева можно несколькими способами:

  • Рисование огнем – пирография. Большинство мужчин знакомы с выжиганием по дереву еще со школьной скамьи;
  • Скримшоу – особая техника выжигания, при которой человек работает буквально на ощупь. Узор проявляется потом, после окраски изделия;
  • Резьба – фигурная работа, с помощью которой можно воссоздать кельтскую тематику, древние финикийские письмена, руны.

Декор может быть и комбинированным. Могут встречаться вставки драгоценных камней, отделка кожей или использование нескольких техник одновременно. Все это позволяет воссоздать эксклюзивность. Тем более, ручная работа – это всегда произведение искусства.

Оплетка

Ничего лучше шнура паракорд и кожаного шнура для плетения пока не произвели. На первый взгляд может показаться, что оплетка – достаточно однообразный вариант декора на нож. Однако это не так – существует много схем оплетки, которые создают разную фактуру и орнамент изделия:

  • Плотная и обыкновенная обмотки;
  • Плетение «Турецкая голова»;
  • Популярное плетение «Кобра»;
  • Техника «Колос»;
  • «Узел Змеи».

Мастера придумывают свои уникальные техники плетения, комбинируя несколько известных. Можно также использовать разные расцветки и создавать узор. Таким методом можно добиться дизайнерской уникальности.

Отделка кожей

В целом, рукояти ножей из кожи отличаются оригинальностью и долговечностью. Мастера предлагают несколько способов декорирования ножа кожей. Некоторые обматывают изделие узким кожаным ремешком на эпоксидке. Такая техника позволяет воссоздать особый рельеф. К тому же, после обработки нож удобно лежит в руке.

Для обтягивания деревянной рукояти требуется зачистить, обезжирить ее поверхность. Затем нанести обувной клей и дать ему высохнуть. Кусок кожи обматывается вокруг ручки с нахлестом в 1 см. Тут же наносится клей и высушивается. После этого следует разогреть его над плитой, натянуть на рукоятке, разместив тот самый нахлест сбоку от оси. Острым лезвием удалить обрезки и аккуратно совместить края кожи. После правильного соблюдения технологии стык краев будет незаметен, а изделие прослужит долгие годы.

Видео

С помощью этой инструкции вы узнаете, как сделать нож своими руками для охоты. Когда я решил изготовить его, то первым делом воспроизвел несколько набросков. Теперь, когда я работаю с заказчиками, то беру эти наброски за основу, и мы вместе решаем, какие изменения нужно внести.

Делаем нож с резной ручкой

Далее приведены эти наброски и полноразмерные рисунки ручки.

Шаг 2. Ковка клинка

Перед началом ковки, я написал заклинание на полу мастерской.

Заклинание написано англо-саксонскими рунами и гласит:

Выкован в огне, вдохновлен честью и долгом.

В принципе, можно обойтись и без заклинания)

Для этого охотничьего оружия я использовал полосу из стали 1095 сечением 5х30 мм. Чаще всего для ковки я использую 3-килограмовый молот.

Я нанес нужные промеры прямо на наковальню, чтобы во время ковки можно было проверять соответствие изделия.

Длина моего ножа составляет 380, а ширина 50 мм.

Шаг 5. Выковывание острия

Я начал ковку с острия, стараясь придать ему нужный вид.

Шаг 6. Формирование лезвия

Начинаем придавать форму лезвию.

Вы можете заметить, что я создавал лезвие небольшими участками.

Так выглядит оружие после первичной шлифовки.

На этом этапе обрезал излишек полосы.

Для обрезания полосы я воспользовался топориком с молотковым бойком и 1,5-килограмовым молотом.

Сформировываем хвостовик, дорабатываем вид и выпрямляем лезвие.

Вот такой он по завершению ковки.

Шаг 13. Обработка

В след за тем, как я выковал изделие нужной конфигурации, я приступил к его отделке, окончательно подгоняя форму и промеры.

Я очистил окалину кузнечным напильником.

Я обрабатывал его напильником, пока он не стал сравнительно гладким и размеры не приблизились к необходимым.

Я визуально оценил форму и отметил утолщения фломастером. Далее надфилем проходил отмеченные места, пока разметка не стерлась. Я повторял эти операции до тех пор, пока не добился ровной, необходимой формы лезвия и острия.

Также очень удобно обрабатывать боковые грани вот таким инструментом.

Шаг 18. Ошкуривание

По окончании грубой отделки я приступил к полировке. Для этого я воспользовался наждачкой с Р150 и деревянным или металлическим бруском.

При каждой смене наждачного полотна я изменял направление ошкуривания.

Это позволило удалять все риски, оставшиеся после более грубой наждачки и избежать неприятных сюрпризов на дальнейших этапах.

Все полученные неровности можно увидеть, держа его под углом и оценивая отражение ровного предмета на его поверхности.

Я отмечал все выпуклости на изделии фломастером. Волнистыми линиями я отметил неровности, которые требовали грубой отделки, а прямыми – то, что требуется ошкурить.

По завершению грубого ошкуривания, я отполировал его наждачным полотном Р220, следя, чтобы риски были направлены вдоль лезвия. Это помогает избежать концентрации напряжении при дальнейшей термической обработке. На этом этапе следует еще раз убедиться, что размеры детали соответствуют задуманным, и при необходимости доработать.

Шаг 23. Защитная обертка

Чтобы защитить, я обмотал его бумажным полотенцем и закрепил скотчем.

Также скотчем я приклеил все кромки бумаги, чтобы под них не попадали металлические опилки и песок, и не царапали металл.

Шаг 25. Концентраторы напряжений

Уменьшить концентрацию напряжений можно, изготовив переход от хвостовика к лезвию не резким, а скругленным. Благодаря такому переходу уменьшается риск того, что оно обломается там, где надо держать рукой. Также уменьшатся напряжения во время термической обработки.

Шаг 26. Термическая обработка

Большинство своих изделий я закаляю на мартенсит. Вот как это делается:

• Во-первых, я произвожу трехкратную нормализацию (нагреваю его до критической температуры и даю остыть на воздухе). Нормализация позволяет снизить напряжения в нем, накопившиеся в процессе ковки, грубой отделки и ошкуривания.

• Далее я нагреваю его до 870 градусов (температура зависит от марки стали). Я даже немного перегреваю металл, что позволяет мне опустить его в закалочную ванну при необходимой температуре (частично тепло теряется во время переноса). Далее погружаю металл в масло температурой 230 градусов и даю остыть до температуры масла.

• При температуре 230 градусов металл становится полупластичным и его можно гнуть руками (не забывая о перчатках).

• При дальнейшем охлаждении металл начинает «петь». Этот звук обусловлен образованием кристаллов мартенсита. Процесс закалки и завершен.

• Далее клинок надо подвергнуть трехкратному нагреву до 245 градусов и выдержке при такой температуре на протяжении часа. При таком режиме образуется еще больше мартенсита, и снижаются напряжения, вызванные закалкой.

Читайте также:  Как устроен патрон дрели

Примечание: во время термической обработки я испортил три клинка. Я заметил, что изделие таких размеров при термообработке немного изгибается по длине, поэтому последнюю заготовку я изготовил с небольшой обратной кривизной, которая потом компенсировалась.

Шаг 27. Испытание изделия

По завершению термообработки я снова отшлифовал его напильником и ошкурил наждачкой Р150. На этом этапе я обычно испытываю клинок, изгибаю его и делаю пробный надрез. Этот клинок я решил испытать на деревянном бруске 50*100 мм.

Шаг 28. Полировка

Я остался доволен качеством оружия, поэтому продолжил его полировку наждачным полотном.

Я начал с бумаги Р150, а потом сменял ее на Р220, Р400, Р600, Р800 и Р1000, что позволило довести поверхность до требуемого состояния. На этом этапе я попеременно менял направление с продольного на диагональное.

Я остановился после диагональной обработки бумагой Р1000, и решил завершить полировку в след за изготовлением ручки ножа. В углу фото вы можете увидеть гору использованной наждачной бумаги.

Шаг 30. Рукоятка

Эта часть инструкции разбита скорее не на отдельные этапы, а по хронологическому принципу. Части ручки лучше изготовить немного больших размеров, чтобы впоследствии можно было оценить сбалансированность и убрать все лишнее.

Первый этап создания ручки – это изготовление нижнего упора (холодное оружие всегда описывается так, если бы его острие было направлено вниз).

На фото изображена заготовка с прорезью по размеру изделия.

Нижний и верхний упоры я изготовил по одинаковому принципу.

При изготовлении выреза, необходимо следить, чтобы деталь садилась не слишком туго. В противном случае в месте перехода от клинка к самому слабому месту возникнут дополнительные напряжения. Но и большой слабины тоже лучше не допускать.

Нижний упор, надетый на хвостовик.

Для изготовления части, за которую держат оружие я использовал брусок твердого африканского черного дерева. Заготовку я соорудил немного большего размера.

Далее я распилил брусок на две ровные половины.

Я обработал внутренние поверхности заготовок наждачной бумагой Р150, расположенной на плоской металлической поверхности.

На внутренних сторонах я разметил положение этой детали. Чтобы две половинки точно сошлись, я сначала соорудил углубление для него в одной оловинке, сложил две части вместе, отметил точки выхода хвостовика. Потом я разобрал рукоять и точно разметил расположение хвостовой части на обеих заготовках.

Я произвел углубления под хвостовик в обеих заготовках. Сначала нужно сделать углубление по центру и осторожно расширить его до внешних границ разметки.

Вот что получилось по завершению углубления.

При склеивании я применял две струбцины, чтобы добиться равномерного давления по всей площади. Чтобы при стягивании струбцинами заготовки не сместились, я вставил хвостовик в отверстие между ними. Этот прием также предотвращает образование наплывов клея внутрь. Помните, что эту часть нужно извлечь из рукоятки до просыхания клея.

Ограничители для этого ножа я изготовил из стали 1018 и украсил их гравировкой с V-образными элементами. Подготовленные составляющие нужного размера я вырезал ножовкой по металлу и обрезал углы получившихся прямоугольников.

Я разметил положение отверстия и высверлил большую часть металла по разметке.

Окончательный вид отверстию я придал с помощью тонкой ножовки и р надфилей.

Так выглядит готовый.

А так выглядит верхний, установленный на место.

Окончательную форму им я придал надфилем, а потом уже просверлил отверстия для заклепок.

Так она выглядит после придания первичной формы.

Далее я скруглил углы напильником.

Так выглядит нижняя часть по окончанию закругления углов.

К изготовлению набалдашника я приступил только, когда смог оценить сбалансированность рукоятки. Я определил, как нужно изменить баланс. На фото видно, что я просверлил одно отверстие для него, а затем выполнил второе, добившись совпадения отверстий гвоздем.

Главная задача набалдашника – добиться сбалансированности оружия и сделать его, в том месте где лежит рука, тяжелее.

В нем я сделал выемку сверлом и долото. В это углубление вставляется край хвостовой части, а также благодаря нему ему мне удалось добиться лучшего баланса.

Затем я обработал набалдашник, чтобы его края совпали с краями верхнего ограничителя.

Вслед за тем придал ему нужный вид ножовкой и надфилем.

Так выглядит набалдашник после закругления и обработки наждачной бумагой Р150.

По окончанию придания округлой формы деталям, нужно доработать вид рукоятки с помощью напильника и стамесок.

Шаг 57. Гравировка

Я нанес карандашом основную разметку, и убедившись, что все нормально, навел фломастером. Затем нанес насечки долотом. Вслед за нанесением основных линий, я приступил к вырезанию более мелких частей. Кода узор был полностью нанесен, я удалил появившиеся заусенцы наждачной бумагой Р220.

Так выглядят детали после гравировки.

Я еще раз убедился в том, что все части рукоятки хорошо подогнаны. При необходимости их можно немного доработать.

Шаг 60. Резьба по дереву

Инструменты, которые я использовал для резьбы (перечислены сверху вниз):

6-миллиметровая плоская стамеска, 5-миллиметровое полукруглое долото, 5-миллиметровая и 3-миллиметровая плоская стамеска, 1,5- миллиметровая плоская стамеска, стамеска с армированными зубками. 80% высечек было сделано с помощью 1,5- миллиметровой стамески.

Сначала я нанес орнамент на рукоятку карандашом, затем навел ручкой и сделал надрезы по линиям разметки.

Теперь я срезаю лишнюю древесину.

На фото изображена рукоятка после начала резьбы. Видно, что узор начал приобретать объем.

Вслед за черновой резьбой я ошкурил поверхность с помощью стальной мочалки. Так я смог увидеть, какие участки нужно доработать. Полученив гладкую поверхность я приступил к более тонкой резьбе.

Здесь вы можете заметить, что для вырезания я применил две техники. Чудовище слева я текстурировал с помощью 3-миллиметровой стамески, использовав скандинавскую технику. Текстуру другим чудовищам я придал с помощью техники выжигания.

При сборке ножа я использовал традиционные технологии, не считая замены обычной смолы эпоксидной. Смолой я герметизировал зазоры между деталями, чтобы туда не попадала влага. Его нужно установить очень быстро, чтобы смола не затвердела до того, как все детали будут на своих местах.

Установка клинка производится в таком порядке:

Сначала надевается нижний ограничитель и фиксируется эпоксидной смолой.

Затем хвостовик смазывается смолой и вставляется в ручку.

В отверстия верхнего упора вставляются головки заклепок.

На верхнюю часть хвостовика одевается и фиксируется смолой верхний ограничитель.

Затем фиксируется набалдашник. Замечу, что использование заклепок на такой выпуклой поверхности – задача не из простых.

На этих трех изображениях показан процесс установки заклепок.

На первом фото изображен верхний упор с вставленными заклепками. На заклепках имеются шляпки высотой около 3 мм, которые вставляются в предварительно изготовленные шлицы и закрепляются эпоксидной смолой.

На последнем фото заклепки практически не видны, так как они были сделаны так, чтобы шляпки совпали с набалдашником.

Вот нож и готов. Надеюсь, вам понравилось наблюдать за моей работой.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector