Виды шлицов на винтах

Винты со шлицем под обычную отвертку применяют только в ненагруженных соединениях (в приборах и для крепления мелких деталей, кронштейнов, скобок, хомутов, пластинок, панелей, листовых облицовок и т. д.). Главный их недостаток — невозможность силовой затяжки и затруднительность стопорения.

На рис. 136 представлены основные типы винтов под отвертку с цилиндрической и цилиндросферической головкой (I, II); с полусферической головкой (III); с конической, цилиндроконической и сфероконической головками (IV—VI). На рис. 136, VII—XII показаны конструктивные разновидности таких винтов.

Из всех типов винтов для машиностроителя наиболее привлекательны потайные или полупотайные винты с коническими головками, позволяющие осуществить соединения без выступающих частей. К сожалению, они обладают и наибольшим количеством недостатков по сравнению с винтами остальных типов. Главный недостаток состоит в затруднительности сочетания двух центрирующих поверхностей — резьбы и конической поверхности готовки. Этот недостаток особенно сказывается в соединениях с несколькими винтами. Вследствие неизбежных производственных ошибок центры нарезных отверстий в корпусе, как правило, не совпадают с центрами конических гнезд в притягиваемой детали: только один из винтов соединения правильно устанавливается в коническом гнезде, головки остальных винтов ложатся в гнездах со смещением. Этот недостаток можно частично устранить применением для резьбы посадок с зазором.

Другой недостаток заключается в затруднительности стопорения. Если винты с цилиндрическими и полусферическими головками стопорятся сравнительно просто шайбами гровера (а винты с цилиндрическими головками также проволочной вязкой, см. рис. 136, XI), то задача стопорения винтов с коническими головками до сих пор не нашла удовлетворительного решения. Самые надежные способы стопорения винтов с конической головкой (закерновка или завальцовка головки) применимы только в изделиях из пластичных металлов, и, кроме того, соединения, выполненные этими способами, — неразборные.

Низкая прочность паза под отвертку является третьим недостатком винтов с коническими головками (этот недостаток в равной мере присущ винтам с полусферической головкой и в меньшей степени винтам с цилиндрическими головками).

Отвертка после нескольких установок разрабатывает паз, и винт становится непригодным к дальнейшему потреблению.

Винты, применяемые в машиностроении, обязательно подвергают термообработке до 40—45 HRC.

Еще один недостаток заключается в затруднительности применения механизированных винтовертов, так как форма паза и головки затрудняет центрирование лезвия винтоверта. У винтов с цилиндрическими головками центрирование осуществляется сравнительно просто — введением дополнительных центрирующих элементов, базирующихся по поверхности головки (рис. 137, I, II).

Существенный шаг вперед в конструкции винтов с коническими (а также цилиндрическими и полусферическими) головками представляет применение крестообразных конических гнезд (рис. 138) под отвертку специальной формы (рис. 139, II).

Такие винты можно затягивать с большим усилием; форма гнезда исключает возможность срыва отверстия и облегчает как ручное, так и механизированное завертывание винтов.

Существуют и другие конструкции, обеспечивающие те же функции: паз с центрирующим отверстием (рис. 139, III), крестообразный паз (рис. 139, IV), головки с внутренним (рис. 139, V) или наружным (рис. 139, VI) четырехгранником и т. д.

На рис. 140 показаны винты с усиленными завертными элементами: с наружными (рис. 140, I, II) и внутренними (рис. 140, III) шестигранниками; с четырехгранником (рис. 140, IV— VII); со шлицевыми головками (рис. 140, VIII, IX).

Эти винты, впрочем, скорее относятся к разряду мелких ввертных болтов. На рис. 141 изображены винты для завертывания от руки: винты-барашки (рис. 141, I, II); винты с накатанными головками (рис. 141, III, IV).

Читайте также:  Масло и 20а характеристики применение

На рис. 142 представлены основные типы накаток: прямая (рис. 142, I); косая (рис. 142, II); сетчатая (рис. 142, III, IV). Шаг накатки t зависит от диаметра и материала головки пиита. Шаг прямой накатки рекомендуется t = 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2 мм; шаг косой, сетчатой накатки t = 0,6; 0,8; 1,0; 1,6 мм. Чем больше диаметр головки, тем большим назначается шаг накатки.

Трудно представить себе более простую вещь, чем обыкновенный винт. Они пронизывают нашу жизнь, постоянно скрепляя и удерживая буквально все вокруг – от мебели до автомобилей и строений. Винты бывают самых разных форм и размеров, однако при этом вам, скорее всего, знакомы только три основных вида винтовых шлицев – прямой под обычную плоскую отвертку, крестообразный или Phillips под крестовую отвертку и винты с шестигранным шлицем под соответствующие отвертки и ключи.

Однако, это всего лишь верхушка айсберга – на самом деле с момента изобретения винтовых соединений инженерная мысль рождала множество технологический решений, из которых прижились далеко не все, хотя некоторые из них до сих пор применяются в разных, как правило, достаточно узких, областях. Сегодня мы расскажем вам об 11 самых странных и экзотических типах винтовых шлицов.

1. Mortorq

Этот вид шлица разработан той же компанией Phillips Screw, которая создала ставший уже классическим, одноименный крестовой вариант винта. Главное его преимущество, которое отражено в названии (Mortorq more torque – больше мощности) — это широкие крылья шлица, позволяющие прикладывать большее усилие и использовать более толстые и мощные биты для закрутки таких винтов. По сути, это более серьезный вариант обычного шлица Phillips, который до сих пор применяется в автомобильной и аэрокосмической промышленности.

2. Pentalobe

Склонная к использованию проприентарных (только собственных и патентованных) решений компания Apple применяет винты со шлицем такого типа в своих устройствах с 2009 года. Впервые они были установлены на батарейные блоки ноутбуков Macbook Pro. С тех пор их используют на нескольких версиях макбуков, а также на любом iPhone, начиная с iPhone 4. Так что если у вас есть один из этих девайсов, то вы уже встречали такие винты. Главное их назначение, как ни странно – просто помешать вам найти правильную отвертку, однако, поскольку компания ставит эти винты на все большее количество устройств, то это перестало быть большой проблемой.

3. Односторонний винт

Односторонний тип шлица бывает разных форм и размеров, но преследует всегда только одну цель – не дать вам провернуть винт в обратную сторону. Обычно все такие типы шлицов разработаны для использования с обычной плоской отверткой, и имеют скос в одном из направлений, так что вы просто не можете приложить никакого усилия для откручивания такого винта. Чаще всего их можно встретить в различных общественных местах вроде туалетов, где они предотвращают похищение различных прикрученных предметов.

4. Lox

Этот тип шлица состоит из четырех перекрывающихся квадратов и создан специально для передачи как можно большего усилия на винт. Шлиц типа Lox имеет двенадцать точек соприкосновения с отверткой, что гораздо больше четырех, как, например, у распространенных крестовых. Поэтому их применяют в промышленности, там, где требуется очень большое усилие для затягивания винтов.

5. Frearson

Читайте также:  Кулачковый патрон для перфоратора

Это достаточно редкий и подзабытый тип крестообразного шлица. Он похож на ставший уже классическим Phillips, но имеет острое окончание под углом в 75°. Шлиц типа Frearson не имеет скосов в середине, что позволяет приложить большее усилие в отличие от округлых конических форм шлица Phillips, разработанных для выталкивания инструмента при очень высоком крутящем моменте. Встречается в основном в зарубежном морском оборудовании.

6. Pozidriv

Еще один тип крестообразного шлица, зарегистрированный компанией Phillips Screw еще в 1966 году. Также как и у винта Motorq, основной идеей было увеличить усилие, создав большую поверхность контакта. Кроме того такая конструкция шлица уменьшает возможность проскальзывания инструмента.

Однако, в конечном итоге такой шлиц создает только больше проблем. Он похож на обычный шлиц Phillips, и люди чаще всего используют для работы обычную отвертку под этот шлиц, а они не совсем совместимы друг с другом. В итоге страдают сами шлицы и отвертки (в большей степени), а эффективность, которая лежала в основе разработки, теряется. Отличить этот достаточно распространенный тип можно по второй крестообразной насечке на головке винта, которая наносится под углом в 45 градусов к шлицу.

7. Torx

Такой тип шлица в форме шестилучевой звезды по краям разработан в 1967 году, как альтернатива все тому же Phillips фирмой Textron. Как вы уже понимаете, основная идея тут – увеличение поверхности контакта и исключение проскальзывания инструмента. Винты с таким шлицем до сих пор широко используются в автомобильной и электронной промышленности. В народе их называют звездочка или торкс.

8. Torq-Set

Такой тип четырехлопастного шлица разработан в1958 году компанией Phillips Screw специально для использования в аэрокосмической промышленности. Этот шлиц обеспечивает практически максимальное усилие, передаваемое на винт. Применяется очень мало и только в аэрокосмической промышленности, например, именно на таких винтах собран знаменитый стелс-бомбардировщик B-2.

9. TA/TP3

TA и TP3 – это два разных, но очень похожих друг на друга типа редко встречающегося треугольного винтового шлица. Отличаются они наличием у TA прямых стенок, тогда как у TP3 стенки немного закругленные. Встретить их можно в игрушках, которые вкладывает в набор Happy Meal компания фастфуда McDonalds. Кроме того, такой тип винтов применяют в разных не требующих очень высокой безопасности соединениях, например в лифтах, электро- и газовых плитах. Они предотвращают попытки любознательных граждан залезть туда, куда залезать не следует, поскольку отвертки для таких винтов найти можно, но это довольно нетривиальная задача.

10. TriWing

Трехлопастной шлиц Tri-Wing был запатентован все той же компанией Phillips Screw еще в 1958 году. Три лопасти шлица сходятся не точно в центре, а с некоторым смещением, что позволяет передавать крутящий момент без осевого давления.

Изначально такие винты использовались для сборки широкофюзеляжных самолетов, а сейчас используются в основном в электронных устройствах, например в зарядках фирмы Nokia, продуктах Nintendo, Microsoft, а также любителями леворезьбовых решений из Apple в новейших iPhone 7 и 7Plus. Основная цель – не дать пользователям разобрать то, что разбирать не надо и не дать залезть во всякие опасные места. Отвертки для таких шлицов конечно можно купить, но это не самый распространенный товар.

11. KeyRex

Данная система шлицов создана для обеспечения максимальной безопасности – это специально разработанные винты со шлицами, которые невозможно выкрутить без соответствующей отвертки. По сути это «секретка» в мире винтов, как на колесах автомобилей. Под каждый из такого типа винтов разрабатывается уникальный шлиц и уникальная для него отвертка – так что они бывают самых невообразимых форм и размеров. Используются в сейфах, банковских хранилищах, урнах для бюллетеней при голосовании.

Читайте также:  Проверка диодов генератора мультиметром

Оптовая и розничная торговля

На самом деле здесь расположен флеш — ролик. Для его отображения вам необходимо скачать и установить Adobe Flash Player

Каталог продукции

Полезные статьи

Виды шлицев

Кроме несущей функции, головка выполняет функцию передачи усилия на стержень крепежного элемента при монтаже. Для этого либо используют специальный инструмент, соответствующий форме головки (например, гаечный ключ к квадратной или шестигранной головке), либо инструмент, входящий в углубление специальной формы на торце головки — шлиц. Шлиц появился на потайных видах головок, форма и внешняя боковая поверхность которых недоступна для передачи при установке.

Сегодня в практике наиболее широко встречаются следующие виды шлицев:

  1. Прямой;
  2. Крестообразный типа Phillips (РН);
  3. Крестообразный типа Poz > Шлиц и форма инструмента, которым производится сборка конструкции, соосны и совпадают по форме, что обеспечивает эффективную передачу момента вращения и давления на головку и стержень крепежного элемента. Самая простая форма шлица — прямая сквозная прорезь на головке крепежного элемента. По-немецки шлиц (Schlitz) означает «щель, прорезь», и именно это слово было позаимствовано в русский язык для обозначения любых углублений на головке крепежного элемента, выполняющих функцию передачи момента вращения на стержень крепежного элемента при монтаже или демонтаже.

Сегодня шлицы используются не только на потайных видах головок саморезов и метизов, так как это приводит к экономии металла при производстве крепежа и соответствующего инструмента под определенный шлиц (он значительно компактнее, чем инструмент для передачи вращательного усилия непосредственно на внешнюю поверхность крепежного изделия). Формы шлицев стандартизированы в соответствии с типами приводов.

Понятие привода относится как к шлицу крепежного элемента, так и к форме его головки, а также к рабочему наконечнику инструмента, с помощью которого устанавливается крепеж. В российском ГОСТ 27017 «Изделия крепежные. Термины и определения» перечислено 16 видов приводов, а в мировой практике используется более 40 разновидностей приводов. Очень долго (с конца 15-го столетия) прямой шлиц оставался единственным конструкционным элементом для эффективной передачи момента вращения на потайные головки крепежных элементов.

В 1936 г. американец Генри Филипс запатентовал крестообразный шлиц, и это изобретение стало революцией в технологии монтажа, открыв пространство для совершенствования методов монтажа резьбовых крепежных элементов. По сравнению с прямым, крестообразный шлиц значительно надежнее удерживал конец инструмента в головке крепежного элемента и свел к минимуму вероятность повреждения головки (т.е. «срыва» шлица) при демонтаже или повторном монтаже крепежного элемента.

В СССР крестообразный шлиц попал в 1945 г. вместе с трофейным американским бомбардировщиком В-29 «Летающая крепость», который захватили китайцы на Дальнем Востоке и передали дружественной социалистической стране. Советские инженеры полностью скопировали стратегический бомбардировщик, спроектировав в 1953 г. отечественный Ту-4 и среди прочих деталей переняли крестообразный шлиц.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector