Все о кузнечном деле

Слово «кузнец», часто встречаемое в древнейших русских письменных источниках, означало «мастера по металлу». В дальнейшем, в связи с расширением функций кузнеца, вызванных развитием металлургических и металлообрабатывающих производств, в источниках уже даются более узкие определения специальности: «кузнец по железу», «кузнец по меди», «кузнец по серебру». В Ипатьевской летописи 1259 г. встречается также:

«кузнец златой». Синонимами слова «кузнец» являются слова: «хытрец», «кърчь», «вътр», «железоковец», «ковач».

С принятием на Руси в 988 г. христианства началось интенсивное строительство церквей, оказавшее большое влияние на развитие производства листовой кровельной меди.
Русские кузнецы владели всеми основными техническими способами и приёмами обработки железа, меди, некоторых её сплавов, а также серебра и золота. Кузнечное ремесло было широко распространено в древнерусских городах и деревнях. Городские кузницы отличались от деревенских большими размерами, наличием в них более сложных инструментов и технических приспособлений. Производилось все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: топоры, ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты, сковороды, массивные клепаные из листов котлы, винты (перекручиванием четырехгранных стержней), тяжёлые лемехи.
В числе предметов, выделываемых с помощью кузнечной сварки, были цепи, дверные пробои, железные кольца, остроги и многие другие изделия. В кузнечных мастерских изготовлялось также всевозможное боевое оружие и военное снаряжение – мечи, копья, шлемы, кольчуги. Производство шлемов не представляло для русских кузнецов особых трудностей, ввиду того, что основные кузнечные операции, связанные с изготовлением железных листов и их склепыванием, были хорошо известны.
Эти технологические операции обычно использовались кузнецами, например, в производстве шлемов. Одна из первых находок это – черниговский шлем. Он отличался от других своей отделкой: на железной тулье шлема набит медный лист, покрытый позолотой. Он является первым известным «золотым шлемом», воспетым позже в поэтических строках «Слова о полку Игореве», летописях и былинах.
Кроме материальных находок искусства русских кузнецов есть и словесный памятник от писателя Лескова «Левша». Там рассказывается о том, как английский кузнец сделал стальную блоху в натуральную величину и преподнёс её императору Александру I. Император зовёт тульского кузнеца Левшу, который подковал английскую блоху золотыми подковками. Левшу везут в Англию, а потом, вернувшись в Россию, он попадает в тюрьму за пьянство. Но это уже другая история.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Знатной реликвией, относящейся уже к ХIII в., является известный шлем великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Шлем был найден в 1808 г. на месте Липицкой битвы 1215 г., с которой князь Ярослав бежал, разбитый новгородцами. Примечательная особенность этого шлема в том, что он был выкован из одной железной заготовки. Этот цельнокованный шлем отличался легкостью и не уступал по прочности клёпаным шлемам. В его изготовлении принимал участие и кузнец по железу, и мастер-ювелир. Шлем покрыт тонким серебряным листом, на который наложены чеканные серебряные накладки, изображающие архангела Михаила, Христа и искусно выполненные художественные орнаменты, показывающие грифонов, птиц, барсов, лилии и листья растений. Смотрите слайд-шоу «Кузнечное дело на Руси».

По окончанию Смутного времени (с 1598 по 1613 гг.), государство озаботилось укреплением обороноспоспособности. Одни из мер были направлены на поощрение разработки местных рудных месторождений и развитие кузнечного промысла. Это делалось с целью увеличения количества выпускаемой военной продукции. Особенно активно эти меры проводились в Ельце и Елецком уезде, где уже в 1619 г. была создана группа казённых кузнецов.
Кузницы и горны, работавшие на заказ или для рыночной торговли, облагались оброком. В 1625 г. в Ельце находились 7 горнов, которые платили налог в «пол полтины».
В 1680 г. их всех сосредоточили в кузнечной слободе, сделано это было для более полного контролирования их деятельности со стороны властей и быстрого выполнения казенных заказов.
Необходимо обратить внимание на то, что Елецкий уезд по своим условиям напоминал Тульский, где также действовала мощная кузнечная слобода. Но имелись и отличия, если в Тульском уезде кузнецы занимались и добычей железной руды, и её обработкой, то в Елецком уезде городские кузнецы руду практически не добывали. Этим занимались крестьяне, в свободное от сельскохозяйственных работ время. Добытую руду они затем поставляли в город, где она подвергалась дальнейшей обработке.
В 1708 г. накунуне Полтавской битвы для русской армии срочно понадобились передние подковы. 23 ноября 1708 г. Пётр I своим письмом приказал воронежскому воеводе Колычеву

«не мешкая скакать в Елец и заказать тамошним кузнецам 50 тыс. пар передних подков для армии».

Имя жителя села Лавы Елецкого района Джанполада Гасанова, а проще – Булата, в переводе с азербайджанского звучит как «стальная душа». Возможно, именно имя предопределило род занятий этого человека. Булат – представитель редкой, но востребованной в наши дни профессии кузнеца.
Дорога к молоту и наковальне у Булата Гасанова была непростой. Когда мальчику исполнилось 13 лет, многодетная чета Гасановых переехала из Баку в Елецкий район на родину предков по русской материнской линии. В 17 лет Булат пошел работать на зерноток. Повзрослев, научился шить обувь. Но оставил и это ремесло. Пробовал делать изделия из дерева, глины, рисовал, лепил, вышивал крестиком и даже байкерствовал. Восприимчивая творческая душа отозвалась, когда он, будучи в Ельце, случайно оказался в кузнице ельчанина Сергея Мельникова.
Заметив, как парень заворожёно смотрит на огонь в горне, Сергей Мельников предложил пойти к нему в подручные. Немногословный учитель Булата просто сказал: «Смотри, как я делаю, и повторяй!»
– Сначала я был «отрежь, принеси» и «подбрось угольку», – рассказывает Булат Гасанов. – Но эти маленькие роли нисколько не смущали. У профессии кузнеца есть одна особенность. Когда мастер работает один, его называют «однорукий» кузнец. Но когда он спешит выполнить заказ, то вторые руки – это большая помощь.
А затем Сергея Мельникова пригласили в Питер на работу, и кузница обрела молодого кузнеца. Булат Гасанов стал самостоятельно выполнять индивидуальные заказы по ковке самых разнообразных изделий. Около пяти лет Булат трудился под крылом ИП, ещё несколько лет – кузнецом на одном из елецких предприятий. А с этого года он ушел в «свободное плавание».
– Помню свою первую работу, – вспоминает кузнец. – Это был обыкновенный навес над дверью с эскиза, нарисованного на полу мелом. Честно говоря, я не знаю в совершенстве черчения, физики. Мне лишь знаком основной принцип устройства кузнечного горна и печи, а также свойства различных металлов при ковке. Работаю в основном со сталью. Наверное, помогает интуиция.
Сегодня, по проишествии шести лет, он признанный мастер кузнечного дела. Постоянный участник всех городских праздников и областных фестивалей народного творчества.
– Кузнечное ремесло сейчас возрождается, – говорит Джанполад. – Только в Ельце я знаю, как минимум, пять действующих кузнечных мастерских. Но там, в основном, занимаются изготовлением ворот, решёток и оград. Мне же интересна более творческая работа. Да и люди начинают всё больше ценить эксклюзивные, авторские вещи, будь то предметы интерьера или изысканная кованая мебель.
Кузнецы не очень любят делиться секретами работы, которые у каждого свои. И здесь Гасанов – исключение. Он охотно рассказывает о премудростях кузнечного дела всем желающим и уверен, что обучиться умению «чувствовать» металл и придавать ему нужную форму не так сложно, как кажется.
Булату Гасанову чередой пошли заказы – ограды, калитки, заборы, перила, кованый виноград, цветочные кусты. Все они выполнялись с авторским клеймом мастера: горн с огнём и инициалы. По словам кузнеца, спросом пользуется всё, начиная от крупных предметов интерьера ручной ковки до сувениров – пепельниц-консервных банок. Можно выковать даже розу, танцующую у шеста. Главное, не бояться позволить себе, как говорит Булат:

Ажурные кованые конструкции кузнеца Валентина Лакомова в селе Волово, соседнего с елецким районом, можно встретить повсюду. Парки и скверы райцентра украшают его скамейки со стальными узорами, в местной школе установлены резные решетки на лестничных маршах, оригинальные подставки для цветов, в храме Александра Невского в селе Воловчик, являющемся архитектурным памятником регионального значения, смонтированы ворота и калитки. Валентин заинтересовался ковкой, еще работая в школе физруком. Скрупулезно изучал тонкости дела, штудировал специальные пособия и журналы, присматривался к мастерам кузнечного ремесла. Совмещал преподавание с предпринимательской деятельностью. А когда в 2012 г. сельскую школу реорганизовали и его должность сократили, сосредоточился на холодной ковке. К тому времени у него уже были арендованное помещение, оборудование и огромное желание работать.
Кованые и сварные изделия для различных нужд. Свою кузницу Валентин Лакомов открыл 6 лет назад. Купил оборудование, нанял рабочих, с помещением помогла администрация. Кузнечная мастерская пока единственная в районе. Бизнес прибыльный, заказы делают даже из соседних областей. Ворота, ограды, декор любой сложности мастера готовят за рекордное время. Вот эти подставки будут украшать один из Мемориалов Славы в Воловском районе. Делом предпринимателя начали интересоваться инвесторы.
– Без поддержки руководства района на начальном этапе открыть свое дело, пожалуй, я бы не решился, – признаётся Лакомов. – Мне передали в аренду пустующие гаражи, где я и начал разворачивать производство. Сейчас в мастерской есть все необходимое оборудование и инструменты для холодной ковки металла.
Немаловажно и то, что до этого никто в районе подобным не занимался. Поэтому заказчики нашлись быстро. Кому-то потребовалась беседка на усадьбу, кому-то – забор с воротами, оградки, столики и скамейки для кладбища. Состоятельные люди обзаводились каминами с кованым обрамлением, резными мангалами. Словом, кузнец может выполнить любую заявку. Лишь бы был нужный материал.
Воловчанка Валентина Стурова не нарадуется на красивые оконные решетки, которые Валентин изготовил по её заказу, а Зинаида Волкова гордится его же коваными цветочницами, украсившими ее усадьбу. Многие в районе хотели бы иметь оригинальные изделия Лакомова. Но пока «производственные мощности» кузницы невелики. Работает мастер один. Правда, недавно он взял в ученики молодого сварщика Ивана Кириллова, которого планирует обучить ремеслу.
Валентин показывает нам кузнечную мастерскую с наковальней, набором молотов, сварочными агрегатами, различными инструментами.
– Предприятие Лакомова постепенно набирает обороты, – отзывается о мастере начальник отдела экономики администрации Воловского района Марина Самохина. – Большим спросом пользуется его продукция. Все изделия – добротны, эстетически привлекательны и вполне доступны по цене. Поэтому в числе его клиентов – и пенсионеры, и предприниматели, и чиновники. Кованые конструкции придают праздничный вид улицам райцентра, других сел, территориям предприятий, школ, спортивных объектов. Безусловно, фирму Лакомову надо расширять. При этом он может рассчитывать на финансовую господдержку. В Липецкой области действует соответствующая целевая программа, есть специализированный фонд, помощь осуществляется и на муниципальном уровне. Так что у предпринимателя есть выбор. Главное – дерзать.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Кузнечное дело в Липецкой области и г. Ельце прошло путь от примитивных молотов-камней до ковочных прессов с манипуляторами и электронно-вычислительными машинами. В современных кузнечно-прессовых цехах уже редко можно встретить кузнецов ручной ковки. Нет и молотов с водяными колесами. На помощь современным кузнецам пришли мощные паровоздушные молоты, гидравлические и механические прессы. Они куют и штампуют детали для тракторов, автомобилей, подъёмных кранов, экскаваторов. Но не исчезло и древнее ремесло кузнеца: с огнём и горном. В начале 2000-х. гг. в области и в г. Ельце появились первые артели, художественные мастерские кованых изделий. Здесь, как в старину, полностью ручной труд. Спросом пользуются разнообразные продукты художественной ковки – крылечки, ограды, скамейки, камины, мангалы, изгороди, резные балясины и др. Смотрите слайд-шоу: «Мастера елецкого кузнечного дела».

Кузнечное дело – история развития

История кузнечного дела неотъемлемая часть обработки металлов. В самом начале появилась холодная ковка. Много веков использовался только этот способ изготовления оружия, предметов домашней утвари, ювелирных украшений. Это теперь ювелирная промышленность не имеет к кузнецам никакого отношения, а раньше всё что касалось металлообработки, относилось к кузнечному делу.

Заглянув в книги по истории, повествующие о развитии ремёсел в железном и бронзовом веках, можно увидеть фотографии предметов, изготовленных мастерами из разных уголков Земли. Кузнец – эта профессия овеяна мифами и легендами. Развивалось кузнечное дело на разных территориях по-разному. Только многие века использовался холодный метод ковки металла.

Было и такое название профессии как «Хытрец». Этот эпитет донесли до нас книги, датированные 1073 годом. По праву кузнечное дело тех времён можно назвать хитрым. Кузнецу приходилось различать металлы по цвету, определять их прочность по оттенку на изломе. Было что-то мистическое в самом процессе производства, когда из куска металла под воздействием сильных коротких ударов молота, получалось необычайной красоты или причудливой формы изделие.

При помощи деформации металла, получающего под воздействием сильного давления дополнительную плотность и прочность, выходили из под молота хытреца, корчего, железоковца, ковача, керча, нытря необходимые в быту вещи. Первые упоминания этой профессии можно найти в книгах, передающих мифы древней Греции. Гвоздями выкованными Гефестом был прикован Прометей к скале.

Сила кузнецов воспета во многих литературных произведениях разных эпох. Считали мастеров кузнечного дела знахарями, лекарями и людьми способными изгонять злых духов. Основываясь на подобных поверьях создал Гоголь своего кузнеца Вакулу. Поговаривали, что сам Сварог покровительствует корчим.

Места в России названные в честь кузнечных дел мастеров

Профессия кузнеца требует от мастера хорошей физической подготовки. Так было всегда. Не каждый воин рискнул бы померяться силой с кузнецом. Жителей Псковской области до сих пор называют скобарями, памятуя о том, что кузнецы этих мест голыми руками подковы гнули.

Профессия кузнеца за многолетнюю историю имела множество названий. Одно из наиболее распространённых дало имя городу Керчь. Произошло это название от слова корчев, что означает кузнец. Сопутствующие термины тех времён:

  • Корчин – кузнечный;
  • Кричное – кованое.

Есть и Москве место, название которого указывает на соседство с кузнечной слободой – это Кузнечный мост. Была такая слобода и в Новгороде. Упоминания о крупных поселениях кузнецов в городах относятся к 15-17 векам. Именно в городах развитие этой профессии получило больше возможностей, благодаря спросу на кованые украшения для фасадов больших домов, территорий садов и парков. Так же как и в Киевской Руси изготавливалось в кузницах холодное оружие, проходящее закалку огнём.

Изготовление кузнечного изделия

Знаменитые мечи

Не единожды воспет клинок булатный в книгах и гусарских песнях. Классики русской литературы часто использовали в своих произведениях особенности мечей прорубать камень. Прототипом волшебных мечей послужили:

«Эскалибур» — меч короля Артура, который при защите крепости застрял в каменной стене. Народные поверья наделяют этот меч магической силой. В русской культуре подобным артефактом служит меч «Кладенец». «Дюрандале» — меч Роланда и безымянный клинок тасканского рыцаря Гальяно Гвидотти так же смогли проткнуть камень. Способность разрубать камень эти клинки получили благодаря не столько магическим и мистическим силам, а стараниями и умением мастеров их изготовивших.

Меч Гальяно Гвидотти кардинально изменил судьбу своего хозяина. Книги доносят до нас историю о том, что этот рыцарь был канонизирован, хотя до встречи с архангелом Михаилом не был праведником. Михаилу на предложение уйти в монастырь ответил воин, что это произойдёт лишь после того как его меч разрубит камень. Меч вошёл в булыжник, да так там и остался. Современные учёные имели возможность исследовать камень и меч. Их заключение подтвердило то, что клинок пронзил камень именно во времена, описываемые в летописях.

Уже в рыцарские времена кузнечное дело имело немало секретов, передаваемых мастерами из поколения в поколение. Одним из них была форма заготовки, для вышеперечисленных мечей основой послужил четырёхугольный стержень. Широко известны и клинки, относящиеся к японской культуре. Их названия переводятся как «меч срезающий траву», «меч собирающий облака рая». Они отличаются изогнутой формой, что придаёт холодному оружию японских мастеров аэродинамические свойства не характерные для изделий европейских кузнецов.

Одним из знаменитых мечей, представленных в экспозиции польского музея в Познани, является оружие Святого Петра, выкованного в 1 столетии. Знаменит клинок тем, что при аресте Христа перед распятием Пётр сумел отрубить ухо раба. Передан меч в музей был епископом Иордана.

Вехи развития кузнечного дела

Ручная ковка – древнейший способ обработки металлов, ставшая прародительницей штамповки, ковки, литья, прессовки, прокатки, волочения и листовой штамповки. Археологи находили в ходе раскопок металлические изделия датируемые периодом, относящимся к нескольким тысячам лет до нашей эры. Изделия эти выполнены из металлов, встречающихся в природе. Первые металлические находки археологов относятся к 5-4 векам до н.э. Техника волочения при изготовлении изделий из драгоценных металлов обнаружена в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Изделия изготовлены в 3 в дон.э. Кузнечное дело на Руси имеет более давнюю историю. Мечи, шлемы, кольчуги, ухваты топоры, украшения и другие кованые вещи датируются 18 в. до н.э.

С 10 по 18 века от рождества Христова в металлообработке появились новые способы:

  • закалка металла;
  • пайка при помощи меди;
  • кузнечная сварка;
  • методика многослойного изготовления.

XVI век. При Иване Грозном русская армия была оснащена коваными пушками.
XVII — XVIII – создание государственных оружейных заводов на Урале и в Туле.

Пётр I всячески способствует развитию металлургической отрасли. На военных заводах широко используются водяные двигатели. На рубеже столетий, в 1800 году впервые на тульском заводе была испробована методика горячей штамповки однотипных деталей. Её применил для массового производства кузнец В.А. Пастухов.

В это же время в Вологде кузнецы специализируются на производстве якорей, а в Муроме выпускают скобяные изделия для строительства флота.
XIX в. На смену водяному приводу приходят паровые машины, что способствует развитию кораблестроения и выпуску артиллерийского оснащения флота и армии, для производства которых были необходимы броня, толстые плиты для лафетов, орудийные стволы. Вес падающего молота составлял до 50 тонн. Такие гидравлические прессы расширили возможности до ковки деталей в 250 тонн.

К этому же периоду относятся научные изыскания по деформации металлов. Вооружившись микроскопом, П.П. Аносов стал изучать строение сталей. В ходе исследования в 1841году им была установлена зависимость между структурой и свойствами металлов. Это позволило создавать сталь с необходимыми техническими характеристиками. Д.К. Чернов проводил исследование поведения металлов при нагреве и охлаждении, что послужило открытием структурных изменений. Книги с исследованиями Чернова и Аносова до сих пор служат пособием для металлургов.

Приобщение к мастерству кузнеца через выставки

Кроме постоянных экспозиций в музеях, изделия декоративного кузнечного промысла можно увидеть на выставках, где представлены не оружие и не ювелирные украшения, а работы мастеров для украшения быта. Выставки – это не просто показ красивых вещей, это популяризация, в которой так нуждается кузнечное дело. Несколько 10-летий этот промысел был практически забыт из-за расширяющихся с каждым годом возможностей в металлообработке. Но остальные способы – это штамповка, работа на количество. Только кузнечное дело при работе с металлом поможет раскрыться мастеру наиболее полно.

История возрождения кузнечного дела началась не так давно, но строительство частных домов, способствует этому. Каждый хозяин хочет выделить своё жилище и прилегающую территорию. Выставки мастеров позволяют понять, каким образом это можно сделать неординарно и в то же время не вычурно. Для начинающих кузнецов эти выставки помогают найти свой собственный стиль, подсмотреть у более опытных некоторые приёмы, которыми они делятся, проводя мастер-классы непосредственно в стенах, где проходят показы готовых декоративных изделий.

Выставки кузнечного мастерства проходившие в Арт-Кремле стали хорошим стартом для начинающих, для которых мастера устроили демонстрацию возможностей изменения куска металла, превращающегося во вполне оформившиеся фигурки для украшения жилья.
Отличный способ привить начинающим любовь к обработке металла способом ковки, дав первые уроки мастерства прямо на выставке. «Кузнечный талисман» — это выставка, где каждый желающий имел возможность попробовать свои силы, почувствовать изменения материала под собственными ударами молотом.

Выставки кузнечного мастерства становятся доброй традицией. В сентябре 2015 года в 4 раз была открыта выставка «Кузница счастья», в рамках фестиваля «Бабье лето». Здесь так же проводились мастер-классы.

Овладеть всеми тонкостями науки по обработке металла помогут начинающим многочисленные книги, которые рассказывают о различных технологиях холодной и горячей ковки, литья, кузнечной сварки, технологиях создания декоративных элементов.

Книги могут рассказать о многом, но всё же кузнечное дело как и в старь передаётся мастером ученику из рук в руки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Еще 150 лет назад кузнечное дело было на пике своей популярности. Практически в каждом селе была мастерская, где изготавливали и чинили различные вещи. К примеру, в Москве в середине 19 века насчитывалось около 300 кузниц. А в таких центрах, как Киев или Донецк присутствовали школы по ковке металла, где были разработаны целые направления в кузнечестве.

С появлением и развитием машинной металлообработки развитие такого ремесла пошло на спад. Однако, в промышленности многие комплектующие и заготовки до сих пор проходят обработку ковкой. В 21 веке мелкосерийные поковки чаще всего носят художественный характер.

Как развивалось кузнечное ремесло на протяжении истории человечества и насколько изменились технологии?

Эволюция кузнечного ремесла

Первыми металлами, которые стал обрабатывать человек, были золото, серебро и медь. Позже появился более прочный сплав — бронза. Однако, длительное время основным способом металлообработки оставалось литье. Это было связано со свойствами материалов, проще было отлить нужный предмет в форме. Да и закалить такой металл было невозможно, так как при нагреве и быстром остывании происходил процесс опускания. Изделие становилось слишком мягким. Единственные похожие по технологии на ковку приемы применяли после отливки. Когда для придания однородности изделие проковывали, удаляя таким способом пустоты и раковины в металле.

В Древнем Китае были осуществлены первые попытки выковать бронзовые мечи. Для этого изначально изготавливали стержень из более мягкого материала, а по кромкам ковали режущие части из более прочного, но хрупкого металла. Однако, дальнейшего развития эта технология не получила ввиду своей сложности.

Но, наряду с этим, появился и такой прием как холодная ковка. Когда куску самородной меди придавали форму без предварительного нагревания.

Яркий образец холодной ковки — кинжал, найденный в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Задолго до своего распространения он был изготовлен из метеоритного железа. Клинок выкован холодным способом без разогрева заготовки.

Настоящим прорывом в кузнечном деле стало появление железа. Стало понятно, что такой материал требует других способов обработки, чем бронза и медь.

Изначально использовали так называемое метеоритное железо, потом стали выплавлять его из руды. Как и первые металлы, железо изначально начали использовать для изготовления ножей и оружия. Однако и здесь попытки ковать такой металл не увенчались особым успехом.

Настоящим толчком в развитии кузнечного дела стало изобретение стали и ее приспособление под изготовление оружия и сельскохозяйственных орудий. Со стали и железа начали ковать различные предметы: цепи, кольца, доспехи и прочие.

Ковать сталь начали в различных точках мира. Например, часто кельтским мастерам приписывают изобретение «харлужной» стали. Когда несколько прутов различной по составу углерода стали скручивали и ковали, получая довольно прочные мечи. Такой же способ послойной сварки и проковки использовали и японские оружейные мастера.

В эпоху Средневековья на Европейском континенте были открыты залежи железа в Галлии (современная Франция) что привело к изобретению фосфоритной стали, как более дешевого аналога тигельной привозной. Стали появляться центры кузнечного ремесла, где в первую очередь производили оружие и доспехи.

В античные времена и Ранние Средние века кузница представляла собой простую хижину или даже землянку, построенную, как правило, на берегу водоема. Все работы проводились вручную молотами и на наковальне.

В 16 веке средневековая кузница получила первые механизмы для упрощения работы — рычажные молоты, приводимые в движение силой воды.

На период позднего Средневековья кузнецы изготавливали практически все изделия из стали, начиная со сложных закрытых доспехов до обычных лошадиных подков. Появилось такое понятие как кузнечный цех, когда в процессе изготовления принимало участие множество подмастерьев. Производство стало более массовым.

Пика своего развития кузнечное дело достигло в 18 веке, многие образцы изделий мастеров того времени дожили до нашего времени. Кузнечная мастерская стала превращаться в фабрику.

В 19 веке с появлением паровых двигателей устройство кузницы стало еще более сложным. Появилось оборудование, работающее на силе пара, гидравлические молоты, прокатные станы. Изготовление вещей и оружия было поставлено на массовый поток.

В начале 20 века появились технологии сварки и машинного производства и ручная ковка отошла на задний план. Однако, кузнечные приемы нашли широкое применение в промышленности и современной металлургии.

Русское кузнечество

На Руси, как и в Западной Европе, кузнечество занимало почетное место. Мало того, кузнечное искусство получило свои направления и стили, отличимые от заграничных образцов.

Вследствие особенностей добычи железа, металлургия отделилась от металлообработки еще в раннее Средневековье. Раньше, чем в Европе, русские кузнецы стали обрабатывать и углеродистую сталь. Все режущие кромки инструментов и оружия производили с использованием этого материала.

Кузнечное мастерство ремесленников давало все предметы обихода, от серпов и кос до иголок и рыболовных крючков. Отдельную обособленную группу на Руси занимали оружейники, производящие высококачественное оружие.

Огромный толчок развитию кузнечного дела дали реформы Петра Великого, который быстрыми темпами начал развивать промышленность в стране. Мастерские превращались в целые фабрики, использующие технологии ковки металла. От обычных ремесел кузницы перешли на массовое производство.

В начале 20 века в российской империи кузница была практически в каждом населенном пункте. Центрами стали Москва, Петербург, Киев и другие.

Индустриализация в СССР практически уничтожила отдельные кузнечные мастерские, но зато ковка получила новый виток своего развития.

Ковка в современном производстве

Ковка на металлообрабатывающих предприятиях и в машиностроении сегодня остается одним из основных процессов технологической цепочки. Именно с помощью мощного кузнечного оборудования обрабатывают многотонные детали и их элементы. Также одна из разновидностей ковки (штамповка) позволила сделать выпуск многих вещей массовым и дешевым.

Современное кузнечное производство использует следующие технологии.

  • Горячая и холодная штамповка.
  • Прессование и обжимка.
  • Волочение.
  • Прокатка.

Горячая и холодная штамповка

Это процесс придания формы заготовкам по готовому стандартному образцу. То есть все те операции, какие раньше выполнял кузнец по приданию нужной конфигурации и объему детали, сегодня на предприятиях выполняют штамповочные станки.

Различают следующие виды промышленного штампования — листовую и объемную штамповку.

В первом случае, например, пробивают отверстия в листах металла, получая перфорированные поверхности.

Во втором варианте — выпуск любых объемных деталей и элементов как холодным, так и горячим способом.

Использование такой технологии позволило сократить расходы материалов и затраты времени на изготовление.

Прессование и обжимка

Прессование также происходит от кузнечной технологии, хотя сегодня и отделилось от этого процесса полностью.

Ранее, до появления механизации, кузнец проводил уплотнение и изменение формы детали вручную путем так называемого приема обжимки. Когда вся поверхность металла проковывалась.

Пример работы гидравлического пресса можно посмотреть на видео:

Сегодня на металлообрабатывающих предприятиях это делают многотонные прессы, которые способны за короткий отрезок времени отформовать и уплотнить многотонный элемент.

В небольших кузнечных мастерских также применяют технологию прессования с использованием механического или гидравлического оборудования.

Волочение

Технология, которая также произошла от кузнечных способов металлообработки. Она позволяет способом протягивания деталей круглого сечения через отверстие сделать ее диаметр меньшим.

Также формовка круглых элементов происходит и ковочным способом. Для этого используют различные машины (ротационные), где процесс практически автоматизирован.

С помощью такой техники получают различные трубы и прокат круглой или фасонной формы. А также заготовки для дальнейшего изготовления валов.

Прокатка

Этот способ позволяет изготавливать так называемый металлопрокат, список наименований которого довольно большой, начиная от арматуры и заканчивая стальными трубами.

То, что ранее выполнял кузнец, сегодня делает прокатный стан, производя стандартизированную продукцию, поступающую в дальнейшую обработку и строительство.

Технологически это делается путем протаскивания разогретых металлических заготовок сквозь валы прокатного оборудования.

Как и при ковке, такой способ металлообработки позволяет получить требуемую форму и нужную структуру материала.

Ковка

Ковка в промышленности происходит с использованием различного оборудования и ковочных машин.

При этом габариты обрабатываемых деталей порой достигают значительных размеров и веса.

Современная ручная ковка

Несмотря на появление различных современных способов изготовления металлических элементов, ручная ковка не утратила своей актуальности и популярности. Особенным спросом пользуются изделия художественной ковки, которые использую в интерьере и ландшафтном дизайне.

Современная ручная ковка использует как старые технологические приемы, так и новые, с использованием машин.

В частных кузницах устанавливают гидравлические молоты, ускоряющие процесс обработки, а также оборудование для нарезки, сверления и прессования деталей.

Ярким примером современной ручной ковки служат изделия, установленные в Донецком парке кованых фигур. Здесь установлено более 200 фигур, сделанных кузнечным способом.

Обучиться современному искусству ковки можно тремя основными способами.

  • Поступить в специализированное учебное заведение.
  • Устроиться учеником к мастеру.
  • Обучиться самостоятельно.

Учебные заведения есть во многих городах России: Москве, Коврове, Чебаркуле, Красноярске, Санкт-Петербурге, Барнауле и других. В Украине центрами кузнечества остались традиционно: Киев, Донецк и Львов. Также неплохим вариантом обучения станет работа с мастером. Самостоятельно можно довольно неплохо изучить основы кузнечного дела, информации сегодня очень много, но главное — это постоянная практика.

Кузнечное дело за тысячелетия прошло огромный путь эволюции от простейших способов формовки холодного металла до сложнейших станков и машин. Однако, до сих пор ручная ковка остается актуальной.

А что вы можете добавить к этому материалу? Поделитесь своим мнением в блоке обсуждений к этой статье.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector