Что дороже бронза или серебро

Драгоценные металлы и сплавы

Физические характеристики

Ювелирными изделиями называются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и камней, а также из других долговечных материалов, при условии их высокохудожественной обработки.

К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (иридий, палладий, осмий, рутений, родий), а также их сплавы.

Драгоценные металлы обладают красивым внешним видом, хорошим блеском, устойчивостью к химическим и атмосферным воздействиям, прочностью и высокой твердостью. Эти достоинст ва драгметаллов обусловили их применение в ка честве материала для изготовления ювелирных изделий. Для повышения прочности драгметаллы применяются в виде сплавов.

Золото — очень мягкий, легко тягучий металл, обладающий значительной механической прочно стью. Оно в слитках имеет чисто желтый цвет с сильным металлическим блеском. Примесь сереб ра или платины ослабляет желтый цвет, а добав ление меди придает золоту красноватый оттенок. Температура плавления золота 1063 °С.

В холодном состоянии обладает отличной ков костью (позволяет получить листы толщиной до 0,0001 мм) и свойством в волочении вытягиваться в проволоку сечением 0,05 мм и меньше. Один грамм золота может быть вытянут в проволоку длиной около 1 километра.

Золото химически устойчиво, с кислородом воздуха не соединяется. Растворяется в смеси двух крепких кислот: 1 часть азотной и 3 части со ляной ("царская водка").

В природе встречается главным образом в рудах цветных металлов и в самородном состоянии, причем в самых разнообразных формах — в виде кристаллов, пластинок, чешуек, волокон, зерен, кусочков и кусков весом от нескольких граммов до нескольких килограммов.

Платина — серебристо-белый металл с серова тым оттенком, по цвету и блеску напоминающим олово. В самородном состоянии в природе почти не встречается, добыча платины производится промывкой платиносодержащих песков. В кисло тах (кроме "царской водки") нерастворима. Для

увеличения твердости и прочности ее сплавляют с золотом, серебром, медью или металлами плат новой группы — радием, иридием, палладием.

В ювелирном производстве платина использует ся как оправа под бриллианты и для изготовлен: комбинированных (составных) изделий. Применя ется, как правило, платиновый сплав 950 пробы.

Палладий — металл серебристо-белого цвета. Встречается в природе в самородном состоянии вместе с платиной. Обладает значительной ковко стью и тягучестью, плавится при температуре 1554 °С. Растворяется в азотной кислоте и "царской водке".

Применяется для изготовления ювелиры изделий в сплавах с золотом ("белое золото"), и этом используется обесцвечивающая способность металлов платиновой группы.

Палладий — самый молодой из драгметалл применяемых в ювелирном производстве.

В основном применяются палладиевые сплавы 500 и 850 проб.

Осмий, рутений, родий — тугоплавкие блестящ ие металлы платиновой группы серебристо-бе лого цвета. В природе встречаются вместе с плати ной ("платиновые спутники"). В ювелирной практ ике применяются в качестве декоративных плавок (напаек) на золотых изделиях, а так же в виде компонентов для увеличения твердости и прочности других драгметаллов или изменения цвета драгметаллов.

Серебро — блестящий, белый, очень ковкий металл. В природе иногда встречается в самород ном виде, но чаще всего входит в состав полиме таллических руд (свинец, цинк, серебро), всех металлов серебро обладает наивысшей отражательной способностью: отражает 94 процентов падающих на него лучей света. Хорошо восприним ает полировку, плавится при темпере 960,5 °С . Реагирует с серной и азотной кислотами.

В ювелирных изделиях наиболее часто применяется в сплавах с медью, а в чистом виде – для се ребрения недрагоценных металлов. Изделия из серебра, выпущенные в России до 1927 года, яв ляющиеся антикварными, имеют золотниковую пробу.

Сплавы драгоценных металлов

Большинство драгоценных металлов обладают такой высокой степенью ковкости, вязкости и тя гучести, что применение их в чистом виде практи чески невозможно, поэтому в ювелирном произ водстве применяются в основном сплавы драгме таллов, образуемые сплавлением одного или не скольких металлов друг с другом или с недрагоценными цветными металлами.

Сплавы золота

Из большого количества золотых сплавов в ювелирном производстве применяются очень немногие. Компоненты, составляющие сплав (лига тура), как правило, состоят из меди, бронзы или латуни.

Для изготовления ювелирных изделий в ос новном используют тройные сплавы — золота, се ребра и меди, реже двойные — золота с серебром, золота с медью, золота с палладием или платиной и др.

Сплавы серебра

В производстве ювелирных изделий наиболее часто употребляются медно-серебряные сплавы 875° (пробы), для изготовления серебряных изде лий с эмалевыми покрытиями — сплав 916°, для филигранных изделий — 960° и выше.

Сплавы платины

Белые сплавы, содержащие платину, приме няются в ювелирном деле для изготовления вер хушек, декоративных наплавок (напаек) и оп рав под драгоценные камни (в основном — брил лианты), а также отдельных ювелирных изде лий.

Сплавы "платиновых спутников"

Применение в ювелирном деле сплавов палла дия, осмия, рутения, родия приведено в предыдущем разделе.

Сплавы цветных металлов

Основные металлы, применяемые в ювелир ном производстве: бронза, латунь и мельхиор.

Бронза — сплав меди с оловом, алюминием и кремнием. Обладает приятным золотистым цветом, прочна. Идет на художественное литье.

Латунь — сплав меди с цинком, иногда с до бавлением свинца, олова, железа, никеля или другими металлами, называемыми томпаками или полутомпаками. Используется для изго товления металлической бижутерии. Имеет желтый, желто-золотистый или бледно-золотис тый цвет.

Мельхиор — сплав меди с никелем (80% меди + 20% никеля). Обладает большой тягучестью, легко обрабатывается в холодном состоянии, приго ден для глубокой штамповки. Мельхиор исполь зуется как оправа для армирования хрустальных изделий. Для изготовления различных столовых приборов применяется мельхиор с последующим серебрением.

Методы определения проб

Для определения проб (опробирования) драг металлов и их сплавов существуют следующие ос новные методы: реактивом хлорного золота, про бирными реактивами, на пробном камне, химиче ским и муфельным методами.

В условиях таможенного контроля предпочтительно опробование реактивом хлорного золота и пробирными реактивами.

Реактив хлорного золота

Представляет собой раствор хлорного золота в воде. Имеет золотисто-желтый цвет. Применяется при испытании золотых слитков и изделий от низ копробных до 600 пробы, служит для определе ния металла и, ориентировочно, его пробы перед более точным опробированием кислотными про бирными реактивами. Способ применения: на чистую отполирован ную или зачищенную поверхность определяемого металла (сплава) наносится капля реактива хлор ного золота. На смоченной раствором поверхности большинства металлов быстро образуется пятно от выделившегося осадка золота, цвет которого зависит от примеси образовавшегося осадка хлорной соли испытуемого металла и приобретает раз личные оттенки, по которым и определяются ме таллы.

На сплаве золота 580-600° остается узкий светло-коричневый ободок по всей окружности капли. Чем ниже проба металла (сплава), тем темнее пятно.

Серебро, медь, латунь, свинец чернеют моментально

Таблица определения металлов реактивом хлорного золота

Определяемый металл (сплав)

Цвет

Цвет пятна
от капли реактива

Время образования пятна

Алюминий и его сплавы

Желтое, постепенно темнеет

Платина и ее высокопробные сплавы

Олово и его сплавы

Цинк и его сплавы

Желтое, постепенно темнеет

Низкопробный сплав серебра и меди

Белое золото (583°)

Чистое золото и его высокопробные сплавы

Низкопробные сплавы золота (ниже 583°)

Темно-каштановое или зеленое

Кислотные реактивы

Представляют собой прозрачные кислотные растворы для опробования сплавов золота следую щих проб: 375, 500, 583, 750, 875, 900, 916, 958. Быстро разрушаются на свету и на открытом воз духе, поэтому требуют хранения во флаконах из темного стекла с притертыми пробками. Срок хра нения 3-4 месяца.

Хромпик (двухромовокислый калий) Раствор оранжевого цвета, применяется для опробования серебра от 500 пробы и выше. На сплавах до 750° две-три капли хромпика, опус каемые последовательно на одно и то же место и снимаемые фильтровальной бумагой, оставляет светло-коричневое пятно. На сплавах и издели ях выше 750° этот реактив оставляет красные пятна, яркость которых повышается с повыше нием пробы сплава. На изделиях и сплавах 916 пробы и выше хромпик оставляет ярко-красное пятно.

Читайте также:  Лазерный станок для резки пластика

Азотно-кислое серебро

Прозрачный раствор, изготовлен для определения проб серебра: 750, 800, 875, 916, на которых остается светло-серое пятно. На сплавах и издели ях низших проб — более или менее густые белые пятна.

Порядок хранения этих растворов такой же, как и для кислотных реактивов.

Все реактивы при попадании на кожу могут причинить ожоги, поэтому при пользовании ими следует быть максимально осторожным. Реактив, попавший на кожу, следует немедленно смыть теплой водой с мылом или содой (для нейтрализа ции действия кислоты).

Таблица соответствия проб золота

Золотниковая (Россия до 1927 г.)

Каратная (зарубежные страны)

Метрическая (Россия, современная с 1927 г.)

Таблица соответствия проб серебра

Примечание. Приведенные таблицы содержат толь ко пробы, применяемые в настоящее время и применяв шиеся ранее для ювелирного производства.

Пробы платины и металлов платиновой группы в таблицах не приводятся, т. к. они применяются в спла вах, пробы которых даны непосредственно в описаниях этих сплавов .

Пробы

Достоинство сплава, из которого изготовлены платиновые, золотые, серебряные изделия, опре деляется пробой, показывающей содержание драгметалла в условном количестве весовых еди ниц этого сплава.

До 1927 года в России проба выража лась числом золотников в одном фунте сплава (1 фунт = 96 золотников). Например, золотой сплав 56 пробы содержал 56 золотников чистого золота и 40 золотников лигатуры (добавочных компонен тов) в фунте.

Для перевода золотниковой пробы в метричес кую можно применять следующую формулу:

Х=125*А/12, где X — метрическая проба; А — золотниковая проба.

Пример: кольцо 56 золотниковой пробы.

Х = 125*56/12 = 583°.

В Англии, США и некоторых других зарубеж ных странах применяется так называемая карат ная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствует 4-м каратным. Не следует пу тать это с единицей веса драгоценных камней — каратом, равным 0,2 г.

Для перевода каратной пробы в метрическую применяется формула:

Х=125*В/13, где X — метрическая проба; В — каратная проба.

Приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов

Технические приемы, применявшиеся при производстве изделий из драгоценных металлов, в различных странах в течение тысячелетий в ос новных чертах остались сходными. Почти одинаковые их описания с разницей лишь в деталях да ны в "Естественной истории" Плиния, римского писателя, жившего в I веке н. э., в трактате немец кого монаха Теофила, XI век, в труде о ювелирном искусстве итальянского скульптора и ювелира XVI века Бенвенуто Челлини, в русских рукопис ных руководствах для мастеров XVII и XVIII ве ков и вплоть до современности. XIX век внес неко торую механизацию в приемы обработки драго ценных металлов, которая в основном сводится к ускорению и удешевлению производства.

Ниже мы рассмотрим приемы обработки.

Ковка — была одной из первых техник обработ ки драгоценных металлов, которую узнал чело век. Она основана на свойствах золота и серебра расплющиваться и растягиваться, не ломаясь под давлением или ударом.

Серебро можно ковать как в холодном, так и в горячем виде, золото — только в холодном виде. Для того чтобы выковать сложный предмет, при меняют молотки, чеканки и наковальни фигур ной формы.

Ковка придает золоту и серебру плотность и упругость. Кованые предметы отличаются сечка нированной поверхностью с мягким мерцающим блеском.

Литье — по древности своего происхождения уступает только ковке. Благодаря тому, что золо то и серебро сравнительно легко плавятся, литье широко применяется в ювелирном деле для изго товления как небольших, так и массивных пред метов или их частей (например, ручек украшений на крышках сосудов).

Резьба — благодаря мягкости золота и серебра любые изображения и орнаменты могут быть лег ко нанесены на их поверхность.

В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся и на расстоянии, так как их красота ос нована на контрасте светлых и темных пятен или на контрасте разных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы — это искусство особенно утонченное, тонкие линии вырезаны на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание, на любование вблизи.

Особый вид глубокой резьбы назывался "Оброн ". При этом виде резьбы фон около изображения или надписи "опускается" (обирается) при по мощи резца, благодаря чему изображение стано вится чуть рельефнее.

Чеканка — один из самых трудных приемов украшений серебряных изделий, доступный дале ко не каждому мастеру. Рельефная чеканка основана на свойстве золота и серебра растягиваться при ударе твердым предметом. У хорошего масте ра имелось в наборе несколько сот чеканов собст венного изготовления.

В XIX веке ручную чеканку, где каждая мельчайшая деталь сделана от руки, а потому индивидуальна и неповторима, начали заменять механи ческой штамповкой и вальцовкой.

Басма — ни в одной стране не нашла такого распространения, как на Руси. Басма — ручное тиснение изображения и узоров на тонких листах золота и серебра. Тисненые узоры передают плас тические формы, но отличаются от чеканки неко торой расплывчатостью и мягкостью рельефа. Благодаря тонкости листа, басма легко может быть смята, поэтому ее чаще употребляли не для украшений предметов быта, а для окладов икон, деталей иконостасов, царских врат, киотов, крес тов, церковных книг.

Басма не требует большого количества металла и потому широко применялась в древней Руси.

Скань — ажурные или напаянные на металли ческий фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, скрученной в виде верево чек или гладкой. Это одна из самых распростра ненных техник ювелирного дела, известных с древнейших времен. Со сканью неразрывно связа на зернь — мелкие блестящие металлические ша рики, напаянные на сканый орнамент, или самостоятельное украшение на гладь металла.

Скань делают из "чистоты", т. е. из чистого зо лота и серебра, которые благодаря малому количеству или отсутствию примесей настолько мяг ки, что способны вытягиваться в тонкую проволо ку.

Припой — один из важнейших приемов при из готовлении скани и украшении зернью. На очень древних изделиях, украшенных сканью и зернью, припой совсем не виден, в них поражает особен ная чистота и четкость работы. До последнего вре мени ученые бились над разгадкой тайны древне го припоя, так как даже современная рентгенов ская техника не могла обнаружить места скрепле ния скани и зерни на предметах, и только профес сор Ф. Я. Мишуков раскрыл секрет припоя. Как говорится, все гениальное — просто. Русские мас тера смешивали ртуть, золото и серебро в опреде ленной пропорции, а затем сильно нагревали, ртуть испарялась, а золото и серебро сплавлялись с предметом намертво.

Чернь — ни в одной стране не получила такого развития, как в России, где она славилась особой прочностью. Чернь — это особый сплав сернистого серебра, на первый взгляд похожий на уголь, со стоящий из серебра, меди (олова), свинца и серы в определенной пропорции. Так как чернь — это ме талл, то он легко и прочно сплавляется с основ ным металлом предмета.

Эмаль — это особый сплав стекловидной мас сы, окрашенный в разные цвета окисями метал лов. После обжига превращается в твердую блес тящую массу с устойчивыми, яркими красками.

окись олова — белый цвет;

окись железа — желтый и цвет морской волны;

окись меди – бирюзовый;

иридий — стальной, серый, черный;

Читайте также:  Машинки для вырубки и тиснения обзор

окись урания и серебра — желтый.

Эмали бывают перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по литью, по сканому орна менту (или в сканых обрамлениях), по чеканному литью или штампованному рельефу, прозрачные (оконные), живописные (расписные) и поливные (по гладкой поверхности).

Эмаль лучше всего ложится на золото. Золото плавится при высокой температуре, эмалевая масса не окисляется и прочно держится. На сереб ре применяются более плавкие эмали.

Перегородчатая эмаль — это эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металличе скими полосками, припаянными на ребро к ме таллическому предмету, в основном к золоту.

Эмаль выемчатая, по литью, резьбе (грави ровке) — по технике значительно проще эмали пе регородчатой. Рисунок глубоко вынимается (вы резается) в толще металла, а получившееся в ре зультате углубление заполняется эмалью, после чего предмет подвергают обжигу, а затем полиру ют.

Эмаль по снимаемому орнаменту (в сканых обрамлениях) — широко применялась в России с XVI века. Отличительные особенности: делалась без контроэмали и не полировалась.

Эмаль по рельефу — передает объемные плас тичные формы. Наиболее сложная техника, тре бующая наивысшего мастерства.

Эмаль прозрачная (оконная) — этот техничес кий прием требует большого навыка и осторожно сти в работе. Прозрачная эмаль украшает предметы из скани (ажурные) или выпиленные в металле. Она не получила в России широкого рас пространения. Встречается только в предметах XIX — XX столетия.

Эмаль живописная — заключается в том, что золотая или медная пластинка (или предмет) по крывается слоем однотонной эмали и обжигается. По этому фону наносят кистью особыми эмалевы ми красками с эфирными маслами орнамент или изображение, после чего обжигают.

Бро́нза — сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (это латунь) и никеля (это мельхиор). Как правило, в любой бронзе в незначительных количествах присутствуют добавки: цинк, свинец, фосфор и другие.

Традиционную оловянную бронзу человек научился выплавлять ещё в начале Бронзового века, и очень длительное время она широко использовалась. Даже с приходом века железа бронза не утрачивала своей важности.

Плотность бронзы в зависимости от марки (и включения примесей) составляет 7800-8700 кг/м³; температура плавления 930—1140 °C.

Содержание

Этимология [ править | править код ]

Современные лингвисты выдвигают следующие гипотезы происхождения слова «бронза»:

  • Романскую, согласно которой слово пришло в романские языки, либо от персидского «berenj», означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого этот материал доставлялся в Рим; [1]
  • Протославянскую, согласно которой слово имеет протославянское происхождение, и буквально означает «бранный металл» (общеславянские корень «bron», особенно характерный для южнославянских языков, и суффикс «za», который по всей вероятности обозначал либо непосредственно литой сплав, либо технологический процесс его отливки и остывания; как в случае с общеславянским же словом «железо» — «zelé(želě)-zo»), что так или иначе сохранилось практически во всех славянских языках, [2] а в словенском языке слово «bron» (без каких-либо постфиксов) до сих пор означает бронзу;

История [ править | править код ]

Самые древние бронзовые изделия, датируемые 5-м тысячелетием до н. э., были обнаружены на Иранском нагорье и у деревни Плочник в Сербии. В России наиболее древние бронзовые артефакты были обнаружены русским археологом Николаем Веселовским в 1897 году в районе реки Кубани (так называемая Майкопская культура, вторая половина 4-го тысячелетия до н. э.). Бронза майкопских курганов в основном представлена сплавом меди с мышьяком. Постепенно знания о прочном и пластичном металле распространились на Ближний Восток и Египет. Здесь, после перехода к оловянно-медному сплаву, бронза обрела положение одного из важнейших декоративных материалов.

Исторически первой бронзой был сплав меди с мышьяком — так называемая мышьяковистая бронза. По своим технофизическим свойствам мышьяковая бронза не уступала оловянной, а по разнообразию сортов, пригодных для тех или иных видов хозяйственной деятельности — от ответственных деталей до ювелирных изделий — даже превосходила её. Как явствует из археологических данных, в начале и даже в середине бронзового века мышьяковая бронза почти безраздельно господствовала на всём евразийском пространстве, за исключением, быть может, нескольких регионов, богатых «оловянным камнем» (современные Англия, Притяньшанье) или одновременно медными и свинцовыми рудами (Этрурия на северо-западе современной Италии).

Повсеместное вытеснение к концу бронзового века мышьяковой бронзы более дорогими сортами, в том числе оловянной, по-видимому, было связано сразу с несколькими причинами, в зависимости от региона действовавшими совместно или порознь. Среди них:

  • высокая токсичность производства мышьяковой бронзы, с неизбежностью приводившая к инвалидизации металлургов и кузнецов со стажем (этот факт отразился в античном образе бога металлургии Гефеста, а также в древнерусском образе «старого хрыча», то есть старого кузнеца);
  • непригодность мышьяковой бронзы для металлургического передела: металлургический брак из такой бронзы, равно как и сломанные изделия из неё, переплавке на сортовой металл не подлежали, так как при переплавке часть мышьяка просто испарялась или выделялась в виде шлака, и бронза становилась очень хрупкой, и в лучшем случае могли быть использованы для изготовления бижутерии или неответственных деталей;
  • выработка за многие века поверхностно залегающих, богатых медью и мышьяком месторождений теннантита и других блеклых руд, наиболее удобных для выделки мышьяковой бронзы (использование других источников мышьяка и меди значительно усложняло процесс и делало его более дорогостоящим);
  • мышьяк встречался реже, чем олово или некоторые другие металлы, использующиеся для создания бронзы, поэтому изготовление бронзы при помощи мышьяка было дороже.

Поэтому с развитием гужевого транспорта, а вместе с ними и международных экономических связей, во многих регионах стало рентабельнее импортировать немышьяковые сорта бронзы, чем производить собственную мышьяковую. А с развитием крупного промышленного производства самым массовым видом бронзы стала оловянная, которую лишь в последнее столетие стали теснить конкуренты на основе ранее недоступных заменителей олова. По некоторым свойствам такие (безоловянные) бронзы превосходят оловянные. Например, алюминиевые, кремниевые и особенно бериллиевые бронзы — по механическим свойствам, алюминиевые — по коррозионной стойкости, кремнецинковые — по текучести. Алюминиевая бронза благодаря красивому золотисто-жёлтому цвету и высокой коррозионной стойкости иногда также применяется как заменитель золота для изготовления бижутерии и монет. Прочность алюминиевой и бериллиевой бронз может быть дополнительно увеличена при помощи специальной термической обработки.

Классической маркой бронзы, применяемой издревле и до сих пор для литья колоколов, является колокольная бронза: 80 % меди и 20 % олова с разбросом соотношения 3 %. Его недостатком является повышенная хрупкость, которой способствует большое содержание олова.

Оловянная бронза [ править | править код ]

Оловянная бронза — сплав меди с оловом (медь преобладает), один из первых освоенных человеком сплавов металлов. Она обладает значительно большей, по сравнению с чистой медью (освоенной ранее бронзы), твёрдостью, достаточной прочностью и более легкоплавка. Открытие бронзы сыграло огромную роль в освоении металлов человеком. Олово в любых марках оловянистой бронзы всегда является вторым по количеству и основным легирующим компонентом сплава (тогда как медь — первым); третье место отводится дополнительным добавкам: свинцу, цинку, мышьяку.

Оловянная бронза (кроме марок с низким содержанием олова — т. н. деформируемой бронзы) с трудом поддаётся обработке давлением (ковка, штамповка, прокатка и пр.), резанию и заточке. Благодаря этому бронза в целом — литейный металл, и по литейным качествам не уступает любому другому металлу. Она обладает очень малой усадкой — 1 %, тогда как усадка латуней и чугуна составляет около 1,5 %, а стали — более 2 %. Поэтому, несмотря на склонность к ликвации и сравнительно невысокую текучесть, бронзы успешно применяют для получения сложных по конфигурации отливок, включая художественное литьё.

Бронзы обладают высокой антикоррозионной стойкостью и хорошими антифрикционными свойствами. Этим обусловливается применение бронз в химической промышленности для изготовления литой арматуры, а также в качестве антифрикционного материала в других отраслях.

Читайте также:  Отличие пос 40 от пос 61

Оловянные бронзы могут быть дополнительно легированы цинком, никелем, фосфором, свинцом, мышьяком и другими металлами. Цинка добавляют не более 10 % (в этом количестве он почти не изменяет свойств бронз, но делает их дешевле); бронза с добавлением цинка называется «адмиралтейской бронзой» и обладает повышенной коррозионной стойкостью в морской воде. Свинец и фосфор улучшают антифрикционные свойства бронзы и её обрабатываемость резанием и давлением.

Безоловянные бронзы [ править | править код ]

Бронзами также могут называть некоторые другие подобные традиционной бронзе сплавы меди, в которых олово отсутствует. Самые известные из них — латунь (сплав Cu-Zn) и константан (Cu-Ni), бронзой не называемые, и алюминиевая бронза. В прошлом (Древний Рим, к примеру) латунь и константан носили собирательное название шпиатр и считались подделкой.

Существуют также многокомпонентные бронзы — сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами.

Также необходимо упомянуть сплавы меди и фосфора. Они не могут служить машиностроительным материалом, поэтому их нельзя отнести к бронзам. Однако они являются товаром на мировом рынке и предназначаются в качестве лигатуры при изготовлении многих марок фосфористых бронз, а также и для раскисления сплавов на медной основе.

Использование [ править | править код ]

Бронза используется в современном машиностроении, ракетной технике, авиации, судостроении и других отраслях промышленности. Благодаря устойчивости к механическому истиранию и высокой коррозионной стойкости бронзовая продукция применяется для изготовления деталей машин и приборов, участвующих в подвижных узлах в процессе трения. Детали из бронзы требуют периодической замены, то есть являются расходными. Из безоловянных бронзовых сплавов изготавливают прокат для составляющих химических приборов, регулирующей арматуры отопительных систем и трубопроводов другого назначения.

Бронзу используют для литья скульптур и памятников, так как материал долговечен, не подвергается атмосферным влияниям и устойчив против механических повреждений. Изделия высокохудожественных форм в театрах, дворцах, залах (люстры, торшеры, канделябры) также изготавливаются из бронзы.

Ювелиры не ограничиваются в работе золотом, серебром и платиной. Недрагоценные металлы стоят дешевле, а украшения из них получаются красивые, прочные и долговечные. Мы расскажем об основных недрагоценных металлах и сплавах, которые применяют в ювелирном деле. А чтобы при поиске украшений на зарубежных ресурсах вы смогли разобраться, из чего они сделаны — добавляем к русскоязычному английский аналог названия.

Титан (Titanium)

Твёрдый, лёгкий, очень прочный и устойчивый к повреждениям титан применяют даже в космической технике и называют «металлом будущего». При нагревании, окислении или смешивании с другими элементами серебристо-белый металл обретает самые разные оттенки, от соломенного до фиолетового.

Хотя работать с титаном непросто, сейчас он находится на пике популярности у ювелиров. Мастера создают необычные коллекции, используя его способность переливаться всеми цветами радуги. Если вы видите ярко-фиолетовые, синие и другие яркие металлические украшения, скорее всего, перед вами титан. Обработка обходится в несколько раз дороже самого металла, поэтому цена на изделия обычно высокая. Зато обручальные кольца, браслеты, запонки и другие титановые украшения весят меньше, чем золотые и платиновые.

Фото: ювелирная марка Littletricks

Нержавеющая сталь (Stainless steel)

От обычной стали нержавеющую отличает добавление хрома к сплаву железа и углерода. Именно хром защищает её от коррозии: он создаёт на поверхности тончайшую плёнку, которая самовосстанавливается при повреждениях.

Нержавеющая сталь марки 316L, известная как «хирургическая», сегодня широко используется ювелирами. Она прочнее драгоценных металлов, гипоаллергенна, не темнеет на воздухе, устойчива к ультрафиолету и морской воде. Из неё создают цепочки, браслеты, кольца и серьги. Часто нержавейку используют для пирсинга, сочетают её с камнями, стеклом и деревом. Стальные украшения органично вписываются в любой стиль – от этники до авангарда.

Вольфрам (Tungsten)

Твёрдый, хрупкий и самый тугоплавкий из металлов – вольфрам. Его добывают из вольфрамовых руд, и в сыром виде он похож на платину. Чистый вольфрам в ювелирном деле не используется, но в сочетании с углеродом становится карбидом вольфрама, который по твёрдости не уступает алмазу.

Из карбида вольфрама создают кольца и браслеты. Они износоустойчивы и практичны, даже через много лет на них не появляются царапины и трещины. Такие изделия не тускнеют, не боятся воды и большинства кислот. Украшения из вольфрама больше востребованы среди мужчин, но искусные мастера делают из него изящные кольца и для сильных женщин (больше о кольцах из вольфрама — в нашей статье).

Мельхиор (Melchior, Cupronickel)

Мельхиор – это сплав на основе меди. Из-за содержания никеля он похож на серебро, но гораздо прочнее. Мельхиор легко обрабатывать, он не ржавеет и не темнеет. Под воздействием химических растворов серебристый сплав обретает новые оттенки: от сиреневого до розового.

Наибольшую известность мельхиору принесли столовые приборы, которые из него производили в советское время. Но и в ювелирном деле он занял свою нишу: из мельхиора делают украшения с тонкими узорами и орнаментами. В сплав обрамляют бирюзу, малахит, янтарь, и бижутерия из него не снашивается десятилетиями.

Украшение из мельхиора. Фото: MADEheart.com

Нейзильбер (Nickel silver)

И внешне, и по характеристикам нейзильбер почти идентичен мельхиору. Отличает его только наличие цинка в сплаве. Металл, название которого переводится как «новое серебро», пластичен и прочен. Повышенное содержание никеля делает его почти белым, с отливом в синий или зеленоватый.

Ювелиры охотно используют этот сплав из-за его сходства с серебром и невысокой стоимости. Из него создают украшения с филигранью и финифтью, подвески-иконки, пряжки, проволочную бижутерию. Напыление из серебра и золота делает нейзильбер прочнее, и сплав дольше сохраняет товарный вид.

Украшение из нейзильбера. Фото: nataw61@livemaster.ru

Латунь (Brass)

Латунь сплавляют из меди и цинка. В античности её называли «орихалк», то есть «златомедь», и слагали легенды о том, что именно из неё сделан щит Геракла. Этот пластичный и лёгкий в обработке сплав за износостойкость прозвали «вечным металлом». Сама по себе латунь жёлтая, но добавки придают ей золотистый, красноватый и зеленоватый оттенки.

Сегодня из неё делают ажурные кольца, браслеты, кулоны и серьги, которые затем серебрят, чернят или покрывают позолотой. Латунь органично вписывается в винтажный и этнический стиль. А гибкую и прочную латунную проволоку используют для хэндмейда типа wire wrap.

Бронза (Bronze)

Около шести тысячелетий люди знакомы с бронзой – сплавом меди и олова. Бронзами также считаются сплавы меди с алюминием, кремнием и некоторыми другими элементами. Этот металл твёрже железа, прочнее стали, хорошо плавится и полируется, изделия из него не ржавеют. Цвет бронзы зависит от процента меди в сплаве и меняется от красного и жёлтого до белого и стального.

Невероятная популярность украшений из бронзы уже позади. Но отдельные ювелиры и сегодня продолжают делать из неё кольца, браслеты, ожерелья, подвески и кулоны, серьги с камнями. Пользуются спросом копии древних бронзовых украшений, а также изделия в этнической тематике.

Украшение из бронзы. Фото: Cleopatravintage на etsy.com

Чугун (Сast iron)

Кажется, один из самых неподходящих металлов для украшений – это чугун, сплав железа и углерода. Твёрдый и хрупкий, он плохо куётся, зато хорошо подходит для литья. Из этого сплава делали витые ограды Санкт-Петербурга и первые железные дороги.

Но было время, когда чугун оказался востребован и в ювелирном деле. В Германии, в начале 19 века, женщины обменивали золотые украшения на чугунные, чтобы поддержать Освободительную войну. Сейчас эти изделия считаются произведениями искусства и хранятся в музеях. Современные мастера делают украшения из чугуна разве что в порядке эксперимента.

Чугун. Фото: 1stdibs.com

Автор:

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector