Для чего нужна лебедка

Лебедка – это тяговое устройство, которое осуществляет подтягивание каната, цепи или троса. С ее помощью осуществляется подъем тяжелого груза по вертикали или его буксировка по горизонтали. Подобные механизмы нашли широкое применение в различных отраслях бытовой жизни, а также являются неотъемлемым техническим оснащением многих промышленных объектов, а также автотранспорта. Именно с помощью лебедки подымается лифт, подтягиваются автомобили для погрузки на эвакуатор, втягивается корабельный якорь и т.д. Краны, работающие на стройках, также оснащаются лебедкой.

Как устроена лебедка

Принцип работы устройства довольно простой. Она представляет собой передаточный механизм с барабаном, на который закреплен трос, цепь или канат. С помощью привода различной конструкции барабан вращается, наматывая при этом трос на себя. Простейшая лебедка используется для оснащения колодца. С ее помощью осуществляется спуск и подъем ведра с водой.

Устройство имеет усиленный корпус, а также надежную систему крепления, что позволяет ему выдерживать вес подымаемого предмета. Лебедочная конструкция многократно уменьшает фактическое усилие, требуемое для вращения барабана, по сравнению с реальным переносимым весом. Такой механизм может использоваться для подъема груза массой от нескольких сот килограмм до десятков тонн.

Типы приводов для лебедок

Подъемные механизмы отличаются между собой в зависимости от того что именно осуществляет вращение барабана для сматывания троса. По этому критерию лебедки разделяют на следующие виды:

  • Ручные.
  • Электрические.
  • Гидравлические.
Ручные

Самые легкие, компактные и доступные. Они оснащаются рукоятью или рычагом, при воздействии на которые осуществляется проворачивание барабана. Лебедки с рукоятью являются менее грузоподъемными. Их принцип действия похож на мясорубку. Только вместо винта у них барабан, выполненный в виде ровного цилиндра, на который накручивается трос. Рукоятка проворачивает мелкую шестеренку, а та в свою очередь задействует большую, жестко зафиксированную на барабане. Получается простейший понижающий редуктор.

Рычажное устройство оснащается рычагом, который двигается вперед и назад, создавая поступательные движения. В результате задействуется храповой механизм, поворачивающий барабан. Скорость сматывания у подобной конструкции ниже, но она позволяет при минимальном прикладывании мускульной силы многократно усилить подтягивание и поднять большую массу.

Электрические

Лебедки с электроприводом более удобные, поскольку осуществляют подъем груза при нажатии на кнопку. Их конструкция зачастую позволяет передвигать предметы по вертикальной и горизонтальной плоскости. Они оснащаются электромотором, который с помощью передаточного механизма двигает барабан. Именно такими лебедками оснащаются лифты. На рынке представлено огромное множество электрических устройств, грузоподъемность которых доходит до 15 тонн. Более мощные лебедки редкость, поскольку имеют адаптированную конструкцию для установки на различные системы, такие как подъемный кран.

Электрические лебедки обычно оснащаются выносным пультом, подсоединенным к электромотору с помощью длинного кабеля. Обычно он имеет две кнопки. Одна осуществляет накручивание троса, а вторая разматывание. Зачастую электрические лебедки имеют звуковой динамик, который подает предупредительный сигнал о работе устройства. Он является обязательным для мощных механизмов, поднимающих многотонные предметы.

Гидравлические

Лебедки гидравлического типа приводятся в движение под воздействием гидравлического насоса. Они очень надежные и устойчивые к перегрузке. В случае подъема слишком серьезной массой механизм останавливается, а не перегорает как это присуще лебедкам на электрическом приводе. Такие конструкции могут работать даже под водой. Единственный их недостаток в низкой скорости сматывания троса.

Виды лебедок по предназначению

Существует масса конструкций лебедок, которые разработаны специально для определенных целей применения. В результате адаптации они практически не могут использоваться в других направлениях. Все типы лебедок можно сгруппировать в 3 категории:

Монтажная лебедка предназначена для подъема грузов по вертикали. Такой тип устанавливают на строительную технику, а также для передвижения лифта. Компактные устройства, действующие по этому принципу, можно встретить в автомастерских, где с их помощью вынимаются двигатели.

Тяговые предназначены для скручивания горизонтально лежащего троса, цепи или каната. Именно такие устройства устанавливают на внедорожники и используют в качестве буксировочного средства на автомобилях. Они имеют немного адаптированную конструкцию барабана, которая не позволяет тросу разматываться в спокойном положении. К примеру, если монтажную лебедку оставить без нагрузки и демонтировать с места где она подвешена, то ее трос намотанный в бухту ослабнет. У тяговых устройств этого не произойдет.

Монтажно-тяговые универсальные. Они предназначены как для подъема груза, так и его подтягивания к горизонтальной плоскости. Такие системы можно встретить на эвакуаторах, предназначенных для перевозки автомобилей. Сначала они притягивают авто к себе, а затем его приподнимают оставляя на дороге только 2 колеса. При этом во время движения именно на лебедку ложиться нагрузка по сцеплению между двумя транспортными средствами.

Читайте также:  При включении массы крутит стартер

Критерии выбора лебедки

Подбирая лебедку, стоит в первую очередь ориентироваться по нескольким важным критерием:

  • Тип привода.
  • Грузоподъемность.
  • Длина троса.

С типом привода все понятно. Если есть доступ к электричеству, то можно выбрать электролебедку, если его нет, то ручную. Что касается гидравлических устройств, то обычно они требуют отдельного подключения к гидронасосу, который придется покупать отдельно.

Грузоподъемность очень важный критерий, на который необходимо обратить внимание. Именно от него зависит тяговое усилие. В том случае если устройство подбирается для установки в гараж, чтобы демонтировать и ставить автомобильные двигатели, то подъемник с грузоподъемностью 1 тонна будет достаточным. Если же лебедку планируется использовать в качестве вспомогательного тягового средства для буксировки автомобилей, то нужно брать более мощные устройства, процентов на 30 сильнее, чем вес машины, а лучше в 2 раза.

Длина троса также важнейший критерий, на который нужно обращать внимание. Дело в том, что вместительность барабана не безгранична, поэтому на него можно намотать ограниченную по толщине бухту троса. Если лебедка нужна для вытягивания автомобиля с западни, то длины 30 м более чем достаточно. Для строительства, где необходим подъем тяжелых бетонных блоков внутри помещения, обычно достаточно троса на 10 м.

Как используют лебедки автомобилисты

Лебедка является востребованным оборудованием для автолюбителей. Зачастую ее можно увидеть на передней или задней дуге возле бампера у внедорожников. Также ее возят в багажнике, не закрепляя на автомобиль. В том случае если машина попадет в заболоченную местность или колеса проваливаются, и она не может выехать своим ходом, с помощью лебедки ее можно достать практически из любой западни. Для этого необходимо взять конец троса и зацепить его за доступный хорошо устойчивый предмет. В первую очередь в его качестве можно использовать растущее живое дерево. Также подойдут крупные валуны или другие зацепы, масса которого или надежность фиксации выше веса авто. После этого механизм лебедки запускается и в результате сматывания троса она подтягивает машину к предмету.

Правила безопасности

Лебедка — это механизм, возле которого находиться небезопасно. Дело в том, что она сильно натягивает трос, что может привести к его разрыву. Если подобное случается, то оборванный конец способен причинить вред окружающим, поскольку он начинает двигаться по направлению к источнику подтягивания с большой скоростью. Особенно опасным является оторванный такелаж, применяемый в качестве зацепа для присоединения к предмету. В этом случае наблюдается явление, которое сравнимо со стрелой и натянутой тетивой лука. Обломанная деталь фактически выстреливает и летит с огромной скоростью практически незаметно для глаз. При работе с тяговой лебедкой нужно стараться находиться в укрытии, чтобы в случае аварийной ситуации иметь перед собой щит, который возьмет удар летящего такелажа на себя.

Поскольку лебедка это механизм повышенной опасности, при эксплуатации нужно прислушаться к следующим правилам:
  • Не перегружать механизм.
  • Использовать качественный трос.
  • Применять надежный такелаж для фиксации.
  • Не находиться рядом с работающей лебедкой по направлению движения линии подтягивания.

Помимо того, что трос может оборваться и его такелаж пролетит с большой скоростью, существует еще и опасность того, что сам механизм лебедки подведет. Это актуально для устройств, которое осуществляют вертикальный подъем груза. Нельзя в это время находиться под подвешенным предметом. Особенно это опасно, если подымается масса, находящаяся на грани грузоподъемности лебедки.

Необходимо уделять особое внимание обвязке, закрепляемой на предмете, который необходимо поднять. Ее запас прочности должен превосходить фактический вес объекта. В этом случае конец троса будет надежно закреплен. В качестве обвязки лучше использовать цепи, поскольку они в отличие от ремней, канатов или троса не перетираются.

Лебёдка — механизм, тяговое усилие которого передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана.

Привод лебёдки может быть ручным (Ручная лебёдка), электрическим (Электрическая лебёдка), от двигателя внутреннего сгорания, паровой машины. Лебёдка предназначается в основном для подъёма груза по вертикали, но иногда используется и для перемещения груза по горизонтали. Обычная лебёдка с электроприводом состоит из электродвигателя, редуктора, барабана, рамы, тормозной системы. В случае необходимости некоторые лебёдки сочетают с полиспастом. В зависимости от исполнения лебёдки можно подразделить: по типу тягового органа — на канатные и цепные; по типу установки — на неподвижные (закреплённые на полу, стене, потолке) и передвижные (на тележках, передвигающихся по полу или по подвесным путям); по числу барабанов — на одно-, двух- и многобарабанные лебёдки; по типу барабана — на нарезные, гладкие и фрикционные. Грузовые лебёдки используются в подъёмных кранах и канатных экскаваторах.

Содержание

Лебёдка автоматическая буксирная [ править | править код ]

Автоматическая буксирная лебёдка используется на морских буксирных судах и ледоколах для травления, выбирания, удержания и хранения буксирного троса.

Лебёдка автоматическая швартовная [ править | править код ]

Автоматическая швартовная лебёдка — элемент швартовного устройства. При отклонении нагрузки от установленной такая лебёдка подбирает или протравливает трос. При вытравливании всего троса лебёдка подает сигнал.

Читайте также:  Струбцина быстрозажимная своими руками чертежи

Лебёдка автомобильная [ править | править код ]

Автомобильная лебёдка — механизм, закреплённый на автомобиле и предназначенный для его перемещения путём наматывания троса, свободный конец которого зацеплен за неподвижный предмет — хорошо закреплённый или значительно большей массы.

Автомобильные лебёдки бывают трёх типов:

  • электрические, с питанием от автомобильного аккумулятора;
  • механические лебёдки — это лебёдки, приводимые в действие двигателем автомобиля. К раздаточной коробке подключается специальная коробка отбора мощности, от которой лебёдка и получает крутящий момент. Эти лебёдки отличает: высокая мощность, неприхотливость и надёжность; возможность изменять скорость наматывания троса путём изменения оборотов двигателя. Основным недостатком механических лебёдок является их возможность установки только на внедорожники, раздаточная коробка которых допускает подключение коробки отбора мощности;
  • гидравлические лебёдки — лебёдки, работающие от гидромотора, который обычно приводится в действие насосом гидроусилителя руля. Гидравлические автомобильные лебёдки имеют ряд существенных преимуществ: высокая надёжность гидромотора; устойчивость к перегрузкам (при перегрузке гидромотор не ломается, а просто останавливается); возможность работать под водой (гидромотор герметичен). К недостаткам данной лебёдки можно отнести: невысокая скорость сматывания троса (данный параметр может быть критичным для спортсменов); невозможность работы при выключенном моторе; часто одного насоса гидроусилителя руля не хватает для одновременной работы лебёдки и гидроусилителя руля.

Лебёдка грузовая [ править | править код ]

Грузовая лебёдка — машина для подъёма или перемещения грузов с помощью тягового каната или цепи.

Лебёдка для монтажа кабельных линий [ править | править код ]

Гидравлическая натяжная машина (кабельная гидравлическая лебёдка) предназначена для протягивания силового кабеля в траншеях или через трубы. Представляет собой машину, оснащенную дизельным двигателем, гидравлической системой и рабочими колёсами (кабестанами), через которые пропускается лидер-трос.

Принцип работы лебёдки для монтажа кабельных линий [ править | править код ]

Двигатель приводит в движение кабестаны с заведённым на них лидер-тросом, который, в свою очередь, соединён с прокладываемым кабелем при помощи специальных приспособлений (вертлюг, чулок кабельный). Кабестаны, вращаясь, подтягивают трос, а за ним и кабель с одного конца траншеи, на котором расположен барабан с кабелем, к другому (где располагается лебёдка). Диапазон мощностей таких лебёдок довольно широк: от небольших с силой тяги от 0,5 т до сверхмощных с силой тяги до 400 т.

Лебёдка сценическая [ править | править код ]

Сценическая лебёдка — механизм, служащий:

  • для натяжки тросов;
  • для горизонтального и вертикального перемещения элементов декораций;
  • для приведения в действие различных механизмов сцены.

Лебёдка топенантная [ править | править код ]

Топенантная лебёдка — лебёдка, предназначенная для подъёма и опускания грузовых стрел.

Электрическая лебедка – один из главных и едва ли не самый интересный механизм в списке внедорожного оборудования. Теоретически, ее можно установить на любой автомобиль, сразу превратив его в настоящего «проходимца».

Зачем на внедорожнике, который , мало того, что и без того вездеход, да еще и большую часть своей жизни колесит по мегаполису, нужна лебедка? Хочу! – Аргумент достаточный, но не для нашей статьи. Красиво? – Не аргумент. Тяжело? – Да. Нужно? – Нет. А если понадобится, а ее нет, тогда как? Эти и другие вопросы задают себе все владельцы мало-мальски полноприводных автомобилей. А зимой идея установить маленькую лебедку приходит даже в головы владельцев легковушек. Это вполне возможно и даже похвально. Но больше глупости относительно уродования автомобиля можно найти только в некоторых салонах аэрографии, поэтому о лебедках мы будем говорить, только применительно к внедорожникам.

Прольем же свет на некоторые азы «лебедочного дела», касательно современных внедорожников, дабы читатель проникся и впопыхах ничего не успел сломать – ни себе, ни окружающим, ни своему автомобилю.

Оставим в покое спортсменов-трофистов и тех, для кого пользование лебедкой – профессия, а автомобиль – инвентарь. Это люди специальные, массово считающие себя профессионалами, хотя многим из них не мешало бы перечитать инструкцию к лебедке или просто надпись на этикетке. С другой стороны, на то они и профессионалы, чтобы презирать букварь и подтверждать опыт количеством набитых «шишек».

В-первых, лебедка – это серьезное оборудование, сила которого достаточно велика, чтобы нанести увечья и людям, и технике. Поэтому сила эта должна быть правильно направлена в мирное русло, что достигается посредством специальных знаний и навыков.

Во-вторых, оригинальное предназначение лебедки – перемещение автомобилей и грузов, эвакуация и использование в комплектах спецоборудования соответствующими службами и специалистами. В быту практичного, но не фаната, ездока на внедорожнике лебедка имеет, по большей части, значение спасательного круга, или даже надувного матраса, которым пользуются только на суше, а мочить его в воде и вовсе не рекомендуют. С ней едут туда, куда бы иначе не сунулись и вовсе. Лебедка на «гражданском» автомобиле играет роль страховки. Нет, конечно, можно и без страховки, но наша цель – получение качественного удовольствия и здоровая доля риска. «Здоровая доля» – это ровно столько, сколько нужно для благоухающего восприятия мира вокруг. Как перца и соли в шашлыках. Без них – пресно, а когда слишком – то все испорчено.

Читайте также:  Ремонт гидравлического пресса своими руками

В-третьих, и это нельзя сбрасывать со счетов, «правильная» лебедка – предмет гордости любого джипера в соревнованиях по замеру «размеров» оборудования среди себе подобных. В этом жанре джиперского тщеславия тратится немало денег и времени, и лебедка не является исключением.

Основная формула в деле выбора лебедки – полный вес автомобиля умножить на 1.5 и перевести килограммы в фунты, разделив на 0,45. Так, для автомобиля массой 2.5 тонны, достаточно лебедки с тяговым усилием 8000 фунтов. Можно долго дискутировать о принципе «достаточности», но не зря стандартными лебедками для полноразмерных внедорожников считаются лебедки с тяговым усилием от 8000 до 11000 фунтов, в зависимости от веса автомобиля и целей водителя. Нередко, определяющим фактором в выборе мощности лебедки является мозг и кошелек. Причем, по обе стороны баланса.

К примеру, если поставить на «Ниву» лебедку мощностью 6500 фунтов, то она всегда будет работать на пределе. А когда условия работы механизма будут отклоняться от идеальных, вероятность поломки будет стремиться к 100%.

С другой стороны, если на ту же Ниву поставить лебедку 15000 фунтов, то она, если и не перевернет машину при торможении, то уж точно повредит подвеску и психику наездника. А если, ради смеха и, так сказать, для чистоты эксперимента, закрепить все правильно и прочно, то можно увидеть, как такая лебедка разрывает автомобиль на части.

Стандартная электрическая лебедка позволяет передвигать автомобиль, который «сидит» на днище в горизонтальной плоскости. В условиях более экстремальных, когда сопротивление автомобиля выше, необходимо либо повышать коэффициент расчета мощности, либо пользоваться блоками. Каждый джипер слышал, многие видели, и лишь некоторые помнят из школьной программы по физике, что использование системы блоков уменьшает нагрузку на лебедку. Использование одного блока уменьшает нагрузку вдвое, то есть та же самая лебедка через блок обеспечит вдвое большее тяговое усилие. Поднимать грузы вертикально с помощью автомобильной лебедки нельзя.

После того, как лебедка выбрана, следующий шаг – правильная установка. Мучиться самому не придется, есть специализированные мастерские, где специально обученные люди установят лебедку на автомобиль в лучшем виде. Но раз уж Вы «созрели» до лебедки, то наверняка представляете себе те задачи, с которыми ей придется справляться. Ведь вам придется умудриться, не только правильно донести свое видение и пожелания до установщиков, но и контролировать процесс самым тщательным образом. Помните, что это именно тот случай, когда нельзя доверять лысому парикмахеру. Найдите тех мастеров, которые не только имеют дело с лебедками, но и понимают толк в джиперском искусстве и красоте офф-роуда.

Устанавливают лебедки куда угодно. Но это «куда угодно», обычно, сводится к передней части автомобиля, где лебедка устанавливается на силовой бампер или напрямую крепится к раме через плиту (вместо бампера). Аналогичным способом лебедка устанавливается сзади, ее можно удобно разместить в кузове пикапа. На некоторых спортивных машинах лебедки устанавливают в кабине, а трос прокладывают в специальной шахте. Некоторые дизайнеры из джиперского сословия разрабатывают применение одной лебедки и назад, и вперед. Но это пока происходит в целях экономии на покупке второй лебедки, а дизайнерская работа по мотивам бедности, как известно, не дает сколько-нибудь интересных результатов.

В последнее время, пользуются спросом съемные системы крепления, так называемые «рога» – платформа с ручками, на которую установлена лебедка. Платформа крепится через «квадрат» на прицепном устройстве. Но и этот способ далек от совершенства. С одной стороны, у вас все преимущества съемной лебедки, когда Вы ею не пользуетесь. С другой, тянуть автомобиль можно только прямо, чтобы не вырвать и не погнуть конструкцию крепления. А это, как известно, возможно только в идеальном мире. А в реальности, когда автомобиль уже в ловушке, не всегда представляется возможным не только выровнять вектор силы тяги, но и толком прикрепить конструкцию, вес которой превышает 50 кг, к автомобилю.

В следующих номерах мы расскажем о некоторых секретах мастерства использования лебедки в автомобильном быту, а также осветим основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать; подробно остановимся на проблеме электрификации автомобиля с лебедкой, а также расскажем о последствиях установки лебедки на другие агрегаты и узлы автомобиля.

Если Вы уже определились, зачем Вам и Вашему автомобилю этот увесистый механизм, пишите нам, и мы поможем с выбором модели и способом его установки.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector