Как выкрутить ржавый винт

Первый способ. Применить смазку WD-40 в аэрозольной упаковке. Это простой, но очень действенный способ. Такая смазка всегда под рукой у тех автолюбителей, кто сам занимается ремонтом своей техники. Он ничуть не хуже спецсредств для откручивания ржавых болтов и гаек, хорошо растворяет окислы и в разы уменьшает трение. Можно попробовать открутить через минут 20, но лучше подождать сутки. Наложите на соединение тряпочку, пропитанную смазкой. Перед тем как пробовать открутить, постучите молоточком по периметру. Откручивайте, постепенно раскачивая гайку вперёд-назад. Этот способ помогает в большинстве случаев.

Второй способ. Нет возможности применить WD-40. Чем её можно заменить? Подойдут следующие подручные средства: керосин, солярка, бензин, скипидар. С ещё более худшим результатом, но всё же помогает использование уксусной кислоты. Подойдёт и уксусная эссенция. Можно применить Кока-Колу. Этот распространённый напиток имеет в своём составе ортофосфорную кислоту, а она тоже растворяет окислы и некоторые другие загрязнители. Кстати, ей можно легко смыть пятна в салоне автомобиля. (Стоит задуматься, нужно ли пить такой прохладительный напиток?). В случае применения «заменителей», пытаться открутить проблемное соединение не ранее, чем через час, но лучше пропитайте жидкостью тряпочку, обмотайте соединение и оставьте на сутки. Дальше действуем, так же как и в случае с WD-40.

Третий способ. Нагрев. При нагреве детали соединения расширяются, расширение происходит не равномерно. Гайка, обычно расширяется быстрей. Образовавшийся зазор и позволит раскрутить соединение. К тому же нагрев разрушает ржавчину. Чем можно нагреть? В зависимости от массы соединения и местных условий, нагреть можно зажигалкой, свечкой, спичкой, газовой горелкой, паяльной лампой. Статья из паблика Машины, подпишись к нам! Можно смочить тряпочку в керосине, бензине обмотать ей соединение и поджечь. Конечно, этот способ нагрева требует максимальной осторожности и соблюдения правил пожарной безопасности. Можно использовать промышленный фен или мощный паяльник.

Четвёртый способ. Вместо того, что бы откручивать гайку, попробуйте её дозакрутить. Слой ржавчины сломается. Раскачайте гайку вперёд-назад и откручивайте.

Сложно найти мастера, который ни разу в своей жизни не сталкивался с прикипевшим резьбовым соединением. Сегодня мы расскажем о лучших способах, как разобраться с подобной проблемой при различном типе соединений и с использованием разнообразных инструментов и приспособлений.

Какие гаечные ключи использовать

Срыв заржавевшей резьбы требует существенного усилия. К сожалению, обычные рожковые ключи для этих целей малопригодны. Они не только недостаточно эффективны, так можно попросту испортить хороший инструмент. Даже рожки из Cr-V способны разогнуться и навсегда потерять исходный размер.

В старых мастерских рожковые ключи усиливали, наваривая на них отрезки арматуры и используя специально для срыва ржавых резьбовых соединений. Сегодня необходимости в подобных доработках нет: повсеместно распространены торцевые головки и накидные ключи, которые подходят для срыва наилучшим образом.

Есть, однако, небольшое предостережение: ключи и головки, имеющие по 12 или 18 граней для срыва, подходят не лучшим образом, велика вероятность проскальзывания. Лучше использовать для срыва шестигранные инструменты. Ещё лучше, если головки имеют так называемые поворотные или винтовые грани. Они так и называются — головки для сорванных граней. При откручивании они сами обеспечивают требуемое усилие прижима.

Если подходящие торцевые головки найти достаточно просто, то накидные ключи с шестью гранями встречаются исключительно редко. Тем не менее, они незаменимы для срыва гаек с большим вылетом резьбы, где единственной альтернативной накидному кольцевому ключу может послужить лишь удлинённая головка, да и то не всегда. Накидные ключи с двенадцатью гранями на сильно закипевших гайках с высокой вероятностью придут в негодность.

Читайте также:  Какая температура у газового резака

В некоторых ситуациях и торцевые, и накидные ключи бесполезны. Гайки и болты с полностью слизанными гранями можно открутить только с использованием трубных разводных ключей или самозажимных струбцин. Совет из автосервиса: использовать для зажима гайки небольшие слесарные тиски (или тиски часовщика) с разводным ключом в качестве рычага.

Смазки и химия для травления

Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне — когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.

Простейший способ избавиться от такого эффекта — превратить кристаллические частицы в вязкую кашу. Растворителем может послужить широкий спектр жидкостей — от воды до керосина и машинного масла. Чем более текучей будет смазка, тем эффективнее её работа в ослаблении заржавевшей резьбы. В высокой текучести и заключается преимущество универсальных смазок типа WD-40.

Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода — для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.

Что значит «погреть» резьбу

Решить проблему быстро можно только при помощи механического воздействия на резьбовое соединение. При этом воздействие обязательно должно быть динамическим: на застрявшую в воронке крупу нет смысла давить, но если потрясти её, то крупинки снова начнут просыпаться.

В простонародье это называется «погреть резьбу» — нанести серию точечных ударов по разным частям соединения. Именно вибрационное воздействие помогает ослабить заклинившую резьбу и впоследствии срыв обычным ключом может произойти вовсе без ощутимого усилия.

Чтобы качественно погреть резьбу нужно обстучать гайку как по граням, так и в осевом направлении. Удары по болту так же могут увенчаться успехом. Наибольший эффект оказывает работа перфоратором в режиме долбления, но гайку при этом нужно периодически проворачивать.

Как прожечь заржавевшую гайку

Альтернатива предыдущему способу — разрушить крупные кристаллы солей и окислов, уменьшив силу трения внутри резьбы. Сделать это можно за счёт температурного расширения металла гайки и болта. В самом простом случае к облизанной гайке приваривают ещё одну, но большего диаметра. За счёт прогрева резьбы и наличия свежих граней раскрутить резьбу становится очень просто.

Прокалка резьбового соединения помогает почти в 100% случаев, но это не всегда удобно сделать по двум причинам:

  1. На месте нет подходящего оборудования;
  2. Соединяемые или соседние детали чувствительны к нагреву.

Однако раскалять резьбу добела вовсе не обязательно. Достаточно обеспечить нагрев примерно до 450–500 ºС, при этом расширения на несколько микрон будет вполне достаточно. Даже обычная газовая горелка на пропановом баллончике справится с этой задачей.

Более изощренный способ — обмотать гайку несколькими витками нихромовой или фехралевой проволоки и подать на концы напряжение от автомобильного аккумулятора. Такой локальный нагрев убережёт чувствительные детали от воздействия пламени и поможет существенно ослабить резьбу.

Читайте также:  Utp 7 cat как обжать

Как пользоваться съёмником гаек

Болтовые соединения, остававшиеся ржавыми по десятку и более лет, могут оказаться совершенно неподдатливыми. Чтобы разъединить детали раньше гайку зарубали или ослабляли с помощью зубила. Достаточно двух насечек на разных гранях, но только не на соседних.

Сегодня для этих целей предусмотрен специальный инструмент. Съёмники похожи на накидные ключи, но на одной из граней есть подвижной твёрдосплавный резец с винтовым механизмом подачи. Пользоваться съёмником очень просто: подкрутив резец вплотную для надёжной фиксации, нужно накинуть на хвост винта вороток и сделать ещё 2–3 полных оборота. Угол заточки специально подобран таким образом, чтобы гайка деформировалась, и при этом увеличивался её внутренний диаметр.

Пары насечек с разных сторон будет достаточно, чтобы резьба начала свободно проворачиваться. Однако стоит быть аккуратным: сталь резца довольно хрупкая, плюс всегда есть вероятность повредить резьбу болта, что в большинстве случаев нежелательно.

Если закипела шпилька: учимся работать экстрактором

Если болт вкручен во внутреннюю резьбу в одной из деталей, то прогрев, прокаливание и прочие воздействия на соединение сильно ограничены. Очень часто в таких случаях болт срывается и внутри детали остаётся обломок.

Если оборвался болт крупного диаметра (М10 и более), и при этом для фиксации можно использовать более мелкий крепёж, то гораздо выгоднее просверлить новое отверстие и изготовить в нём резьбу меньшего размера. Возможно и обратное: высверлить болт более крупным сверлом полностью и нарезать резьбу большего размера.

При подобных операциях нужно быть очень осторожным и тщательно контролировать направление сверления. Особенно в тех случаях, когда твёрдый стальной болт окружен более мягким материалом, например как в блоке цилиндров двигателя.

При наличии специального инструмента обломок вполне можно выкрутить. Использовать экстрактор есть смысл при размерах сломанного болта от М6 и выше, более мелкие шпильки требуют почти ювелирного подхода.

Чтобы выкрутить обломок экстрактором, сперва нужно проделать по его центральной оси продольное отверстие такого диаметра, под который конкретно используемый экстрактор рассчитан. Перед этим видимый край обломка стачивается перпендикулярно и кернится точно по центру.

Экстрактор имеет левую резьбу с небольшой конусностью. При вкручивании его в тело болта или шпильки наступает момент, когда силы трения во внутренней резьбе становятся выше, чем в наружной, и тогда закипевший обломок срывается и может быть относительно легко удалён.

При пользовании экстрактором необходимо, чтобы в обломке оставалось достаточно «тела», иначе конусный винт может раздавить остатки шпильки и заклинить её ещё сильнее. Также очень важно точно придерживаться установленных диаметров подготовительных отверстий и использовать экстракторы только соответствующего размера.

Способы предотвратить коррозию на резьбе

Когда вы восстановите резьбовое соединение, позаботьтесь о том, чтобы проблема не возникла вновь. Защитить резьбу от корродирования можно с помощью смазок с нейтральной кислотностью или слабощелочных. Этот класс ГСМ именуется консервационными, типичные примеры — графитовая смазка УСсА и «Солидол».

Также поможет защита резьбового соединения от окружающей среды. Для этого пригодны большинство красок и эмалей на алкидной или полиуретановой основе. Не стоит использовать силикон, ибо его высокая кислотность только способствует образованию ржавчины.

Наконец, не забывайте, что некоторые резьбовые соединения нуждаются в обслуживании и перетяжке. Если соединение должно оставаться разъёмным, его нужно периодически (раз в 2–3 года) отпускать и смазывать хотя бы обычным машинным маслом.

В быту все мы нередко имеем дело с мелким ремонтом. К примеру, необходимо починить дверной замок или же кран, старую стиральную машину или вентилятор. Таких примеров может быть масса и сложностей в ремонте может быть не меньше. Среди всех проблем, с которыми при этом приходится сталкиваться, наиболее сложной может стать ситуация с сорванным или крепко-накрепко прикипевшим винтом.

Читайте также:  Отличие вируса от простуды

Для того чтобы выкрутить старый винт, вам потребуются гаечный ключ и зубило, отвертка и молоток, паяльник или паяльная лампа, керосин, раствор серной кислоты, промышленный фен, цинк, скипидар и графитовая смазка.

Выкручиваем приржавевший винт

Если вы не можете выкрутить приржавевший винт, то используйте следующие методы. К примеру, простучите резьбовое соединение молотком, при этом, с разных сторон подставляйте отвертку. За счет этого, в местах соприкосновения резьбы появляются микротрещины, которые значительно облегчают выворачивание винта. Если же вам не хватает сил для того, чтобы сорвать винт или же в работе отвертка прокручивается у вас в руках, возьмитесь за плоскую часть винта при помощи гаечного ключа. Подобный рычаг усилит переносимую на винт силу, благодаря чему у вас будет больше шансов сместить винт.

Помимо этого способа существуют и другие. К примеру, используйте паяльную лампу. Ею можно нагреть неподдающийся винт, а затем резко охладить его при помощи холодной воды. Из-за такого резкого температурного перепада в винте образуются микротрещины вдоль резьбы. Данный способ применим не к каждой детали, ведь температурное расширение и сжатие материала не позволит эксплуатировать его и дальше. Кроме того, не всегда вам сможет помочь паяльная лампа. Вместо нее можно использовать паяльник или промышленный фен. С их помощью можно быстро решить проблему с небольшими винтами.

Если винт все же не удается открутить, можно прибегнуть к следующему способу: залить его керосином, можно использовать скипидар. При вертикальном расположении винта сделайте для заливки бортик из пластилина или другого пластического материала. В образовавшуюся выемку залейте скипидар или керосин. Необходимо подождать около часа – двух и попробовать открутить винт. При необходимости повторить процедуру.

Более радикальным вариантом может быть рубка головки винта при помощи зубила. При этом часть винта с резьбой высверливается, конечно, если в этом есть необходимость.

Растворить ржавчину на старом болте можно и электрохимическим способом. К примеру, в ванночку из пластилина, которую необходимо сделать вокруг винта, положите немного цинка. Его необходимо залить небольшим количеством разбавленной серной кислоты. Спустя сутки вы с легкостью сможете выкрутить винт.

Как открутить сорванный винт

В случае если ваши попытки открутить винт не увенчались успехом, а грани головки винта уже сорваны, следует отпилить две грани болта ножовкой для того, чтобы сделать головку под ключ меньшего размера. Затем проделайте предыдущую процедуру: залейте старый болт керосином или же скипидаром и оставьте все на некоторое время. Немного подождав, попробуйте открутить винт.

Молоток и зубило станут верными помощниками в борьбе с непослушным винтом, если все предыдущие способы оказались недейственными. Для того чтобы сорвать старый винт, необходимо подставить зубило непосредственно к головке винта и несколько раз сильно нанести удары молотком по зубилу. В большинстве случаев такой способ помогает решить проблему неподдающегося винта. После таких операций болт с легкостью можно отвинтить с помощью гаечного ключа.

Главное правило легкого обращения с винтами – их своевременная обработка графитовой смазкой.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector