Керамические камни для заточки ножей

Для восстановления режущей кромки ножей лучше всего подходят камни для заточки. На сегодняшний день есть возможность выбора точильного камня из огромного ассортимента. Они производятся как из природных, так и из искусственных материалов. Отличие между типами обычно заключается в разной степени зернистости. Чтобы определить, какой брусок лучше выбрать, нужно запомнить несколько принципов заточки лезвий. Камни с крупной зернистостью подходят для первичной заточки, с мелкой зернистостью – для доводки и правки режущей кромки.

Основные виды точильного камня

Камни для заточки ножей можно разделить на несколько групп исходя из материала, из которого он изготовлен, предназначения и типа зернистости. В общем можно выделить следующие группы:

  • природные – изготавливаются из различных природных минералов;
  • керамические – производятся искусственным путем, обычно используются в качестве шлифовального камня;
  • алмазные – изготавливаются из различных материалов с нанесением алмазной крошки;
  • абразивные – могут быть изготовлены из любых материалов, отличаются зернистостью, калибр зерна обычно маркируется (например, зернистость 150, также можно встретить аналогично понятие – гритность).

Арканзасские камни

Это так называемый арканзасский камень, официально называется новокулит. Бытовое название он получил в честь американского штата Арканзас, который считается его родиной. Основой этого натурального камня являются кристаллы кварца, которые были спрессованы под воздействием природных сил. Такой брусок отлично подходит для заточки лезвия, так как острые грани кварца отлично подходят для снятия верхнего слоя металла.

Стоит отметить, что стоимость такого камня довольно высока, что связано с ограниченным количеством месторождений, где его добывают. При этом для того, чтобы правильно с ним работать, нужно иметь определенный опыт. Новичку нет смысла его приобретать, лучше учиться ремеслу с более простыми моделями камней. Но для опытного мастера он станет незаменимым инструментом, который прослужит долгое время без потери качества.

Но, как и у другого любого камня, у него есть недостатки. Главным, из которых, является необходимость использования большого количества масла, необходимого для покрытия рабочей поверхности бруска.

Японские водные камни

Как и предыдущая модель, японские камни получили название исходя из географической области, места их происхождения. Главное их отличие заключается в более мелкой зернистости, что позволяет производить более мягкую заточку. Качество которой превышает качество заточки новокулитом, но долговечность таких брусков значительно ниже, что связано с недостаточной износостойкостью.

Стоит отметить, что срок их эксплуатации можно увеличить, если своевременно приводить камень в порядок с помощью наждачного станка. Твердость наждака должна значительно превышать твердость точила.

Существует заблуждение, что эти японские водные камни получили название из-за того, что их добывают с дна водоемов. На самом деле это не так, приставку «водный камень» он получил из-за того, что использовать его можно только в мокром виде. Слой воды на поверхности точила вместе с частицами минералов создают суспензию, которая может снять необходимый слой металла.

Работать с таким точилом довольно сложно, нужно иметь определенную сноровку, поэтому он подходит только для опытных мастеров. Для бытовых нужд он просто не актуален, учитывая его высокую стоимость. Некоторые модели могут стоять несколько тысяч долларов.

Синтетические камни

Современные технологии позволяют постепенно отказаться от природных материалов, которые имеют высокую стоимость и недостатки, которые исправить невозможно. Производя искусственный материал можно получить камень, имеющий необходимую прочность, структуру, износостойкость, калибр зернистости и небольшую стоимость.

Среди синтетических камней чаще всего можно встретить модели из керамики. Именно использование такого материала позволяет сохранить преимущества природных материалов, твердость алмазных точил и простоту производства.

Чаще всего керамические бруски применяются как камень для доводки ножей, так как работа с ними требует многого времени, поэтому для первичного снятия слоя металла лучше использовать другие камни. Благодаря своим свойствам, керамика отлично подходит для новичков. При ее использовании очень сложно испортить нож, переточив его.

Они изготавливаются обычно в виде небольших брусков, которые можно легко носить с собой, и которые не составляют неудобств. Это позволяет легко и быстро поправить кромку в любых условиях, что особенно важно для охотничьих ножей. Отметим, что не стоит доводить нож до сильного износа, который требует полноценной заточки. Лучше периодически делать правку.

Наиболее простые и дешевые модели точил изготавливаются из искусственного камня. В его основе обычно лежит крошка карбида или электрокорунда на связующей основе. Главным недостатком таких брусков является низкая износостойкость, но учитывая их невысокую стоимость, такой недостаток незначителен.

На рынке можно встретить камни с любой зернистостью, которые подходят и для грубой заточки, и для правки. Лучше всего покупать двухсторонние бруски, с разным калибром абразива с двух сторон. Для работы с таким точилом нужно использовать смазку, что продлит срок их эксплуатации. При сильном износе поверхность камня становится волнообразной. Исправить это можно, но в этом нет смысла, проще просто купить новый брусок.

Нужно помнить, что слишком дешевые камни можно использовать только для заточки кухонных ножей. Подходящее искусственное точило для правки профессионального инструмента стоит минимум 20 долларов.

Алмазные точильные бруски

Нужно сразу отметить, что такое точило не производится из сплошного куска алмаза. Алмаз используется только в качестве абразива из микроскопичной крошки. Несмотря на это, стоимость таких брусков довольно высокая. Как и модели из искусственного камня, алмазные бруски могут производиться в двухстороннем виде, с различным напылением с разных сторон.

На сегодняшний день используется два принципа создания алмазных точил:

  1. Гальваническая связка. В качестве основы может использоваться любой твердый материал, на который наносится алмазное напыление с помощью связующего вещества на основе никеля. Данный метод позволяет эффективно распределить алмазную крошку на поверхности основы, что способствует высокой долговечности и эффективности такого камня. С его помощью всего лишь за несколько минут можно добиться практически идеального уровня заточки.
  2. Мягкая основа. Алмазная крошка связывается органической основой и формируется брусок. Такой камень более мягкий и щадящий для металла. После обработки ножа, он практически не оставляет больших царапин. Его преимуществом является тот факт, что при износе поверхность бруска стирается и открывается новый слой алмазной крошки, полностью пригодной для полноценной работы.
Читайте также:  Какую силу создает крутящий момент 260 нм

Все чаще для производства камней применяются искусственные алмазы, которые значительно дешевле натуральных. Поэтому алмазный мусат сейчас доступен практически любому.

Эльборовые бруски

Эльборовый брусок можно рассматривать в качестве аналога алмазных моделей. В основе такого камня используется сверхтвердый материал – нитрид бора. Этот материал практически не уступает по свойствам алмазу. Такие бруски для заточки отличаются высокой прочностью и долговечностью. Они подходят для заточки ножей из сталей различной марки и химического состава.

Для проведения профессиональной заточки часто используются два бруска, алмазный для грубой заточки, а эльборовый для доводки режущей кромки. Это связано с тем, что кристаллы нитрита бора значительно мельче алмазной крошки.

Если требуется подобрать брусок для заточки охотничьего ножа или другого качественного инструмента, лучше приобрести качественный эльборовый камень, чем дешевый аналог. Из-за минимального износа, он прослужит множество лет. Он не требует особого ухода, не оставляет царапин на металле и позволяет достичь зеркальной поверхности лезвия.

Правила заточки

Даже имея самый лучший и самый дорогой брусок, без должных умений качественно заточить нож не получиться. Для начала стоит изучить основные правила заточки и приобрести весь необходимый инструмент.

Все что нужно иметь для заточки ножей – это точило разного калибра, смазка из специального масла или обычную воду, и средства для полировки при необходимости.

Чтобы в домашних условиях производить заточку достаточно иметь всего лишь два типа камня, с калибром №1000 и №3000. Их будет достаточно для грубой заточки и доводки лезвия. Но если режущая кромка значительно повреждена, имеются вмятины или сколы, потребуется подобрать более грубый брусок.

Очень важно подобрать правильный момент для заточки, нет определенных сроков, которых нужно строго придерживаться. Ориентироваться нужно, в первую очередь, на интенсивность использования ножа. С заточкой не нужно затягивать, как только почувствуется ухудшение качества реза, нужно сразу провести доводку. Это позволяет не снимать большой слой металла и продлить долговечность ножа.

При обслуживании дорогих клинков следует использовать дополнительные аксессуары. Отличным приобретение станет держатель угла, который позволяет строго соблюдать необходимый угол.

Если клинок изготовлен из дамасской стали, или имеет лазерную гравировку, нужно защитить его поверхность. Для этого подходит малярная лента, которой нужно заклеить боковые поверхности клинка, оставив открытой только режущую кромку.

Обычно угол заточки составляет 40-45 градусов, но определить нужный показатель можно на глаз. Нужно поставить нож лезвием на плоскую поверхность и опускать его до тех пор, пока кромка полностью не ляжет на поверхность. Затем медленно начинать протягивать нож, пока рука не привыкнет к нужному углу.

После грубой заточки важно провести доводку, что позволяет добиться идеальной остроты и сохранить ее как можно дольше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эволюция характеризуется развитием «по спирали»: она всякий раз возвращается к старому, но уже совершенно на ином уровне. Одним из самых ярких примеров этого являются камни для заточки ножей. С глубокой древности человек затачивал разные приспособления натуральными камнями. Затем широкую популярность обрела искусственная наждачная бумага. Настоящие мастера применяют исключительно ручные точила — это вполне объяснимо, так как они позволяют сделать идеальную заточку.

Арканзасский камень новокулит

Родина этого природного материала — американский штат Арканзас. Именно в честь него он получил такое название. Арканзасский точильный камень в виде бруска состоит из заостренных кварцевых кристаллов, которые были спрессованы в естественных условиях. Острые грани этих частичек удаляют тонкий металлический слой, позволяя качественно и быстро заточить лезвие.

Добыча материала ведется в месторождениях, которых на сегодняшний день существует очень мало. Поэтому подобный процесс считается дорогостоящим, что и объясняет дороговизну точильного камня. Эти приспособления применяются опытными специалистами, так как заточка ножей с их помощью требует определенной сноровки. Кроме того, заточка арканзасским камнем подразумевает обильную обработку поверхности маслянистой смесью.

Японское точило

По названию материала можно понять, где он впервые появился. Такие точильные бруски отличаются более мягкой структурой, нежели арканзасские аналоги. Они могут похвастаться лучшим качеством затачивания, но имеют оперативный износ. По этой причине камни японского типа нужно время от времени приводить в порядок, то есть стачивать об наждак с более высокой твердостью.

С такими камнями нужно работать только в мокром виде. Лишь в этом случае на их поверхности появляется особая суспензия из абразивных микрочастиц, которая и снимает слой металла. Поэтому материал иногда называют водным камнем. Используют водяной брус для заострения только опытные мастера.

Кроме того, его стоимость может достигать нескольких тысяч американских долларов.

Искусственные брусья

С развитием технологий камни для заточки режущих и колющих приспособлений начали производиться в промышленных масштабах. Это позволило уменьшить их цену, но уровень качества синтетических материалов несколько «не дотягивает» до натуральных камней. Исключением являются лишь синтетические водные бруски, так как они обладают структурой, тоньше которой в природе не существует (от 7 до 20 мкм).

Искусственные брусковые камни состоят сразу из двух материалов, которые смешаны друг с другом и закреплены с применением высокой температуры и давления. За шлифовку отвечают острые кристаллики кремния, хромового оксида, корунда или карбида. Примечательно, что эти минералы гораздо крепче стали, и при контакте с металлическим изделием позволяют постепенно снимать его слои.

Чтобы крупинки абразива удерживались в бруске, используется специальная основа (связка). Это довольно мягкий материал. Поэтому отработанные абразивы со временем отпадают от связки. Такой процесс называется стачиванием точильного бруса. При этом камень восстанавливает свои эксплуатационные свойства.

Из-за регулярного применения бруски утрачивают свою изначальную форму.

Алмазные и керамические приспособления

Не стоит путать эти материалы с прямоугольными бриллиантами. В качестве абразива в алмазных брусках выступают искусственные микрокристаллы, хотя цена на такой брус или оселок для заточки ножей довольно высокая. Алмазное напыление бывает поли- или монокристаллической формы. Материал отличается числом рабочих поверхностей. Алмазные точила различаются по технологии скрепления кристалликов в своей структуре на следующие типы:

  1. Связка на основе гальваники. Алмазные кристаллы фиксируются на поверхности с помощью специального связующего вещества на основе никеля. По сути, алмазы равномерно распределены по камню. Достоинство таких изделий — высокий уровень эффективности. Заточить лезвие с помощью алмазного абразива можно за пару-тройку движений. Кроме того, такой материал является долговечным.
  2. Мягкая основа из органики. Точила имеют вид обыкновенных камней, однако корундовые кристаллики замещены алмазными. Эффективность обработки получается неплохая, но на металле будет оставаться гораздо меньше царапин. Кроме того, с износом покрытие будет постепенно обновляться, то есть брус не утратит со временем свои пользовательские характеристики.

Точила на основе искусственных алмазов сегодня пользуются особой популярностью. Это обуславливается их доступностью и долговечностью. Чтобы заточить нож, нужно знать, как пользоваться алмазным бруском.

Керамические изделия — это отдельная группа изделий с мелкой по таблице зернистости структурой. Целесообразнее будет называть их не точилками, а правилами, ведь затачивать лезвие на керамическом брусе очень утомительно. Поэтому керамические точила зачастую применяют для финишной доводки и правки ножей после грубого заострения.

Читайте также:  Заклепки алюминиевые вытяжные размеры таблица

Независимо от вида точильного камня, при заточке лезвий нужно пользоваться качественной смазкой. Для этой цели можно применять машинное или веретенное масло либо обыкновенную воду.

Правила заточки

Может показаться, что точить ножи очень просто. Но на деле все несколько иначе. Повар с огромным опытом способен сделать очень острую бритву из самого тупого ножа, а точильщик-любитель испортит даже самый высококачественный клинок на дорогостоящем станке. Поэтому следует запомнить несколько правил заточки ножа на бруске:

  1. Для начала камень необходимо подготовить. Его рабочая поверхность обязательно должна быть плоской. Для проверки ровности брусок нужно намочить и поместить на обыкновенный бумажный лист. Взглянув на мокрый отпечаток, можно судить о плоскости. Разровнять дефекты можно, если потереть бруски друг об друга.
  2. Точило нужно укладывать на ровную плоскость. Некоторые бруски оснащены специальным постаментом, что очень удобно при работе.
  3. Лезвие нужно брать рабочим краем от себя. Движения заточки должны быть прямолинейными и интенсивными. Запрещены продольные и круговые перемещения, иначе нож можно испортить.

Следует запомнить и то, что для каждой разновидности металла подходит свой камень. Это обязательно нужно учитывать перед тем, как выбрать конкретное изделие.

Всем известно, что керамические заточные камни достаточно дороги. При этом, они чаще всего небольшого размера, довольно тонкие. Работать на них не всегда бывает удобно.

Прогуливаясь по железной дороге в один из погожих дней, наткнулся на шпалах вот на такие обломки изоляции:

Обломки оказались керамическими, из довольно хорошей керамики (тут же вспомнил, как мой дед в своё время использовал керамические изоляторы вместо камней в бане). Взял несколько кусков этой изоляции домой, болгаркой с алмазным диском по камню выровнял поверхности, а на тех, что пошире, снял лак. Потом довёл на грубом камне. В итоге получилось удобное точило для правки и полировки. Маленькое использую для ножей, а побольше — для топора. Керамика мелкозернистая, поэтому, затачивать на ней трудно, но для вышеобозначенных целей подходит хорошо.

Ещё надо добавить, что сейчас эти изоляторы стали делать из стекла. И эти упавшие, заменили именно стеклянными. Экономят уже на всём, видимо.

minorite posted 18-10-2011 21:52 http://www.aiz.ru/produkcija/#2
Последний posted 18-10-2011 22:15 В магазинах, да и вообще, полно прямых, ровных плит керамических, например тех, что для дорожек используют. И цена за одну — смешная, выравнивать ничего не надо, только доп. шлифовать. только вот, возможно ли из них сделать что либо приемлемое?
Nikolay_K posted 18-10-2011 22:28

quote: Originally posted by Последний:

только вот, возможно ли из них сделать что либо приемлемое?

как правило нет.

керамика керамике рознь.

Зубан posted 18-10-2011 22:51

quote: Originally posted by Последний:

В магазинах, да и вообще, полно прямых, ровных плит керамических, например тех, что для дорожек используют

В принципе, кто-то и тарелкой простой пользуется для заточки ножей. либо битой, либо на торце.

Б.Виктор posted 18-10-2011 23:54 Вообще то, для заточки можно использовать все, что тверже стали. Но на брусках удобней, быстрее, красивее и комфортней, а за камфорт платить нужно всегда.
Nikolay_K posted 19-10-2011 02:14

quote: Originally posted by Б.Виктор:

Вообще то, для заточки можно использовать все, что тверже стали.

помимо твердости нужны еще острые грани,
определенная структура зерна,
регулярность его распределения по размеру, плотность размещения,
достаточная прочность, способность обновляться,
отсутствие значительной адгезии
и т.д.

Заточить и поцарапать — это разные вещи.

Не верите? Тогда попробуйте алмазным стеклорезом заточить какой-нибудь нож. вроде и твердости много. и с прочностью все в порядке, но заточить не получится. только зацарапать.

Б.Виктор posted 19-10-2011 08:40 Николай! не надо утрировать, Вы прекрасно поняли о чем я говорил. Будь алмаз в стеклорезе подходящего размера, думаю, можно было бы и поточить.
oldTor posted 19-10-2011 09:17 не думаю, что в стеклорезах станут использовать пластину достаточной площади, на которой будет закреплено много алмазных зёрен одинакового размера. Это уже не стеклорез. Большинство мягких кухонников, к примеру, не царапают стекло, но это не значит, что их просто на стекле можно заточить, хотя оно и твёрже.
Последний posted 19-10-2011 14:13 Nikolay_K, всё правильно написал, твёрдость — лишь один из параметров абразива, который сам по себе ничего не значит. Алмаз то будет твёрдым, но его фактура будет очень и очень плоской, так, что нечем ему будет "скрести" сталь и максимум что будет возможно — это пластическая деформация РК от трения о плоскость, но не заточка. Наверное как то так.
Nikolay_K posted 19-10-2011 15:29

quote: Originally posted by Последний:

Nikolay_K, всё правильно написал, твёрдость — лишь один из параметров абразива, который сам по себе ничего не значит.

я это написал для того,
чтобы народ понял,
что для заточки не надо пытаться использовать что-попало
только из-за того, что там содержатся какие-то твердые частицы

и не тратил понапрасну на это свое время

для заточки требуется как минимум сочетание следующих факторов

1) достаточная твердость зерна

2) форма зерна обеспечивающая острые режущие грани

3) достаточно высокая плотность размещения зерна

4) однородность распределения зерна

Читайте также:  Вентилятор для дымогенератора своими руками из кулера

5) зерно должно быть довольно однородным по размеру
(ярко выраженная полидесперсность делает материал негодным для заточки даже при наличии всех остальных факторов)

это самый необходимый минимум

для керамик он достигается только на высоко-технологичных керамиках
у которых прекурсор имеет четко предсказуемые качества
(хим. состав, форма и размер зерна, отсутствие неоднородностей)

возможно он достигается и на некоторых видах природного сырья,
но это редкость. по слухам на весь СССР было только
одно единственное месторождение глины с подходящими
для изготовления абразивного инструмента свойствами.
Другое сырье уже требовало дорогостоящей переработки.

Зубан posted 19-10-2011 16:06 Некоторые водные японские камни на столько мягкие, что при заточке "на зерно" могут срезаться остриём, однако же — они используются для заточки. Понятно, что частицы этих камней соответствуют упомянутым требованиям. Однако связка этих частиц на камне не является в некоторых моментах даже предельно достаточной, не говоря уже о удовлетворительной. Отсюда можно сделать вывод, что этим параметром можно в ряде случаев принебречь.

Иными словами, клинок можно заточить и камнем, и пастой разной зернистости.

Nikolay_K posted 19-10-2011 16:38

quote: Originally posted by Зубан:

Некоторые водные японские камни на столько мягкие, что при заточке "на зерно" могут срезаться остриём, однако же — они используются для заточки.
.
Однако связка этих частиц на камне не является в некоторых моментах даже предельно достаточной, не говоря уже о удовлетворительной.
.

это происходит по большей части от неумения затачивать
и от того, что камень не соответствует затачиваемой стали.

при правильном подборе камня под сталь
при заточке "на зерно" ничего не срезается
и даже не зацарапывается.

вывод отсюда можно сделать, что камень надо подбирать под качества стали (твердость, состав карбидной фазы и т.д.)
вместо того, чтобы пренебрегая качествами связки колоться, плакать, но продолжать грызть кактус портить свои камни.

Зубан posted 19-10-2011 19:19

quote: Originally posted by Nikolay_K:

это происходит от неумения затачиватьи от того, что камень не соответствует затачиваемой стали.

Николай, а как быть, если такое отмечают люди, которые точат давно и, можно сказать, профессионально. Я не говорю, что у них срезается камень — естественно, не срезается. Но вероятность того, что камень срежется при неправильном движении есть. В то время, как керамика срезаться не будет.

И что значит — не соответствует стали, если такое происходит на самых разных типах стали: и мягких, и более твёрдых?

Но суть-то была не в этом.

Я то как раз Вашу точку зрения поддержал, потому что Вы не указали в требованиях к заточным камням такого параметра как вязкость связки зерна. Как вы правильно заметили, многое зависит от подбора камня и навыка заточки. Но каждому человеку может быть удобнее пользоваться своим инструментом заточки.

Nikolay_K posted 19-10-2011 19:30

quote: Originally posted by Зубан:

Николай, а как быть, если такое отмечают люди, которые точат давно и, можно сказать, профессионально. Я не говорю, что у них срезается камень — естественно, не срезается. Но вероятность того, что камень срежется при неправильном движении есть.

я проходил через это
но когда усвоил для себя идеи
о том, что камень обязательно должен подходить под сталь
и о том, что не надо сильно давить и напрягать без необходимости руку удерживающую инструмент
все проблемы разом закончились
камни вообще перестали срезаться
даже при допущении мной некоторых оплошностей в обращении.

а кто-то продолжает думать, что существуют универсальные камни для любых видов стали и для любого инструмента.

что-то ушли мы от исходной темы.

oldTor posted 19-10-2011 21:26 Имхо, срезание в первую очередь происходит из-за 1)избыточного давления, и 2)недостаточно чёткого удержания угла.
Привязывать срезание исключительно к типу связки, по-моему невозможно. здесь совокупность факторов.
А насчёт самодельных — нашёл как-то подходящую керамическую плитку, выровнял её, ну получилось что-то в районе файн керамики от лански. даже однородность на высоте. Но никакого удовольствия и комфорта при работе нет.
так что использую её изредка совсем для грубых каких-то вещей — заусенчик с заготовки больстера снять, или риски перед склейкой на него нанести мелкие..
Всё-таки нет ничего лучше, как использовать под профильные задачи — профильные же приспособления и инструменты. Можно сосредоточится на собственно работе, а не на сторонних вещах.
Nikolay_K posted 19-10-2011 22:48

quote: Originally posted by oldTor:

Привязывать срезание исключительно к типу связки, по-моему невозможно. здесь совокупность факторов.

несоответствие типа связки твердости стали
— это один из важнейших факторов в данном случае,
а может быть даже самый важный.

и срезание — это еще не самое ужасное,
что бывает при таком несоответствии.

oldTor posted 20-10-2011 09:58 понятно. мне не стоило делать таких утверждений, поскольку мой опыт весьма ограничен и я пока что просто не сумел грамотно идентифицировать некоторые проблемы, возникавшие при заточке. К тому же мой опыт в заточке как-то так пошёл, что большинство сталей у меня было твёрдостью не выше 61 HRC и практически не точил порошки.
будем учиться и пробовать!
Nikolay_K posted 20-10-2011 11:47

quote: Originally posted by oldTor:

К тому же мой опыт в заточке как-то так пошёл, что большинство сталей у меня было твёрдостью не выше 61 HRC и практически не точил порошки.
будем учиться и пробовать!

понимание приходит от опыта
он у меня был очень разнообразный — от совсем пластилиновых нержавеек ( 48 HRC )
до супер-твердых порошков типа ZDP-189
и абразивно устойчивых типа S90V
включая массу промежуточных вариантов

с циркониевой керамикой тоже довелось повозиться.

а сколько было камней. и сколько их еще осталось.

DimichSH posted 21-10-2011 13:24

quote: Originally posted by Зубан:

Ещё надо добавить, что сейчас эти изоляторы стали делать из стекла. И эти упавшие, заменили именно стеклянными. Экономят уже на всём, видимо.[/B]

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector