Мультипликатор для обслуживания грузовиков

В автомобилях, особенно в грузовиках, автобусах или специальной технике, часто применяются резьбовые соединения довольно больших размеров. Практически любой водитель сталкивался с проблемой, когда болт (или гайка) настолько «прикипел», что отвернуть его — серьёзная проблема, даже при наличии соответствующей головки и немалого размера удлинителя. В таких случаях выручает ручной гайковёрт-мясорубка, с помощью которого отвинчивание крепежа происходит значительно легче.

Принцип действия гайковерта-мясорубки

Конструкция этого инструмента достаточно проста и представляет собой планетарный редуктор, собранный в металлическом корпусе. Активное вращение рукоятки передаётся на выходной вал, при этом головка инструмента совершает обороты гораздо медленней, чем вращается ручка, однако усилие, передаваемое на болт или гайку, увеличивается многократно. За счёт увеличения крутящего момента ручной гайковёрт-мясорубка справляется с крепёжными элементами, которые открутить вручную практически невозможно. Для грузовиков, автобусов, тракторов, другой крупногабаритной техники наличие подобного устройства может оказаться очень полезным.

Внешне ручной гайковёрт выглядит как металлический цилиндр с отходящей от него под углом ногой-упором (упорным шипом), вся механика собрана внутри. Снаружи остаются два концевика под квадрат — на один одевается рукоятка, на другой головка, непосредственно вращающая крепёж. Инструмент полностью механический, не требует доступа к электричеству, сжатому воздуху и чему-то подобному. Соответственно, пользоваться им можно в полевых условиях, в дороге. Водители грузовиков, регулярно бывающие в длительных, продолжительных рейсах, оценили гайковёрт, многие из них возят его в машине постоянно.

В использовании ручной гайковёрт-мясорубка очень прост. Головка должна плотно сидеть на квадрате и гайке, ручка — на своём хвостовике. Упорный шип плотно прижимается к поверхности колёсного диска и упирается в соседнюю гайку. Следует помнить, что вращение рукоятки и гайки, как правило, направлены в разные стороны. После того, как крепёж сорван и стал вращаться легче, имеет смысл снять гайковёрт, установить удлинитель и закончить отвинчивание вручную. При закручивании гаек или болтов при помощи этого инструмента нужно быть очень внимательным и осторожным. Из-за того, что усилие рукоятки увеличивается многократно, нередки случаи сворачивания резьбы и поломки шпилек.

Достоинства и недостатки ручных гайковёртов

Поскольку в основе конструкции лежит мультипликатор, преобразующий крутящий момент и усиливающий его, то и достоинства инструмента связаны с этим. Выделяют следующие преимущества, которыми обладает механический гайковёрт:

  • простота конструкции и, соответственно, высокая надёжность;
  • плавное, но мощное отвинчивание крепежа;
  • полная автономность;
  • относительно небольшие габариты;
  • удобство работы, экономия усилий;
  • упрощение ремонта и экономия времени.

В качестве недостатков иногда называют довольно большой вес ручного гайковёрта, однако следует понимать, что масса обусловлена тем, что при производстве гайковёртов применяются надёжные и прочные металлы (сплавы). Понятно, что сделать инструмент максимально надёжным, но при этом ещё и лёгким довольно сложно. Принципиально это возможно, но цена ручного гайковёрта была бы слишком большой. Кроме того, иногда недостатком считают излишнюю мощность, поскольку при неаккуратном использовании мультипликатор легко может сломать крепёж или оборвать резьбу. Этот недостаток также весьма условный, поскольку осторожность и тщательность необходимы при работе с любым инструментом, даже самым простым.

Производится несколько разновидностей ручного гайковёрта. Упорный шип может быть сделан единым целым с корпусом или перемещаться вдоль него. Если упор двигается, то в определённых положениях он может быть закреплён с помощью специального механизма. Кроме того, выделяют устройства с подшипником или с редуктором, валы которого вращаются на втулках. Цена подшипникового гайковёрта для грузовиков выше, однако он считается более надёжным, удобным и долговечным. Выпускаются также двухскоростные мультипликаторы. Отличаются передаточные числа, бывают обычные или удлинённые гайковёрты.

Читайте также:  Основные виды полимерных материалов

Особенности обслуживания. Цены

Как и другие виды инструмента, ручной гайковёрт-мясорубка для долгой и успешной эксплуатации требует бережного отношения. Кроме этого, пользование любым механическим устройством должно отвечать определённым требованиям безопасности. На корпусе и элементах мультипликатора (ручке, головках) не должно быть острых кромок, сколов или трещин. Слишком большие нагрузки при работе также недопустимы. Торцевая головка и рукоятка должны быть одеты плотно, не иметь люфта. Применять изношенные, с разбитым шестигранником головки нельзя. Перед использованием следует удостовериться, что головка одета на крепёж полностью, до упора.

Для продления срока эксплуатации и содержания инструмента в рабочем состоянии необходимо своевременное обслуживание и ремонт. Кроме того, даже если ручной гайковёрт полностью исправен, нужно соблюдать условия его хранения. Необходимо следить, чтобы вода и грязь не попадали на гайковёрт, а если попали, то инструмент был очищен при первой возможности. Устройство требует периодической смазки. Цена небрежности — выход из строя в самый неподходящий момент.

Расценки на ручные усилители крутящего момента могут очень сильно отличаться. Если рассматривать гайковёрты для грузовиков, то цена их составляет от 2 до 10 тыс. рублей. Есть мультипликаторы, применяемые для промышленных или строительных целей, их стоимость может колебаться от 80 до 200 тыс. рублей.

Стандартный механический гайковёрт-мясорубка, привычный для водителей-дальнобойщиков, не занимает много места в грузовике или автомастерской. Он относительно недорог, надёжен и работает долгие годы.

Описание

  • Прецизионное устройство для достижения высоких крутящих моментов, кратно передаточному отношению.
  • Предназначен для ручной работы с резьбовыми соединениями.

Комплектация

  • Усилитель крутящего момента — 1 шт.
  • Пластиковый кейс — 1 шт.
  • Руководство по эксплуатации — 1 шт.
  • Шестигранный ключ — 1 шт.
  • Предохранитель крутящего момента — 2 шт.

Технические характеристики:

  • Квадрат: 1/2" Fx3/4" M
  • Передаточное отношение оборотов входного и выходного валов: 1:4
  • Соотношение усилия: 1:3.5
  • Макс. прилагаемое усилие на входе, Н·м: 286
  • Макс. крутящий момент на выходе, Н·м: 1000
  • Масса, кг: 3,8

Открутить гайки на колесах грузовика — иногда нетривиальная задача, требующая приложения смекалки и большой физической силы. Но инженерная мысль не стоит на месте, и для решения этой задачи был создан специальный инструмент — механический гайковерт («мясорубка»). Об этом инструменте, его устройстве, особенностях и применении подробно рассказано в данной статье.

Назначение механического гайковерта

Каждый водитель знает, что откручивать гайки крепления колес к ступице гораздо сложнее, чем закручивать. Поставить колесо можно быстро, легко и с помощью обычного баллонного ключа, а когда настает время его снимать, приходится прибегать к помощи куска трубы, собственного веса и крепкого словца. Потому что гайки намертво пристают к шпилькам и не хотят откручиваться.

В чем причина такого поведения резьбового соединения? Наибольшая доля вины лежит на самой обычной коррозии. Все дело в конструктивной особенности резьбового соединения, а точнее — в профиле его резьбы. Вершина спирали, образующей резьбу, имеет форму трапеции (треугольника с обрезанной вершиной), в то время как дно канавки между витками спирали полукруглое. Поэтому между болтом и гайкой вдоль их резьбы всегда присутствует спиральный воздушный канал, в который легко попадает влага, происходит коррозия, и гайка с болтом буквально склеиваются.

Нередко все попытки снять колесо приводят к поломке шпилек и необходимости проведения более серьезного ремонта, чем планировалось. Наиболее часто с этими проблемами сталкиваются владельцы и водители грузовых автомобилей — в них процесс закисания гаек происходит более активно, да и самих этих гаек на колесах грузовиков больше.

Читайте также:  Абсолютная погрешность через класс точности

Избежать этой неприятной ситуации, облегчить и ускорить процесс снятие и установки колес (в первую очередь — колес грузовых автомобилей) поможет специальный инструмент — механический гайковерт, или усилитель крутящего момента. Этот инструмент давно используются в машиностроении, на железной дороге, в строительстве и различных отраслях промышленности, но лишь относительно недавно стали появляться гайковерты для автомобилей. За короткое время этот инструмент приобрел популярность, а благодаря доступной цене сегодня его можно встретить в очень многих грузовиках.

Устройство механического гайковерта

В основу механического гайковерта положен мультипликатор — механизм, преобразующий крутящий момент. В качестве мультипликаторе в гайковерте используется компактный планетарный механизм, который преобразует быстрое, но легкое вращение рукоятки в медленное, но создающее значительное усилие вращение головки. Кстати говоря, за наличие рукоятки и характерное ее вращение механический гайковерт часто называют «мясорубкой».

Гайковерт имеет несложную конструкцию. Его основу составляет стальной цилиндрический корпус, в котором помещается планетарный механизм. С одной стороны корпуса расположен вал привода, который оканчивается квадратом для присоединения рукоятки, с противоположной — выходной вал, на который устанавливаются головки для откручивания гаек или болтов. Также в гайковерте предусмотрен упорный рычаг для предотвращения вращения инструмента во время работы.

Так как инструмент нередко испытывает колоссальные нагрузки, все его детали изготавливаются из высококачественной легированной стали, также в нем используются компоненты из закаленной стали. Поэтому гайковерты в зависимости от модели и комплектации в собранном виде имеют довольно большой вес — от 5 до 10 кг.

Механические гайковерты продаются в виде набора, помещенного для удобства в пластиковый кейс. Набор может содержать следующие компоненты:

• Гайковерт;
• Съемная рукоятка;
• Две головки;
• Переходник.

На рынке представлены также и отдельные наборы головок для механических гайковертов.

Преимущества ручного механического гайковерта

Как уже было сказано, основным компонентом механического гайковерта является мультипликатор — преобразователь крутящего момента. С помощью мультипликатора производится преобразование небольшого крутящего момента, создаваемого рукой, в значительный крутящий момент, передающийся на гайку. И это дает данному инструменту ряд преимуществ.

Плавность откручивания гаек. Главная причина поломок шпилек и болтов при откручивании с помощью ключей и рычагов — неравномерное движение инструмента. Небольшой рывок — и шпилька сломана. Гайковерт полностью лишен этого недостатка, так как вращение гайки происходит равномерно, медленно, без рывков и толчков, поэтому о поломках шпилек можно забыть.

Меньшая утомляемость. Гайковерт значительно облегчает работу по снятию и установке колес, и, что немаловажно, сберегает нервы. Единственный недостаток инструмента — его относительно большой вес, но с этим приходится мириться, да и тяжелый инструмент в любом случае лучше, чем проблемы с закисшими гайками и сломанными шпильками.

Сокращение времени ремонта. Инструмент экономит немало времени, сокращая вынужденные простои автомобиля, а значит, снижает и расходы.

При этом механический гайковерт занимает немного места в автомобиле или гараже, и надежно служит на протяжении многих лет. Так что гайковерт — это лучше, чем баллонные ключи, трубы и подручные средства для снятия колес.

Типы и технические характеристики гайковертов

Основные характеристики гайковертов — передаточное число мультипликатора и максимальный момент силы, который инструмент может приложить к гайке. На сегодняшний день чаще всего встречаются гайковерты с передаточным числом 1:56 и 1:58, а максимальный крутящий момент 2800 или 3500 Н·м.

Читайте также:  Какой лучше дерево циркулярные пилы

Обычно в комплекте с инструментом идут две головки для работы с гайками наиболее распространенных на грузовых автомобилях размеров — 30 и 32, 32 и 33. Однако возможны и другие варианты, в том числе 24 и 27, 32 и 38 и другие. А в целом гайковерты могут работать с головками для гаек размером от 24 до 60 мм.

Также гайковерты в зависимости от конструкции и некоторых особенностей можно разделить на несколько разновидностей.

По положению упорного рычага:

• Неподвижный (составляет единую конструкцию с корпусом);
• Подвижный (может двигаться вдоль корпуса, фиксируется в нужном положении с помощью «барашка»).

По конструкции планетарного механизма:

• С подшипником. Обычно такие гайковерты имеют в названии индекс «П», они обладают более высокой стоимостью, но более удобны, надежны и долговечны;
• С втулками. Упрощенный вариант гайковерта, менее дорогой, но и менее долговечный.

По количеству скоростей (передаточных отношений):

• Односкоростные гайковерты с передаточным отношением 1:56 или 1:58;
• Двухскоростные гайковерты с передаточными отношениями 1:56 или 1:58 и уменьшенным передаточным отношением 1:3.

О двухскоростных гайковертах нужно сказать подробнее. Значительный крутящий момент нужен только для «отрыва» гайки от шпильки, однако после освобождения гайку откручивать инструментом невыгодно — это происходит слишком медленно. Поэтому после «отрыва» гайки ее проще и выгоднее откручивать обычным ключом или вовсе руками. Двухскоростные гайковерты как раз и удобны тем, что после «отрыва» гайки можно переключить инструмент на меньшее передаточное число, и откручивать гайку быстрее. На деле такие гайковерты позволяют добиться практически двукратной экономии времени на снятие и установку колес.

Приемы работы с механическим гайковертом

Работа с инструментом интуитивно понятна и доступна даже неопытным автомобилистам. Однако здесь есть одна тонкость, к которой иногда приходится привыкать: вращение рукоятки и головки происходит в противоположные стороны. То есть, если вращать рукоятку по часовой стрелке, то головка будет вращаться против часовой стрелки, и это нужно обязательно учитывать при снятии и установке колес.

В общем случае работа с инструментом сводится к следующим шагам:

  1. Собрать инструмент (установить рукоятку и головку нужного размера);
  2. Надеть головку инструмента на гайку, подвести упорный рычаг к ближайшей откручиваемой гайке;
  3. Произвести вращение рукоятки;
  4. После «отрыва» гайки снять инструмент или переключиться на меньшее передаточное число.

Установка инструмента и вращение его рукоятки зависит от того, с какой стороны автомобиля находится колесо, и какая работа производится — установка или снятие колеса:

• Для снятия колеса с левой стороны автомобиля рукоятку нужно вращать по часовой стрелке, упорный рычаг должен иметь упор слева;
• Для снятия колеса с правой стороны автомобиля рукоятку нужно вращать против часовой стрелки, упорный рычаг должен иметь упор справа;
• Для установки колеса с левой стороны автомобиля рукоятку необходимо вращать против часовой стрелки, упорный рычаг должен упираться в соседнюю гайку с правой стороны;
• Для установки колеса с правой стороны автомобиля рукоятка должна вращаться по часовой стрелке, упорный рычаг должен иметь упор слева.

Эти особенности необходимо помнить, и тогда снятие и установка колес будут производиться быстро и без ошибок.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector