Смазка на основе дисульфида молибдена

Среди автомобилистов молибденовая смазка встречает как сторонников, так и тех, кто относится к ней с некоторой долей скепсиса. Одни ее яростно защищают, другие осторожно высказываются о возможных проблемах при ее применении. Как всегда, истина находится где-то посередине.

На самом деле применение молибденовой смазки – отличный вариант, чтобы увеличить ресурс деталей автомобиля, работающих в тяжелых условиях. Главное – применять ее с умом. Не стоит действовать по принципу – главное, чтобы было. В некоторых узлах присутствие смазывающих составов с содержанием молибдена противопоказано. Впрочем, расскажем по порядку.

Состав и свойства молибденовой смазки

Правильнее называть этот смазочный материал дисульфид молибденовая смазка. Выпускается он в виде спреев, жидкостей и густых пластичных веществ. Основной действующий компонент – соединение молибдена с серой. Химическая формула этого вещества записывается MoS2. В каждой молекуле содержится один атом молибдена и два атома серы.

Попадая на поверхность металла, молибденовая смазка образует слой толщиной около 5 мкм. Один атом серы прочно закрепляется на металле, а второй находится снаружи, между ними находится молибден. В результате подобного взаимодействия образуется трехслойное нано-покрытие. Первый слой – атомы серы, надежно сцепившиеся с металлической деталью. Второй слой – молибден. Снаружи вновь слой атомов серы.

Если две металлические детали покрыты дисульфид молибденовой смазкой, соприкасаются только внешние слои. Сила сцепления между атомами серы, которые вступают в контакт, очень мала, поэтому трение минимально. Напротив, к стали и молибдену сера прикрепляется очень сильно, создавая прочную трудно смываемую пленку. Благодаря этой особенности, смазывающий слой обладает высокой степенью износостойкости.

Подобный химический состав и строение обусловливают следующие параметры молибденовой смазки:

  • удельная прочность;
  • стойкость к коррозии, высокотемпературному и механическому повреждению;
  • химическая стабильность;
  • противозадирные свойства.

Пластичные смазки на основе молибдена отлично «работают» при ударных нагрузках, исключая риск заедания движущихся частей.

Для решения каких задач лучше купить молибденовую смазку

Современные смазочные материалы разрабатываются, чтобы решать ограниченный круг задач. Узкая специализация позволяет добиваться высоких показателей. Дисульфид молибденовые смазки являются ярким примером такого подхода.

Основной круг задач, где они применяются:

  • приработка компонентов в новых и подвергшихся ремонту узлах;
  • продление ресурса деталей, которые работают в тяжелых условиях;
  • общая защита механизмов от такого явления как старение металла.

Наибольшее распространение применение молибденовой смазки получило в автомобилях, сельскохозяйственной и строительной технике, промышленном оборудовании и станках. Также эти материалы используют в летательных аппаратах и водных судах.

Если говорить более детально, этот смазочный материал отлично справляется с защитой замков, петель, шарниров. Наибольший эффект получается, если применять дисульфид молибденовую смазку для обработки узлов, работающих с большими нагрузками динамического характера:

Почему в этом списке нет поршней, коленвалов и других деталей двигателя? Казалось бы, там молибденовой смазке самое место: высокие температуры и экстремальные механические нагрузки. Все не так просто.

Стоит ли покупать молибденовую смазку для двигателя

Защитные свойства молибдена известны еще с XVIII века. Впервые практическое применение молибденовая смазка получила в 1935 году. Качество продукта было, конечно, намного ниже, того, что предлагают современные производители. В составе смазки присутствовали абразивные частицы кварцита, которые вызывали механический износ деталей. В начале 40-х годов прошлого столетия инженерам удалось решить эту проблему.

Читайте также:  Бензопила глохнет под нагрузкой причины

Прогресс не стоит на месте. Сегодня использование молибденовой смазки в двигателях может обернуться проблемой. Чтобы понять «откуда растут ноги» данной проблемы, придется еще раз вернуться к составу смазочного вещества.

Дисульфид молибденовые смазки являются не химическим раствором, а смесью. То есть в жидкой составляющей имеется взвесь частиц дисульфида. В процессе работы двигателя эта твердая фракция попадает туда, где ее присутствие приводит к проблемам. Например, на поршневые кольца и канавки.

Под действием экстремально высоких температур твердая фракция вызывает закоксовку поршневых колец. Они попросту «залегают». В результате такого нарушения раскаленные газы из камеры сгорания прорываются в картер, окисляют моторное масло. Это ускоряет процесс отложения кокса.

Другая проблема использования молибденовой смазки в современных двигателях связана с моющими присадками. Щелочные растворы и кальций вступают в реакцию с молибденом, до того как он успеет образовать защитную пленку на поверхности деталей. Весь положительный эффект пропадает. Но это еще не все.

В результате подобной реакции образуется достаточно большие по размеру молекулы. Они оседают на масляном фильтре, ускоряя его загрязнение. То есть, добавляя в моторное масло присадку на основе молибдена, вы запускаете цепную реакцию:

  • моющие присадки расходуются на реакцию с молибденовой смазкой;
  • продуктами этих реакций засоряется масляный фильтр;
  • ускоряется общее загрязнение системы смазки двигателя.

Также следует учитывать, что молибденовые присадки активно взаимодействуют с кислородом и водой. Если данные компоненты попадут в смазку, дисульфид распадается с образованием серной кислоты и твердых частиц окиси молибдена. Кислота разъедает сталь, а абразивная оксидная фракция еще более увеличивает износ.

По этой причине, даже если производитель автомобиля не запрещает использование молибденовой смазки в автомобиле, возможны негативные последствия. Достаточно поездить с неисправной системой смазки, в которую поступает воздух или влага. Сколько стоит ремонт двигателя, думаем, представляют себе все автолюбители.

Молибденовая смазка для дроссельной заслонки

Одна из деталей, для которой применение молибденовой смазки приносит только плюсы – это дроссельная заслонка. Эта деталь регулирует степень обогащения топливной смеси. В результате эксплуатации на ее поверхности скапливаются отложения продуктов сгорания топлива, она получает механические повреждения.

Молибденовая смазка для дроссельной заслонки позволяет снизить фрикционное воздействие, повысить герметичность. Применение этого смазочного материала придает плавный ход механизму. Кроме того, обеспечивается защита от коррозии, исключает заклинивание заслонки.

Применение дисульфид молибденовой смазки для ступичного подшипника

Специалисты единодушны во мнении, что решение купить молибденовую смазку для обслуживания подшипника ступицы – отличный вариант.

Этот смазочный материал обладает рядом свойств, которые делают его идеальным для такого применения:

  1. ресурс – около 100 тысяч км пробега, что соответствует аналогичному параметру подшипника. Достаточно заложить смазку один раз на весь период эксплуатации;
  2. смазка отлично защищает от коррозии. Пленка на поверхности деталей препятствует контакту металла с окислителями;
  3. отличные показатели механической прочности и снижения сил трения.

Следует только следить, чтобы корпус ступичного подшипника был герметичен. Если в молибденовую смазку попадет влага, придется ее заменить. Чем чревато попадание воды в этот смазочный материал, мы уже рассмотрели выше.

". При эксплуатации автомобиля важно следить за его техническим состоянием. Никаких посторонних звуков при движении не должно быть. Например, если гудит подшипник ступицы, это сигнал, что нужен ремонт, точнее – замена. Стандартный срок службы детали – около 100 тысяч километров пробега, но в Европе. Нашим автолюбителям необходимо делать поправку на состояние дорог. Понятно, что в сторону уменьшения ресурса. "

Читайте также:  Стержень для горячего пистолета

Какую молибденовую смазку лучше купить

Не откроем ничего нового, если скажем, что оптимальными параметрами обладают товары из средней ценовой категории или чуть дороже. На российском рынке представлены продукты импортного производства по высокой цене и более доступные отечественные разработки.

Сочетание одного атома металла молибдена с двумя атомами серы составляет одну молекулу дисульфида молибдена (MoS 2). Это серебристо-черное вещество, встречающееся в виде минерала молибденита — основная руда для молибдена . Руда добывается открытым способом или техникой блокового обрушения, в результате чего материал выкапывают из-под руды, которая затем прогибается под собственным весом.

Как добывают

Обработка руды включает в себя: измельчение и флотацию, включающая в себя вспенивания с воздухом, для достижения наилучших результатов. Интересно, что полезные руды поднимаются, в то время как пустая порода оседает. Иногда, при необходимости, для удаления металлических примесей используют кислотное выщелачивание. В этот момент обработки, чистота породы, уже превосходить 92 процента. А другие запатентованные методы могут быть использованы для дальнейшего увеличения чистоты. Окончательно обработанные частицы сульфида молибдена работают от нескольких микрон до субмикронных размеров. По внешнему виду, MoS 2 похож на графит.

Свойства молибдена

Широко используется в виде твердого смазочного материала благодаря низкому коэффициенту трения и прочности. Гексагональная кристаллическая структура дисульфида молибдена обладает хорошей адгезией (прилипанием) к металлам. MoS 2 наносится полированием или распылением на поверхностях, таких как поршни, подшипники и клапаны. Дисульфид молибдена отлично подходит для систем, работающих в условиях с низким содержанием кислорода (космические аппараты, антенные системы, спутники и солнечные батареи). Соединение может быть использовано даже в неблагоприятных условиях, таких как умеренно повышенные температуры в присутствии кислорода. Кроме того, за счет увеличения размера частиц дисульфида молибдена, его восприимчивость к деградации значительно уменьшается. Иногда, в случаях тяжелых условий использования систем и агрегатов, выбор смазки на основе дисульфид молибдена является основным.

Применение молибдена

Различные масла и смазки изготовленные на основе дисульфид молибдена, сохраняют свои смазывающие свойства даже в случае почти полной потери масла, таким образом, они находят применение в критически важных системах, таких как авиационные двигатели.

При добавлении в пластмассы , MoS 2 образует композитный, с улучшенной прочностью материал и также помогает уменьшить трение. Также часто добавляется в лыжную мазь для предотвращения накопления статического электричества в сухом снегу и для увеличения скольжения в грязный снег.

Использование в оружии

Он часто используется в двухтактных двигателях мотоциклов. А во времена вьетнамской войны, продукт дисульфида молибдена был использован для смазки оружия. Покрытие из MoS 2 способствовало облегчению прохода пуль через ствол винтовки с меньшей деформацией и лучшей баллистической точности .

Слов о том, как полезен или вреден дисульфид молибдена для моторов автомобилей, сказано и написано очень много. Прежде чем сделать вывод о целесообразности применения моторных масел или присадок, содержащих это вещество, следует узнать о химическом составе и свойствах физико-технического характера этого соединения. Не лишним будет также разобраться в терминологии, которая зачастую вводит в заблуждение любителей авто, не очень искушенных в тонкостях маркетинговых методов и приемов.

Любое химическое соединение, которое присутствует в моторном масле, призвано обеспечивать ему те или иные свойства. Если исходить из изначального предназначения смазочного материала в силовом агрегате, то следует предположить, что введение добавок и присадок должно улучшать именно смазочные свойства. Все рекламируемые дополнительные свойства должны учитываться исключительно в этом в контексте. Молибден применение которого в настоящее время настойчиво продвигается в массы, тоже имеет ряд специфических свойств, которые мы рассмотрим ниже.

Читайте также:  Китайские станки для малого бизнеса цены

Термины и связанные с ними мифы

Главные заблуждения, связанные с применением моторных масел, которые содержат в своем составе различного морфологического состава присадки, состоят в неправильном понимании значения компонентов. В первую очередь это связано с неоправданным упрощением терминов. Вот основные ошибки терминологии и связанные с этим мифы:

Автолюбителям нужно понять, что основным химическим соединением молибдена, которое получило распространение применительно к включению в моторный и трансмиссионный смазочный процесс, является исключительно дисульфид молибдена – вещество минеральной природы.

Влияние дисульфида молибдена на работу двигателя

Дисульфид молибдена получил свое распространение в качестве компонента некоторых марок моторных масел и модифицирующих присадок благодаря аморфной структуре, схожей с чешуйчатым строением графита. Преимуществом перед графитными составляющими, которые достаточно широко использовались в качестве антифрикционной компоненты, молибденовое соединение с серой заключается в способности выдерживать экстремальные температурные режимы. Именно это свойство привлекло производителей использовать в маслах и присадках дисульфид молибдена.

Для того чтобы понять влияние молибденовой добавки, достаточно представить себе микроструктуру поверхностей гильзы цилиндра, шейки коленчатого или распределительного вала. Известно, что все эти поверхности формируются в процессе шлифования либо хонингования, суть которых заключается отнюдь не в создании зеркальной поверхности. Скорее наоборот – в создании определенным образом ориентированных микронеровностей. Предназначение этих неровностей микронного размера заключается в удержании масляной пленки между трущимися поверхностями на молекулярном уровне.

В силовых установках с большим межремонтным интервалом зазоры в контактирующих поверхностях достигают размеров, при которых силы межмолекулярного притяжения не могут противостоять прилагаемым нагрузкам. В результате возникают разрывы масляной пленки, металлические поверхности получают возможность непосредственного контактного взаимодействия. Такой контакт приводит к экстремальному росту температуры и молекулярному схватыванию соприкасающихся поверхностей.

Чешуйчатая структура дисульфида молибдена в таких случаях создает тончайший антифрикционный слой, который предупреждает температурные кризисы в трущихся соединениях. Применение молибдена в данном случае обосновано.

Достоинства и недостатки применения молибденосодержащих масел

Смазки, содержащие молибден получили применение, по большей части, в экстремальных условиях использования силовых установок. Здравое, логическое размышление неизбежно приводит к выводу, что содержащие молибден присадки в масле «свежего» двигателя не в состоянии принести какой-либо пользы. Скорее наоборот. Неизношенные сопряжения поршневых колец с поверхностью гильзы цилиндра, контактные поверхности вкладышей с коленчатым и распределительным валом могут быть подвергнуты повышенному износу. Этому может способствовать увеличенная размерная компонента молекул молибденового дисульфида. По этой причине масла с молибденом следует применять в новых моторах с осторожностью.

Для двигателей, моторесурс которых близок к критическому, использование молибдена в маслах может стать, при определенных обстоятельствах, настоящим вторым рождением.

Способность этого соединения нивелировать разрывы масляной пленки при значительных износах контактирующих поверхностей позволяет продлить эффективные эксплуатационные сроки моторов.

Смотрите видео-обзор масла с дисульфидом молибдена Mannol Molibden:

В целом, интенсивные (в некоторых случаях даже агрессивные) попытки интеграции дисульфид молибдена во все смазывающие составы скорее плохо, чем хорошо, воспринимаются и автомобильным сообществом, и многими автопроизводителями. Но несмотря на подобную неоднозначность, молибден в масле и присадках пользуется популярностью у определенного числа автолюбителей, получивших положительный опыт применения в двигателе и трансмиссии своего авто.

Естественно, что применение либо отказ от использования молибденовых масел и присадок, лежит в плоскости личного отношения автовладельца к различного рода экспериментам.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector