Типы разделки кромок под сварку

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Тип сварного соединения определяется взаимным пространственным расположением свариваемых элементов и формой разделки кромок под сварку.

1.Взаимное пространственное расположение свариваемых элементов.

По взаимному пространственному расположению свариваемых элементов различают следующие типы сварных соединений: стыковые (рис. 6С, а); тавровые (рис. 6С, б и в); угловые (рис. 6С, г); нахлесточные (рис. 6С, д); торцевые (рис. 6С, е); крестообразные (рис. 6С, ж);перекрестные (рис. 6С, з); соединения нескольких деталей (рис. 6С, и); прорезные (рис. 6С, к).

Стыковое соединение — тип соединения, при котором заготовки лежат в одной плоскости и примыкают друг к другу торцевыми поверхностями.

Стыковое соединение обеспечивает наиболее высокие прочностные свойства сварной конструкции, поэтому широко используется для ответственных конструкций. Однако, оно требует достаточно точной подготовки деталей и сборки.

Выполняются как сваркой плавлением, так и давлением.

Тавровое соединение под прямым углом — тип соединения, при котором заготовки сопрягаются под прямым углом (образуя Т-образную форму).

Соединения обеспечивают высокую прочность конструкции, но чувствительны к изгибающим нагрузкам.

Как правило, выполняются сваркой плавлением, давлением — редко.

Тавровое соединение под острым углом тип соединения, при котором заготовка примыкает к другой под острым углом.

Соединения обеспечивают высокую прочность конструкции, но чувствительны к изгибающим нагрузкам.

Как правило, выполняются сваркой плавлением, давлением — редко.

Угловое соединение — тип соединения, при котором угол между поверхностями двух заготовок в месте примыкания кромок свыше 30°.

Применяются как связующие и рабочие нагрузки не передают. Выполняются только сваркой плавлением.

Нахлесточное соединение — тип соединения, при котором заготовки параллельны друг другу и частично перекрывают друг друга. Соединения менее прочные, чем стыковые и тавровые и менее экономичные из-за наличия перекрытия элементов L. Их применяют, когда по конструктивным соображениям стыковые швы применить невозможно. В конструкциях, под­верженных действию вибрационных и знакопеременных нагрузок, нахлесточные соединения применять не рекоменду­ется (создается значительная концентрация напряжений).

Выполняются как сваркой плавлением, так и давлением.

Торцовое соединение тип соединения, при котором угол между поверхностями двух заготовок в месте примыкания кромок составляет от 0° до 30°.

Соединения прочные и передают основные рабочие нагрузки. Выполняются только сваркой плавлением.

Крестообразное соединение — тип соединения, при котором две заготовки, лежащие в одной плоскости, примыкают под прямым углом к третьей заготовке, лежащей между ними (образуя двойную Т-образную форму).

Соединения прочные и передают основные рабочие нагрузки. Как правило, выполняются сваркой плавлением, давлением — редко.

Перекрестное соединение — тип соединения, при котором две заготовки (например проволоки) лежат друг на друге пересекаясь.

Применяются как связующие и рабочие нагрузки не передают. Выполняются сваркой плавлением и давлением.

Соединение нескольких деталей — тип соединения, при котором не менее трех заготовок примыкают друг к другу под любым установленным углом.

Соединения прочные и передают основные рабочие нагрузки. Выполняются только сваркой плавлением.

Прорезное соединение закрытого типа, заваренное по периметру

Прорезное соединение открытого типа, заваренное полностью

Прорезные сварные соединения выполняются для усиления нахлесточных соединений. В верхнем листе перед сваркой фрезеруется паз. В зависимости от ширины паза (обычно 2–3 толщины свариваемых элементов) и его назначения прорези либо заваривают полностью, либо обваривают по периметру. Выполняются сваркой плавлением.

Читайте также:  Как установить механическую лебедку

Прорезные соединения бывают закрытого или открытого типа.

Рис. 6С Типы сварных соединений

2. Форма разделки кромок под сварку

Разделка кромок — придание кромкам, подлежащим сварке, необходимой формы.

Разделка кромок под сварку выполняется с целью обеспечения:

— проплавления по всей толщине свариваемых элементов;

— доступа сварочного инструмента к нижней точке разделки кромок (к основанию сварного шва).

По форме разделки кромок под сварку различают сварные соединения без разделки кромок (рис. 7С, а), с отбортовкой кромок (рис. 7С, б) и с разделкой кромок под сварку. Кроме того, сварные соединения с разделкой кромок подразделяются на сварные соединения с односторонним скосом одной (рис. 7С, в) или двух (рис. 7С, г, д) кромок (односторонняя разделка со скосом одной или двух кромок) и сварные соединения с двусторонним скосом одной (рис. 7С, е) или двух (рис. 7С, ж) кромок (двусторонняя разделка одной или двух кромок). Двусторонняя разделка кромок выполняется в том случае, когда имеется доступ сварочного инструмента к двум сторонам (по толщине) свариваемых элементов (доступ к обратной стороне шва).

Рис. 7С Форма разделки кромок под сварку

Параметры разделки являются важной характеристикой, от которой зависит качество шва и общая работоспособность изделия. Поэтому для каждого способа сварки и группы изделий нормативными документами определяются требования к выполнению разделки кромок под сварку.

Форма разделки кромок характеризуются следующими основными конструктивными элементами: угол скоса кромки β; угол разделки кромок α= 2 β; притупление С; зазор b.

Скос кромки — прямолинейный наклонный срез кромки, подлежащей сварке.

Угол скоса кромки β — острый угол между плоскостью скоса кромки и плоскостью торца.

Угол разделки (раскрытия) кромок α — угол между скошенными кромками свариваемых частей.

Угол скоса кромок β при щелевой разделке изменяется в пределах от 0 до 8 градусов.

Стандартный угол разделки кромок α в зависимости от способа варки и типа сварного соединения изменяется в пределах от 60 ± 5 до 20 ± 5 градусов. Угол разделки кромок выполняется для обеспечения доступа электрода к основанию формируемого сварного шва.

Притупление кромки С — нескошенная часть торца кромки, подлежащей сварке.

Притупление кромок С обычно составляет 2 мм ± 1 мм. Назначение притупления — обеспечить формирование сварного шва без образования прожога (см. Дефекты сварных соединений). Иногда, в связи с конструктивными особенностями сварного соединения, значение притупления может приниматься равным нулю (С=0). В этом случае необходимо предусматривать технологические мероприятия, исключающие появление прожога (сварка на подкладке, сварка на флюсовой подушке, укладка подварочного шва – см. Выполнение швов сварных соединений).

Зазор b — кратчайшее расстояние между кромками собранных для сварки деталей.

Зазор b обычно равен 1,0 – 3,0 мм. При принятых углах разделки кромок наличие зазора необходимо для обеспечения проплавления всей толщины свариваемых элементов в результате затекание расплавленного металла между их кромками. В отдельных случаях при той или иной технологии зазор может быть равным нулю или достигать 8-10 мм и более. Если зазор b = 0, выполняемая сварка называется сваркой без зазора, если b ≠ 0 –сваркой с зазором (или по зазору).

Читайте также:  Оборудование fob для производства саморезов

R назначается для обеспечения плавного сопряжения вертикальных и горизонтальных плоскостей разделки. Величина R зависит от геометрических особенностей профиля разделки.

Форма разделки кромок определяет количество необходимого дополнительного металла для заполнения разделки, а значит, производительность сварки. Так, например, Х-образная разделка кромок по сравнению с V-образной позволяет уменьшить объем наплавленного металла в 1,6- 1,7 раза.

Форма разделки кромок, а также размеры параметров разделки (профиль разделки кромок, угол разделки кромок, величина зазора и притупление) зависит от свариваемого материала, толщины свариваемых элементов, и способа сварки. Параметры разделки кромок являются важной характеристикой, от которой зависит качество шва и общая работоспособность изделия. Поэтому для каждого способа сварки и группы изделий нормативными документами определяются требования к выполнению разделки кромок под сварку.

Любые сварные работы — это сложный технологический процесс, который требует специальной подготовки и обработки металла. Кромки и поверхности перед сваркой нужно тщательно готовить.

Подготовительный этап включает в себя обязательную очистку свариваемых деталей проволоки от следов краски, жировых включений. Для обезжиривания используют авиационный бензин, уайт-спирит, ацетон технический и растворители, изготовленные на их основе.

Форму разделки кромок и их сборку под сварку характеризуют три основных конструктивных элемента: b — зазор между кромками, свариваемых деталей после прихватки; с — притупление кромки; в — угол скоса кромки. По форме подготовленные кромки различают: без скоса (при толщине до 5 мм); со скосом одной или двух кромок (при толщине 5. 20 мм); криволинейный скос кромок (при больших толщинах).

Рисунок 9.1 — Характеристики шва при разделки кромок

Непосредственно перед сварочными работами кромки деталей и прилегающие к ним участки зачищают шабером до металлического блеска.

Предсварочную сборку деталей выполняют при помощи механических приспособлений, обеспечивающих жесткое крепление. Для этого используют специальные кондукторы, прижимные устройства, тиски, различного вида струбцины и т.д. Свариваемые детали сжимают между собой так, чтобы зазор между ними был минимальный. Усилие сжатия для деталей толщиной до 4 мм должно быть не менее 1,2 кН (10 кгс), а при большей их толщине — не менее 0,3 кН. Жесткое закрепление деталей снижает вероятность коробления и деформаций. Если сварку осуществляют без прижимных приспособлений, то ее выполняют на предварительных прихватках. Для прихватки используют ту же сварочную проволоку, что и для основной сварки. Количество прихваток и расстояние между ними должно обеспечить жесткую фиксацию свариваемых деталей относительно друг друга.

Сварку стыковых соединений обычно выполняют на подкладках с канавкой, обеспечивающих сохранение сварочной ванны и формирование обратной стороны шва. Для подкладок применяют пластины из нержавеющей стали или меди, предварительно выполнив в них канавки, ширина которых должна быть не менее двух-трех кратной толщины свариваемых деталей. При сварке на больших токах применяют специальные прокладки с водяным охлаждением. При толщине свариваемых деталей до 3 мм прихватку выполняют на всю их глубину, а при большей их толщине глубина прихватки будет зависеть от формы разделки и требований, которым должно отвечать сварное соединение.

Читайте также:  Скарт распайка входа и выхода

Кромки разделывают в целях полного провара заготовок по сечению, что является одним из условий равнопрочности сварного соединения с основным металлом. Формы подготовки кромок под сварку V, K, X — образные. По характеру выполнения сварные швы могут быть односторонние и двухсторонние.

Скос кромок можно производить различными способами. Самым грубым и малопроизводительным из них является срубание кромок ручным или пневматическим зубилом. При этом способе края кромок получаются неровные. Наиболее ровные и чистые кромки получаются при изготовлении их на специальных кромкострогальных или фрезерных станках. Применение кислородной резки, ручной или механизированной, для скоса кромок является самым экономичным. Шлаки и окалина, остающиеся после кислородной резки, должны быть удалены с помощью зубила и стальной щетки.

Следует уделять большое внимание чистоте кромок, так как загрязненная поверхность кромок металла приводит к плохому провару и образованию в сварном шве неметаллических включений. Очистка от окалины, краски и масла может осуществляться непосредственно пламенем сварочной горелки. При этом окалина отстает от металла, а масло и краска сгорают. После нагрева пламенем поверхность зачищается стальной щеткой.

Подготовка кромок для сварного шва ГОСТ14771-76 С8 приведена на рисунке 9.2.

Рисунок 9.2 — Конструктивные элементы подготовленных кромок свариваемых деталей сварного соединения С8

Подготовка кромок для сварного шва ГОСТ14771-76 У6 приведена на рисунке 9.3.

Рисунок 9.3 — Конструктивные элементы подготовленных кромок свариваемых деталей сварного соединения У6

Подготовка кромок для сварного шва ГОСТ14771-76 Т6 приведена на рисунке 9.4.

Рисунок 9.4 — Конструктивные элементы подготовленных кромок свариваемых деталей сварного соединения Т6

Существуют четыре основных вида разделки кромок под сварку:V-образный, Y-образный, Х-образный, и U-образный (рис.3). Чаще всего проводится Y-образная разделка кромок, но при данном виде разделки кромок после сварки возникают большие остаточные деформации, поэтому в ряде случаев целесообразно применять Х-образную разделку. В особых случаях, когда существует повышенное требование к качеству сварного шва, применяется U-образная разделка.

Рис.3 Виды разделки кромок: а) V-образная; б) X-образная; в) Y-образная; г) U-образная.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8320 — | 7260 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector