Лопата для чистки снега под мотоблок

Вопрос о том, как сделать отвал для мотоблока своими руками, встает практически перед всеми владельцами земельных наделов с наступлением зимы. В специализированных и интернет-магазинах представлено множество приспособлений для уборки снега. Однако далеко не у каждого есть возможность купить мотоблок с отвалом заводского изготовления. Хороший и качественный снегоотвал заводского изготовления имеет внушительную стоимость. Сэкономить на дорогостоящей покупке можно, если проявить творчество и сделать отвал на мотоблок своими руками. Для такой работы нет необходимости приобретать специальное оборудование. Сделать самодельный отвал для мотоблока можно из того, что есть под руками.

Инструменты и материалы

Установить нож для уборки снега можно на раме любого мотокультиватора, который имеет мощность более 4 л.с. и вес не менее 50 кг. Чем тяжелее будет агрегат, тем лучше он будет справляться с последствиями снежной бури. Лучше всего оборудовать лопатой отечественный мотоблок Нева. Эта техника обладает высокими эксплуатационными характеристиками, приспособлена для работы в самых тяжелых погодных условиях с максимальной нагрузкой.

Лопата для мотоблока своими руками делается с помощью таких приспособлений:

  • рулетка;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка с дисками для резки и шлифовки металла;
  • электрическая дрель;
  • набор гаечных ключей;
  • отвертка;
  • краска, малярная кисть.

После подготовки инструмента к работе необходимо определиться с материалом, из которого будет изготовлена лопата-отвал для мотоблока Нева. Сделать лопату можно из различных металлических изделий, которые имеют достаточный запас прочности.

Отвал на мотоблок Нева может собираться из таких материалов:

Старого газового баллона. Толстые стенки баллона устойчивы к высоким механическим нагрузкам. Получив такой отвал, мотоблок будет способен справляться с утрамбованным снегом, равнять дороги, двигать песок и щебень.

Бочки объемом 200 л. Следует учитывать, что стенки бочки сделаны из тонкой стали. Такая лопата для мотоблока Нева может быть использована только для уборки свежего снега, который не успел уплотниться и покрыться настом.

  • Полосы металла. Для изготовления отвала для мотоблока хорошо подходят бамперы от грузовых машин или рифленая сталь, которой покрывают полы ангаров и складов.
  • Для того чтобы сделать поворотный механизм, потребуется сталь толщиной не менее 10 мм. Найти такой материал можно в пунктах приема металлолома. Изготовление крепления предполагает использование профильных стальных труб 20х40 мм.

    При работе на рыхлом и глубоком снегу самодельная снегоуборочная техника может вязнуть. Решить эту проблему можно с помощью гусениц, устанавливаемых на полуось агрегата. Самодельный гусеничный снегоуборщик может работать в любых условиях, по продуктивности не уступая специальной технике.

    Правила изготовления отвала

    Главным правилом, которое нужно учитывать, составляя чертежи самоделки, является соответствие объема работ и мощности агрегата. Перегрузка может привести к усиленному износу узлов и механизмов, их поломке и выхода машины из строя.

    Планируя изготовления отвала к мотоблоку своими руками, необходимо придерживаться таких критериев:

    1. Прочность. Нож должен иметь достаточный ресурс, чтобы отслужить не меньше 5 лет. Все его части и механизмы необходимо делать из расчета на предельно допустимую нагрузку и сильные удары.
    2. Размеры. Самодельная лопата не должна быть чрезмерно широкой и высокой. Оптимальными габаритами считаются ширина — 80-130 см и высота — 30-50 см.
    3. Наличие подъемного механизма. Отвал для мотоблока может подниматься гидравликой или рычагами. Такая опция позволяет вывозить снег со двора или использовать агрегат в качестве погрузчика в летнее время.
    4. Возможность монтажа поворотного шарнира. С помощью таких устройств можно управлять ножами, наклоняя их вверх или вниз, вправо или влево. Выбор угла атаки позволяет более качественно сгребать снег и мусор в сторону от дорожки.
    5. Обязательная установка амортизационной полосы из плотной резины на нижней части ковша. Это приспособление необходимо для того, чтобы предохранить мотоблок от ударов, ковш от деформации или поломки, а дорожное полотно от механических повреждений.
    6. Быстрота установки и снятия. Поскольку мотоблок является многофункциональным устройством, то все манипуляции по его оснастке должны проводиться оперативно и без использования сложного оборудования.

    Схема размещения отвала предполагает его установку на передний кронштейн, под корпусом или сзади агрегата. Наиболее оптимальным является фронтальное расположение отвала. Такая позиция обеспечивает наиболее качественную очистку.

    Сделанный ковш может иметь горизонтальную или вертикальную ориентацию. Второй вариант выбирается в тех случаях, когда приходится работать в стесненных условиях.

    Изготовление отвала из бочки

    Для ковша нужно подбирать бочку с толстыми стенками. Оптимальным вариантом является изделие из нержавеющей стали. При отсутствии крепкой бочки можно воспользоваться обычной.

    Работа проводится в такой последовательности:

    1. На бочку наносится разметка. По днищу и бортам она делится на 3 одинаковых сектора по 120º. После этого объект разрезается болгаркой. Оставшиеся части днища подрезаются по хорде. Торцевые части нужны для придания ковшу жесткости.
    2. Если жесть тонкая, то 2 части складываются вместе и скрепляются. Детали целесообразно смазать горячим битумом перед соединением. Это предотвратит появление коррозии, увеличит вес ковша и снизит шум от удара металла о камни и бордюры. Фиксация деталей проводится клепками или болтами.
    3. Периметр полученного ковша укрепляется полосой из стали толщиной не менее 3 мм. Крепление проводится с помощью сварки, болтов или заклепок. Верхняя и нижняя части ковша усиливаются полукруглыми вставками из обрезков бочки.
    4. На нижнюю часть ковша крепится транспортерная лента. Ширина выступающей части должна быть в пределах 3-10 см в зависимости от условий, в которых планируется эксплуатировать снегоочиститель. Ленту следует делать съемной, чтобы использовать отвал для работы с сыпучими материалами.
    5. Готовое изделие очищается от ржавчины, наплывов и окалины. Проводится его обработка антикоррозионными средствами и покраска.
    Читайте также:  Выжигатель по дереву своими руками из паяльника

    Аналогичным способом проводится изготовление ковша из газового баллона. Поскольку его стенки имеют достаточную прочность, то их дополнительное усиление не требуется.

    Так как сталь на отвале будет постоянно истираться и истончаться, то целесообразно сразу изготовить сменный отвал. Как только закончится срок эксплуатации изделия первой очереди, на его место можно сразу установить замену.

    Крепление ковша к мотоблоку

    Как правило, на всех мотокультиваторах имеется штатный кронштейн для крепления навесного оборудования. Он вполне подойдет для присоединения фронтального отвала. При необходимости делается переходник, чтобы обеспечить возможность поворота ковша вправо или влево.

    Крепление изготавливается таким способом:

    • С тыльной части ковша приваривается профильная труба. Для обеспечения прочности фиксации целесообразно дублировать сварочный шов несколькими болтами.
    • Выпиливается полукруг диаметром 20-25 см из листового металла толщиной 10 мм. Заготовка приваривается к профильной трубе. В ней по краю с интервалом 20 мм делаются отверстия для выставления угла ковша.
    • Из трубы квадратного сечения изготавливается держатель в форме буквы «Г». Короткая сторона держателя закрепляется на поворотном секторе, второй конец жестко фиксируется на кронштейне мотоблока. Для регулировки высоты ножа используются болты, вкрученные в переходник.

    Более простым способом соединения является система проушин и зажимов, изготовленных из толстой листовой стали.

    Живя за городом, люди вынуждены зимой расчищать свои участки от снега. Раньше это делали только специальными лопатами, сегодня все чаще это выполняют мото снегоочистителями. Некоторые, имея в хозяйстве мотоблоки, задумываются о его переоборудовании для снегоуборки.

    Последнее возможно и даже реализовано некоторыми умельцами. Они приделали к механизму снегоуборочный лопату-отвал и справляются с уборкой снега быстро и без больших физических затрат.

    Лопата разработана как навесное оборудование к мотоблоку. Она крепится к раме мотоблока специальным узлом крепления. Как вариант может иметь узел, с помощью которого отвал устанавливается под разным углом в плане и по вертикали. Первый может быть вправо или влево; второй, обычно, составляет примерно 30°.

    Такое дополнительное оборудование эффективно не только при борьбе со снегом. Отвалом можно сгребать растительные остатки с огорода, поля. Он поможет подготавливать почву для посадки овощей – выравнивая грядки. В возможностях лопаты – перемещать небольшие объемы грунта при планировочных работах.

    Сборку отвала можно выполнить, пользуясь материалами:ковшом от старой лопаты; листом железа, имеющим толщину не менее 2…3 мм; жестяной бочкой. Кроме того, для других вариантов изготовления навесного оборудования может понадобиться дополнительно запастись:стойками; металлической полосой толщиной 5 мм; ребром жесткости 3…4-миллиметровой толщины; проушинами, которыми крепится тяга; шайбами; гайками; болтами (М8…М12; штангами длиной 52 см; листом резины.

    Из инструментов подготавливают: нож; болгарку; набор сверл; перфоратор; сварочный аппарат; электродрель.

    Закончив с подготовкой инструментов, материалов, переходят к изготовлению снегоуборочного навесного оборудования к мотоблоку – лопаты. Вариантов сделать это несколько. Самый простой предполагает использовать для отвала металлическую бочку объемом 200 литров, боковая поверхность которой уже с необходимой для отвала округлостью.

    У бочки удаляют днища, разрезают болгаркой на три равные части. Две накладывают друг на друга и сваривают по контуру, обеспечивая будущей лопате дополнительную жесткость. Нижнюю кромку усиливают, прикрепляя болтами полосу из стали и зажимая ее резиновую полосу.

    Устроенный отвал снабжают узлом крепления с помощью которого навешивают на раму мотоблока. Для этого в середине отвала приваривают кусок профильной трубы 40х40 мм. Из металлического листа вырезают полукруг, сверлят в нем 3 отверстия. Приваривают к трубе.

    Из отрезков профильной трубы делают держатель Г-образной формы. Нижний конец его стойки снабжают пластиной и прикручивают к полукругу. С помощью полки соединяют болтами с рамой мотоблока.

    Лопату для уборки снега, при неимении бочки, можно сделать из листового металла. Его очищают, вырезают нужную по размеру заготовку, чаще в виде прямоугольника. Заготовку выгибают вдоль длинных сторон, пользуясь, как основой, бочкой, бревном. В итоге получают отвал серповидного поперечного профиля.

    По низу заготовки, для утяжеления, приваривают арматурину или металлическую полосу, а к ее тыльной части – узел крепления. После установки на мотоблок лопата готова выполнять работу – очищать снег.

    Расширение спектра применяемого с мотоблоком навесного оборудования позволяет значительно увеличить его функционал. Благодаря этому можно не только ухаживать за сельскохозяйственными культурами, землей и заниматься уборкой урожая, но и производить расчистку от снега и уборку территории, а также операции по автоматической копке земли, выравниванию поверхностей и многое другое. Западные производители предлагают богатый спектр подобных дополнений, как правило, не менее десятка для полупрофессиональных моделей и около тридцати для профессиональных. Но, на нашем рынке, увы, представлены лишь следующие их разновидности:

    • окучники;
    • плуги;
    • косилки;
    • грунтозацепы;
    • картофелекопалки;
    • мотопомпы;
    • лопаты-отвалы;
    • снегоочистители на мотоблок;
    • щетки.
    Читайте также:  Как настроить полуавтоматическую сварку

    И последние три позиции редко сразу приобретают в комплекте, так как в земледелии они практически не участвуют. Но, когда впоследствии возникает в них необходимость, приходится искать их на рынке или изготавливать самостоятельно.

    Лопата-отвал для мотоблока: конструкция и возможности

    Назначение лопаты-отвала — в снятии небольшого слоя грунта на малых участках, использовании в качестве снегоуборочной приставки к мотоблоку и выравнивании поверхности.

    Может применяться в качестве мини-бульдозера для расчистки территории и даже перевозить тяжести. Заводские варианты выставляются в трех положениях:

    • под углом с направлением вниз (для копки);
    • перпендикулярно поверхности земли (для сгребания снега, веток, мусора и т.д.);
    • горизонтально, ковшом вверх (для перевозки грузов, перемещения мусора).

    В комплекте, как правило, идет резиновая лента, которая при закреплении защищает переднюю часть мотоблока от того, с чем работает отвал, и рукоять регулировки. К технике это оборудование крепится стандартно — при помощи ушек с зажимами, профильными трубами с пальцами и т.д.

    Как сделать отвал для мотоблока своими руками из листов?

    Если готовое изделие приобрести не удалось, по следующей рекомендации и чертежам его можно сделать самостоятельно:

    1. Готовим стальную пластину 3мм толщиной. Хватит и куска 85х10. И затачиваем один его длинный край, а на втором сверлим каждые 10 см отверстия диаметром 1-1,2 см. Точность здесь не сильно важна, главное, чтобы болты прошли. Это – на нож для уборки снега;
    2. Берем стальной лист желаемой ширины (она не должна выступать за рукояти мотоблока для удобства управления), а длина — быть такой, чтобы в согнутом буквой «Г» положении, с равными сторонами, ее хватало для того, чтобы снег или земля не переваливались за верхний бортик (но, и не мешать выступающим вперед частям агрегата). Сверлим в ней дыры, аналогичные тем, которые уже подготовлены на пластине;
    3. Из второго листа нарезаем треугольные пластины для изготовления ребер жесткости и боков снегоуборочной приставки (их размеры должны по одному катету совпадать со сторонами нашей буквы «Г», а по нижнему – отступать от края на ширину будущего ножа). Листы хорошо полируются и привариваются к аналогично предварительно отполированной основе;
    4. Затем на полученной раме собирается режущая кромка лопаты для мотоблока: верхний слой – отточенный нож, затем низ основания и полоса ранее отрезанной прочной резиновой плиты. Следите, чтобы она выступала за край;
    5. Далее следует изготовить крепление отвала к мотоблоку. На готовое основание приваривается кусок квадратной трубы (оптимально – 4х4) так, чтобы ее длина составляла примерно метр (точная цифра регулируется примеркой установленного в рабочее положение мотоблока к самой лопате);
    6. Затем из остатков стали вырезаем полукруг и сверлим в нем несколько отверстий, как показано на рисунке. Это делается для того, чтобы отвал можно было закреплять в разных положениях;
    7. Остаток трубы сгибаем под прямым углом, сильно нагрев, например, паяльной лампой. Для простоты можно воспользоваться домкратом и струпцинами;
    8. В ней сверлим дырку под болт внизу – там будет крепеж к полукругу, и дыру сверху, соответствующую размеру «пальца» блока подсоединения навесного оборудования на мототехнике;

    9. Везде завинчиваем болты и производим окончательную регулировку по высоте изделия, придав ему рабочее положение относительно агрегата.

    Для того, чтобы лопата-отвал прослужила дольше, перед окончательной сборкой обязательно стоит прокрасить ее грунтовкой и краской по металлу, чтобы защитить ее от коррозии.

    Вариант сборки из газового баллона

    С тем же успехом можно изготовить и вторую версию отвала на мотоблок из бочки или пустого баллона от газа.

    Для этого с него срезается днище и верхняя часть (так как они имеют округлую форму и в процессе работы будут неудобны). Из них либо из отдельных пластин металла выпиливаются полукружья или проходящие не через центр сегменты (если не хочется делать ковш слишком глубоким). Затем сам баллон распиливается пополам – вдоль, и к нему приваривают сделанные заготовки: две по краям и две – в середине, через равные промежутки (ребра жесткости).

    Далее процесс изготовления режущей части снежного отвала и крепежа к мотоблоку полностью повторяет ранее продемонстрированный вариант.

    Снегоуборщик для мотоблока

    Вторым, более сложным, но и более эффективным способом избавиться зимой от снега станет роторный снегоуборщик. Но, в отличие от лопаты на мотоблок для уборки снега он не будет таким универсальным, так как заточен конкретно под единственный вид работ. Конструкционно же он выглядит следующим образом:

    • шнек с лопастями (главный рабочий орган);
    • раструб (туда направляется собранный лопастями снег);
    • система крепления к мотоблоку.

    В зависимости от конструкции шнекового устройства, такой аппарат может снимать 0,15-0,5м снега. Лучше, чтобы он имел сразу двоякий способ монтажа – и на колеса, и на лыжи. Первые удобны для транспортировки, вторые куда как эффективнее в зимних сугробах. К тому же очень часто именно они комплектуются пружинной или прижимной на болтах системой регулировки высоты среза. Также очень важно, чтобы раструб выставлялся по углу поворота, иначе снег будет лететь не туда, куда надо. Работать же снегоуборщик может как от вала отбора мощности мототехники, так и на ременном приводе.

    Читайте также:  Чертежи для изготовления лего кирпича

    Процесс изготовления и установка снегоуборщика на мотоблок

    Для сборки самодельного снегоуборщика стоит подготовить:

    • заклепочную машинку;
    • электродрель со сверлами;
    • сварочный аппарат;
    • ножницы по металлу;
    • болгарку;
    • струпцины;
    • рулетку;
    • стапель.

    Из материалов нам понадобятся: кровельная жесть (желательно — оцинкованная), стальной лист 2мм (на ротор и лопасти шнека), труба для кронштейнов (лучше квадратного сечения), металлический круг Ø0,3м, готовая трансмиссия или детали для ее сборки, крепежи (болты).

    Затем надо сделать следующее. Вырезать из жести детали шнекового корпуса, взять цилиндр подходящего диаметра и согнуть их по нему. Из трубы сварить каркас, после чего сам корпус приварить к этому каркасу. Следующим шагом будет выпиливание из стали кусков, напоминающих сегмент круга (когда мы их загнем – получим лопасть). На станке или электродрелью сверлим поверхность вала шнека для того, чтобы в нем можно было разместить опоры и трансмиссию. На вал навариваем лопасти, чтобы получился сходящий на нет шнек. Монтируем подшипниковое устройство и полностью собираем шнек, как показано на фото.

    Из той же жести готовим корпус ротора и формируем, выгибая на подходящих поверхностях. Потом надо вырезать лопасти ротора. Вал примериваем и окончательно его подрезаем, чтобы поместилась трансмиссия и подшипники. Привариваем лопасти. Из профильной трубы свариваем каркас ротора, монтируем подшипники и собираем весь ротор. Теперь готовим опорную раму, на которой крепим и ротор, и шнек. Собираем трансмиссию. Проделываем отверстия для кронштейнов, с помощью которых будет производиться крепление навесного снегоуборщика для мотоблока. После этого можно проводить финишные испытания и окончательно подгонять все детали. Наконец, в работе важно помнить, что со смерзшимися грудами льда и подтаявшим снегом роторный снегоуборщик работать не может. В этом случае чистку снега лучше производить лопатой-отвалом.

    Зачем нужна щетка мотоблоку?

    С помощью щетки можно аккуратно и с достойной скоростью произвести подметание территории. Также она отлично справится и со снегом. Преимущества щетки в том, что ее можно использовать и по тротуарной плитке, и по асфальту, не боясь, что снимая слой снега, она, как снеговая лопата, поцарапает покрытие. Правда, особо она его и не уберет – лишь равномерно распределит по поверхности, откинув в стороны. Также таким оборудованием гораздо легче убирать в углах и других труднодоступных местах, в отличие от громоздких и неповоротливых отвалов и роторно-шнековых снегоуборщиков.

    Заводские модели позволяют поворачивать щетку на 20-25 градусов в обе стороны, а ширина ее составляет 80 и более сантиметров, что очень удобно. А снимает она около 50-ти миллиметров слоя.

    Простейшая самодельная щетка

    Изготовление этого снегоотбрасывателя для мотоблока, по сути, стало неким промежуточным вариантом между рассмотренным нами выше отвалом и полноценной снегоуборочной машиной. Следовательно, чтобы понять, как ее собирать по представленной схеме, достаточно усвоить следующие моменты:

    1. Сам рабочий элемент, скорее всего, придется покупать готовым. Сделать его очень сложно по причине того, что достаточно жесткий ворс нереально найти. Выходом могут стать старые пластиковые метлы, но нужны они будут в очень большом количестве. Можно, конечно, воспользоваться обычными резиновыми ковриками с жестким «ежиком», но, его высота слишком мала, чтобы действительно снимать снег, а не трамбовать его. Если же щетину удалось где-то достать, дальше процесс очень прост;
    2. Изготавливается вал, только без лопастей по примеру роторного снегоуборщика и к нему прикручивается или надежно приклеивается это полотно щетки подметальной;
    3. Затем изготавливается шнек с креплением к подшипникам вала и трансмиссии – благодаря ему будет осуществляться вращение;
    4. У прямоугольной пластины металла под углом в 120 градусов отгибаются длинные края (по ширине примерно равные щетке) таким образом, чтобы приставленная к центральной части щетка не упиралась в эти борта, но охватывалась ими при свободном кручении;
    5. Затем на эту пластину привариваются части кронштейнов для соединения с мотоблоком, а также кожух трансмиссии и регулировочные механизмы, как на фото:

    Вывод

    Самодельное навесное оборудование (снегоуборщик, щетка и снегоотвал для мотоблока) прекрасно подходят мотоблокам российских марок Нева, Ока, Агро, Салют, Каскад и Агат. Как и к минскому МТЗ. Комплектация же украинских МБ 2, МБ 1, а также американский Патриот, как правило, уже включает набор уборочной техники, но, в случае, если насадка для уборки снега сломалась, или по каким-то причинам не была приобретена сразу, можно всегда сделать лопату на мотоблок и другие дополнительные аксессуары, как показано на видео.

    Отправить ответ

      Подписаться  
    Уведомление о
    Adblock
    detector