Нож спуски от обуха

Заметив на турслете некоторый интерес к моему ножику, решил широко раскрыть тараканов, ответственных в моей голове за ножевую тему.
(Для понимания дальнейшего: больстер — кольцо из различного материала, отделяющее рукоятку от клинка; спуски — две стороны клинка сужающиеся к острию, т.е.к режущей кромке)

Описание моего "развития", т.е. эволюции понимания нужного мне ножа и путь к приобретению именно того что хотелось.
Отражает формирование вИдения, на основе опыта полученного при пользовании постепенно покупаемыми ножами.

Начнем с ножа Скандинавский от Русского Булата

На что запал: материал (хотел дамаск), форма клинка, общая "скандинавистость" (прет меня от этой темы).
Что показала практика Спуски от середины обуха позволяют выполнять очень широкий спектр работ. Эффективность таких спусков можно сравнить с всесезонной резиной. Т.е. продукты режет приемлемо, но есть склонность "колоть" картошку. Зато расщеплять дощечки на щепочки — замечательно, а шинковать капусту не очень удобно. Радиус скругления клинка очень хорошо способствует намазыванию чего-нибудь на хлеб, да и мясо от костей мне удобнее отделять таким клинком чем более узким (это я понял чуть позже); так же считаю этот радиус наиболее удачен при вычищении рыбьих потрохов.
Клинок достаточно длинный, но легкий. Длинна не доставляла каких-то неудобств.
Однако: Очень ржавеет. Чуть забыл и пошли рыжие пятна. Форма рукояти при укладке в ладонь не совсем моя, хвостовик рукояти крупноват.
Самое прискорбное с этим экземпляром — без напряжения сломал руками пополам(!) в районе больстера. Очевидно какой-то брак…
Выводы: Хочу нержавейку, спуски от обуха (так как чаще работа именно для них), береста на рукояти это хорошо но как-то не очень понравилась. Хочется сменить ее на другой материеал и немного другую другую форму клнка.
В результате куплен Лиса от АиР Златоуст

На что запал: Клинок — шведская порошковая RWL-34, выносливая и нержавеющая, рукоять карельская береза, спуски чуть выше середины клинка (учитывая предыдущий опыт), общее изящество.

Что показала практика: режет отлично, рукоять очень удобная, со спусками почти угадал, не ржавеет вообще. Нож живет на кухне подвергаясь нещадной эксплуатации (т.е. валяется вместе со сковородами и кастрюлями в раковине), пропитанная рукоять практически не потемнела за 2 (что ли) года.
Однако: хрен наточишь, очень твердая железка. На Шарпмейкере (Спайдерко) требуется в 4 раза больше движений чем с другими ножами; угребищный больстер из текстолита не прикрытый с торца (со стороны лезвия) даже копеечной латунной шайбой (видна грязно-желтая сеточная текстура), как следствие потеря 80% эстетического удовольствия.
Выводы: По опыту Скандинавского и Лисы пришло понимание что длинна клинка в 12-14 см — оптимальна для большинства моих потребностей, но можно и поменьше для большей легкости манипулирования, пришло понимание что березовую рукоять жалко и лучше пусть она будет из современного практичного материала.

Сегодня мы поговорим о то, как самому сделать ровные качественные спуски при изготовлении ножа своими руками в домашних условиях. Также рассмотрим технологии, методики и приспособления, чтобы сделать профессиональные спуски на ноже с наглядными фото и иллюстрациями

Сначала нужно уяснить основные вопросы:

1. Какой стороной заготовка прикладывается к камню — обухом или режущей кромкой?
2. В какой последовательности точатся спуски — начинать снимать металл от начала спусков и спускаться к режущей кромке, или начинать снимать с режущей кромки и продолжать до начала спусков?

Читайте также:  Как наточить лезвия бритвы на кассете

3. Спуски выше, чем может за раз захватить камень. Как делаются спуски в таком случае? Делается полоска спуска на ширину камня, на всю ширину спуска, потом заготовка сдвигается и опять полоска и т.д. Или делается съем металла на всю длину клинка, потом выше и выше?

По порядку поставленных вопросов:
1. лучше точить когда РК вверх, видно как проходит процесс
2. начинать точить от РК, постепенно "опуская" каждый проход камня вниз, к обуху
3. делается проход на всю длину клинка, затем чуть ниже, опять на всю длину клинка и опять чуть ниже, и так далее.

Попробуй сначала на любой железяке сделать спуски, чтобы руки немного привыкли к движениям. Затем уже переходи на заготовку под нож. Не старайся сделать спуски за один подход, отдыхай, отложи на следующий день. Когда устаешь — одно неверное движение и заготовка испорчена.

Для начала — дело не только в спусках, нож-то должен быть сколько-нибудь гармоничным внешне и в практическом смысле, его еще нарисовать надо сначала. И дать проекту оформиться.

Спуски — то, что не получается с первого раза, но не что-то нереальное. Потренироваться на кошках (обрезки стальной полосы типа той, из которой делают оконные решетки и ограды). Придет понимание положения полосы относительно диска точила, нужной скорости точила. Стремиться вывести спуски на точиле окончательно — не стоит. Просто ровно снять энное количество материала до получения вогнутых спусков несколько меньшего размера, чем требуемые, а потом взять тот же диск для точила и на его боковой стороне "спрямить" получившееся вручную, возвратно-поступательными движениями. При таком подходе и некотором терпении плоскость выйдет очень приличной просто в силу метода, если руки не трясутся и не гуляют, конечно.

Это у меня занимает более часа а то и двух. Работаю крупным белым камнем.
После него (благо-скорость круга небольшая) довожу вулканитом (резина с чем-то там типа корунда). Обязательно отшарошить оба круга и довести на твердой железяке. Единственный путь научиться делать хорошо-только опыт и огромное терпение. Оправдается еще одной твоей степенью свободы. Не бойся и все получится. Но-не сразу.

Рекомендую поработать на твердой железяке (если есть и не жалко- на рапидовой пиле) На ней трудно начать, но зато можно начинать жестко, грубо. После образования желоба на твердой железяке продолжить работу аккуратно, попробовать с разной силой прижима. Твердый металл дает возможность снимать понемногу и не прилипает к кругу. ОЧЕНЬ важно научиться чувствовать момент прикосновения желоба к кругу

Чтобы не запороть я сначала слегка касаюсь будущей РК и, получив упор, тут же
прижимаюсь к колее. Угол возле пятки-отдельная история, так же как и носик.

В этом деле только опыт поможет. начинать надо с малого, типа плоской стамески, а потом, постепенно увеличивая, и до длинных клинков дойдёшь. Опыт и только опыт. Всякие приспособы для выдержки углов это зло, расслабляют и не дают чувствовать металл.

Особых секретов нет, держи ровно заготовку, при изогнутом клинке держи железку так, чтобы перпендикуляр к любой точки кривой силуэта лезвия был в плоскости камня а по возможности строго перпендикулярно к оси вращения камня и постоянное охлаждение в воду. чтоб не сжечь металл. на любом высокоскоростном точиле сделать спуски элементарно. не следует забывать охлаждать периодически клинок и не давить со всей дури на заготовку. пальчиками всё ощущается . как стало горячо, так сразу и бульк в водичку. Это не сложно.

Читайте также:  Как сделать узоры из металла

У меня почему-то ничего не подгорает, и стачивается элементарно. Хотя уже несколько лет этим не занимаюсь, точило не мучаю, обдираю спуски болгаркой а вот потом на точиле только довожу до кондиции и выравниваю линии спусков . гораздо проще. процесс съёма металла ускоряется в разы. на точите полностью клинок из быстрореза длиной 120 мм точиться за два часа, с помощью болгарки за полчаса на всё про всё. Полировка в зеркало естественно не в счёт,
это делается только по особому желанию и не на камне.

Несколько основных правил для спусков ножа:

1. Обязательно маркером прочертить линию спусков с вымериванием и проверкой симметричности с обеих сторон.
2. Освещение-свет должен падать именно на место контакта деталь-камень. Если смотреть только в свете летящих искр-будет поздно исправлять огрехи.
3. Угол касания заготовкой окружности камня должен быть одинаковым, чтоб камень накатывал себе канавку.
4. Если непонятно, где снимать металл, почеркивайте спуски карандашом — сразу станет ясно где бугор.

Основные формы и характеристики спусков на самодельных ножах:

1 — клиновидные спуски от самого обуха, традиционная режущая кромка. Одна из самых распространённых форм для кухонных ножей. Очень легко режет толстые слои материала;

2 — клиновидные спуски, начинающиеся от обуха, которые непосредственно образуют режущую кромку. Достаточно распространённая форма, однако в процессе переточки практически всегда переходит в вид 1. Ввиду большой площади спусков при точке брусок «замасливается» посторонним металлом, поэтому правильно наточить такой нож гораздо сложнее, чем вариант 3. Разумеется, после точки ножа требуется полировка боковых поверхностей, если его внешний вид важен для владельца;

3 — плоское лезвие, клиновидные спуски образую режущую кромку, начинаясь от середины или двух третей ширины лезвия (считая от обуха). Очень характерная форма для множества универсальных национальных ножей, особенно скандинавских. В продаже встречается часто, очень легко точится, так как плоскости спусков задают угол заточки, имея при этом сравнительно небольшую площадь;
4 — плоское лезвие, клиновидные спуски, традиционная режущая кромка. Самый распространённый вариант профиля. Позволяет варьировать угол заточки. Нож достаточно прочен, сравнительно легко режет;

5 — плоское лезвие, клиновидные спуски, режущую кромку образует двойной клин. Если в варианте 4 клин режущей кромки одинарный, то в варианте 5 часть материала с углов между спуском и кромкой убрана. В результате, при разрезании толстых и плотных материалов нож испытывает меньшее сопротивление. В заводских изделиях почти не встречается, но можно рекомендовать как основную людям, хорошо освоившим ручную заточку ножей;

6 — плоское лезвие, линзовидные вогнутые спуски. Угол режущей кромки образован продолжением двух плоскостей, проведённых от грани между лезвием и спуском к острию. Такую заточку ещё называют «бритвенной» — она характерна для опасных бритв. Легко точится и правится — грань между лезвием и спуском служит «направляющей» для определения угла заточки. Сами спуски могут начинаться практически от обуха. Нож очень хорошо режет сравнительно тонкие материалы, хуже — более толстые (из-за наличия грани), Из-за массивности обуха или самого лезвия нож имеет значительную жёсткость;
7 — «стамесочная» или односторонняя заточка. Она характерна для национальных японских ножей. Относительно просто затачивается, если кромка не сильно повреждена. Минус — нож предназначен только под одну руку, скос должен быть со стороны рабочей руки. В данном случае изображено лезвие для правшей (если считать, что мы смотрим на лезвие со стороны ручки);

Читайте также:  Подключение двигателя 380 вольт через пускатель

8 — фактически представляет из себя вариант 3, только угол режущей кромки таков, что спуски как таковые отсутствуют. Форма лезвия характерна для дешёвых китайских подделок под фирменные ножи, а также для всякого рода рубящих орудий;

9 — «оживальная», или «пулевидная» заточка. Характерная особенность — выпуклые линзовидные спуски. Режет не очень хорошо, вязнет в материале, зато прекрасно рубит. Разумеется, такие ножи сложнее и дороже в изготовлении и заточке, нежели вариант 8.

на самом деле рез ножей эмерсона сильно так себе из-за толстого клинка. я эти ножи ваабще так и не понял. толстые какие-то кургузные, дорогие. покупать за 7-8 тышь складень для адского брутального поюза мне жалка. хотя в коллекции есть вещи и дороже.

кондарты индк и прочая прочая- вещи весьма спицифические, которые народ покупает ведясь а рекламу. Пользовались по назанчению ими человека 3-4 и те сравнить ни с чем не могут 🙂 по понятным причинам стамесочая заточка там — ну хз, по помему был бы большой смысл — придумали бы раньше. вся история человечества, это история холодного оружия, а тут бац и вот такое открытие:) а у вас есть что нить из этих ножей? или вы тока с чужих слов хвалите ? 😉

"Такая заточка называется скальпельной" — нет никакой скальпельной заточки.

"Лично я предпочитаю ножи с прямыми спусками от обуха — как на "Пирате Скала", большинстве "санремок", многих ножах Нокс." — если бы вы сказали как на опинеле я б проникся уважением, но нокс делает на редкость богомерзкие ножи, которые противно брать в руки.

"Обычные прямые спуски на часть ширины клинка хороши для хозяйственных и армейских ножей — режущая кромка достаточно стойка, рез приемлем, а прочность клинка близка к максимальной." — здесь и далее вы сильно путаете теплое с мягким.устойчивость режушей кромки мало зависит от формы спусков, скорее от непостредственно толщины сведения клинка. А прочность клинка от толщины обуха и опять таки сведения. классические финки со спусками от середины в ноль имеют весьма не дуракоустойчивую рк. Друкое дело что и правятся быстро. Примеров тому масса.А можно и от обуха в 1,5 мм свести- и будет колун:) но прочный.

Сам разговор что лучше прямые или вогнутые — мало смысла имеет. Важна общая геометрия. у меня есть чудесно режуший ножи с вогнутыми спусками и херовато режущие с прямыми:) это не единственный критерий:)

клинит в плотном материале любые ножи с толстым обухом.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector