Применение холодной сварки в системе отопления

Сварка актуальна при ремонте чугунных радиаторов, как способ обеспечения неразъёмного соединения. Но сложность её применения заключается в том, что этот металл плохо поддаётся свариванию. Из сложившейся ситуации можно найти выход – использовать так называемую холодную сварку.

Что касается других материалов, используемых в отопительных системах, для них используются более современные виды соединений.

Некоторые нюансы ремонта

При полной замене батарей используется сварочное оборудование инверторного типа – компактное и питающееся от сети в 220 В. Подключить такой аппарат можно в обыкновенную электрическую розетку. Стоит оборудование порядка 10 000 рублей.

Аппарат инверторного типа

Однако его приобретение мало чем поможет при внезапном ремонте. Управиться со сваркой может профильный специалист, в «копилке» у которого не менее трёх лет соответствующей практики.

К счастью, не все чугунные радиаторы нуждаются в сварочном соединении. Часто подводка оснащена резьбовыми соединениями. Достаточно их раскрутить и демонтировать батарею, сняв её с кронштейнов. После чего можно установить новый радиатор.

Главное обеспечить надёжную изоляцию стыков. Для чего используется льняная пакля. При правой резьбе соединение затягивается по часовой стрелке, а при левой закручивается против часовой.

Если схема подключения была реализована без разъёмных соединений, трубы необходимо разрезать болгаркой. А затем присоединить новую батарею с помощью сварки. При этом сваривать приходится низкоуглеродистую сталь. И с такой работой может справиться специалист, имеющий среднюю квалификацию.

Холодное сваривание

Но ремонт узлов отопительной системы требуется не только при замене старых радиаторов. Иногда в отопительный сезон случается непредвиденное – начинают протекать стыки между отдельными секциями или образуется свищ (глубокий скол).

Подготовка к ремонту

В такой неприятной ситуации без холодной сварки хозяевам не обойтись. Этот материал представляет собой клеящий состав на основе эпоксидной смолы.

Он может помочь при ремонте изделий:

  • из стали;
  • из меди;
  • из олова;
  • из чугуна;
  • из свинца;
  • из никеля и других металлов.

Для ремонта батарей подходит клеящий состав, выпускаемый в форме бруска. Пластичное вещество размещено внутри, а снаружи его покрывает отвердитель. Перед применением брусок нужно хорошенько размять, чтобы он напоминал пластилин.

Если нужна небольшая часть, брусок разрезается поперёк, чтобы сохранить пропорции компонентов, входящих в состав клея.

Один из популярных видов такого клея – это Mastix, реализуемый в небольших упаковках. Одна «порция» сварки равна 55 граммам и стоит около 60 рублей. Полимеризация состава происходит в течение 2,5 часов. После чего можно начинать пользование отопительной системой.

Порядок работ

Если требуется заделать трещину или свищ, необходимо перекрыть теплоноситель, используя запорную арматуру.

Нанесение клеящего состава

Дальше выполняются следующие работы:

  1. Место, требующее ремонта, тщательно очищается от ржавчины и краски при помощи железной щётки или наждачной бумаги.
  2. Затем производится обезжиривание спиртом. Смоченное место должно полностью подсохнуть.
  3. Кусочек холодной сварки подходящего размера отделяется от бруска и разминается в руках. Для заделки небольшой щели достаточно шарика диаметром в 1,5-2 сантиметра.
  4. Пластичную массу необходимо тщательно вдавить в дефект. Можно использовать отвёртку, лезвие ножа или сухую ветошь.
  5. Застывание массы произойдёт в среднем за 40 минут. К использованию система в большинстве случаев будет готова только через сутки. Если используется Mastix, в работу отопление можно запустить уже через 2,5-3 часа.

Важный момент: для работ используются резиновые перчатки и защитные очки. Ремонт проводится при температуре не ниже +5 градусов.

Отделение части бруска

Что нужно знать

Работать с чугуном и сталью можно только клеящими составами, содержащими металл в качестве наполнителя. Именно этот компонент обеспечит надёжную сцепку между двумя разнородными материалами.

Также важно учесть условия эксплуатации шва. В случае отопления клей должен выдерживать высокие температуры. Соответствующая пометка есть на многих недорогих связующих материалах. Обычно указывается значение в 260 градусов, а отопление способно прогреться максимум до 100 градусов. Так что, температурного запаса, предложенного производителями, хватает с лихвой.

Преимущества и недостатки

К недостаткам клеящих составов относят их склонность к пластическим деформациям. Они случаются в 70% случаев применения.

Также трудно найти универсальную холодную сварку, которая бы служила долго. Каждая из разновидностей качественного клея предназначена только для работы в одной из областей: для ремонта автомобилей, для починки отопительных систем, для использования под водой. Конечно, можно найти в продаже и универсальные составы, способные соединить полимеры и металл. Но их надёжность невысока – полученные соединения не прослужат долго.

К преимуществам починки батарей с помощью клеящего состава можно отнести:

  • простоту использования (от хозяев не требуется никаких навыков в слесарном деле);
  • пожарную безопасность (чего не скажешь о сварочном аппарате);
  • быстрое устранение дефекта;
  • отсутствие деформаций металла (область обработки не подвергается воздействию высоких температур);
  • безопасность для здоровья (в воздух не попадают вредные химические соединения).

Работы с полимерами

Трубы из полимеров также могут монтироваться или чиниться с помощью клеящих составов. Для этой цели используются специальные виды холодной сварки.

  1. Перед их применением необходимо перекрыть теплоноситель и обработать место протечки наждачной бумагой. Затем проводится обезжиривание ваткой, смоченной в спирте.
  2. При сборке системы на концах труб отмеряется половина длины муфты. После чего эта зона освобождается от тонкого слоя полимера (0,1-0,2 мм) – циклюется.
  3. Клеящий состав смешивается до получения однородной массы. Срок годности такого клея в готовом виде не более 3 минут.
  4. Смесь наносится на подготовленные поверхности, трубы соединяются и помещаются под пресс. Время застывания и сила воздействия на шов указывается в инструкции, прилагаемой к клею.
Читайте также:  Нормальный шаг метрической резьбы

При этом следует учитывать, что холодное сваривание при устранении течи не является окончательным вариантом решения проблемы. После завершения отопительного сезона необходимо позвать квалифицированного сварщика или сантехника, который произведёт замену или качественный ремонт вышедшего из строя узла.

В наши дни, благодаря достижениям химической промышленности, осуществлять ремонт труб стало гораздо проще.

В помощь домашнему мастеру ученые разработали особый клей, который в силу высоких прочности и адгезии стали называть «холодной сваркой».

Новая разработка стала весьма востребованной и быстро приобрела популярность.

Чем может быть полезна холодная сварка для труб отопления, водопровода и прочих поврежденных изделий?

Характеристики и компоновка холодной сварки

Каких именно – каждый производитель держит в секрете: ведь именно от них зависят свойства клея.

Высокая прочность – только одно из достоинств холодной сварки. Весьма примечательными являются адгезионные свойства: материал может зафиксироваться на влажной поверхности и даже испачканной маслом. Правда, в этом случае прочность соединения составит только 75% – 80% от максимально возможной.

Клей схватывается в течение 15 – 60 минут. Время полного отвердения зависит от марки: некоторым разновидностям холодной сварки требуется 24 часа, другие можно подвергать нагрузкам уже через час-полтора.

Данный состав может применяться как для склеивания различных объектов, так и в качестве замазки трещин или пробоин. В последнем случае клей после полного отвердения можно шлифовать, грунтовать и окрашивать. Таким образом, место ремонта можно сделать абсолютно незаметным, что актуально для декоративных конструкций или иных, расположенных на видном месте. Примером может послужить бензобак мотоцикла.

Это позволяет отремонтировать без опорожнения, к примеру, радиатор автомобиля или трубу автономной системы отопления/водоснабжения.

Температурные показатели смеси

Величина диапазона температур, при которых разрешается эксплуатация отремонтированного изделия, зависит от состава холодной сварки.

У некоторых марок, например, клея «Mastix», нижний порог составляет -60, а верхний – +150 градусов. Более дорогие виды клея выдерживают до +260 градусов.

А есть специальные высокотемпературные марки: отремонтированное с их помощью изделие можно нагревать до температуры в 1300 градусов.

Минимальная температура, при которой допускается проведение ремонтных работ, составляет -10 градусов, но смесь должна готовиться в теплом помещении.

Виды и производители холодной сварки

Клеевые составы холодная сварка выпускаются в двух исполнениях:

  1. Однокомпонентные: такую смесь не нужно готовить – ее сразу можно применять для ремонта. Но долго хранить ее нельзя, а использовать нужно в полном объеме – остаток попросту испортится.
  2. Двухкомпонентные: в упаковку основной материал – эпоксидная смола с металлическими порошками и другими добавками – и отвердитель помещаются отдельно. Перед применением эти компоненты нужно смешать, после чего клей самопроизвольно нагревается до температуры в 40 – 50 градусов. Двухкомпонентные разновидности холодной сварки хранятся дольше, чем однокомпонентные, и могут применяться частично. Обычно они имеют вид стержня, внутренняя часть которого представляет основной материал, а оболочка – отвердитель.

Большая часть имеющихся в продаже составов по консистенции похожа на пластилин, но можно найти и жидкую холодную сварку, при помощи которой легко можно заделать труднодоступные повреждения.

Кроме того, холодные сварки могут быть универсальными, либо ориентированными на склеивание того или иного материала. Специализированные виды клея в отношении материала, для работы с которым они предназначены, проявляют более высокую адгезию, чем универсальные. Но попытка отремонтировать при помощи холодной сварки, к примеру, для металла, керамическое изделие может закончиться неудачей – клей окажется слабоват.

Поэтому в ремкомплекте, имеющемся в хозяйстве «на всякий пожарный случай», лучше иметь универсальный клей.

«Металлической» холодной сваркой часто пользуются владельцы транспортных средств. С ее помощью можно на некоторое время (пока не появится возможность капитального ремонта) подлатать элементы, не подвергающиеся значительным нагрузкам. Кроме упомянутых здесь бензобака и радиатора это могут быть пробитые глушитель и поддон картера двигателя. Хорошим помощником эта разновидность клея стала и для сантехников: с ее помощью можно временно устранять течи в водопроводах и системах отопления.

Весьма востребованной является сварка для пластмассы, ведь этот материал сегодня применяется повсеместно. С ее помощью можно отремонтировать лопнувший корпус того или иного бытового прибора, а также различные пластиковые емкости, например, корпус автомобильного аккумулятора.

Холодная сварка Титан

Выпускаются составы для ремонта изделий из стекла (аквариумы, зеркала), керамики и древесины. В сфере строительства широко применяются специализированные клеи, например, для соединения линолеума встык.

Порядок устранения течи

Технология ремонта труб и других изделий при помощи холодной сварки включает несколько этапов:

Подготовка поверхности

Участки, с которыми будет контактировать клей, нужно очистить от грязи, ржавчины и краски. Для этого материал обрабатывают крупнозернистой наждачной бумагой. Работать абразивом нужно достаточно тщательно, чтобы на поверхности остались хорошо заметные царапины. Только при их наличии сцепление клея с материалом будет максимальным.

Выполнение холодной пайки труб

После ошкуривания зону контакта нужно обработать каким-либо растворителем, если есть такая возможность, и высушить. В качестве растворителя можно использовать ацетон либо что-нибудь из моющих средств. Чтобы ускорить процесс, можно подсушить обрабатываемый участок обычным феном для волос. Кстати, если ремонтируемый материал окажется слегка подогретым, клеевое соединение получится более надежным.

Приготовление клея

Этот пункт инструкции касается двухкомпонентных составов. От стержня нужно отрезать кусочек достаточного объема.

Резать следует строго поперек, иначе соотношение основного материала и отвердителя окажется неправильным.

Отрезанный фрагмент необходимо тщательно размять пальцами, одев защитные перчатки (их можно предварительно смочить водой), чтобы структура и цвет смеси стали однородными. При этом, как уже говорилось, будет наблюдаться выделение тепла.

Читайте также:  Схема транзисторного регулятора напряжения

Время жизни готового клея ограничивается буквально несколькими минутами (указывается на упаковке) – затем начинается полимеризация. Его можно незначительно продлить, обеспечив интенсивное отведение выделяемого тепла. Для этого можно сдавить смесь, так чтобы получился тонкослойный элемент (увеличится площадь поверхности), либо вынести ее в более прохладное помещение.

Пропиленовые трубы все чаще применяются в отопительных системах. Пайка полипропиленовых труб осуществляется тремя способами, которые подробно описаны в статье.

Технические характеристики полипропиленовых труб для отопления приведены тут.

Стальные, медные, пластиковые трубы применяются в отопительных системах. Но какие из них лучше? В этой теме https://microklimat.pro/otopitelnoe-oborudovanie/otopitelnye-pribory/truby-dlya-otopleniya-kakie-luchshe.html рассмотрим достоинства и недостатки разных видов труб.

Выполнение ремонта

Клей наносится на склеиваемые поверхности либо в пробоину, если она используется в качестве замазки. Во втором случае желательно обеспечить проникновение смеси вглубь отверстия. Снаружи клеевую массу следует разгладить смоченным в воде шпателем или иным плоским инструментом, удалив излишки влажной тряпкой.

Если пробитое отверстие является слишком большим, поверх него на холодную сварку следует посадить металлическую заплатку.

Но подвергать нагрузкам клеевое соединение можно будет лишь после полного затвердения, на что может уйти от 1 до 24-х часов.

Если пользователь не имел возможности высушить и обезжирить обрабатываемую поверхность, клей после нанесения следует приглаживать возвратно-поступательными движениями до его прилипания к изделию.

Если ремонт приходится осуществлять при низкой температуре, необходимо скатать только что приготовленный клей в шар и дать ему возможность самопроизвольно нагреться до температуры в 40 – 50 градусов. При этом, разумеется, время выдержки не должно превышать время пригодности смеси. Так, если заявленное в инструкции время жизни готового клея составляет 5 – 7 мин, то греть его следует не дольше 4-х мин. После этого клеевую массу можно использовать по назначению.

Чтобы состав хорошо прогрелся, он должен иметь достаточный объем. Поэтому для ремонта в условиях мороза шарик рекомендуется скатывать хотя бы из одной трети стандартной упаковки (обычно стержень весит около 55 г).

Пайка пластиковых труб не требует высокой квалификации, и вполне реально научиться паять их самостоятельно. Как паять пластиковые трубы – читайте описание технологии.

Характеристики вентиляционных пластиковых труб описаны в следующей теме.

Видео на тему

Необходимость в экстренном соединении металлических и прочих поверхностей вполне распространенная ситуация, с которой может столкнуться каждый. При этом далеко не у каждого имеется сварочный аппарат, или возможность пригласить мастера, который выполнит требуемый объем работы. В том случае, если нужно соединить какую-нибудь мелочь, загерметизировать утечку в емкости, или заполнить скол на поверхности детали применяется клеящее вещество холодная сварка.

Что такое холодная сварка

Под таким названием предлагается клеящий состав, который обладает высокой степенью пластичности. Он состоит из эпоксидной смолы и представляет собой двухкомпонентное вещество. Обычно средство предлагается в небольшой пластиковой цилиндрической емкости, внутри которой находится клей в виде колбаски. Она скатана из двух компонентов разного цвета. Имеется светлая сердцевина и более темное оберточное вещество. Оболочка представляет собой эпоксидную смолу, а внутренняя сердцевина это отвердитель. Одним из компонентов отвердителя является металлическая пыль, которая в дальнейшем обеспечивает армирование состава, повышая его устойчивость к нагреву и механическому воздействию.

Чтобы воспользоваться веществом необходимо с помощью ножа, ножниц или другим способом отделить кусочек сварки от общей массы. Далее следует тщательно перемешать два компонента, чтобы отвердитель полностью растворился внутри эпоксидной смолы. Перемешивание осуществляется массирующими движениями похожими на замешивание теста. Изначально клей довольно твердый, поэтому с ним трудно работать. Постепенно он получает консистенцию пластилина и разогревается в руках. Как только оба компонента хорошо перемешались, можно приступить к применению состава по предназначению. Его пластичность сохраняется на протяжении считанных минут, поэтому не стоит затягивать процесс и сразу перейти к делу.

Менее удобной является двухкомпонентная холодная сварка в двух тубах, с каждого из которых нужно выдавить компонент кремовой консистенции и замешать. Качество получаемого состава зависит от правильности пропорций, но отмерять компоненты приходится на глаз, поэтому сложно добиться хорошей полимеризации. Сварка в тубах более жидкая, чем пластичное вещество в цилиндре. Она подходит для плотного соединения заготовок между собой, подобно тому, как используется клей «Момент».

Разновидности холодной сварки

Существует несколько разновидностей этого состава в зависимости от того для склеивания каких веществ он предназначен.

Холодная сварка бывает следующих видов для:
  • Металла.
  • Пластика.
  • Линолеума.
  • Бетона и пр.

Помимо узкоспециализированных продуктов встречается также универсальная сварка, которая всегда пригодится в хозяйстве. Она имеет максимально адаптированный состав, чтобы работать со всеми поверхностями, которые необходимо соединить. При этом нужно отметить, что узкоспециализированный ассортимент, который применяется по предназначению, превосходит по эффективности универсальные разновидности.

Сварка для металла

Применяется в бытовой жизни, а также полюбилась многим автолюбителям. С ее помощью можно заклеить утечку радиатора, и даже поддон картера или головку блока цилиндров. Конечно, такая мера является временной, и потребует более надежного решения. Несмотря на это, такой клей никогда не помешает в ящике с инструментами, поскольку позволяет быстро выйти из ситуации и доехать к ближайшему автосервису или в гараж.

Нужно отметить, что такой клей ни в коем случае нельзя сравнивать с полноценной электродуговой сваркой или пайкой, поскольку он больше подходит для обеспечения герметичности, чем для соединения деталей, которые находятся под нагрузкой. Если с его помощью прикрепить заготовки, которые в результате действия давления будут отдаляться друг от друга, то шов клея не выдержит и конструкция разрушится.

В быту состав применяется для заклеивания:
  • Водопроводных труб.
  • Батарей отопления.
  • Пробитых кастрюль.
  • Чугунных и металлических ванн.
Читайте также:  Как вывернуть заломыш болта

После того как состав затвердевает, он практически не реагирует на нагрев, поэтому если все сделать правильно, то заклеенная емкость может использоваться дальше по предназначению. Стоит отметить, что сварка не подойдет для восстановления целостности пищевой посуды, поскольку вещества, которые она выделяет, не желательны к употреблению.

Существует отдельная группа сантехнической сварки, которая адаптирована под воздействием влажной среды. В отличие от обычного клея данного типа, ее можно применять для соединения или герметизации влажных поверхностей. Ассортимент отдельных производителей схватывается даже под водой, надежно фиксируясь к поверхности.

Сварка для пластика

Сварка для пластмассы менее популярна, чем ассортимент для соединения металла. Это обусловлено тем, что для тех целей, где она применяется, вполне можно воспользоваться клеевым пистолетом, который обеспечивает соединение горячим клеем. Несмотря на это, сварка для пластиковых поверхностей тоже заслуживает место быть. Она пригодится в тех случаях, когда нет клеевого пистолета или отсутствует доступная розетки для его включения. Такой клей быстро схватывается, что нельзя сказать о других составах, полимеризация которых требует сутки. Обычно сварка применяется для склеивания пластиковых труб, а также других поверхностей из этого материала.

Сварка для линолеума и резины

Отдельного внимания заслуживает холодная сварка, которая применяется для соединения линолеума и резины. Подобный продукт применяется при проведении ремонта и отделочных работах. Качество соединения такого состава значительно превосходит двухсторонний скотч или жидкий клей. Обычно сварка используется только в тех случаях, когда нужно провести быстрый ремонт, поскольку исключительное применение с целью поклейки линолеума к полу по всему параметру помещения потребует много времени и большой расход средства.

Сварка для бетона

Состав, который предназначен для бетона отличается хорошей скрепляющей способностью, но стоит отметить, что сам бетон имеет высокую гигроскопичность и пылеотделение, поэтому не всегда может обеспечить надежную фиксацию к себе. Такой клей используется в тех случаях, когда нужно закрепить что-то на бетоне без сверления. Также его используют для восстановления разбитых на осколки бетонных изделий, таких как статуи и памятники.

Как добиться максимальной соединяющей способности

Чтобы холодная сварка смогла соединить поверхности очень надежно и устойчиво важно соблюсти все условия, которые перечислены в инструкции. Сначала нужно позаботиться о подготовке поверхности. Это нужно сделать задолго до того как смешивать компоненты сварки. С помощью наждачной шкурки осуществляется очистка материала, в том случае если на нем имеются другие наслоения. К примеру, если нужно заклеить батарею то лучше, чтобы смола приклеилась к металлу, а не покрывающей его краске. Шкуркой удаляется грязь и возможная ржавчина.

Максимальная степень соединения достигается в том случае если клей не просто касается к чистому материалу, но и глубоко проникает в его структуру. В связи с этим, если есть возможность, нужно в точках склеивание нанести глубокие царапины. Сварка заполнит их и будет надежно удерживаться внутри, не позволяя застывший массе оторваться.

Лучше всего если приклеивание осуществляется на сухую поверхность. Даже если холодная сварка может работать с мокрыми материалами, надежней будет применять ее на сухих изделиях если это возможно. Для обезжиривания перед использованием сварки лучше всего использовать ацетон. Он убирает жировые пятна и быстро испаряется, поэтому сразу после него можно приступить к непосредственному склеиванию. Остается только смешать двухкомпонентный состав по инструкции и осуществить склеивание.

При перемешивании компонентов клея, маленькие частицы эпоксидной смолы остаются на руках, и в дальнейшем от них затруднительно избавиться. Чтобы не использовать перчатки, которые потом придется просто выбросить, можно пойти на небольшую хитрость. Следует намочить руки, перед тем как перемешивать состав. Сварка плохо прилипает к влажным ладоням, при этом небольшое количество воды никак не влияет на ее свойства.

Отличия холодной сварки от прочих разновидностей клея

Холодную сварку нельзя ставить в один ряд с другими видами клеевых составов, поскольку она является кардинально иным продуктом. Во-первых, она обладает устойчивостью к высоким температурам. Продукт плохо поддается горению, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве клеящих составов.

После застывания сварка приобретает каменную твердость даже в том случае, если накладывается толстым слоем. Благодаря этому, ее используют большей мерой не для скрепления деталей, а для восстановления недостающих частей различных предметов и механизмов. К примеру, если имеется скол на столешнице стола, его можно заполнить сваркой. После того как она застынет, останется только зашлифовать твердую поверхности, и закрасить ее такой же краской, как остальная столешница. Визуально это практически незаметно. Сварка в качестве моделирующей шпаклевки является одним из приоритетных направлениях ее применения.

Преимущества и недостатки

Холодная сварка имеет ряд преимуществ, которые и являются причиной ее популярности.

К достоинствам продукта можно отнести:
  • Доступную цену.
  • Отсутствие трещин после высыхания.
  • Простое применение.
  • Высокую надежность после застывания.
  • Возможность применение для моделирования.
  • Отсутствие усадки.
  • Устойчивость к повышению температуры.

Можно сказать, что холодная сварка не имеет недостатков, но существуют ограничения, которыми она обладает. В том случае если ожидать от такого клея чего-то масштабного, скромные характеристики эпоксидного состава могут показаться недостатком. Но все же нельзя сравнивать данное вещество с классическими способами соединения заготовок. Электродуговая сварка всегда более эффективно обеспечит соединение металла, как и шуруп, который крепит две деревянные детали. Клей относится к экстренному способу быстрого ремонта или применяется в тех случаях, когда нужно смоделировать отколовшуюся часть изделия, заменив его застывшим эпоксидным составом.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector